Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 апреля 2023 г. N 305-ЭС22-26001 по делу N А40-279893/2021
Резолютивная часть определения объявлена 29 марта 2023 г.
Полный текст определения изготовлен 3 апреля 2023 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Першутова А.Г.,
судей Павловой Н.В., Тютина Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного строительного надзора города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2022 по делу N А40-279893/2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.09.2022 по тому же делу
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Комитету государственного строительного надзора города Москвы о признании незаконным и отмене постановления от 09.12.2021 N 4295-Ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Бородкина Н.Ю., Кокошенко М.А.;
Комитета государственного строительного надзора города Москвы - Мешарес И.Р., Патрушев А.Ю.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г., выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Комитету государственного строительного надзора города Москвы (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.12.2021 N 4295-Ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022, заявление общества удовлетворено.
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 20.09.2022 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Административный орган обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт по делу об отказе обществу в удовлетворении заявления.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г. от 28.02.2023 кассационная жалоба административного органа вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия установила следующее.
В ходе проверки объекта капитального строительства: интеграция Савеловского направления и малого кольца Московской железной дороги по адресу: г. Москва, остановочный пункт "Окружная" Савеловского направления Московской железной дороги (Северный административный округ, Бескудниковский район), административным органом выявлен факт эксплуатации обществом объекта капитального строительства без оформленного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления административным органом в отношении общества протокола от 25.11.2021 N 7173/21-Ю-1 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, и вынесения постановления от 09.12.2021 N 4295-Ю о привлечении общества к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество оспорило его в арбитражном суде.
Рассматривая настоящий спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 254-ФЗ), предусматривающими, что до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства (далее - временная эксплуатация) в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 статьи 3 настоящего Закона, суды пришли к выводу о том, что спорный объект введен обществом во временную эксплуатацию в соответствии с требованиями Закона N 254-ФЗ, о чем свидетельствует акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссией от 23.08.2021 N 08/08, согласно которому предъявленный к приемке объект выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам, подготовлен к вводу в эксплуатацию и принят приемочной комиссией.
На основании изложенного суды пришли к выводу, что на момент проведения проверки объект введен во временную эксплуатацию, в связи с чем в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, и признали незаконным оспариваемое постановление административного органа, отменив его.
Однако выводы судов нельзя признать правомерными.
Согласно части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
Законом N 254-ФЗ установлены особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
В соответствии с частью 9 статьи 3 Закона N 254-ФЗ до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 данной статьи.
Согласно части 10 статьи 3 Закона N 254-ФЗ техническая готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации определяется комиссией, порядок формирования и функционирования которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Соответствующий порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2057 "Об утверждении Правил формирования и функционирования комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации" (далее - Правила N 2057).
Требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта также устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 3 Закона N 254-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона N 254-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 35 утверждены Требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, Правила подтверждения технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, Правила осуществления временной эксплуатации и технического обслуживания линейного объекта инфраструктуры.
Правила N 2057 не предусматривают такой формы документа как акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Закон N 254-ФЗ и Правила N 2057 допускают временную эксплуатацию объектов на основании решений комиссии о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, которые оформляются протоколами заседаний комиссии, а не на основании актов приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Правила N 2057 предусматривают обязательное уведомление органа, выдавшего разрешение на строительство, о формировании комиссии, которая определяет техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, и о решении комиссии.
При рассмотрении настоящего спора административный орган приводил доводы о том, что обществом не соблюден предусмотренный Законом N 254-ФЗ и Правилами N 2057 порядок ввода во временную эксплуатацию спорного объекта. Общество не уведомляло соответствующий орган о формировании комиссии и о решении комиссии о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, в то время как представленный обществом акт от 23.08.2021 приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта не является решением комиссии и не соответствует требованиям Закона N 254-ФЗ и Правил N 2057. В частности, указанный акт не содержит решения комиссии о временном вводе в эксплуатацию спорного объекта и срока его временной эксплуатации. Также административный орган приводил доводы о том, что представленный обществом акт от 23.08.2021 составлен в отношении железнодорожной эстакады, а не в отношении спорного объекта. Решение комиссии о технической готовности линейного объекта инфраструктуры (остановочный пункт "Окружная" Савеловского направления Московской железной дороги) к временной эксплуатации в соответствии с требованиями Закона N 254-ФЗ обществом на момент выявления правонарушения не принималось. Представленный обществом акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссией от 23.08.2021 является лишь внутренним документов общества и не может подменять собой решение комиссии, предусмотренное требованиями Закона N 254-ФЗ и Правил N 2057. Указанные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о том, что спорный объект не был введен обществом во временную эксплуатацию в соответствии с требованиями Закона N 254-ФЗ и Правил N 2057, и эксплуатировался без оформленного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Однако, признавая неправомерным привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, суды не проверили указанные доводы административного органа и не устанавливали обстоятельств, связанных с соблюдением обществом предусмотренного Законом N 254-ФЗ и Правил N 2057 порядка ввода во временную эксплуатацию спорного объекта, которые имеют существенное значение для рассмотрения настоящего дела.
Представитель административного органа в обоснование своих доводов о том, что положенный в основу оспариваемых судебных актов представленный обществом акт от 23.08.2021 приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта не может признаваться решением комиссии как не соответствующий требованиям Закона N 254-ФЗ и Правил N 2057, представил в судебном заседании на обозрение протокол заседания комиссии по решению вопроса о технической готовности объекта "Интеграция Савеловского направления и Малого кольца Московской железной дороги" к временной эксплуатации от 29.04.2022, однако исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств не входит в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Поскольку вывод судов об отсутствии в действиях общества состава вмененного правонарушения сделан без установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего спора, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 291 11 - 291 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2022 по делу N А40-279893/2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.09.2022 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
А.Г. Першутов |
Судья |
Н.В. Павлова |
Судья |
Д.В. Тютин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Чиновники оштрафовали РЖД за использование линейного объекта инфраструктуры без разрешения на ввод его в эксплуатацию. Суды отменили штраф, так как на момент проверки объект ввели во временную эксплуатацию, о чем свидетельствует акт приемки в эксплуатацию объекта приемочной комиссией. Верховный Суд РФ с этим не согласился.
Спорный объект не был введен обществом во временную эксплуатацию в соответствии с требованиями закона. Представленный заявителем акт - это внутренний документ общества. Он не может подменять собой решение комиссии. О формировании последней и ее решении обязательно уведомляется орган, выдавший разрешение на строительство. Заявителем этот порядок не соблюден.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 апреля 2023 г. N 305-ЭС22-26001 по делу N А40-279893/2021
Опубликование:
-