1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по Федеральному агентству по делам молодежи (далее - Росмолодежь, Агентство) о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности за 2021 год (далее - заключение Счетной палаты по Росмолодежи) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по Росмолодежи подготовлено на основании результата контрольного мероприятия, проведенного в Росмолодежи. По результатам контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой, составлен один акт, который подписан без замечаний.
1.2. Бюджетная отчетность Росмолодежи за 2021 год (далее - бюджетная отчетность) представлена в Счетную палату 9 марта 2022 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов". Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Росмолодежи по состоянию на 1 января 2022 года в соответствии с Инструкцией N 191н, Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 1 марта 2016 г. N 15н, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н.
1.3. Росмолодежь является федеральным органом исполнительной власти, созданным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 409 "О Федеральном агентстве по делам молодежи" (далее - Положение о Росмолодежи). Руководство деятельностью Росмолодежи осуществляет Правительство Российской Федерации.
Количество бюджетных учреждений, подведомственных Росмолодежи, на начало года - пять бюджетных учреждений 1, на конец года - четыре учреждения, из них три - бюджетных учреждений 2 и одно - автономное учреждение 3. В 2021 году в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 984-р, предусматривающего изменение подведомственности ФГБУ "Российский детско-юношеский центр", Росмолодежь передала в ведение Минпросвещения России ФГБУ "Росдетцентр". На основании приказа Росмолодежи от 23 декабря 2020 г. N 460 создано федеральное государственное автономное учреждение "Ресурсный Молодежный Центр" путем изменения типа существующего федерального государственного бюджетного учреждения "Ресурсный Молодежный Центр". Устав данного автономного учреждения утвержден приказом Росмолодежи от 7 апреля 2021 г. N 111.
2. Результаты проверки и анализа исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности в главном администраторе средств федерального бюджета (администраторе средств федерального бюджета, получателе средств федерального бюджета)
2.1. В части доходов федерального бюджета
В соответствии с приложением 8 "Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета" к Федеральному закону от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ) Росмолодежь определено главным администратором доходов федерального бюджета без закрепления кодов классификации доходов федерального бюджета.
Росмолодежь приказом от 22 марта 2019 г. N 85 "Об осуществлении Федеральным агентством по делам молодежи полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета" (с учетом изменений, внесенных приказом от 21 января 2020 г. N 7) (далее - Перечень N 7) наделило себя полномочиями главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета и закрепило 35 источников доходов федерального бюджета.
Методика прогнозирования поступления доходов федерального бюджета, администрируемых Федеральным агентством по делам молодежи, утверждена приказом Агентства от 4 марта 2020 г. N 61 (далее - Методика) и согласована с Минфином России письмом от 28 февраля 2020 г. N 23-02-06/14933.
Поступление доходов федерального бюджета, администрируемых Росмолодежью в 2021 году, составило 161 714,1 тыс. рублей, что превышает уточненный прогноз в 6 раз (23 027,6 тыс. рублей). Отклонение от прогноза доходов федерального бюджета 4 возникло по причине несистемного характера поступлений.
Перечень источников доходов 5, закрепленных за Росмолодежью, по состоянию на 1 января 2022 года соответствовал Перечню N 7 6.
Применяемые Росмолодежью методы расчета источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации соответствуют утвержденной Методике.
По результатам проведенной выборочной проверки подтверждается достоверность бюджетной отчетности в части доходов федерального бюджета.
2.2. В части расходов федерального бюджета
В нарушение абзаца четвертого пункта 38 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств, утвержденного приказом Минфина России от 27 августа 2018 г. N 184н (далее - Порядок N 184н), согласно которому изменения в утвержденные показатели бюджетной росписи должны быть внесены главным распорядителем бюджетных средств в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения от Федерального казначейства изменений сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств, Росмолодежью изменения в показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств внесены:
- 8 июля 2021 года (справка от 8 июля 2021 г. N 1-26-091/0037 (ф. 0501150) по казначейскому уведомлению от 21 апреля 2021 г. N 091/029, то есть позднее установленного срока на 45 рабочих дней;
- 9 августа 2021 года (справка от 9 августа 2021 г. N 1-26-091/0039 (ф. 0501150) по казначейскому уведомлению от 2 июня 2021 г. N 091/041, то есть позднее установленного срока на 43 рабочих дня;
- 3 июня 2021 года (справка от 3 июня 2021 г. N 1-26-091/0031 (ф. 0501150) по казначейскому уведомлению от 27 мая 2021 г. N 091/038, то есть позднее установленного срока на 2 рабочих дня 7.
В нарушение абзаца пятого пункта 38 Порядка N 184н, согласно которому изменение бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя на основании изменения сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств оформляется главным распорядителем справкой (ф. 0501150) с присвоением кода вида изменения, указанного в справке (ф. 0501051) или в справке (ф. 0501055), утвержденной решением по форме (ф. 0504066), на основании которого вносятся изменения в бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств главного распорядителя, в справке от 8 июля 2021 г. N 1-26-091/0037 (ф. 0501150) Росмолодежью указан код изменений 320, несмотря на то что в справке (ф. 0501055) от 21 апреля 2021 г. N 1-12-091/0024 указан другой код изменений 123.
Росмолодежью как главным распорядителем средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2021 года не доведены до получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств на 2021 год в размере 94 000,0 тыс. рублей по КБК 091 0707 024EВ74200 611, что не соответствует пункту 2 статьи 219 1 Бюджетного кодекса и пункту 30 Порядка N 184н, согласно которым показатели бюджетной росписи по расходам и лимитов бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года.
Указанные лимиты бюджетных обязательств после утверждения постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2021 г. N 389 Правил предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на государственную поддержку развития образования перераспределены 8 на другой КБК 091 0707 024EВ74200 632. После доведения казначейским уведомлением от 1 апреля 2021 г. N 091/026 лимитов бюджетных обязательств Росмолодежь довела расходным расписанием от 2 апреля 2021 г. N 091/2021/104 до получателя бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств по КБК 091 0707 024EВ74200 632 в размере 94 000,0 тыс. рублей.
Росмолодежью субсидия Архангельской области в объеме 6 299,3 тыс. рублей до начала 2021 года не доведена. Вместе с тем указанный объем субсидии Росмолодежью ошибочно доведен до Алтайского края расходным расписанием от 29 декабря 2020 г. N 091/2021/046. Лимиты бюджетных обязательств в объеме 6 299,3 тыс. рублей Росмолодежью доведены до Архангельской области расходным расписанием от 11 января 2021 г. 9 N 091/2021/005.
В ходе исполнения федерального бюджета при формировании предложений по внесению изменений в сводную роспись и лимиты бюджетных обязательств Росмолодежь внесла в расчет показателей обоснований бюджетных ассигнований по КБК 091 011302 4 08 90019 122 изменения, не соответствующие нормативным правовым актам, устанавливающим порядок и размер (расчет размера) возмещения (компенсации) работникам суточных при служебных командировках и расходов по проезду к месту командировки и обратно.
Размер выплаты на одного сотрудника суточных при служебных командировках указан 199,4 рубля, что не соответствует размеру расходов на выплату суточных (100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке), установленный подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729.
Размер выплаты на одного сотрудника по проезду к месту командировки и обратно указан 23,77 рубля, на одного руководителя - 29,8 рубля, что не соответствует требованию пункта 21 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 8 (далее - Порядок N 813), согласно которому расходы по проезду гражданских служащих к месту командирования и обратно возмещаются командированным гражданским служащим по фактическим затратам.
Выборочная проверка авансовых отчетов за 2021 год показала следующее.
В нарушение пункта 1.10 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по делам молодежи, утвержденного приказом от 20 сентября 2017 г. N 355 (далее - Порядок Агентства), согласно которому гражданские служащие приобретают билеты самостоятельно за наличные денежные средства или обеспечиваются проездными документами в соответствии с государственными контрактами, гражданские служащие приобретали проездные билеты за безналичный расчет.
Выявлены факты нарушения должностными лицами Росмолодежи предельного 3-дневного срока представления авансовых отчетов об израсходованных денежных средствах, установленного в пункте 35 Порядка Агентства. Так, должностными лицами Росмолодежи авансовые отчеты об израсходовании денежных средств и отчеты о выполненной работе 10 представлялись с нарушением срока от 2 до 17 рабочих дней.
Росмолодежь возместила расходы на билет бизнес-класса г. Москва - г. Южно-Сахалинск в размере 131 733,0 рублей без официального подтверждения уполномоченного перевозчика (ПАО Аэрофлот) отсутствия билетов на определенную дату поездки, что не соответствует пункту 24 Порядка N 813, согласно которому по решению представителя нанимателя или уполномоченного им лица гражданскому служащему при наличии обоснования могут быть возмещены расходы по проезду к месту командирования и обратно - к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы.
Федеральным законом N 385-ФЗ Росмолодежи (глава 091) на 2021 год утверждены расходы в объеме 18 340 200,0 тыс. рублей, сводной бюджетной росписью по состоянию 1 января 2022 года бюджетные ассигнования составили 31 008 449,3 тыс. рублей, кассовое исполнение - 26 457 335,2 тыс. рублей, или 144,3% законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и 85,3% показателя сводной бюджетной росписи с учетом изменений. Неисполненные назначения составили 4 551 114,1 тыс. рублей, или 14,7% показателя сводной бюджетной росписи с учетом изменений.
В 2021 году Росмолодежи выделены дополнительные бюджетные ассигнования за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации 11 и Правительства Российской Федерации 12 в общем объеме 10 842 192,7 тыс. рублей, кассовое исполнение составило 6 507 624,0 тыс. рублей, или 60%.
Росмолодежи в 2021 году подтвержден остаток бюджетных ассигнований, выделенный в 2020 году на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2020 г. N 3 208-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях предоставления субсидии АНО "Россия - страна возможностей" на создание подмосковного образовательного молодежного центра (Мастерская управления "Сенеж"), в объеме 1 436 457,5 тыс. рублей, кассовое исполнение составило 100%.
Отчеты о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия 13, и отчеты о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии 14 по состоянию на 1 октября 2021 года и на 1 января 2022 года утверждены молодежной общероссийской общественной организацией "Российские Студенческие Отряды" с нарушением срока, установленного пунктами 4.3.9.1, 4.3.9.2 Соглашения о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий от 16 августа 2021 г. N 091-10-2021-077, от 2 до 6 рабочих дней.
Росмолодежь направила в Федеральное казначейство сведения о результатах реализации мероприятий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, (ф. 0501118) в установленный срок 15, предусмотренный пунктом 14 Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1846.
Отчет 16 по ф. 0503127u представлен в составе бюджетной отчетности, отчет по ф. 0503127uДСП представлен Росмолодежью в Федеральное казначейство 17 письмом от 8 февраля 2022 г. N ПА/30-05ДСП.
В 2021 году Росмолодежи утверждены лимиты бюджетных обязательств на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в размере 618 338,1 тыс. рублей, кассовое исполнение составило 595 400,4 тыс. рублей, или 96,3%.
В нарушение пункта 10 части 2 статьи 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и подпункта "к" пункта 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084, Росмолодежью в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) не размещено платежное поручение по исполнению контракта от 8 октября 2021 г. N 22-ЭК-ГМП/21 (реестровая запись контракта N 1770367235121000044).
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым исполнение контракта включает в себя приемку оказанной услуги, Росмолодежью приняты и оплачены работы (услуги) до их фактического оказания. Так, в рамках исполнения государственного контракта от 8 февраля 2021 г. N 01-ЭК-ГМП/21 на оказание услуг по анализу открытых источников данных c обеспечением возможности проверки результатов в интерактивном режиме в целях информационно-аналитического обеспечения деятельности Росмолодежи, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИС", Росмолодежью приняты (акт сдачи-приемки от 17 декабря 2021 г. N 591 исполнения обязательств по государственному контракту от 8 февраля 2021 г. N 01-ЭК-ГМП/21) и оплачены услуги на сумму 150,8 тыс. рублей (платежное поручение от 22 декабря 2021 г. N 843 941) за декабрь 2021 года.
В нарушение пункта 11(1) постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2050, согласно которому получатели средств федерального бюджета при заключении в 2021 году государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг предусматривают условие о сроке оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, не превышающем 10 рабочих дней с даты подписания получателем средств федерального бюджета документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, Росмолодежь указала в государственном контракте от 6 июня 2021 г. N 17-ЭК-ГМП/21 срок оплаты 15 календарных дней.
Проведение инвентаризации имущества и всех видов финансовых обязательств Агентства по состоянию на 1 ноября 2021 года в период с 8 по 26 ноября 2021 года осуществлялась согласно приказу Росмолодежи от 26 октября 2021 г. N 388 "О проведении годовой инвентаризации в Федеральном агентстве по делам молодежи".
Выборочной проверкой установлено следующее.
В инвентаризационной описи по объектам нефинансовых активов от 1 ноября 2021 г. N 00ОС-00020 в итоговой сумме по описи результатов инвентаризации (не соответствует условиям актива) (графа 18) выявлена ошибка. Так, в описи в графе 18 по строке "Итого по описи" стоит сумма 21 053,44 рубля, тогда как итоговая сумма составляет 31 374,44 рубля.
Годовая бюджетная отчетность Росмолодежи за 2021 год в соответствии с примененным уровнем существенности является достоверной.
В Сведениях по дебиторской задолженности и кредиторской задолженности (ф. 0503169) в разделе 1 ф. 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" не отражена дебиторская задолженность в размере 25,0 тыс. рублей по счету 1.209.41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)", начислен штраф с ООО "Лаборатория диагностики и развития социальных систем" по госконтракту от 25 мая 2021 г. N 04-ЭА-ГМП/21.
В ходе проверки Росмолодежью внесены соответствующие изменения в ф. 0503169, 0503130, 0503110, 0503121, 0503160.
2.3. В части источников финансирования дефицита федерального бюджета
В соответствии с приложением 9 "Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" к Федеральному закону N 385-ФЗ Росмолодежь определено главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета без закрепления кодов классификации источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Методика прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, в отношении которых Федеральное агентство по делам молодежи осуществляет бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, утверждена приказом Росмолодежи от 26 июля 2019 г. N 246. В 2021 году Росмолодежью поступления по источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета не планировались и не осуществлялись.
2.4. В части дебиторской задолженности
Объем дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2022 года составил 3 873 808,2 тыс. рублей и увеличился по сравнению с 1 января 2021 года на 590 132,8 тыс. рублей, или на 17,97%. Долгосрочная задолженность составила 1 430,1 тыс. рублей, просроченная задолженность - 758 131,98 тыс. рублей.
В структуре дебиторской задолженности наибольший удельный вес составляют расчеты по выданным авансам (12060000) - 3 822 134,2 тыс. рублей, или 98,7%, из них:
- по счету 120621000 "Расчеты по авансам по услугам связи" - 1,3 тыс. рублей, аванс по расчетам с АО "Почта России";
- по счету 120641000 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям" 18 - 1 400,0 тыс. рублей, отражена сумма субсидий (в форме гранта), выданной в 2020 году ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет архитектуры и строительства";
- по счету 120696000 "Расчеты по авансам по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам" - 3 820 732,9 тыс. рублей, отражена итоговая сумма грантов в форме субсидий физическим лицам, перечисленных в 2019-2021 годах.
Согласно пояснительной записке (ф. 0503160) дебиторская задолженность по счету 120696000 погашается по мере поступления отчетной документации в сроки, установленные в соглашениях о получении грантов в форме субсидий физическим лицам.
Выборочной проверкой установлено следующее.
Отчеты о расходах, отчеты о достижении значений результативности предоставления гранта, иные отчеты предоставлялись физическими лицами - победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов (далее - ВКМП) среди физических лиц в 2019 и 2020 годах с нарушением сроков, установленных в пунктах 4.5.6.1, 4.5.6.2, 4.5.6.3 соглашений о предоставлении из федерального бюджета гранта в форме субсидии гражданам Российской Федерации - победителям ВКМП среди физических лиц в 2019 году и пунктах 4.3.6.1, 4.3.6.2, 4.3.6.3 соглашений о предоставлении из федерального бюджета гранта в форме субсидии гражданам Российской Федерации - победителям ВКМП среди физических лиц в 2020 году.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 11 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1436, заявки, представленные физическим лицом, могут быть отклонены в случае установления Росмолодежью факта несоблюдения физическим лицом целей, условий и порядка предоставления гранта по ранее заключенным соглашениям.
Вместе с тем при несоблюдении условий предоставления гранта отдельными физическими лицами, являющимися в 2019 и 2020 годах получателями указанных грантов, в части нарушения сроков предоставления отчетов о расходах, отчетов о достижении значений результативности предоставления гранта, иных отчетов, Росмолодежь при рассмотрении заявок на участие во ВКМП в 2021 году предоставила гранты этим же физическим лицам 19.
В ряде случаев получателями гранта отчетная документация не представлялась.
Так, по состоянию на 1 января 2022 года не представили отчет 432 физических лица, ставших победителями гранта ВКМП в 2019 году 20, и 301 физическое лицо 21 - победитель гранта в 2020 году.
Таким образом, меры, принимаемые Росмолодежью по сокращению дебиторской задолженности, недостаточны и неэффективны, что привело к образованию долгосрочной и просроченной задолженности.
2.5. В части кредиторской задолженности
Кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2022 года составила 2 099,97 тыс. рублей. Объем кредиторской задолженности на конец года уменьшился на 271,6 тыс. рублей, или на 11,5%. Просроченная кредиторская задолженность отсутствует.
3. Результаты проверки и анализа формирования и утверждения государственных заданий, использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели
В 2021 году Росмолодежью субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в объеме 1 238 371,3 тыс. рублей и субсидии на иные цели в объеме 160 899,4 тыс. рублей перечислены подведомственным бюджетным учреждениям в полном объеме.
Выборочной проверкой установлено, что государственные задания сформированы подведомственным учреждениям в соответствии с их учредительными документами, что соответствует пункту 2 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640).
Росмолодежью сформированы в подсистеме "Бюджетное планирование" государственные задания на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов для подведомственных учреждений и подписаны заместителем руководителя Росмолодежи П.В. Абрамовым (усиленной квалифицированной электронной подписью) 12 января 2021 года, что соответствует пункту 4 Положения N 640.
Пунктом 5 Положения N 640 предусмотрено, что государственное задание формируется в процессе формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня отражения на лицевом счете главного распорядителя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
При этом при формировании проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов Росмолодежь в подразделе "Реестр государственных заданий" раздела "Государственное задание" подсистемы "Бюджетное планирование" не только сформировала, но и утвердила 11 августа 2020 года проекты государственных заданий. Согласно информации, размещенной в разделе "Государственное задание" подсистемы "Бюджетное планирование", Агентством утверждены новые государственные задания 12 января 2021 года, то есть в установленный срок 22.
Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), заключенные Росмолодежью с подведомственными учреждениями и размещенные в подразделе "Реестр соглашений ФОИВ" раздела "Соглашения" подсистемы "Бюджетное планирование", подписаны Агентством 23 в срок, установленный пунктом 44 Положения N 640 24.
Приказом Росмолодежи от 15 июля 2020 г. N 193 утвержден Порядок определения нормативных затрат на выполнения работ федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство по делам молодежи (далее - Порядок N 193).
Росмолодежь приказом от 12 января 2021 г. N 2 утвердило нормативы финансового обеспечения оказания (выполнения) федеральными государственными учреждениями, подведомственными Росмолодежи, единицы государственной услуги (работы) на 2021 год в срок, установленный пунктом 13 25 Порядка N 193.
Нормативы затрат на единицу государственной работы утверждались для каждого подведомственного бюджетного учреждения отдельно, то есть при проведении аналогичной работы для каждого учреждения установлен свой норматив затрат на единицу государственной работы. Также при проведении аналогичной работы одним учреждением в рамках различного результата федерального проекта установлен свой норматив затрат на единицу государственной работы.
Росмолодежью размещены в подразделе "Реестр нормативных затрат с учетом территориального и отраслевых корректирующих коэффициентов (СБР)" раздела "Государственное задание" подсистемы "Бюджетное планирование" нормативные затраты на выполнение единицы государственной работы, что соответствует пункту 32 Положения N 640. На начало года данные нормативы на выполнение единицы государственной работы подведомственными учреждениями соответствуют нормативам, утвержденным приказом Агентства от 12 января 2021 г. N 2.
Согласно пункту 38 Положения N 640 нормативные затраты, учитываются при формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Выборочная проверка показала, что в ОБАС 26 значения нормативных затрат на выполнение единицы работы соответствуют нормативам затрат на единицу государственной работы, утвержденным Росмолодежью приказом от 12 января 2021 г. N 2 и размещенным в подсистеме "Бюджетное планирование".
Согласно информации, размещенной в подразделе "Реестр отчетов о выполнении государственных заданий" раздела "Государственное задание" подсистемы "Бюджетное планирование", отчеты о выполнении государственного задания представлены в срок, установленный государственным заданием. Согласно представленным отчетам государственные задания учреждениями выполнены в полном объеме.
Правила предоставления федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Федеральному агентству по делам молодежи, субсидий на иные цели утверждены приказом Агентства от 19 октября 2020 г. N 349 (далее - Правила N 349).
На основании Соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78 1 Бюджетного кодекса от 26 марта 2021 г. N 091-02-2021-003 ФГБУ "Роспатриотцентр" предоставлена субсидия в целях реализации мероприятий по подготовке высококвалифицированных кадров и повышению квалификации кадров, в том числе стажировке (код субсидии 08-02-Е8) в размере 134 809,2 тыс. рублей (КБК 091 0707 024Е8 28500 612).
При этом пунктом 2.2 Правил N 349 предусмотрено, что целевые субсидии представляются в целях реализации мероприятий по подготовке высококвалифицированных кадров, в том числе стажировке.
4. Результаты проверки и анализа использования субсидий, предоставленных юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), государственным корпорациям (компаниям) и публично-правовым компаниям, в том числе в виде имущественного взноса, а также взносов в уставные капиталы юридических лиц
Объем бюджетных ассигнований по подгруппе видов расходов 632 "Субсидии (гранты в форме субсидий), подлежащие казначейскому сопровождению" на 2021 год составил 25 271 620,3 тыс. рублей. Кассовое исполнение составило 20 847 590,6 тыс. рублей, или 82,5%.
В связи с необеспечением своевременной разработки проектов постановлений Правительства Российской Федерации 27, а также соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. N 1652 28 лимиты бюджетных обязательств на 1 января 2021 года по ВР 632 "Субсидии (гранты в форме субсидий), подлежащие казначейскому сопровождению" в размере 7 772 478,8 тыс. рублей были заблокированы.
Росмолодежью ненадлежащим образом осуществлялся контроль за соблюдением юридическими лицами порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренный пунктом 4.1.7 соглашений о предоставлении из федерального бюджета гранта в форме субсидии, в результате юридическими лицами отчеты о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, и отчеты о достижении значений результатов использования субсидии и обязательств, принятых в целях их достижения, предоставлялись с нарушением срока, установленного пунктами 4.3.9.1 и 4.3.9.2 соглашений, от 1 до 13 дней.
В соглашении о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78 1 Бюджетного кодекса в рамках реализации федерального проекта "Социальная активность" национального проекта "Образование" от 29 марта 2021 г. N 091-10-2021-013, заключенного Росмолодежью с АНО "Центр развития культурных инициатив", выявлено несоответствие пункта 2.1.1 соглашения и плана-графика перечисления гранта (приложение N 1 к соглашению). Так, пунктом 2.1.1 соглашения грант предоставляется получателю в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Агентству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов федерального бюджета, в следующем размере:
- в 2021 году 818 100, 0 тыс. рублей - по коду БК 091 0707 02 4 E8 60307 632;
- в 2021 году 506 900,0 тыс. рублей - по коду БК 091 0707 02 4 E8 60308 632;
- в 2021 году 1 410 000,0 тыс. рублей - по коду БК 091 0707 02 4 E8 60370 632.
Тогда как в приложении N 1 соглашения указан только один КБК 091 0707 02 4 E8 60307 632.
Росмолодежью ненадлежащим образом осуществлена проработка условий соглашений в части установления значения результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии.
В результате плановые значения результатов занижены, а фактические значения значительно перевыполняются юридическими лицами, с которыми заключено соглашение.
Так, отмечается превышение значения результатов в части количества мероприятий, установленных в соглашениях N 091-10-2021-005 (плановое значение - 50 ед., фактически достигнутое значение - 64 ед.), N 091-10-2021-015 (плановое значение - 20 ед., фактически достигнутое значение - 23 ед.), N 091-10-2021-016 (плановое значение - 1 300 ед., фактически достигнутое значение - 2 088 ед.).
Кроме того, в отчете о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, представленный АНО "Институт развития интернета" в соответствии с пунктом 4.3.9.1 соглашения от 27 июля 2021 г. N 091-10-2021-076, указано неполное исполнение расходов (исполнение составило - 38,9%). При этом согласно отчету о достижении значений результатов предоставления гранта плановые значения перевыполнены на 115 единиц, или на 57,5%.
В рамках Соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, от 20 февраля 2021 г. N 091-10-2021-001 Росмолодежью предоставлена субсидия Всероссийской общественной организации "Содружество выпускников детских домов "Дети всей страны" (далее - "Содружество") в размере 40 068,8 тыс. рублей на проведение шести мероприятий: II Всероссийский форум выпускников детских домов, Всероссийская акция "Связь поколений", Всероссийская акция "Согревая сердца, Всероссийский конкурс рисунка "Мое будущее", Всероссийская акция "Окно в будущее", Всероссийская акция "Один день в профессии".
При этом в финансово-экономическом обосновании, представленном "Содружеством" в Росмолодежь в качестве обоснования предстоящих расходов, содержатся расчеты расходов по трем мероприятиям, указанным в соглашении (Всероссийская акция "Связь поколений", Всероссийская акция "Согревая сердца", II Всероссийский форум выпускников детских домов), и по трем мероприятиям, не предусмотренным в соглашении ("Нужны друг другу", "Добро без границ", участие в мероприятии "Бессмертный полк").
Указанный факт свидетельствует о предоставлении Росмолодежью гранта по трем мероприятиям (Всероссийский конкурс рисунка "Мое будущее"; Всероссийская акция "Окно в будущее"; Всероссийская акция "Один день в профессии") при отсутствии финансово-экономического обоснования стоимости их проведения.
5. Анализ исполнения в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации
Росмолодежь участвует в реализации мероприятий четырех государственных программ Российской Федерации, что представлено в таблице 1.
Таблица 1
(тыс. руб.)
Наименование показателя |
Федеральный закон N 385-ФЗ |
СБР |
Исполнено |
% исполнено к СБР |
Расходы бюджета - всего |
18 340 200,0 |
31 008 449,3 |
26 457 335,2 |
85,3 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" |
18 277 281,0 |
30 940 115,0 |
26 389 337,0 |
85,3 |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
0,0 |
5 415,3 |
5 415,3 |
100 |
Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" |
58 419,0 |
58 419,0 |
58 419,0 |
100 |
Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" |
4 500,0 |
4 500,0 |
4 163,9 |
92,5 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Госпрограмма 02, ГП-2) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642.
В соответствии с Перечнем соисполнителей и участников государственной программы Российской Федерации "Развитие образования 29 к ГП-2 Росмолодежь определена по направлению (подпрограмме) "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики":
- проектная часть - соисполнителем федерального проекта "Социальная активность" и участником федеральных проектов: "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", "Социальные лифты для каждого" и "Цифровая культура";
- процессная часть - соисполнителем ведомственной целевой программы "Поддержка молодежных инициатив".
Сводной бюджетной росписью (с учетом изменений) Росмолодежи в рамках Госпрограммы 02 предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 1 ведомственной целевой программы, 2 национальных проектов и 4 федеральных проектов (таблица 2).
Таблица 2
(тыс. руб.)
Наименование показателя |
СБР на 01.01.2022 |
Кассовое исполнение |
% исполнения |
|
ВЦП "Поддержка молодежных инициатив" |
02 4 08 000000 |
16 410 765,4 |
12 046 371,85 |
73,4 |
НП "Культура" |
А |
3 000 000,0 |
3 000 000,00 |
100 |
ФП "Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры (цифровая культура)" |
02 4 А3 000000 |
3 000 000,0 |
3 000 000,00 |
100 |
НП "Образование" |
Е |
11 529 349,6 |
11 342 965,16 |
98,4 |
ФП "Социальная активность" |
02 4 Е8 000000 |
11 003 205,0 |
10 816 820,56 |
98,3 |
ФП "Социальные лифты для каждого" |
02 4 ЕА 000000 |
7 244,6 |
7 244,60 |
100 |
ФП "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" |
02 4 ЕВ 000000 |
518 900,00 |
518 900,00 |
100 |
Итого |
|
30 940 115,00 |
26 389 337,01 |
85,3 |
Росмолодежь в нарушение пункта 42 Правил разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1242 "О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации" (далее - Правила ГП), направила информацию о реализации в 2021 году пилотной государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - отчет Росмолодежи) письмом от 21 февраля 2022 г. N АП/635-05, то есть с нарушением срока как участник - на 7 дней, как соисполнитель - на 1 день 30.
Росмолодежь как соисполнитель и участник пилотной государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" направила ответственному исполнителю - Минпросвещения России некорректную информацию:
- в таблице 2 "Информация о достижении целей пилотной государственной программы "Развитие образования" за 2021 год" отчета Росмолодежи по цели 3 "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся" указано плановое значение показателя "Общая численность граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую (волонтерскую) деятельность" - 9,5 млн человек 31, что не соответствует данному плановому значению показателя - 9,3 млн человек, установленному в паспорте государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 32.
Росмолодежью по показателю "Общая численность граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую (волонтерскую) деятельность" в ЕМИСС 33 данные за октябрь-декабрь 2021 года в установленный срок не размещены 34, что не соответствует разделу V Методики расчета 35, утвержденной приказом Росмолодежи от 20 мая 2021 г. N 181;
- в таблице 4 "Сведения о достижении значений показателей (индикаторов) структурных элементов пилотной государственной программы" по показателю "Доля населения, информированного о возможностях, механизмах и путях самореализации молодежи в России" по федеральному проекту "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" Агентство указало фактическое исполнение - 64%, при расчете которого использовались данные социологического исследования по возрастным категориям от 18 лет и старше, проведенного акционерным обществом "Всероссийский центр изучения общественного мнения" (далее - АО "ВЦИОМ", исполнитель) в 2021 году в рамках оказания услуг по организации и проведению социологического исследования и дальнейшего мониторинга данных в сфере патриотического воспитания по государственному контракту от 15 июня 2021 г. N 03-ЭК-2021 36. Данные социологического исследования (возрастные категории от 18 лет и старше) не соответствуют данным (возрастные категории респондентов социологического исследования: 14-35 лет; 36 лет и старше), установленным в разделе III Методики расчета "Доля населения, информированного о возможностях, механизмах и путях самореализации молодежи в России", утвержденной приказом Росмолодежи от 20 мая 2021 г. N 180 (далее - Методика N 180).
ФГБУ "Роспатриотцентр" приняты (акт сдачи-приемки исполнения обязательств по контракту от 24 декабря 2021 г. N 1 на сумму 4 675,0 тыс. рублей) и оплачены услуги по организации и проведению социологического исследования (платежное поручение от 28 декабря 2021 г. N 643638), не соответствующие Техническому заданию (приложение N 1 к контракту от 16 июня 2021 г. N 03-ЭК-2021).
Так, в пункте 1.1. контракта N 03-ЭК-2021 предусмотрено, что исполнитель в соответствии с требованиями Технического задания и условиями контракта обязуется оказать услуги по организации и проведению социологического исследования и дальнейшего мониторинга данных, онлайн-исследований и опросов граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В пункте 1 Технического задания предусмотрено, что при проведении Социологического исследования и дальнейшего мониторинга данных в сфере патриотического воспитания используются следующие категории исследуемых: граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет (включительно); граждане Российской Федерации в возрасте от 36 до 65 лет (включительно).
Вместе с тем согласно аналитическим отчетам по результатам количественного опроса на тему "Информированность населения о возможностях, механизмах и путях самореализации молодежи в России" Блок 1 (за II, III и IV кварталы), подготовленным АО "ВЦИОМ", при проведении опроса выборка репрезентирует взрослое население Российской Федерации (18 лет и старше).
Учитывая изложенное, факт исполнения Росмолодежью показателя "Доля населения, информированного о возможностях, механизмах и путях самореализации молодежи в России", указанного в таблице 4 отчета по ГП-2, не может быть признан достоверным и не подтверждается.
В нарушение раздела V Методики N 180 Росмолодежью данные по показателю "Доля населения, информированного о возможностях, механизмах и путях самореализации молодежи в России" в ЕМИСС за декабрь 2021 года и в автоматизированной информационной системе "Молодежь России" за 2021 год в установленный срок не размещены;
- в таблице 4 "Сведения о достижении значений показателей (индикаторов) структурных элементов пилотной государственной программы" Росмолодежь по показателю "Охват молодежной аудитории интернет-контентом, направленным на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей" по федеральному проекту "Цифровая культура" указало фактическое исполнение за три года (2019-2021 годы), а плановое значение за один год (2021 год);
- в таблице 6 "Данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на реализацию пилотной государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" отчета Росмолодежи отсутствует информация об использовании бюджетных ассигнований на реализацию федерального проекта "Социальные лифты для каждого" и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации".
Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" (далее - Госпрограмма 37, ГП-37) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 311.
Ответственным исполнителем Госпрограммы 37 является Министерство экономического развития Российской Федерации, Росмолодежь определена участником государственной программы. Срок реализации ГП-37 - с 2013 по 2025 годы.
Согласно представленной информации в Минэкономразвития России 37, число участников экскурсионно-образовательных поездок в регионы России в 2021 году составило 3,67 тыс. человек, или 105,5% планового показателя.
Объем расходов федерального бюджета на реализацию ГП-37 в части Росмолодежи на 2021 год, указанный в приложении N 4 к ГП-37, соответствуют Федеральному закону N 385-ФЗ по главе 091 по КБК 0707 37 3 04 50610 500 и составляет 58 419,0 тыс. рублей. Кассовое исполнение по ГП-37 составило 58 419,0 тыс. рублей, или 100%.
6. Анализ хода реализации в отчетном финансовом году национальных и федеральных проектов
В 2021 году Росмолодежи предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию двух национальных проектов "Образование" и "Культура" (таблица 3).
Таблица 3
(тыс. руб.)
Наименование показателя |
Федеральный закон N 385-ФЗ |
СБР на 01.01.2022 |
Исполнено |
% исполнено к СБР |
Расходы по НП - всего |
12 683 873,6 |
14 529 349,6 |
14 342 965,2 |
98,7 |
НП "Образование" |
9 683 873,6 |
11 529 349,6 |
11 342 965,2 |
98,4 |
НП "Культура" |
3 000 000,0 |
3 000 000,0 |
3 000 000,0 |
100,# |
Паспорт национального проекта "Образование" (далее - НП "Образование", нацпроект "Образование") утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
Сводной бюджетной росписью (с учетом изменений) Росмолодежи в рамках НП "Образование" предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию трех федеральных проектов (таблица 4).
Таблица 4
(тыс. руб.)
Наименование показателя |
Федеральный закон N 385-ФЗ |
СБР на 01.01.2022 |
Кассовое исполнение |
% исполнения к СБР |
|
ФП "Социальная активность" |
024E8 |
9 157 729,0 |
11 003 205,0 |
10 816 820,6 |
98,3 |
ФП "Социальные лифты для каждого" |
024EА |
7 244,6 |
7 244,6 |
7 244,6 |
100 |
ФП "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" |
024ЕВ |
518 900,0 |
518 900,0 |
518 900,0 |
100 |
Итого |
|
9 683 873,6 |
11 526 349,6 |
11 342 965,2 |
98,4 |
Федеральный проект "Социальная активность") далее - ФП "Социальная активность"
Руководителем федерального проекта "Социальная активность" является руководитель Федерального агентства по делам молодежи К.Д. Разуваева, куратором проекта - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голикова.
В пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2023 года" установлены целевые показатели, характеризующие достижение национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" к 2030 году, в том числе "увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью при вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов".
ФП "Социальная активность" направлен на решение задачи "Созданы условия для развития и поддержки добровольчества (волонтерства)". Целевым показателем ФП "Социальная активность" является "Общая численность граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений, в добровольческую (волонтерскую) деятельность". Указанный показатель также является одним из целевых показателей НП "Развитие образования".
По информации, размещенной в ГИИС "Электронный бюджет" Управление национальными проектами 38, в 2021 году размещены 32 запроса на изменение паспорта ФП "Социальная активность".
По состоянию на 1 января 2022 года в соответствии со сводной росписью с изменениями по главе 091 объем бюджетных ассигнований реализацию ФП "Социальная активность" составил 11 003 205,0 тыс. рублей, что на 1 845 476,0 тыс. рублей, или на 20,2%, больше объема бюджетных ассигнований на 2021 год, утвержденного Федеральным законом N 385-ФЗ. Согласно отчету об исполнении бюджета (ф. 0503127) и отчету об использовании бюджетных обязательств (по национальным проектам) (ф. 0503128-НП), по ФП "Социального проекта" кассовое исполнение составило 10 816 820,6 тыс. рублей, или 98,3% бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью. Неисполненные бюджетные ассигнования составили 186 384,4 тыс. рублей. Согласно пояснительной записке (ф. 0503160) по КБК 091 0707 024Е8 60370 632 неполное освоение связано с отсутствием акта выполненных работ 39.
Выборочный анализ достижения результатов и контрольных точек показал следующее:
- в паспорте ФП "Социальная активность" предусмотрены две контрольные точки 1.5.4 "К концу сентября 2021 года число уникальных добровольцев (волонтеров), прошедших курсы (лекции, программы) по работе в сфере добровольчества (волонтерства) и получивших сертификаты (в том числе онлайн), составляет 12 тысяч человек" и 1.5.5 "К концу октября 2021 года число уникальных добровольцев (волонтеров), прошедших курсы (лекции, программы) по работе в сфере добровольчества (волонтерства) и получивших сертификаты (в том числе онлайн), составляет 12 тысяч человек", имеющие одинаковый показатель (12 тысяч человек) при различных сроках реализации. Таким образом, указанные контрольные точки не характеризуют динамику достижения результата "Осуществлены мероприятия с целью прохождения координаторами добровольцев (волонтеров) курсов (лекций, программ) по работе в сфере добровольчества (волонтерства) и технологиям работы с добровольцами (волонтерами) на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества (волонтерства)" и требуют корректировки показателей.
В "Комментарии" раздела 4 "Сведения о достижении результатов и контрольных точек федерального проекта" Отчета Е8 по указанным контрольным точкам динамика достижения различна (на сентябрь 2021 года составляет 18 427 человек, на конец октября 2021 года - 19 049 человек);
- в разделе 4 "Сведения о достижении результатов и контрольных точек федерального проекта" Отчета Е8 в части достижения результата 1.13 "Реализованы мероприятия по различным направлениям добровольчества (волонтерства)" плановое и фактическое значение составляет 7,0 единицы.
При этом в "комментариях" раздела 4 Отчета Е8 указана информация о планируемых в конце ноября 2021 года двух окружных форумов для более 800 добровольцев (волонтеров) в онлайн-режиме, результаты проведения которых в "комментариях" не отражены;
- в разделе 4 Отчета Е8 в части достижения результата 2.6 "Ежегодно проводится форум молодых деятелей культуры и искусств "Таврида" плановое и фактическое значение составляет 3 546 человек.
В целях достижения данного результата между Росмолодежью и АНО "Центр развития культурных инициатив" заключено соглашение от 29 марта 2021 г. N 091-10-2021-013. В приложении N 3 "Значение результатов предоставления грантов" к указанному соглашению установлено плановое значение результата "Количество участников (начинающих деятелей культуры и искусства), принявших участие в образовательных сменах Форума молодых деятелей культуры и искусства "Таврида" - 3 500 человек, которое не соответствует плановому значению, указанному в отчете. В Отчете о достижении значений результатов предоставления гранта по состоянию на 1 января 2022 г. N 091-10-2021-013/20 по указанному результату плановое значение составляет 3 500 человек, фактическое - 3 546 человек.
7. Результаты проверки и анализа осуществления бюджетных полномочий в части предоставления межбюджетных трансфертов
Федеральным законом N 385-ФЗ Росмолодежи на 2021 год предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов в размере 893 301,0 тыс. рублей. В 2021 году объем межбюджетных трансфертов увеличился на 364 390,9 тыс. рублей, что обусловлено подтверждением остатка не использованных в 2020 году лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии из федерального бюджета Ставропольскому краю на создание и эксплуатацию образовательного центра "Машук" в Ставропольском крае Северо-Кавказского федерального округа, и составил 1 257 691,9 тыс. рублей, кассовое исполнение - 1 157 173,4 тыс. рублей, или 92% показателя, предусмотренного сводной бюджетной росписью (с изменениями), из них:
- субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, - 283 101,0 тыс. рублей;
- консолидированные субсидии - 974 590,9 тыс. рублей.
По итогам 2021 года установлено, что Росмолодежь как главный распорядитель бюджетных средств ненадлежащим образом осуществляла контроль за соблюдением условий предоставления субсидии на реализацию практик поддержки добровольчества (волонтерства) по итогам проведения ежегодного Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки и развития добровольчества (волонтерства) "Регион добрых дел" из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренный подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса и пунктом 4.1.2. соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - соглашения с субъектами).
Так, из 39 субъектов Российской Федерации в нарушение пункта 4.3.8 соглашений с субъектами отчеты о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, и отчеты о достижении значений результатов использования субсидии и обязательств, принятых в целях их достижения, представили с нарушением срока от 1 дня до 5 месяцев:
- 32 субъекта Российской Федерации - за I квартал 2021 года,
- 27 субъектов Российской Федерации - за II квартал 2021 года,
- 29 субъектов Российской Федерации - III квартал 2021 года,
- 5 субъектов Российской Федерации - за 2021 год.
Два субъекта Российской Федерации отчеты о расходах и отчеты о достижении значений результатов за I квартал 2021 года не представили.
Также в нарушение пункта 4.3.10 соглашений с субъектами двумя субъектами Российской Федерации возврат в федеральный бюджет неиспользованного на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остатка средств субсидии осуществлен с нарушением срока, установленного в пункте 5 статьи 242 Бюджетного кодекса, от 2 до 22 рабочих дней (Республика Саха (Якутия) осуществила возврат платежными поручениями от 1 февраля 2022 г. N 501145, от 31 января 2022 г. N 489310 в размере 181,59 тыс. рублей, Архангельская область - платежным поручением от 4 марта 2021 г. N 847799 в размере 9,8 тыс. рублей).
8. Оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
Оценка качества управления государственными финансами 40, осуществляемого Агентством, проводилась по следующим группам показателей: среднесрочное финансовое планирование - 6, исполнение по доходам - 4, исполнение по расходам - 5, состояние дебиторской и кредиторской задолженности - 5, эффективность внутреннего финансового аудита - 0,5, объем финансовых нарушений, выявленных по результатам внешнего государственного финансового контроля, - 1, выполнение государственных заданий - 3, итоговая оценка - 3,5.
9. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
Приказом Росмолодежи от 20 марта 2020 г. N 85 утверждено Положение об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральном агентстве по делам молодежи. В апреле 2021 года утверждено новое Положение об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральном агентстве по делам молодежи 41 (далее - Положение ВФА).
Указанными приказами советник руководителя Агентства А.В. Повторенко определен руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в Росмолодежи.
В соответствии с Планом проведения аудиторских мероприятий Росмолодежи на 2021 год 42 Агентством в 2021 году проведены две проверки 43, по результатам которых составлены заключения и отчеты.
Агентство не обеспечило должного ведения реестра бюджетных рисков, предусмотренного пунктами 6, 8 и 10 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников), должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 195н. Представленный реестр бюджетных рисков не соответствует форме, установленной в приложении N 4 к Положению ВФА. Так, отсутствует информация о ежеквартальном пересмотре (актуализации) реестра бюджетных рисков, что предусмотрено пунктом 19 Положения ВФА.
В нарушение пункта 47 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 5 августа 2020 г. N 160н, и пункта 11 Положения ВФА рабочая документация формировалась не в полном объеме.
По результатам анализа организации внутреннего финансового аудита и оценки результатов осуществления внутреннего финансового аудита эффективность внутреннего финансового аудита в Росмолодежи находится на среднем уровне.
10. Результаты проверки и анализа эффективности формирования, управления и распоряжения федеральной собственностью главным администратором средств федерального бюджета
Распоряжением ТУ Росимущества в г. Москве от 25 августа 2016 г. N 937 для обеспечения исполнения возложенных на Росмолодежь функций и полномочий передано на праве оперативного управления нежилое помещение общей площадью 4 076,8 кв. м по адресу: г. Москва, Большой Трехсвятительский переулок, д. 2/1, стр. 2. Они были приняты Агентством по акту приемки-передачи N 3, подписанному 8 сентября 2016 г. и.о. руководителя Агентства А.Г. Паламарчуком и утвержденному 17 октября 2016 года заместителем руководителя ТУ Росимущества в городе Москве Н.Н. Пешковым. Отражено в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035), инвентарный N 1011200001, принято к учету 18 апреля 2017 года.
Право оперативного управления на нежилое помещение, находящееся по адресу: г. Москва, Большой Трехсвятительский переулок, д. 2/1, стр. 2, зарегистрировано 2 ноября 2016 г. N 77-77/12-77/012/012/2016-1885/1 под кадастровым номером 77:01:0001025:1510.
11. Выводы
11.1. Согласно данным бюджетной отчетности Росмолодежи, исполнение федерального бюджета за 2021 год составило:
- по доходам федерального бюджета - 161 714,1 тыс. рублей, что превышает уточненный прогноз в 6 раз;
- по расходам федерального бюджета - 26 457 335,2 тыс. рублей, или 144,3% законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и 85,3% показателя сводной бюджетной росписи (с изменениями).
11.2. Годовая бюджетная отчетность Росмолодежи за 2021 год в соответствии с примененным уровнем существенности является достоверной.
При этом в разделе 1 ф. 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" не отражена дебиторская задолженность в размере 25,0 тыс. рублей по счету 1.209.41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)".
В ходе проверки Росмолодежью внесены соответствующие изменения в ф. 0503169, 0503130, 0503110, 0503121, 0503160.
11.3. Росмолодежью вносились изменения в показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств с нарушением срока от 2 до 45 рабочих дней.
11.4. Росмолодежью внесены изменения в лимиты бюджетных обязательств справкой об изменении бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя средств федерального бюджета (ф. 0501150) по КБК 0707 02 4 08 62521 600 с присвоением кода изменений 320, что не соответствует коду изменений, указанному в справке об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств (ф. 0501055).
11.5. В ряде случаев гражданскими служащими Росмолодежи не соблюдались Порядок N 813 и Порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по делам молодежи, утвержденные приказом от 20 сентября 2017 г. N 355.
11.6. При формировании предложений по внесению изменений в сводную роспись и лимиты бюджетных обязательств Росмолодежь внесла в расчет показателей обоснований бюджетных ассигнований по КБК 091 0113 02 4 08 90019 122 изменения, не соответствующие нормативным правовым актам, устанавливающим порядок и размер (расчет размера) возмещения (компенсации) работникам суточных при служебных командировках и расходов по проезду к месту командировки и обратно.
11.7. Росмолодежью допускались нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг.
11.8. Росмолодежь при рассмотрении заявок на участие во ВКМП в 2021 году не учитывала ненадлежащее исполнение соглашений о предоставлении из федерального бюджета гранта в форме субсидии, ранее заключенных с данными физическими лицами, что привело к образованию значительной дебиторской задолженности.
11.9. Юридическими лицами предоставлялись отчеты о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, и отчеты о достижении значений результатов использования субсидии и обязательств, принятых для их достижения с нарушением срока, установленного пунктами 4.3.9.1 и 4.3.9.2 соглашений, от 1 дня до 13 дней, что свидетельствует о недостаточном контроле со стороны Росмолодежи.
11.10. Росмолодежь направила ответственному исполнителю - Минпросвещения России информацию о реализации в 2021 году пилотной государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" как соисполнитель и участник пилотной государственной программы с нарушением установленного срока от 1 до 7 дней.
11.11. ФГБУ "Роспатриотцентр" приняты (акт сдачи-приемки исполнения обязательств по контракту от 24 декабря 2021 г. N 1 на сумму 4 675,0 тыс. рублей) и оплачены услуги по организации и проведению социологического исследования (платежное поручение от 28 декабря 2021 г. N 643 638), не соответствующие Техническому заданию (приложение N 1 к контракту от 16 июня 2021 г. N 03-ЭК-2021, что свидетельствует о ненадлежащем ведомственном контроле в сфере закупок со стороны Росмолодежи.
11.12. Росмолодежь как соисполнитель и участник пилотной государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" направила ответственному исполнителю - Минпросвещения России некорректную информацию.
11.13. В ряде случаев субъекты Российской Федерации предоставляли отчеты о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, и отчеты о достижении значений результатов использования субсидии и обязательств, принятых для их достижения с нарушением срока, установленного пунктом 4.3.8 соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, от 1 дня до 5 месяцев, что свидетельствует о недостаточном контроле со стороны Росмолодежи.
12. Предложения
12.1. Направить представление Счетной палаты руководителю Федерального агентства по делам молодежи.
12.2. Направить информационное письмо в Федеральное казначейство.
12.3. Направить Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки по Федеральному агентству по делам молодежи исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности за 2021 год в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор |
Д.Е. Шилков |
------------------------------
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр поддержки молодежных творческих инициатив" (далее - ФГБУ "Роскультцентр"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр содействия молодым специалистам" (далее - ФГБУ "ЦСМС"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Ресурсный молодежный центр" (далее - ФГБУ "РеМЦ"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский детско-юношеский центр" (далее - ФГБУ "Росдетцентр"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи" (далее - ФГБУ "Роспатриотцентр").
2 ФГБУ "Роскультцентр", ФГБУ "ЦСМС", ФГБУ "Роспатриотцентр".
3 Федеральное государственное автономное учреждение "Ресурсный молодежный центр" (далее - ФГАУ "РеМЦ").
4 Согласно Методике прогноз поступлений в федеральный доход по КБК определялся методом усреднения годовых объемов указанных доходов за последние три года.
5 Размещен в подразделе "Перечень источников доходов РФ" подраздела "Перечень источников доходов РФ" раздела "Прогнозирование доходов" подсистемы "Бюджетное планирование".
6 "О внесении изменений в приказ Федерального агентства по делам молодежи от 22 марта 2019 г. N 85 "Об осуществлении Федеральным агентством по делам молодежи полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета".
7 Росмолодежью представлено обращение в службу технической поддержки с целью устранения возникшей ошибки при формировании справки от 3 июня 2021 г. N 1-26-091/0031 по изменению в показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств.
8 Приведены в соответствие с показателями федерального проекта "Патриотическое воспитание".
9 Первый рабочий день 2021 года.
10 Отчеты от 30 августа 2021 г. N 000О-000198, от 19 марта 2021 г. N 000О-000017, от 18 марта 2021 г. N 000О-000019, от 30 марта 2021 г. N 000О-000027, от 5 апреля 2021 г. N 000О-000038, от 14 апреля 2021 г. N 000О-000054, от 8 апреля 2021 г. N 000О-000043, от 19 апреля 2021 г. N 000О-000052, от 6 сентября 2021 г. N 000О-000205, от 3 декабря 2021 г. N 000О-000300.
11 Предоставление субсидий АНО "Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды" и молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды".
12 Предоставление субсидий АНО "Россия - страна возможностей", Общероссийской общественно-государственной просветительской организации "Российское общество "Знание", АНО "Институт развития интернета".
13 От 22 октября 2021 г. N 091-10-2021-007/02 и от 18 января 2022 г. N 091-10-2021-077/05.
14 От 22 октября 2021 г. N 091-10-2021-007/03 и от 19 января 2022 г. N 091-10-2021-077/04.
15 Данные информационной системы "Электронный бюджет", "Учет и отчетность", письма Росмолодежи в Федеральное казначейство от 13 октября 2021 г. N ПА/219-05ДСП, от 8 февраля 2022 г. N ПА/425-05 и ПА/30-05ДСП.
16 Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (об использовании резервных фондов Правительства Российской Федерации и резервного фонда Президента Российской Федерации).
17 Письмо от 8 февраля 2022 г. N ПА/30-05ДСП.
18 Согласно пояснительной записке (ф. 0503160) задолженность по счету 120641000 носит текущий характер и погашается по мере поступления отчетной документации в сроки, установленные в соглашениях о получении грантов в форме субсидий бюджетным и автономным учреждениям.
19 В ходе выборочной проверки установлено пять фактов.
20 Агентство направило физическим лицам, победившим в 2019 году, 432 претензии и 334 требования.
21 Агентство направило физическим лицам, победившим в 2020 году, 301 претензию и 290 требований.
22 Согласно казначейскому уведомлению от 17 декабря 2020 г. N 091/006 дата зачисления ЛБО 17 декабря 2020 года, в связи с этим госзадание должно быть утверждено не позднее 15 января 2021 года.
23 Соглашения от 19 января 2021 г. N 091-03-2021-001, от 20 января 2021 г. N 091-03-2021-002, от 26 января 2021 г. N 091-03-2021-003, от 21 января 2021 г. N 091-03-2021-004, от 22 января 2021 г. N 091-03-2021-005.
24 Соглашение заключается сторонами не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения государственного задания (не позднее 2 февраля 2021 года).
25 "Значение нормативных затрат на выполнение работ, рассчитанные в соответствии с Порядком, на очередной финансовый год и на плановый период утверждаются Федеральным агентством по делам молодежи одновременно с утверждением государственного задания не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня отражения на лицевом счете главного распорядителя бюджетных средств, открытом соответствующему главному распорядителю средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на предоставление Учреждениям субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.".
26КБК 091 0707 0240890059 611, 091 0707 024Е8 28200 611, 091 0707 024Е8 2830 611, 091 0707 024Е8 28400 611, 091 0707 024ЕА 46100 611, 091 0707 024ЕВ 74200 611, 091 0707 024ЕВ 74300 611, 091 0707 02408 90059 621.
27Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий на государственную поддержку некоммерческих организаций в целях реализации задач государственной молодежной политики утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2021 г. N 295.
Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям на реализацию мероприятий в рамках федерального проекта "Цифровая культура" национального проекта "Культура", федерального проекта "Социальная активность", федерального проекта "Развитие системы поддержки молодежи ("Молодежь России")" и федерального проекта "Социальные лифты для каждого" национального проекта "Образование" утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2021 г. N 379.
28 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Россия - страна возможностей" на финансовое обеспечение мероприятий по подготовке и проведению Всероссийского молодежного образовательного форума "Территория смыслов".
29Приложение N 2 к ГП-2 в редакции от 7 октября 2021 года.
30 Минпросвещения России письмом от 2 февраля 2022 г. N 02-52 запросил представить информацию о реализации ГП-2 в срок не позднее 15 февраля.
31 Графа 5 "План" таблицы 2 отчета Росмолодежи.
32 В редакции от 7 октября 2021 года.
33 Единая межведомственная информационно-статистическая система.
34 В ходе проверки нарушение устранено.
35 Методика расчета показателя "Общая численность граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую (волонтерскую) деятельность".
36 Подведомственное Росмолодежи ФГБУ "Роспатриотцентр" заключило госконтракт от 16 июня 2021 г. N 03-ЭК-2021 с АО "ВЦИОМ" на оказание услуг по организации и проведению социологического исследования и дальнейшего мониторинга данных, онлайн-исследований и опросов граждан на территории Российской Федерации (ИКЗ 211770233454377090100100450027320244).
37 Письмо от 14 января 2022 г. N ПА/55-05.
38 Раздел "Запросы на изменение", подразделы "Предложения на изменения", "Запросы на изменение".
39 Несвоевременное представление исполнителями работ (поставщиками, подрядчиками) документов для расчета (перечисление денежных средств происходит после представления в территориальный орган Федерального казначейства подтверждающих документов).
40 Оценка проведена в соответствии с Методикой проведения Счетной палатой Российской Федерации в ходе последующего контроля за исполнением федерального бюджета оценки качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденной Коллегией Счетной палаты (протокол от 16 мая 2018 г. N 24К (1245).
41 Приказ Росмолодежи от 20 апреля 2021 г. N 123.
42 Утвержден приказом Росмолодежи от 31 декабря 2020 г. N 481.
43 Отдел бюджетного учета и отчетности Финансово-экономического управления и Планово-экономический отдел Финансово-экономического управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Федеральном агентстве по делам молодежи (руководитель Федерального агентства по делам молодежи К.Д. Разуваева)" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 22 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-