г. Краснодар |
|
20 октября 2014 г. |
Дело N А61-292/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Чесняк Н.В., в отсутствие истца - Центрального банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) и ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1501027140, ОГРН 1021500668914), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 28.04.2014 (судья Коптева М.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 (судьи Параскевова С.А., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А61-292/2014, установил следующее.
Центральный банк Российской Федерации в лице Национального банка Республики Северная Осетия - Алания (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченной суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду, выраженного в письме от 26.11.2013 N 112/1567; о возложении обязанности принять решение о возврате излишне уплаченных 69 817 рублей 92 копеек, перечисленных в бюджет в 2010 - 2012 годах, и представлении в Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия - Алания поручения (сообщения) для осуществления возврата по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением от 28.04.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.07.2014, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер, осуществляется в специально оборудованных для этого местах. Поскольку объекты размещения отходов у банка отсутствуют и деятельность по размещению отходов он не осуществляет, плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов вносилась им в 2010 - 2012 годах ошибочно и подлежит возврату.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. Заявитель указывает, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за последствия осуществляемой природопользователем хозяйственной и иной деятельности, приводящей к негативному воздействию. Банк не осуществляет специализированную деятельность по размещению отходов, однако в процессе его деятельности образуются отходы, собственником которых он является. При передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон не происходит перехода права собственности на отходы к специализированной организации.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что банк с 2010 по 2012 год перечислил 69 817 рублей 92 копейки платы за размещение отходов на основании утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в составе платы за негативное воздействие на окружающую среду. Уплата этих сумм подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Вывоз и захоронение образующихся отходов банка осуществляли организации (ОАО "НК "Роснефть-Артаг"", ВМАУ "Специализированный экологический центр", ВМУП "ВладЭкоСервис", ВМАУ "СпецЭкоСервис", МП "Благоустройство", ООО "ЭкоДом", ВМБУ "Специализированный экологический центр", ВМУП "Специализированная экологическая служба") на основании соответствующих договоров.
04 апреля 2013 года банк направил в адрес управления заявление N 09-3-9/1243 о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) за 2010 - 2012 годы с приложением расчета суммы, подлежащей возврату (69 817 рублей 92 копейки).
Управление в письме от 25.04.2013 N 410/535 сообщило, что вопрос о возврате излишне уплаченных платежей будет решен после получения соответствующих разъяснений от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
На повторное обращение банка от 19.11.2013 N 09-3-3/4546 управление в письме от 26.11.2013 N 112/1567 отказало заявителю в возврате спорной суммы со ссылкой на разъяснение Росприроднадзора от 03.06.2013 N ВК-06-01-36/7676 и постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П, согласно которым внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) является обязанностью организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы.
Считая отказ в возврате излишне уплаченных платежей недействительным, банк обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования банка, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие посредством хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Исходя из статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
По смыслу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Хранением отходов является их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В связи с этим судебные инстанции обоснованно исходили из того, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Суды, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, установили, что отходы образуются в результате осуществления банком деятельности по оказанию банковских услуг, а также частично в процессе деятельности банка.
Суды также отметили отсутствие доказательств осуществления банком специализированной деятельности по размещению отходов или оказания им в процессе осуществляемой деятельности какого-либо иного вредного воздействия на окружающую среду по смыслу Закона об охране окружающей среды и Закона об отходах.
Поскольку материалами дела не подтверждено осуществление банком такой деятельности, в результате которой происходит воздействие на окружающую среду, подпадающее под виды негативного воздействия в соответствии с указанными законами, судебные инстанции сделали обоснованный вывод об отсутствии у банка обязанности по уплате спорных платежей и незаконности в связи с этим действий управления по отказу возвратить излишне уплаченные платежи.
Доводы управления о том, что закон не ставит обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду в зависимость от осуществления какой-либо специализированной деятельности и банк как собственник отходов, размещаемых на полигоне, должен нести бремя их содержания, противоречат действующему законодательству и сложившейся практике по рассмотрению аналогичных споров. Законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому они не принимаются кассационным судом. Переоценка установленных фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, определенную статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены или изменения судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 28.04.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А61-292/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.