В целях становления и развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов Республики Саха (Якутия), увеличения охвата реабилитационными и абилитационными услугами взрослых и детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, а также развития системы ранней помощи:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития в Республике Саха (Якутия) системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2030 года (далее - Концепция).
2. Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Волкова Е.А.) совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в трехмесячный срок со дня принятия настоящего распоряжения разработать и внести в установленном порядке в Правительство Республики Саха (Якутия) проект плана мероприятий по реализации Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) руководствоваться положениями Концепции при реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Степанова Г.М.
Председатель Правительства |
А. Тарасенко |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 22 марта 2023 г. N 212-р
Концепция
развития в Республике Саха (Якутия) системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2030 года
1. Общие положения
Настоящая Концепция определяет цель, задачи и приоритетные направления системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также этапы ее реализации для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов Республики Саха (Якутия) (далее - комплексная реабилитация и абилитация, система комплексной реабилитации и абилитации соответственно).
В настоящей Концепции под комплексной реабилитацией и абилитацией понимается сочетание оптимально подходящих услуг для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по основным направлениям реабилитации и абилитации (медицинской, социальной (социально-бытовой, социально-средовой, социально-психологической и социально-педагогической), социокультурной, психолого-педагогической, профессиональной, физической (с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта), предоставляемых в зависимости от необходимости одновременно или поэтапно в целях реализации их реабилитационного потенциала, восстановления или компенсации имеющихся стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, социальной адаптации и интеграции, инклюзии, самостоятельности и независимости, а также повышения качества жизни.
Комплексная реабилитация и абилитация представляет собой совокупность мер по обеспечению инвалидов, в том числе детей-инвалидов, доступными и эффективными реабилитационными и абилитационными услугами и техническими средствами реабилитации в сочетании с мерами, направленными на их социальную адаптацию и интеграцию.
Функционирование системы комплексной реабилитации и абилитации обеспечивается (на основе межведомственного взаимодействия) между органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе общественными и социально ориентированными некоммерческими организациями, предпринимающими необходимые для этого меры правового, экономического, финансового, управленческого, информационного, кадрового и инфраструктурного характера и создающими соответствующие условия в рамках своих полномочий.
Настоящая Концепция разработана на основе Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 3711-р.
Реализация положений настоящей Концепции позволит:
обеспечить всех инвалидов необходимыми, эффективными и качественными реабилитационными (абилитационными) услугами, основанными на комплексном, межведомственном и консолидированном подходе, в различных сферах деятельности;
сформировать условия для максимально возможной интеграции инвалидов (детей-инвалидов) во все сферы жизни общества, повысить качество их жизни;
развить организационные, правовые, методические и экономические основы для устойчивого развития государственных и негосударственных институтов Республики Саха (Якутия), осуществляющих деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов, на период до 2030 года.
2. Основные понятия, используемые в Концепции
В настоящей Концепции используются понятия в соответствии с Концепцией развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 3711-р.
3. Современное состояние и перспективы развития системы комплексной реабилитации и абилитации в Республике Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) на 1 августа 2022 года доля лиц, имеющих инвалидность, в общей численности населения республики составляет около 6 процентов - 58 671, в том числе 7 102 ребенка-инвалида, или примерно 2,6 процента от общей численности детского населения республики.
По данным федеральной государственной информационной системы федерального реестра инвалидов в Республике Саха (Якутия) проживают 7 102 ребенка с инвалидностью, в том числе в возрасте до 3 лет - 456 (6,4 процента). Треть из этих детей проживает в г. Якутске.
Возраст |
Количество детей-инвалидов |
% |
от 0 до 3 лет |
456 |
6,42 |
от 4 до 7 лет |
1 730 |
24,36 |
от 8 до 14 лет |
3 641 |
51,27 |
от 15 до 17 лет |
1 275 |
19,95 |
Всего: |
7 102 |
100 |
В 2021 году впервые признаны инвалидами 715 детей в возрасте до 18 лет, что составляет 12,8 процента от общего количества детей, признанных инвалидами - 5 555 человек. Наибольший удельный вес в их структуре занимают дети в возрасте от 8 до 14 лет - 51,3 процента.
У взрослых граждан Республики Саха (Якутия) среди заболеваний, ставшими причиной инвалидности, преобладают злокачественные новообразования (26,7 процента), болезни системы кровообращения (22,2 процента), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (9,7 процента), психические расстройства и расстройства поведения (6,5 процента).
У детей республики определяющими в формировании инвалидности являются три основных класса болезней - болезни нервной системы (46,7 процента), психические расстройства и расстройства поведения (17,2 процента), врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (13,5 процента).
В Республике Саха (Якутия), как и в Российской Федерации, число детей-инвалидов ежегодно растет. Так, по состоянию на 1 января 2017 года их численность составляла 6 047 детей, а по состоянию на 1 января 2022 года их число выросло на 14,8 процента в и составило 7 102 ребенка. Рост числа детей с инвалидностью связан не только с совершенствованием диагностики и медицинской помощи при родовспоможении, выхаживанием большого числа детей с экстремально низкой массой тела и тяжелыми врожденными пороками развития, но и с ростом числа нервных и психических расстройств и расстройств поведения.
Рост детской инвалидности вследствие болезней нервной системы и психических расстройств наблюдается как минимум в течение последнего пятилетия, начиная с 2016 года эти группы болезней устойчиво занимают в структуре детской инвалидности первое и второе места - преимущественно за счет отклонений в развитии (в том числе расстройств аутистического спектра, по которым наблюдается самый интенсивный рост первичной детской инвалидности среди всех нозологических форм) и умственной отсталости.
Детям-инвалидам с другими патологиями также необходимо проведение специализированных мер комплексной реабилитации и абилитации и предоставление подходящих именно им технических средств реабилитации. Болезни глаза и его придаточного аппарата занимают 3,9 процента в структуре детской инвалидности и 0,1 процента всего детского населения России, уха и сосцевидного отростка - 4,4 процента и 0,1 процента соответственно, костно-мышечной системы и соединительной ткани - 3,1 процента и 0,1 процента соответственно.
Для детей и взрослых, инвалидность которых обусловлена слепотой или слабовидением, глухотой или слабослышанием, патологией опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы, приводящей к необходимости использования кресел-колясок, собак-проводников, необходимо развивать альтернативные особенные средства и методы их реабилитации и абилитации, интеграции в социум.
Выделение целевых реабилитационных групп в зависимости от структуры и степени нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности, заболеваний, последствий травм, дефектов, ставших причиной инвалидности, возраста, и других факторов, определяет цели и задачи реабилитации.
Реабилитация и абилитация инвалидов по основным направлениям осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) на основании индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей - инвалидов), разрабатываемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - индивидуальные программы реабилитации).
Данные, содержащихся в индивидуальных программах реабилитации инвалидов в динамике с 2016 по 2021 годы, показывают, что взрослые инвалиды нуждаются, в первую очередь, в проведении мероприятий по медицинской реабилитации (99,8 процента), во вторую очередь - в социальной реабилитации или абилитации (96,1 процента), в третью - в профессиональной реабилитации (44,6 процента). В мероприятиях реабилитации и абилитации методами адаптивной физической культуры и спорта нуждаются 8,7 процента инвалидов, в обеспечении техническими средствами реабилитации - 38,6 процента всех инвалидов.
Дети-инвалиды нуждаются преимущественно в проведении мероприятий по медицинской реабилитации (99,8 процента), социальной реабилитации или абилитации (97,8 процента), психолого-педагогической реабилитации или абилитации (62,3 процента), обеспечении техническими средствами реабилитации (24,8 процента) и физкультурно-оздоровительных мероприятиях и занятиях по адаптивному спорту (18,4 процента).
Выписки из индивидуальных программ реабилитации в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ направляются в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и другие организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение таких мероприятий. Реализация этих мероприятий осуществляется организациями в сферах здравоохранения, социального обслуживания населения, образования, профессионального образования труда и занятости, физической культуры и спорта в соответствии с положениями ведомственных нормативных правовых актов, методическими подходами и финансово-экономическими механизмами в соответствующих сферах. Федеральным законодательством предусмотрено представление указанными организациями в различных сферах информации об исполнении этих мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Вместе с тем, как на федеральном, так и на региональном уровнях не урегулированы механизмы и подходы к оценке обеспеченности инвалидов реабилитационными (абилитационными) услугами и мероприятиями, в частности теми, которые не подлежат лицензированию. Отсутствуют система контроля за полнотой и качеством исполнения индивидуальных программ реабилитации, а также механизм оценки эффективности ее исполнения всеми задействованными структурами.
Таким образом, необходимо совершенствование механизма привлечения специалистов реабилитационных центров и иных организаций, занимающихся реабилитацией инвалидов и детей-инвалидов, к разработке отдельных этапов и разделов индивидуальных программ реабилитации, в том числе в части определения индивидуальных, групповых, специализированных и общих методов и подходящих инвалидам реабилитационных методик.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) отсутствуют эффективные законодательные, нормативные правовые и практические механизмы осуществления межведомственного взаимодействия между участниками реабилитационного и абилитационного процесса при реализации индивидуальных программ реабилитации, что приводит к ведомственной разобщенности и затруднениям реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации.
Медицинская реабилитация, как одно из направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя реконструктивную хирургию, восстановительную терапию, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортопедию. В сфере медицинской реабилитации в настоящее время активно развивается комплексный междисциплинарный подход, который отражен в новых порядках медицинской реабилитации детей и взрослых, вступивших в силу с 1 января 2021 года и предусматривающих ее осуществление в три этапа.
В целях социальной адаптации и реинтеграции в общество инвалидов при невозможности медицинской реабилитации, а также при низком ее потенциале большое значение приобретают вопросы социальной, психолого-педагогической и профессиональной реабилитации и абилитации для развития сохранных или потенциальных возможностей и способностей инвалидов.
Необходимо выстраивание единого пространства взаимодействия между медицинскими организациями, осуществляющими мероприятия медицинской реабилитации, и реабилитационными организациями социальной сферы, организациями сфер образования, культуры, занятости, физической культуры и спорта в целях обеспечения преемственности и последовательности реабилитационного процесса.
Занятость и трудоустройство инвалидов являются ключевыми показателями социальной адаптации инвалидов в обществе.
Так, в общей численности взрослых инвалидов Республики Саха (Якутия) (51 569) 48,3 процента являются гражданами трудоспособного возраста (24 921 человек). Доля работающих инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста составляет всего 28,3 процента или 7 061 человек. Низкая занятость инвалидов трудоспособного возраста связана с причинами, которые отличаются для инвалидов с детства и лиц, получивших инвалидность впервые во взрослом возрасте, утративших прежнюю профессию по состоянию здоровья.
Профессиональная реабилитация детей-инвалидов и взрослых инвалидов с детства зависит от их своевременной психолого-педагогической реабилитации и абилитации, своевременной профессиональной ориентации и построения образовательного маршрута, связанного с конкретным рабочим местом. При возникновении инвалидности в трудоспособном возрасте наиболее эффективен ранний этап медицинской реабилитации, который будет являться эффективным инструментом восстановления трудоспособности в прежней или наиболее схожей профессии.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации и нормативных правовых актах Республики Саха (Якутия) отсутствует понятие психолого-педагогической реабилитации и абилитации. Одной из структур системы образования республики являются региональные и муниципальные центры психолого-медико-педагогической помощи, аккумулирующие материально-техническое и кадровое обеспечение психолого-педагогической реабилитации и абилитации. Существует необходимость расширения сети указанных центров по всем улусам (районам) республики как основного координатора психолого-педагогической реабилитации и абилитации в системе образования.
Ранняя помощь, предоставляемая детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, от рождения до 3 лет, и их семьям, в целях комплексной профилактики формирования или утяжеления детской инвалидности играет значимую роль в комплексной реабилитации и абилитации таких детей. Однако вопросы ранней помощи не урегулированы законодательно на федеральном уровне, не определено ее место в системе комплексной реабилитации и абилитации. Ранняя помощь детям и их семьям должна стать начальным звеном системы комплексной реабилитации и абилитации, способствовать раннему выявлению нарушенных функций организма детей с последующем предоставлением ряда взаимоувязанных услуг медицинской, образовательной и социальной реабилитации не только ребенку, но и семье, в которой он находится, и в конечном итоге способствовать профилактике инвалидизации таких детей.
В сфере образования республики необходимо дальнейшее развитие принципов инклюзивного образования при сохранении сети отдельных образовательных организаций для консолидации материально-технического оснащения и кадрового потенциала по оказанию психолого-педагогической реабилитации и абилитации в процессе получения общего и профессионального образования, а также предоставления родителям (законным представителям) права выбора типа образовательной организации, особенно при тяжелых формах инвалидности.
В целях реализации мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, созданию системы психолого-педагогического, организационно-методического сопровождения
деятельности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также в целях проведения обучающих мероприятий для педагогических работников по вопросам организации качественного доступного профессионального образования инвалидов требуется создание на базе образовательной организации методологического центра.
В Республике Саха (Якутия) необходимо создать эффективную систему межведомственного взаимодействия, включающую анализ рынка труда по наиболее востребованным профессиям, подготовку образовательных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку по востребованным профессиям, профессиональную ориентацию всех обучающихся и организацию качественного доступного профессионального образования с последующим трудоустройством.
Законодательство Российской Федерации в сфере труда и занятости по вопросам сопровождения при содействии занятости инвалидов требует развития альтернативных форм и механизмов их реализации с активным включением в эти вопросы социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных объединений инвалидов, а также волонтерского (добровольческого) движения.
В настоящее время ключевую роль в вопросах комплексной реабилитации и абилитации инвалидов независимо от их реабилитационного потенциала и прогноза играет социальная реабилитация. По этой причине мероприятия по социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов осуществляются в основном в учреждениях социального обслуживания населения, деятельность которых регулируется в соответствии с нормами законодательства в сфере социального обслуживания.
Цель предоставления инвалидам социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых и других социальных услуг не в полной мере соотносится с целями социальной реабилитации и абилитации, порядок предоставления социальных услуг требует оформления на каждого инвалида индивидуальной программы предоставления социальных услуг в дополнение к индивидуальной программе реабилитации. При этом предоставление социальных услуг совершеннолетним инвалидам связано с их среднедушевым доходом и, как правило, осуществляется на условиях частичной платы.
Правовые механизмы реализации полномочий между органами государственной власти и организациями, предоставляющими социальные услуги, и органами государственной власти и организациями, предоставляющими услуги по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, необходимо конкретизировать в части регламентации и стандартизации этих услуг по комплексной реабилитации и абилитации, в том числе в рамках государственных гарантий, определенных положениями Федерального закона N 181-ФЗ и Законом Республики Саха (Якутия) от 22 января 2015 г. 1404-З N 363-V "О социальном обслуживании граждан в Республике Саха (Якутия)".
В настоящее время социокультурная реабилитация инвалидов отражена только в модельной программе социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 3019, и отсутствует в законодательстве Республики Саха (Якутия), услуги социокультурной реабилитации понимаются как часть разовых посещений социокультурных мероприятий. Отсутствует планомерная, четко выстроенная система по оказанию услуг социокультурной реабилитации средствами культуры и искусства для каждого инвалида с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации, а также культурных потребностей, творческих интересов и предпочтений инвалида, в том числе ребенка-инвалида.
Необходимо дополнить региональное законодательство в сфере культуры положениями, регламентирующими вопросы осуществления реабилитации и абилитации инвалидов методами культуры и искусства, что позволит развить направление комплексной реабилитации и абилитации, способствующее интеграции инвалидов в общество за счет развития их творческого потенциала и возможностей для творческого самовыражения и самореализации, в том числе профессиональной.
В республике отсутствует достаточное количество специалистов, способных на высоком профессиональном уровне осуществлять социокультурную реабилитацию и абилитацию инвалидов. Подготовка кадров, привлеченных к реабилитации и абилитации методами культуры и искусства, является важным фактором реализации мероприятий по социокультурной реабилитации.
Для подготовки достаточного количества специалистов необходимо целенаправленное выстраивание региональной системы подготовки кадров как в рамках организаций среднего профессионального и высшего образования, так и в системе дополнительного образования посредством курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки.
В системе комплексной реабилитации и абилитации республики необходимо предусмотреть работу с инвалидами с психическими расстройствами и расстройствами поведения (далее - ментальные инвалиды), которая должна основываться на современных исследованиях психических заболеваний и влияния социально-средовых факторов на течение заболевания.
Реабилитация ментальных инвалидов должна осуществляться на всех организационных уровнях, участниками которых будут члены семей, специалисты, оказывающие соответствующие услуги, представители органов власти и другие участники реабилитационного процесса, с соблюдением комплексного подхода к восстановлению (формированию) утраченных функций и (или) компенсации имеющихся у инвалида ограничений жизнедеятельности, а также способствовать его адаптации к жизни в обществе.
В сфере физической культуры и спорта не в полной мере определены полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти в части организации физической реабилитации всех инвалидов независимо от их профессионального спортивного потенциала с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Одним из основных целевых показателей развития адаптивной физической культуры и спорта Республики Саха (Якутия) является увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения, которое осуществляется в рамках ведомственного проекта N 4 государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия)", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. N 475.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2013 г. N 928-р утверждена Концепция развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года, целью которой являлось улучшение качества физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. К основным задачам в сфере развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия) относилось:
обеспечение межведомственного взаимодействия и координация работы министерств, ведомств, органов местного самоуправления в развитии адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;
формирование у инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к регулярным занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, здоровому образу жизни;
улучшение качества физического воспитания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведение мониторинга физической реабилитации;
создание условий для организации и развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта и др.
Для решения этих задач распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2013 г. N 1488-р "О реорганизации государственного бюджетного учреждения "Управление физической культуры и массового спорта" путем выделения новых государственных бюджетных учреждений в сфере физической культуры и спорта" в г. Якутске создано государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта". В государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта" работают 19 тренеров, 10 инструкторов по 15 адаптивным видам спорта и дисциплинам, таким как легкая атлетика, плавание, пауэрлифтинг, настольный теннис, футбол, шашки, пулевая стрельба, дзюдо, стрельба из лука, национальные настольные игры, голбол, волейбол (сидя), бочча, вольная борьба. Ежегодный охват составляет порядка 400-450 инвалидов.
В настоящее время адаптивной физической культурой и спортом в республике систематически занимаются более 10,4 тыс. инвалидов, в том числе более 6,5 тыс. взрослых и 3,8 тыс. детей, что составляет 24,2 процента от общей численности лиц с инвалидностью. Обеспечение доступности занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом для всех инвалидов, особенно для детей-инвалидов - наиболее важная задача по реализации соответствующего раздела индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Достичь этого можно посредством развития в организациях образования, культуры, социального обслуживания населения пунктов проката технических средств реабилитации, предназначенных для занятий адаптивным спортом (специальных протезов, колясок и др.), поддержки массовых физкультурно-спортивных мероприятий для инвалидов, в том числе инклюзивных.
В развитии системы комплексной реабилитации и абилитации Республики Саха (Якутия) важными и первоочередными являются вопросы развития реабилитационной инфраструктуры и ее кадрового потенциала. В сфере комплексной реабилитации и абилитации работают специалисты различного профиля и с различным уровнем профессионального образования, при этом значительное количество действующих профессиональных стандартов для таких специалистов нуждается в актуализации или в разработке.
По данным реабилитационного паспорта Республики Саха (Якутия) на начало 2022 года в реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации инвалидов и детей-инвалидов принимают участие более 136 организаций, из них 5 реабилитационных центров сферы социальной защиты населения можно отнести к многопрофильным в соответствии с приказом Минтруда России от 23 апреля 2018 г. N 275 "Об утверждении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов". Доля инвалидов, ежегодно получающих комплекс реабилитационных (абилитационных) услуг, составляет порядка 10 процентов, детей-инвалидов - 73 процента, что является недостаточным.
Приобретенные инвалидом в процессе реабилитации и абилитации навыки нуждаются в закреплении и постоянной тренировке, именно поэтому процесс реабилитации и абилитации должен быть непрерывным и постоянным. Однако, количество функционирующих в Республике Саха (Якутия) реабилитационных центров базового уровня, расположенных в шаговой доступности от места жительства инвалида, мало.
Основной единицей реабилитационной инфраструктуры республики являются преимущественно управления социальной защиты населения и труда, а также реабилитационные центры комплексного уровня, расположенные в пяти улусных (районных) центрах (с. Амга, г. Нерюнгри, г. Нюрба, г. Олекминск и г. Якутск). Доступность реабилитационных (абилитационных) услуг комплексного уровня для инвалидов и детей-инвалидов, проживающих в 30 муниципальных образованиях, а также в труднодоступных наслегах, существенно ограничена вследствие имеющихся проблем с транспортной доступностью, отсутствием реабилитационного оборудования и квалифицированных кадров.
В каждом наслеге, вне зависимости от особенностей поселения, должны функционировать реабилитационные организации различных типов (комплексы, центры, отделения, кабинеты), профилей (многопрофильные, по медицинской, социальной, психолого-педагогической, профессиональной, социокультурной, физической реабилитации и абилитации), специализаций (для инвалидов с расстройствами аутистического спектра, детским церебральным параличом, нарушениями функций слуха, зрения и др.), форм собственности (государственная, муниципальная, частная и др.), форм предоставления услуг (стационарная, амбулаторная, на дому, в формате сопровождаемого проживания) взрослым инвалидам и детям-инвалидам, а также другим категориям граждан (целевые группы ранней помощи и долговременного ухода), в том числе для инвалидов с низким реабилитационным потенциалом.
Для решения проблемы доступности для инвалидов реабилитационных (абилитационных) услуг необходимо преобразовывать работу имеющихся учреждений различной ведомственной подчиненности, реабилитационных центров в целях организации преемственности и непрерывности реабилитационного процесса. Необходимо преобразовать работу региональных ресурсных центров комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов): после окончания стационарных или амбулаторных курсов комплексной реабилитации (абилитации) организовать сопровождение инвалидов (детей-инвалидов) по месту жительства посредством обучения и/или консультирования родственников (законных представителей) о дальнейших формах и этапах реабилитации в форме дистанционных, телефонных и онлайн-консультаций с непосредственной поддержкой реабилитационными менеджерами при управлениях социальной защиты населения и труда.
Необходимо развивать мобильные реабилитационные службы, осуществляющие выезды в отдаленные наслега и улусы, в целях оказания инвалидам услуг по социальной реабилитации и абилитации. Региональные ресурсные центры комплексной реабилитации должны становиться методическими центрами по основному профилю своей деятельности.
В целях маршрутизации инвалидов и детей-инвалидов в организации различных сфер, оказывающие различные реабилитационные услуги, необходимо создание единого межведомственного реестра организаций, предоставляющих различные услуги по реабилитации и абилитации. Деятельность организаций по реабилитации и абилитации должна строго соответствовать стандартам предоставления услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации с учетом положений законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют определение реабилитационной (абилитационной) услуги, система стандартизации реабилитационных (абилитационных) услуг (за исключением медицинской реабилитации и предоставления образовательных услуг), нет связи стандартов с определенными целевыми реабилитационными группами инвалидов, а также отсутствуют механизмы лицензирования или аккредитации деятельности реабилитационных организаций.
Необходимо выделение реабилитационных (абилитационных) услуг для инвалидов и детей-инвалидов из всего объема ведомственных услуг, предоставляемых в различных сферах: социального обслуживания, образования, культуры, физической культуры и спорта и др. Внедрение на федеральном уровне правового механизма формирования базового перечня реабилитационных (абилитационных) услуг для инвалидов по различным сферам позволит разработать и утвердить республиканский перечень, проводить четкое нормирование этих услуг, контролировать их соответствие стандартам.
Отсутствие действенных правовых и организационных механизмов сопровождения инвалидов и их семей при получении комплекса реабилитационных услуг - системы реабилитационного менеджмента является одним из факторов, затрудняющих доступность реабилитационных (абилитационных) услуг.
Механизм сопровождения инвалида и семьи при получении услуг по реабилитации с 1 июля 2022 года запущен в государственном казенном учреждении Республики Саха (Якутия) "Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска", в дальнейшем после получения опыта по организации сопровождения инвалидов при получении ими реабилитационных и/или абилитационных услуг эта форма работы будет внедрена во всех районах республики.
Особое значение для инвалидов, имеющих нарушения, значительно затрудняющие ведение самостоятельного образа жизни (психические расстройства и расстройства поведения, нарушения функций слуха, зрения и речи, двигательных и других функций, сочетанные и тяжелые множественные нарушения), имеют вопросы сопровождения как при предоставлении реабилитационных (абилитационных) услуг, в том числе трудоустройстве и занятости, так и услуг по организации жизнеустройства в целом, а также вопросы создания по месту их жительства, обучения, работы, досуга постоянной реабилитационной среды, в том числе в рамках реализации технологий домашнего (семейного) микрореабилитационного центра.
Особую роль в вопросе развития системы комплексной реабилитации и абилитации на современном этапе играет централизованная государственная единая информационная среда - федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр инвалидов".
В Республике Саха (Якутия) в настоящее время разработана и внедряется информационная система "Ранняя помощь" по раннему выявлению и оказанию комплекса услуг ранней помощи детям от рождения до трех лет различными ведомствами. Вместе с тем, социальными учреждениями и реабилитационными организациями республики учет оказания различных социальных услуг и социальной помощи осуществляется в автоматизированной информационной системе "Адресная социальная помощь".
Для обеспечения возможности доступа инвалидов и их семей к наиболее актуальной информации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации необходимо широкое внедрение информационных технологий в системе комплексной реабилитации и абилитации, перевод части реабилитационных и абилитационных технологий в информационное пространство с целью повышения их доступности. Онлайн-сервисы поддержки, сопровождения и дистанционного консультирования инвалидов и членов их семей, в том числе в форме мобильных приложений и веб-порталов, могут являться существенным шагом в сторону внедрения технологий телереабилитации, преемственности и последовательности осуществления реабилитационных (абилитационных) мероприятий в условиях территориальной удаленности места жительства многих инвалидов от крупных муниципальных образований и реабилитационных центров.
Вопросы трудоустройства граждан с инвалидностью решаются в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия)", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. N 429. При этом мероприятия, направленные на решение задач трудоустройства граждан с инвалидностью, недостаточны и не учитывают особенности организации рабочих мест для граждан в соответствии с ограничениями функций их жизнедеятельности.
В рамках реализации плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021 - 2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N 2655-р, ежегодно Минтрудом России устанавливаются ежегодные целевые прогнозные показатели по трудоустройству инвалидов в разрезе субъектов Российской Федерации.
Начиная с 2019 года государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363, дополнена новой подпрограммой 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов" (далее соответственно - программа, подпрограмма 2). Одним из механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы 2 является предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, связанных с реализацией мероприятий региональных государственных программ.
Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в Республике Саха (Якутия) начато с момента утверждения Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30 января 2019 г. N 358 комплексной программы Республики Саха (Якутия) "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019 - 2020 годы". Программа ежегодно пролонгируется и охватывает все сферы жизнедеятельности инвалидов - здравоохранение, социальную защиту, адаптивную физическую культуру и спорт, образование, профессиональное образование, социокультурную реабилитацию, профессиональное становление и трудоустройство.
Основными направлениями программы являются:
1) становление и развитие системы ранней помощи в целях снижения инвалидизации населения Республики Саха (Якутия);
2) развитие в внедрение стационарозамещающих технологий в целях социализации инвалидов - сопровождаемое проживание инвалидов с ментальными нарушениями;
3) внедрение системы межведомственного взаимодействия между всеми структурами и организациями, предоставляющими услуги инвалидам, создание электронных систем учета и мониторинга предоставления услуг ранней помощи, адаптивной физической культуры и спорта и др.;
4) повышение квалификации специалистов всех сфер по работе с инвалидами.
Основой комплексной реабилитации и абилитации должны являться принципы, заложенные в международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее - международная классификация), которая является стандартом Всемирной организации здравоохранения в области измерения состояния здоровья, активности и участия лиц с ограничениями жизнедеятельности как на уровне индивида, так и на уровне общества.
В настоящее время положения международной классификации активно внедряются в систему медицинской реабилитации, что в частности нашло отражение в новых порядках медицинской реабилитации детей и взрослых. В других направлениях системы комплексной реабилитации и абилитации существуют лишь отдельные проекты по ее внедрению и описание точечного опыта использования.
Таким образом, до настоящего времени в Республике Саха (Якутия) система реабилитации и абилитации инвалидов не приобрела комплексный, межведомственный характер, направленный на консолидацию усилий всех участников реабилитационного процесса, отсутствует ее единая организационно-правовая и научно-методическая база.
4. Цель, задачи, основные принципы реализации Концепции
Целью настоящей Концепции является обеспечение граждан и детей с инвалидностью республики качественными, эффективными, комплексными, взаимодополняющими реабилитационными (абилитационными) услугами, дополнительными техническими средствами реабилитации в сочетании с реализацией всех мер, направленных на интеграцию инвалидов в общество, для достижения ими максимально возможной независимости от ограничений жизнедеятельности и повышения качества их жизни.
Задачами настоящей Концепции являются:
1) совершенствование правового обеспечения системы комплексной реабилитации и абилитации;
2) совершенствование механизмов обеспечения инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными (абилитационными) услугами, дополнительными техническими средствами реабилитации, социальным обслуживанием;
3) подготовка кадров, работающих в разных сферах системы комплексной реабилитации и абилитации, в том числе переподготовка и повышение квалификации;
4) развитие и масштабирование технологии сопровождаемого проживания инвалидов;
5) вовлечение инвалидов, общественных организаций и объединений инвалидов во все аспекты общественной жизни, в том числе в функционирование системы комплексной реабилитации и абилитации;
6) развитие форм по реабилитации и абилитации граждан, проходивших военную службу, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, проживающих на территории Республики Саха (Якутия).
Основными принципами реализации настоящей Концепции являются:
своевременное начало, доступность, последовательность, преемственность, непрерывность оказания реабилитационных (абилитационных) услуг;
межотраслевой подход, комплексность реабилитационного и абилитационного воздействия;
индивидуальный подход;
максимально возможная инклюзия и отношение к инвалидам как к равноправным участникам общественной жизни.
5. Приоритетные направления реализации Концепции
5.1. Совершенствование правового обеспечения системы комплексной реабилитации и абилитации
Для решения задачи по совершенствованию правового обеспечения системы комплексной реабилитации и абилитации необходимо:
принятие нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), регулирующих вопросы организации системы комплексной реабилитации и абилитации, ранней помощи детям и их семьям и сопровождаемого проживания, в том числе по организации функционирования реабилитационных организаций, разграничение полномочий между участниками системы комплексной реабилитации и абилитации;
внесение изменений в региональное законодательство в части развития норм комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в сферах социальной защиты, здравоохранения, образования, профессионального образования, культуры, содействия занятости, физической культуры и спорта;
внесение изменений в региональное законодательство в части правового обеспечения мер и мероприятий по организации социализации и жизнеустройства инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения;
принятие нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) по вопросам стандартизации перечня услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов с учетом положений федерального законодательства, контроль за их предоставлением.
5.2. Совершенствование механизмов обеспечения инвалидов реабилитационными (абилитационными) услугами, дополнительными техническими средствами реабилитации
Для решения задачи по совершенствованию механизмов обеспечения инвалидов реабилитационными (абилитационными) услугами, дополнительными техническими средствами реабилитации необходимо:
выстраивание сети организаций независимо от их организационно-правовых форм, включенных в систему комплексной реабилитации и абилитации;
разработка правовых и организационных механизмов допуска организаций, предоставляющих услуги по социальной, профессиональной, социокультурной, физической реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений, предоставляющих реабилитационные (абилитационные) услуги и услуги по сопровождению инвалидов;
разработка и внедрение типовых организационно-функциональных моделей реабилитационных организаций регионального и муниципального уровней, создание на их основе моделей системы оказания реабилитационных (абилитационных) услуг;
создание в городах и улусах (районах) республики сети кабинетов по реабилитации и абилитации, в том числе расположенных в шаговой доступности от места жительства инвалидов, оказывающих реабилитационные (абилитационные) услуги базового уровня не только инвалидам, но и другим нуждающимся категориям граждан (целевые группы ранней помощи и долговременного ухода), в том числе с низким реабилитационным потенциалом;
развитие в Республике Саха (Якутия) ресурсных реабилитационных центров для взрослых и детей и инвалидностью;
развитие мобильных реабилитационных служб при реабилитационных центрах, центрах ранней помощи и психолого-медико-педагогических комиссиях;
внедрение и развитие системы эффективного межведомственного взаимодействия между участниками системы комплексной реабилитации и абилитации при реализации индивидуальных реабилитационных (абилитационных) маршрутов инвалидов и детей-инвалидов;
разработка правовых и организационных механизмов технологии сопровождения инвалидов и их семей при получении реабилитационных (абилитационных) услуг, внедрение таких технологий;
внедрение и распространение стационарозамещающих технологий: сопровождаемое проживание, сопровождаемая трудовая деятельность, дневное пребывание в организациях социального обслуживания и другие;
создание вертикали непрерывного образования и комплексной реабилитации и абилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью;
развитие пунктов проката технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам и детям-инвалидам в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, и регионального перечня дополнительных технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2014 г. N 185;
развитие центров для инвалидов по демонстрации, подбору и обучению (в том числе на дому) пользованию техническими средствами реабилитации и реабилитационным оборудованием, которое может быть использовано в домашних условиях;
совершенствование моделей получения общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования, в том числе с участием волонтерского (добровольческого) движения в системе инклюзивного образования.
5.3. Подготовка кадров, работающих в разных сферах системы комплексной реабилитации и абилитации, в том числе переподготовка и повышение квалификации
Для решения задачи по подготовке кадров, работающих в различных сферах системы комплексной реабилитации и абилитации, в том числе переподготовке и повышению квалификации необходимо:
внедрение в организациях, включенных в систему комплексной реабилитации и абилитации, положений Международной классификации функционирования как единой межведомственной методической основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
разработка и внедрение научно обоснованных подходов к формированию и развитию системы комплексной реабилитации и абилитации, обеспечивающих реализацию основных принципов комплексной реабилитации и абилитации;
разработка комплекса количественных и качественных показателей эффективности проводимой комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов на региональном и муниципальном уровнях, в том числе отдельных реабилитационных организациях, по каждой сфере отдельно;
развитие системы базовой подготовки квалифицированных специалистов по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, предоставляющих реабилитационные (абилитационные) услуги, формам и методам психосоциальной реабилитации ментальных инвалидов с отрывом и без отрыва от производства;
создание и развитие профессиональных сообществ, привлечение их к подготовке стандартов комплексной реабилитации и абилитации, профессиональных стандартов специалистов по реабилитации, учебных программ по подготовке специалистов в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, образования, профобразования, содействия занятости,
социокультурной реабилитации, физической культуры и адаптивного спорта;
проведение межведомственных, научно-практических, методических и обучающих мероприятий;
обмен опытом специалистов по комплексной реабилитации и абилитации в целях расширения знаний о новых методиках и инновационных технологиях, используемых в мировом, российском, республиканском научно-практических сообществах;
создание на базе образовательных организаций высшего образования, имеющих в своей структуре ресурсные учебно-методические центры, лабораторий для проведения научно-экспертной оценки социальных практик работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе общего, среднего профессионального и высшего образования;
разработка и внедрение современных реабилитационных и абилитационных практик, технологий с доказанной эффективностью, реализуемых через учебно-познавательную, культурно-творческую, досугово-коммуникативную, спортивно-рекреативную и психолого-педагогическую деятельность.
5.4. Развитие и масштабирование технологии сопровождаемого проживания инвалидов
Для решения задачи по развитию и масштабированию технологии сопровождаемого проживания инвалидов как стационарозамещающей технологии необходимо:
развитие и внедрение в деятельность организаций социального обслуживания альтернативных форм ухода за гражданами пожилого возраста (в том числе применение стационарозамещающих технологий социального обслуживания), целью которых является максимальное продление пребывания пожилого человека, инвалида в привычной, благоприятной среде;
организация обучения детей-инвалидов и инвалидов в учебно-тренировочных отделениях сопровождаемого проживания в организациях и квартирах, что позволит предотвратить или сократить прямой переход детей с инвалидностью из детских психоневрологических интернатов во взрослые;
развитие мер поддержки родственного (семейного) ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, в том числе гражданами с психическими расстройствами;
реализация программ сопровождаемого проживания людей с инвалидностью;
разработка и реализация специальных программ профессионального обучения и различных форм трудоустройства граждан с инвалидностью, страдающих психическими расстройствами;
развитие и внедрение новых форм социальной занятости инвалидов.
5.5. Вовлечение инвалидов, общественных организаций и объединений инвалидов во все аспекты общественной жизни, в том числе в функционирование системы комплексной реабилитации и абилитации
Для решения задачи по вовлечению инвалидов, общественных организаций и объединений инвалидов во все аспекты общественной жизни, в том числе в функционирование системы комплексной реабилитации и абилитации, предлагается:
проведение планомерной информационно-просветительской кампании в средствах массовой информации, направленной на формирование отношения к инвалидам как к равным участникам всех сфер общественной жизни;
государственная поддержка проведения совместных мероприятий (фестивалей, конкурсов, спортивных мероприятий и др.) с участием инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и граждан без инвалидности;
внедрение русского жестового языка в организациях, предоставляющих услуги населению в сферах здравоохранения, социальной защиты, образования, профессионального образования, содействия занятости, культуры, физической культуры и спорта, в целях социальной адаптации инвалидов с нарушениями слуха;
разработка и развитие системы "простого (ясного) языка" для целей социальной адаптации и интеграции инвалидов с нарушениями интеллектуальных функций;
привлечение членов семей инвалидов к реабилитационному (абилитационному) процессу, оказание им всесторонней организационной и информационной помощи;
внедрение в практику социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений инвалидов акций, открытых уроков и других мероприятий в среде здоровых сверстников по принятию граждан с инвалидностью;
внедрение в практику социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтерского (добровольческого) движения и общественных объединений инвалидов различных форм профориентационной работы и мероприятий по содействию занятости инвалидов, включая информирование о положении на рынке труда, возможностях открытия собственного дела и других государственных услуг в сфере занятости населения;
расширение практики привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений инвалидов к социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;
привлечение некоммерческих организаций к участию в конкурсах профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс";
развитие адаптивной физической культуры и спорта в учреждениях и организациях физической культуры и спорта, образовательных организациях и организациях социального обслуживания;
поддержка массовых физкультурно-спортивных мероприятий для инвалидов.
Реализация приоритетных направлений настоящей Концепции позволит создать для инвалидов необходимые условия, способствующие устранению или возможно более полной компенсации ограничений жизнедеятельности, достижению независимости, в том числе экономической, и их социальной интеграции.
5.6. Развитие форм по реабилитации и абилитации граждан, проходивших военную службу, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, проживающих на территории Республики Саха (Якутия)
Для решения задачи по развитию форм по реабилитации и абилитации граждан, проходивших военную службу, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), предлагается:
развитие и внедрение новых форм реабилитации и абилитации граждан, проходивших военную службу, принимавших участие в специальной военной операции, в подведомственных учреждениям Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия);
развитие и распространение форм и методов психологической помощи гражданам, проходившим военную службу, принимавшим участие в специальной военной операции, с целью их адаптации в мирной жизни;
профессиональная ориентация (переориентация) и профессиональное обучение (переобучение) граждан, проходивших военную службу, принимавших участие в специальной военной операции, с целью трудоустройства;
трудоустройство граждан, проходивших военную службу, принимавших участие в специальной военной операции, развитие различных форм трудоустройства таких граждан;
развитие мер психологической помощи членам семей граждан, проходивших военную службу, принимавших участие в специальной военной операции.
6. Особенности организации комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов
При реализации настоящей Концепции будут учитываться специфические особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов и степени нарушения их здоровья:
обеспечение преемственности и непрерывности помощи, оказываемой детям-инвалидам и воспитывающим их семьям, на разных возрастных этапах развития детей организациями разной ведомственной принадлежности, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями;
доступность реабилитационных (абилитационных) услуг для детей-инвалидов, проживающих в отдаленных районах, в том числе с использованием дистанционных технологий;
реализация комплекса мер по предотвращению формирования детской инвалидности в рамках предоставления услуг ранней помощи;
реабилитация и абилитация для устранения или компенсации ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов в целях их социальной адаптации;
внедрение и развитие технологий, обеспечивающих подготовку к самостоятельной жизни детей-инвалидов, включающих профориентацию, организацию сопровождаемой дневной занятости;
развитие инклюзии в обучении детей-инвалидов, оценку результатов реабилитации и абилитации детей-инвалидов при сохранении специального (коррекционного) подхода в необходимых случаях.
Приоритетными направлениями в решении проблем детской инвалидности в системе комплексной реабилитации и абилитации являются:
совершенствование системы комплексной профилактики детской инвалидности, расширение проведения пренатальных и неонатальных скринингов, прегравидарного генетического обследования супругов при планировании беременности;
дальнейшее развитие и расширение сети служб ранней помощи детям и их семьям, позволяющих предотвратить формирование или утяжеление детской инвалидности на ранних этапах;
внедрение наиболее успешных методов медицинской реабилитации и преемственности в оказании медицинской помощи по достижению совершеннолетия;
развитие технологий интерактивного сопровождения детей-инвалидов при организации их обучения, воспитания и социализации;
развитие технологий сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов, направленных на сохранение детей в семьях, включая ведение семей, в которых родился ребенок-инвалид, с целью профилактики отказов от детей;
развитие служб поддерживающей помощи, организация продленного дня (присмотр и уход) в общеобразовательных организациях, дневное пребывание в организациях социального обслуживания;
создание в стационарных организациях социального обслуживания условий, позволяющих поддерживать домашний уклад жизни, самостоятельность детей-инвалидов, их социальную активность, в том числе за пределами этих организаций, внедрение эффективных практик развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации;
активное включение семей, воспитывающих детей-инвалидов, в реабилитационный (абилитационный) процесс, в том числе создание домашней реабилитационной среды и оказание реабилитационных (абилитационных) услуг на дому по месту проживания ребенка.
Реализацию положений настоящего раздела на региональном уровне планируется осуществлять с привлечением организаций разной ведомственной принадлежности, социально ориентированных некоммерческих организаций, родительских объединений.
7. Особенности организации комплексной реабилитации и абилитации, социализации и жизнеустройства ментальных инвалидов
Основными подходами к комплексной реабилитации и абилитации ментальных инвалидов являются:
перенос реабилитационного (абилитационного) процесса по месту жительства инвалида;
максимально широкое внедрение механизмов и социальных технологий сопровождения (сопровождаемое проживание, сопровождаемая трудовая деятельность и др.) при организации их жизнеустройства.
При организации жизнеустройства ментальных инвалидов сопровождение должно обеспечивать право инвалидов выбирать место проживания, включая право проживать в домашних условиях при наличии такой возможности.
В услуги сопровождаемого проживания ментальных инвалидов включено:
содействие в получении различных услуг (социальных, медицинских, реабилитационных, образовательных, досуговых, услуг в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, услуг содействия занятости и др.) и координация их предоставления, в том числе мониторинг жизненной ситуации ментальных инвалидов и оказание содействия при решении существующих проблем в органах и организациях различной ведомственной принадлежности, а также сопровождение к месту получения услуг и в процессе их получения;
содействие в удовлетворении их основных жизненных потребностей в бытовой и социальной жизни посредством поддержания самостоятельных действий и помощи в совершении и замещении действий, которые они не могут совершить самостоятельно.
Сопровождение ментальных инвалидов должно предоставляться независимо от места их проживания - дома, в малой группе в квартире или жилом доме в обычной городской или сельской среде (сопровождаемое проживание малыми группами), в стационарной организации социального обслуживания и др.
Для внедрения эффективных механизмов и технологий сопровождаемого проживания ментальных инвалидов необходимо решить следующие задачи:
законодательное обеспечение на региональном уровне условий для сопровождения при организации жизнеустройства ментальных инвалидов, включая закрепление гарантий государства по сопровождению при организации жизнеустройства ментальных инвалидов независимо от места их проживания, в том числе дома и в малой группе;
внедрение услуг по содействию ментальным инвалидам в получении различных услуг и координации их предоставления, а также по сопровождению ментальных инвалидов к месту получения услуг и в процессе их получения;
внедрение социальных услуг по сопровождению проживания ментальных инвалидов дома и в малой группе в квартире или жилом доме в обычной городской или сельской среде (индивидуальное сопровождаемое проживание и сопровождаемое проживание малыми группами);
внедрение технологий социально-трудовой занятости ментальных инвалидов, трудоустройство которых затруднено на открытом рынке труда в силу имеющихся нарушений, в целях реализации их прав на удовлетворение потребностей в производительном и творческом труде;
внедрение сопровождения труда ментальных инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи для осуществления ими трудовой деятельности, на свободном рынке труда и в специально создаваемых местах для труда инвалидов;
определение и закрепление в республиканских нормативных правовых актах технологий определения перечня и объема услуг по сопровождению ментальных инвалидов в соответствии с их нуждаемостью в этих услугах (периодическая, регулярная, постоянная);
законодательное закрепление в республиканских нормативных правовых актах процедуры выбора ментальными инвалидами их жизнеустройства, исключив возможность их недобровольного пребывания в стационарных организациях социального обслуживания;
совершенствование условий для получения ментальными инвалидами, в том числе проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания, наравне с другими гражданами различных услуг, в том числе реабилитационных (абилитационных) услуг в реабилитационных организациях;
создание в стационарных организациях социального обслуживания условий, позволяющих поддерживать домашний уклад жизни, самостоятельность ментальных инвалидов, их социальную активность, в том числе за пределами этих организаций;
организация и поддержка организации негосударственными организациями сопровождаемого проживания ментальных инвалидов в квартирах и жилых домах в обычной городской или сельской среде, в том числе малыми группами, широкое вовлечение социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставление услуг по сопровождению при организации жизнеустройства ментальных инвалидов;
разработка и внедрение программ подготовки ментальных инвалидов к самостоятельной жизни и сопровождаемому проживанию;
обеспечение квалифицированными кадрами в социальной сфере, в том числе включение трудовых функций по сопровождению ментальных инвалидов и соответствующих требований к знаниям и умениям в профессиональные стандарты для работников сферы социального обслуживания, или разработка отдельных профессиональных стандартов.
Мероприятия по профессиональной реабилитации и абилитации ментальных инвалидов возможно организовать посредством социально-трудовой занятости, досуговых занятий, позволяющих приобретать трудовые (профессиональные) навыки.
В местах социально-трудовой занятости могут создаваться специальные рабочие места для трудоустройства ментальных инвалидов. Социально - трудовая занятость включает организацию и оснащение рабочих мест для приобретения и поддержания трудовых навыков ментальных инвалидов, а также обеспечивает возможность выполнения несложных операций, не требующих специальной подготовки, навыков, знаний и умений, обращения с современными инструментами и приборами при значительной помощи наставника (куратора, помощника).
Социально-трудовая занятость может осуществляться в организациях социального обслуживания населения, реабилитационных организациях, школах-интернатах, учреждениях среднего профессионального образования, общественных организациях, социально ориентированных некоммерческих организациях и общественных объединений инвалидов, а также на базе любых других организаций.
Поддержка родственного ухода (семьей, родственниками, другими близкими) за инвалидом, в том числе ребенком-инвалидом, является отдельным направлением сопровождаемого проживания ментальных инвалидов.
Для поддержки родственного ухода необходимо:
развитие мер поддержки лиц, осуществляющих родственный уход за совершеннолетними ментальными инвалидами, а также мер поддержки опекунов и попечителей таких лиц;
внедрение услуг "социальная передышка" по дневному пребыванию ментальных инвалидов в организациях социального обслуживания и услуг по кратковременному освобождению родственников от ухода.
При учете особенностей целевых реабилитационных групп технологии и подходы по сопровождаемому проживанию ментальных инвалидов применимы также для сопровождения инвалидов с другими нарушениями, затрудняющими ведение самостоятельного образа жизни (с нарушениями функций слуха, зрения, речи, двигательных функций и др., а также с сочетанными и тяжелыми множественными нарушениями).
Развитие стационарозамещающих технологий в Республике Саха (Якутия), в том числе сопровождаемого проживания, планируется по следующим видам жизнеустройства:
1) внедрение программ временного проживания в учебно-тренировочных комнатах (квартирах) в целях подготовки ментальных инвалидов к самостоятельному проживанию на базе государственных учреждений и некоммерческих организаций. Разработка и внедрение технологии "Социальная передышка" в том числе на дому у инвалида в целях кратковременного освобождения родственников от ухода за инвалидами с тяжелыми формами инвалидности;
2) внедрение программ постоянного сопровождаемого проживания в: собственном жилье (квартира, дом);
специализированных квартирах или специализированных отделениях сопровождаемого проживания (муниципальная или государственная собственность);
отделениях сопровождаемого проживания, организованных при стационарных организациях социального обслуживания;
отделениях сопровождаемого проживания на базе некоммерческих организаций;
3) организация и развитие социально-трудовой занятости инвалидов, которая включают:
профессиональную ориентацию - систему мер, направленную на оказание помощи в выборе профессиональной деятельности с учетом особенностей личности и нарушенных функций жизнедеятельности; ознакомление с профессией на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов", автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Саха (Якутия)", социально ориентированных некоммерческих организаций;
профессиональные пробы - проверку определенных профессиональных навыков будущей профессии, знакомство с коллективом и адаптацию на месте потенциального трудоустройства. Площадками для проведения профессиональных проб могут быть профессиональные организации среднего профессионального образования, специализированные учреждения, социально ориентированные некоммерческие организации и заинтересованные работодатели открытого рынка труда;
профессиональное образование - профессиональное обучение и профессиональная подготовка по адаптированным модульным программам по технологии мультицентра на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов" и других образовательных организаций среднего профессионального образования республики;
трудоустройство - конечная цель последовательных комплексных мероприятий может осуществляться как на открытом рынке, так и с помощью специально организованных (оборудованных) рабочих мест при учреждениях социального обслуживания, социально ориентированных некоммерческих организациях и по технологиям сопровождаемого трудоустройства.
8. Участники реализации Концепции
Участниками реализации настоящей Концепции являются:
органы государственной власти Республики Саха (Якутия);
органы местного самоуправления;
региональные отделения медико-социальной экспертизы;
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова";
общественные объединения инвалидов и лиц, представляющих их интересы, в том числе родителей детей-инвалидов;
социально ориентированные некоммерческие организации, благотворительные фонды, добровольческие (волонтерские) организации (движения);
государственные внебюджетные фонды;
юридические лица (независимо от их организационно-правовой формы) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере реабилитации и абилитации.
Координатором реализации настоящей Концепции является Правительство Республики Саха (Якутия).
9. Механизмы ресурсного обеспечения и этапы реализации Концепции
Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции планируется осуществлять за счет:
средств федерального бюджета;
средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия); средств бюджетов муниципальных образований;
средств внебюджетных фондов Российской Федерации - Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Социального фонда Российской Федерации.
Указанные в настоящей Концепции подходы уже начали реализовываться как на федеральном уровне, так и на уровне Республики Саха (Якутия).
Средства федерального бюджета и бюджета Республики Саха (Якутия) на принципах софинансирования направляются на решение системных задач, ориентированных на достижение цели повышения уровня обеспеченности инвалидов реабилитационными (абилитационными) услугами, а также профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.
Кроме того, системные меры по развитию отдельных направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалидов также предусмотрены и финансируются в рамках других государственных программ Республики Саха (Якутия):
"Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия)", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. N 439;
"Развитие образования Республики Саха (Якутия)", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. N 474;
"Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия)", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. N 440;
"Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия)", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. N 475;
"Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. N 441;
"Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия)", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. N 429.
Финансирование мероприятий медицинской реабилитации регулируется положениями федеральных законов "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельных подзаконных нормативных правовых актов. В соответствии с механизмами, предусмотренными положениями Федерального закона "О государственной социальной помощи", инвалидам в составе набора социальных услуг предоставляется санаторно-курортное лечение.
В рамках законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Саха (Якутия) финансируются мероприятия по социальной, психолого-педагогической, социокультурной реабилитации и абилитации, адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, а также по другим направлениям комплексной реабилитации и абилитации.
Развитие правового обеспечения системы комплексной реабилитации и абилитации позволит конкретизировать перечень реабилитационных (абилитационных) услуг, выделив их в общем перечне услуг и мероприятий в сферах социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, и провести их более четкое финансовое нормирование по сферам деятельности в пределах объемов финансовых ресурсов, предусмотренных в рамках реализации указанных государственных программ, национальных проектов и федеральных законов, в том числе при необходимости путем перераспределения имеющихся бюджетных средств без выделения дополнительного финансирования из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Реализация мероприятий настоящей Концепции будет осуществляться поэтапно:
на I этапе (с 2023 по 2025 годы) будет сформирована необходимая законодательная, нормативная правовая, методическая база для развития системы комплексной реабилитации и абилитации в Республике Саха (Якутия), внесены соответствующие изменения в государственные программы и республиканские проекты;
на II этапе (с 2026 по 2030 годы) будут созданы условия для предоставления инвалидам современных доступных и качественных реабилитационных (абилитационных) услуг.
С учетом достижения заявленных цели и задач положения настоящей Концепции могут быть скорректированы и дополнены, а этапы пролонгированы до 2035 года.
10. Основные ожидаемые результаты и целевые показатели реализации Концепции
В соответствии с целью, задачами и приоритетными направлениями реализации настоящей Концепции будет сформировано нормативное правовое, методическое, материально-техническое, кадровое обеспечение системы комплексной реабилитации и абилитации.
Итогом реализации настоящей Концепции станет повышение в Республике Саха (Якутия) доступности качественных, безопасных и эффективных реабилитационных (абилитационных) услуг для инвалидов, направленных на устранение или возможно полную компенсацию ограничений их жизнедеятельности, достижение самостоятельности, независимости, в том числе материальной, и максимально возможную интеграцию в общество.
По итогам реализации настоящей Концепции будет обеспечено достижение следующих основных целевых показателей:
не менее 95 процентов взрослых инвалидов и 97 процентов детей-инвалидов, имеющих соответствующие рекомендации в индивидуальных программах реабилитации, охвачены реабилитационными (абилитационными) услугами по всем основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации;
не менее 50 процентов семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, охвачены психолого-педагогическим сопровождением, навигацией и консультированием в сфере образования;
100 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающихся в образовательных организациях Республики Саха (Якутия), охвачены психолого-педагогической реабилитацией и абилитацией;
не менее 90 процентов семей, нуждающихся в услугах ранней помощи, охвачены этими услугами;
не менее 30 процентов семей, имеющих в составе ментальных инвалидов, охвачены технологиями сопровождаемого проживания и трудоустройства;
не менее 90 процентов нуждающихся граждан, проходивших военную службу, принимавших участие в специальной военной операции, получили услуги профессиональной ориентации (переориентации) и/или прошли курсы профессионального обучения (переобучения);
внедрены программы реабилитации и абилитации граждан, принимавших участие в специальной военной операции, в реабилитационных центрах для взрослых Республики Саха (Якутия);
не менее 90 процентов граждан, принимавших участие в специальной военной операции, получили услуги психологической помощи, социальной и социально-трудовой реабилитации;
доля работающих инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста составит не менее 35 процентов;
удовлетворенность инвалидов (их законных или уполномоченных представителей) качеством предоставления реабилитационных (абилитационных) услуг составит не менее 80 процентов числа опрошенных граждан, получивших эти услуги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2023 г. N 212-р "Об утверждении Концепции развития в Республике Саха (Якутия) системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2030 года"
Опубликование:
-