г. Краснодар |
|
03 декабря 2014 г. |
Дело N А63-11844/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Религиозной организации Церкови Евангельских христиан-баптистов села Новоселицкое Ставропольского края (ИНН 2616006620, ОГРН 1032602095173) - Волкова А.В. (выписка из ЕГРЮЛ), Артемова П.В. (доверенность от 30.11.2013), в отсутствие заинтересованных лиц - ОНД по Александровскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю, третьего лица - прокуратуры Александровского района Ставропольского края, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Религиозной организации Церкви Евангельских христиан-баптистов села Новоселицкое Ставропольского края на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А63-11844/2013, установил следующее.
Религиозная организация Церковь Евангельских христиан-баптистов села Новоселицкое Ставропольского края (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника ОНД по Александровскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю Ерёмина А.В. от 04.10.2013 N 86 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - управление) и третье лицо - прокуратура Александровского района Ставропольского края (далее - прокуратура).
Решением суда от 30.01.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.08.2014, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях организации составов административных правонарушений, отсутствием нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Организация обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 12.08.2014, прекратить административное дело. Заявитель жалобы считает, что судебными инстанциями не обоснованно не принято во внимание решение Александровского районного суда от 03.03.2014, которым признан не подтвержденным факт организации летнего лагеря "Остров сокровищ". Данное решение является обязательным для арбитражного суда, рассматривающего дело, так как недоказанность организации детского лагеря "Остров сокровищ" подтверждает факт незаконного привлечения организации к административной ответственности.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представители организации поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей организации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, 16.07.2013 в прокуратуру из ОМВД России по Александровскому району поступило сообщение о нахождении в период с 08.07.2013 по 15.07.2013 на территории домовладения, расположенного по адресу: с. Александровское, ул. Комсомольская, д. 78, детей в возрасте от 7 до 12 лет в количестве 20 человек.
Помощник прокурора Александровского района Ставропольского края Черненко Д.А. получил объяснение руководителя детского лагеря "Остров сокровищ" диакона Трущелева Александра Федоровича от 17.07.2013, в котором подробно сообщено о порядке организации и функционирования детского лагеря. При этом в объяснениях указано, что все дети спали на полу в комнатах дома, принадлежащего Волкову А.В.; с детьми проводились богослужения, никаких мер по обеспечению особых мер безопасности, в том числе и противопожарной, не проводилось. Данные факты отражены в рапорте от 17.07.2013 прокурору Александровского района Ставропольского края.
В тот же день 17.07.2013 прокурор Александровского района Ставропольского края поручил помощнику прокурора Черненко Д.А. провести проверку выявленных фактов нарушения закона совместно со специалистом пожарного надзора.
19 июля 2013 года у Суторминой Н.Ж., матери одного из детей, находящихся в детском лагере, взяты объяснения, подтверждающие факт осуществления организацией деятельности по организации детского христианского лагеря, начиная с 2011 года.
22 июля 2013 года прокуратурой совместно с сотрудниками управления проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности по организации детского оздоровительного лагеря "Остров сокровищ" и молитвенного дома, расположенных по адресу: Ставропольский край, Александровский район, с. Александровское, ул. Комсомольская, 78, принадлежащих пресвитеру (главе) организации Волкову А.В. на основании свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество
На момент проверки 22.07.2013 года в 10 часов 10 минут установлено, что в деятельности по организации детского оздоровительного лагеря "Остров сокровищ" и молитвенного дома в домовладении, расположенном по адресу: Ставропольский край, с. Александровское, ул. Комсомольская, 78, выявлены нарушения Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), Правил противопожарного режима в Российской Федерации" ППР-390, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 (далее - ППР), других нормативных документов регламентирующих требования пожарной безопасности:
- руководитель и ответственное лицо не прошли обучение по программе пожарно-техническому минимуму (статья 151 Закона N 123-ФЗ, пункт 3 ППР);
- помещения не обеспечены знаками пожарной безопасности, в том числе обозначающими пути эвакуации и эвакуационные выходы (статья 151 Закона N 123-ФЗ, пункт 43 ППР);
- не вывешен план эвакуации людей при пожаре (статья 151 Закона N 123-ФЗ, ГОСТ 12.2.143-2009);
- территория жилого дома не обеспеченна огнетушителями (статья 151 Закона N 123-ФЗ, пункт 15 ППР);
- помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (статья 151 Закона N 123-ФЗ, приказ МЧС России от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" (далее - НПБ 110-03));
- помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (статья 151 Закона N 123-ФЗ, приказ МЧС России от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" (далее - НПБ 104-03)).
В ходе проверки составлен акт осмотра от 22.13.2013, опрошен руководитель организации Волков А.В., который подтвердил факт пребывания детей на территории домовладения в период с 09.07.2013 по 16.07.2013 ввиду создания детского лагеря "Остров сокровищ" по решению церковного совета 2009 года, однако официально деятельность детского лагеря не оформлена. При этом дом не оборудован средствами пожарной безопасности, пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения и табличками.
Выявив в действиях организации признаки административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса, 01.08.2013 в присутствии законного представителя организации Волкова В.А. постановлением прокурора возбуждено дело об административном правонарушении. Административные материалы переданы по подведомственности для привлечения организации к административной ответственности.
В присутствии Волкова В.А. вынесено постановление начальника ОНД по Александровскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю Ерёмина А.В. от 04.10.2013 N 86 о привлечении организации к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа с назначением наказания в пределах санкции части 4 статьи 20.4 Кодекса. При вынесении постановления отклонены ссылки проверяющих, отраженных в акте осмотра от 22.07.2013, на нарушение статьи 151 Закона N 123-ФЗ, но подтверждены иные нарушения в области пожарной безопасности.
Организация, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилась в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно, всесторонне исследовали представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильно применили нормы права и приняли законные и обоснованные судебные акты.
Согласно статье 1 Закона о пожарной безопасности под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 37 Закона о пожарной безопасности юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, принят Закон N 123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных Законом N 123-ФЗ. Положения Закона N 123-ФЗ об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе, при разработке технической документации на объекты защиты (статья 2 данного Закона).
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности установлены ППР.
В соответствии с пунктами 2 - 4 ППР в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения. Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.
Пунктом 15 ППР установлено, что собственниками индивидуальных жилых домов обеспечивается наличие на участках емкости (бочки) с водой или огнетушителя.
Согласно пункту 46 ППР руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы. Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. В зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.
Суд апелляционной инстанции обоснованно не принял во внимание решение Александровского районного суда от 03.03.2014, поскольку материалами административного дела, объяснениями диакона Трущелева А.Ф. от 17.07.2013, Суторминой Н.Ж. от 19.07.2013, руководителя организации Волкова А.В. от 22.13.2013, подтвержден факт осуществления в домовладении Волкова А.В. деятельности организации, функционирование в период с 08.07.2013 по 15.07.2013 детского лагеря "Остров сокровищ", а также невыполнение организацией обязательных в связи с этим норм пожарной безопасности. Кроме того, нарушения ППР, НПБ 110-03, НПБ 104-03 установлены и в ходе осмотра. Наличие таких нарушений в ее деятельности организация не оспаривает.
Судебные инстанции проверили довод организации о том, что ППР не распространяются на жилые дома, и организация не должна нести ответственность за нарушение ППР, НПБ 110-03 и НПБ 104-03, и обоснованно отклонили, поскольку материалами проверки, административного дела и пояснениями представителей организации подтверждается факт создания и функционирования на территории частного домовладения детского оздоровительного лагеря "Остров сокровищ", что фактически изменило статус частного домовладения на здание общественного и административно-бытового назначения. Факт отсутствия надлежащим образом оформленных документов по организации деятельности детского оздоровительного лагеря не может освобождать организацию от обязанности соблюдать обязательные в связи с этим правила пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса и частями 3 - 8 статьи 20.4 Кодекса.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения образует состав правонарушения по части 3 статьи 20.4 Кодекса.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Основанием для освобождения организации от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств не представлено.
В соответствии с нормами действующего законодательства эксплуатация здания должна осуществляться при неукоснительном соблюдении правил и норм пожарной безопасности, которая является составной частью общественной безопасности, обеспечение которой, в свою очередь, представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
Указанные в оспариваемом постановлении нарушения правил и норм пожарной безопасности, а также необходимость их устранения в случае возникновения пожара могли привести к несвоевременной эвакуации людей из здания, к затруднению эвакуации, к гибели людей, их отравлению токсичными веществами, увеличить возможность получения травм, создать препятствия свободному проникновению личного состава пожарной охраны к возможному очагу возгорания, к тушению пожара, затруднить подачу средств пожаротушения. Таким образом, нарушения создавали непосредственную угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Установив на основании совокупной оценки собранных доказательств обстоятельства совершения нарушений, наличие в действиях организации событий и составов административных правонарушений, суды признали правильным применение части 2 статьи 4.4 Кодекса и назначения организации административной ответственности в пределах санкции части 4 статьи 20.4 Кодекса.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы организации не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судом апелляционной инстанции, и в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу N А63-11844/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.