г. Краснодар |
|
10 ноября 2014 г. |
Дело N А32-39958/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.А., судей Аваряскина В.В. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Туапсинское автотранспортное предприятие" (ИНН 2365016902, ОГРН 1102365001606) - Кадильниковой Н.А. (доверенность от 31.10.2014), от третьих лиц: Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Ермаковой Ю.Ю. (доверенность от 22.01.2014) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Беляк В.Е. (доверенность от 24.12.2013), в отсутствие ответчика - Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Туапсинское автотранспортное предприятие" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу N А32-39948/2013 (судьи Попов А.А., Галов В.В., Малыхина М.Н.), установил следующее.
ОАО "Туапсинское автотранспортное предприятие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) о признании отсутствующим зарегистрированного за ответчиком права оперативного управления на часть административного здания, площадью 167,7 кв. м, литер Б, назначение: нежилое, второй этаж, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Михаила Бондаренко, 14, и возложении обязанности погасить соответствующую запись о праве.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2014 (судья Шепель А.А.) иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 04.08.2014 решение отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы указывает, что в 2006 году сорное имущество приобрело статус государственной собственности Краснодарского края, в связи с чем правовые основания для регистрации в 2008 году права оперативного управления на это имущество за ответчиком отсутствовали.
В судебном заседании представители истца и департамента поддержали доводы жалобы, представитель территориального управления возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных апелляционным судом выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы, кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 05.12.2005 N 530-р актом приема-передачи от 15.06.2006 ФГУП "Туапсинское автотранспортное предприятие" передано в собственность субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
Согласно выписке из реестра государственной собственности Краснодарского края от 20.05.2010 N 52-7879/10-21.07 административно-производственный корпус с подвалом литера Б общей площадью 460,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Туапсе, ул. Михаила Бондаренко, 14, является государственной собственностью Краснодарского края.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Законом Краснодарского края от 03.03.2010 N 1915-КЗ "О программе приватизации государственного имущества Краснодарского края на 2010 год и основных направлениях реализации государственной политики в сфере приватизации государственного имущества Краснодарского края в 2010-2012 годах", на основании приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 18.08.2010 N 870 принято решение о приватизации имущественного комплекса ГУП КК "Туапсинское автотранспортное предприятие" путем преобразование его в ОАО "Туапсинское автотранспортное предприятие", утвержден перечень подлежащего приватизации имущества.
Ссылаясь на указанный перечень, истец полагает, что административно-производственный корпус с подвалом литера Б общей площадью 460,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Туапсе, ул. Михаила Бондаренко, 14, полностью вошел в имущественный комплекс ГУП КК "Туапсинское автотранспортное предприятие", подлежавший приватизации.
ОАО "Туапсинское автотранспортное предприятие" зарегистрировало право собственности на все здание, включая второй этаж, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 27.11.2012 23-АЛ N 180757.
Однако до передачи ФГУП "Туапсинское автотранспортное предприятие" в ведение Краснодарского края и до приватизации имущественного комплекса предприятия, в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю от 09.06.1995 N 05/123 было принято решение о передаче Туапсинским пассажирским автотранспортным предприятием части занимаемого им здания (помещений второго этажа конторы литера Б общей площадью 167,6 кв. м, а также лестничной клетки и пожарной лестницы, расположенных по адресу: г. Туапсе, ул. Михаила Бондаренко, 14, Краснодарскому краевому отделению РТИ (правопредшественнику ответчика). Последнему предписывалось принять на свой баланс в оперативное управление названное имущество.
Во исполнение распоряжения от 09.06.1995 N 05/123 по акту приема-передачи от 07.07.1995 помещения второго этажа конторы литера Б общей площадью 168,6 кв. м, лестничная клетка и пожарная лестница, расположенные по адресу: г. Туапсе, ул. Михаила Бондаренко, 14, переданы от Туапсинского пассажирского автотранспортного предприятия (правопредшественника истца) Краснодарскому краевому отделению РТИ (правопредшественнику ответчика).
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.12.2004 N АН-377фс, на основании Указов Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 и от 20.05.2004 N 649, постановлений Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 184 и от 30.07.2004 N 398 создано Управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, являющееся правопреемником Краснодарского краевого отделения Российской транспортной инспекции.
Согласно данным выписки из реестра федерального имущества от 20.10.2008 N 6025, а также выписки от 12.11.2013 N 1136/7003 спорные помещения второго этажа здания литера Б внесены в реестр федерального имущества и являются федеральной собственностью.
18 декабря 2008 года за Управлением государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в ЕГРП зарегистрировано право оперативного управления на часть административного здания площадью 167,6 кв. м, литера Б, второй этаж, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Михаила Бондаренко, дом 14.
На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 09.06.2009 N НЛ-703фс "О реорганизации территориальных органов государственного автодорожного надзора" Управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта реорганизовано в Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Ссылаясь на то, что ответчик незаконно занимает спорные помещения и зарегистрировал за собой право оперативного управления, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В пункте 9 постановления от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что разрешая вопрос о возможности распоряжения собственником имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, суду надлежит исходить из следующего. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом. Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
Таким образом, законодатель ограничил право собственника в части изъятия имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления. Действия по изъятию имущества могут быть осуществлены только в отношении излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.
Суд апелляционной инстанции установил, что фактическим пользователем второго этажа административного здания площадью 167,6 кв. м (литера Б) с 07.07.1995 по настоящее время является ответчик (с учетом владения имуществом его правопредшественниками). Указанные помещения закреплены за ответчиком на праве оперативного управления. Основанием возникновения данного права являются распоряжение ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю от 09.06.1995 N 05/123 и акт приема-передачи имущества от 07.07.1995. Распоряжение от 09.06.1995 N 05/123 издано и передача имущества в оперативное управление ответчика состоялась до передачи ФГУП "Туапсинское автотранспортное предприятие" в собственность Краснодарского края на основании распоряжения ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю от 06.12.2005 N 530-р и акта приема-передачи имущества от 15.06.2006.
Как установил апелляционный суд, в материалы дела не представлены доказательства того, что данное право ответчика в установленном порядке было прекращено, спорные помещения изымались у него как излишние, неиспользуемые либо используемые не по назначению.
Учитывая, что на дату закрепления имущества (09.06.1995) на праве оперативного управления за Краснодарским краевым отделением РТИ (правопредшественником ответчика) отсутствовал закон, регламентирующий порядок регистрации прав в отношении объектов недвижимости, право оперативного управления возникло у отделения РТИ в момент фактической передачи ему спорных помещений (пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска отказано правомерно.
Суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Положенные в основу кассационной жалобы доводы явились предметом исследования суда апелляционной инстанций при рассмотрении дела по существу, им дана правильная оценка. Суд апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал материалы дела, установил фактические обстоятельства, представленным сторонами доказательствам дал правовую оценку. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу N А32-39948/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.