г. Краснодар |
|
12 декабря 2014 г. |
Дело N А32-2019/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Леоновой О.В. и Рогальского С.В., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы" (ИНН 2315072242, ОГРН 1022302384136) - Кульниковой Е.В. и Пелипенко С.В. (доверенности от 23.12.2013 и 31.10.2014), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Шахназарян Н.А. (доверенность от 04.03.2014), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2014 (судьи Сулименко О.С., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-2019/2014, установил следующее.
ОАО "Черноморские магистральные нефтепроводы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными предписаний от 16.12.2013 N 05-98-56-ГН-2 и N 05-98-56-ГН-3, а также представления от 24.12.2013 N 05-98-59-ГН-1, выданных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление).
Решением от 30.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.09.2014, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что предписания управления соответствуют требованиям природоохранного законодательства.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. Заявитель ссылается на то, что в лицензии КРД 02606 ВЭ установлен срок на изготовление проекта (02.04.2015) отличный от срока, указанного в предписании N 05-98-56-ГН-2 (01.07.2014). Общество предпринимало все меры по переносу срока, указанного в предписании, но нормативными актами такая возможность не предусмотрена, следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о возможной корректировке срока исполнения предписания не основан на нормах права. Заявитель утверждает, что до полной оценки эксплуатационных запасов подземных вод согласовать и утвердить проект (технологическую схему) невозможно, поэтому предписание N 05-98-56-ГН-2 не исполнимо. Обязанности по внесению изменений в имеющиеся лицензии и необходимость в составлении новых технических проектов, в случае их отсутствия, законом на недропользователей не возлагались. Общество не нарушило требования законодательства о недрах, так как по лицензии КРД 02606 ВЭ срок на разработку и согласование технического проекта (технологической схемы) не пропущен. По лицензии КРД 02300 ВЭ срок на разработку и согласование такого проекта не установлен, вместе с тем на момент проверки технический проект находился на согласовании и при рассмотрении дела в суде был согласован, что управление не оспаривает. Выполнение предписания от 16.12.2013 N 05-98-56-ГН-2 повлечет за собой дополнительные расходы, связанные с доставкой пресной воды от сторонних организаций, что приведет к уменьшению прибыли общества, в связи с чем законные права и интересы ОАО "Черномортранснефть" будут нарушены.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представители общества поддержали жалобу, представитель управления просил оставить судебные акты без изменения, полагая, что они соответствуют закону.
Изучив материалы дела и выслушав стороны, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет пользование недрами по лицензии КРД 02606 ВЭ, выданной на срок до 01.11.2016;, целевое назначение и вид работ - добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения санаторно-оздоровительного комплекса "Фрегат" в границах горного отвода. К этой лицензии в октябре 2012 года оформлено дополнительное соглашение.
Кроме того, общество пользуется недрами по лицензии КРД 02300 ВЭ, которая выдана ему 01.06.2004 (взамен лицензии КРД 00411 ВЭ) на срок до 01.01.2015, целевое назначение и вид работ - добыча подземных вод для производственного водоснабжения.
На основании распоряжения от 14.11.2013 управление провело внеплановую проверку общества по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, по итогам которой составлен акт от 16.12.2013 N 05-98-56-ГН-1. В акте проверки указано, что обществом нарушаются условия дополнительного соглашения к лицензии КРД 02606 ВЭ, а именно: в нарушение пункта 4.1 у общества отсутствуют согласованные в установленном порядке обоснованные технические и технологические решения, обеспечивающие выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также не выполняются требования законодательства о недрах; в нарушение пункта 4.3 дополнения общество осуществляет добычу пресных подземных вод из скважин N 117, N 130 и N 244Д в отсутствие разработанного и утвержденного технического проекта (технологической схемы) на разработку участка подземных вод. Заявка о согласовании технического проекта разработки месторождения в установленном законом порядке не подана. Обществом нарушаются положения соглашения об условиях добычи подземных вод к лицензии КРД 02300 ВЭ, а именно: в нарушение пункта 3 соглашения об условиях добычи пресных подземных вод к лицензии КРД 02300 ВЭ на право пользования недрами общество осуществляет добычу пресных подземных вод из скважины N 31/91 в отсутствие согласованного в установленном порядке технического проекта (технологической схемы) на разработку участка подземных вод.
По результатам проверки, зафиксированным в акте, управление выдало предписания от 16.12.2013 N 05-98-56-ГН-2 и N 05-98-56-ГН-3, в которых обществу предписано - не допускать добычу пресных подземных вод в отсутствие согласованного в установленном законом порядке технического проекта - со сроком исполнения до 01.07.2014.
Полагая, что указанные предписания являются недействительными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав фактические обстоятельства по делу и оценив представленные доказательства и доводы сторон в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия указанного акта закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) установлено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пунктами 1 и 10 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья, кроме того, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно статье 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (часть 2 статьи 23.2 Закона о недрах).
В силу части 3 статьи 23.2 Закона о недрах порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Предусмотренный частью 3 статьи 23.2 Закона о недрах порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр утвержден постановлением Правительства от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" (далее - Положение).
На основании подпункта "в" пункта 9 Положения при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод согласованию подлежит проект водозабора.
Суды установили, что на момент проверки общество осуществляло добычу подземных вод для производственного и хозяйственно-питьевого водоснабжения на основании лицензий КРД 02606 ВЭ и КРД 02300 ВЭ в отсутствие разработанных и согласованных в установленном порядке проектов водозабора.
В силу пункта 7 статьи 49 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения Правительством Российской Федерации порядка, предусмотренного частью третьей статьи 23.2 Закона N 2395-1, при подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на осуществление работ, связанных с пользованием участками недр, применяются нормативные правовые акты и нормативные технические документы, действующие на день вступления в силу данного Закона.
Суды обоснованно отклонили доводы общества о том, что лицензии не содержат требований о наличии технических проектов добычи, сославшись на наличие нормативных требований, обязательных вне зависимости от включения их в лицензию (подпункт "в" пункта 9 Положения, приказ Минприроды России от 27.10.2010 N 463 и приказ Федерального агентства по недропользованию от 22.06.2010 N 654).
Довод жалобы о том, что дополнением к лицензии КРД 02300 ВЭ установлены иные сроки на изготовление проекта разработки участка недр (02.04.2015), подлежит отклонению, так как добыча пресных подземных вод без технического проекта является нарушением законодательства, а общество не обосновало невозможность устранения выявленного нарушения и изготовления проектов водозабора в установленный в предписаниях срок (6,5 месяцев). Кроме того, с момента внесения изменений в законодательство общество могло и должно было принять соответствующие меры.
По существу доводы общества повторяют аргументы апелляционной жалобы и сводятся к несогласию с оценкой доказательств, которая выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции. Основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2014 по делу N А32-2019/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.