г. Краснодар |
|
04 декабря 2014 г. |
Дело N А22-921/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Алтэн" (ОГРН 1070816000309, ИНН 0816000333) - Баркова Л.А. (доверенность от 16.09.2014), в отсутствие заинтересованного лица - Правительства Республики Калмыкия, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Правительства Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.09.2014 по делу N А22-921/2014 (судьи Шевченко В.И., Джамбинова Л.Б., Хазикова В.Н.), установил следующее.
ООО "Алтэн" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Республики Калмыкия (правительство) от 14.08.2013 N 396 "О внесении изменения в Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29.09.2008 N 329" в период его действия с 01.10.2013 по 17.01.2014 (уточненные требования).
По мнению общества, оспариваемое постановление грубо нарушило принцип экономической обоснованности и принцип предсказуемости расчета размера арендной платы.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.09.2014 требования общества удовлетворены. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 14.08.2013 N 396 "О внесении изменения в Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29.09.2008 N 329" в период его действия с 01.10.2013 по 17.01.2014 признано недействующим, как не соответствовавшее постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый нормативный правовой акт правительства нарушает принципы экономической обоснованности и предсказуемости расчета арендной платы, противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
В кассационной жалобе правительство просит решение суда от 26.09.2014 отменить, производство по делу прекратить, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.03.2014, которым отказано в удовлетворении заявления МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям" Приютненского РМО Республики Калмыкия о взыскании с общества задолженности по арендным платежам. При рассмотрении названного дела Арбитражным судом Республики Калмыкия осуществлена проверка по тем же основаниям соответствия оспариваемого постановления Правительства Республики Калмыкия от 14.08.2013 N 396 нормам постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2009 N 582, а также приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.01.2013 N 33. Кроме того, правительство не является юридическим лицом.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела, проверив законность судебного акта, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда от 26.09.2014 подлежит отмене, производство по делу следует прекратить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество оспаривает нормативный акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации - постановление Правительства Республики Калмыкия от 14.08.2013 N 396, которым изменен базовый размер арендной платы (в % от кадастровой стоимости за 1 га) для земельных участков, предоставленных в аренду для размещения ветровых электростанций и составил 25%.
Суд установил, что общество на основании договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, от 08.11.2010 N N 63-65 владеет земельными участками из категории земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", сроком на 49 лет под строительство и эксплуатацию ветровой электрической станции площадью 22894694 кв. м с кадастровым номером 08:07:180101:730, площадью 5324 кв. м с кадастровым номером 08:07:180101:723, площадью 968 кв. м с кадастровым номером 08:07:180101:721.
В договорах аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, от 08.11.2010 N N 63-65 установлен расчет арендной платы исходя из базового размера арендной платы 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, суд сделал вывод о том, что постановление Правительства Республики Калмыкия от 14.08.2013 N 396 затрагивает права и интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Вместе с тем, суд не учел следующее.
Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов органов субъектов Российской Федерации, устанавливающих размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации, определяется положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно статье 61 Земельного кодекса Российской Федерации (глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров) ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно статье 3 Земельного кодекса земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Согласно части 3 названной статьи имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Согласно пункту 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Указанными нормативными правовыми актами к подведомственности арбитражного суда не отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок определения размера арендной платы при аренде земельных участков. В связи с отсутствием федерального закона, относящего рассмотрение споров об обжаловании указанных актов к компетенции арбитражных судов, данный спор не подведомствен арбитражному суду.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Приведенными положениями статьи 3 Кодекса определены пределы действия арбитражных процессуальных норм во времени: судопроизводство ведется по законам, действующим во время рассмотрения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения решения.
Принимая заявление об оспаривании нормативного акта, суд должен руководствоваться положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о подведомственности, действующими в период, установленный для решения вопроса о принятии заявления к производству и вынесения соответствующего определения.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации") арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, определил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда.
В данном случае заявление об оспаривании постановления от 14.08.2013 N 396 поступило в Арбитражный суд Республики Калмыкия 17.03.2014 и определением суда от 19.03.2014 принято к производству.
Поскольку на дату принятия заявления к производству 19.03.2014 действовали измененные правила о подведомственности, внесенные в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 07.06.2013 N 126-ФЗ, вступившим в силу со дня опубликования - 07.06.2013, то производство по делу следовало прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции установил в мотивировочной части решения несоответствие оспариваемого нормативного акта Земельному кодексу Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и рассмотрел спор по существу. Между тем, рассмотрение спора по существу по указанным основаниям в арбитражном суде противоречит Федеральному закону от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса".
При таких обстоятельствах решение суда от 26.09.2014 надлежит отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 150, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.09.2014 по делу N А22-921/2014 отменить. Производство по делу прекратить.
Возвратить ООО "АЛТЭН" из федерального бюджета 2 тыс. рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 17.03.2014 N 97.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.