1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации (далее - ГФС России) о результатах внешней проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год и бюджетной отчетности за отчетный финансовый год (далее - заключение Счетной палаты по ГФС России) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по ГФС России подготовлено на основании контрольного мероприятия, проведенного в ГФС России. По результатам контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой, составлен один акт, подписанный без замечаний.
1.2. Бюджетная отчетность ГФС России (далее - бюджетная отчетность) за 2021 год представлена 6 марта 2020 года в Счетную палату, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция, утвержденная приказом Минфина России N 191н) и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период. Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция, утвержденная приказом Минфина России N 157н).
За исключением влияния обстоятельств, изложенных в пунктах 3.1.1, 3.2.1 Заключения Счетной палаты по ГФС России, бюджетная отчетность достоверно отражает во всех существенных отношениях финансовое положение ГФС России по состоянию на 1 января 2022 года в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России N 191н, и Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2016 г. N 15н "Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и о порядке их составления и представления".
1.3. Сфера деятельности, полномочия и функции ГФС России определены Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 "Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации" и регулируются Федеральным законом от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи".
ГФС России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы и подведомственные организации. Приказом ГФС России от 4 декабря 2019 г. N 329 утверждены структура центрального аппарата ГФС России (приложение к приказу N 1) и структура территориальных органов ГФС России в г. Москве (приложение к приказу N 2).
Приказом ГФС России от 10 декабря 2018 г. N 298 утверждена структура территориальных органов ГФС России в субъектах Российской Федерации, состоящая из 8 управлений по федеральным округам, регионального управления ГФС России по Республике Крым, 72 территориальных органов ГФС России - отделов ГФС России, входящих в оперативное подчинение управлений ГФС России по федеральным округам, и регионального управления ГФС России по Республике Крым.
По состоянию на 1 января 2022 года подведомственные организации в системе ГФС России отсутствовали.
2. Результаты проверки и анализа исполнения главным администратором средств федерального бюджета бюджетных полномочий
На объекте проверки ГФС России бюджетные полномочия Минфина России, Минэкономразвития России, Федерального казначейства не проверялись.
3. Результаты проверки и анализа исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности в главном администраторе средств федерального бюджета (администраторе средств федерального бюджета, получателе средств федерального бюджета)
3.1. В части доходов федерального бюджета
При исполнении ГФС России бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета, установленных частью 1 статьи 160 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушений не установлено.
По состоянию на 31 декабря 2021 года перечень закрепленных за ГФС России источников доходов бюджета сформирован и размещен в системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" ("Бюджетное планирование"). Реестровые записи имеют статус "Утверждено".
Прогноз поступлений доходов ГФС России предоставляется путем размещения информации в форме электронных документов с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет").
Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ) размер поступлений в федеральный бюджет предусмотрен в сумме 475,8 млн рублей.
В 2021 году ГФС России как главному администратору доходов поступили денежные средства по двенадцати видам доходов федерального бюджета на общую сумму 539,5 млн рублей (через финансовые органы), что подтверждается данными Федерального казначейства. Общий процент кассового исполнения составил 113,4%, из них 112%, или 522,9 млн рублей, получены от оказания платных услуг органами ГФС России по КБК 089 1 13 01090 01 6000 130.
Сведения об исполнении бюджета в части доходов приведены в таблице.
Таблица
Наименование доходов |
Утвержденные бюджетные назначения |
Исполнено |
Отклонение от прогноза |
||
тыс. руб. |
% |
||||
Доходы бюджета |
|
475 762,8 |
539 471,6 |
63 708,8 |
12 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений) (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) |
089 1 11 05031 01 6000 120 |
246,7 |
219,3 |
-27,4 |
-11,1 |
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных) (плата, вносимая победителем аукциона в случае приобретения им права заключения государственного контракта для нужд Российской Федерации с федеральными государственными органами) |
089 1 11 09041 01 6100 120 |
286,8 |
1 588,9 |
1 302,1 |
454 |
Доходы от оказания платных услуг органами ГФС России (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) |
089 1 13 01090 01 6000 130 |
466 819,1 |
522 892,9 |
56 073,8 |
12 |
Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) |
089 1 13 02061 01 6000 130 |
104,2 |
85,5 |
-18,7 |
-17,9 |
Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) |
089 1 13 02991 01 6000 130 |
2 635,4 |
3 259,8 |
624,4 |
23,7 |
Доходы от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (в части реализации основных средств по указанному имуществу) (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) |
089 1 14 02014 01 6000 410 |
4 284,7 |
10 312,0 |
6 027,3 |
140,7 |
Доходы от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу) (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) |
089 1 14 02014 01 6000 440 |
61,3 |
168,0 |
106,7 |
174 |
Штрафы, неустойки, пени, уплаченные в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, заключенным федеральным государственным органом, федеральным казенным учреждением, государственной корпорацией (иные штрафы) |
089 1 16 07010 01 9000 140 |
432,5 |
274,7 |
-157,8 |
-36,5 |
Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед федеральным государственным органом, федеральным казенным учреждением, Центральным банком Российской Федерации, государственной корпорацией (иные штрафы) |
089 1 16 07090 01 9000 140 |
0,0 |
2,1 |
2,1 |
0 |
Возмещение ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств федерального бюджета (иные штрафы) |
089 1 16 10012 01 9000 140 |
820,4 |
181,4 |
-639,0 |
-77,9 |
Прочее возмещение ущерба, причиненного федеральному имуществу (за исключением имущества, закрепленного за федеральными бюджетными (автономными) учреждениями, унитарными предприятиями) |
089 1 16 10013 01 0000 140 |
0,0 |
386,9 |
386,9 |
0 |
Платежи в целях возмещения убытков, причиненных уклонением от заключения с федеральным государственным органом (федеральным казенным учреждением, государственной корпорацией) государственного контракта, а также иные денежные средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (за исключением государственного контракта, финансируемого за счет средств Федерального дорожного фонда) (иные штрафы) |
089 1 16 10051 01 9000 140 |
71,7 |
0,0 |
-71,7 |
-100 |
Платежи в целях возмещения ущерба при расторжении государственного контракта, заключенного с федеральным государственным органом (федеральным казенным учреждением, государственной корпорацией), в связи с односторонним отказом исполнителя (подрядчика) от его исполнения (за исключением государственного контракта, финансируемого за счет средств Федерального дорожного фонда) (иные штрафы) |
089 1 16 10071 01 9000 140 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0 |
Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в федеральный бюджет по нормативам, действовавшим в 2019 году (за исключением доходов, направляемых на формирование Федерального дорожного фонда) |
089 1 16 10121 01 0001 140 |
0,0 |
100,3 |
100,3 |
0 |
Прочие неналоговые доходы федерального бюджета (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) |
089 1 17 05010 01 6000 180 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0 |
Методика прогнозирования поступлений доходов в федеральный бюджет, администрируемых ГФС России в проверяемом периоде, утверждена согласованными с Минфином России приказами от 18 марта 2020 г. N 81 и от 17 декабря 2021 г. N 297.
ГФС России не является администратором налогов, сборов, таможенных пошлин, отсрочки и рассрочки по данным видам платежей в бюджетную систему не предоставлялись.
В ГФС России отсутствует безнадежная к взысканию задолженность по платежам в бюджет.
Отклонения кассового исполнения бюджета по доходам от прогноза доходов федерального бюджета более 15% в меньшую или большую стороны связаны с текущей деятельностью ГФС России (снижение суммы выплат по ОСАГО, задержка оплаты за аренду, реализация транспортных средств, дополнительное выделение средств федерального бюджета на закупку, уменьшение средств от денежных взысканий за неисполнение обязательств, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, и т.д.).
Бюджетная отчетность в части доходов федерального бюджета составлена в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России N 191н, и представлена в Федеральное казначейство, Минфин России и Счетную палату в установленные сроки.
Проверкой установлены следующие нарушения, требующие внесения изменений в бюджетную отчетность.
Так, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) между Минобороны России и ГФС России заключен государственный контракт от 25 декабря 2019 г. N 12-20/29 на оказание услуг федеральной фельдъегерской связи для нужд Минобороны России стоимостью 35 568,0 тыс. рублей (далее - госконтракт N 12-20/29), в том числе на 2021 год - 17 784,0 тыс. рублей.
В соответствии с разделом 2 госконтракта N 12-20/29 "Предмет контракта" Исполнитель (в том числе через подразделения Исполнителя) обязуется оказывать услуги Заказчику (в том числе подразделениям Заказчика), Заказчик обязуется принимать и централизовано оплачивать оказанные услуги. При этом в соответствии с пунктом 6.1 госконтракта N 12-20/29 промежуточная приемка оказанных услуг по соответствию требованиям, установленным госконтрактом, производится ежемесячно подразделениями Заказчика путем подписания акта сдачи-приемки услуг по форме приложения N 2 к госконтракту N 12-20/29 и проверки отчета о фактически оказанных услугах по форме приложения N 3. Акт сдачи-приемки услуг является промежуточным актом и не является основанием для оплаты оказанных услуг.
Пунктом 6.6 госконтракта N 12-20/29 установлено, что окончательная приемка оказанных услуг по качеству и соответствию требованиям, установленным госконтрактом, производится ежемесячно Заказчиком с подписанием Акта о фактически оказанных услугах по форме приложения N 4 и проверки Сводного отчета о фактически оказанных услугах по форме приложения N 5. При этом иные документы и акты, оформленные и подписанные в процессе оказания услуг, в том числе в целях проверки качества оказанных услуг, приемкой оказанных услуг не являются.
В соответствии с пунктом 6.12 госконтракта N 12-20/29 датой оказания услуг является дата подписания Заказчиком акта о фактически оказанных услугах по форме, установленной приложением N 4.
В силу положений статей 153, 154, 307, 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства сторон - юридических лиц возникают из положений договора и не создают обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) фактом хозяйственной жизни является сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Каждый факт хозяйственной жизни в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 402-ФЗ подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 402-ФЗ не допускается регистрация мнимых объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, под которыми понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни).
Пунктом 197 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России N 157н, предусмотрено, что счет 20500 "Расчеты по доходам" предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам (по суммам предстоящих доходов), возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат.
Вместе с тем территориальными органами ГФС России в рамках оказания ГФС России услуг федеральной фельдъегерской связи для нужд Минобороны России на счете 205.31 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)" в 2021 году отражались задолженности подразделений Заказчика на общую сумму 7 333,51 тыс. рублей, которые в рамках внутриведомственных расчетов извещениями по форме 0504805 передавались в Отдел организации бухгалтерского учета и отчетности в центральном аппарате и подразделениях, расположенных в г. Москве ГФС России (далее - Центральный аппарат ГФС России), и отражались по дебету счета 1.30404130, кредиту - 1.30305730 (учреждение отправитель) и дебету - 1.30305830, кредиту - 1.30404130 (учреждение получатель).
Счет 30300 "Расчеты по платежам в бюджеты" в соответствии с пунктом 261 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России N 157н, предназначен для учета администраторами доходов бюджета, осуществляющих отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, расчетов по доходам бюджета.
Пунктами 260, 265 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России N 157н, установлено, что счет 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты" предназначен для учета получателями бюджетных средств, за которым не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет средств, поступивших в доход бюджета в погашение дебиторской задолженности прошлых лет, средств, поступивших в доход бюджета в возмещение причиненного ущерба от хищений и (или) недостач средств, учет операций по счету ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в Журнале операций с безналичными денежными средствами в части оплаты расчетов по платежам в бюджеты, в Журнале по прочим операциям - в части иных операций.
С аналогичными условиями между Минобороны России и ГФС России заключен государственный контракт от 20 декабря 2021 г. N 12-22/29 ДСП на оказание услуг федеральной фельдъегерской связи для нужд Минобороны России стоимостью 35 568,0 тыс. рублей (далее - госконтракт N 12-22/29 ДСП), в том числе на 2022 год - 17 784,0 тыс. рублей. Пунктом 12.1 госконтракта N 12-22/29 ДСП установлено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации действие контракта распространяется на правоотношения, фактически возникшие с 1 сентября 2021 года.
В рамках оказания ГФС России услуг федеральной фельдъегерской связи для нужд Минобороны России 67 территориальными органами ГФС России на счете 205.31 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)" отражены в 2021 году задолженности подразделений Заказчика на общую сумму 3 958,30 тыс. рублей, которые также извещением по форме 0504805 передставлены в Центральный аппарат ГФС России.
Указанные суммы также отражены в отчетности 67 получателей бюджетных средств в формах годовой бюджетной отчетности "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета" (далее - ф. 05030130); "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженностям" (далее - ф. 0503169).
При этом Центральным аппаратом ГФС России на основании актов о фактически оказанных услугах по форме приложения N 4 и Сводного отчета о фактически оказанных услугах по форме приложения N 5 также на счете 205.31 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)" отражена задолженность Заказчика за 2021 год на общую сумму 6 706,24 тыс. рублей, в том числе 3 958,30 тыс. рублей по услугам, оказанным ГФС России через территориальные подразделения, которые также отражены на счете 30305 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
Указанные суммы отражены Центральным аппаратом ГФС России в формах 05030130 и 0503169 годовой бюджетной отчетности. Также между ГФС России и Управлением делами Президента Российской Федерации заключен государственный контракт от 27 октября 2021 г. N УД-602д на оказание услуг федеральной фельдъегерской связи общей стоимостью 2 500,0 тыс. рублей (далее - госконтракт N УД-602д).
Пунктом 2.6 госконтракта N УД-602д предусмотрена обязанность ежемесячно выставлять Заказчику счета за оказанные услуги с приложением расшифровки реестров на сданную корреспонденцию и акты сдачи-приемки оказанных услуг, подписанные Исполнителем. В соответствии с пунктом 4.2 за оказанные услуги Заказчик оплачивает счет в течение 10 дней после подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг.
Вместе с тем 80 территориальными органами ГФС России в рамках оказания ГФС России услуг федеральной фельдъегерской связи по госконтракту N УД-602д отражалась задолженность подразделений Заказчика на счете 205.31 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)", в том числе за декабрь 2021 года в сумме 647,23 тыс. рублей, которая также Извещением по форме 0504805 представлялась в Центральный аппарат ГФС России.
При этом Центральным аппаратом ГФС России на основании актов сдачи-приемки оказанных услуг также на счете 205.31 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)" отражена задолженность Заказчика за декабрь 2021 года на общую сумму 687,34 тыс. рублей, в том числе 647,23 тыс. рублей по услугам, оказанным ГФС России через территориальные подразделения, которые также отражены на счете 30305 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
Таким образом, в нарушение пункта 197 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России N 157н, в отчетности 80 территориальных органов на счете 020500000 "Расчеты по доходам" отражена дебиторская задолженность, оформленная за оказание услуг федеральной фельдъегерской связи на основании промежуточных актов, не являющихся первичными учетными документами, что привело к необоснованному завышению дебиторской задолженности в консолидированной отчетности на общую сумму 4 605,53 тыс. рублей.
Кроме того, указанная задолженность необоснованно учтена по дебету счета 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты", что привело к двойному учету указанной задолженности.
В рамках полномочий, предоставленных ГФС России как получателю бюджетных средств, по внесению изменений в бюджетную отчетность установленным порядком в составе квартальной отчетности представлены формы 0503173 "Сведения об изменении остатков валюты баланса" и 0503160 "Пояснительная записка". В результате направленных исправлений предполагается скорректировать входящие остатки по статье "Финансовый результат экономического субъекта" и отразить операции по корректировке сумм дебиторской задолженности.
3.2. В части расходов федерального бюджета
ГФС России обеспечены адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень получателей бюджетных средств ГФС России утвержден приказом ГФС России от 9 ноября 2012 г. N 307 (с изменениями) и включает 82 получателя бюджетных средств.
В структуру ГФС России входят 82 участника бюджетного процесса, в том числе 1 главный распорядитель бюджетных средств и 81 получатель бюджетных средств.
В соответствии с приложением N 12 к Федеральному закону от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ бюджетные ассигнования по главе 089 "Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации" утверждены в объемах на 2021 год - 3 989 096,8 тыс. рублей, на 2022 год - 4 091 288,6 тыс. рублей, на 2023 год - 4 220 863,5 тыс. рублей.
Реестр расходных обязательств Российской Федерации ведется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". В соответствии с пунктом 7 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации формирование и ведение реестра расходных обязательств федерального бюджета, взаимодействие Минфина России с главными распорядителями бюджетных средств в процессе формирования и ведения реестра расходных обязательств федерального бюджета осуществляются в ГИИС "Электронный бюджет".
Согласно подпункту "в" пункта 8 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации в ГИИС "Электронный бюджет" сведения о расходных обязательствах Российской Федерации и об их исполнении отражаются в виде показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета.
ГФС России реестр расходных обязательств и показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета в части ГФС России по состоянию на 1 января 2021 года размещены в подсистеме бюджетного планирования ГИИС "Электронный бюджет" в объемах, соответствующих объемам бюджетных ассигнований, первоначально утвержденным ГФС России на 2021-2023 годы Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ.
Суммы по обоснованиям бюджетных ассигнований на 2021-2023 годы на 1 января 2021 года соответствуют объемам бюджетных ассигнований, первоначально утвержденным ГФС России на 2021-2023 годы.
По состоянию на 1 января 2022 года показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета по ГФС России составили 4 088 350,7 тыс. рублей на 2021 год (увеличились на 99 253,9 тыс. рублей, или на 2,5% к первоначально утвержденным), 4 091 288,6 тыс. рублей - на 2022 год и 4 220 863,5 тыс. рублей - на 2023 год.
В течение 2021 года в сводную бюджетную роспись в части бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных ГФС России, внесено 30 изменений.
В соответствии с приказами Минфина России от 14 февраля 2018 г. N 26н 1, от 20 июня 2018 г. N 141н 2 приказом ГФС России от 29 декабря 2018 г. N 325 утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет получателей средств федерального бюджета ГФС России.
Сводная годовая бюджетная отчетность за 2021 год согласно приказу Федерального казначейства от 7 сентября 2021 г. N 28н 3 представлена ГФС России в установленный срок 2 марта 2022 года. Экземпляр бюджетной отчетности главного администратора средств федерального бюджета за 2021 год представлен в Счетную палату 6 марта 2021 года. Выборочной проверкой нарушений срока предоставления отчетности подведомственными получателями не установлено.
Кассовое исполнение расходов составило 4 059,7 млн рублей, или 99,9%.
Основную долю расходов в структуре расходов федерального бюджета ГФС России составляет непрограммная часть (4 041,5 млн рублей, или 99,6%).
Расходы ГФС России по разделу классификации расходов федерального бюджета "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" составляют 3 974,2 млн рублей, или 97,8%.
Кроме того, расходы ГФС России по разделу "Образование" на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации составили 4,1 млн рублей (0,1%), по разделу "Социальная политика" в целях социального обеспечения населения, охраны семьи и детства - 81,4 млн рублей (2%).
В разрезе видов расходов в структуре расходов ГФС России основную долю занимают расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций, которые составляют 3 238,4 млн рублей, или 79,8%, расходы на закупки - 779,5 млн рублей, или 19,2%. Наименьшую долю составляют расходы на социальное обеспечение и иные выплаты населению (37,2 млн рублей) и расходы на уплату налогов, сборов и иных платежей (4,6 млн рублей).
Операций со средствами федерального бюджета, минуя счета Федерального казначейства, ГФС России в 2021 году не производила.
Средства государственного оборонного заказа в ГФС России в 2021 году не расходовались.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации ГФС России выделены бюджетные ассигнования в размере 41,66 млн рублей в целях осуществления единовременной денежной выплаты, установленной пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 августа 2021 г. N 503 "О единовременной денежной выплате лицам, проходящим службу в некоторых федеральных государственных органах", которые израсходованы в полном объеме.
Неисполненные назначения по бюджетным ассигнованиям составили 28,7 млн рублей (0,7%). Значительная часть остатка - остатки бюджетных средств на выплаты заявительного характера, а также неисполненные контрагентами обязательства по госконтрактам, несвоевременное поступление документов на оплату товаров, работ, услуг, полученных в декабре 2021 года. По сравнению с 2020 годом остаток средств федерального бюджета значительно уменьшился (на 54,2%).
В результате аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг за 2021 год установлены несущественные нарушения.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона N 44-ФЗ, подпункта "е" пункта 5 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственные им организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства N 1 084), федеральные государственные органы разрабатывают и утверждают в том числе нормативы количества и цены планшетных компьютеров с учетом нормативов, предусмотренных приложением N 1(1) к Методике, утвержденной постановлением Правительства N 1084 (далее - Методика, утвержденная постановлением Правительства N 1 084).
Действующие в проверяемом периоде нормативы количества и цены приобретения планшетных компьютеров в соответствии с приказом ГФС России от 21 мая 2020 г. N 145 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации и ее территориальных органов" утверждены в сумме 100,0 тыс. рублей для должностей категории "руководители" Центрального аппарата и территориальных органов ГФС России без учета норматива, предусмотренного Методикой, утвержденной постановлением Правительства N 1084, в части цены приобретения планшетного компьютера (не более 60 тыс. рублей включительно за 1 единицу в расчете на гражданского служащего, замещающего должность, относящуюся к высшей (главной или ведущей) группе должностей категории "руководители" Центрального аппарата, и не более 40 тыс. рублей включительно за 1 единицу в расчете на гражданского служащего, замещающего должность, относящуюся к высшей (главной или ведущей) группе должностей категории "руководители" территориального органа). Проверкой фактически закупленных товаров для нужд ГФС России превышения установленных нормативов не выявлено.
В нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона N 44-ФЗ, подпункта "е(1)" пункта 5 Правил, утвержденные постановлением Правительства N 1084, предусматривающих закупку не более 100 тыс. рублей включительно за 1 единицу в расчете на гражданского служащего, замещающего должность, относящуюся к высшей (главной или ведущей) группе должностей категории "руководители", не более 80 тыс. рублей включительно за 1 единицу в расчете на гражданского служащего, замещающего должность, относящуюся к высшей (главной или ведущей) группе должностей категории "помощники (советники) центрального аппарата, не более 80 тыс. рублей включительно за 1 единицу в расчете на гражданского служащего, замещающего должность, относящуюся к главной и ведущей группе должностей категории "руководители", и не более 60 тыс. рублей включительно в расчете на гражданского служащего, замещающего должность, относящуюся к ведущей группе должностей категории "помощники (советники)" территориального органа ГФС России, нормативы количества и цены ноутбуков в проверяемом периоде не утверждались.
Проверкой государственного контракта от 31 мая 2021 г. N 0173100012421000010 на закупку 17 ноутбуков Lenovo V130-15IKB (81HN00EPRU) общей стоимостью 584,7 тыс. рублей, или 34,39 тыс. рублей за 1 единицу, превышений нормативов не установлено.
В нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона N 44-ФЗ, подпунктов "и", "м", "н" и "о" пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства N 1084, согласно которым федеральные государственные органы разрабатывают и утверждают индивидуальные (установленные для каждого работника) и (или) коллективные (установленные для нескольких работников) формируемые по категориям или группам должностей (исходя из специфики функций и полномочий федерального государственного органа, должностных обязанностей его работников) нормативы, ГФС России нормативные затраты в части нормативов перечня периодических печатных изданий и справочной литературы, количества и цены канцелярских принадлежностей, количества и цены хозяйственных товаров и принадлежностей, количества и цены материальных запасов для нужд гражданской обороны по категориям или группам должностей сформированы не были.
Приказом ГФС России от 28 декабря 2021 г. N 305 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации и ее территориальных органов" вышеуказанные нарушения устранены.
Нарушения и недостатки при исполнении федерального бюджета по расходам в учете и отчетности главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета
Отчетность ГФС России как получателя бюджетных средств составлена в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России N 191н. Вместе с тем проверкой установлены нарушения, требующие внесения изменений в бюджетную отчетность.
Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ между ГФС России и ООО "БЮРО М3" заключен государственный контракт от 29 октября 2021 г. N 100236084121100439 на предоставление права использования программного обеспечения стоимостью 4,1 тыс. рублей.
В соответствии с условиями пунктом 2 Технического задания на закупку услуг по предоставлению неисключительного права использования программы электронного документооборота на условиях простой (неисключительной) лицензии предусматривалось предоставление неисключительного права использования программы электронного документооборота на условиях лицензии не позднее 30 ноября 2021 года. Услуги выполнены в полном объеме и приняты ГФС России по акту приема-передачи от 15 ноября 2021 г. N 84.
В нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ и пункта 302 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России N 157н, пункта 16 и 96 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России N 191н, ГФС России в форме 0503130 и форме 0503121 "Отчет о финансовых результатах деятельности" (далее - форма 0503121) на счете 040150000 "Расходы будущих периодов" не отражены расходы на приобретение неисключительного права со сроком пользования, переходящим на следующий отчетный период, в сумме 4,1 тыс. рублей.
В рамках полномочий, предоставленных ГФС России как получателю бюджетных средств, по внесению изменений в бюджетную отчетность установленным порядком в составе квартальной отчетности представлены формы 0503173 "Сведения об изменении остатков валюты баланса" и 0503160 "Пояснительная записка". В результате направленных исправлений предполагается скорректировать входящие остатки по статье "Финансовый результат экономического субъекта" и отразить операции по корректировке сумм расходов будущих периодов.
3.3. В соответствии с приложением N 9 к Федеральному закону от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ ГФС России включена в перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета. Структура источников финансирования дефицита федерального бюджета, администрируемых ГФС России на 2021 год, Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ не утверждалась.
В 2021 году утверждение и доведение бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета ГФС России в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ не осуществлялись, фактические поступления по указанным источникам отсутствовали, в связи с чем планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета, поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета ГФС России не осуществлялись.
3.4. В ГФС России на 1 января 2021 года числилась дебиторская задолженность в сумме 53,1 млн рублей, в том числе просроченная задолженность в сумме 0,2 млн рублей.
В течение отчетного периода дебиторская задолженность уменьшилась на 5,2 млн рублей (на 10,8%) и по состоянию на 1 января 2022 года составила 47,9 млн рублей, в том числе просроченная задолженность - 0,5 млн рублей.
Основная сумма дебиторской задолженности (36,8 млн рублей, или 97,3%) образовалась за счет оказанных в декабре 2021 года услуг федеральной фельдъегерской связи ГФС России. При этом в связи с нарушениями, отраженными в пункте 3.1.1 Заключения Счетной палаты по ГФС России, указанная сумма задолженности завышена на 4,6 млн рублей и подлежит корректировке в бюджетную отчетность ГФС России текущего финансового года.
В целях усиления контроля за состоянием дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, эффективным использованием бюджетных средств, проведением мероприятий по снижению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, созданием условий по предотвращению образования, сокращению и ликвидации просроченной дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета в ГФС России организована работа по проведению анализа состояния дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета на основании показателей бюджетного учета и бюджетной отчетности, которая включает следующие мероприятия:
- организацию мониторинга дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета с целью получения информации о ее состоянии;
- инвентаризацию дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета;
- анализ показателей дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета по результатам проведенной инвентаризации.
ГФС России постоянно проводит работу по сокращению дебиторской задолженности. Основными формами работы по сокращению задолженности являются контроль за своевременным и полным выполнением контрактов (договоров), в которых предусматриваются различные условия к положенному сроку исполнения обязательств, в том числе предъявление требований по уплате неустоек за нарушение условий контракта (договора), сверка расчетов с поставщиками товаров, работ и услуг не реже одного раза в квартал.
3.5. Кредиторская задолженность ГФС России на 1 января 2021 года составляла 24,9 млн рублей. В отчетном периоде просроченная задолженность отсутствовала.
В течение отчетного периода общий объем кредиторской задолженности увеличился на 33,1 млн рублей (57%) и по состоянию на 1 января 2021 года составил 57,96 млн рублей. Значительное увеличение в 4,8 раза связано с перечислением в 2021 году отдельными контрагентами авансов на оказание услуг фельдъегерской связи.
ГФС России принимаются меры по своевременному погашению задолженностей.
4. Результаты проверки и анализа исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов и объектов незавершенного строительства
Проверка и анализ исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов и объектов незавершенного строительства не проводились ввиду отсутствия в 2021 году бюджетных средств на указанные цели.
В соответствии с бюджетной отчетностью учреждения, а также данными учета объекты незавершенного строительства в ГФС России по состоянию на начало и конец 2021 года отсутствовали.
5. Результаты проверки и анализа формирования и утверждения государственных заданий, использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели
ГФС России не является учредителем федеральных бюджетных и автономных учреждений, в связи с чем проверка и анализ результативности использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на финансовое обеспечение государственных заданий и субсидий на иные цели, не проводились.
6. Результаты проверки и анализа использования субсидий, предоставленных юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), государственным корпорациям (компаниям) и публично-правовым компаниям, в том числе в виде имущественного взноса, а также взносов в уставные капиталы юридических лиц
В 2021 году ГФС России бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам не предусматривались.
7. Анализ исполнения в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации
Анализ реализации в отчетном финансовом году главным администратором средств федерального бюджета полномочий ответственного исполнителя и (или) соисполнителя, и (или) участника государственных программ Российской Федерации, анализ исполнения (хода реализации) в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации, подпрограмм и федеральных целевых программ, а также федеральных целевых программ, не вошедших в государственные программы Российской Федерации, показал следующее.
ГФС России не является ответственным исполнителем государственных программ Российской Федерации.
В соответствии с паспортом государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 (далее - госпрограмма "Социальная поддержка граждан"), ГФС России выполняет роль участника госпрограммы "Социальная поддержка граждан" по подпрограммам "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан", и "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей".
Объем выделенных бюджетных ассигнований в 2021 году на госпрограмму "Социальная поддержка граждан" составил 27,1 млн рублей. Фактический кассовый расход за 2021 год по данной госпрограмме составил 18,2 млн рублей.
Неиспользованные средства федерального бюджета в сумме 8,8 млн рублей в основном образовались в связи с заявительным характером выплат, то есть с уменьшением числа получателей (8,4 млн рублей).
По состоянию на 1 января 2022 года перед сотрудниками ГФС России по госпрограмме "Социальная поддержка граждан" задолженность отсутствует.
Причин (факторов), препятствующих реализации основных мероприятий, не установлено.
8. Анализ хода реализации в отчетном финансовом году национальных и федеральных проектов
В 2021 году бюджетные ассигнования на реализацию национальных и федеральных проектов ГФС России не предусматривались и не выделялись.
ГФС России не является ответственным исполнителем федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.
9. Результаты проверки и анализа осуществления бюджетных полномочий в части предоставления межбюджетных трансфертов
Бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, иных субсидий и бюджетных инвестиций в проверяемом периоде ГФС России не утверждались и не выделялись.
10. Результаты проверки и анализа осуществления Минфином России бюджетных полномочий по управлению государственным долгом
Вопрос проверки осуществления Минфином России бюджетных полномочий по управлению государственным долгом в ГФС России не рассматривался.
11. Результаты проверки и анализа осуществления Минфином России и Казначейством России бюджетных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния
Вопрос проверки осуществления Минфином России и Казначейством России бюджетных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния в ГФС России не рассматривался.
12. Оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
Оценка качества управления государственными финансами, осуществляемого ГФС России, проводилась по девяти группам показателей качества в соответствии с Методикой проведения Счетной палатой Российской Федерации в ходе последующего контроля за исполнением федерального бюджета оценки качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденной Коллегией Счетной палаты (протокол от 16 мая 2018 г. N 24К (1245).
По результатам оценка ГФС России составляет 44 балла, в том числе по группам оценки:
- среднесрочное финансовое планирование - 6 баллов;
- исполнение федерального бюджета по доходам - 6 баллов;
- исполнение федерального бюджета по расходам - 15 баллов;
- состояние дебиторской и кредиторской задолженности - 6 баллов;
- ФАИП, незавершенное строительство - 0 баллов (оценка не производилась);
- учет и отчетность - 9 баллов (снижение количества баллов связано с низкой оценкой по критерию "Наличие нарушений ведения бухгалтерского учета и составления бюджетной отчетности" и выявленными нарушениями, требующими корректировки бюджетной отчетности, и принятием мер по устранению выявленных нарушений);
- внутренний финансовый аудит - 1 балл;
- уровень объема финансовых нарушений, выявленных по результатам внешнего государственного финансового контроля, - 1 балл;
- выполнение государственных заданий - 0 баллов (оценка не производилась).
Оценка показателей "ФАИП, незавершенное строительство" и "Выполнение государственных заданий" не заполняются ввиду отсутствия объектов ГФС России в ФАИП, а также отсутствия в структуре казенных, бюджетных и автономных учреждений.
13. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
Внутренний финансовый аудит в ГФС России осуществлялся в 2021 году на основе функциональной независимости при подчинении непосредственно и исключительно директору ГФС России, организованный в соответствии с требованиями:
- статьи 160 2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- стандартов внутреннего финансового аудита, утвержденных приказами Минфина России.
В соответствии с нормами федерального стандарта "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2019 г. N 237н, приказом ГФС России от 9 сентября 2021 г. N 214 "Об организации внутреннего финансового аудита в системе ГФС России" принято решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита без образования структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств путем наделения начальника Контрольно-ревизионного отдела полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Приказами ГФС России от 28 сентября 2021 г. N 231, 232 на начальников территориальных органов ГФС России возложено осуществление внутреннего финансового аудита в упрощенном порядке.
Ранее сентября 2021 года внутренний финансовый аудит осуществлялся в соответствии с приказом ГФС России от 28 июня 2019 г. N 165 "О мерах по организации внутреннего финансового аудита в системе ГФС России" в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам, регламентирующих организацию внутреннего финансового аудита.
План внутреннего финансового аудита на 2021 год в соответствии с требованиями федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведения внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 5 августа 2020 г. N 160н, 29 декабря 2020 года утвержден временно исполняющим обязанности директора ГФС России (N 46/План), который содержит перечень аудиторских мероприятий, темы, сроки окончания мероприятий и по итогам 2021 года выполнен в полном объеме.
За отчетный период проведена проверка отдела организации бухгалтерского учета и отчетности в центральном аппарате и подразделениях, расположенных в г. Москве, по теме "Проверка соответствия ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, подтверждение достоверности бюджетной отчетности, оценка надежности внутреннего финансового контроля по итогам 9 месяцев 2021 года, а также мониторинга качества исполнения бюджетных полномочий, качества управления активами", по итогам которой выявлен ряд недостатков, устраненных в ходе проведения аудиторских мероприятий, бухгалтерский учет приведен в соответствие с требованиями Минфина России.
По окончании аудиторских мероприятий руководству ГФС России направлены заключения в виде докладных записок, которые содержат информацию, соответствующую федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденному приказом Минфина России от 22 мая 2020 г. N 91н.
В связи с тем, что показатели качества финансового менеджмента оценены Минфином России как "Высокая оценка качества финансового менеджмента", предложений по их повышению у субъекта внутреннего финансового аудита не имеется.
Требования к организации и проведению контрольных мероприятий, порядку составления и представления заключений, отчетности при осуществлении внутреннего финансового аудита, установленные нормативными правовыми актами Минфина России, соблюдались.
Организация и состояние внутреннего финансового аудита в системе главного администратора средств федерального бюджета - ГФС России в целом соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Эффективность функционирования в главном администраторе бюджетных средств системы внутреннего финансового аудита в целом организована на должном уровне.
14. Результаты проверки и анализа эффективности формирования, управления и распоряжения федеральной собственностью главным администратором средств федерального бюджета
Результаты проверки и анализа эффективности формирования, управления и распоряжения федеральной собственностью главным администратором средств федерального бюджета показали следующее.
По состоянию на 31 декабря 2021 года в целях осуществления установленных функций и решения возложенных задач ГФС России занимала на праве оперативного управления 185 объектов недвижимого имущества, в безвозмездном пользовании находилось 35 объектов, на правах аренды - 47 объектов. Всего 267 зданий, помещений и строений общей площадью 57 973,0 кв. м.
По состоянию на 31 декабря 2021 года ГФС России использует 62 земельных участка общей площадью 57 860,55 кв. м, в том числе 3 - для нужд центрального аппарата, 59 - для нужд территориальных подразделений, из них на праве постоянного (бессрочного) пользования - 44, на праве безвозмездного пользования - 7 и на правах аренды - 11.
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия "Анализ проблем жилищного обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации" Счетная палата рекомендовала ГФС России рассмотреть вопрос об отчуждении служебного жилого помещения в пользу Российской Федерации в случае невозможности распределения в связи с отсутствием нуждающихся в территориальном органе.
На основании обращения ГФС России от 6 августа 2021 г. N 2 755 издано распоряжение ТУ Росимущества в городе Москве от 10 декабря 2021 г. N 77-1 702-р о прекращении права оперативного управления на федеральное недвижимое имущество, расположенное по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, ш. Лихачевское, д. 8, копр. 3, кв. 26. По состоянию на 20 января 2022 года данное жилое помещение числилось на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении", в течение января-марта 2022 года ГФС России в установленном порядке предпринимаются необходимые действия для передачи в государственную казну Российской Федерации федерального недвижимого имущества.
Выборочная проверка наличия (полноты) правоустанавливающих документов на имеющееся у правообладателя (пользователя) федеральное имущество показала, что на все проверенные объекты имелись правоустанавливающие документы, которые соответствовали внесенным в реестр федерального имущества сведениям о фактически используемом имуществе.
Выборочной проверкой неиспользования, неэффективного использования или использования не по назначению объектов недвижимого имущества не выявлено.
15. Выводы
15.1. Исполнение ГФС России федерального бюджета в целом соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетная отчетность ГФС России за отчетный финансовый год обеспечивает достоверное и объективное представление финансового положения по состоянию на 1 января 2022 года.
Бюджетная отчетность главного администратора средств федерального бюджета за отчетный финансовый год в соответствии с примененным уровнем существенности является достоверной. При этом проверкой установлены несущественные нарушения при составлении годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности ГРБС, требующие корректировок в бюджетной отчетности ГФС России текущего финансового года на сумму 4,6 млн рублей.
15.2. Кассовое поступление доходов в федеральный бюджет в 2021 году по ГФС России составило 539,5 млн рублей, или на 13,4% (на 63,7 млн рублей) больше, чем прогнозный показатель поступления доходов на 2021 год.
15.3. В 2021 году кассовое исполнение федерального бюджета по расходам составило 4 059,7 млн рублей, что на 28,7 млн рублей меньше расходов, утвержденных сводной бюджетной росписью (с изменениями), и на 70,6 млн рублей больше расходов, предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ. Неисполненные объемы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, прекративших свое действие 31 декабря 2021 года, в соответствии с Порядком завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденным приказом Минфина России от 6 июня 2008 г. N 56н, возвращены в федеральный бюджет.
15.4. По состоянию на 1 января 2022 года дебиторская задолженность ГФС России уменьшилась по сравнению с началом отчетного периода на 5,2 млн рублей и составила 47,9 млн рублей (1,2% кассового исполнения по расходам 2021 года). Изменения дебиторской задолженности в отчетном периоде в основном носили текущий характер. Долгосрочной дебиторской задолженности ГФС России не имеет. Доля просроченной задолженности от общего объема дебиторской задолженности составляет 1%.
15.5. По состоянию на 1 января 2022 года кредиторская задолженность ГФС России увеличилась по сравнению с началом отчетного периода на 33,1 млн рублей, или на 32,7%, и составила 57,96 млн рублей. Кредиторская задолженность носила текущий характер, значительное увеличение связано с перечислением в 2021 году отдельными контрагентами авансов на оказание услуг фельдъегерской связи.
15.6. В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения, допущенные ГФС России, а также его территориальными органами, которые повлекли искажение формы 0503130 консолидированной отчетности за 2021 год и других взаимосвязанных отчетных форм:
- в нарушение пункта 197 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России N 157н, в отчетности 80 территориальных органов на счете 020500000 "Расчеты по доходам" отражена дебиторская задолженность, оформленная за оказание услуг федеральной фельдъегерской связи на основании промежуточных актов, не являющихся первичными учетными документами, что привело к необоснованному завышению дебиторской задолженности в консолидированной отчетности на общую сумму 4 605,53 тыс. рублей. Кроме того, указанная задолженность учтена по дебету счета 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты", что не соответствует пунктам 260, 265 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России N 157н;
- в нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 302 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России N 157н, пункта 16 и 96 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России N 191н, ГФС России в формах 0503130 и 0503121 на счете 040150000 "Расходы будущих периодов" не отражены расходы на приобретение неисключительного права со сроком пользования, переходящим на следующий отчетный период, в сумме 4,1 тыс. рублей.
16. Предложения
16.1. Направить представление Счетной палаты директору Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации.
16.2. Направить Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
16.3. Направить информационное письмо в Министерство финансов Российской Федерации.
16.4. Направить информационное письмо в Федеральное казначейство Российской Федерации.
Аудитор |
О.Г. Савельев |
------------------------------
1 "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений".
2 "О Порядке составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений".
3 "О сроках представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета консолидированной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, консолидированной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2022 году".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты Российской Федерации "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации" (директор Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации В.В. Тихонов)" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 29 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-