г. Краснодар |
|
16 июня 2014 г. |
Дело N А32-16293/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674) - Деревенца И.В. (доверенность от 02.07.2012), Тагировой Г.М. (доверенность от 02.07.2012), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шевченко О.И. (доверенность от 19.12.2013), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 (судья Мигулина Д.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 (судьи Винокур И.Г., Николаев Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-16293/2013, установил следующее.
ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - порт) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 1 163 580 рублей штрафа за задержку вагонов.
Решением от 05.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.03.2014, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что материалами дела подтверждается задержка подачи вагонов под выгрузку по вине железной дороги, поэтому требование порта об уплате штрафа, начисленного в соответствии со статьей 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), правомерно.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, порт не составлял акты, подтверждающие факт и причину задержки подачи вагонов, и не доказал вину железной дороги в задержке подачи вагонов на пути необщего пользования. В свою очередь железная дорога по факту задержки вагонов на путях станции Туапсе оформила акты общей формы в связи с занятостью принадлежащих истцу выставочных путей N 5 и 6 по причинам, зависящим от него, что подтверждается графиком занятости путей. Выводы судов о возможности подачи вагонов на внутриподъездные пути порта, а также о недоказанности несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства противоречат материалам дела.
В отзыве на кассационную жалобу порт просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что факт задержки подачи вагонов по вине ответчика подтвержден представленными в материалы дела актами, выставочные пути порта в спорный период были свободны, железная дорога не доказала явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей сторон, поддержавших жалобу и отзыв, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Из материалов дела видно, что 24.01.2012 железная дорога (перевозчик) и порт заключили договор N 85/4 (далее - договор N 85/4), регулирующий правоотношения сторон по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего железной дороге и примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная СКЖД стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 парка "В", обслуживаемого локомотивом порта, арендуемым у железной дороги. Согласно пункту 5.1 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается определенный порядок подач: каждая последующая - не ранее чем через 1 час 20 минут после предыдущей, но не позднее 2 часов при наличии на станции готовых к подаче вагонов, прибывших в адрес порта. Занятость и свободность выставочных путей N 5 и 6 фиксируется графиком. График занятости выставочных путей порта заполняется приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная в двух экземплярах, подписывается от порта техником по вагонным операциям и от перевозчика - приемосдатчиком станции. Один экземпляр графика передается порту, второй остается в делах станции Туапсе-Сортировочная. В силу пункта 5.2 договора уведомление о подаче вагонов передается не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов в порт приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная сменному диспетчеру порта посредством факсимильной связи. В соответствии с пунктом 6 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе-Сортировочная на железнодорожные выставочные пути N 5 или 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов. По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта N 11, 13 - до предельного столбика стрелки N 225, путей N 14, 15 - до грузового фронта N 16, путей N 16 - 23, 17 - 21 - до грузового фронта N 15, пути N 20 - до предельного столбика стрелки N 232, путей N 18, 19 - до грузового фронта N 1. Максимальное количество подаваемых в порт вагонов составляет не более 45 груженых или 50 порожних, вес - не более 3690 тонн. Согласование порядка подачи вагонов производится маневровым диспетчером станции Туапсе-Сортировочная и сменным диспетчером порта. Пунктом 12 предусмотрено, что на железнодорожном пути необщего пользования порта устанавливается срок оборота вагонов - 6 часов. В случае использования под погрузку вагонов, поданных на путь необщего пользования порта под выгрузку, техническая пригодность использования вагона под погрузку после выгрузки подтверждается актом общей формы ГУ-23, составленным на основании книги ВУ-14. В акте указывается время окончания выгрузки вагона и передачи вагона порту под погрузку. Временем начала погрузки является время окончания технического осмотра вагонов, указанное в книге ВУ-14 и акте общей формы. Срок оборота вагонов, используемых после выгрузки под погрузку, - 10 часов. Время, затраченное на технический осмотр вагонов под погрузку и указанное в акте формы ГУ-23, исключается при исчислении срока оборота вагонов. Перерабатывающая способность порта при одновременной переработке различных грузов составляет 345 вагонов в сутки (пункт 13 договора). В пункте 17.6 договора стороны предусмотрели, что при отсутствии у порта возможности принять прибывшие на станцию вагоны с экспортным грузом он дает письменный отказ, который передается диспетчером порта приемосдатчику станции Туапсе-Сортировочная в порту. Письменное уведомление о снятии отказа передается портом не позднее чем за час до начала приема указанных в отказе вагонов.
С июня по август 2012 года на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная находилось 2240 вагонов с грузами, прибывших в адрес порта. Истец направил ответчику уведомления о времени их подачи под выгрузку, однако вагоны в течение двух часов после уведомления, как это предусмотрено договором, не были поданы. По этому факту железная дорога составила акты общей формы, которые порт подписал с возражениями, указав следующее: вагоны принимались на пути необщего пользования в соответствии с пунктом 5 договора N 85/4; порт не отказывался от возможности принять эти вагоны; вагоны находились на станции по зависящим от перевозчика причинам. В актах порт также отметил, что перевозчик в силу статьи 100 Устава несет ответственность за задержку подачи вагонов.
Порт, ссылаясь на то, что принимал вагоны на пути необщего пользования на основании пункта 5 договора N 85/4 и не отказывался от приемки указанных в актах вагонов, а также полагая, что вагоны находились на путях станции Туапсе-Сортировочная по вине железной дороги, обратился с иском в суд о взыскании штрафа, начисленного в порядке статьи 100 Устава.
Согласно статье 100 Устава за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Суды установили, что в спорный период порт не заявлял об отказе от приема грузов. При этом составленные сторонами графики занятости выставочных путей порта подтверждают, что в периоды, обозначенные в актах общей формы, станцией Туапсе-Сортировочная производилась подача иных вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, а вагоны, перечисленные в актах общей формы и уведомлениях, на пути порта не подавались. Из имеющихся в деле графиков, подписанных сторонами без возражений, следует, что выставочные пути N 5 и 6 не были заняты. Как указал суд апелляционной инстанции, даже в случае занятости этих путей ответчик не представил доказательств невозможности подачи вагонов под выгрузку на внутриподъездные пути в срок, определенный в уведомлениях, что допускается пунктом 6 договора N 85/4. Ответчик не доказал невозможность подачи указанных в акте вагонов и не опроверг доводы истца. Установив, что перевозчик в нарушение условий договора N 85/4 своевременно не обеспечил подачу вагонов, суды пришли к выводу о том, что вагоны находились на путях станции Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от перевозчика.
С учетом изложенного суды правомерно взыскали с железной дороги 1 163 580 рублей штрафа. Расчет начисленной портом суммы штрафа проверен судами и признан правильным.
Доводы железной дороги о том, что у суда были основания для снижения неустойки, следует отклонить. Согласно абзацу 3 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" суд кассационной инстанции не вправе снизить размер взысканной неустойки или увеличить размер сниженной судом на основании статьи 333 названного Кодекса неустойки по мотиву несоответствия ее последствиям нарушения обязательства, а равно отменить или изменить решение суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции в части снижения неустойки с направлением дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, поскольку определение судом конкретного размера неустойки не является выводом о применении нормы права (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель не опроверг правильности выводов судов первой и апелляционной инстанций, а его доводы повторяют аргументы апелляционной жалобы и сводятся к несогласию с оценкой доказательств, которая выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Основания для изменения или отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу N А32-16293/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.