г. Краснодар |
|
05 декабря 2014 г. |
Дело N А32-704/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фермер-АММ" (ИНН 2319033237, ОГРН 1042311080987) - Чудикова Д.В. (директор), в отсутствие представителей лиц, осуществляющих публичные полномочия: администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи и департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2014 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 (судьи Гуденица Т.Г., Александров В.А., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-704/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Фермер-АММ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации города Сочи (далее - администрация), департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи (далее - департамент) о признании незаконным решения от 03.10.2013 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 57 750 кв. м, расположенного по адресу: город Сочи, Хостинский район, село Краевско-Армянское, участок 32, с разрешенным сельскохозяйственным использованием, занятого многолетними насаждениями - плантация ореха фундука, (далее - земельный участок, многолетние насаждения), о понуждении администрации к утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, к принятию постановления о подготовке межевого плана земельного участка и постановке его на кадастровый учет, к изданию постановления о предоставлении земельного участка обществу в аренду и направлению ему подписанного и скрепленного печатью проекта договора аренды земельного участка на 49 лет.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014, признано незаконным решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано по мотивам наличия у общества исключительного права на заключение договора аренды земельного участка для использования многолетних насаждений, необходимости представления в орган кадастрового учета межевого плана земельного участка, для изготовления которого требуется схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Суды также отметили, что в отсутствие кадастрового паспорта земельного участка не представляется возможным принять решение о предоставлении земельного участка обществу на праве аренды и направить ему проект соответствующего договора аренды.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), считая недоказанным соблюдение обществом порядка обращения с заявлением об утверждении проекта границ земельного участка, установленного муниципальным нормативным актом.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2004 по делу N А32-28549/004 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) 03.02.2005 зарегистрировано право собственности общества на многолетние насаждения, расположенные на земельном участке (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 04.02.2005 серии 23-АА N 036753).
Общество обратилось в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Решением департамента, отраженным в письме от 03.10.2013 N 21-01-10/14447, обществу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с отсутствием в ней сведений об охранных зонах земельного участка, непредставлением заявителем справки о присвоении (подтверждении) объекту недвижимости почтового адреса, исключением многолетних насаждений из перечня объектов недвижимости и отсутствием у общества права на приобетение земельного участка в аренду.
Считая незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Кодекса допускается возможность включения в мотивировочную часть судебного акта ссылок на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из того, что пунктом 20 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" гражданам и юридическим лицам, право собственности которых на многолетние насаждения зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до дня вступления в силу Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предоставлена возможность приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся указанные многолетние насаждения, в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 Земельного кодекса (статья 29 Земельного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктами 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, включен кадастровый паспорт земельного участка.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса).
Для проведения государственного кадастрового учета образуемого земельного участка необходимо предоставление межевого плана, который изготавливается на основании утвержденной уполномоченным органом муниципального образования схемы расположения земельного участка (статьи 22, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Порядок рассмотрения органом местного самоуправления вопросов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (при отсутствии государственного кадастрового учета испрашиваемого заявителем участка) нормами Земельного кодекса, иными федеральными законами не урегулирован. Не содержит таких положений и Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее - Приказ N 475).
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций муниципального органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - Закон о местном самоуправлении). Однако подготовка и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Законом о местном самоуправлении к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа не отнесены. Следовательно, органы местного самоуправления при осуществлении данной функции, которой наделил их Земельный кодекс, но не предусмотрел Закон о местном самоуправлении, вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты, утверждающие административные регламенты предоставления муниципальной услуги, касающейся подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Постановлением администрации от 14.02.2011 N 205 в целях повышения качества и доступности оказания муниципальных услуг (функций) утвержден административный регламент предоставления администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - административный регламент). Предметом регулирования административного регламента является определение сроков и последовательности действий (административных процедур) при предоставлении муниципальной услуги по выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 1.1).
Заявителями, имеющими право на получение муниципальной услуги, являются физические или юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также их законные представители, наделенные полномочиями выступать от имени заявителей при предоставлении муниципальной услуги (пункт 1.5 административного регламента).
В пункте 1.3 административного регламента перечислены органы (их действия), предоставляющие муниципальную услугу: муниципальное бюджетное учреждение города Сочи "Центр геоинформационных технологий" обеспечивает регистрацию заявления, рассмотрение представленных документов, подготовку проекта постановления и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, департамент - утверждение и согласование проекта постановления и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, глава города Сочи (руководитель администрации города Сочи) подписывает проект постановления;
Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин, выдача заключения о приостановлении согласования и утверждения схемы и необходимости предоставления недостающих документов (пункт 1.4 административного регламента).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых при утверждении схем расположения земельных участков закреплен в пункте 2.4.2 административного регламента, которым предусмотрено, что изготовление схемы осуществляется за счет средств заявителя в соответствии с утвержденным порядком.
Пунктом 2.5.1 административного регламента к числу оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги отнесено резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд, наложение границ образуемого земельного участка на границы других земельных участков, отсутствие одного из документов, указанных в пункте 2.4.2 административного регламента.
Судебные инстанции установили, что при обращении с заявлением общество представило уполномоченному органу все документы, необходимые для принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пункт 2.4.2 административного регламента), представленная обществом схема расположения земельного участка соответствует требованиям Инструкции о порядке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденной постановлением администрации города Сочи от 27.05.2009 N 180 "О форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и инструкции о порядке подготовке схемы", в том числе в части указания охранных зон земельного участка (в разделе "Дополнительная информация" имеются сведения о нахождении земельного участка в санитарно-защитной зоне от оползневых процессов, в водоохранной зоне реки Мацеста, в прибрежной защитной полосе).
Право собственности общества на многолетние насаждения зарегистрировано до дня вступления в силу Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", не оспорено в судебном порядке. Справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости выдает департамент, ее истребование в составе необходимых документов признано судами неправомерным.
При указанных обстоятельствах, у администрации отсутствовали основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденные доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 по делу N А32-704/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 2 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций муниципального органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - Закон о местном самоуправлении). Однако подготовка и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Законом о местном самоуправлении к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа не отнесены. Следовательно, органы местного самоуправления при осуществлении данной функции, которой наделил их Земельный кодекс, но не предусмотрел Закон о местном самоуправлении, вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты, утверждающие административные регламенты предоставления муниципальной услуги, касающейся подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
...
Право собственности общества на многолетние насаждения зарегистрировано до дня вступления в силу Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", не оспорено в судебном порядке. Справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости выдает департамент, ее истребование в составе необходимых документов признано судами неправомерным.
...
Доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденные доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 декабря 2014 г. N Ф08-8917/14 по делу N А32-704/2014