Решение Самарского областного суда от 27 декабря 2022 г. N 3а-1840/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1840/2022 по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Д.", общества с ограниченной ответственностью "Н.", Ш.А.Г. о признании недействующим в части нормативного правового акта, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Д.", общество с ограниченной ответственностью "Н." обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просили признать недействующим Положение об охранной зоне памятника природы регионального значения "Древостой дуба", утверждённое распоряжением Губернатора Самарской области от 20 июня 2017 года N 367-р, в части включения в охранную зону памятника природы регионального значения "Древостой Дуба" земельных участков с кадастровыми номерами N, N, об обязании внести изменения в Положение об охранной зоне памятника природы регионального значения "Древостой Дуба" в части исключения из нее земельных участков с кадастровыми номерами N, N, об уменьшении площади охранной зоны с 62,47 гектаров на 50,3766 гектаров, об обязании внесения изменений в описание границ и их координированное отображение на картографической основе на карте охранной зоны памятника природы регионального значения "Древостой Дуба" в части исключения земельных участков с кадастровыми номерами N, N.
Требования мотивированы тем, что ООО "Д." является собственником земельного участка с кадастровым номером N, ООО "Н." принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N. Указанные земельные участки вошли в границы охранной зоны памятника природы регионального значения "Древостой Дуба". Полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям пункта 1 части 3 статьи 209 ГК РФ, статье 40 ЗК РФ, пункта 2 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138, и приводит к нарушению прав собственников земельных участков на ограждение земельных участков забором, организацию подъездных путей, получение согласования и прокладку коммуникаций.
Ш.А.Г. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявил аналогичные требования.
В обоснование заявленных требований Ш.А.Г. указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом. Данный земельный участок расположен в центре земельных участков с кадастровыми номерами N и N, входящих в границы охранной зоны памятника природы регионального значения "Древостой Дуба", что препятствует ему пользоваться земельным участком в соответствии с видом его использования, к нему невозможно подвести подъездные пути, получить согласование на прокладку коммуникаций. Такое положение нарушает справедливое равновесие общих интересов и интересов собственника.
Определением суда от 14 сентября 2022 года административные дела по административным исковым заявлением ООО "Д.", ООО "Н.", Ш.А.Г. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Д." и общества с ограниченной ответственностью "Н." Г.О.А. поддержала уточненные заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Ш.А.Г. по доверенности Т.Г.В. поддержал заявленные уточненные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Ш.А.Г. о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель Губернатора Самарской области и Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Д.Е.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "И.".
Представитель ООО "И." в лице директора П.А.С. заявленные требования не поддержал.
Относительно заявленных требований Губернатор Самарской области представил письменные возражения, ООО "И." - письменный отзыв.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, суд приходит к выводу о том, что заявленные обществом с обществом с ограниченной ответственностью "Д.", обществом с ограниченной ответственностью "Н.", Ш.А.Г. требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями пункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.
В силу части 2, 3 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Частями 1 и 2 статьи 59 вышеуказанного закона предусмотрено, что правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Согласно статье 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Исходя из положений статей 2 и 27 Федерального закона N 33 от 14 марта 1995 года памятники природы представляют собой разновидность особо охраняемых природных территорий, на которых и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Частями 2 и 3 статьи 26 вышеупомянутого Федерального закона предусмотрено, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения урегулированы Законом Самарской области от 6 апреля 2009 года N 46-ГД "Об охране окружающей среды и природопользования в Самарской области".
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4 Закона Самарской области от 6 апреля 2009 года N 46-ГД Правительство Самарской области утверждает положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Решения о создании охранных зон и об установлении их границ в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения принимаются Губернатором Самарской области (часть 1 статьи 11 Закона Самарской области N 46-ГД от 06.04.2009 года).
Установлено, что Постановлением Правительства Самарской области от 29 декабря 2012 года N 838 утверждено Положение о памятнике природы регионального значения "Древостой Дуба" (г.о. Самара).
Распоряжением Губернатора Самарской области N 367-р от 20 июня 2017 года созданы охранные зоны памятников природы регионального значения "Древостой Дуба" и утверждено Положение об охранной зоне памятника природы регионального значения "Древостой Дуба".
Распоряжение Губернатора Самарской области N 367-р от 20 июня 2017 года опубликовано в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 152 (30047) 22.06.2017, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Указанное Распоряжение является нормативным правовым актом, который принят уполномоченным лицом в пределах своей компетенции и официально опубликован.
Положением об охранной зоне памятника природы регионального значения "Древостой Дуба" предусмотрено, что площадь охранной зоны памятника природы регионального значения составляет 62,47 га. Описание границ и их координированное отображение на картографической основе приведено в карте (плане) охранных зон памятника природы.
Охранная зона памятника природы включает древесную растительность естественного происхождения, кустарники, травянистую растительность, флору и фауну, в том числе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных и грибов.
Принятию оспариваемого нормативного правового акта предшествовало изготовление ООО "И." проекта Положения об охранной зоне памятника природы регионального значения "Древостой Дуба".
К указанному проекту приложена карта (план) охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы "Древостой дуба".
В этой связи доводы Ш.А.Г. о том, что карта (план) охранной зоны памятника природы Регионального значения "Древостой Дуба" изготовлена после утверждения оспариваемого распоряжения Губернатора, не основаны на материалах дела и являются необоснованными.
Проект охранной зоны выполнен на основе материалов комплексного экологического обследования и эколого-экономического обоснования.
На территории охранной зоны памятника природы запрещается (не допускается) деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, в частности: строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, строительство зданий и сооружений, возведение временных строений и сооружений, строительство магистральных автомобильных дорог, временных дорог, железных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций; устройство свалок, складирование и захоронение отходов; использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов и сельскохозяйственных угодий; складирование, хранение, перевалка, уничтожение пестицидов, агрохимикатов, химических препаратов иного назначения и горюче-смазочных материалов; разведка и добыча полезных ископаемых; мелиоративные работы, гидростроительство, зарегулирование стока.
В границы охранной зоны памятника природы регионального значения "Древостой Дуба" вошел земельный участок с кадастровым номером N площадью 64 270 кв. м, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома с приусадебными и приквартирными земельными участками, расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Н.".
На этом земельном участке расположено здание-корпус N 12 для кладовщиц с кадастровым номером N
Согласно выписке из ИСОГД земельный участок с кадастровым номером N площадью 56 664 кв. м, вид разрешенного использования: занимаемый зданиями и прилегающей территорий, расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Д.", находится в особо охраняемой природной территории "Древостой Дуба".
На указанном земельном участке расположено здание N 15 склад-сарай для инвентаря с кадастровым номером N, здание - старый сарай с кадастровым номером N, домик-щитовой N 4 с кадастровым номером N, домик щитовой N 6 с кадастровым номером N.
Принадлежащий Ш.А.Г. на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N площадью 13644 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, в границы охранной зоны памятника природы регионального значения "Древостой Дуба" не вошел.
Доводы административных истцов о противоречии оспариваемого нормативного правового акта акту, имеющему большую юридическую силу, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 5 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 138 от 19 февраля 2015 года, охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах.
Земельные участки, которые включены в границы охранной зоны, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для таких земельных участков особого правового режима.
При определении ширины и конфигурации охранной зоны учитывается следующее:
природно-климатические условия и социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание охранной зоны категории земель на территории, планируемой для создания охранной зоны, их разрешенное использование;
особенности функционального зонирования национального парка или природного парка;
нахождение на территории, планируемой для создания охранной зоны, земель населенных пунктов, промышленных, транспортных и иных хозяйственных объектов, месторождений и проявлений полезных ископаемых, линейных объектов и инженерных коммуникаций, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, строительства гаража для собственных нужд и индивидуального жилищного строительства, размещение на такой территории кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
сведения о видах и назначении планируемых для размещения на территории, где предполагается создание охранной зоны, объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения, их основные характеристики, указанные в положениях о территориальном планировании, содержащихся в утвержденных документах территориального планирования, а также виды возможного негативного воздействия на окружающую среду указанных объектов и характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
конфигурации водосборных бассейнов и береговой линии водных объектов, расположенных на территории, планируемой для создания охранной зоны;
состояние природных комплексов и объектов на территории, планируемой для создания охранной зоны, их ценность.
При создании охранной зоны памятника природы регионального значения "Древостой Дуба" учитывались вышеперечисленные обстоятельства в отношении принадлежащих административным истцам - ООО "Д." и ООО "Н."- земельных участков, при этом запрет на определение охранных зон в отношении таких земельных участков вышеперечисленные нормы Правил не содержат.
Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующий субъектов.
Целью образования охранной зоны памятника природы является сохранение природных комплексов и объектов памятника природы, в том числе ландшафта, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, видового разнообразия флоры и фауны, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и грибов.
Доводы административных истцов о нарушении их прав, связанных с распоряжением принадлежащим им имуществом, не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.
Пункт 1 статьи 209 ГК РФ, предусматривающий право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, не может толковаться расширительно, так как пункт 2 и пункт 3 этой же статьи допускают возможность ограничения этих прав законом и иным правовым актом, а также наличием прав и охраняемых законом интересов других лиц, ущерба окружающей среде.
Оснований полагать, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей права собственников земельных участков на использование земельных участков, не имеется, поскольку частями 3 и 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
В силу пунктов 1, 2 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Охранная зона не препятствует обществу с ограниченной ответственностью "Д." и обществу с ограниченной ответственностью "Н." в использовании земельных участков, принадлежащих им на праве собственности в соответствии с видами их разрешенного использования, а также теми строениями, которые на них расположены.
На момент установления охранной зоны земельные участки в соответствии с Генеральным планом г.о. Самары относились к ландшафтно-рекреационной функциональной зоне, в соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре - в рекреационным зонам Р-3 и Р-4, не позволяющим возводить какие-либо строения на этих земельных участках.
Земельный участок Ш.А.Г. в охранную зону памятника природы регионального значения "Древостой Дуба" не включен, а его доводы о том, что включение в охранную зону соседних участков с кадастровыми номерами N, N, не позволяет ему подвести подъездные пути, получить согласование на прокладку коммуникаций на его участке, не являются основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы административных истцов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Д.", общества с ограниченной ответственностью "Н.", Ш.А.Г. о признании недействующим Положения об охранной зоне памятника природы регионального значения "Древостой дуба", утвержденного распоряжением Губернатора Самарской области от 20 июня 2017 года N 367-р, в части включения в охранную зону памятника природы регионального значения "Древостой Дуба" земельных участков с кадастровыми номерами N, N, об обязании внести изменения в Положение об охранной зоне памятника природы регионального значения "Древостой Дуба" в части исключения из нее земельных участков с кадастровыми номерами N, N, об уменьшении площади охранной зоны, о внесении изменений в описание границ и их координированное отображение на картографической основе на карте охранной зоны памятника природы регионального значения "Древостой Дуба" в части исключения земельных участков с кадастровыми номерами N, N отказать.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 27 декабря 2022 г. N 3а-1840/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании