г. Краснодар |
|
19 ноября 2014 г. |
Дело N А20-5016/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Коржинек Е.Л. и Улько Е.В., в отсутствие в судебном заседании истца - Государственного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Республиканский полиграфкомбинат имени Революции 1905 года" (ИНН 0700000045, ОГРН 1020700753952), ответчиков: Государственного казенного учреждения "Редакция журнала "Минги-Тау"" (ИНН 0713001110, ОГРН 1020700757582), Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по печати и массовым коммуникациям, Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.01.2014 (судья Шогенов Х.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 (судьи Казакова Г.В., Луговая Ю.Б., Сулейманов З.М.) по делу N А20-5016/2013, установил следующее.
Государственное предприятие Кабардино-Балкарской Республики "Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г." (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к ГКУ "Редакция журнала "Минги-Тау"" (далее - учреждение), Министерству по средствам массовой информации, общественным и религиозным организациям Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) и Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство финансов) о взыскании 368 159 рублей 03 копеек задолженности за выполненные работы по полиграфическому исполнению номеров журнала "Минги-Тау" (далее - журнал).
Решением от 31.01.2014, оставленным без изменения постановлением от 18.08.2014, в пользу истца с Кабардино-Балкарской Республики в лице министерства финансов за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики взыскано 368 159 рублей 03 копеек долга.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена процессуальная замена министерства на Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по печати и массовым коммуникациям (далее - комитет).
В кассационной жалобе министерство финансов просит принятые судебные акты отменить в части удовлетворения иска, в заявленных требованиях в указанной части отказать. Податель жалобы указывает, что является не надлежащим ответчиком по иску.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Министерством культуры и информационных коммуникаций Кабардино-Балкарской Республики (заказчик; далее - Министерство культуры) и предприятием (исполнитель) заключен государственный контракт от 31.12.2008 N 010-СМИ на формирование государственного заказа на полиграфическое исполнение 6 номеров журнала и организацию его исполнения.
Контракт является основанием для заключения прямых договоров между исполнителем и учреждением (пункт 1.2 контракта).
Согласно пункту 1.3 контракта, исполнитель по заданию заказчика обязался выполнить на бумаге заказчика работы по полиграфическому исполнению 6 номеров журнала средним тиражом 1 тыс. экземпляров каждый, в полном соответствии с переданными ему покупателем оригиналами.
Заказчик обязался перечислить покупателю для расчета с исполнителем средства на оплату выполненных услуг по мере финансирования из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на основании выделенных лимитов (пункт 1.4 контракта).
Цена контракта составляет 403 тыс. рублей и оплата за оказанные услуги производится ежемесячно до 30 числа месяца следующего за отчетным в размере 100% стоимости услуг на основании предоставленных счета, калькуляции, счета-фактуры и акта приема-сдачи выполненных работ (услуг) с учетом фактического исполнения за соответствующий месяц (пункты 2.1, 2.4 контракта).
Согласно пункту 3.1.1 контракта заказчик обязуется перечислять покупателю для расчетов с заказчиком денежные средства на оплату фактически выполненных работ в течение пяти рабочих дней с момента поступления средств из республиканского бюджета.
Пунктом 6.1 контракта срок его действия установлен с 01.01.2009 до 31.12.2009.
На основании государственного контракта от 31.12.2008 учреждением (покупатель) и предприятием (исполнитель) заключен договор от 31.12.2008 N 010/01, согласно которому исполнитель обязался выполнить на бумаге заказчика - Министерства культуры работы по полиграфическому исполнению 6 номеров журнала средним тиражом 1 тыс. экземпляров каждый, а покупатель обязался принять и оплатить выполненные работы.
Цена договора составляет 403 тыс. рублей (пункт 2.1. договора).
Пунктом 2.4. договора предусмотрено, что оплата оказанных услуг производится ежемесячно в течение трех рабочих дней после поступления средств из республиканского бюджета от заказчика на счет покупателя на основании выделенных лимитов в размере 100% стоимости услуг на основании предоставленных счета, калькуляции, счета-фактуры и акта приема-сдачи выполненных работ (услуг) с учетом фактического исполнения за соответствующий месяц.
Срок действия договора предусмотрен с 01.01.2009 по 31.12.2009 (пункт 6.1. договора).
1 января 2010 года Министерство культуры (заказчик) и предприятие (исполнитель) заключили государственный контракт N 009-СМИ на формирование государственного заказа на полиграфическое исполнение 6 номеров журнала и организацию его исполнения.
Контракт является основанием для заключения прямых договоров между исполнителем и учреждением (пункт 1.2 контракта).
В соответствии с пунктом 1.3 контракта исполнитель по заданию заказчика обязался выполнить на бумаге заказчика работы по полиграфическому исполнению 6 номеров журнала средним тиражом 1 тыс. экземпляров каждый, в полном соответствии с переданными ему покупателем оригиналами.
Заказчик обязался перечислить покупателю для расчета с исполнителем средства на оплату выполненных услуг по мере финансирования из республиканского бюджета на основании выделенных лимитов (пункт 1.4 контракта).
Согласно пунктам 2.1 и 2.4 цена контракта составляет 403 тыс. рублей и оплата за оказанные услуги производится ежемесячно до 30 числа, месяца следующего за отчетным в размере 100% стоимости услуг на основании предоставленных счета, калькуляции, счета-фактуры и акта приема-сдачи выполненных работ (услуг) с учетом фактического исполнения за соответствующий месяц.
Пунктом 6.1 контракта срок его действия установлен с момента заключения по 31.12.2010.
На основании государственного контракта от 01.01.2010 N 009-СМИ учреждением (покупатель) и предприятием (исполнитель) заключен договор от 01.01.2010 N 009/1, согласно которому исполнитель обязался выполнить на бумаге заказчика работы по полиграфическому исполнению 6 номеров журнала средним тиражом 1 тыс. экземпляров каждый, а покупатель обязался принять и оплатить выполненные работы.
Согласно пункту 2.1 договора его цена составляет 403 тыс. рублей.
В пункте 2.4 договора предусмотрено, что оплата оказанных услуг производится ежемесячно в течение 30 дней после выполнения работ (услуг) на основании выставленных лимитов, предоставленных счетов, калькуляции счета-фактуры и акта приема-сдачи выполненных работ (услуг) с учетом фактического исполнения за соответствующий месяц.
Пунктом 6.1 договора срок его действия установлен с 01.01.2010 до 31.12.2010.
В связи с неисполнением обязательств по оплате выполненных работ предприятие обратилось в суд с иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (статья 711 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится на основании статьи 711 данного Кодекса.
По смыслу пункта 1 статьи 711 и пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты выполненных предприятием работ в полном объеме и возражений относительно объема, качества и стоимости работ, суды пришли к обоснованному выводу о наличии условий для удовлетворения исковых требований.
Между сторонами не имеется спора об объеме, стоимости и качестве выполненных работ. Доводы заявителя жалобы сводятся к ошибочности определения надлежащего ответчика по делу.
Названный довод надлежит отклонить, поскольку он получил обоснованную оценку в обжалуемых судебных актах. Суды установили, что контракты заключены в интересах Кабардино-Балкарской Республики в целях обеспечения государственных нужд, ответчиком по данному делу является публично-правовое образование, а не орган, который выступает от его имени. При заключении государственных контрактов комитет (правопредшественник Министерства культуры) действовал от имени и в интересах Кабардино-Балкарской Республики, доказательства фактического выделения ему средств на оплату спорных работ не представлены. Ответственность по данному обязательству несет Республика Кабардино-Балкария в лице министерства финансов как держателя казны. Названное министерство отвечает признакам главного распорядителя бюджетных средств Республики Кабардино-Балкария, перечисленным в статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обеспечивает осуществление полномочий правительства в области финансовой, бюджетной, налоговой политики и координирует деятельность в этой сфере иных органов власти субъекта.
Аналогичная правовая позиция по данному вопросу соответствует сложившейся судебной практике между участвующими в деле лицами (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.03.2014 по делу N А20-2131/2013), а также изложена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2007 N 5060/07, определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.06.2012 N ВАС-7584/12, от 13.12.2012 N ВАС-15878/12).
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела по существу, им дана правильная оценка.
Оснований для отмены или изменения решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не установлено, поскольку они не опровергают правильности выводов судов, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что недопустимо в силу установленных статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали материалы дела, установили фактические обстоятельства, представленным сторонами доказательствам дали надлежащую правовую оценку. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.01.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу N А20-5016/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.