Решение Самарского областного суда от 3 февраля 2023 г. N 3а-356/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-356/2023 по административному исковому заявлению М.М.И. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
М.М.И. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 2014 от 19 октября 2020 года, в части включения в него под пунктом 21757 нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 21437 нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что административный истец являлся собственником перечисленного нежилого здания с 12.02.2020 по 07.07.2022 года. Включение здания в Перечни считает необоснованным, поскольку отсутствуют сведения об использовании под торговые и офисные объекты более 20% от общей площади здания, включение объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Х.Е.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Администрация г.о. Самары, ООО "М.", привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание с кадастровым номером N имеет наименование "гостиница со встроенными административными помещениями ЖКХ", что позволило его отнести к объектам административного назначения, в связи с чем министерство правомерно включило его в Перечни на основании п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом N 2233 от 22 октября 2021 года.
В Перечень на 2021 год включено нежилое здание с кадастровым номером N под пунктом 21757.
В Перечень на 2022 год здание включено под пунктом 21437.
Приказ министерства от 19 октября 2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Приказ министерства N 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что М.М.И в период с 12 февраля 2020 года по 7 июля 2022 года на праве собственности принадлежало нежилое здание с кадастровым номером N площадью 2767,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
С 7.07.2022 года собственником здания является ООО "М.".
Исходя из выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет назначение - нежилое, наименование - нежилое здание (гостиница со встроенными административными помещениями ЖКХ).
Согласно технического паспорта на нежилое здание, выполненное Самарским филиалом ФГУП "Р."- Федеральное БТИ по состоянию на 18 октября 2012 года, в здании расположены склады, коридоры, электрощитовая, теплоузел, подсобные, умывальники, санузлы, комната персонала, раздевалки, кабинеты, лестницы, лестничные клетки, комната охраны, зал обслуживания, комнаты, зал заседаний, бильярдная, кладовая, душевая, обеденные залы (площадью 24,1 кв. м, 64,7 кв. м), кухня площадью 35,6 кв. м., мойка площадью 7,5 кв. м
Помещения под названием обеденные залы, кухня, мойка относятся к объектам общественного питания, их площадь в совокупности составляет 131,9 кв. м, менее 20% от общей площади здания (4,76%).
Помещения под названием "кабинет" не тождественны понятию "офис".
Бильярд согласно приказу Министерства спорта РФ N 986 от 15.11.2022 года "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "бильярдный спорт" относится к спортивным объектам.
Остальные помещения не отвечают признакам офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: занимаемый нежилым зданием (литера П).
Мероприятия по определению фактического использования нежилого здания на даты утверждения Перечней на 2021-2022 годы административным ответчиком не производились.
Из представленного административным истцом акта осмотра, выполненного ООО "Ц." 28.11.2022 года, следует, что в здании общая площадь помещений основного назначения составляет 2686,5 кв. м, не используется 2686,5 кв. м.
Включение нежилого здания в Перечни на 2021-2022 годы исходя из наименования является неправомерным, поскольку наименование - нежилое здание (гостиница со встроенными административными помещениями ЖКХ) не означает предназначение более 20% от общей площади здания объектов под офисного или торгового назначения, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В связи с изложенным суд полагает, что сведения ЕГРН, технического учета, сведения о фактическом использовании здания, о земельном участке не позволяли Министерству включить в Перечни здание, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021-2022 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования М.М.И. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под в него под пунктом 21757 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 21437 нежилого здания с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 8 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 3 февраля 2023 г. N 3а-356/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании