г. Краснодар |
|
01 декабря 2014 г. |
Дело N А32-2754/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Аваряскина В.В. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Проспект" (ИНН 3812125986, ОГРН 1103850003949) и третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Новая заря" - Кошель Г.Г. (доверенности от 27.01.2014 и 12.08.2014), от заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю - Коваленко А.В. (доверенности от 21.04.2014 и 15.11.2013), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проспект" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2014 по делу N А32-2754/2014 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Сулименко О.А.), установил следующее.
ООО "Проспект" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным и отмене решения управления от 28.11.2013 N 12/05/32508@ "Об отмене решения о государственной регистрации ООО "Новая Заря"" (с учетом уточнений требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 06.05.2014 (судья Егоров А.Е.) оспариваемое решение управления признано недействительным и отменено. В части отказа общества от заявленных требований производство по делу прекращено. С управления в пользу общества взыскано 2 тыс. рублей в счет возмещения расходов заявителя по уплате госпошлины.
Управление обжаловало решение от 06.05.2014 в суд апелляционной инстанции.
Определением апелляционного суда от 19.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю (далее - инспекция).
Постановлением апелляционного суда от 23.09.2014 решение от 06.05.2014 отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционный суд указал на следующее. Вывод суда первой инстанции о достоверности заявленных сведений о новом адресе регистрации (месте нахождения) юридического лица не соответствует обстоятельствам дела. Вывод суда первой инстанции о невозможности восстановления правосубъектности юридического лица является необоснованными. Общество, обращаясь с заявлением, не доказало нарушение его прав и законных интересов в результате восстановления ООО "Новая заря" в качестве действующего юридического лица.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемый судебный акт. Податель жалобы указывает, что выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Регистрирующий орган не вправе восстанавливать в государственном реестре несуществующее юридическое лицо. Вывод суда о том, что ни ООО "Новая заря", ни общество не находятся по адресу регистрации, опровергается материалами дела.
В отзыве на кассационную жалобу управление указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель общества и ООО "Новая заря" поддержал доводы кассационной жалобы, представитель управления и инспекции возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ) внесена запись от 20.07.2010 о регистрации ООО "Новая заря" за основным государственным регистрационным номером 1102364000914.
Единственный участник ООО "Новая Заря" Лухнова Ю.М. решением от 22.03.2013 N 4 сложила с себя полномочия директора ООО "Новая Заря" и назначила директором общества с 23.03.2013 Андросюк А.С. Кроме того, участник общества принял решение изменить адрес общества на 664009, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Култукская, 13, оф. 219.
Инспекция приняла решение от 23.04.2013 N 498, и в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись ГРН 2132364017290 об изменении адреса (места нахождения) на г. Иркутск, ул. Култукская, 13, оф.219.
22 июля 2013 года ООО "Новая Заря" реорганизовано путем присоединения к обществу, впоследствии общество подало заявление о ликвидации.
В письме Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 10.10.2013 N 21-02-18/015919@ управлению сообщено, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области проведена проверка заявленного при регистрации нового адреса юридического лица. По результатам проверки составлен протокол осмотра от 30.09.2013, из которого следует, что по указанному адресу исполнительный орган ООО "Новая заря" или общества не находится, договор аренды с данными организациями не заключался.
На основании изложенного налоговый орган пришел к выводу, что ООО "Новая заря" указало недостоверные сведения об адресе места нахождения в представленных документах на государственную регистрацию в инспекцию. В этой связи управление пришло к выводу, что решение инспекции о государственной регистрации изменений (от 23.04.2013 N 498 за ГРН 2132364017290) не соответствует Закону N 129-ФЗ ввиду недостоверности содержащихся сведений, нарушает права и законные интересы как государства, так и неопределенного круга лиц.
Управление направило инспекции письмо от 28.11.2013 N 12-05/32508@, в котором указало на отмену решения инспекции от 23.04.2013 N 498 и поручило внести в ЕГРЮЛ запись о признании недействительной данной записи.
Решение управления от 28.11.2013 оспаривается заявителем в рамках данного дела.
Из положений частей 4 и и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статей 9, 18 и 19 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, осуществляется регистрирующим органом на основании документов, представленных заявителем.
В пункте 5 Правил ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, установлено, что основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным заявителями при государственной регистрации юридического лица.
Из системного толкования норм Закона N 129-ФЗ, Правил ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2012 N 87н, не следует, что регистрирующий орган вправе (в том числе путем признания незаконными действий (бездействия), ненормативных актов вышестоящим налоговым органом нижестоящего) вносить изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Государственная регистрация юридических лиц, а также изменений в ЕГРЮЛ осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц, из чего следует, что в отсутствие соответствующего заявления изменения вносятся в реестр лишь по судебному решению.
Таким образом, у управления отсутствуют полномочия выносить решения о признании недействительными записей в ЕГРЮЛ, поэтому оспариваемое решение управления является незаконным (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.04.2014 N ВАС-4036/14).
В силу изложенного суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционного суда следует отменить, а решение суда первой инстанции - оставить в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2014 по делу N А32-2754/2014 отменить. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.05.2014 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.