г. Краснодар |
|
28 октября 2014 г. |
Дело N А32-36910/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Кайрос" (ИНН 0106005182, ОГРН 1022301199887) - Зайцевой Н.В. (доверенность от 30.10.2013), от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Черкасовой Е.В. (доверенность от 10.01.2014) и Федченко О.В. (доверенность от 16.10.2014), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2014 (судья Чесноков А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Соловьева М.В.) по делу N А32-36910/2013, установил следующее.
ООО "Кайрос" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Краснодарской таможни (далее - таможня, таможенный орган) в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 240 033 рублей 61 копейки, изложенного в письме от 11.10.2013 N 19.4-04/23190; об обязании таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи по ДТ N 10309200/170912/0013757 (далее - спорная ДТ) в сумме 240 033 рублей 61 копейки.
Решением суда от 26.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.07.2014, заявленные требования удовлетворены. С таможни в пользу общества взыскано 9800 рублей 67 копеек судебных расходов.
Судебные акты мотивированы недоказанностью таможней соответствия оспариваемых действий и ненормативного акта действующему законодательству Российской Федерации и нарушением прав и законных интересов общества. Общество представило все необходимые документы для подтверждения права на применение первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров, основания для корректировки таможенной стоимости которых отсутствовали.
В кассационной жалобе таможня просит отменить указанные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, у таможни отсутствуют основания для возврата обществу излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов по ошибочно поданной декларации. После выпуска ДТ признание ее ошибочно поданной не предусмотрено действующим таможенным законодательством, о чем обществу сообщено письмом от 06.06.2013 N 11.2-04/11843.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение внешнеэкономического контракта от 15.11.2010 N 978/24437138/00030, заключенного с фирмой "Cifre Ceramica S.L.", (Испания), на условиях поставки EXW Кастеллон, общество ввезло на таможенную территрию Таможенного союза товар - плитку керамическую глазурованную для стен и пола из грубой керамики различных артикулов, в количестве 1211,89 м 2, вес нетто 23990 кг, вес брутто - 24143 кг (далее - товар), код ТН ВЭД - 908902000.
В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 N 494 "Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа" (далее - Инструкция), а также в соответствии со статьями 180 и 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) общество, с целью таможенного оформления ввезенного товара, подало таможенную декларацию в виде электронного документа (далее - ЭТД).
В результате сбоя в компьютерной программе в таможню по электронным каналам связи поступило две ЭТД с идентичными сведениями на товар, ввезенный обществом по спорной ДТ.
Таможня приняла обе ЭТД к таможенному оформлению, присвоим им регистрационные номера N 10309200/170912/0013737 и 10309200/170912/0013757 и, в дальнейшем выпустила указанные ЭТД, о чем свидетельствуют штампы в графе "Выпуск Разрешен", дата 17.09.2012 ЛНП N 257 (ЭДТ N 10309200/170912/0013737) и ЛНП N 284 (ЭДТ N 10309200/170912/0013757).
После обнаружения факта оформления двух ЭТД на один и тот же товар, общество обратилось в таможню с заявлением от 11.03.2013 N 29 о признании спорной ДТ ошибочной с целью возврата излишне уплаченных таможенных платежей по этой ДТ в размере 240 033 рублей 61 копейки, поскольку товар, поступивший в контейнере N TRHU2003395 по инвойсу от 14.08.2012 N Е-101401/12, был оформлен по другой декларации.
Таможня письмом от 06.06.2013 N 11.2-04/11843 отказала обществу в возврате излишне уплаченных денежных средств по спорной ДТ. В обосновании причины отказа, таможня указала, что фактом признания излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов может являться отмена решения о выпуске товара, однако отменить решение о выпуске спорной ДТ не представляется возможным, в связи с тем, что выпуск ДТ осуществлен при соблюдении условий, установленных статьей 195 Кодекса, а признание ДТ после ее выпуска ошибочной не предусмотрено действующим таможенным законодательством.
Общество обратилось в таможню с заявлением на возврат излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 240 033 рублей 61 копейки по спорной ДТ.
Таможня письмом от 11.10.2013 N 19.4-04/23190 оставила заявление общества без рассмотрения в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
Не согласившись с отказом таможни об отмене решения о выпуске товара, оформленного по спорной ДТ, а также отказом таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 9 Кодекса любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии со статьей 179 Кодекса товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Пунктом 5 статьи 180 Кодекса определено, что таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа в соответствии с Кодексом. Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссии таможенного союза.
В соответствии с Инструкцией таможенная декларация в виде ЭТД предоставляется декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 206 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) таможенный орган обязан зафиксировать дату и время подачи декларации на товары в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При декларировании товаров в электронной форме фиксирование даты и времени подачи декларации на товары и направление декларанту электронного сообщения, содержащего сведения об указанных дате и времени, осуществляются автоматически при поступлении такой декларации в электронную систему таможенных органов.
Приказом ФТС от 12.12.2011 N 2499 "Об утверждении порядка фиксирования даты и времени подачи декларации на товары" утвержден Порядок фиксирования даты и времени подачи декларации на товары (далее - Порядок).
Пунктами 4, 5, 6 Порядка определено следующее: "В целях выявления факта ошибочной подачи ДТ должностное лицо в срок не более 2 часов с момента подачи ДТ с помощью штатных программных средств проверяет факт отсутствия в информационной системе таможенного органа ДТ, содержащей дублирующие сведения. Если в отношении поданной ДТ должностное лицо выявляет, в том числе с использованием штатных программных средств, что ДТ и (или) ее электронная копия уже была ранее зарегистрирована, то должностное лицо незамедлительно информирует о данном факте декларанта (таможенного представителя). В случае если декларантом (таможенным представителем) подтверждается информация о том, что поданная ДТ и (или) ее электронная копия была направлена в таможенный орган повторно, либо при отсутствии такой информации от декларанта (таможенного представителя) в срок не более 2 часов с момента подачи ДТ, то такая ДТ считается ошибочно направленной. В случаях, указанных в пункте 5 Порядка, ДТ или ее электронная копия не регистрируются".
Суды установили, что на момент регистрации спорной ДТ ранее поданная декларация под этим же номером уже была зарегистрирована. Обществу не поступало никакой информации от таможни о наличии декларации с идентичными сведениями, из чего суды сделали вывод о том, что таможня не проводила проверку на наличие в информационной системе таможенного органа ДТ, содержащей дублирующие сведения. Соответственно спорная ДТ не была признана таможней ошибочно поданной, в результате чего была оформлена таможенным органом. Все сведения в спорной ДТ указаны верно и не требуют корректировки, являясь дублирующими.
Суды установили, что ДТ N 10309200/170912/0013737 и ДТ N 10309200/170912/0013757 поданы, зарегистрированы и выпущены таможней на один и тот же товар. Общество уплатило таможенные пошлины и налоги в полном объеме
В соответствии со статьей 89 Кодекса излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика.
Суды установили, что заявление общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 240 033 рублей 61 копейки и документы, необходимые для рассмотрения данного заявления, поступили в таможенный орган 07.10.2013, однако решение о возврате излишне уплаченных таможенных платежей таможней не принято, возврат денежных средств не произведен, в адрес общества направлен отказ в рассмотрении указанного заявления, изложенный в письме от 11.10.2013 N 19.4-04/23190.
Суды правильно указали, что действующее законодательство Таможенного союза носит отсылочный характер и не регулирует правоотношения связанные с возвратом (зачетом) излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей, в связи с чем необходимо руководствоваться нормами Закона N 311-ФЗ, регулирующего возврат таможенных платежей.
Вывод судов о том, что отсутствие порядка отмены решения о выпуске ошибочно поданной спорной ДТ не является законным основанием для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, поскольку факт двойного начисления и уплаты таможенных платежей за один и тот же товар подтверждается материалами дела, является правильным.
Поскольку общество представило в материалы дела необходимые и достаточные доказательства незаконности оспариваемых им действий и ненормативного акта таможенного органа, нарушение ими прав и законных интересов общества, в то время как таможенный орган не доказал, что оспариваемые действия и ненормативный акт соответствуют действующему законодательству, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы таможни направлены на переоценку исследованных судебными инстанциями доказательств и установленных по делу обстоятельств, и в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы таможни отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу N А32-36910/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.