Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 декабря 2002 г. N КА-А41/7775-02
Прокурор комплекса "Байконур" обратился в Арбитражный суд Московской области в защиту государственных и общественных интересов с иском к Администрации города Байконур, Обществу с ограниченной ответственности "Экология" (далее - ООО "Экология") о признании недействительным договора N У-159/01 от 01.03.01 г. "О налоговых освобождениях и инвестициях", заключенного между Администрацией г. Байконур и ООО "Экология" в части предоставления льгот по уплате федеральных налогов.
В качестве третьего лица участие в деле принимает Министерство финансов Российской Федерации.
До принятия решения по существу спора Прокурор, пользующийся в процессе правами истца, уточнил требование в порядке ст. 37 АПК РФ от 05.05.95 г., просит договор N У-159/01 от 01.03.01 г. "О налоговых освобождениях и инвестициях" признать недействительным в части предоставления льгот по уплате федеральных налогов (п. 3.1.1 договора - налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акциз).
Решением от 28.06.02 г. по делу N А41-К1-5009/02 исковое требование удовлетворено, суд признал вышеназванную сделку ничтожной в части предоставления льгот по уплате федеральных налогов.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.09.02 г. решение суда от 28.06.02 г. отменено, в удовлетворении искового требования отказано в связи с тем, что оспариваемый договор соответствовал условиям международного договора - Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан "О статусе г. Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти" от 23.12.95, в настоящее время договор утратил силу ввиду прямого указания Правительства РФ (п. 2 постановления от 25.10.01 г. N 747).
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ по кассационным жалобам Прокуратуры комплекса "Байконур" и Прокуратуры Московской области (далее - Прокурора), в которых Прокурор просит постановление апелляционной инстанции суда отменить по мотиву неправильного применения им норм материального права, а решение суда первой инстанции оставить в силе как законное и обоснованное. Прокурор полагает, что судом неправильно применены положения п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 12 названного выше Соглашения, а также на то, что ни это Соглашение, ни действующее законодательство РФ не предусматривают возможности предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер. Прокурор также сослался на вступившее в законную силу Решение Верховного Суда РФ от 26.12.2001 по делу N ГКПИ 2001-1759/1794, которым установлена незаконность предоставления Главой Администрации г. Байконур льгот по федеральным налогам.
В судебном заседании представитель Прокурора поддержала доводы кассационной жалобы, представитель Администрации г. Байконур своего отношения к жалобе не высказала.
ООО "Экология" и Министерство финансов РФ, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Совещаясь на месте, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие представителей ООО "Экология" и третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Прокурора и Администрации г. Байконур, суд кассационной инстанции находит, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене на основании ч. ч. 1, 2 ст. 288 АПК РФ в связи с неправильным применением судом норм материального права, а решение суда первой инстанции по делу надлежит оставить в силе.
Судом установлено, что 01.03.01 г. между Администрацией г. Байконур и ООО "Экология" заключен договор N У-159/1, согласно которому ООО "Экология" освобождалось полностью или частично от уплаты федеральных налогов с условием согласно п. 4.1 договора ежемесячных перечислений не менее 3% от суммы дохода, полученного в результате применения налоговых льгот, в целевые фонды развития города и комплекса Байконур.
В соответствии с п. 1.1.1 договора основанием его заключения является Соглашение между РФ и Республикой Казахстан о статусе г. Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23.12.95 г. (далее - Соглашение).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Соглашения Глава Администрации г. Байконур предоставляет в соответствии с законодательством РФ налоговые и иные льготы предприятиям с учетом значения их деятельности для населения города в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход городского бюджета.
Приведенная норма международного договора в отличие от действующего налогового законодательства РФ предоставила Главе городской Администрации право установления налоговых льгот предприятиям, то есть ввела новый субъект, компетентный принимать решение о предоставлении таких льгот.
Как следует из п. 1 ст. 7 Соглашения остальные условия предоставления налоговых льгот связаны с необходимостью соответствия их законодательству РФ.
Другое толкование п. 1 ст. 7 Соглашения, в том числе предложенное ООО "Экология" (л.д. 15-17) и приведенное апелляционной инстанцией в постановлении, не соответствует буквальному содержанию указанной нормы международного договора, ввиду наличия в ней указания на предоставление налоговых льгот именно в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, никакого особого режима налогообложения Соглашением не предусмотрено.
Более того, ст. 50 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрено, что Правительство РФ обеспечивает контроль за соблюдением положений Соглашения в части ограничения полномочий Главы Администрации г. Байконур по предоставлению налогоплательщикам льгот по уплате федеральных регулирующих налогов, доходы от уплаты которых в порядке межбюджетного регулирования зачисляются в бюджет города Байконур для решения задач в соответствии с договором аренды комплекса Байконур.
Таким образом, действовавшее на момент заключения договора законодательство РФ не предусматривало права местных органов власти устанавливать льготы по федеральным налогам.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
В соответствии с п. 4 ст. 58 Налогового кодекса РФ порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ. Налоговый кодекс РФ также не предусматривает права местных органов власти устанавливать льготы по федеральным налогам.
Согласно п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготы по налогам предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможности предоставления индивидуальных налоговых льгот, так же как и обсуждаемое выше Соглашение.
Следовательно, льготы по федеральным налогам, предоставленные ООО "Экология" по договору N У-159/1 от 01.03.01 г., носят индивидуальный характер.
К аналогичным выводам пришел и Верховный Суд РФ, рассматривая дело N ГКПИ 2001-1758/1794 о признании недействительным Постановления Правительства РФ от 25.10.01 г. N 747.
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При изложенных обстоятельствах имеющийся в материалах дела договор N У-159/1 от 01.03.01 г. в части предоставления льгот по уплате федеральных налогов является ничтожной сделкой в силу положений ст. 168 ГК РФ, устанавливающих общие основания недействительности всех сделок, не соответствующих требованиям закона или иных правовых актов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции по данному делу является правильным и обоснованным.
Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. N 747 утверждены Правила предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории г. Байконура. Пунктом 2 названного Постановления установлено, что ранее принятые главой администрации г. Байконура решения по предоставлению налоговых льгот, противоречащие настоящему Постановлению, прекращают свое действие со дня его вступления в силу.
Из вышеназванной нормы суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что оспариваемый договор утратил силу ввиду прямого указания нормативно-правового акта федерального уровня, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Вывод суда апелляционной инстанции является не правильным. Пункт 2 Постановления Правительства N 747 касается вопросов прекращения действия решений органа местного самоуправления, а не договоров.
Оспариваемый по настоящему делу договор согласно заявлению Администрации г. Байконур расторгнут по ее волеизъявлению, принятому другой стороной - ООО "Экология", что не противоречит требованиям ст. 450 ГК РФ. Однако ничтожная сделка не порождает юридических последствий, и закон не связывает оценку ничтожности сделки как со сроком ее действия, так и с прекращением обязательств сторон по ней.
Судом же первой инстанции установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что постановление апелляционной инстанции от 18.09.02 г. следует отменить и оставить в силе решение от 28.06.02 г.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Московской области от 18.09.2002 г. по делу N А41-К1-5009/02 отменить, решение от 28.06.2002 г. по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с ООО "Экология" в доход федерального бюджета 1000 (одну тысячу) руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 декабря 2002 г. N КА-А41/7775-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании