Постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2023 г. N 150
"Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Республике Марий Эл на 2023 - 2025 годы"
В целях содействия социализации и социальной адаптации людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Республике Марий Эл Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Создать межведомственную рабочую группу при Правительстве Республики Марий Эл по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Республике Марий Эл на 2023 - 2025 годы.
2. Утвердить прилагаемые:
Концепцию комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Республике Марий Эл на 2023 - 2025 годы;
Положение о межведомственной рабочей группе при Правительстве Республики Марий Эл по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Республике Марий Эл на 2023 - 2025 годы;
состав межведомственной рабочей группы при Правительстве Республики Марий Эл по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Республике Марий Эл на 2023 - 2025 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл Бадма-Халгаеву О.Ю.
Председатель Правительства |
Ю. Зайцев |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 4 апреля 2023 г. N 150
Концепция
комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Республике Марий Эл на 2023 - 2025 годы
1. Термины и определения
В Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Республике Марий Эл на 2023 - 2025 годы (далее - Концепция) применяются следующие термины и определения:
аутизм - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относятся к расстройствам аутистического спектра;
расстройства аутистического спектра (далее - РАС) - общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами;
ментальные нарушения - нарушения психического развития, при которых страдает способность к общению, социальному взаимодействию и поведению, отмечается стойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития, наблюдается диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Виды ментальных нарушений: аутизм, гиперактивность, задержка психического и речевого развития и прочее;
комплексное сопровождение - комплекс медицинских, социальных и образовательных услуг, оказываемых на основе межведомственного взаимодействия гражданам и несовершеннолетним целевой группы, а также комплекс мероприятий по содействию их родителям (законным представителям) в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, раннему выявлению детей целевой группы, способствованию их оптимальному развитию, снижению выраженности ограничений их жизнедеятельности, включению в среду сверстников и интеграции в общество, включая организацию возможности их профессиональной подготовки и помощь в обеспечении занятости, а также по повышению компетентности родителей (законных представителей);
реабилитация - система полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной или иной деятельности;
абилитация - система и процесс формирования отсутствующих способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности;
ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых детям с РАС и другими ментальными нарушениями (далее - ДМН) в возрасте до 3 лет и их семьям, направленных на раннее выявление детей с РАС и ДМН, содействие их оптимальному развитию, формирование физического и психического здоровья, включение в среду сверстников и интеграцию в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей или иных законных представителей;
служба ранней помощи - форма организации сопровождения детей с РАС и ДМН в раннем возрасте (до 3 лет), предполагающая проведение индивидуальной диагностики ребенка, проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми и консультаций родителей специалистами сопровождения;
сопровождаемое проживание инвалидов - стационарозамещающая технология социального обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации, абилитации и социальному сопровождению, образовательных услуг в привычной, благоприятной среде, максимально приближенной к домашней;
группа комбинированной направленности - форма организации дошкольного образования, при которой организовано совместное образование нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают дошкольное образование по адаптированной программе с учетом особенностей их психофизического развития;
группа компенсирующего вида - форма организации дошкольного образования только для детей с ограниченными возможностями здоровья, при которой осуществляется коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
2. Общие положения
Концепция направлена на решение комплекса проблем социализации и социальной адаптации данной категории граждан, проживающих в Республике Марий Эл, а также на обеспечение прав людей с РАС и ДМН на полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, на охрану здоровья, абилитацию, реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку и полноценную жизнь в обществе.
РАС представляют собой группу комплексных дезинтегративных нарушений психического развития, приводящих к социальной дезадаптации, характеризующихся отсутствием способности к социальному взаимодействию, коммуникации, стереотипностью поведения.
Актуальность развития помощи лицам с РАС определяется несколькими факторами:
высокой и постепенно растущей частотой распространенности (примерно 1 процент населения);
трудностями диагностики и дифференциальной диагностики в связи со сложностью и многообразием клинической картины;
недостаточной эффективностью существующих лечебно-коррекционных подходов.
Создание условий для включения людей с РАС и ДМН в систему комплексного сопровождения позволит сформировать у них определенные профессиональные навыки и вовлечь в социальную и трудовую деятельность.
По состоянию на 1 января 2022 г. численность инвалидов, проживающих в Республике Марий Эл, составила 60 542 человека, из них детей-инвалидов - 2 774; инвалидов I группы - 6 683; инвалидов II группы - 24 942; инвалидов III группы - 26 143.
За 3 года, с 2019 по 2021 год, в Республике Марий Эл возросло количество детей в возрасте 0-14 лет, страдающих детским аутизмом.
Среди подростков в возрасте 15-17 лет в 2021 году также отмечается незначительный рост числа лиц, страдающих аутизмом. Статистические данные роста числа больных аутизмом в Республике Марий Эл приведены в таблице 1.
Таблица 1
Год |
Несовершеннолетние, страдающие аутизмом |
|
в возрасте 0-14 лет |
в возрасте 15-17 лет |
|
2019 |
105 |
7 |
2020 |
119 |
5 |
2021 |
164 |
8 |
Раннее выявление у детей признаков РАС врачами-педиатрами, детскими неврологами и семейными врачами - первый и необходимый шаг для своевременного начала комплексной лечебно-коррекционной помощи. Диагностировать РАС (выставить диагноз психического расстройства) имеет право врач-психиатр, задача психологов и педагогов - как можно раньше выявить ребенка с отклоняющимися формами поведения, направить к врачу-психиатру, помочь ему адаптироваться в семье и детском коллективе.
Раннее выявление РАС дает возможность эффективного профессионального вмешательства, что поможет минимизировать аутистические проявления в поведении. Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения (дефектологическая, психологическая, педагогическая, нейропсихологическая коррекция, психотерапевтическая, социальная работа с пациентом и его семьей) является одним из основополагающих принципов курации аутистических расстройств у детей, создания предпосылок к их обучению.
РАС относятся к расстройствам, начинающимся в младенческом возрасте, однако значительные изменения в период развития влияют на результат во взрослом возрасте. Эти изменения должны быть распознаны и требуют непрерывного наблюдения и индивидуальной адаптации с тем, чтобы оптимизировать программы поддержки.
РАС - пожизненные расстройства не поддающиеся лечению. Степень инвалидности зависит от индивидуальных характеристик пациентов и от окружающей среды, предложенной таким пациентам, в частности от того, способствует ли она лучшей адаптации, минимизации нетрудоспособности или нет.
У большинства детей с РАС отклонения и проблемы в социальных взаимодействиях наблюдаются на протяжении всей жизни.
Одним из самых важных разделов абилитации для детей с РАС является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая в себя все разделы и виды реабилитационной помощи, является наряду с медикаментозной терапией действенным средством купирования негативных симптомов РАС, а также способствует нормальному включению ребенка в социум.
Система оказания помощи людям с РАС и ДМН и их семьям в Республике Марий Эл включает организации системы здравоохранения, образования, социального обслуживания и сферы занятости населения.
В Республике Марий Эл амбулаторная медицинская помощь детям с РАС и ДМН предоставляется участковыми врачами-педиатрами центральных районных больниц и детских поликлиник г. Йошкар-Олы, г. Волжска, г. Козьмодемьянска, а также врачами-психиатрами и психотерапевтами государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский психоневрологический диспансер", подведомственного Министерству здравоохранения Республики Марий Эл.
Стационарная помощь детям с РАС и ДМН оказывается в государственном бюджетном учреждении Республики Марий Эл "Республиканская психиатрическая больница".
В образовательных организациях Республики Марий Эл создана и развивается система сопровождения детей с РАС.
Дети с РАС, как правило, в раннем возрасте не посещают дошкольные образовательные организации, поэтому оказание коррекционно-педагогической работы осуществляется в службах ранней помощи.
В 2022 году в системе образования функционировало 10 служб ранней помощи: 3 - на базе дошкольных образовательных организаций в рамках инновационной деятельности, 3 - на базе психолого-педагогических, медико-социальных центров, 4 службы ранней помощи созданы в дошкольных группах образовательных организаций. В настоящее время в службах ранней помощи 15 детей с РАС получают коррекционно-педагогическую помощь.
Обучение и воспитание детей (2022 год - 19 человек) дошкольного возраста с РАС организовано в группах комбинированной направленности, группах компенсирующей направленности и диагностических группах.
В случаях отсутствия в образовательных организациях узких специалистов, работающих с детьми с РАС, в работу активно включаются специалисты 4 психолого-педагогических и медико-социальных центров, расположенных в муниципальных образованиях в Республике Марий Эл: муниципальное бюджетное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Лабиринт" г. Волжска Республики Марий Эл, государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Детство", муниципальное бюджетное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Росток", муниципальное бюджетное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие" Волжского муниципального района Республики Марий Эл.
Специалисты вышеперечисленных центров регулярно проводят индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов по проблемам обучения и воспитания детей с РАС, испытывающих трудности в социальной адаптации и усвоении образовательных программ, оказывают коррекционно-развивающую помощь.
Дети с РАС школьного возраста (2022 год - 101 человек) в зависимости от психофизического развития и желания родителей (законных представителей) ребенка получают образовательные услуги как в отдельных общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так и в общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение по месту жительства ребенка.
В общеобразовательных организациях в Республике Марий Эл функционируют следующие модели образования детей с РАС:
модель "Инклюзивный класс";
модель "Ресурсный класс";
модель "Отдельный класс".
Инклюзивное образование детей с РАС предполагает совместное обучение детей с РАС с нормотипичными обучающимися.
Модели "Ресурсный класс" и "Отдельный класс" предполагают частичную интеграцию детей с РАС на определенный промежуток времени (уроки по определенным предметам, мероприятия и другое) в общеобразовательные классы.
Инновационной практикой организации обучения детей с РАС в Республике Марий Эл является открытие отдельных классов.
С 1 сентября 2021 г. открыты два первых класса для 12 детей с РАС: в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении "Куярская средняя общеобразовательная школа" (Медведевский муниципальный район Республики Марий Эл), в муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя школа N 1" города Волжска Республики Марий Эл.
В 2022 году в общеобразовательных организациях в Республике Марий Эл функционировал 1 ресурсный класс, 5 отдельных классов, в которых обучаются 35 детей с РАС. Для детей создаются условия, соответствующие особенностям их развития, позволяющие предупредить их дезадаптацию в условиях общеобразовательной организации, а также полноценно участвовать в социальной жизни коллектива.
В Республике Марий Эл осуществляют деятельность 5 психолого-медико-педагогических комиссий (территориальные и центральная), работа которых направлена на выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования, разработку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
В 2021 - 2022 годах была осуществлена комплексная диагностика 69 детей с РАС пятью психолого-медико-педагогическими комиссиями.
Министерством образования и науки Республики Марий Эл с целью эффективной реализации права на образование детей с РАС проводятся:
ежегодный мониторинг состояния образования детей с РАС, обучающихся в образовательных организациях в Республике Марий Эл;
анализ ключевых условий для осуществления комплексной помощи детям с РАС (наличие подготовленных педагогических кадров, организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
обучающие мероприятия для специалистов, работающих с детьми с РАС;
обеспечение консультативной помощи педагогам, организациям, участвующим в оказании помощи детям с РАС и их семьям.
В целях координации деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих комплексное сопровождение детей РАС, обеспечения их сетевого взаимодействия в рамках оказания поддержки в вопросах комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС, консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с РАС с 1 января 2023 г. создан региональный ресурсный центр на базе государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Детство".
Признание государством необходимости оказания помощи детям с РАС предопределяет необходимость создания системы комплексной помощи ребенку с РАС, которая предусматривает:
проведение ранней диагностики отклонений в развитии ребенка и включение в систему специальной помощи сразу после выявления первичных нарушений;
организацию взаимодействия специалистов разных служб и ведомств для оказания комплексной помощи ребенку, ориентированной на устранение индивидуальных проблем каждого ребенка;
использование вариативных форм работы с семьей, включение членов семьи в качестве активных участников коррекционного образовательного процесса;
повышение квалификации и переподготовка педагогов и специалистов, работающих с детьми с РАС.
Ежегодно в государственных и муниципальных учреждениях культуры Республики Марий Эл активно проводится работа с инвалидами, детьми-инвалидами, в том числе с РАС, по различным направлениям.
Значительную работу по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ведут детские школы искусств, где обучаются на безвозмездной основе 68 детей-инвалидов, из них 42 ребенка обучаются в Савинском филиале государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Марий Эл "Детская школа искусств "Радуга" при школе-интернате для слепых и слабовидящих детей" по адаптированным программам с предоставлением специальных нотных сборников в системе Брайля.
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл "Школа искусств "Лира" совместно с педагогами Центра дистанционного образования государственного автономного образовательного учреждения Республики Марий Эл "Лицей Бауманский" ежегодно проводят Республиканский фестиваль-конкурс для детей "Руки сердечное тепло".
В театрально-концертных организациях Республики Марий Эл создан беспрепятственный доступ для инвалидов-колясочников (наличие пандусов, лифтов, кнопок вызова персонала).
Театрами Республики Марий Эл проводятся благотворительные мероприятия для инвалидов, детей-инвалидов и детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, ко Дню защиты детей, Дню знаний.
Специалисты клубных учреждений в Республике Марий Эл ведут работу по обслуживанию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также привлечению внимания к проблемам инвалидов, повышению социального статуса, содействию социальной активности, повышению психологической устойчивости, созданию равных возможностей с другими категориями населения, обеспечению доступности культурно-массовых мероприятий.
Основными формами культурно-досуговых мероприятий являются игровые, тематические, конкурсные программы, выставки рисунков и изделий декоративно-прикладного творчества.
В библиотеках Республики Марий Эл проводятся мероприятия, направленные на социокультурную реабилитацию инвалидов: акции, конкурсы, литературно-музыкальные композиции, праздники, беседы, обзоры литературы.
В государственном казенном учреждении культуры Республики Марий Эл "Республиканская библиотека для слепых" 436 подписчиков с инвалидностью, в том числе 249 человек, обратившихся с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - индивидуальная программа), из них 7 детей. Работники библиотек используют индивидуальный подход обслуживания к каждому читателю, в том числе обслуживание на дому.
В государственном казенном учреждении культуры Республики Марий Эл "Республиканская библиотека для слепых" организованы бесплатные курсы для незрячих и слабовидящих пользователей по направлениям "Невизуальная доступность сенсорных устройств", "Базовые навыки работы на компьютере". Ведется работа по пополнению фонда библиотеки документами в специальных форматах, а также по переводу фонда аудиокниг на цифровых носителях в специальный формат для прослушивания на флэш-картах.
В государственном бюджетном учреждении культуры Республики Марий Эл "Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна" предусмотрены бесплатная регистрация читателей-инвалидов, обслуживание вне очереди. Для пожилых людей и инвалидов реализуется социальный проект "Добро по кругу" - библиотечное обслуживание на дому по запросам.
Все мероприятия, проводимые в муниципальных библиотеках, доступны для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрена возможность доставления их к месту проведения мероприятий с помощью волонтеров.
В рамках взаимодействия государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский центр психолого-педагогической и социальной помощи населению "Доверие" (далее - центр "Доверие") и государственного бюджетного учреждения культуры "Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева" проводятся музейно-образовательные программы для детей и родителей, состоящих на учете в центре "Доверие", в том числе для детей с РАС.
В муниципальных музеях поэтапно создаются условия для приема инвалидов и маломобильных групп населения. Проводятся экскурсии для ветеранов, музейно-образовательные программы для детей-инвалидов, различные мастер-классы, в том числе выездные.
В муниципальном учреждении Городской Центр культуры в г. Волжске еженедельно проводятся мероприятия для людей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках инклюзивной лаборатории "Сирень" по субботам проходят мастер-классы, творческие вечера, конкурсы, занятия по арт-терапии и другое.
Информационные и просветительские мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, проводятся государственным автономным учреждением культуры Республики Марий Эл "Марий Эл Телерадио".
Ежегодно проводится мониторинг деятельности учреждений культуры и учреждений дополнительного образования в сфере культуры по обеспечению культурных благ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачами Концепции в сфере культуры являются формирование условий для развития системы комплексной абилитации инвалидов и детей-инвалидов учреждениями культуры Республики Марий Эл и адаптации объектов системы культуры для обеспечения доступа инвалидов к участию в культурной жизни республики.
В ходе реализации Концепции ожидается увеличение доли инвалидов, принимающих участие в культурно-массовых мероприятиях, фестивалях и конкурсах, увеличение доли специалистов учреждений культуры, обеспечивающих оказание абилитационных услуг инвалидам.
В системе социальной защиты населения Республики Марий Эл функционируют 11 организаций социального обслуживания (2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями на 122 места, 1 детский дом-интернат на 200 мест, 8 домов-интернатов на 1 640 мест). Кроме того, в региональный реестр поставщиков социальных услуг включены 2 негосударственные организации (автономная некоммерческая организация "Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями "Добрые зернышки", местная общественная организация родителей по поддержке и помощи семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов и инвалидов с детства, старше 18 лет "Ребенок с будущим города Волжска"), предоставляющие услуги инвалидам, в том числе детям-инвалидам, страдающим РАС и ДМН.
Дома-интернаты являются медико-социальными учреждениями, предназначенными для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. За 2022 год обслужено 2 410 человек.
Детский дом-интернат предоставляет социальные услуги детям-инвалидам от 4 до 23 лет, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, обучении, воспитании, социальной и трудовой реабилитации. За 2022 год детским домом-интернатом обслужен 171 ребенок, в том числе 14 детей с РАС.
В реабилитационных центрах социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические, социально-педагогические услуги предоставляются в полустационарной форме. Деятельность реабилитационных центров организована по двум типам: на постоянной основе и курсовая реабилитация. За 2022 год реабилитационными центрами обслужено 237 несовершеннолетних, в том числе 32 ребенка с РАС.
Автономная некоммерческая организация "Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями "Добрые зернышки" оказывает помощь в полустационарной форме социального обслуживания краткосрочным курсом реабилитации (продолжительностью 10 дней), в который включены занятия с логопедом и психологом, занятия по адаптивной физкультуре и общий массаж. За 2022 год обслужен 141 ребенок, в том числе 24 ребенка с РАС.
Местная общественная организация родителей по поддержке и помощи семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов и инвалидов с детства, старше 18 лет "Ребенок с будущим города Волжска" оказывает лицам с ментальной инвалидностью в возрасте от 3 лет следующие услуги в стационарной и полустационарной форме социального обслуживания: социально-бытовые услуги, психологическое консультирование и коррекция, социально-медицинские, социально-трудовые и социально-правовые услуги. За 11 месяцев 2022 года обслужено 4 инвалида старше 18 лет.
Содействие трудоустройству инвалидов - важнейший этап в их профессиональной реабилитации, включающий в себя процесс поиска подходящей работы и устройства на нее, поэтому решение этой проблемы остается актуальной и одной из самых острых задач. Развитие вспомогательных технологий, экономический рост и понимание необходимости дать каждому человеку возможность для самореализации - все это значительно расширило перспективы решения проблемы трудовой занятости для многих людей, в том числе и для инвалидов с ментальными нарушениями.
На территории Республики Марий Эл функционируют 15 центров занятости населения, в которые ежегодно обращаются инвалиды.
Работа органов службы занятости Республики Марий Эл по трудоустройству граждан, в том числе имеющих ментальные нарушения, проводится в рамках Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", государственной программы Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 октября 2012 г. N 382, соглашения по взаимодействию органов службы занятости Республики Марий Эл, заключенного с федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Марий Эл" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
В целях оказания содействия в поиске подходящей работы гражданам с ментальными нарушениями, проживающим в стационарных учреждениях, между государственными казенными учреждениями Республики Марий Эл - центрами занятости населения городов и районов Республики Марий Эл (далее - центры занятости) и домами-интернатами заключены соглашения о сотрудничестве по обеспечению содействия в трудоустройстве, в том числе получении профессиональной подготовки, поиске работодателей. В рамках заключенных соглашений центры занятости:
проводят информационно-разъяснительную работу о ситуации на рынке труда и возможностях трудоустройства;
информируют о проводимых ярмарках вакансий и об имеющихся вакансиях для трудоустройства инвалидов;
оказывают государственную услугу по содействию гражданам в поиске подходящей работы;
оказывают государственную услугу по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
оказывают содействие в составлении резюме и размещении его на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".
В целях реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, в 2022 году органами медико-социальной экспертизы в Департамент труда и занятости населения Республики Марий Эл были представлены 2 выписки из индивидуальных программ инвалидов с ментальными нарушениями, которые были направлены в центры занятости.
Центрами занятости было проведено 100-процентное информирование инвалидов о предоставляемых государственных услугах и анкетирование инвалидов на предмет нуждаемости в содействии занятости.
В 2022 году за содействием в трудоустройстве в центры занятости обратились 347 инвалидов, в том числе 5 инвалидов с ментальными нарушениями, трудоустроены 114 инвалидов, в том числе 3 инвалида с ментальными нарушениями, из них 21 инвалид трудоустроен в рамках мероприятия "Трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы" государственной программы Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 октября 2012 г. N 382, в общественных работах приняли участие 29 инвалидов, в том числе 1-е ментальным нарушениями, 1 инвалид при содействии центра занятости организовал предпринимательскую деятельность, 2 инвалида - самозанятость.
Государственная услуга по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования предоставлена 7 инвалидам, имеющим ментальные нарушения. Государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда предоставлена 4 инвалидам в целях активизации самостоятельного поиска работы, формирования активной жизненной позиции, адаптации на новом рабочем месте. Государственная услуга по психологической поддержке безработных граждан предоставлена 3 инвалидам в целях снятия психологического напряжения, повышения уверенности в себе и мотивации к трудоустройству.
С целью подбора подходящих работников из числа инвалидов проведено 220 ярмарок вакансий с участием 359 работодателей, которые представили 1 628 вакансий.
По состоянию на 1 января 2022 г. на учете в центрах занятости состоял 101 инвалид.
В базе свободных рабочих мест и должностей центров занятости были зарегистрированы 423 вакансии на заквотированные рабочие места для трудоустройства инвалидов, на которые были трудоустроены 4 инвалида.
Анализ имеющихся ресурсов в сфере оказания помощи людям с РАС и ДМН указывает на необходимость развития межведомственной системы непрерывного комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН.
3. Цель, задачи и приоритетные направления комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН
Целью настоящей Концепции является создание системы комплексного непрерывного сопровождения людей с РАС и ДМН, направленной на их максимальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество, укрепление психического и физического здоровья, повышение доступности образования и занятости.
Достижение заявленной цели связано с решением следующих задач:
создание условий для развития системы комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН на основе непрерывного межведомственного взаимодействия всех участников, реализующих цель и задачи настоящей Концепции;
разработка нормативно-правовой и методической базы по организации комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН;
создание условий для развития деятельности учреждений и организаций разной ведомственной принадлежности, а также некоммерческих организаций в сфере оказания комплексной помощи людям с РАС и ДМН, а также семьям людей с РАС и ДМН;
развитие механизмов всесторонней поддержки семей людей с РАС и ДМН;
формирование толерантного отношения в обществе к людям с РАС и ДМН.
Приоритетными направлениями деятельности по решению указанных задач являются:
создание правовых основ комплексного сопровождения детей и молодых инвалидов с РАС и ДМН;
создание регионального ресурсного центра комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН в Республике Марий Эл;
создание в Республике Марий Эл системы мониторинга реализации комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН с ее последующей автоматизацией;
создание и организация работы творческих инклюзивных площадок на базе государственного бюджетного учреждения культуры "Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева" и государственного бюджетного учреждения культуры Республики Марий Эл "Республиканский музей изобразительных искусств";
обеспечение повышения квалификации специалистов по сопровождению и взаимодействию с людьми с РАС и ДМН;
обеспечение сопровождаемым проживанием недееспособных людей с РАС и ДМН;
организация трудоустройства людей с РАС и ДМН с учетом их возможностей и функциональности;
проведение информационной кампании для формирования толерантного отношения к людям с особенностями развития, в том числе к людям с РАС и ДМН.
4. Целевые группы
К целевым группам по оказанию услуг комплексного сопровождения относятся:
дети от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии, затрагивающими сферы психики ребенка, в том числе интеллектуальную, эмоциональную, чувствительную, двигательную, и познавательные процессы человека (внимание, мышление, память, речь и другие), и их семьи;
дети от 3 до 18 лет с РАС и ДМН и их семьи;
лица в возрасте от 18 лет, имеющие нарушения психического здоровья, частично утратившие способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности, но в соответствии со структурой своих потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний, социальным статусом и реальными возможностями социально-средовой инфраструктуры имеющие реабилитационный потенциал и способные к посильной трудовой и иной деятельности (молодые инвалиды целевой группы), и их семьи.
5. Участники системы комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН в Республике Марий Эл
В систему взаимодействия в рамках реализации Концепции включены:
органы исполнительной власти Республики Марий Эл (Министерство труда и социальной защиты Республики Марий Эл, Министерство здравоохранения Республики Марий Эл, Министерство образования и науки Республики Марий Эл, Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Министерство спорта и туризма Республики Марий Эл);
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Марий Эл;
центральные и территориальные психолого-медико-педагогические комиссии;
медицинские, социальные, образовательные организации различной ведомственной принадлежности и форм собственности;
центры занятости;
социально ориентированные некоммерческие организации.
6. Система комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН в Республике Марий Эл
Многообразие проблем, обусловленных системным характером РАС и ДМН, предполагает осуществление комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН, включающего медицинский, образовательный, социальный, профессиональный аспекты.
Медицинский аспект включает:
совершенствование системы раннего выявления признаков РАС и ДМН;
предоставление специализированной медицинской помощи, медицинского сопровождения людей с РАС и ДМН;
формирование и ведение регионального регистра людей с РАС и ДМН.
Механизм реализации медицинского аспекта:
проведение профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, скрининг детей в возрасте до 2 лет на выявление группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития;
внедрение для проведения скринингового обследования на нарушения аутистического спектра у детей в возрасте от 12 до 30 месяцев анкеты М-СНАТ в процессе профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних;
проведение углубленной диагностики детей с выявленными факторами риска развития РАС и ДМН;
исполнение медицинских стандартов абилитации, реабилитации при оказании помощи людям с РАС и ДМН;
предоставление качественной помощи детям и подросткам с РАС с использованием методов, имеющих научно доказанную эффективность;
организация доступной системы ранней помощи для детей в возрасте от 0 до 3 лет, имеющих высокую группу риска по проблеме аутизма, а также консультативной помощи для их родителей.
Образовательный аспект включает:
развитие вариативных форм получения дошкольного и общего образования с учетом особенностей и возможностей каждого обучающегося с РАС и ДМН;
создание условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми с РАС и ДМН;
создание условий для дополнительного образования детей с РАС и ДМН, предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации обучающихся с РАС и ДМН;
повышение квалификации специалистов здравоохранения, социальной защиты, образования, труда и занятости населения.
Механизм реализации образовательного аспекта:
обеспечение образовательных организаций (в том числе дошкольных), на базе которых открыты ресурсные классы и группы для воспитания и обучения детей с РАС, специалистами, владеющими необходимыми профессиональными компетенциями и методами прикладного анализа поведения: супервизор, куратор поведенческих программ;
введение в образовательные программы педагогических колледжей и институтов, обучение социальных работников курса по сопровождению детей, подростков и молодых людей с РАС в различных видах деятельности;
комплектование групп компенсирующей и комбинированной направленности, групп кратковременного пребывания на базе дошкольных муниципальных образовательных организаций для детей с РАС и ДМН;
комплектование ресурсных, автономных, коррекционных классов на базе общеобразовательных организаций для детей с РАС и ДМН;
разработка программ профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки детей с РАС и ДМН;
разработка программ дополнительного образования детей с РАС и ДМН, программ предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации обучающихся с РАС и ДМН;
разработка порядка получения образования по программам профессиональной подготовки людей с РАС и ДМН, не имеющих основного общего или среднего общего образования;
разработка и реализация рекомендаций по предоставлению образовательных услуг для людей с РАС и ДМН на ступени среднего профессионального образования, в том числе в условиях инклюзивного образования;
проведение переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, включенных в систему оказания комплексной помощи людям с РАС и ДМН;
мониторинг условий получения дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования людьми с РАС и ДМН, в том числе нормативно-правовой базы Республики Марий Эл, регулирующей сферу образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социальный аспект включает:
оказание людям с РАС и ДМН услуг по абилитации и реабилитации: социально-психологических, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и услуг по повышению коммуникативного потенциала;
вовлечение людей с РАС и ДМН (с учетом степени ограничения) и их семей в социокультурные, творческие, спортивные мероприятия и программы;
повышение квалификации специалистов учреждений социальной сферы;
развитие стационарозамещающих технологий оказания помощи людям с РАС и ДМН.
Механизм реализации социального аспекта:
предоставление людям с РАС и ДМН абилитационных и реабилитационных услуг;
создание и организация работы регионального ресурсного центра комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН в Республике Марий Эл на базе государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями";
организация различных форм сопровождаемого проживания и занятости для людей с РАС и ДМН;
определение индивидуальной потребности людей с РАС при поступлении в учебно-тренировочную квартиру;
проведение переобучения (переподготовки) специалистов учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, включенных в систему оказания комплексной помощи людям с РАС и ДМН;
обеспечение социальной поддержки людей с РАС и ДМН в Республике Марий Эл;
предоставление социальных услуг в рамках реализации технологии "Передышка".
Профессиональный аспект включает создание условий людям с РАС и ДМН для профессиональной трудовой занятости (частичной или полной).
Механизм реализации профессионального аспекта:
создание реестра организаций - работодателей, имеющих положительный опыт трудоустройства людей с РАС и ДМН;
создание и функционирование структурных подразделений в центрах занятости населения (или назначение ответственных специалистов), осуществляющих организацию профориентации с последующим трудоустройством людей с РАС и ДМН;
содействие трудоустройству родителей, воспитывающих детей с РАС и ДМН, в том числе с применением гибких форм занятости;
сопровождение людей с РАС и ДМН, обратившихся в центры занятости за предоставлением им государственных услуг по организации профессиональной ориентации, психологической поддержки, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
взаимодействие с работодателями по вопросам создания рабочих мест для людей с РАС и ДМН с учетом степени их функциональности.
7. Ожидаемые результаты реализации Концепции
В результате реализации Концепции планируется:
создание межведомственной системы взаимодействия между учреждениями и организациями по вопросам комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН;
повышение мотивации родителей или иных законных представителей к включению детей с РАС и ДМН в процесс комплексного сопровождения на раннем этапе;
совершенствование системы раннего выявления, диагностики и ранней помощи детям с РАС и ДМН;
обеспечение равного доступа людей с РАС и ДМН к абилитационным и реабилитационным услугам;
обеспечение доступности дошкольного, общего, профессионального, высшего, дополнительного образования для людей с РАС и ДМН с учетом их запросов, возможностей и образовательных потребностей;
создание системы альтернативных форм проживания людей с РАС и ДМН старше 18 лет.
Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов планируется определять на основании сопоставления организуемой системы комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН с целевыми показателями (индикаторами) реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Республике Марий Эл на 2023 - 2025 годы, определенными в приложении к настоящей Концепции.
Целевые показатели (индикаторы) сгруппированы по принципу соответствия задачам и приоритетным направлениям настоящей Концепции, что позволяет регулярно осуществлять мониторинг ее реализации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Концепции комплексного сопровождения
людей с расстройствами аутистического
спектра и другими ментальными
нарушениями в Республике Марий Эл
на 2023 - 2025 годы
Целевые показатели (индикаторы)
реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Республике Марий Эл на 2023 - 2025 годы
|
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значение целевого показателя (индикатора) |
Ответственные исполнители |
|||
2022 год (факт) |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Численность детей, поставленных на учет в медицинской организации, с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра (далее - дети группы риска с признаками РАС и с РАС), проживающих на территории Республики Марий Эл |
человек |
172 |
177 |
185 |
190 |
Минздрав Республики Марий Эл |
2. |
Дети группы риска с признаками РАС и с РАС, впервые выявленные с признаками РАС и с РАС, проживающие на территории Республики Марий Эл |
человек |
33 |
35 |
38 |
40 |
Минздрав Республики Марий Эл |
3. |
Доля детей в возрасте до 3 лет, прошедших скрининг, в общей численности детей данного возраста |
процентов |
25 |
65 |
95 |
100 |
Минздрав Республики Марий Эл |
4. |
Доля детей в возрасте от 12 до 30 месяцев, прошедших тест М-СНАТ на первые признаки аутизма |
процентов |
25 |
65 |
95 |
100 |
Минздрав Республики Марий Эл |
5. |
Доля детей с РАС и ДМН в возрасте до 3 лет, получивших услуги коррекции (реабилитации, абилитации), в общем числе обратившихся детей с РАС и ДМН за такими услугами |
процентов |
0 |
65 |
90 |
95 |
Минтруда и соцзащиты Республики Марий Эл, Минздрав Республики Марий Эл, Минобрнауки Республики Марий Эл, Минкультуры Республики Марий Эл |
6. |
Доля детей с РАС и ДМН, обучающихся в образовательных организациях, в общем количестве выявленных обучающихся с РАС и ДМН, в том числе: |
процентов |
80 |
90 |
95 |
95 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
|
в дошкольных образовательных организациях (от числа обратившихся) |
процентов |
80 |
90 |
95 |
95 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
|
в общеобразовательных организациях |
процентов |
80 |
90 |
95 |
95 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
7. |
Количество групп компенсирующего вида и комбинированной направленности в дошкольных образовательных организациях |
единиц |
10 |
12 |
14 |
14 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
8. |
Количество ресурсных, автономных, коррекционных классов на базе общеобразовательных организаций |
единиц |
4 |
6 |
8 |
8 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
9. |
Доля обучающихся с РАС и ДМН, прошедших предпрофессиональную подготовку и профессиональную ориентацию, в общем количестве обучающихся с РАС и ДМН |
процентов |
не менее 10 |
не менее 15 |
не менее 20 |
не менее 20 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
10. |
Доля детей с РАС и ДМН, обучающихся по программам дополнительного образования, в общем количестве детей с РАС и ДМН |
процентов |
10 |
15 |
25 |
25 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
11. |
Численность специалистов, прошедших обучение (переподготовку), из числа включенных в систему оказания комплексной помощи людям с РАС и ДМН, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
в учреждениях социального обслуживания |
человек |
0 |
20 |
10 |
10 |
Минтруда и соцзащиты Республики Марий Эл |
|
в образовательных организациях |
человек |
0 |
30 |
30 |
30 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
|
в организациях здравоохранения |
человек |
0 |
15 |
20 |
25 |
Минздрав Республики Марий Эл |
|
в организациях сферы занятости |
человек |
0 |
5 |
5 |
5 |
Минтруда и соцзащиты Республики Марий Эл |
|
в организациях культуры |
человек |
0 |
5 |
5 |
5 |
Минкультуры Республики Марий Эл |
12. |
Численность молодых людей с РАС и ДМН и их родителей, которым оказано содействие в вопросах занятости |
человек |
6 |
7 |
7 |
7 |
Минтруда и соцзащиты Республики Марий Эл |
13. |
Доля трудоустроенных людей с РАС и ДМН из числа обратившихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве |
процентов |
10 |
10 |
10 |
10 |
Минтруда и соцзащиты Республики Марий Эл |
14. |
Доля людей с РАС и ДМН в возрасте старше 18 лет в общем количестве людей с инвалидностью старше 18 лет, охваченных различными формами сопровождаемого проживания |
процентов |
0 |
4 |
6 |
6 |
Минтруда и соцзащиты Республики Марий Эл |
15. |
Численность семей, получивших социальные услуги в рамках реализации технологии "Передышка" |
единиц |
5 |
5 |
6 |
7 |
Минтруда и соцзащиты Республики Марий Эл |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 4 апреля 2023 г. N 150
Положение
о межведомственной рабочей группе при Правительстве Республики Марий Эл по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Республике Марий Эл на 2023 - 2025 годы
I. Общие положения
1. Межведомственная рабочая группа при Правительстве Республики Марий Эл по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Республике Марий Эл на 2023 - 2025 годы (далее соответственно - межведомственная рабочая группа, Концепция) создана в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия учреждений разной ведомственной принадлежности для рассмотрения вопросов, связанных с комплексным сопровождением лиц с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС), разработки и реализации плана мероприятий по реализации Концепции.
2. Межведомственная рабочая группа в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, настоящим Положением.
3. Межведомственная рабочая группа осуществляет свою деятельность на принципах равноправия ее членов, коллегиальности принятия решений и гласности.
II. Задачи межведомственной рабочей группы
4. Межведомственная рабочая группа призвана обеспечить координацию межведомственного взаимодействия по развитию системы комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями (далее - ДМН), обеспечению реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья и молодых инвалидов на проведение комплексного сопровождения.
5. Основными задачами межведомственной рабочей группы являются:
повышение доступности и качества комплексной помощи лицам с РАС и ДМН;
формирование позитивного общественного мнения к гражданам с РАС и ДМН;
разработка, утверждение и реализация плана мероприятий по реализации Концепции;
обсуждение практики реализации Концепции;
обеспечение исполнения Концепции и осуществление анализа достигнутых результатов по ее реализации;
обеспечение условий для адаптации, социализации и интеграции в общество людей с РАС и ДМН.
III. Права межведомственной рабочей группы
6. Межведомственная рабочая группа для решения возложенных на нее задач имеет право:
рассматривать на заседаниях предложения членов межведомственной рабочей группы по вопросам, относящимся к компетенции межведомственной рабочей группы;
запрашивать и получать в установленном порядке дополнительные документы, необходимую информацию от органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, организаций и общественных объединений;
привлекать в установленном порядке к работе межведомственной рабочей группы представителей заинтересованных органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, организаций и общественных объединений, а также создавать временные и постоянно действующие группы для проработки предложений по отдельным вопросам, входящим в компетенцию межведомственной рабочей группы;
рассматривать документы и материалы по вопросам, относящимся к компетенции межведомственной рабочей группы.
IV. Состав и организация деятельности межведомственной рабочей группы
7. Межведомственная рабочая группа состоит из председателя межведомственной рабочей группы, заместителя председателя межведомственной рабочей группы, секретаря межведомственной рабочей группы и членов межведомственной рабочей группы.
8. Заседания межведомственной рабочей группы проводятся по мере необходимости в очной или заочной форме, но не реже 2 раз в год.
9. Председатель осуществляет непосредственное руководство деятельностью межведомственной рабочей группы, ведет заседания, дает поручения членам межведомственной рабочей группы, утверждает повестку заседания.
В случае отсутствия председателя межведомственной рабочей группы его обязанности исполняет заместитель председателя межведомственной рабочей группы.
10. В случае отсутствия по уважительной причине члена межведомственной рабочей группы допускается участие в работе делегированного лица.
11. Секретарь межведомственной рабочей группы составляет повестку заседаний, а также проектов ее решений, организует подготовку необходимых материалов к заседаниям, информирует членов рабочей группы о месте, времени проведения и повестке очередного заседания, является ответственным за ведение и хранение протоколов, организует вручение протоколов заседаний межведомственной рабочей группы ее членам, готовит запросы по поручению председателя межведомственной рабочей группы, контролирует исполнение решений.
12. Заседание межведомственной рабочей группы считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины состава межведомственной рабочей группы.
Решения межведомственной рабочей группы принимаются большинством голосов присутствующих на заседании межведомственной рабочей группы. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании межведомственной рабочей группы.
13. Решения, принимаемые на заседаниях межведомственной рабочей группы, оформляются протоколом, который подписывают председательствующий на заседании и секретарь межведомственной рабочей группы.
14. При принятии решения о проведении заседания в заочной форме члены межведомственной рабочей группы в обязательном порядке уведомляются об этом. Все члены межведомственной рабочей группы предоставляют до указанного срока письменную информацию по вынесенным на заочное рассмотрение вопросам по компетенции. Секретарь межведомственной рабочей группы на основании представленной информации готовит проект протокола, направляет его для согласования членам межведомственной рабочей группы.
15. При проведении заочного голосования решение принимается большинством голосов от общего числа членов, участвующих в голосовании. При этом число членов, участвующих в заочном голосовании, должно быть не менее половины общего числа членов межведомственной рабочей группы. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании межведомственной рабочей группы.
16. Члены межведомственной рабочей группы обязаны соблюдать конфиденциальность информации, обсуждаемой на заседаниях межведомственной рабочей группы.
17. Члены межведомственной рабочей группы вправе вносить свои предложения по, усовершенствованию деятельности межведомственной рабочей группы.
18. Организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственной рабочей группы осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Марий Эл.
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 4 апреля 2023 г. N 150
Состав
межведомственной рабочей группы при Правительстве Республики Марий Эл по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Республике Марий Эл на 2023 - 2025 годы
Бадма-Халгаева О.Ю. |
- |
Заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл, председатель межведомственной рабочей группы |
Островская М.А. |
- |
министр труда и социальной защиты Республики Марий Эл, заместитель председателя межведомственной рабочей группы |
Ярцева Г.М. |
- |
начальник отдела Министерства труда и социальной защиты Республики Марий Эл, секретарь межведомственной рабочей группы |
Алексеева А.Б. |
- |
председатель совета местной общественной организации родителей по поддержке и помощи семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов и инвалидов с детства, старше 18 лет "Ребенок с будущим города Волжска" (по согласованию) |
Бастракова Т.А. |
- |
заместитель министра здравоохранения Республики Марий Эл |
Волков П.В. |
- |
главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл (по согласованию) |
Гаврилова В.Г. |
- |
заместитель министра образования и науки Республики Марий Эл |
Заболотских О.П. |
- |
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии психолого-педагогического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Марийский государственный университет" (по согласованию) |
Лазарев А.В. |
- |
заместитель министра труда и социальной защиты Республики Марий Эл |
Матвеев М.И. |
- |
заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл |
Пронина В.Н. |
- |
заместитель министра спорта и туризма Республики Марий Эл |
Торощина О.В. |
- |
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Марий Эл |
Шаганова А.И. |
- |
председатель региональной общественной организации по поддержке и помощи семьям, имеющим в своем составе детей с ментальной инвалидностью и инвалидов с детства, старше 18 лет (преимущественно с аутизмом) "Раскрась мир" Республики Марий Эл (по согласованию) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2023 г. N 150 "Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Республике Марий Эл на 2023 - 2025 годы"
Вступает в силу с 16 апреля 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф) 5 апреля 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 6 апреля 2023 г. N 1200202304060002
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 марта 2024 г. N 67
Изменения вступают в силу с 16 марта 2024 г.