Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 сентября 2002 г. N КА-А40/5701-02
ООО "Экология жизни" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Инспекции МНС России N 25 по Южному административному округу г. Москвы (далее ИМНС РФ N 25 по ЮАО г. Москвы) о признании недействительными п. 2 а, б, в решения от 28.01.02 N 9 о взыскании задолженности в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ФСС РФ) в размере 12909,43 рублей, пени на сумму задолженности в размере 14765 рублей и штрафа за несвоевременную уплату платежей в бюджет ФСС РФ в размере 2582 рублей.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, арбитражный суд привлек Общероссийский независимый профсоюз работников организаций торговли и услуг "Перспектива", ФСС РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.02 решение ИМНС РФ N 25 по ЮАО г. Москвы от 28.01.02 N 9 признано недействительным в части начисления пени на сумму задолженности в размере 14765 рублей и штрафа за несвоевременную уплату платежей в бюджет ФСС РФ в размере 2582 рублей. В остальной части в иске отказано.
Удовлетворяя иск о признании недействительным решения ИМНС РФ N 25 по ЮАО г. Москвы в части начисления пени и наложения штрафа, арбитражный суд исходил из того, что размер пени неправомерно рассчитан ответчиком на основании положений законодательства о налогах и сборах, сам размер пени не подтвержден официальным расчетом, истец не является налоговым агентом по платежам в ФСС РФ и потому не мог быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ.
В кассационной жалобе ИМНС РФ N 25 по ЮАО г. Москвы просит об отмене решения по основанию неправильного применения судами ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год". По мнению заявителя жалобы, налоговый орган правомерно рассчитал размер пени, подлежащей взысканию за период 1998-2001 гг., на основании ст. 75 НК РФ.
В судебном заседании представитель ИМНС РФ N 25 по ЮАО г. Москвы поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Истец, третьи лица, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, отзывов на кассационную жалобу не представили.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанций норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что решение подлежит частичной отмене по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 288 АПК РФ.
Арбитражный суд правильно установил, что пени на сумму задолженности в бюджет ФСС РФ неправомерно рассчитаны ответчиком на основании ч. 3 ст. 75 НК РФ, так как сумма задолженности возникла в период, когда эти правоотношения регулировались Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях".
Также соответствует закону (ст. 234 НК РФ) вывод суда о том, что истец является для целей уплаты единого социального налога налогоплательщиком, а не налоговым агентом и поэтому неправомерно привлечен к ответственности на основании 123 НК РФ.
Отказывая в иске о признании недействительным решения ИМНС РФ N 25 по ЮАО г. Москвы в части доначисления страховых взносов, арбитражный суд установил, что истец не исполнил обязанности по перечислению страховых взносов в ФСС РФ, в связи с чем посчитал действия налогового органа по доначислению взносов правомерными.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления и своевременностью внесения взносов в ФСС РФ, уплачиваемых в составе единого социального налога.
Следовательно, налоговые органы вправе доначислять суммы страховых взносов в ФСС РФ, начислять пени на эти суммы и привлекать к ответственности в связи с их неуплатой на основании налогового законодательства только в случае уплаты взносов в составе единого социального налога (после 01.01.01).
Ответчик доначислил взносы в бюджет ФСС РФ за период с 1998 по 2000. Правомерность таких действий с учетом указанных требований налогового закона арбитражный суд не проверил.
При изложенных обстоятельствах принятое по делу решение в этой части подлежит отмене в связи с недостаточной обоснованностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 288, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.02 по делу N А40-8197/02-112-91 в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, дело в указанной части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 сентября 2002 г. N КА-А40/5701-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании