1. Общие положения 1
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по Федеральной службе по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) о результатах внешней проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год и бюджетной отчетности за отчетный финансовый год (далее - заключение Счетной палаты по главному администратору средств федерального бюджета) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по главному администратору средств федерального бюджета подготовлено на основании результатов контрольного мероприятия, проведенного в Росфинмониторинге. По результатам контрольного мероприятия составлен акт, который подписан без замечаний проверяемой стороны.
1.2. Бюджетная отчетность главного администратора средств федерального бюджета за 2021 год (далее - бюджетная отчетность) представлена в Счетную палату 9 марта 2022 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (до 15 марта 2022 года).
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период. Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Росфинмониторинга по состоянию на 1 января 2022 года в соответствии с Инструкцией N 191н и Инструкцией "Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и о порядке их составления и представления", утвержденной приказом Минфина России от 1 марта 2016 г. N 15н. При этом выявленные нарушения не связаны с искажениями бюджетного учета и показателей бюджетной отчетности.
1.3. Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" (далее - Положение о Росфинмониторинге), непосредственно и через свои территориальные органы, во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Территориальными органами Росфинмониторинга являются девять межрегиональных управлений по федеральным округам 2, которые уполномочены осуществлять функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на территории соответствующих федеральных округов.
Росфинмониторинг является учредителем автономной некоммерческой организации "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга" (далее - МУМЦФМ), созданной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 1989-р.
Здесь и далее по тексту нумерация разделов приводится в соответствии с источником
3. Результаты проверки и анализа исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности в главном администраторе средств федерального бюджета
3.1. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ 3 и приложением N 8 к нему Росфинмониторинг является главным администратором доходов федерального бюджета.
Структура доходов, администрируемых Росфинмониторингом, а также информация об исполнении показателей, учтенных в уточненном прогнозе поступления доходов в федеральный бюджет за отчетный финансовый год, приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
(тыс. руб.)
Код бюджетной классификации и наименование вида доходов |
Прогноз |
Исполнено |
% |
1 11 02012 01 6000 120 |
38,7 |
0,4 |
1,0 |
1 11 05031 01 6000 120 |
130,0 |
130,0 |
100,0 |
1 13 02061 01 6000 130 |
1 521,7 |
1 487,7 |
97,8 |
1 13 02991 01 6000 130 |
2 228,0 |
7 521,8 |
337,6 |
1 14 02013 01 6000 410 |
- |
- |
- |
1 14 02013 01 6000 440 |
1,7 |
2,2 |
129,4 |
1 16 01151 01 9002 140 |
8 928,0 |
8 483,5 |
95,0 |
1 16 07010 01 9000 140 |
15,5 |
73,2 |
472,3 |
1 16 07090 01 9000 140 |
68,5 |
230,9 |
337,1 |
1 16 10012 01 9000 140 |
- |
- |
- |
1 16 10013 01 0000 140 |
- |
55,0 |
- |
1 16 10051 01 9000 140 |
- |
- |
- |
1 16 10071 01 9000 140 |
- |
- |
- |
1 16 10121 01 0001 140 |
71,2 |
76,6 |
107,6 |
1 17 05010 01 6000 180 |
- |
- |
- |
2 18 01030 01 0000 150 |
- |
275,5 |
- |
Итого |
13 003,3 |
18 336,8 |
141,0 |
Кассовое исполнение доходов в 2021 году составило 18 336,8 тыс. рублей. Общая сумма отклонения прогноза от кассового исполнения доходов составила 5 333,5 тыс. рублей, или 41% от их прогнозного показателя.
Прогноз доходов формировался Росфинмониторингом в соответствии с Методикой прогнозирования доходов 4. Основные отклонения фактических показателей поступления доходов от их прогнозных значений обусловлены: возвратом в доход федерального бюджета дебиторской задолженности прошлых лет; поступлениями от утилизации списанного имущества Росфинмониторинга; поступлением пеней, неустоек за нарушение срока исполнения обязательств в 2021 году по госконтрактам.
Бюджетная отчетность Росфинмониторинга в части доходов достоверна.
Недостатки и нарушения при исполнении Росфинмониторингом бюджетных полномочий, установленных частью 1 статьи 160 и частью 2 статьи 160 1 Бюджетного кодекса, не выявлены.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "частью 1 статьи 160" имеется в виду "частью 1 статьи 160 1"
Резервы дополнительных поступлений доходов не выявлены.
3.2. Федеральным законом от 8 декабря 2020 г N 385-ФЗ Росфинмониторингу на 2021 год утверждены бюджетные ассигнования в сумме 2 048 961,2 тыс. рублей (100% первоначально утвержденных показателей).
Информация о фактических показателях исполнения Росфинмониторингом федерального бюджета на 2021 год по расходам приведена в таблице N 2.
Таблица N 2
(тыс. руб.)
КБК расходов |
Утверждено Федеральным законом N 385-ФЗ |
Сводная бюджетная роспись с учетом изменений |
Лимиты бюджетных обязательств |
Исполнено (итого) |
Не использовано |
|||
Всего: |
2 048 961,2 |
3 094 276,7 |
3 094 276,7 |
3 084 446,3 |
9 830,4 |
|||
01 |
06 |
234D673400 |
200 |
0,0 |
545 891,2 |
545 891,2 |
545 891,2 |
0,0 |
01 |
06 |
3230164140 |
600 |
148 174,6 |
148 174,6 |
148 174,6 |
148 174,6 |
0,0 |
01 |
06 |
3230290019 |
200 |
836 749,5 |
837 202,4 |
837 202,4 |
835 839,4 |
1 363,1 |
01 |
06 |
3240190019 |
200 |
114 744,9 |
113 861,5 |
113 861,5 |
110 545,4 |
3 316,0 |
01 |
06 |
3240190011 |
100 |
528 846,0 |
834 548,7 |
834 548,7 |
830 681,4 |
3 867,3 |
01 |
06 |
3240190012 |
100 |
363 439,6 |
536 739,6 |
536 739,6 |
535 758,4 |
981,2 |
01 |
06 |
3240190019 |
100 |
28 904,3 |
17 284,3 |
17 284,3 |
16 999,4 |
284,9 |
01 |
06 |
3240190019 |
800 |
3 754,7 |
4 976,4 |
4 976,4 |
4 967,2 |
9,2 |
01 |
08 |
3230192794 |
800 |
24 255,7 |
23 666,7 |
23 666,7 |
23 666,5 |
0,2 |
07 |
05 |
3240190019 |
200 |
70,1 |
35,0 |
35,0 |
28,2 |
6,8 |
07 |
05 |
3240192040 |
200 |
0,0 |
239,1 |
239,1 |
238,0 |
1,1 |
10 |
03 |
0511335890 |
300 |
0,0 |
30 549,7 |
30 549,7 |
30 549,7 |
0,0 |
10 |
03 |
0511392501 |
300 |
0,0 |
1 100,0 |
1 100,0 |
1 100,0 |
0,0 |
10 |
04 |
3240193969 |
100 |
21,8 |
7,5 |
7,5 |
6,9 |
0,6 |
Сводной бюджетной росписью Росфинмониторингу предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 3 094 276,7 тыс. рублей, или 151% утвержденных Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ. Итоговое увеличение бюджетных ассигнований на сумму 1 045 315,5 тыс. рублей осуществлено за счет:
увеличения:
- по разделу 01 подразделу 06 на сумму 1 050 168,2 тыс. рублей:
- на материальное стимулирование государственных гражданских служащих (постановления Правительства Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 440-16 и от 16 декабря 2021 г. N 2305-77) - в общей сумме 492 284,8 тыс. рублей;
- на Федеральный проект "Цифровое государственное управление" (поручение Президента Российской Федерации от 13 февраля 2020 г. N Прс-79) в сумме 556 174,3 тыс. рублей;
- на исполнение заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2021 году, в объеме, не превышающем остатка неиспользованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на эти цели, в сумме 1 709,1 тыс. рублей (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496);
- по разделу 07 подраздела 05 на сумму 239,1 тыс. рублей на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих на 2021 год (распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2021 г. N 395-р);
- по разделу 10 подразделу 03 на сумму 31 649,7 тыс. рублей на предоставление федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилых помещений (распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 546-р, от 2 декабря 2021 г. N 3430-р);
при одновременном уменьшении бюджетных ассигнований:
- по разделу 01 подразделу 06 на сумму 36 103,1 тыс. рублей:
- сокращение международных и внутрироссийских служебных командировок на сумму 11 620,0 тыс. рублей;
- уменьшение ассигнований на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму 11 383,1 тыс. рублей;
- на взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов на сумму 13 100,0 тыс. рублей;
- по разделу 01 подразделу 08 на сумму 589,0 тыс. рублей на взносы в международные организации и платежи в части взносов (платежей) в иностранной валюте;
- по разделу 07 подразделу 05 на сумму 35,1 тыс. рублей затраты на дополнительное профессиональное образование работников;
- по разделу 10 подразделу 04 на сумму 14,3 тыс. рублей ежемесячные компенсационные выплаты сотрудникам (работникам), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Кассовое исполнение расходов Росфинмониторинга в 2021 году составило 3 084 446,3 тыс. рублей (150,5% бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом N 385-ФЗ, или 99,7% бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью).
В ходе выборочной проверки соответствия формирования показателей бюджетной сметы, обоснований бюджетных ассигнований Росфинмониторинга при внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, доведения лимитов бюджетных обязательств на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов нарушения и недостатки не установлены.
Неисполненные бюджетные ассигнования, предусмотренные Росфинмониторингу сводной бюджетной росписью, составили 9 830,4 тыс. рублей, или 0,3%, и обусловлены:
- превышением предельной величины облагаемых выплат на каждого работника, включаемых в базу для начисления страховых взносов в 2021 году на сумму 4 848,5 тыс. рублей;
- экономией по результатам конкурсных процедур и неиспользованным остатком средств от исполнения по заключенным контрактам на оказание услуг связи и коммунальных услуг (уменьшение фактических услуг по сравнению с плановыми) на сумму 2 618,2 тыс. рублей;
- остатком средств, неиспользованных на начало 2022 года для оплаты заключенных государственных контрактов в 2021 году и подлежавших в соответствии с условиями этих контрактов оплате в 2022 году на основании документов, представленных исполнителем на сумму 2 068,7 тыс. рублей.
Неисполненные назначения вызваны объективными причинами и возвращены в бюджет в установленном порядке.
В ходе выборочной проверки соблюдения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при организации, планировании и осуществлении закупок (в том числе в части закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций) нарушений не установлено.
В ходе проверки установлены следующие нарушения.
1. В нарушение требований, установленных абзацем третьим пункта 351 Инструкции N 157н, в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу на конец отчетного периода (1 января 2022 года) (ф. 0503130) (далее - Справка) на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" (код строки - 103) Росфинмониторинга не списана банковская гарантия на обеспечение гарантийных обязательств от 16 декабря 2020 г. N 33804-Г на сумму 1 324,2 тыс. рублей. В ходе проведения проверки данное нарушение устранено. Показатели Справки содержат банковские гарантии, действовавшие только на конец отчетного периода.
2. В нарушение пункта 11(1) Постановления N 2050 5, Росфинмониторингом после 14 мая 2021 года при заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (реестровые номера: 100312238121100050, 100312238121100056, 100312238121100057) в извещениях и проектах государственных контрактов не предусмотрены условия о сроке оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), не превышающем 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
3. Согласно пункту 3 приложения 1 и приложения 6 к приказу Росфинмониторинга N 300 6, контроль за деятельностью МРУ по ЦФО и МРУ по СФО соответственно осуществляет Росфинмониторинг.
В нарушение пункта 11(1) Постановления N 2050 МРУ по ЦФО (реестровый номер 0373100034021000003) и МРУ по СФО (реестровый номер 1540630632721000015) после 14 мая 2021 года при заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не предусмотрели условие о сроке оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, не превышающем 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. Это свидетельствует о недостаточном контроле со стороны Росфинмониторинга за деятельностью МРУ по ЦФО и МРУ по СФО в части соблюдения ими требований, установленных пунктом 11(1) Постановления N 2050.
3.3. В части источников финансирования дефицита федерального бюджета установлено следующее.
В соответствии со статьей 160.2 Бюджетного кодекса и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ Росфинмониторинг включен в перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Бюджетные данные по источникам финансирования дефицита федерального бюджета Росфинмониторингу на 2021 год не доводились, формирование прогноза кассовых поступлений и кассовых выплат по ним не осуществлялось. Счета в кредитных организациях как администратору источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета не открывались.
Согласно бюджетной отчетности Росфинмониторинга за 2021 год курсовая разница по средствам федерального бюджета составила 42,0 тыс. рублей.
Бюджетная отчетность за 2021 год по источникам финансирования дефицита федерального бюджета является достоверной.
3.4. В части дебиторской задолженности установлено следующее. Информация о дебиторской задолженности Росфинмониторинга в отчетном периоде представлена в таблице N 3.
Таблица N 3
(тыс. руб.)
Номер (код) и наименование счета бюджетного учета |
Состояние на отчетную дату |
||
|
|
||
120500000 "Расчеты по доходам" |
7 245,0 |
4 358,7 |
|
11105031016000120 |
120521000 |
509,2 |
379,2 |
11302061016000130 |
120535000 |
1,2 |
|
11601151019002140 |
120545000 |
511,0 |
1 352,5 |
11610121010001140 |
120545000 |
2 504,6 |
621,0 |
11610122010001140 |
120545000 |
1 826,1 |
1 186,0 |
11610123010041140 |
120545000 |
1 892,6 |
820,0 |
11402013016000440 |
120574000 |
0,3 |
|
120600000 "Расчеты по выданным авансам" |
208,3 |
1 310,4 |
|
01083230192794863 |
120626000 |
208,3 |
442,0 |
01063230290019242 |
120631000 |
|
868,4 |
120800000 "Расчеты с подотчетными лицами" |
|
3,2 |
|
|
|
|
3,2 |
120900000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" |
7 617,4 |
552,0 |
|
11302991016000130 |
120936000 |
7 594,1 |
551,6 |
11607010019000140 |
120941000 |
0,3 |
|
11610121010001140 |
120941000 |
23,0 |
0,5 |
130300000 "Расчеты по платежам в бюджеты" |
31,9 |
28,9 |
|
01063240190012129 |
130307000 |
3,0 |
|
01063240190019851 |
130312000 |
28,9 |
28,9 |
Итого |
|
|
По итогам 2021 года дебиторская задолженность Росфинмониторинга уменьшилась на 8 849,3 тыс. рублей, или на 58,6%, и составила 6 253,2 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2022 года дебиторская задолженность по доходам в общей сумме дебиторской задолженности составила 78,5%. По итогам 2021 года она уменьшилась на 9 951,7 тыс. рублей, или на 67% (с 14 862,4 тыс. рублей до 4 910,7 тыс. рублей).
Просроченная дебиторская задолженность по доходам по итогам года уменьшилась на 3 405,8 тыс. рублей, или на 50,3%, и составила 3 365,3 тыс. рублей.
Снижению дебиторской задолженности способствовали: высокий уровень взыскания административных штрафов по постановлениям о назначении административных наказаний; проведение профилактических мероприятий, направленных на повышение информированности подконтрольных субъектов о требованиях законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; организация работы по предупреждению рисков образования дебиторской задолженности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг; выявление просроченной дебиторской задолженности, подлежащей признанию безнадежной, по результатам проведения ее инвентаризации.
Дебиторская задолженность по расходам в течение 2021 года увеличилась на 1 102,3 тыс. рублей, или в 4,6 раза, и составила 1 342,4 тыс. рублей. Увеличение обусловлено изменением показателей вступительного баланса вследствие перенесения в межотчетный период дебиторской задолженности Фонда социального страхования Российской Федерации по возмещению расходов по временной нетрудоспособности, образованной на 1 января 2021 года, со счета 1 303 02 00 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" на счет 1 209 36 000 "Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет".
Дебиторская задолженность по расходам Росфинмониторинга по состоянию на 1 января 2022 года носила текущий характер.
Долгосрочная и просроченная дебиторская задолженность по расходам отсутствовала.
Уровень дебиторской задолженности, ее динамика и состав свидетельствуют о достаточности мер, принимаемых Росфинмониторингом по ее погашению.
3.5. В части кредиторской задолженности установлено следующее.
Информация о кредиторской задолженности Росфинмониторинга в отчетном периоде представлена в таблице N 4.
Таблица N 4
(тыс. руб.)
Номер (код) и наименование счета бюджетного учета |
Состояние на отчетную дату |
||
|
|
||
120500000 "Расчеты по доходам" |
567,2 |
467,7 |
|
11601151019002140 |
120545000 |
12,5 |
200,0 |
11610121010001140 |
120545000 |
176,8 |
95,0 |
11610122010001140 |
120545000 |
172,5 |
172,7 |
11610123010041140 |
120545000 |
205,5 |
0,0 |
120800000 "Расчеты с подотчетными лицами" |
0,0 |
0,2 |
|
01063240190019122 |
120812000 |
0,0 |
0,1 |
01063240190019244 |
120821000 |
0,0 |
0,1 |
1 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" |
1 718,0 |
2 404,9 |
|
01063230290019242 |
130221000 |
396,2 |
527,2 |
01063240190019244 |
130221000 |
129,9 |
141,1 |
01063240190019244 |
130222000 |
35,9 |
27,9 |
01063240190019244 |
130223000 |
125,0 |
163,8 |
01063240190019247 |
130223000 |
881,3 |
826,8 |
01063240190019244 |
130224000 |
0,0 |
45,3 |
01063240190019244 |
130225000 |
8,9 |
31,7 |
01063230290019242 |
130226000 |
56,7 |
63,6 |
01063240190019244 |
130226000 |
80,8 |
72,3 |
01083230192794863 |
130226000 |
0,0 |
336,3 |
01063240190019244 |
130231000 |
0,0 |
168,9 |
01063240190012121 |
130266000 |
3,3 |
0,0 |
1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" |
3 856,0 |
0,0 |
|
01063240190011129 |
130310000 |
3 856,0 |
0,0 |
1 304 00 000 "Прочие расчеты с кредиторами" |
8,2 |
8,2 |
|
01063240190011121 |
130402000 |
8,2 |
8,2 |
Итого |
6 149,4 |
2 880,9 |
По итогам 2021 года кредиторская задолженность Росфинмониторинга уменьшилась на 3 268,5 тыс. рублей, или на 53,2%, и составила 2 880,9 тыс. рублей.
Кредиторская задолженность образовалась за счет предоставления исполнителями (поставщиками) в январе 2022 года документов на оплату услуг, оказанных в декабре 2021 года (услуги связи, коммунальные услуги, транспортные услуги, за пользование имуществом) и излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) платежей в бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Долгосрочная и просроченная кредиторская задолженности в Росфинмониторинге отсутствовали.
Кредиторская задолженность обусловлена объективными причинами, связанными с обеспечением деятельности Росфинмониторинга, и носила текущий характер.
6. Результаты проверки и анализа использования субсидий, предоставленных юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), государственным корпорациям (компаниям) и публично-правовым компаниям, в том числе в виде имущественного взноса, а также взносов в уставные капиталы юридических лиц
6.1. Предоставление субсидии МУМЦФМ в 2021 году регламентировалось Правилами предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга" и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 263", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 1179.
Субсидия была предоставлена в соответствии с Соглашением о предоставлении из федерального бюджета субсидии автономной некоммерческой организации "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга" от 31 декабря 2020 г. N 724-10-2021-001, а также дополнительными соглашениями к нему 7 на цели деятельности МУМЦФМ, определенные распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2016 г. N 1072-р 8, в том числе обеспечение участия Российской Федерации в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), региональных групп, созданных по ее типу, в том числе Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) и других международных организаций, занимающихся вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
При проверке обоснованности расчета объема субсидии МУМЦФМ на 2021 год нарушений не установлено.
МУМЦФМ исполнены средства субсидии в сумме 148 174,6 тыс. рублей. Кассовое исполнение расходов в целом составило 100% 9. В ходе выборочной проверки соблюдения порядка предоставления субсидии, а также отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, нарушения не установлены.
Структура субсидии по направлениям расходов представлена в таблице N 5.
Таблица N 5
(тыс. руб.)
Направление расходов |
Утверждено сметой |
Израсходован о за отчетный период |
Остаток неиспользованных средств |
% исполнения |
Организационное и техническое обеспечение участия Российской Федерации в международных мероприятиях в сфере ПОД/ФТ 10 |
13 172,9 |
13 172,9 |
- |
100 |
Организация и проведение учебно-методических мероприятий по вопросу ПОД/ФТ, в том числе путем реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования |
5 164,0 |
5 164,0 |
- |
100 |
Организация и проведение научно-исследовательских работ, оценки и экспертиз в сфере ПОД/ФТ |
4 902,9 |
4 902,9 |
- |
100 |
Информационное обеспечение международной деятельности Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ |
50 296,7 |
50 296,7 |
- |
100 |
Всего расходы по основным направлениям деятельности |
73 536,5 |
73 536,5 |
- |
100 |
Текущие расходы МУМЦФМ |
74 638,1 |
74 638,1 |
- |
100 |
Итого |
148 174,6 |
148 174,6 |
- |
100 |
Отчет по итогам деятельности МУМЦФМ за 2021 год, отчет об исполнении сметы и бухгалтерская отчетность за 2021 год утверждены протоколом Наблюдательного совета от 11 марта 2022 года N 74. В ходе выборочной проверки порядка составления и представления отчетности МУМЦФМ за 2021 год нарушения и недостатки не установлены.
7. Анализ исполнения в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограммы)
В проверенном периоде Росфинмониторинг участвовал в реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение государственной безопасности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 324-9 (далее - госпрограмма N 32).
Ответственным исполнителем госпрограммы N 32 является ФСБ России, Росфинмониторинг - соисполнителем, в том числе: ответственным исполнителем подпрограммы N 3 "Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - подпрограмма N 3); участником подпрограммы N 4 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение государственной безопасности" (далее - подпрограмма N 4).
Годовой отчет Росфинмониторинга за 2021 год о ходе реализации и оценке эффективности госпрограммы N 32 в части своей компетенции (далее - годовой отчет) направлен ответственному исполнителю в установленном порядке.
Задачи госпрограммы N 32, поставленные перед Росфинмониторингом в 2021 году, а также контрольные события, выполнены, значения целевых показателей (индикаторов) достигнуты.
Сведения о достижении целевых показателей (индикаторов) подпрограммы N 3, утвержденных Росфинмониторингу на 2021 год, представлены в таблице N 6.
Таблица N 6
Наименование показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значения на 2021 г. |
|
план |
факт |
||
Рейтинг соответствия национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма стандартам Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) |
процент |
81,3 |
81,3 |
Уровень автоматизации процессов деятельности Росфинмониторинга |
процент |
55 |
55 |
Показатели (индикаторы), характеризующие реализацию подпрограммы N 4, госпрограммой N 32 не предусмотрены. По подпрограмме N 4 достигнуты следующие результаты: материально-техническое обеспечение кадрового состава Росфинмониторинга для решения поставленных задач в соответствии с доведенным фондом оплаты труда, утвержденными нормативами и в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований.
Таким образом, запланированные, но не достигнутые результаты по подпрограммам N 3 и N 4 госпрограммы N 32, отсутствуют.
Фактором, положительно повлиявшим в 2021 году на ход реализации подпрограммы N 3, явилось расширение возможностей взаимодействия Росфинмониторинга с участниками системы ПОД/ФТ, прежде всего на основе интерактивных сервисов ("личных кабинетов" финансовых и нефинансовых организаций, надзорных и правоохранительных органов, открытых на интернет-портале Росфинмониторинга) и учетно-расчетных профильных панелей.
Результатом совместной работы Росфинмониторинга с участниками системы ПОД/ФТ 11 явилось снижение: количества зарегистрированных в течение 2021 года "фирм-однодневок" - на 62,7%; количества операций с участием "фирм-однодневок" - на 35%; объема вывода денежных средств за рубеж по сомнительным основаниям - на 43,9%; объема финансового потока, связанного с использованием юридических лиц-нерезидентов, - на 75%; объемов финансового потока при использовании электронных средств платежа в схемах отмывания доходов - на 80%; в результате совместной деятельности Росфинмониторинга и Банка России объема сомнительных операций с участием страховых организаций - на 36%; объема подозрительных операций с участием лизинговых компаний - на 26,6% и количества субъектов, участвующих в них, - на 5,9%.
Затраты на реализацию данных подпрограмм соответствовали запланированному уровню. Результативность использования средств федерального бюджета по подпрограммам N 3 и N 4 госпрограммы N 32 составила 99,4%.
По государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" Росфинмониторингу доведены бюджетные ассигнования в сумме 31 649,7 тыс. рублей.
На указанную сумму в соответствии с Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, предоставлено три единовременных субсидии федеральным государственным гражданским служащим Росфинмониторинга.
8. Анализ хода реализации в отчетном финансовом году национальных и федеральных проектов
Анализ результатов реализации Росфинмониторингом в проверенном периоде федерального проекта D6 "Цифровое государственное управление" 12 (далее - ФП "Цифровое государственное управление") национального проекта "Цифровая экономика" 13 показал следующее.
Росфинмониторинг являлся участником подпрограммы "Информационное государство" государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 (далее - государственная программа).
Участие Росфинмониторинга в ФП "Цифровое государственное управление" осуществлялось посредством исполнения задачи 10 "Цифровизация процессов представления государственных услуг и исполнения государственных функций государственными органами власти". В рамках данной задачи за Росфинмониторингом закреплен результат "Обеспечено развитие Единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Федеральной службы по финансовому мониторингу на основе создания и развития интеллектуальной цифровой технологической платформы для участников национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на федеральном и региональном уровнях" (код результата D6.10.160).
В ходе реализации ФП "Цифровое государственное управление" за 2021 год значение результата и контрольные точки выполнены своевременно.
В 2021 году в рамках ФП "Цифровое государственное управление" Росфинмониторингу доведены бюджетные ассигнования на общую сумму 556 174,3 тыс. рублей. Росфинмониторингом были заключены государственные контракты на сумму 545 891,2 тыс. рублей, или на 98,2% от доведенных бюджетных ассигнований.
В связи с экономией бюджетных средств по государственным контрактам на основании предложения на изменение ФП "Цифровое государственное управление" N 1-90-724/0059, утвержденного 26 октября 2021 года, Росфинмониторингом переданы в резервный фонд Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в сумме 10 283,1 тыс. рублей.
Таким образом, объем финансового обеспечения реализации результата Росфинмониторинга составил 545 891,2 тыс. рублей, исполнение составило 545 891,2 тыс. рублей, или 100%.
Рисков при реализации Росфинмониторингом ФП "Цифровое государственное управление" не установлено.
12. Оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
Итоговая оценка качества управления государственными финансами, осуществляемой Росфинмониторингом за 2021 года, составила 42,5 из 49 возможных баллов.
13. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
При организации и осуществлении внутреннего финансового аудита Росфинмониторинг руководствовался статьей 160 2-1 Бюджетного кодекса и федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными Минфином России (приказы от 21 ноября 2019 г. N 195н 14 и N 196н 15, от 18 декабря 2019 г. N 237н 16, от 22 мая 2020 г. N 91н 17, от 5 августа 2020 г. N 160н 18).
В 2021 году Росфинмониторинг издавал ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, установленных приказами Минфина России.
В проверенном периоде планирование внутреннего финансового аудита, проведение аудиторских мероприятий, подготовка отчетности о результатах аудиторских мероприятий, реализация результатов внутреннего финансового аудита осуществлялись отделом внутреннего финансового аудита (далее - отдел ВФА) в соответствии со стандартами внутреннего финансового аудита и с действующими в соответствующие периоды внутренними нормативными документами Росфинмониторинга.
Аудиторскими мероприятиями в 2021 году охвачены как центральный аппарат (далее - ЦА Росфинмониторинга), так и все межрегиональные управления.
В соответствии с Планом аудита на 2021 год отделом ВФА проведено два аудиторских мероприятия по исполнению субъектами бюджетных процедур бюджетных полномочий при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности в 2020-2021 годах (МРУ по РКС, МРУ по ДФО), одно мероприятие по выборочной проверке реализации мер, предусмотренных Планом по устранению нарушений и недостатков, в последующем периоде (МРУ по ЦФО) и одно мероприятие по подтверждению достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета на забалансовых счетах (ЦА Росфинмониторинга и девять территориальных органов).
Выполнение Плана аудита на 2021 год составило 100%.
Общий объем проверенных отделом ВФА бюджетных средств в 2021 году составил 587 547,8 тыс. рублей (в 2020 году - 435 186,5 тыс. рублей). При увеличении в 2021 году по сравнению с 2020 годом суммы проверенных средств на 25% объем бюджетных средств, в отношении которых выявлены нарушения, также увеличился на 75%.
По результатам аудиторских мероприятий в территориальных органах выявлено 99 нарушений/бюджетных рисков (43 нарушения и 56 бюджетных рисков) на общую сумму 10 561,2 тыс. рублей.
По результатам проверки уровень внутреннего финансового аудита Росфинмониторинга оценивается как надежный.
14. Результаты проверки и анализа эффективности формирования, управления и распоряжения федеральной собственностью главным администратором средств федерального бюджета
В соответствии с пунктами 7 и 8 Положения о Росфинмониторинге, директор Росфинмониторинга осуществляет полномочия по управлению имуществом, закрепленным за Росфинмониторингом на праве оперативного управления.
Права оперативного управления на объекты недвижимого имущества, находящиеся на балансе Росфинмониторинга, зарегистрированы в установленном порядке и внесены в реестр федерального имущества.
Сведения о структуре основных средств Росфинмониторинга в 2021 году и динамике их стоимости представлены в таблице N 7.
Таблица N 7
(тыс. руб.)
Наименование |
Остаток на 01.01.2021 |
Движение за 2021 г. |
Остаток на 01.01.2022 |
||
поступило |
выбыло |
||||
Основные средства, всего |
1 635 733,8 |
233 238,8 |
11 344,8 |
1 857 627,8 |
|
в том числе: |
жилые помещения |
81 672,3 |
- |
- |
81 672,3 |
нежилые помещения (здания и сооружения) |
136 328,2 |
7 324,1 |
- |
143 652,3 |
|
машины и оборудование |
1 322 590,6 |
221 992,2 |
8 653,7 |
1 535 929,1 |
|
транспортные средства |
6 687,8 |
- |
- |
6 687,8 |
|
инвентарь производственный и хозяйственный |
86 993,3 |
3 921,6 |
2 630,3 |
8 8284,5 |
|
прочие основные средства |
1 461,6 |
0,9 |
60,8 |
1 401,7 |
Сведения о федеральном имуществе Росфинмониторинга в реестре федерального имущества (здания, сооружения, земельные участки и иное движимое имущество стоимостью свыше 0,5 млн рублей, объекты интеллектуальной собственности) в целом соответствуют бухгалтерскому (бюджетному) учету.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 19 Положения об учете и контроле за использованием федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 (далее - Положение об учете и контроле за имущества#), правообладатель для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление, обязан в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в систему учета карты сведений об объекте учета и документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем для учета в реестре федерального имущества.
В нарушение пункта 19 Положения об учете и контроле за имуществом МРУ по СЗФО как правообладателем системы видеонаблюдения (инвентарный номер 1101340260, балансовая стоимость 525,0 тыс. рублей) направлены сведения в автоматизированную систему учета федерального имущества с нарушением установленного срока на 27 дней.
2. В 2021 году МРУ по ПФО не осуществляло уплату взносов на проведение капитального общего имущества многоквартирных домов. Учитывая обязательный характер уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме у собственников помещений в многоквартирном доме 19, у Росфинмониторинга имеются риски дополнительных незапланированных бюджетных расходов на уплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт за период с мая 2016 года по 2022 год (включительно) на общую сумму 65,7 тыс. рублей, из них за 2021 год - 10,2 тыс. рублей (расчетно).
В ходе проведения контрольного мероприятия МРУ по ПФО обратилось в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области, для уточнения статуса собственника (письмо от 23 марта 2022 г. N 17-03-40/2648).
16. Выводы
16.1. Исполнение Росфинмониторингом федерального бюджета соответствует положениям Бюджетного кодекса. Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Росфинмониторинга по состоянию на 1 января 2022 года. При этом выявленные нарушения и недостатки, не повлияли на достоверность бюджетной отчетности Росфинмониторинга.
16.2. Кассовое исполнение по доходам составило 18 336,8 тыс. рублей. Уточненный прогноз на 2021 год исполнен на 141%.
16.3. Федеральным законом от 8 декабря 2020 г N 385-ФЗ Росфинмониторингу утверждены бюджетные ассигнования на 2021 год в сумме 2 048 961,2 тыс. рублей.
Сводной бюджетной росписью на 2021 год Росфинмониторингу предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 3 094 276,7 тыс. рублей, или 151% утвержденных Федеральным законом от 8 декабря 2020 г N 385-ФЗ.
Увеличение связано с материальным стимулированием государственных гражданских служащих, участием в Федеральном проекте "Цифровое государственное управление", предоставлением федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилых помещений.
16.4. Кассовое исполнение расходов Росфинмониторинга в 2021 году составило 3 084 446,3 тыс. рублей (150,5% бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом N 385-ФЗ, или 99,7% бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью).
16.5. Неисполненные бюджетные ассигнования, предусмотренные Росфинмониторингу сводной бюджетной росписью, составили 9 830,4 тыс. рублей, или 0,3%, и обусловлены объективными причинами.
16.6. Дебиторская задолженность по расходам Росфинмониторинга носила текущий характер и составила 1 342,4 тыс. рублей, или 0,04% кассовых расходов 2021 года. Дебиторская задолженность по доходам по итогам отчетного финансового года сократилась на 9 951,7 тыс. рублей, или на 67%, и составила 4 910,7 тыс. рублей.
16.7. Кредиторская задолженность по расходам и доходам носила текущий характер и составила 2 413,2 тыс. рублей (0,08% кассовых расходов 2021 года) и 467,7 тыс. рублей (2,6% кассового исполнения доходов) соответственно.
16.8. Исполнение субсидии МУМЦФМ в 2020 году составило 148 174,6 тыс. рублей, или 100%. Нарушения в части соблюдения порядка предоставления субсидии, а также отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, не установлены.
16.9. Задачи госпрограммы N 32 "Обеспечение государственной безопасности", а также значения целевых показателей (индикаторов) и контрольные события, установленные Росфинмониторингу в 2021 году, выполнены.
17. Предложения
17.1. Направить Заключение Счетной палаты по Росфинмониторингу в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
17.2. Учесть результаты проверки в Заключении Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за 2021 год.
Аудитор |
С.Ю. Орлова |
------------------------------
1 Нумерация приложений к акту приведена в соответствии с Примерной программой проведения контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год, утвержденной Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 января 2022 г. N 2К(1527).
2 Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу (далее - МРУ по ЦФО), Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (далее - МРУ по СЗФО), Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу (далее - МРУ по ЮФО), Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее - МРУ по ПФО), Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (далее - МРУ по УФО), Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (далее - МРУ по СФО), Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу (далее - МРУ по ДФО), Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - МРУ по СКФО), Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (далее - МРУ по РКС).
3Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ).
4 Методика прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых Федеральной службой по финансовому мониторингу, утверждена приказом Росфинмониторинга от 19 апреля 2021 г. N 86 (далее - Методика прогнозирования доходов).
5Постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2050 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Постановление N 2050).
6Приказа Росфинмониторинга от 1 декабря 2020 г. N 300 "Об утверждении положений о межрегиональных управлениях Федеральной службы по финансовому мониторингу" (далее - приказ Росфинмониторинга N 300).
7 Дополнительные соглашения от 5 апреля 2021 г., N 724-10-2021-001/1, от 16 декабря 2021 г. N 724-10-2021-001/2.
8Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2016 г. N 1072-р "Об определении цели деятельности автономной некоммерческой организации "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга".
9 На 1 января 2022 года остаток средств субсидии составил 0,97 тыс. рублей.
10 Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
11 Согласно годовому отчету Росфинмониторинга за 2021 год.
12 Утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28 мая 2019 г. N 9.
13 Утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7.
14Приказ Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита".
15Приказ Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
16Приказ Минфина России от 18 декабря 2019 г. N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита".
17Приказ Минфина России от 22 мая 2020 г. N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита".
18Приказ Минфина России от 5 августа 2020 г. N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".
19 Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (пункт 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Федеральной службе по финансовому мониторингу (Ю.А. Чиханчин)" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 11 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-