1. Результаты проверки и анализа составления и представления бюджетной отчетности, ведения бюджетного учета
1.1. Факты недостоверности бюджетной отчетности федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Эрмитаж" (далее - Государственный Эрмитаж, Эрмитаж) при проверке Эрмитажа не установлены.
1.2. Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Государственного Эрмитажа по состоянию на 1 января 2022 года. Представленные в данной бюджетной отчетности показатели за 2021 год сформированы исходя из нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, включая приказы Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (с изменениями и дополнениями), от 31 декабря 2016 г. N 260н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" (с изменениями и дополнениями), от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
По состоянию на 1 января 2022 года дебиторская задолженность составила в сумме 2 100 255,8 тыс. рублей, что на 347 880,1 тыс. рублей меньше аналогичного показателя на 1 января 2021 года. Просроченная дебиторская задолженность отсутствует, имеется долгосрочная дебиторская задолженность в сумме 18 624,9 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2022 года кредиторская задолженность на счетах Эрмитажа не числилась.
При проверке выявлены нарушения и недостатки, не связанные с искажениями бюджетного учета и показателей бюджетной отчетности.
Так, в нарушение статьи 36.2 Основ законодательства Российской Федерации о культуре 1, положений Требований к информации о деятельности учреждения 2 на официальном сайте Государственного Эрмитажа 3 отсутствовала информация о выполнении государственного (муниципального) задания за 2021 и 2022 годы, отчет о результатах деятельности учреждения за 2020 год.
В ходе контрольного мероприятия указанное нарушение устранено, все вышеперечисленные документы размещены на официальном сайте Государственного Эрмитажа.
2. Результаты проверки и анализа исполнения расходов федерального бюджета
2.1. При проведении контрольного мероприятия в соответствии с Методическими указаниями Счетной палаты Российской Федерации по оценке существенности и рисков в ходе контрольных мероприятий, осуществляемых в виде финансового аудита, был применен уровень существенности.
В качестве контрольного показателя для расчета существенности был выбран показатель "Расходы бюджета - всего" формы 0503127 "Отчет об исполнении бюджета". Фактическое значение данного показателя по состоянию на конец отчетного периода составило 2 467 241,3 тыс. рублей.
Уровень риска по объекту аудита (контроля) в целом оценен как средний, пороговое значение определено на уровне 1,5%, что соответствует 37 008,62 тыс. рублей 4.
Данный уровень существенности применялся к каждому элементу (показателю) информации об оцениваемом предмете.
2.2. При проведении камеральной проверки информация была получена из следующих информационных систем: ГИИС "Электронный бюджет", Подсистема учета и отчетности ГИИС "Электронный бюджет", ПИАО "Электронный бюджет", Единый портал бюджетной системы (ЕПБС), ИАС УВГА (ППК ПОЛИГОН-СП), Единая система в сфере закупок, Подсистема мониторинга закупок (Спарк-маркетинг).
2.3. Государственный Эрмитаж не является администратором доходов федерального бюджета.
2.4. В ходе проверки недостатков и нарушений при исполнении расходов федерального бюджета не выявлено.
Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ) первоначально Эрмитажу были предусмотрены бюджетные ассигнования на 2021 год в общей сумме 3 642 051,5 тыс. рублей. Показатели первоначальной сводной бюджетной росписи соответствуют показателям Федерального закона N 385-ФЗ на 2021 год.
Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств Федеральным законом N 385-ФЗ на 2021 год Эрмитажу не утверждались.
Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2021 год Эрмитажу сводной бюджетной росписью, составил 2 467 241,3 тыс. рублей.
Изменение (уменьшение) росписи по сравнению с Федеральным законом N 385-ФЗ составило 1 174 810,2 тыс. рублей за счет:
- уменьшения в полном объеме предусмотренных бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (на 1 471 236,8 тыс. рублей);
- выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации в общей сумме 296 426,6 тыс. рублей.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2021 год Эрмитажа как главного распорядителя составило 2 467 241,3 тыс. рублей, или 67,7% общего объема ассигнований, предусмотренных Федеральным законом N 385-ФЗ, и 100% утвержденных бюджетных ассигнований уточненной бюджетной росписи.
Структура расходов Эрмитажа в 2021 году представлена на диаграмме 1.
Согласно Отчету об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737) Эрмитажем как бюджетным учреждением исполнено 73,8% утвержденных плановых назначений за 2021 год, неисполненные плановые назначения сложились в объеме 1 072 640,2 тыс. рублей. Наименьший уровень исполнения сложился по субсидии на осуществление капитальных вложений - 31,3% утвержденных плановых назначений (неисполненные назначения составили 772 454,4 тыс. рублей).
По видам финансового обеспечения кассовое исполнение представлено на диаграмме 2.
2.5. Комплексная оценка причин неисполнения расходов федерального бюджета, включая результаты анализа неиспользованных объемов бюджетных ассигнований, образовавшихся на конец отчетного финансового года, в том числе по государственным контрактам, договорам, соглашениям, и оценку мер, принимаемых главными распорядителями, по недопущению образования на конец финансового года неиспользованных средств
Причинами неиспользованных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств являются:
- в части субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания остатки в сумме 67 050,1 тыс. рублей обусловлены наличием экономии по начислениям на оплату труда, образование краткосрочной задолженности по принятым обязательствам по договорам на поставку товаров и оказание услуг, заключенным в декабре 2021 года; экономии, образовавшейся при проведении в 2021 году закупочных процедур; исполнением плановых значений при уплате налогов на основании деклараций;
- в части субсидий на иные цели остатки в сумме 233 135,7 тыс. рублей обусловлены нарушением подрядными организациями сроков исполнения договоров, некорректным оформлением и несвоевременным предоставлением исполнителями отчетных документов, ростом цен на строительные материалы; отсутствием авансирования по контрактам, а также невозможностью проведения части работ в холодный период времени из-за ограничения по температуре применяемых технологий при реставрационных работах, что не позволяет выполнить в полном объеме плановые показатели;
- в части субсидий на капитальные вложения остатки составили 772 454,4 тыс. рублей, причины образования которых в несвоевременности исполнения контрагентами обязательств по договорам на поставку технологического оборудования по объекту IV-й этап строительства фондохранилища 5, в некачественно выполненном проекте по объекту V-й этап строительства фондохранилища 6, который требует внесения в ПСД, в том, что организация, ранее подготовившая проект, признана банкротом. Это также негативно сказывается на сроках строительства и влечет неосвоение бюджетных средств.
2.6. Результаты проверки и анализа отчета об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда Президента Российской Федерации, представленного одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета
В 2021 году Государственному Эрмитажу из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования:
- в сумме 99 162,4 тыс. рублей в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2021 г. N 3544-р в целях государственной поддержки федеральных государственных учреждений культуры, на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ N 597), на сохранение в текущем году установленных Указом N 597 целевых значений соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников (КБК 597 08 01 11 1 03 92501 611);
- в сумме 197 264,2 тыс. рублей в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2021 г. N 3183-р в целях государственной поддержки федеральных государственных бюджетных учреждений культуры в связи с ограничением доступа посетителей из-за распространения новой коронавирусной инфекции на оплату труда отдельных категорий работников, определенных Указом N 597, уплату налогов и сборов, страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации, оплату коммунальных услуг, оплату расходов, связанных с содержанием имущества, и расходов, связанных с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, утвержденных в установленном порядке, на сохранение в текущем году определенных Указом N 597 целевых значений соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников, а также на предотвращение образования просроченной кредиторской задолженности по указанным расходам учреждений на 1 января 2022 года в связи с ограничительными мерами, направленными на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (КБК 597 08 01 11 1 03 92510 612).
Всего из резервного фонда Правительства Российской Федерации Государственному Эрмитажу выделено в 2021 году 296 426,6 тыс. рублей.
В 2020 году на аналогичные цели в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 8 мая 2020 г. N 1231-р и от 28 ноября 2020 г. N 3154-р выделено 694 038,3 тыс. рублей. Уменьшение выделенных из резервного фонда средств в 2021 году по сравнению с 2020 годом составило 57,3%.
Выделенные средства Государственным Эрмитажем (как государственным учреждением):
- в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2021 г. N 3544-р израсходованы полностью в сумме 99 162,4 тыс. рублей, или на 100%. Средства направлены на оплату труда работников;
- в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2021 г. N 3183-р израсходованы в сумме 197 281,8 тыс. рублей, или на 100% 7. Средства направлены на оплату труда работников, коммунальных услуг и приобретение расходных материалов и оборудования для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.
В 2021 году выделенные ассигнования позволили Государственному Эрмитажу сохранить соотношение средней заработной платы работников музея по отношению к средней заработной плате по региону, не допустить образования просроченной кредиторской задолженности, своевременно провести оплату коммунальных услуг.
Предусмотренные распоряжениями Правительства Российской Федерации доклады в Правительство Российской Федерации Государственным Эрмитажем направлены в установленные сроки 8.
Сведения о результатах реализации мероприятий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2021 году, направлены Эрмитажем в Федеральное казначейство в установленные сроки и по установленной форме 9.
В ходе проверки установлено снижение средней заработной платы работников Эрмитажа в 2021 году по сравнению с 2020 годом в абсолютном выражении (с 76 377,6 рубля до 69 377 рублей, или на 9,2%), а также значительное падение соотношения средней заработной платы работников Государственного Эрмитажа и среднемесячного дохода от трудовой деятельности по г. Санкт-Петербургу (с 135,1 до 112,7%, или на 22,4 п.п.).
Общий фонд оплаты труда в 2021 году по сравнению с 2020 годом уменьшился на 227 256,5 тыс. рублей.
Несмотря на частичное восстановление доходов от платной деятельности (в 2021 году - 1 042 345,2 тыс. рублей по сравнению с 444 169,2 тыс. рублей в 2020 году), а также значительные остатки средств на счетах Государственного Эрмитажа в части приносящей доход деятельности (на начало 2021 года - 1 408 499,9 тыс. рублей, на конец 2021 года - 1 505 357,1 тыс. рублей), указанные средства направлены на оплату труда в недостаточном объеме. Это не позволило сохранить достигнутого в 2020 году соотношения средней заработной платы.
2.7. Нарушения, выявленные по результатам аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд
Деятельность Эрмитажа как бюджетного учреждения по организации поставок товаров, выполнению работ и оказанию услуг в 2021 году осуществлялась в соответствии с требованиями федерального законодательства 10. Планы-графики закупок Эрмитажа утверждены и размещены в ЕИС 11 в соответствии со сроками, установленными Федеральным законом N 44-ФЗ.
Эрмитажем заключено 1 322 договора на общую сумму 1 432 835,56 тыс. рублей, из них: 919 договоров на сумму 1 043 470,06 тыс. рублей в соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ, 403 договора на сумму 389 365,5 тыс. рублей в соответствии с положениями Федерального закона N 223-ФЗ. Эрмитажем осуществлена 671 закупка у единственного поставщика (подрядчика) на общую сумму 235 690,28 тыс. рублей.
По результатам проведенных конкурентных процедур в 2021 году экономия при заключении договоров в соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ составила 68 530,59 тыс. рублей, или 6,2% общей суммы начальной цены договоров (1 112 000,65 тыс. рублей), при заключении договоров в соответствии с положениями Федерального закона N 223-ФЗ - 657,6 тыс. рублей, или 0,2% общей суммы начальной цены договоров (390 023,0 тыс. рублей),
В 2021 году Эрмитажем были осуществлены закупки у СМП 12 в объеме 32,33% совокупного объема закупок (2 144 297,6 тыс. рублей), что соответствует положениям части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ. Отчет об объеме закупок у СМП за 2021 год размещен Эрмитажем в ЕИС 15 февраля 2022 года.
Государственный Эрмитаж в 2021 году проводил претензионную работу в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с невыполнением обязательств по 57 заключенным договорам, по которым направлены требования об уплате пеней, штрафов на общую сумму 890,3 тыс. рублей, оплаченные в полном объеме.
При проверке закупок установлено нарушение положений Федерального закона N 44-ФЗ 13, где указано, что в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) может использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые осуществляют поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам. При этом Государственным Эрмитажем начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) по трем заключенным договорам 14 на общую сумму 787,5 тыс. рублей определена на основании коммерческих предложений, полученных от организаций, которые не осуществляют услуги по следующим ОКПД 33.12.19.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего профессионального электронного оборудования", ОКПД 71.20.19.140 "Услуги по энергетическому обследованию", а также не выполняют согласно выписке из ЕГРЮЛ указанную деятельность 15.
По данным информационной системы "Спарк", за последние пять лет контракты (договоры) на поставку идентичных товаров, работ, услуг поставщиками ООО "Компания "Инженет", ООО "ОРСО" 16, ООО "ФОРПОСТ", ООО "СтройСервис", ценовое предложение которых было использовано при обосновании НМЦК по трем заключенным контрактам 17, не заключались, а также отсутствует информация о заключении указанными поставщиками контрактов в реестре государственных контрактов.
Фактов необоснованного увеличения в отчетном году Эрмитажем бюджетных ассигнований на исполнение заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих в соответствии с условиями этих контрактов оплате в отчетном году, за счет остатков, не использованных в предыдущем году лимитов бюджетных обязательств на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, не выявлено.
3. Результаты проверки и анализа результативности использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на финансовое обеспечение государственных заданий и субсидий на иные цели
3.1. Минкультуры России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов сформировало Эрмитажу государственное задание 18, которое включает один вид государственных услуг ("Публичный показ музейных предметов, музейных коллекций") и три вида работ ("Создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок", "Формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности музейных предметов, музейных коллекций", "Осуществление реставрации и консервации музейных предметов, музейных коллекций").
Сформированное государственное задание соответствует основным видам деятельности учреждения, установленным пунктом 16 Устава Эрмитажа.
Формирование государственного задания и расчет объема финансового обеспечения выполнения государственного задания Эрмитажу на 2021 год осуществлялись на основании нормативных затрат, а также значений отраслевых корректирующих коэффициентов к базовым нормативным затратам, утвержденных заместителем Министра культуры Российской Федерации от 28 декабря 2020 года 19.
В 2021 году по сравнению с 2020 годом значительно увеличились нормативные затраты по работам "Формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности музейных предметов, музейных коллекций" (с 138,08 до 318,76 рубля, или в 2,3 раза), "Создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок" (с 2 329,5 до 5 633,4 тыс. рублей, или в 2,4 раза).
В 2021 году объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составил 2 094 325,8 тыс. рублей, что больше на 3,7% объема 2020 года (2 019 229,6 тыс. рублей) и на 8,2% объема 2019 года (1 934 935,7 тыс. рублей).
Основной объем (48,5%) субсидии на государственное задание приходится на работу "Формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности музейных предметов, музейных коллекций". На услугу "Публичный показ музейных предметов, музейных коллекций" (в стационарных условиях) приходится только 9,9% объема субсидии на государственное задание.
Фактов несоблюдения порядков формирования государственного задания и предоставления субсидии, несвоевременности получения субсидии в ходе проверки не установлено. Отклонение не превышает 30% показателей государственного задания, в связи с чем представляется обоснованным.
В 2021 году Государственным Эрмитажем достигнуты все установленные показатели государственного задания.
Основные результаты: выставочные мероприятия, организованные и проведенные Государственным Эрмитажем, в 2021 году посетили 1 649,4 тыс. человек и удаленно через сеть Интернет - 2 715,6 тыс. человек. В течение года обеспечивалось формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности более 3 млн музейных предметов, в отношении почти 4 тыс. предметов проводились работы по реставрации. Создано 57 экспозиций (выставок).
Значительно перевыполнены показатели по числу посетителей в стационарных условиях - более чем в 2 раза (план - 750 тыс. человек, факт - 1 649,443 тыс. человек), по числу экскурсий на 38% (план - 19 650, факт - 27 154) в связи с увеличением числа индивидуальных посещений.
Кроме того, на перевыполнение повлияло занижение плановых значений в 2021 году по сравнению с 2020 годом из-за невозможности прогнозирования ситуации с распространением коронавирусной инфекции и приостановлением (ограничением) деятельности учреждений культуры. В 2020 году план по числу посетителей в стационарных условиях был установлен 4 млн человек, факт составил 968,604 тыс. человек в связи с приостановлением (ограничением) деятельности, связанной с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
Таким образом, на 2021 год показатели по числу посетителей в стационарных условиях (750 тыс. человек) установлены ниже, чем фактически достигнутые в 2020 году.
В 2020 году были значительно перевыполнены показатели по числу посетителей удаленно через сеть Интернет: фактическое значение составило 5 315,521 тыс. посетителей при плане 2 470,0 тыс. человек (перевыполнение в 2,2 раза).
В 2021 году указанный показатель перевыполнен на 5% (факт - 2 715,557 тыс. человек, план - 2 580,0 тыс. человек). Увеличение посещения вызвано возросшим интересом публики к сайту музея. Вместе с тем план на 2021 год не учитывал значительно увеличенные показатели 2020 года из-за невозможности прогнозирования ситуации с распространением коронавирусной инфекции.
Анализ динамики фактически достигнутых основных показателей государственного задания Государственного Эрмитажа за 2019-2021 годы приведен в таблице 1.
Таблица 1
Показатели |
2019 г. |
2020 г. |
% к предыдущему году |
2021 г. |
% к предыдущему году |
Число посетителей (в стационарных условиях), чел. |
4 956 529 |
968 604 |
19,5 |
1 649 443 |
170,3 |
Число посетителей (удаленно через сеть Интернет), чел. |
2 581 271 |
5 315 521 |
205,9 |
2 715 557 |
51,1 |
Несмотря на значительный рост посещаемости в 2021 году по сравнению с 2020 годом, восстановления показателей 2019 года не произошло, что обусловлено сохранявшимися в 2021 году ограничениями деятельности, связанными с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, в том числе введением QR-кодов для посещения музеев.
Одновременно в 2021 году число посещений удаленно через сеть Интернет снизилось по сравнению с 2020 годом, в котором наблюдался взрывной рост посещаемости всех виртуальных ресурсов учреждений культуры.
Остаток субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 1 января 2022 года, как и на 1 января 2021 года, у Государственного Эрмитажа как ГРБС отсутствует.
Данные об остатках субсидии на выполнение государственного задания Государственного Эрмитажа как государственного учреждения на 1 января 2022 года и причинах их образования, согласно форме отчетности 0503737, представлены в таблице 2.
Таблица 2
(тыс. руб.)
Наименование |
КВР |
Утверждено плановых значений |
Исполнено плановых значений |
Не исполнено плановых назначений |
Причина образования остатков |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5# |
Расходы |
|
2 370 267,2 |
2 303 216,9 |
67 050,1 |
|
в том числе: расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами |
111, 112, 119 |
1 765 192,6 |
1 764 270,0 |
922,6 |
Экономия по начислениям на оплату труда в связи с превышением предельной величины базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды |
иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд |
241, 244 |
604 624,5 |
538 556,0 |
66 068,4 |
Образование краткосрочной кредиторской задолженности по оплате принятых в декабре 2021 года обязательств, исполнение договоров по факту оказания услуг (работ), а также образование экономии по результатам конкурсных процедур |
уплата налогов, сборов и иных платежей |
851, 852 |
450,1 |
390,9 |
59,1 |
Исполнение плановых значений произведено на основании налоговых деклараций за соответствующий период |
Расчет объемов бюджетных ассигнований на уплату налога на имущество осуществлен с применением коэффициента платной деятельности (0,03010) и определен в сумме 191,3 тыс. рублей.
В ходе проверки установлено, что коэффициент платной деятельности на 2021 год был рассчитан исходя из заниженного в 3 раза объема доходов от платной деятельности, что привело к завышению объема предоставленной субсидии на выполнение государственного задания (в части затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения) на сумму 12,4 тыс. рублей (расчетно).
Вместе с тем данная сумма существенно ниже установленного при проведении контрольного мероприятия уровня существенности и в целом незначительна для общего объема субсидии на государственное задание (2 094 325,8 тыс. рублей) (составляет 0,0006%).
Исполнение Эрмитажем плана финансово-хозяйственной деятельности по виду деятельности "субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания" приведено на диаграмме 3.
В ходе проведения проверки были установлены следующие нарушения и недостатки:
1) в нарушение пункта 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", положений Порядка N 86н 20 Эрмитаж опубликовал на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) электронные копии постановлений Правительства Российской Федерации 21 15 февраля 2022 года с нарушением установленного срока 22;
2) в соответствии с нормами Федерального закона N 54-ФЗ 23 музеи обязаны обеспечить учет музейных предметов и музейных коллекций, ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями, в порядке, установленном Едиными правилами 24, вступившими в силу с 1 января 2021 года.
Так, согласно пункту 1.4 Единых правил Эрмитажу надлежало утвердить внутримузейные правила комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов, отражающие специфику организации учетно-хранительской и научно-фондовой работы в музее и организации.
Также согласно пункту 54.5 Единых правил Государственному Эрмитажу рекомендовано разработать и утвердить методику проведения проверки наличия музейного предмета, включая порядок подсчета музейных предметов и простановки в книгах учета (или в автоматизированной системе учета музейных предметов) специальных отметок о прохождении предметом проверки наличия.
Вместе с тем музеем указанные правила утверждены приказом Государственного Эрмитажа от 28 февраля 2022 г. N 84, а рекомендуемая методика не разработана.
Общий объем доходов Государственного Эрмитажа за 2021 год составил 3 724 097,2 тыс. рублей, из них доходы от приносящей доход деятельности - 1 256 855,9 тыс. рублей (данные формы 0503737 "Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности"). Доля доходов от приносящей доход деятельности в общем объеме доходов учреждения составила 33,7% (в 2020 году - 14,6%).
Доходы от приносящей доход деятельности, установленные планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2021 год, запланированы в сумме 1 261 813,3 тыс. рублей, исполнение составило 99,6% плановых назначений.
В 2021 году поступление доходов от приносящей доход деятельности по сравнению с 2020 годом увеличилось в 1,8 раза, что свидетельствует об их частичном восстановлении. Вместе с тем уровень 2019 года не достигнут даже наполовину (доходы за 2021 год составляют 42% к уровню 2019 года).
Расходы Эрмитажа, осуществленные за счет доходов от приносящей доход деятельности, составили в 2021 году 1 152 975,8 тыс. рублей, снизились по сравнению с расходами 2020 года на 13,3%, а с 2019 годом - на 58,5%.
В структуре расходов, осуществленных за счет доходов от приносящей доход деятельности, наибольшую долю составляет заработная плата с начислениями - 56,8% всех расходов за 2021 год, а также расходы на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд - 43,1%.
В структуре расходов наблюдается ежегодный рост доли заработной платы с начислениями (в 2019 году - 50,6%, в 2020 году - 52%, в 2021 году - 56,8%).
По данным бухгалтерской отчетности Государственного Эрмитажа (Баланс государственного (муниципального) учреждения, форма по ОКУД 0503730), денежные средства учреждения на начало отчетного периода составили 1 408 499,9 тыс. рублей, на конец отчетного периода - 1 505 357,1 тыс. рублей.
Увеличение указанных средств за отчетный период составило 96 857,2 тыс. рублей, или 6,7%, и связано с неполным использованием в 2021 году доходов, поступивших от приносящей доход деятельности.
Значительный объем остатков денежных средств от приносящей доход деятельности характеризует устойчивость финансового положения Государственного Эрмитажа.
3.2. Эрмитажу из федерального бюджета в проверяемый период были выделены субсидии на иные цели в сумме 273 753,1 тыс. рублей, что на 496 659,6 тыс. рублей, или на 64,5%, меньше уровня 2020 года (770 412,7 тыс. рублей). Исполнение бюджетных назначений Эрмитажем за счет субсидии на иные цели в 2021 году как главным распорядителем бюджетных средств составило 100%, как бюджетным учреждением - 61,2% 25.
В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности Эрмитажа на 2021 год объем финансового обеспечения расходов Эрмитажа за счет субсидии на иные цели предусмотрен в общей сумме 600 488,6 тыс. рублей, из них переходящий остаток по состоянию на 1 января 2021 года 331 885,6 тыс. рублей. Кассовое исполнение составило 367 352,9 тыс. рублей.
Половина объема расходов (50,6%) приходится на выплаты персоналу, что связано с выделением средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации на поддержку деятельности в связи с ее приостановлением из-за распространения новой коронавирусной инфекции, а также выплатами руководителю за особые достижения по решению Минкультуры России.
На закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд приходится 49,4%.
Указанные субсидии использованы на мероприятия, связанные с проведением капитального ремонта и реставрации; на разработку проектно-сметной документации по объектам, подлежащим капитальному ремонту и реставрации, и на услуги по ее экспертизе, а также мероприятия по осуществлению авторского надзора и научного руководства за проведением работ по реставрационному ремонту помещений.
Согласно бухгалтерской отчетности Эрмитажа по состоянию на 1 января 2022 года неиспользованные остатки указанной субсидии составили 233 235,7 тыс. рублей. Общий объем остатков средств субсидий на иные цели на 1 января 2022 года снизился на 98 649,9 тыс. рублей, или на 29,7%, по сравнению с данными на 1 января 2021 года.
Основной объем остатков субсидий на иные цели сложился по договору на выполнение работ по реставрации и приспособлению для современного использования здания "Биржи", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Биржевая пл., д. 4, лит. А, II этап. Реставрация и приспособление для современного использования (реставрация фасадов, восстановление гидроизоляции и реставрация стилобата, реставрация кровли основного объема, ремонт инженерных сетей) (183 300,2 тыс. рублей, или 78,5% общего объема остатков) и обусловлен по причине невозможности выполнения части работ по реставрации в холодный период года из-за применяемых технологий реставрационных работ, что не позволило выполнить в полном объеме плановые показатели по объекту. Кроме того, в связи с существенным увеличением цен на строительные материалы возникла необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов, объем которых подрядной организации на момент заключения договора было невозможно предусмотреть, о чем ООО "ГПС" проинформировало Государственный Эрмитаж 26.
Результаты предоставления субсидии на иные цели Эрмитажу не установлены.
4. Результаты проверки и анализ исполнения бюджетных ассигнований на реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов и объектов незавершенного строительства
4.1. Эрмитажу на 2021 год первоначально была предусмотрена субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (далее - субсидия на капитальные вложения) в размере 1 471 236,8 тыс. рублей. Однако в течение 2021 года указанные бюджетные ассигнования перераспределены на объекты Минкультуры России в сумме 926 280,6 тыс. рублей 27 и возвращены в резервный фонд Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере 544 956,2 тыс. рублей 28.
Таким образом, по состоянию на 1 января 2022 года субсидия на капитальные вложения составила 0,0 тыс. рублей.
Соответственно, Минэкономразвития России не доводило до Эрмитажа данные об объектах капитального строительства, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу (далее - ФАИП) на 2021 год с пообъектным распределением общего объема бюджетных ассигнований.
Строительство объектов капитального строительства в 2021 году осуществлялось за счет остатков средств субсидии на капитальные вложения Эрмитажа.
На 1 января 2021 года остатки субсидии на капитальные вложения Эрмитажа составили 1 125 192,9 тыс. рублей. Несогласованные остатки субсидии в размере 104 463,9 тыс. рублей перечислены Эрмитажем в 2021 году администратору доходов (Министерству культуры Российской Федерации).
Кассовое исполнение субсидии, предоставленной Эрмитажу в 2021 году, составило: как ГРБС - 0,0 тыс. рублей; как бюджетного учреждения - 352 738,5 тыс. рублей, или 31,3% (с учетом неиспользованных остатков субсидии прошлых лет).
По состоянию на 1 января 2022 года остаток неиспользованной субсидии составил 772 454,4 тыс. рублей, по сравнению с началом года уменьшился на 31,3%.
Анализ хода строительства и расходования субсидии на капитальные вложения в 2021 году в разрезе объектов капитального строительства показал следующее.
1. По объекту ФАИП "Строительство комплекса зданий производственной базы и фондохранилища - III очередь, IV-й этап строительства (2-й этап III очереди строительства) по адресу: г. Санкт-Петербург, Заусадебная улица, дом 37, литера А" (далее - IV-й этап строительства фондохранилища) на 2021 года Государственному Эрмитажу Минфином России согласована потребность в остатках средств в размере 393 839,4 тыс. рублей (из них средства 2017 года - 149 522,9 тыс. рублей, средства 2020 года - 244 316,5 тыс. рублей). На 1 января 2022 года исполнено 92 434,5 тыс. рублей, остаток субсидии - 301 404,9 тыс. рублей.
Сроки строительства: 2012-2021 годы (с учетом оснащения объекта технологическим оборудованием). Мощность - 21 763 кв. м, в том числе инженерно-лабораторный корпус - 20 468,3 кв. м, автостоянка - 1 294,7 кв. м.
Общая стоимость Объекта капитального строительства 3 104 593,8 тыс. рублей (включая НДС) утверждена приказом Государственного Эрмитажа от 28 апреля 2021 г. N 172.
Начало строительства осуществлялось подрядной организацией ООО "Эскиз" 29 Стоимость договора - 1 897 721,4 тыс. рублей. По решению Эрмитажа в 2015 году данный договор расторгнут в одностороннем порядке. На момент расторжения договора с ООО "Эскиз" были выполнены и приняты Эрмитажем на 15% сметной стоимости объекта.
В дальнейшем Эрмитажем заключен договор 30 с ООО "ЭталонПромстрой" (действующий в проверяемый период) на выполнение завершающих работ по IV этапу строительства фондохранилища, стоимостью 1 620 537,4 тыс. рублей (с учетом изменений).
С момента начала действия договора по состоянию на 1 января 2022 года Эрмитажем оплачено работ (с учетом аванса) на общую сумму - 1 483 292,6 тыс. рублей, принято (освоено) работ (согласно актам по форме КС-2) на общую сумму - 1 527 721,1 тыс. рублей, из них в 2018 году - на 458 560,2 тыс. рублей, в 2019 году - на 141 234,7 тыс. рублей, в 2020 году - на 159 925,85 тыс. рублей, в 2021 году - на 37 150,8 тыс. рублей.
В процессе строительства актуализирована исходно-разрешительная документация, а также внесены изменения в проектную документацию и получены положительные заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России" 31.
По договорам, заключенным в 2020-2021 годах, в рамках оснащения оборудованием объекта осуществлена оплата по 15 договорам в 2021 году на общую сумму 92 434,5 тыс. рублей.
В соответствии с отчетом Эрмитажа о ходе реализации ФАИП за 2021 год, представленным в Минэкономики России на 1 января 2022 года, процент технической готовности объекта IV-й этап строительства фондохранилища составляет - 100% (без учета оснащения объекта технологическим оборудованием).
Проверкой установлено, что Государственным Эрмитажем ненадлежащим образом осуществлялись полномочия заказчика и застройщика при осуществлении бюджетных инвестиций 32 в форме капитальных вложений в объект IV-й этап строительства фондохранилища.
Так, Эрмитажем не обеспечен ввод объекта в эксплуатацию в установленный постановлением N 1718 срок - 2021 год 33.
На 1 января 2022 года процент технической готовности объекта составляет 96% (с учетом оснащения объекта технологическим оборудованием). Получено заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации требованиям проектной документации 34 от 22 декабря 2021 г. N 16-13-53.
По причинам несвоевременности исполнения контрагентами обязательств по договору от 20 октября 2020 г. N 150 АЭФ/20-385 на поставку оборудования для измерения, испытаний и навигации на сумму 129 469,2 тыс. рублей планируемая дата получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию перенесена Государственным Эрмитажем на II квартал 2022 года.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что строительный контроль на объекте IV-й этап строительства фондохранилища в рамках договора от 26 июня 2015 г. N 1 КС/15М-8 (с учетом дополнительных соглашений) в 2021 году осуществлялся АО "Служба Заказчика" при несоблюдении норматива численности работников заказчика, установленного приложением к Положению N 468 35, согласно которому нормативы численности работников заказчика, на которых возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются в зависимости от стоимости строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года.
Стоимость строительства Объекта IV-й этап строительства фондохранилища в базисном уровне цен на 1 января 2000 года составляла 621 750,38 тыс. рублей 36. При указанной базисной стоимости объекта норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, составляет 25 человек.
Вместе с тем число АО "Служба Заказчика", осуществляющих строительный контроль, в 2021 году составляет 7 человек.
Также АО "Служба Заказчика" не надлежащим образом выполняло обязательства, предусмотренные договором от 26 июня 2015 г. N 1 КС/15М-8, в результате раздел 5 Общего журнала работ N 9 не соответствует пункту 8.5 Порядка РД-11-05-2007 37, поскольку не содержит сведения об устранении указанных недостатков, а также о применяемых строительным контролем схемах контроля выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.
2. По объекту ФАИП "Строительство комплекса зданий производственной базы и фондохранилища - III очередь, V-й этап строительства (3-й этап III очереди строительства) по адресу: Санкт-Петербург, улица Школьная, дом 39, литера А" (далее - V-й этап строительства фондохранилища) финансирование в 2021 году отсутствует. С учетом изменений в ФАИП (уточненные на 1 декабря 2021 года) в IV квартале 2021 года был исключен из ФАИП на 2021 год.
Объект V-й этап строительства фондохранилища финансировался за счет неиспользованного остатка средств, согласованного с Минфином России, в размере 731 353,5 тыс. рублей (из них средства 2019 года - 471 102,3 тыс. рублей, средства 2020 года - 260 251,2 тыс. рублей). Кассовый расход бюджетных ассигнований составил 260 257,3 тыс. рублей, остаток субсидии - 471 096,2 тыс. рублей.
Срок реализации данного мероприятия в ФАИП - 2025 год.
На 1 января 2022 года техническая готовность объекта - 19,7%, по сравнению с 2021 годом увеличилась незначительно на 1.9 п.п.
Строительство объекта первоначально осуществлялось в рамках Договора на проведение строительно-монтажных работ, заключенного с ООО "МехСтройТранс" 38, стоимостью 3 667 413,7 тыс. рублей. Решением Арбитражного суда города Москвы 39 ООО "МехСтройТранс" признано несостоятельным (банкротом).
В 2020 году между Эрмитажем и ОАО "ССУ-5" заключен договор от 31 января 2020 г. N 168 АЭФ/19-230 на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "V-й этап строительства фондохранилища". В 2021 году приняты работы на сумму 109 776,4 тыс. рублей (согласно актам по форме КС-2) и 100% оплачены.
Дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2022 года составляет 1 045 855,7 тыс. рублей. Она образовалась в результате выплаты аванса по договорам 40, а также в результате осуществления предоплаты по договорам на подключение объекта к инженерным сетям, заключенным с монополистами 41.
Также с целью уменьшения дебиторской задолженности Эрмитажем осуществляется работа по взысканию сумм неотработанных авансов в судебном порядке 42. Погашения требований в 2021 году не осуществлялось.
Государственный Эрмитаж в 2021 году в рамках заключенных договоров по исполнению ФАИП проводил претензионную работу, в результате которой в адрес подрядчиков (исполнителей) направлено 40 претензий на общую сумму 4 196,1 тыс. рублей, из них удовлетворены 36 претензий на общую сумму 3 753,6 тыс. рублей.
4.2. В бюджетной отчетности Эрмитажа 43 как главного распорядителя бюджетных средств за 2021 год отражены фактические расходы на реализацию инвестиционных проектов по семи объектам капитального строительства на 1 января 2021 года в сумме 3 742 605,8 тыс. рублей, на 1 января 2022 года сумма увеличилась и составила 3 991 363,3 тыс. рублей.
Объем незавершенного строительства, по данным бухгалтерской отчетности Эрмитажа за 2021 год, увеличился на 248 757,5 тыс. рублей по трем из семи объектов незавершенного строительства.
Данные, отраженные в формах государственного статистического наблюдения, направляемых Эрмитажем по формам С-2 и 1-БЗ, соответствуют данным, отраженным в регистрах бухгалтерского учета.
В проверяемом периоде предусмотрен ввод в эксплуатацию в 2021 году объекта капитального строительства "Строительство комплекса зданий производственной базы и фондохранилища III очередь, IV-й этап строительств (2-й этап III очереди строительства) по адресу: г. Санкт-Петербург, Заусадебная улица, дом 37, литера А". По состоянию на 1 января 2022 года в установленные сроки объект в эксплуатацию не введен.
По другим объектам в соответствии с ФАИП на 2021 год ввод в эксплуатацию объектов строительства Эрмитажа не предусмотрен.
5. Оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
Итоговая оценка качества управления государственными финансами, осуществляемого Государственным Эрмитажем в 2021 году, в соответствии с Методикой проведения Счетной палатой Российской Федерации в ходе последующего контроля за исполнением федерального бюджета оценки качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденной Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 мая 2018 г. N 24К (1245), составила 47 баллов 44. В 2020 году указанная оценка составила 46 баллов.
6. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
Ранее направленные замечания Счетной палаты Российской Федерации по организации внутреннего финансового аудита в Государственном Эрмитаже по результатам контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2020 год" в Государственном Эрмитаже" устранены в полном объеме.
В 2021 году внутренний финансовый аудит в Государственном Эрмитаже осуществлялся в соответствии со стандартами внутреннего финансового аудита и Положением о ВФА 45, уточненным по замечаниям Счетной палаты Российской Федерации.
Проведение аудиторских мероприятий в 2021 году запланировано равномерно, одно из мероприятий проведено в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств. Выбор объектов аудиторских мероприятий представляется обоснованным. В соответствии с требованиями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита организовано ведение реестра бюджетных рисков.
Значимых недостатков/нарушений, в том числе в учете и отчетности, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, имущества по результатам контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации в Государственном Эрмитаже, не отраженных в отчетности субъекта внутреннего финансового аудита, не выявлено.
Надежность внутреннего финансового аудита в Государственном Эрмитаже в 2021 году может быть оценена как высокая.
7. Результаты проверки и анализа эффективности формирования, управления и распоряжения федеральной собственностью главным администратором средств федерального бюджета
По состоянию на 1 января 2022 года осуществлена государственная регистрация: права постоянного (бессрочного) пользования в отношении всех 11 земельных участков общей площадью 16,39 гектара, предоставленных Эрмитажу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также права оперативного управления в отношении всех 22 объектов недвижимого имущества общей площадью 242 927,0 кв. м, закрепленных за Эрмитажем.
В реестре федерального имущества учтены 11 земельных участков, закрепленных за Эрмитажем на праве постоянного (бессрочного) пользования, и 22 объекта недвижимого имущества (18 зданий, 3 помещения, 1 сооружение) общей площадью 242 936,0 кв. м балансовой стоимостью 26 006,45 млн рублей, закрепленных за Эрмитажем на праве оперативного управления.
В составе имущественного комплекса Эрмитажа числятся восемь объектов недвижимости, являющиеся объектами культурного наследия федерального значения, и один объект культурного наследия регионального значения.
По состоянию на 1 января 2022 года общая площадь помещений, переданных Эрмитажем по согласованию с Минкультуры России в аренду и безвозмездное пользование сторонним организациям, составила 1 529,39 кв. м, или 0,63% общего количества площадей. Доходы Эрмитажа от сдачи имущества в аренду составили 25 141,9 тыс. рублей.
Согласно приказу Минкультуры России N 1065 46 определение видов и ведение перечней особо ценного движимого имущества осуществляется Государственным Эрмитажем.
Перечень особо ценного движимого имущества, закрепленного за Эрмитажем, утвержден в количестве 1 801 единицы на общую сумму 4 170 087,5 тыс. рублей, в том числе: движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500,0 тыс. рублей, - 1 737 единиц на сумму 4 161 878,1 тыс. рублей; иное имущество, без которого осуществление основных видов уставной деятельности будет существенно затруднено, - 64 единицы на сумму 8 209,4 тыс. рублей.
8. Анализ выполнения предложений Счетной палаты Российской Федерации, содержащихся в представлениях Счетной палаты и информационных письмах, направленных по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета
По результатам проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в федеральном государственном бюджетном учреждении культуры "Государственный Эрмитаж" Счетная палата Российской Федерации направила представление от 9 апреля 2021 г. N ПР12-47/12-04.
Эрмитажем приняты меры по устранению выявленных нарушений. На основании решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 14 декабря 2021 г. N 76К(1519) представление снято с контроля.
9. Выводы
9.1. Фактов, свидетельствующих о недостоверности бюджетной и бухгалтерской отчетности ФГБУК "Государственный Эрмитаж" за 2021 год, не установлено.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2021 год Эрмитажем как ГРБС составило 2 467 241,3 тыс. рублей, или 100% утвержденных бюджетных назначений.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2021 год Эрмитажем как бюджетным учреждением составило 4 176 284,2 тыс. рублей, или 76,2% плановых назначений в сумме 5 481 644,5 тыс. рублей.
9.2. По отчетным данным, Эрмитажем как бюджетным учреждением неисполненные плановые назначения сложились в объеме 1 305 360,3 тыс. рублей, из которых 59,2% (772 454,4 тыс. рублей) приходится на субсидии на осуществление капитальных вложений.
Причины образования в следующем: несвоевременность исполнения обязательств по договорам на поставку технологического оборудования по объекту IV-й этап строительства фондохранилища 47, некачественно выполненный проект по объекту V-й этап строительства фондохранилища 48 требует внесения в ПСД, организация, ранее подготовившая проект, признана банкротом, что негативно сказывается на сроках строительства и влечет неосвоение бюджетных средств.
9.3. При проверке государственного задания установлены следующие нарушения и недостатки:
- в нарушение положений федерального законодательства 49 и Порядка N 86н Эрмитаж опубликовал на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) электронные копии документов 50 с нарушением установленного срока;
- в соответствии с пунктом 54.5 Единых правил Государственный Эрмитаж не разработал методику проведения проверки наличия музейного предмета, включая порядок подсчета музейных предметов и простановки в книгах учета.
9.4. В ходе проверки установлено снижение средней заработной платы работников Эрмитажа в 2021 году по сравнению с 2020 годом (с 76 377,6 рубля до 69 377 рублей), а также значительное падение соотношения средней заработной платы работников Эрмитажа и среднемесячного дохода от трудовой деятельности по г. Санкт-Петербургу (с 135,1 до 112,7%, или на 22,4 п.п.).
Несмотря на частичное восстановление доходов от платной деятельности в 2021 году, а также наличие остатков средств, Эрмитаж не смог сохранить достигнутого в 2020 году соотношения средней заработной платы.
9.5. При аудите закупок установлено, что в нарушение положений Федерального закона N 44-ФЗ Государственным Эрмитажем по трем заключенным договорам на общую сумму 787,5 тыс. рублей определена НМЦК на основании коммерческих предложений, полученных от организаций, не осуществляющих поставку идентичных товаров, работ, услуг согласно выписке из ЕГРЮЛ по видам деятельности соответствующим ОКПД 33.12.19.000, ОКПД 71.20.19.140, а также в реестре государственных контрактов по компаниям ООО "Компания "Инженет", ООО "ОРСО", ООО "ФОРПОСТ", ООО "СтройСервис", ценовое предложение которых было использовано при обосновании НМЦК, отсутствует информация о заключении контрактов, являющихся предметом закупки.
9.6. Проверкой установлено, что Государственным Эрмитажем ненадлежащим образом осуществлялись полномочия заказчика и застройщика при осуществлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объект IV-й этап строительства фондохранилища, в связи с чем не обеспечен ввод в эксплуатацию в срок - 2021 год.
На 1 января 2022 года процент технической готовности объекта составляет - 96% (с учетом оснащения объекта технологическим оборудованием). Получено заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства от 22 декабря 2021 г. N 16-13-53.
По причинам несвоевременности исполнения контрагентами обязательств на поставку оборудования планируемая дата получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию перенесена на II квартал 2022 года.
10. Предложения
10.1. Учесть результаты проверки в Заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2021 год.
10.2. Направить представление Счетной палаты Российской Федерации генеральному директору федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Эрмитаж".
10.3. Направить Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Эрмитаж" в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор |
С.И. Штогрин |
------------------------------
1 Утверждены Верховным Советом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1.
2Подпункт 8.2 пункта 8 Требований к содержанию и форме предоставления информации о деятельности организаций культуры, размещаемой на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций культуры в сети Интернет, утвержденных приказом Минкультуры России от 20 февраля 2015 г. N 277 (далее - Требований к информации о деятельности учреждения).
3 https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/
4 2 467 241,3 тыс. рублей х 1,5% = 37 008,62.
5 По объекту ФАИП "Строительство комплекса зданий производственной базы и фондохранилища - III очередь, IV-й этап строительства (2-й этап III очереди строительства) по адресу: г. Санкт-Петербург, Заусадебная улица, дом 37, литера А" (далее - IV-й этап строительства фондохранилища).
6 По объекту ФАИП "Строительство комплекса зданий производственной базы и фондохранилища - III очередь, V-й этап строительства (3-й этап III очереди строительства) по адресу: г. Санкт-Петербург, улица Школьная, дом 39" (далее - V-й этап строительства фондохранилища).
7 С учетом разрешенного остатка к использованию субсидии 2020 года в сумме 28,1 тыс. рублей.
8 Письмами от 24 января 2022 г. N 184 и 185.
9 В составе бюджетной отчетности (форма 0501118).
10Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).
11 Единая информационная система на сайте zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
12 Субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СМП).
13Пункт 5 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с частью 18 указанной статьи.
14Договор от 15 ноября 2021 г. N 180 АЭФ/21М-704 на сумму 50,4 тыс. рублей с ООО "ЛППМ", договор от 30 декабря 2021 г. N 223 АЭФ/21М-747 на сумму 693,8 тыс. рублей с ООО "Альтера", договор от 30 декабря 2021 г. N 242 АЭФ/21М-757 на сумму 43,3 тыс. рублей с ООО "Сателлит".
15 При этом согласно извещениям о проведении закупок (извещение от 8 октября 2021 г. N 0372100005621000184 (КТРУ 33.12.19.000), извещение от 22 ноября 2021 г. N 037210000562000232 (КТРУ 33.12.19.000), извещение от 29 ноября 2021 г. N 0372100005621000239 (КТРУ 71.20.19.140) предмет закупки был определен по кодам позиций КТРУ 33.12.19.000, 71.20.19.140, что соответствует кодам по ОКПД 33.12.19.00 и ОКВЭД 33.12 "Услуги по ремонту оборудования", ОКПД 71.20.19.140 и ОКВЭД 71.20 "Услуги в области технических испытаний, исследований, анализа и сертификации".
16 Отсутствует действующая лицензия на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданная Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (является обязательным требованием к участнику закупки).
17 По договорам:
- от 15 ноября 2021 г. N 180 АЭФ/21М-704 НМЦК определена на основании трех коммерческих предложений, полученных от ООО "Компания "Инженет" ОКВЭД 43.21 "Производство электромонтажных работ" (исх. от 08.09.2021 N 37/21); от ООО "ОРСО" ОКВЭД 41.20 "Строительство жилых и нежилых зданий" (исх. от 08.09.2021 N 27-21); от ООО "Системкомплеклекс" ОКВЭД 41.20 Строительство жилых и нежилых зданий" (исх. от 08.09.2021 N 88);
- от 30 декабря 2021 г. N 223 АЭФ/21М-747 НМЦК определена на основании трех коммерческих предложений, полученных от ООО "Компания "Инженет" ОКВЭД 43.21 "Производство электромонтажных работ" (исх. от 18.10.2021 N 1321); от ООО "Системкомплеклекс" ОКВЭД 41.20 Строительство жилых и нежилых зданий" (исх. от 15.10.2021 N 103); ООО "ФОРПОСТ" ОКВЭД 43.21 "Производство электромонтажных работ" (исх. от 15.10.2021 N 17-21);
- от 30 декабря 2021 г. N 242 АЭФ/21М-757 НМЦК определена на основании пяти коммерческих предложений, полученных от ООО "Альянс-Инжиниринг" ОВЭД 71.20.4 "Испытания, исследования и анализ целостных механических и электрических систем, энергетическое обследование" (исх. от 10.11.2021 N 26); от ООО "НДК" ОКВЭД 33.14 "Ремонт электрического оборудования"(исх. от 10.11.2021 N 271/2021); от ООО "Стройсервис" ОКВЭД 42.22 "Строительство коммунальных объектов для обеспечения электроэнергией и телекоммуникациями" (исх. от 08.11.2021 N 27).
18 Государственное задание от 26 декабря 2020 г. N 597-00078-21-00.
19 В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640.
20Пункты 6, 7, 15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 86н (далее - Порядок N 86н).
21Постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 282 "О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Эрмитаж" и от 11 сентября 2021 г. N 1539 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
22 Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем принятия документов или внесения изменений в документы.
23Статья 5 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 54-ФЗ).
24Единые правила организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций утверждены приказом Минкультуры России от 23 июля 2020 г. N 827 (далее - Единые правила).
25 Порядок предоставления из федерального бюджета субсидии федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Государственный Эрмитаж" в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден приказом Минкультуры России от 24 декабря 2018 г. N 2325 (с учетом изменений от 13.05.2020) и приказом Минкультуры России от 27 июля 2021 г. N 1247.
26 Письмо от 29 ноября 2021 г. N 1334/21.
27 Изменения на основании обращения ГРБС - Эрмитажа в ГИИС "Электронный бюджет" по решению штаба от 20 октября 2021 г. N 49 (комплексный запрос N 1-111-054/0010, утверждено 8 ноября 2021 года).
28 Казначейское уведомление от 10 ноября 2021 г. N 597-009.
29 Договор от 4 февраля 2014 г. N 0372100005613000527-0001698-01.
30 Договор от 17 сентября 2015 г. N 3КС/15-10. (далее - договор).
31 Сводное заключение о проведении публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта от 10 сентября 2019 г. N 00420-19/СПЭ-02535/701, выданное Санкт-Петербургским филиалом ФАУ "Главгосэкспертиза России"; заключение государственной экспертизы о проверке проектной документации и инженерных изысканий от 30 декабря 2019 г. N 78-1-1-3-039153-2019, выданное Санкт-Петербургским филиалом ФАУ "Главгосэкспертиза России"; заключение государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости от 31 декабря 2019 г. N 00585-19/СПЭ-02535/704 (номер в Реестре 00-1-2795-19), выданное Санкт-Петербургским филиалом ФАУ "Главгосэкспертиза России".
32 Установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. N 1718 "О предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Эрмитаж" (далее - постановление N 1718).
33 С учетом протокола заседания президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 35.
34 В том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации.
35Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - Положение N 468).
36 Согласно заключению государственной экспертизы от 31 декабря 2019 г. N 00585-19/СПЭ-02535/704, выданного ФАУ "Главгосэкспертиза России" Санкт-Петербургский филиал.
37Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполненных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства РД-11-05-2007, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12 января 2007 г. N 7 (далее - Порядок РД-11-05-2007).
38 Договор на проведение строительно-монтажных работ от 1 декабря 2015 г. N 0372100005615000329-0001698-01.
39 Решение. Арбитражного суда города Москвы от 30 января 2018 года (дело N А40-96744/16-38-122 "Б").
40 Договоры от 1 декабря 2015 г. N 0372100005615000329-0001698-01 и от 31 января 2020 г. N 168 АЭФ/19-230.
41 Договор от 12 ноября 2013 г. N ОД-СПб-13/7915-Э-13 с ПАО "Ленэнерго", договор от 27 ноября 2013 г. N 10261/13 с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", договор от 23 июля 2014 г. N 10261/14-ВС с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", договор от 6 октября 2020 г. N 1790.055.20 с ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга".
42 Определением Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2017 года дело N А40-96744/16-38-122 "Б" включено в реестр требований кредиторов должника ООО "МехСтройТранс" на сумму требования неотработанного авансового платежа в размере 856 413,5 тыс. рублей.
43Форма 0503190 расходы по счету 010611000.
44 Оценка проведена без учета показателей по доходам в связи с их отсутствием.
45 Утверждено приказом Государственного Эрмитажа от 25 августа 2021 г. N 327 (далее - Положение о ВФА).
46Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 29 июля 2019 г. N 1065 "Об определении видов и перечней ОЦДИ федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации" (далее - приказ Минкультуры России N 1065).
47 По объекту ФАИП "Строительство комплекса зданий производственной базы и фондохранилища - III очередь, IV-й этап строительства (2-й этап III очереди строительства) по адресу: г. Санкт-Петербург, Заусадебная улица, дом 37, литера А" (далее - IV-й этап строительства фондохранилища).
48 По объекту ФАИП "Строительство комплекса зданий производственной базы и фондохранилища - III очередь, V-й этап строительства (3-й этап III очереди строительства) по адресу: Санкт-Петербург, улица Школьная, дом 39" (далее - V-й этап строительства фондохранилища).
49Пункт 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
50 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 282 "О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Эрмитаж", от 11 сентября 2021 г. N 1539 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в федеральном государственном бюджетном учреждении культуры "Государственный Эрмитаж" (597) (камерально) (генеральный директор М.Б. Пиотровский)" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 5 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-