г. Краснодар |
|
20 октября 2014 г. |
Дело N А53-1179/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мантула Г.А. и Епифанова В.Е., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - Страховского хуторского казачьего общества окружного казачьего общества Первого Донского округа войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское", заинтересованного лица - администрации Семикаракорского района, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Страховского хуторского казачьего общества окружного казачьего общества Первого Донского округа войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу N А53-1179/2014 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.), установил следующее.
Страховское хуторское казачье общество окружного казачьего общества Первого Донского округа войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское" (далее - казачье общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Семикаракорского района Ростовской области (далее - администрация), выразившихся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 61:35:0600017:178 и возложении на заинтересованное лицо обязанности совершить действия, предусмотренные пунктом 5.6 Порядка, утвержденного постановлением администрации Семикаракорского района Ростовской области от 19.06.2012 N 945 "Об установлении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Семикаракорский район" или государственная собственность на которые не разграничена и переоформления прав на них" (с учетом изменения предмета заявленных требований; т. 1, л. д. 81).
Решением от 07.04.2014 требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что отказ администрации в предоставлении казачьему обществу земельного участка в аренду на том основании, что участок будет предоставлен гражданам без проведения торгов, неправомерен.
Постановлением апелляционного суда от 02.07.2014 решение от 07.04.2014 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционный суд исходил из того, что предоставление земельных участков юридическим лицам, в том числе, казачьим обществам для ведения личного подсобного хозяйства законом не предусмотрено. У администрации отсутствовала обязанность по проведению торгов между специальными субъектами (казачьим обществом и гражданами). Действия заинтересованного лица по отказу в предоставлении заявителю спорного земельного участка соответствуют нормам закона. Полномочия на принятие решения о предоставлении земельного участка гражданам для выпаса скота и отказа в предоставлении земельного участка казачьему обществу определены постановлением от 19.06.2012 N 945 (далее - постановление от 19.06.2012 N 945). Постановлением администрации от 24.04.2013 N 739 "О внесении изменений в постановление администрации Семикаракорского района от 19.06.2012 N 945 "Об установлении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Семикаракорский район" или государственная собственность на которые не разграничена и переоформления прав на них"" (далее - постановление от 24.04.2013 N 739) внесены изменения в пункт 5.7 Порядка, который определяет особенности и порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим личный крупный и мелкий рогатый скот, зарегистрированным в населенных пунктах Семикаракорского района по месту расположения земельного участка в поселении Семикаракорского района, без проведения торгов. Казачье общество не обосновало наличие у него скота, не доказало, что ведение личного подсобного хозяйства соответствует его уставным целям. В нарушение пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) заявитель не указал цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, не обосновало и необходимость предоставления земельного участка (пастбища) сроком на 49 лет. Апелляционный суд отметил, что предоставление земельного участка заявителю существенно нарушит права и интересы неопределенного круга граждан - жителей х. Страхов Семикаракорского района Ростовской области, которые имеют право на получение земельного участка в аренду в льготном порядке для выпаса скота. Предоставление земельных участков казачьим обществам регулируется специальными законами.
В кассационной жалобе казачье общество просит апелляционное постановление от 02.07.2014 отменить, оставить в силе решение от 07.04.2014. Податель жалобы указывает, что администрации необходимо принять решение об отказе каждому из заявителей (гражданам, фермеру и казачьему обществу) в предоставлении спорного участка без проведения торгов, и принять меры для проведения открытых торгов по реализации права на заключение договора аренды спорного земельного участка. Гражданам участок предоставляется не для ведения личного подсобного хозяйства, а для выпаса скота, как это прямо указано в пункте 5 статьи 10 Федерального Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). В кадастровом паспорте спорного земельного участка вид разрешенного использования указан - "для выпаса скота (пастбища)". При этом в статье 78 Земельного кодекса предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться как гражданами ведущими личные подсобные хозяйства, так и казачьими обществами. Страховое хуторское казачье общество создано в 2012 году, не является правопреемником каких-либо казачьих обществ. На момент его создания и тем более обращения с заявлением о предоставлении земли специальное законодательство отсутствовало. Целевой фонд создавался для строго определенных целей и задач, не связанных с сельскохозяйственным производством.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 10.12.2013 казачье общество в лице атамана обратилось к главе Семикаракорского района Ростовской области с заявлением о предоставлении в пользование на праве аренды на 49 лет двух земельных участков: 1) общей площадью 999 225 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 61:35:0600017, находящегося в 830 метрах на восток от х. Страхов, разрешенное использование - пастбища, категория - земли сельскохозяйственного назначения, 2) общей площадью 342 956 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 61:35:0600017, находящегося в 250 метрах на восток от х. Страхов, разрешенное использование -пастбища, категория - земли сельскохозяйственного назначения (т. 1, л. д. 16, 17).
17 декабря 2013 года администрация письмом отказала в предоставлении данных участков на том основании, что за предоставлением земельных участков 05.09.2013 обратились граждане, которым и будет предоставлен земельный участок в аренду после постановки на государственный кадастровый учет (т. 1, л. д. 18, 19).
15 февраля 2014 года администрация опубликовала в газете "Семикаркорские вести" объявление о наличии предлагаемых для передачи гражданам в аренду земельных участков для сенокошения и выпаса скота в границах Топилинского сельского поселения, а именно: земельного участка общей площадью 1 153 739 кв. м с кадастровым номером 61:35:0600017:178, местоположение: примерно в 160 м по направлению на восток от ориентира, расположенного по адресу: Ростовская область, Семикаракорский район, х. Страхов, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: земельные участки, занятые сельскохозяйственными угодьями (вид сельскохозяйственных угодий - пастбища) (т. 1, л. д. 72 - 75).
18 февраля 2014 года казачье общество вновь обратилось за предоставлением данного земельного участка, уже поставленного на учет.
13 марта 2014 года заявитель уточнил кадастровый номер земельного участка.
18 марта 2014 года администрация письмом сообщила казачьему обществу о том, что спорный земельный участок будет предоставлен обратившимся гражданам, указав при этом, что заявление по форме и приложениям не соответствует административному регламенту (т. 1, л. д. 90, 91).
Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным, казачье общество обратилось в суд с заявлением в порядке главы 24 Кодекса.
Законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Одним из способов судебной защиты нарушенного права, как следует из положений части 1 статьи 198 Кодекса, является гарантированная возможность обращения граждан, организаций и иных лиц в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 данного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 данного Кодекса.
Статьей 77 Земельного кодекса закреплено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) в том числе: гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; казачьими обществами и т. д.
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
На основании пунктов 3 и 4 статьи 81 Земельного кодекса гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве. Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются Земельным кодексом, Законом N 101-ФЗ, а также законами субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон N 112-ФЗ) личное подсобное хозяйство является формой непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона N 112-ФЗ предусмотрено право граждан осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства, предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
В силу статьи 1 Закона N 101-ФЗ правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 82 Земельного кодекса условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научным организациям, образовательным организациям, осуществляющим подготовку кадров в области сельского хозяйства, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются Законом N 101-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что предоставление земельных участков юридическим лицам в том числе казачьим обществам для ведения личного подсобного хозяйства законом не предусмотрено, у администрации отсутствовала обязанность по проведению торгов.
Кроме того, как установлено апелляционным судом, администрация издала постановление от 08.04.2014 N 517 "О передаче гражданам в аренду для выпаса скота земельного участка, в границах муниципального образования "Топилинское сельское поселение"", которое явилось основанием для заключения договора аренды земельных участков от 08.04.2014 N 32 с гражданами (30 человек) со множественностью лиц на стороне арендатора, с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных лиц. Срок аренды три года, что соответствует требованиям Областного закона от 22.07.2003 N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области", пункта 9 статьи 9 Закона N 101-ФЗ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого отказа в предоставлении заявителю в аренду земельного участка, и правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд правомерно исходил из того, что заявитель не доказал обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым отказом в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При вынесении обжалуемого постановления апелляционным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства.
Основания для изменения или отмены постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Кодекса, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу N А53-1179/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.