Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 января 2003 г. N КА-А40/9005-02
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственность "Лайн-Сервис+" о взыскании штрафа в сумме 100 рублей за несвоевременное представление отчетности по страховым взносам за 4 квартал 2001 года.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18 сентября 2002 года дело N А40-30125/02-87-332 в иске было отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит вышеназванные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами ст. 11 Федерального закона N 118-ФЗ от 05.08.2002 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений к некоторые законодательные акты РФ о налогах".
В судебное заседание представители сторон не явились.
Проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением МРО ФСС РФ от 07.03.2002 года N 50 на основании Федерального закона от 10.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального медицинского страхования", Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федерального закона от 02.01.00 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Фонда от 10.01.00 N 1 "О начислении пени на недоимку по платежам в Фонд и применении мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка уплаты страховых взносов" ООО "Лайн-Сервис+" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 100 рублей за несвоевременное предоставление расчетной ведомости по средствам социального страхования за 4 квартал 2001 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона "Об основах обязательного социального медицинского страхования" следует читать, как "от 16 июля 1999 г."
Разрешая спор, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения ответчика к налоговой ответственности, поскольку действие Налогового кодекса Российской Федерации в части применения финансовых санкций к плательщикам страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не распространяется на деятельность ФСС РФ.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы правильными.
В соответствии со ст.ст. 9, 30, 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные вышеназванным Кодексом.
Согласно ст.ст. 9, 11 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения во внебюджетные фонды страховых взносов, входящих в единый социальный налог, осуществляют налоговые органы. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в единый социальный налог не включены и уплачиваются в соответствии с Федеральным законом об этом виде социального страхования.
Таким образом, спорные правоотношения регулируются Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Ни данный закон, ни принятые в соответствии с ним правовые акты по состоянию на 2001 г. не предусматривали ответственность за несвоевременное представление расчетной ведомости и не устанавливали срок ее представления.
Следовательно, ответчик не может нести налоговую ответственность согласно п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя на ст. 10 ФЗ Российском Федерации от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", предоставляющую право органам ФСС России применять налоговую ответственность, несостоятельна. Данная правовая норма не является нормой прямого действия, а сам закон применяется к правоотношениям, возникшим в 2000 году. Правонарушение, за которое истец привлек общество к ответственности, имело место в 2001 году. Действовавший в 2001 году бюджетный закон не предусматривал применение финансовых санкций к плательщикам указанных страховых взносов за несвоевременное представление отчетности.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии правовых оснований для привлечения ответчика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации является правильным.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 сентября 2002 года по делу N А40-30125-02-87-332 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 января 2003 г. N КА-А40/9005-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании