1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по Федеральному архивному агентству (далее - Росархив) о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (далее - заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение подготовлено на основании контрольного мероприятия, проведенного в Росархиве и в подведомственном ему федеральном казенном учреждении "Российский государственный архив научно-технической документации" (далее - ФКУ РГАНТД), по результатам которого составлено два акта, подписанных без замечаний.
1.2. Бюджетная отчетность Росархива (далее - бюджетная отчетность) за 2021 год представлена 28 февраля 2022 года в Счетную палату, что соответствует сроку, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ). Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Росархива по состоянию на 1 января 2022 года в соответствии с Инструкцией N 191н, и Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 1 марта 2016 года N 15н, Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 года N 33н (далее - Инструкция N 33н). При этом по результатам проверки выявлены нарушения и недостатки, не связанные с искажениями бюджетного учета и показателей бюджетной отчетности.
1.3. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими функции Росархива, являются Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", указы Президента Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 151 "О Федеральном архивном агентстве" и от 22 июня 2016 г. N 293 "Вопросы Федерального архивного агентства" (далее - Указ N 293).
В ведении Росархива в 2021 году находилось 16 федеральных казенных учреждений и 2 федеральных бюджетных учреждения. Росархив и 16 федеральных казенных учреждений включены в Сводный реестр участников бюджетного процесса.
Изменений состава и количества подведомственных учреждений по видам организационно-правовой формы организаций, находящихся в ведении Росархива, в проверяемом периоде не было. Указом N 293 установлена предельная численность Росархива в количестве 57 штатных единиц.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3 1. Результаты проверки и анализа исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности в главном администраторе средств федерального бюджета (администраторе средств федерального бюджета, получателе средств федерального бюджета)
3.1. Во исполнение требований статьи 160 1 Бюджетного кодекса и постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 "Об утверждении Порядка осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" Росархив, как главный администратор доходов федерального бюджета, издал приказы от 17 августа 2020 г. N 102 "Об осуществлении Федеральным архивным агентством бюджетных полномочий главного администратора и администратора доходов федерального бюджета" (далее - приказ Росархива N 102) и от 17 августа 2020 г. N 101 "Об осуществлении федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении Федерального архивного агентства, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета".
В соответствии с приказом Росархива N 102 за Росархивом закреплены 20 источников доходов федерального бюджета, из них 4 - прогнозируемые.
Недостатки и нарушения при исполнении бюджетных полномочий, установленных частью 1 статьи 160 и частью 2 статьи 160 1 Бюджетного кодекса, в Росархиве не установлены.
Бюджетная отчетность в части доходов федерального бюджета составлялась в соответствии с требованиями Инструкции N 191н. Согласно данным отчетности в 2021 году доходы федерального бюджета исполнены Росархивом в сумме 282 199,6 тыс. рублей (166,8% к уточненному прогнозу поступлений доходов в федеральный бюджет).
Неравномерность поступления доходов в 2021 году объясняется тем, что наибольшая часть доходов, администрируемых Росархивом, приходится на доходы от оказания платных услуг физическим и юридическим лицам, в том числе по изготовлению копий архивных документов, и, как следствие, зависит от востребованности указанных услуг у населения. Платежи имеют несистемный характер поступлений, прогноз по ним устанавливается на основе оценки поступления доходов от указанных источников в предшествующие периоды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 160 1 Бюджетного кодекса и общими требованиями к методике прогнозирования поступления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 574, Общие требования к методике прогнозирования поступлений доходов) в 2021 году Росархивом издан приказ от 8 сентября 2020 г. N 115 "Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в федеральный бюджет, администрируемых Федеральным архивным агентством" (далее - Методика прогнозирования поступлений доходов), согласованный письмом Минфина России от 3 сентября 2020 г. N 6/1961-Н.
В нарушение подпункта "д" пункта 7 Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, конфискаций и компенсаций, а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного публично-правовому образованию, и иных сумм принудительного изъятия (платежей) в Методике прогнозирования поступлений доходов не предусмотрен метод прямого расчета, применяемый в случае, если фиксированные размеры штрафов и иных сумм принудительного изъятия (платежей) в денежном выражении или их диапазоны установлены законодательно и есть возможность получения соответствующих статистических данных о количестве наложенных штрафов и иных сумм принудительного изъятия (платежей).
Выпадающие доходы от применения льгот, освобождений и иных преференций по налогам, сборам и иным платежам, предусмотренных действующим законодательством, в Росархиве отсутствуют.
Нарушения и недостатки при исполнении федерального бюджета по доходам в учете и отчетности Росархива, как главного администратора доходов, не установлены.
3.2. Ведение перечня подведомственных Росархиву получателей бюджетных средств осуществлялось в соответствии с приказом Минфина России от 23 декабря 2014 г. N 163н 2.
Ведение реестра расходных обязательств осуществлялось Росархивом в Порядке ведения РРО 3 с использованием электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством ГИИС "Электронный бюджет" 4.
Росархив осуществлял функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в соответствии с подпунктом 4 пункта 9 Положения о Федеральном архивном агентстве, утвержденного Указом N 293.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса, приказом Минфина России от 27 августа 2018 г. N 184н 5, Порядком составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств Федерального архивного агентства, утвержденного приказом Росархива от 9 января 2013 г. N 5-А Росархив в 2021 году составлял, утверждал и вел бюджетную роспись, распределял бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям средств.
Показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств доведены Росархивом до подведомственных получателей бюджетных средств в соответствии с приказом Минфина России от 30 сентября 2008 г. N 104н 6.
Во исполнение пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса и в соответствии с Общими требованиями N 26н 7, приказом Росархива от 12 ноября 2018 г. N 165 утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федерального архивного агентства и подведомственных федеральных казенных учреждений.
Федеральным законом N 385-ФЗ Росархиву предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 5 167 500,4 тыс. рублей: по разделу 01 "Общегосударственные вопросы" - 5 166 809,4 тыс. рублей; по разделу 07 "Образование" - 688,9 тыс. рублей, по разделу 10 "Социальная политика" - 2,1 тыс. рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета показатели бюджетной росписи Росархива увеличились на общую сумму 1 239 323,3 тыс. рублей в связи с внесением изменений в сводную бюджетную роспись, в том числе уменьшились на 31 574,6 тыс. рублей, увеличились на 1 270 897,9 тыс. рублей. В результате бюджетные назначения, предусмотренные Росархиву в 2021 году уточненной бюджетной росписью, по сравнению с утвержденными Федеральным законом N 385-ФЗ (в первоначальной редакции) увеличились на 24% и составили 6 406 823,7 тыс. рублей.
Кассовое исполнение Росархивом расходов за 2021 год составило 4 578 209,5 тыс. рублей, или 71,5% от показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на 2021 год, в том числе через финансовые органы - 4 576 539,2 тыс. рублей, через банковские счета - 1 670,3 тыс. рублей (операции в иностранной валюте, связанные с уплатой членских взносов в Международный совет архивов).
Анализ равномерности кассовых расходов Росархива в 2021 году показал, что в I квартале 2021 года они составили 1 125 152,9 тыс. рублей, или 24,6% от общего объема предусмотренных бюджетных ассигнований на 2021 год, во II квартале 2021 года - 1 149 983,9 тыс. рублей (или 25,1%), в III квартале 2021 года - 1 115 217,0 тыс. рублей (или 24,4%), в IV квартале 2021 года - 1 187 855,7 тыс. рублей (25,9%), что свидетельствует в целом о равномерном расходовании Росархивом средств федерального бюджета в течение финансового года.
Сведения об исполнении Росархивом расходов федерального бюджета за 2021 год (форма 0503127) приведены в таблице:
(тыс. руб.)
Наименование показателя |
Код подраздела |
ЛБО |
Кассовое исполнение |
Неисполненные назначения |
Расходы бюджета, всего |
|
6 406 823,7 |
4 578 209,5 |
1 828 614,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
международные отношения и международное сотрудничество |
0108 |
1 680,4 |
1 630,3 |
50,1 |
прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов |
0112 |
52 756,7 |
52 756,7 |
0,0 |
другие общегосударственные вопросы |
0113 |
6 351 677,5 |
4 523 114,6 |
1 828 562,9 |
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
0705 |
15,6 |
15,6 |
0,0 |
высшее образование |
0706 |
688,9 |
688,9 |
0,0 |
охрана семьи и детства |
1004 |
4,6 |
3,4 |
1,2 |
Всего в 2021 году Росархивом не использованы бюджетные назначения на сумму 1 828 614,2 тыс. рублей, или 28,5%. Неисполненные назначения по главе 155 "Федеральное архивное агентство" имеют тенденцию к росту (в 2016 году - 0,7%, в 2017 году - 3,4%, в 2018 году - 8,6%, в 2019 году - 22,6%, в 2020 году - 29,3%, в 2021 году - 28,5%).
Наибольшие объемы неиспользованных средств федерального бюджета:
- бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности - 1 812 829,9 тыс. рублей (48,1% от предусмотренных бюджетных ассигнований на 2021 год на указанные цели);
- закупка энергетических ресурсов - 4 090,5 тыс. рублей (4,1%);
- взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений - 8 989,0 тыс. рублей (2,3%);
- взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов - 1 616,1 тыс. рублей (7,4%).
Объем неиспользованных на конец 2021 года лимитов бюджетных обязательств, использование которых в соответствии с Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами предусмотрено в текущем финансовом году, составил 1 812 798,4 тыс. рублей, по виду расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности", в том числе 188 968,0 тыс. рублей - по объекту "Строительство лабораторного корпуса федерального казенного учреждения "Российский государственный архив кинофотодокументов", г. Красногорск, Московская область", 1 623 830,4 тыс. рублей - по объекту "Архивный комплекс федерального казенного учреждения "Государственный архив Российской Федерации" в г. Обнинске (Калужская область)".
В 2021 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации Росархиву были выделены средства в объеме 62 510,9 тыс. рублей, в том числе:
- в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 2945-р в размере 13 315,7 тыс. рублей на завершение в 2022 году строительства объекта капитального строительства "Строительство лабораторного корпуса федерального казенного учреждения "Российский государственный архив кинофотодокументов", г. Красногорск, Московская область", исполнение которых в 2021 году составило 13 315,7 тыс. рублей (100%);
- в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2021 г. N 3544-р в размере 49 195,2 тыс. рублей в целях государственной поддержки федеральных государственных учреждений культуры, а также федеральных государственных учреждений, осуществляющих образовательную, научную и медицинскую деятельность, на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597. Кассовое исполнение составило 99,6% (исполнено 48 999,3 тыс. рублей, в том числе 37 784,4 тыс. рублей - на оплату труда отдельных категорий работников казенных учреждений, 11 214,9 тыс. рублей - на взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда. Неиспользованный остаток по оплате налогов в сумме 195,9 тыс. рублей сложился в связи с отсутствием потребности).
Формирование государственного задания в проверяемом периоде в отношении одного федерального бюджетного учреждения, подведомственного Росархиву, осуществлялось в установленном порядке. В 2021 году Росархивом были заключены два соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения одного государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и два соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии на иные цели.
В нарушение пункта 6 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов", утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 259н, в соответствии с которым выявление признаков обесценения актива осуществляется субъектом учета в рамках инвентаризации активов и обязательств, проводимой им в целях обеспечения достоверности данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, Росархивом при проведении инвентаризации выявление признаков обесценения активов не производилось.
В нарушение пункта 19 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 14 февраля 2018 г. N 26н, и пунктов 29 и 35 Порядка составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 20 июня 2018 г. N 141н, в установленный срок и до завершения 2021 финансового года в показатели бюджетной сметы РГАНТД на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов не были внесены изменения, соответствующие дополнительно доведенным/отозванным расходным расписанием от 6 декабря 2021 г. N 155/38247-034 лимитам бюджетных обязательств на плановый период 2022 и 2023 годов (в сумме (-)31 465,0 тыс. рублей - на 2022 год и (-)32 015,0 тыс. рублей - на 2023 год).
В целях устранения выявленного нарушения ФКУ РГАНТД в ходе контрольного мероприятия 17 февраля 2022 года были внесены соответствующие изменения в показатели бюджетной сметы на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
3.3. Федеральным законом N 385-ФЗ (приложение 9) Росархив включен в перечень главных администраторов источников дефицита федерального бюджета без определения кода группы, подгруппы, статьи и вида источников финансирования.
Методика прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, администрируемых Федеральным архивным агентством, утверждена приказом Росархива от 18 ноября 2019 г. N 177 в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 469 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета".
В проверенном периоде показатели источников финансирования дефицита федерального бюджета Росархивом формировались за счет изменений остатков по расчетам с органами, организующими исполнение бюджета (расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет и по платежам из бюджета). Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета отсутствовали. Администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета, подведомственные Росархиву, отсутствовали.
Согласно данным формы 0503127 Росархива за 2021 год источники финансирования дефицита бюджета составили 4 296 009,92 тыс. рублей, вся сумма - изменение остатков по расчетам.
Проверкой фактов неправильного расчета рублевого эквивалента в части операций, проведенных по источникам финансирования дефицита бюджета в иностранной валюте, не установлено.
3.4. Общий объем дебиторской задолженности Росархива на 1 января 2022 года составил 767 078,6 тыс.рублей (в том числе 96 981,0 тыс. рублей - по доходам и 670 097,7 тыс. рублей - по расходам). В 2021 году объем задолженности по сравнению с 2020 годом увеличился на 614 832,8 тыс. рублей.
Просроченная дебиторская задолженность по сравнению с началом 2021 года сократилась на 491,6 тыс. рублей и составила 4 014,3 тыс. рублей (0,5% к общей сумме дебиторской задолженности), долгосрочная задолженность составила 623,5 тыс. рублей (0,1% общей суммы дебиторской задолженности).
Сведения о динамике дебиторской задолженности за отчетный период в сравнении с двумя предыдущими годами представлены в таблице:
(тыс.руб.)
Наименование счета |
На 01.01.2020 г. |
На 01.01.2021 г. |
На 01.01.2022 г. |
Сравнение 2021 г. |
|
с 2019 г. |
с 2020 г. |
||||
1 205 00 000 "Расчеты по доходам" |
60 189,0 |
33 347,7 |
88 617,7 |
28 428,7 |
55 270,0 |
1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" |
7 696,4 |
108 502,4 |
668 451,7 |
660 755,3 |
559 949,3 |
1 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" |
55,9 |
32,9 |
45,6 |
-10,3 |
12,7 |
1 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" |
265,7 |
5 255,9 |
8 363,3 |
8 097,6 |
3 107,4 |
1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" |
1 437,4 |
5 106,8 |
1 600,4 |
163,0 |
-3 506,4 |
Итого |
69 644,4 |
152 245,8 |
767 078,6 |
697 434,2 |
614 832,8 |
Основными причинами роста дебиторской задолженности являются:
- увеличение задолженности по авансам по прочим работам, услугам (счет 1 206 00 000), что обусловлено выплатой аванса в размере 667 275,8 тыс. рублей по государственному контракту с АО "Группа компаний "ЕКС" от 10 июля 2020 г. N 12/2020 на общую сумму 4 395 970,9 тыс. рублей на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Архивный комплекс федерального казенного учреждения "Государственный архив Российской Федерации" в г. Обнинске (Калужская область)";
- увеличение задолженности по расчетам по доходам (счет 1 205 00 000), что обусловлено недоплатой в рамках заключенных договоров в конце года в сумме 75 421,3 тыс. рублей по доходам от операционной аренды (подсчет 1 205 21 000) и начислением пени в размере 10 113,2 тыс. рублей в связи с невыполнением генеральным подрядчиком ООО "ГК "Капиталстрой" по объекту "Строительство лабораторного корпуса федерального казенного учреждения "Российский государственный архив кинофотодокументов", г. Красногорск, Московская область" своих обязательств по государственным контрактам, заключенным в 2018 и 2019 годах и расторгнутым в июне 2021 года (подсчет 1 205 89 000).
Просроченная дебиторская задолженность Росархива в сумме 4 014,3 тыс. рублей (0,5% от общей дебиторской задолженности в 2021 году) сложилась следующим образом:
- 24,0 тыс. рублей - просроченная дебиторская задолженность по расходам по счету 1 206 00 "Расчеты по выданным авансам" (оплата ФКУ "Российский государственный архив кинофотодокументов" договора от 26 сентября 2016 г. N 20-76/16 с ГУП МО "Мособлгаз" на выполнение услуг по ведению строительного контроля за строительством объекта газового хозяйства газопровода среднего давления и внутреннего оборудования блочно-модульной котельной в рамках строительства лабораторного корпуса этого ФКУ);
- 786,5 тыс. рублей - просроченная дебиторская задолженность по счету 1 205 31 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)" - ошибочная повторная оплата ранее оплаченных услуг по выявлению и копированию документов;
- 3 203,8 тыс. рублей - просроченная дебиторская задолженность по счету 1 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (3 080,7 тыс. рублей в связи с невыполнением подрядчиком своих обязательств по государственному контракту на замену системы электроснабжения, заключенному федеральным казенным учреждением "Российский государственный архив социально-политической истории" в 2019 году. ООО "ВВ Проджектс" признано несостоятельным, и в отношении него открыто конкурсное производство, 108,1 тыс. рублей - от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров), 15,0 тыс. рублей - по компенсации затрат.
По состоянию на 1 января 2022 года безнадежная к взысканию дебиторская задолженность у Росархива отсутствует.
Списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в Росархиве в 2021 году не проводилось.
В ходе проверки установлено расхождение формы 0503760 Росархива и Отчета о выполнении государственного задания на 2021 год от 1 февраля 2022 г. N 155-00001-21-01 ФБУ ВНИИДАД, в результате чего Росархивом внесены изменения в форму 0503760 и направлены уточненные формы отчетности в Федеральное казначейство и Счетную палату (4 апреля 2021 года).
В ходе проверки установлено, что просроченная дебиторская задолженность ФКУ РГАНТД в общей сумме 723,1 тыс. рублей не отражена в графе 11 формы 0503169, в результате чего ФКУ РГАНТД внесены изменения в форму 0503169 и направлены уточненные формы отчетности Росархиву (11 февраля 2022 года).
3.5. Общий объем кредиторской задолженности Росархива на 1 января 2022 года составил 18 596,4 тыс. рублей.
Сведения о динамике кредиторской задолженности за отчетный год в сравнении с двумя предыдущими годами приведены в таблице:
(тыс. руб.)
Наименование счета |
На 01.01.2020 г. |
На 01.01.2021 г. |
На 01.01.2022 г. |
Сравнение 2021 г. |
|
с 2019 г. |
с 2020 г. |
||||
1 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" |
101 950,7 |
17 472,2 |
3 241,5 |
-98 709,1 |
-14 230,6 |
1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" |
8 656,2 |
9 973,9 |
4 322,0 |
-4 334,2 |
-5 651,9 |
1 304 00 000 "Прочие расчеты с кредиторами" |
15,5 |
9,0 |
0,0 |
-15,5 |
-9,0 |
1 205 00 000 "Расчеты по доходам" |
2 062,0 |
3 662,6 |
11 032,8 |
8 970,8 |
7 370,2 |
1 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" |
0,0 |
41,4 |
0,0 |
0,0 |
-41,4 |
Итого |
112 684,3 |
31 159,1 |
18 596,4 |
-94 088,0 |
-12 562,7 |
Анализ динамики кредиторской задолженности Росархива показывает ее снижение в 2021 году относительно 2019 года на 94 088,0 тыс. рублей, или 83,5%, относительно 2020 года - на 12 562,7 тыс. рублей, или 40,3%.
В целом в 2021 году кредиторская задолженность Росархива носила текущий характер.
Долгосрочная и просроченная кредиторская задолженность на конец 2021 года у Росархива отсутствует.
4. Результаты проверки и анализа исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов и объектов незавершенного строительства
4.1. В ходе исполнения федерального бюджета на 2021 год бюджетные ассигнования на реализацию бюджетных инвестиций и капитальных вложений в объекты капитального строительства и лимиты бюджетных обязательств Росархиву были увеличены на общую сумму 1 111 213,1 тыс. рублей, или на 41,6% от бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом N 385-ФЗ, и лимиты бюджетных обязательств на 2021 год по итогам года составили 3 780 430,3 тыс. рублей.
По главе 155 Росархиву "Федеральной адресной инвестиционной программой на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - ФАИП), утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) 8 декабря 2020 года с учетом изменений, по двум объектам предусмотрены средства на 2021 год в объеме 3 780 430,3 тыс. рублей, что соответствует объему бюджетных ассигнований, предусмотренных Росархиву сводной бюджетной росписью.
Данные об объектах капитального строительства Росархива, предусмотренные к финансированию в 2021 году в рамках ФАИП, с учетом внесенных изменений представлены в таблице:
(тыс. руб.)
Наименование объекта |
Бюджетные ассигнования на реализацию инвестиционного проекта 2021 г. |
||
385-ФЗ |
СБР 01.01.2022 |
ФАИП |
|
Строительство лабораторного корпуса "Федеральное казенное учреждение "Российский государственный архив кинофотодокументов", г. Красногорск, Московская область |
419 217,2 |
508 120,2 |
508 120,2 |
Архивный комплекс федерального казенного учреждения "Государственный архив Российской Федерации" в г. Обнинске (Калужская область) |
2 250 000,0 |
3 272 310,1 |
3 272 310,1 |
Всего |
2 669 217,2 |
3 780 430,3 |
3 780 430,3 |
Кассовое исполнение расходов на осуществление бюджетных инвестиций и капитальных вложений в объекты капитального строительства в проверяемом периоде составило 1 967 600,4 тыс. рублей, или 52,1%.
Не исполнены назначения в общей сумме 1 812 829,9 тыс. рублей, в том числе:
- 188 999,4 тыс. рублей (37,2% от утвержденных) по объекту "Федеральное казенное учреждение "Российский государственный архив кинофотодокументов" (строительство лабораторного корпуса), г. Красногорск, Московская область");
- 1 623 830,3 тыс. рублей (49,6%) по объекту "Архивный комплекс федерального казенного учреждения "Государственный архив Российской Федерации" в г. Обнинске (Калужская область)".
Анализ изменения в 2021 году плановых сроков ввода в эксплуатацию и иных параметров объектов капитального строительства, включенных в ФАИП, показал следующее.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г. N 345 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в объект капитального строительства "Строительство лабораторного корпуса федерального казенного учреждения "Российский государственный архив кинофотодокументов", г. Красногорск, Московская область" (далее - Постановление N 345) бюджетные инвестиции за счет средств федерального бюджета в размере 494 804,5 тыс. рублей должны быть осуществлены в 2021 году, срок ввода в эксплуатацию объекта определен - 2021 год.
Плановый ввод в эксплуатацию объекта "Федеральное казенное учреждение "Российский государственный архив кинофотодокументов" (строительство лабораторного корпуса), г. Красногорск, Московская область" в 2021 году не был осуществлен.
В соответствии с положительным заключением повторной государственной экспертизы ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 2 июля 2020 г. N в ЕГРЗ 50-1-1-2-028410-2020 общая сметная стоимость объекта составляет 2 132 032,9 тыс. рублей в ценах IV квартала 2019 года.
В связи с невыполнением генеральным подрядчиком ООО "ГК "Капиталстрой" своих обязательств по четырем государственным контрактам, заключенным в 2018-2019 годах, указанные контракты по инициативе ФКУ РГАКФД расторгнуты в июне 2021 года, часть работ в объеме 74 141,9 тыс. рублей осталась невыполненной.
В 2021 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации Росархиву выделены дополнительные бюджетные ассигнования в объеме 13 315,7 тыс. рублей, в связи с удорожанием в 2021 году строительных ресурсов и недостаточности освободившихся после расторжения государственных контрактов бюджетных ассигнований на выполнение неисполненных ООО "ГК "Капиталстрой" работ по строительству.
Заключены три государственных контракта с ООО "СУ-27" на общую сумму 493 189,0 тыс. рублей, в том числе на завершение части неисполненных ООО "ГК "Капиталстрой" работ в пределах остатка средств, оставшихся от расторжения государственных контрактов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. N 2015 внесены изменения в Постановление N 345, в соответствии с которыми установлен ввод объекта в эксплуатацию - 2022 год.
По состоянию на 1 января 2021 года техническая готовность объекта "Строительство лабораторного корпуса федерального казенного учреждения "Российский государственный архив кинофотодокументов", г. Красногорск, Московская область" составляет 88,1%. Сметная стоимость - 2 132 032,9 тыс. рублей, всего кассовых расходов с начала реализации инвестиционного проекта - 1 889 407,3 тыс. рублей.
Срок ввода в эксплуатацию объекта "Государственный архив Российской Федерации" в г. Обнинске (Калужская область) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 1625 - 31 декабря 2022 года.
Оптимизация бюджетных ассигнований на строительство указанного объекта в 2021-2022 годах привела к необходимости переноса сроков завершения строительства и увеличения расходов в 2023 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. N 629 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 1625" установлен срок ввода в эксплуатацию объекта - 2023 год и уточнены параметры финансирования строительства. Общий (предельный) объем бюджетных инвестиций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 7 152 857,3 тыс. рублей, в том числе:
- в 2021 году - 3 289 584,3 тыс. рублей (с учетом остатков, не использованных на 1 января 2021 года в объеме 1 039 584,3 тыс. рублей);
- в 2022 году - 1 737 000,0 тыс. рублей;
- в 2023 году - 1 861 700,6 тыс. рублей.
Всего в 2021 году по объекту "Архивный комплекс федерального казенного учреждения "Государственный архив Российской Федерации" в г. Обнинске (Калужская область)" в соответствии с пунктом 4 постановления N 1496 по объекту бюджетные ассигнования увеличены на сумму 1 039 584,3 тыс. рублей на исполнение заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на указанные цели, из них 1 019 181,6 тыс. рублей - неиспользованные в 2020 году и направленные в резервный фонд Правительства Российской Федерации в связи с признанием закупки по выполнению работ по поставке, сборке, монтажу и пуско-наладке технологического оборудования для создания ЦХОД на объекте "Государственный архив Российской Федерации" в г. Обнинске (Калужская область) несостоявшейся в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 (несоответствие характеристик предлагаемого к поставке товара требованиям документации о закупке) Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с положительным заключением повторной государственной экспертизы ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 23 ноября 2021 г. N 40-1-1-2-069209-2021 общая сметная стоимость объекта по состоянию на III квартал 2021 года составляет 9 209 395,4 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2022 года техническая готовность объекта "Государственный архив Российской Федерации" в г. Обнинске (Калужская область)" составляет 20,8%.
Таким образом, объекты, ввод в эксплуатацию которых был осуществлен в отчетном финансовом году, у Росархива отсутствуют.
Отчет о ходе строительства объектов капитального строительства, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2021 год 8, представленный Росархивом в Минэкономразвития России письмом от 25 января 2022 г. N 6/167-А в соответствии с пунктом 36 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716, по графе 13 "Дебиторская задолженность по состоянию на конец отчетного периода" в отношении объекта "Федеральное казенное учреждение "Российский государственный архив кинофотодокументов", г. Красногорск, Московская область" строительство (остатки 2020 года) содержит значение суммы дебиторской задолженности 104,0 тыс. рублей вместо суммы 24,0 тыс. рублей, отраженной Росархивом в форме бюджетной отчетности (ОКУД 0503169) "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности".
4.2. Согласно показателям формы 0503190 "Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства" объем незавершенного строительства по пяти объектам Росархива по состоянию на 1 января 2022 года (один объект выбыл) составил 3 240 167,1 тыс. рублей (рост на 1 340 526,3 тыс. рублей, или 70,6%), из них по объектам:
- "Архивный комплекс федерального казенного учреждения "Государственный архив Российской Федерации" в г. Обнинске (Калужская область)" - 1 244 819,5 тыс. рублей, полностью сформирован комплект проектно-сметной документации и 85% рабочей документации. В полном объеме разработаны котлованы и подготовлены основания под гидроизоляцию архивного корпуса, административного корпуса и КПП. Выполнены конструктивные решения ниже отметки 0.000: на архивном корпусе в объеме 95%, административном корпусе - 90%, КПП - 100%. Планируемый год завершения строительства объекта - 2023 год;
- "Вороново "Жилой дом" объект незавершенного строительства. 108830, г. Москва, поселение Вороновское, с. Вороново, ул. Канторовича" - 31 569,1 тыс. рублей. В отношении жилого дома (общежития) формируется пакет документов, необходимых для постановки его на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Российской Федерации. Мероприятия планируется завершить в 2023 году;
- "Газораспределительная сеть. 108830, г. Москва, поселение Вороновское, с. Вороново, ул. Канторовича" - 16 648,4 тыс. рублей, кадастровый номер 50:27:0000000:26227. Управление Росреестра неоднократно приостанавливало осуществление регистрационных действий и 27 января 2022 года Уведомлением N MFC-0558/2021-1654350 отказало в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления. ФКУ РГАЭ 17 февраля 2022 года обратился к собственнику - ТУ Росимущества - с требованием подготовки и направления в арбитражный суд искового заявления о признании незаконным отказа Управления Росреестра и обязать его осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию прав. Проведение государственной регистрации права планируется на 2022 год.
- "Российский государственный архив кинофотодокументов", г. Красногорск, Московская область" - 1 889 383,3 тыс. рублей (готовность объекта составила 88,1% от общих работ по строительству, завершены все работы за исключением устройства наружных инженерных сетей, выполненных на 100%, возведения вспомогательных сооружений - 100%, прокладки внутреннего водопровода - 60% и производства внутренних отделочных работ - 100%. Планируемый год завершения строительства объекта - 2022 год;
- "Технологическое присоединение энергопринимающего устройства к электрической сети г. Москва, Бережковская набережная, дом 26" - 57 746,8 тыс. рублей. Ввод в эксплуатацию в настоящее время невозможен в связи с отсутствием токоприемников потребителя (ФКУ "Государственный архив Российской Федерации"). Акты о технологическом присоединении и разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон на оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрической сети не оформлены. Договор на подключение энергопринимающих устройств к существующему зданию архива по адресу: г. Москва, Бережковская набережная, дом 26, дополнительным соглашением продлен до 31 декабря 2022 года.
В 2021 году был предусмотрен, но не был осуществлен, ввод в эксплуатацию одного объекта: "Российский государственный архив кинофотодокументов", г. Красногорск, Московская область".
Объекты незавершенного строительства, предусмотренные к вводу в эксплуатацию в 2021 году и включенные в ФАИП с ограничением по финансированию, отсутствуют.
Перенос на год планового срока ввода в эксплуатацию объекта "Российский государственный архив кинофотодокументов", г. Красногорск, Московская область" и объекта "Архивный комплекс федерального казенного учреждения "Государственный архив Российской Федерации" в г. Обнинске (Калужская область)" на один год свидетельствуют о недостаточности мер, принимаемых Росархивом, по недопущению роста и сокращению объемов и количества объектов незавершенного строительства.
5. Результаты проверки и анализа формирования и утверждения государственных заданий, использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели
Государственное задание федеральному бюджетному учреждению "Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела" (далее - ФБУ ВНИИДАД) на 2021 год, утверждено руководителем Росархива 13 декабря 2019 года, в срок, соответствующий требованиям пункта 5 Положения о формировании государственного задания 9.
В нарушение пункта 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и подпункта "д" пункта 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537, Росархивом государственное задание на выполнение работы "Содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности" для федерального бюджетного учреждения "Объединение по эксплуатации и техническому обслуживанию федеральных архивов" (далее - ФБУ ОЭТО) в 2021 году не утверждалось.
В целях содержания (эксплуатации) имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, ФБУ ОЭТО в 2021 году предоставлялись субсидии на иные цели. Общий объем бюджетных ассигнований составил 89 190,1 тыс. рублей (КБК 155 0113 23 4 11 90059 612).
Значения базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг, включенных в федеральный перечень (классификатор) государственных услуг, не включенных в общероссийские перечни, оказание которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, по виду деятельности "Архивное дело", закрепленным за Росархивом приказом Минфина России от 18 октября 2017 г. N 153н, утверждены руководителем Федерального архивного агентства А.Н. Артизовым 10 февраля 2021 года и размещены на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru).
Федеральным законом N 385-ФЗ бюджетные ассигнования на 2021 год Росархиву на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и субсидии на иные цели утверждены в размере 142 635,7 тыс. рублей, в том числе субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания - 52 332,5 тыс. рублей; субсидии на иные цели - 89 303,2 тыс. рублей, что соответствует показателям уточненной сводной бюджетной росписи на 2021 год.
По инициативе Росархива перераспределение и изменение бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на выполнение государственного задания и на иные цели в отчетном финансовом году не осуществлялось.
Согласно данным отчета о выполнении государственного задания подведомственным Росархиву ФБУ ВНИИДАД значения показателей объемов услуг и работ на отчетную дату исполнены в полном объеме.
Сравнительный анализ нормативных затрат однотипных видов государственных услуг (работ), выполненных в рамках государственных заданий в отчетном финансовом году и предшествующем периоде показал превышение нормативных затрат на оказание ФБУ ВНИИДАД работы "Проведение прикладных научных исследований" в 2021 году по сравнению с 2020 годом, что объясняется увеличением оплаты труда работников в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Расчет нормативных затрат ФБУ ВНИИДАД на оказание соответствующих государственных услуг соответствует Общим требованиям к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере архивного дела, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденным приказом Росархива от 31 мая 2019 года.
Сведения об изменениях размеров субсидий на выполнение государственного задания и субсидий на иные цели, полученные в 2021 году федеральными государственными учреждениями, подведомственными Росархиву, в сравнении с субсидиями, предоставленными в 2020 году, приведены в таблице:
(тыс. руб.)
Учреждение |
Субсидии на выполнение государственного задания |
Субсидии на иные цели |
||||||
2020 г. |
2021 г. |
отклонение |
% |
2020 г. |
2021 г. |
отклонение |
% |
|
ФБУ ВНИИДАД |
49 962,5 |
53 332,5 |
3 370,0 |
6,7 |
1 760,3 |
113,1 |
-1 647,2 |
-93,6 |
ФБУ ОЭТО |
83 882,4 |
0,0 |
-83 882,4 |
-100,0 |
3 296,0 |
89 190,1 |
85 894,1 |
2 606,0 |
Всего |
133 844,9 |
53 332,5 |
-80 512,4 |
-60,2 |
5 056,3 |
89 303,2 |
84 246,9 |
1 666,2 |
Увеличение субсидии на выполнение государственного задания в 2021 году ФБУ ВНИИДАД (на 6,7%) вызвано увеличением фонда оплаты труда отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597.
В 2021 году ФБУ ОЭТО в целях содержания (эксплуатации) имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности предусмотрена субсидия на иные цели в размере 89 190,1 тыс. рублей.
В 2021 году ФБУ ВНИИДАД в целях выплаты стипендий обучающимся предусмотрена субсидия на иные цели в размере 113,1 тыс. рублей.
В соответствии с требованиями пункта 44 Положения о формировании государственного задания предоставление субсидии подведомственному Росархиву ФБУ ВНИИДАД в течение финансового года осуществлялось на основании соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии.
В 2021 году Росархивом были заключены четыре соглашения: два - соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), два - соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78 1 Бюджетного кодекса. Указанные соглашения соответствовали типовой форме, утвержденной приказом Минфина России 31 октября 2016 г. N 198н, и определяли права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года. Формирование, подписание сторонами соглашений, а также дополнений к ним осуществлялось в ГИИС "Электронный бюджет".
В соответствии с соглашениями о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), заключенных в 2021 году Росархивом с подведомственным ФБУ ВНИИДАД, общая сумма субсидии составила 53 332,5 тыс. рублей.
В соответствии с соглашениями о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78 1Бюджетного кодекса (на иные цели), заключенных в 2021 году Росархивом с подведомственными ФБУ ВНИИДАД и ФБУ ОЭТО, общая сумма субсидии составила 89 303,2 тыс. рублей, из них:
- ФБУ ВНИИДАД - 113,1 тыс. рублей в целях выплаты стипендий обучающимся. Кассовое исполнение составило 88,7 тыс. рублей, или 78,4%, размер выплат зависит от успеваемости обучающихся;
- ФБУ ОЭТО - 89 190,1 тыс. рублей в целях содержания (эксплуатации) имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности. Кассовое исполнение составило 100%.
Согласно данным сводного отчета об исполнении учреждениями плана финансово-хозяйственной деятельности по состоянию на 1 января 2021 года (ф. 0503737), составленного в соответствии с пунктом 34 Инструкции N 33н, по виду финансового обеспечения - "субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания" исполнение плановых назначений составило 53 302,6 тыс. рублей, или 99,9% от бюджетных ассигнований, предусмотренных Росархиву на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
В проверяемом периоде подведомственными Росархиву федеральными бюджетными учреждениями составлены два плана финансово-хозяйственной деятельности:
- План ФХД ФБУ ВНИИДАД от 17 декабря 2020 г. N 1-80-155/001У9400/0001, утвержденный руководителем Росархива 30 декабря 2020 года;
- План ФХД ФБУ ОЭТО от 21 февраля 2020 г. N 1-80-155/001Ц1959/0001, утвержденный руководителем Росархива 30 декабря 2020 года.
Росархив в период с 18 по 19 марта 2021 года в соответствии с приказом от 17 марта 2021 г. N 23 провел внеплановую проверку соблюдения финансовой дисциплины ФБУ ОЭТО. Сведения (документы) о проведенных Росархивом контрольных мероприятиях в отношении ФБУ ВНИИДАД и их результатах отсутствуют.
6. К компетенции Росархива не относится.
7. Анализ исполнения в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограммы)
В 2021 году Росархив являлся участником двух госпрограмм, сведения о финансовом обеспечении которых представлены в таблице:
(тыс. руб.)
Государственная программа Российской Федерации |
Утверждено законом N 385-ФЗ |
Показатели бюджетной росписи на 2021 г. |
Кассовое исполнение |
% исполнения |
|
наименование |
код |
||||
Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество" |
23 |
5 166 811,5 |
6 406 134,8 |
4 577 520,6 |
71,5 |
Государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" |
47 |
688,9 |
688,9 |
688,9 |
100,0 |
Итого |
|
5 167 500,4 |
6 406 823,7 |
4 578 209,5 |
71,5 |
Росархив является участником подпрограммы 2 "Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования" госпрограммы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - Госпрограмма 47), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377.
Лимиты бюджетных обязательств на реализацию мероприятий Госпрограммы 47 на 2021 год доведены Росархиву на предоставление субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в объеме 575,8 тыс. рублей и на предоставление субсидии на иные цели в объеме 113,1 тыс. рублей.
В рамках реализации Госпрограммы 47 в 2021 году ФБУ ВНИИДАД осуществлял реализацию образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (документоведение, архивоведение) по очной и заочной формам обучения в отношении семи аспирантов (три аспиранта по очной форме обучения, четыре - по заочной форме обучения).
Кассовое исполнение субсидий составило 100%.
В нарушение пункта 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, Росархив, являясь участником Госпрограммы 47, представил в Минобрнауки России информацию для подготовки годового отчета о ходе реализации госпрограммы письмом от 28 февраля 2022 г. N 6/475-А, то есть позже установленного срока (до 10 февраля года, следующего за отчетным) на 18 дней.
Росархив является участником подпрограммы 4 "Информационное государство" госпрограммы "Информационное общество" (далее - Госпрограмма 23), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2014 г. N 313. В соответствии с приложением N 1 к Госпрограмме 23 для Росархива определен показатель (индикатор) "Средняя численность пользователей архивной информацией на 10 тыс. человек".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "15 апреля 2014 г."
Росархив определен ответственным исполнителем основного мероприятия 4.11 "Сохранение и развитие архивных информационных ресурсов" Госпрограммы 23 (приложение N 4), ожидаемым результатом которого является модернизация архивной инфраструктуры, развитие централизованной автоматизированной системы государственного учета архивных документов, оптимизация механизма отбора документов на архивное хранение, создание и обеспечение функционирования единого информационно-архивного пространства, информатизация контрольных функций и улучшение качества предоставления государственных услуг в сфере архивного дела.
Отчет за 2021 год направлен Росархивом в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в установленный срок письмом от 28 января 2022 г. N II-226/Н.
На реализацию основного мероприятия 4.11 "Сохранение и развитие архивных информационных ресурсов" подпрограммы 4 "Информационное государство", ответственным исполнителем которого является Росархив, в 2021 году Федеральным законом N 385-ФЗ утверждены бюджетные ассигнования в сумме 5 166 811,5 тыс. рублей, что соответствует объемам ресурсного обеспечения программы на указанные цели. В ходе исполнения бюджета внесены изменения, повлекшие увеличение бюджетных ассигнований на 1 239 323,3 тыс. рублей, в результате чего они составили 6 406 134,8 тыс. рублей.
Кассовое исполнение реализации основного мероприятия 4.11 "Сохранение и развитие архивных информационных ресурсов" (ф. 0503127) составило 4 577 520,6 тыс. рублей, или 71,5% от показателей уточненной сводной бюджетной росписи (88,6% ресурсного обеспечения, предусмотренного Госпрограммой 23).
Согласно Плану реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (приложение N 12 к Госпрограмме 23), а также детальным планом-графиком реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов 10, в проверяемом периоде запланирован срок наступления трех контрольных событий.
В соответствии с данными, направленными Росархивом в составе отчета о реализации Госпрограммы 23 в Минцифры России, одно контрольное событие КС 4.7 не выполнено.
По Контрольному событию 4.7 "Введен в эксплуатацию лабораторный корпус федерального казенного учреждения "Российский государственный архив кинофотодокументов" в г. Красногорске (Московская область)" постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. N 2015 предусмотрено выделение дополнительных средств федерального бюджета на строительство объекта, а также перенос срока ввода его в эксплуатацию на 2022 год. Техническая готовность объекта составляет 88,1%.
Фактическое значение показателя (индикатора) Госпрограммы 23 "Средняя численность пользователей архивной информацией на 10 тыс. человек" за 2021 год составила 548 человек, или 102,4% от планового значения (535 человек).
8. Анализ хода реализации в отчетном финансовом году национальных и федеральных проектов
Росархив в 2021 году не являлся участником национальных и федеральных проектов.
9. Результаты проверки и анализа осуществления бюджетных полномочий в части предоставления межбюджетных трансфертов
В 2021 году Росархиву бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов не предусмотрены.
10. Не относится к компетенции Росархива.
11. Не относится к компетенции Росархива.
12. Оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
По результатам проведенной оценки качества управления государственными финансами, осуществляемого Росархивом в 2021 году, установлено следующее.
Соотношение объемов положительных изменений сводной бюджетной росписи по Росархиву (1,3 млрд рублей) к общему объему положительных изменений сводной бюджетной росписи (10 472,7 млрд рублей) составило 0,012%.
Соотношение суммы положительных изменений сводной бюджетной росписи по Росархиву (1 257 582,2 тыс. рублей) к кассовым расходам Росархива (4 578 209,5 тыс. рублей) за 2021 год составило 27,5%.
Перечень источников доходов федерального бюджета, администрируемых Федеральным архивным агентством, утвержден приказом Росархива от 17 августа 2020 г. N 102.
Перечень источников доходов федерального бюджета, администрирование которого осуществляют подведомственные Федеральному архивному агентству федеральные казенные учреждения, утвержден приказом Росархива от 17 августа 2020 г. N 101.
Методика прогнозирования поступлений доходов в федеральный бюджет, администрируемых Федеральным архивным агентством, утверждена приказом Росархива от 8 сентября 2020 г. N 115.
Соотношение показателей фактического исполнения доходов федерального бюджета (282 199,6 тыс. рублей) и уточненного прогноза поступлений в федеральный бюджет (169 177,1 тыс. рублей) составило 166,8%.
Недовыполнение бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью, составило 28,5%.
Соотношение неиспользованных доведенных лимитов бюджетных обязательств (1 828 614,2 тыс. рублей) к кассовым расходам отчетного периода (4 578 209,5 тыс. рублей) составило 39,9%.
Соотношение объема расходов, произведенных в IV квартале 2021 года (1 187 855,7 тыс. рублей) к кассовым расходам за 2021 год (4 578 209,5 тыс. рублей), составило 25,9%.
Общий объем дебиторской задолженности по итогам отчетного периода увеличился на 403,8% и составил 767 078,6 тыс. рублей. Кредиторская задолженность снизилась на 40,3% и составила 18 596,4 тыс. рублей.
Соотношение объема дебиторской задолженности по доходам по состоянию на конец отчетного периода (96 981,0 тыс. рублей) и объема кассовых поступлений доходов федерального бюджета отчетного периода (282 199,6 тыс. рублей) составило 34,4%.
Соотношение дебиторской задолженности по расходам по состоянию на конец отчетного периода (670 097,7 тыс. рублей) к кассовым расходам федерального бюджета отчетного периода (4 578 209,5 тыс. рублей) составило 14,6%.
Соотношение кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного периода (18 596,4 тыс. рублей) к кассовым расходам отчетного периода (4 578 209,5 тыс. рублей) составило 0,4%.
На 1 января 2022 года имелась просроченная дебиторская задолженность в сумме 4 014,3 тыс. рублей.
Уровень кассового исполнения по расходам на осуществление капитальных вложений в объекты ФАИП по отношению к объему соответствующих лимитов бюджетных обязательств составил 52%.
Объем дебиторской задолженности по расходам на осуществление капитальных вложений в объекты ФАИП увеличился на 559 903,3 тыс. рублей.
Учетная политика Росархива утверждена приказом Росархива от 11 января 2021 г. N 3. Росархивом в 2021 году соблюдены сроки и состав представления бюджетной отчетности, установленные законодательством.
Оценка надежности системы внутреннего контроля, полученная в результате ответов на вопросы перечня, утвержденного СГА 311, соответствует низкой оценке надежности системы внутреннего контроля.
Соотношение объемов выявленных нарушений по результатам контрольных мероприятий, проводимых органами внешнего государственного финансового контроля, к кассовым расходам Росархива за 2021 год составило 0%.
В 2021 году Росархивом был соблюден порядок формирования и финансового обеспечения государственного задания. Выполнение плановых показателей, установленных государственным заданием, составило 100%.
Из девяти предусмотренных групп оценка производилась по всем группам. Анализ оценки качества управления государственными финансами показал, что итоговая оценка составляет 39 баллов из максимально возможных 60 баллов, что соответствует среднему уровню.
13. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита установлены статьей 160 2-1 Бюджетного кодекса.
В поверяемом периоде организация внутреннего финансового аудита в Росархиве не соответствует требованиям федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, установленным пунктом 5 статьи 160 2-1 Бюджетного кодекса.
Приказом Росархива от 4 февраля 2021 г. N 14-А утвержден Порядок осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральном архивном агентстве (далее - Порядок осуществления ВФА).
Специальное подразделение для проведения внутреннего финансового аудита в Росархиве отсутствует. В проверяемый период должностное лицо финансово-экономического отдела, осуществляющее внутренний финансовый контроль, являлось должностным лицом объекта финансового контроля, что создает предпосылки для возникновения рисков объективности и независимости при проведении аудиторских проверок.
Годовой план осуществления внутреннего финансового аудита и программы аудиторских проверок утверждены, при этом порядок их составления, утверждения и ведения не соответствует нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита.
При проверке и анализе результатов аудиторских мероприятий установлено следующее.
В ходе анализа информации, представленной в материалах проведенных аудиторских проверок, установлено, что документы, фактические данные, информация в отношении вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторских мероприятий, включая расчеты (результаты расчетов) и числовые показатели, отсутствуют. Решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, а также меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков отсутствуют.
Интегральная оценка результатов осуществления внутреннего финансового аудита в Росархиве, рассчитанная на основе обобщения оценок по всем вопросам перечня, утвержденного СГА 311 "Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита", характеризует низкую эффективность.
14. Результаты проверки и анализа эффективности формирования, управления и распоряжения федеральной собственностью главным администратором средств федерального бюджета
14.1. В 2021 году Росархивом и подведомственными учреждениями использовалось 16 земельных участков общей площадью 205 548,4 кв. м и 55 зданий общей площадью 251 273,4 кв. м.
Динамика (изменение показателей) количественного состава имущества Росархива в 2021 году представлена в следующей таблице:
(тыс. руб.)
Наименование |
Остаток на 01.01.21 г. |
Движение |
Остаток на 01.01.22 г. |
|
поступило |
выбыло |
|||
Основные средства, всего: |
6 523 223,9 |
96 664,8 |
22 623,5 |
6 597 265,3 |
в том числе: жилые помещения |
|
|
|
|
нежилые помещения (здания и сооружения) |
5 049 093,5 |
55 187,6 |
254,2 |
5 104 026,9 |
инвестиционная недвижимость |
238,0 |
|
|
238,0 |
машины и оборудование |
1 135 409,2 |
30 975,2 |
18 561,5 |
1 147 822,9 |
транспортные средства |
20 700,7 |
980,8 |
611,9 |
21 069,6 |
инвентарь производственный и хозяйственный |
301 680,3 |
9 289,4 |
3 051,4 |
307 918,3 |
биологические ресурсы |
6 999,9 |
30,3 |
|
7 030,2 |
прочие основные средства |
9 102,4 |
201,5 |
144,5 |
9 159,3 |
В ходе выборочной проверки соблюдения порядка распоряжения, управления и использования федерального имущества, закрепленного за Росархивом, нарушений не установлено.
15. Выводы
15.1. Исполнение Росархивом федерального бюджета в 2021 году в целом соответствует положениям Бюджетного кодекса.
Бюджетная отчетность Росархива за 2021 год достоверна.
При этом выявлены нарушения, повлиявшие на достоверность отчетности (в части дебиторской задолженности), которые устранены в ходе проведения контрольного мероприятия, и отдельные нарушения, не связанные с искажениями бюджетного учета и показателями бюджетной отчетности.
15.2 Исполнение федерального бюджета по доходам составило 282 199,6 тыс. рублей (166,8% от уточненного прогнозного показателя).
15.3. Расходы федерального бюджета исполнены Росархивом в сумме 4 578 209,5 тыс. рублей, или 71,5% от показателей уточненной сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на 2021 год в сумме 6 406 823,7 тыс. рублей.
15.4. Неисполненные назначения составили 1 828 614,2 тыс. рублей (28,5% от утвержденных бюджетных назначений и лимитов бюджетных обязательств). Основной объем неисполненных бюджетных назначений в сумме 1 954 284,7 тыс. рублей приходится на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности.
15.5. В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения и недостатки:
1) в части Росархива:
- не соблюдались правила ведения бухгалтерского учета, вследствие чего не производилось выявление признаков обесценения активов;
- организация внутреннего финансового аудита в Росархиве не соответствует требованиям федеральных стандартов внутреннего финансового аудита;
- не соблюдалось положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя, вследствие чего федеральному бюджетному учреждению, подведомственному Росархиву, государственное задание в 2021 году не утверждалось;
- не обеспечено своевременное выполнение одного контрольного события из трех Госпрограммы 23;
2) в части ФКУ РГАНТД:
- ФКУ РГАНТД своевременно не внесены изменения в бюджетную смету.
16. Предложения
16.1. Направить Заключение Счетной палаты Российской Федерации по Федеральному архивному агентству в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
16.2. Направить представление Счетной палаты Российской Федерации руководителю Федерального архивного агентства.
16.3. Учесть результаты проверки в Заключении Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за 2021 год.
Аудитор |
С.Ю. Орлова |
------------------------------
1 Нумерация пунктов настоящего заключения соответствует Примерному заключению, утвержденному Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 апреля 2017 г. N 3ПК (с учетом изменений).
2Приказ Минфина России от 23 декабря 2014 г. N 163н "О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса".
3Порядок ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621.
4 Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет".
5Приказ Минфина России от 27 августа 2018 г. N 184н "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств".
6Приказ Минфина России от 30 сентября 2008 г. N 104н "О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня".
7Приказ Минфина России от 14 февраля 2018 г. N 26н "Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений".
8 По форме, установленной приложением N 3 к приказу Минэкономразвития России от 22 марта 2019 г. N 150 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы".
9Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640.
10 Утвержден приказом Минцифры России от 20 апреля 2021 г. N 388.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности за 2021 год в Федеральном архивном агентстве (руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов)" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 15 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-