Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 сентября 2002 г. N КГ-А41/5851-02
Иск заявлен Открытым акционерным обществом Акционерным коммерческим банком "Московский индустриальный банк" (ОАО АКБ "Московский индустриальный банк"), являющегося кредитором признанного несостоятельным (банкротом) Открытого акционерного общества "Ступинский металлургический комбинат" (ОАО "СМК"), к Администрации Ступинского района Московской области об обязании исполнить обязательство в натуре - принять от ОАО "СМК" жилищный фонд социального использования в городе Ступино по остаточной балансовой стоимости. В качестве третьего лица привлечено ОАО "СМК" (т. 1, л.д. 2-5).
Определением Арбитражного суда Московской области от 21 января 2002 г. производство по делу прекращено по п. 1 ст. 85 АПК РФ (т. 1, л.д. 55).
Постановлением апелляционной инстанции того же арбитражного суда от 27 февраля 2002 г. определение от 21 января 2002 г. отменено, а дело передано на рассмотрение суда первой инстанции (т. 1, л.д. 75-76).
Определением Арбитражного суда Московской области от 3 апреля 2002 г. произведена замена истца ОАО АКБ "Московский индустриальный банк" на надлежащего истца - ОАО "СМК", а ОАО АКБ "Московский индустриальный банк" привлечен к участию в деле в качестве третьего лица (т. 1, л.д. 112).
До принятия решения по делу истец, уточнив исковые требования, просил признать недействительным бездействие Администрации Ступинского района Московской области и обязать ее принять у ОАО "СМК" жилищный фонд социального использования в городе Ступино в указанном в исковом заявлении составе, со всеми коммуникациями и благоустройством, необходимыми для функционирования передаваемых объектов жилищного фонда (т. 1, л.д. 117-119).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2002 г. иск удовлетворен. Признано недействительным бездействие Администрации Ступинского района Московской области по принятию от ОАО "СМК" жилищного фонда социального использования в г. Ступино. Администрация Ступинского района Московской области обязана принять от ОАО "СМК" жилищный фонд социального использования в г. Ступино в составе: ул. Горького, дома 10, 12, 14, 15/19, 49; ул. Есенина, дома 64, 66; ул. Некрасова, дома 14, 24; ул. Тургенева, дома 15, 17; Овражный пер., дома 3, 7; ул. Пушкина, дома 16, 18, 24/9, 97, 101; ул. Комсомольская, дома 7, 8; ул. Садовая, дом 41; Больничный городок, дома 2, 3, 4, 5; ул. Куйбышева, дома 7, 9, 13, 17, 19, 21, 23, 24, 31, 33, 35, 37, 39, 41, 43, 45, 47, 57, 63; ул. Крупской, дома 25, 32, 34; ул. Чайковского, дома 22/1, 30/24; Банный пер., дома 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30; ул. Пристанционная, дом 26; ул. Андро..., дом 51/20; ул. Бахарева, дома 16, 16а; ул. Белопесочная, дома 1, 1а, 4, 5, 8, 11, 15; ул. Комунстрой, дома 1, 2; ул. Лесная, дом 6, со всеми коммуникациями и благоустройством, необходимым для функционирования указанных объектов жилого фонда. Решение мотивировано тем, что решением арбитражного суда от 16-19 февраля 2001 г. по делу N А41-К1-1193/98 ОАО "СМК" признано банкротом, что на балансе ОАО "СМК" находится жилищный фонд социального использования в виде ветхого фонда, общежитий, домов, находящихся в собственности и жилого фонда ПСХ в количестве 88 домов, что на основании ст. 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" жилищный фонд социального использования подлежит передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления в месячный срок с момента получения уведомления от конкурсного управляющего. Далее первая инстанция указала, что, несмотря на неоднократные уведомления конкурсного управляющего, Администрация Ступинского района жилищный фонд не приняла со ссылкой на нерешенность вопроса о компенсации дополнительных расходов местного бюджета. Первая инстанция указала также, что Администрация Ступинского района Московской области бездействует и фактически уклоняется от принятия имущества от конкурсного управляющего ОАО "СМК" в установленный законом срок, что бездействие ответчика по принятию от истца жилищного фонда социального использования не соответствует закону, нарушает права и законные интересы истца и его кредиторов, поэтому суд признает его недействительным (т. 2, л.д. 42-43).
Постановлением апелляционной инстанции того же арбитражного суда от 3 июля 2002 г. решение от 29 апреля 2002 г. отменено в части признания недействительным бездействия Администрации Ступинского района Московской области по принятию от ОАО "СМК" жилищного фонда социального использования в г. Ступино. Производство по делу в этой части прекращено. В остальной части решение оставлено без изменения. При этом апелляционная инстанция указала, что действующим законодательством к компетенции арбитражного суда не отнесено рассмотрение споров о признании недействительным бездействие органов местного самоуправления (т. 2, л.д. 73-74).
В кассационной жалобе ответчик просит решение от 29 апреля 2002 г. и п. 3 постановления апелляционной инстанции от 3 июля 2002 г. отменить и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" - т. 2, л.д. 80-81.
Давая объяснения в заседании кассационной инстанции, представители ответчика привели доводы, аналогичные изложенным в жалобе и просили изменить обжалуемые судебные акты в части решения вопроса финансирования мероприятий по передаче жилого фонда, находящегося на балансе ОАО "СМК".
Представитель истца просил оставить решение и апелляционное постановление без изменения, сославшись на их законность и обоснованность, а также на несостоятельность доводов жалобы.
Третье лицо, надлежаще извещенное о времени и месте заседания кассационной инстанции, своего представителя в суд не направило.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены апелляционного постановления в связи со следующим.
Первая и апелляционная инстанции с достаточной полнотой выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела.
Выводы первой и апелляционной инстанций об удовлетворении требований об обязании Администрации Ступинского района Московской области принять от ОАО "СМК" жилищный фонд социального использования в г. Ступино со всеми коммуникациями и благоустройством, необходимыми для функционирования передаваемых объектов, не основаны на содержании ст. 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм ст. 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" кассационная инстанция не может признать обоснованными.
Вывод апелляционной инстанции о неподведомственности арбитражному суду исков о признании недействительным бездействия органов местного самоуправления следует признать правильным, учитывая в том числе и то, что недействительными могут в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации признаваться сделки, а действия иди бездействие, в том числе и органов местного самоуправления, могут признаваться неправомерными.
С учетом изложенного апелляционное постановление подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба удовлетворена быть не может.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-288 АПК РФ, арбитражный суд постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 3 июля 2002 г. по делу N А41-К2-18833/01 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 сентября 2002 г. N КГ-А41/5851-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании