Заключение Счетной палаты РФ
"О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - О.А. Скуфинский)"
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ 22 апреля 2022 г.)
1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр, служба) о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ, Закон о бюджете) и бюджетной отчетности за 2021 год (далее - заключение по Росреестру) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение по Росреестру подготовлено на основании результатов контрольного мероприятия, в ходе которого составлен акт, подписанный с замечаниями проверяемой стороны. На замечания дано соответствующее заключение Счетной палаты.
1.2. В 2021 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" централизуемые полномочия по ведению бюджетного учета Росреестра осуществляло Межрегиональное бухгалтерское управление Федерального казначейства. Сводная годовая отчетность представлена Росреестром в Федеральное казначейство своевременно (1 и 2 марта 2022 года) 1.
Бюджетная отчетность Росреестра за 2021 финансовый год (далее - бюджетная отчетность) представлена в Счетную палату в электронном виде посредством АИС "ЕПС" 15 марта 2022 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 БК РФ.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н, и Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 1 марта 2016 г. N 15н (далее - Инструкция N 15н). Бюджетная отчетность соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона N 385-ФЗ. Организация бюджетного учета осуществляется в Росреестре в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Росреестра по состоянию на 1 января 2022 года в соответствии с Инструкцией N 191н и Инструкцией N 15н.
В целях составления годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2021 год в соответствии с приказом руководителя Росреестра от 29 октября 2021 г. N П/0494 в центральном аппарате Росреестра (далее - ЦА Росреестра) проведена инвентаризация имущества по состоянию на 1 ноября 2021 года, а также финансовых активов и обязательств на 1 января 2022 года.
В целях настоящего заключения оценка существенности произведена с учетом состава, структуры и размерности видов доходов и расходов, отраженных в бюджетной (бухгалтерской) отчетности по форме 0503127, с учетом вероятности наступления рисков и их последствий.
Для расходов, администрируемых Росреестром в 2021 году, уровень существенности принят в размере 1 089 253,4 тыс. рублей исходя из общего размера расходов 51 730 872,5 тыс. рублей с пороговым значением 2,1%.
1.3. Росреестр образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" и осуществляет деятельность на основании Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение о Росреестре) 2.
Руководство деятельностью Росреестра осуществляет Правительство Российской Федерации 3.
В систему Росреестра входят центральный аппарат и 83 территориальных органа (далее - ТО, территориальные органы), два подведомственных учреждения - ФГБУ "Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") и ФГБУ "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" (далее - ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД").
2. Отдельная задача проверки и анализа выполнения главным администратором средств федерального бюджета бюджетных полномочий программой мероприятия не предусматривалась.
3. Результаты проверки и анализа исполнения федерального закона "О федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период" и бюджетной отчетности в главном администраторе средств федерального бюджета
3.1. Доходы федерального бюджета, администрируемые Росреестром по 45 кодам бюджетной классификации (далее - КБК), в 2021 году составили 31 802 368,2 тыс. рублей или 125,1% прогнозного показателя, установленного в размере 25 421 479,0 тыс. рублей.
В течение последних четырех лет администрируемые Росреестром доходы федерального бюджета ежегодно увеличивались, что видно из таблицы 1.
Таблица 1
(млрд руб.)
Показатель |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Доходы федерального бюджета, администрируемые Росреестром |
21,1 |
22,8 (+ 8,1%) |
26,6 (+ 16,7%) |
31,8 (+ 19,6%) |
В основном доходы сформированы за счет поступлений от государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним в размере 27 627 679,8 тыс. рублей (86,7% в объеме доходов). В том числе поступления указанного вида доходов при обращении заявителей через многофункциональные центры - 15 199 804,6 тыс. рублей и при обращении в Росреестр, включая электронные сервисы, - 12 427 875,2 тыс. рублей.
Следующим по значимости видом дохода являлась плата за предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в размере 3 524 766,8 тыс. рублей (11,1% в объеме доходов) 4. Иные виды доходов, включая административные штрафы, составили в пределах 2,2% объема доходов.
В основном перевыполнение прогноза по доходам обусловлено ростом поступлений от государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, доходы от которой совокупно превысили на 5 535 669,8 тыс. рублей установленное плановое значение в 22 092 010,0 тыс. рублей, или на 25,1% 5. Кроме того, возникли незапланированные поступления, включая возврат бюджетными учреждениями остатков средств субсидий прошлых лет в размере 51 403,8 тыс. рублей (аналогичный возврат осуществлен в 2020 году в размере 281 670,9 тыс. рублей).
Многократное перевыполнение прогнозных показателей (от 122 до 259 раз) в течение двух истекших лет отмечается по суммам штрафов, неустоек, пени, что имеет признаки недостатков планирования. При этом показатели труднопрогнозируемые, а превышение в том числе обусловлено недобросовестностью поставщиков товаров, работ и услуг в рамках заключенных Росреестром государственных контрактов.
Сведения, необходимые для составления проекта бюджета, размещались Росреестром в 2021 году в подсистеме "Бюджетное планирование" ГИИС "Электронный бюджет" своевременно.
Предложения Росреестра о корректировке прогнозных показателей доходов на 2021 год не учтены, в связи с тем что в Закон о бюджете не вносились изменения.
При исполнении Росреестром бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, установленных пунктами 1 и 2 статьи 160 1 БК РФ, нарушения не выявлены.
Реестр источников доходов бюджета Росреестра соответствует закрепленным и администрируемым источникам доходов. Применяемые Росреестром методы расчета источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целом соответствуют Общим требованиям к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации 6. Вместе с тем применяемая в 2021 году Росреестром методика прогнозирования 7 содержала недостатки, связанные с наличием сведений о нормативных правовых актах, утративших силу. Указанные акты также несвоевременно актуализированы в приказе об организации исполнения Росреестром полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета 8.
В конце 2021 года - начале 2022 года Росреестром проведена работа по актуализации методики прогнозирования и приказов по администрированию доходов с учетом изменений в законодательстве Российской Федерации, в том числе устранены указанные недостатки.
Прогнозируемый объем выпадающих доходов от применения льгот 9 в 2021 году составил 7 795 477,9 тыс. рублей.
3.2. В части расходов федерального бюджета
3.2.1. Федеральным законом N 385-ФЗ Росреестру на 2021 год предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 40 666 041,5 тыс. рублей, сводной бюджетной росписью (далее - СБР) (с учетом изменений) - 51 854 823,1 тыс. рублей. Сумма по обоснованиям бюджетных ассигнований по состоянию на 1 января 2022 года составляет 51 854 823,1 тыс. рублей и соответствует показателям СБР (с изменениями).
Кассовое исполнение по расходам федерального бюджета за 2021 год составляет 51 730 872,5 тыс. рублей, или 99,8%, утвержденной бюджетной росписи и 127,2% к Федеральному закону N 385-ФЗ. Неисполненные назначения составили 123 950,6 тыс. рублей.
Финансирование деятельности Росреестра в 2021 году осуществлялось в рамках четырех государственных программ Российской Федерации (далее - ГП): ГП "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - ГП N 15), в части входящих в ее состав подпрограммы N 3 "Государственная регистрация прав, кадастр и картография" (далее - Подпрограмма N 3) с федеральным проектом "Информационная инфраструктура" (далее - ФП "Информационная инфраструктура", ФП) национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и федеральным проектом "Цифровое государственное управление", федеральная целевая программа "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)" (далее - ФЦП "Развитие") (в части средств, предназначенных, но не израсходованных в 2020 году на оплату государственных контрактов); ГП "Космическая деятельность России" в части подпрограммы N 8 "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС" (далее - ГП N 21, Подпрограмма "ГЛОНАСС"); ГП "Информационное общество" (далее - ГП N 23) в части федерального проекта "Цифровое государственное управление" (далее - ФП "Цифровое государственное управление") национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"; ГП "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - ГП N 05) в части ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" подпрограммы 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" (таблица 2).
Таблица 2
(тыс. руб.)
Государственная программа |
Федеральный закон N 385-ФЗ |
СБР за 31.12.2021 |
Кассовый расход |
% исполнения |
ГП "Экономическое развитие и инновационная экономика" |
38 664 222,5 |
48 151 627,2 |
48 048 157,1 |
99,8 |
38 664 222,5 |
48 025 100,5 |
47 921 630,4 |
99,8 |
|
ФЦП "Развитие" |
- |
126 526,7 |
126 526,7 |
100 |
ГП "Космическая деятельность России" |
0,0 |
1 764 880,0 |
1 758 424,8 |
99,6 |
Подпрограмма N 8 |
0,0 |
1 764 880,0 |
1 758 424,8 |
99,6 |
ГП "Информационное общество" |
2 001 819,0 |
1 859 758,6 |
1 845 733,3 |
99,2 |
ФП "Цифровое государственное управление" |
2 001 819,0 |
1 859 758,6 |
1 845 733,3 |
99,2 |
ГП "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
0,0 |
78 557,3 |
78 557,3 |
100 |
Итого |
40 666 041,5 |
51 854 823,1 |
51 730 872,5 |
99,8 |
Отмечается высокий показатель исполнения Росреестром бюджетных ассигнований. В целом по Росреестру соотношение неиспользованных бюджетных ассигнований к кассовым расходам отчетного периода составило 0,24% (неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств (далее - ЛБО) составляют 123 950,6 тыс. рублей).
При этом в части неисполненных назначений отмечается, что в основном они сложились:
- по ВР 100 - 34 071,3 тыс. рублей, или 27,5%, в основном в связи с применением регрессивной шкалы ставок при начислении взносов во внебюджетные фонды в конце 2021 года (32 186,1 тыс. рублей, или 94,5%);
- по ВР 200 - 80 780,3 тыс. рублей, или 65,1%, основной причиной являлись нарушения поставщиками, подрядчиками, исполнителями сроков исполнения и иных условий контрактов, не повлекшие судебные процедуры, - 48 529,3 тыс. рублей, или 60,1%.
Минимальный уровень исполнения в размере 87,1% сложился по КБК 321 04 12 15 3 01 90019 243 в связи с мотивированным отказом от приемки работ по государственному контракту от 21 октября 2020 г. N 37 ЭА с ценой 4 959,6 тыс. рублей на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания Управления Росреестра по Самарской области;
- по ВР 500 - 9 062,3 тыс. рублей, или 7,3%, включающие субсидии на проведение комплексных кадастровых работ, в основном в связи с незавершением комплексных кадастровых работ в Магаданской области (в том числе 1 901,6 тыс. рублей за счет субсидии) и Томской области (в том числе 6 523,1 тыс. тыс.# рублей за счет субсидии).
Бюджетная смета ЦА Росреестра на 2021 год и плановый период утверждена в установленный срок. ЦА Росреестра по состоянию на 31 декабря 2021 года доведены лимиты ЛБО в размере 25 355 466,1 тыс. рублей. Утвержденные показатели бюджетной сметы ЦА Росреестра соответствуют доведенным по состоянию на указанную дату ЛБО. Кассовое исполнение за 2021 год составило 25 271 381,8 тыс. рублей, или 99,7%.
Фактов нарушений при исполнении Росреестром полномочий, предусмотренных частью 1 и частью 2 статьи 158, статьями 161 и 162 БК РФ, не установлено.
3.2.2. До 2021 года Росреестр являлся Государственным заказчиком - координатором ФЦП "Развитие". На 2021 год Росреестру восстановлены неизрасходованные бюджетные ассигнования 2020 года на оплату государственных контрактов в рамках закончившейся ФЦП "Развитие" в объеме 232 342,1 тыс. рублей.
Кассовое исполнение составило 126 526,65 тыс. рублей, средства в размере 105 815,4 тыс. рублей направлены в резервный фонд Правительства Российской Федерации.
3.2.3. В 2021 году Росреестру из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в объеме 169 493,9 тыс. рублей на выполнение Росреестром обязательств государственного заказчика по государственным контрактам на оказание услуг по предоставлению вычислительных и сетевых ресурсов центра обработки данных для обеспечения функционирования ФГИС ЕГРН, а также поставки расходных материалов для копировально-множительной техники ЦА Росреестра. Средства использованы в полном объеме 100,0% 10. Бюджетных ассигнований из резервного фонда Президента Российской Федерации не выделялось.
Недостоверности отчетности об использовании средств резервных фондов не выявлено.
3.2.4. При проведении аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд установлено, что расчетно-нормативные затраты на обеспечение деятельности ЦА Росреестра 11 не в полной мере обеспечивают достижение цели нормирования в сфере закупок информационно-коммуникационных технологий. Так, на протяжении нескольких лет до декабря 2021 года сохранялось значительное превышение начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК), рассчитанной нормативным методом, над размером НМЦК, определенным методом сопоставимых рыночных цен. Например, НМКЦ на предоставление неисключительных прав (лицензий) на использование ранее установленного антивирусного программного обеспечения для нужд Росреестра и его территориальных органов, рассчитанная нормативным методом, более чем в 156 раз превышает НМКЦ, рассчитанную посредством анализа рынка, а на выполнение работ по развитию и оказанию услуг по сопровождению автоматизированной системы электронного документооборота в ЦА и территориальных органах Росреестра - в 77 раз.
Росреестром в 2021 году не приведен в соответствие с Правилами определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927, ведомственный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, закупаемых Росреестром.
В нарушение части 7 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ 12 Росреестром несвоевременно осуществлена приемка и оплата результатов по семи государственным контрактам 13 на общую сумму 716 401,39 тыс. рублей, что влечет риски дополнительных расходов федерального бюджета при обращении подрядчиков с требованиями о применении мер ответственности.
Бюджетные обязательства по трем государственным контрактам 14 (по ВР 242 и ВР 246), заключенным Росреестром, не исполнены на общую сумму 39 635,01 тыс. рублей в связи с просрочкой исполнения обязательств исполнителями государственных контрактов и несвоевременным представлением документов для расчетов.
Росреестром не осуществлен достаточный контроль за исполнением условий пяти государственных контрактов 15, что привело к несвоевременному исполнению обязательств. Например, просрочка в выполнении работ по этапу N 2 государственного контракта от 1 марта 2021 г. N 0002-16-21 в 76 дней возникла по вине Росреестра, так как своевременно не был обеспечен доступ к тестовому стенду системы, автоматизирующей деятельность в сфере земельного надзора (АИС Госземнадзор).
Выявлены нарушения при направлении в реестр контрактов информации о договорах, заключенных с соисполнителями, субподрядчиками, являющимися субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями. Так, несвоевременно направлены сведения по двум контрактам 16, заключенным ЦА Росреестра. Нарушение срока составило от 4 до 5 месяцев.
В нарушение пункта 7 распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 824-р "О создании единого агрегатора торговли" Росреестром в 2021 году не размещена в реестре закупок агрегатора торговли информация о 14 договорах, заключенных ЦА Росреестра, на общую сумму 1 247,99 тыс. рублей.
3.3. Исполнение федерального бюджета по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в рамках исполнения полномочий главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета Росреестром в 2021 году не осуществлялось.
Оплата взносов в международные организации осуществлялась Росреестром через лицевой счет, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства, фактического дохода по курсовой разнице не получено. Перечисление взносов проводилось в рублях по курсу Банка России на день совершения операции.
3.4. В отчетном году дебиторская задолженность Росреестра по состоянию на 1 января 2022 года снизилась по сравнению с началом 2021 года на 566 652,2 тыс. рублей, или на 31%, и составила 1 263 245,2 тыс. рублей (таблица 3).
Таблица 3
(тыс. руб.)
Дебиторская задолженность |
На 01.01.2021 |
На 01.01.2022 |
Изменение |
||||
всего |
из них: |
всего |
из них: |
||||
долгосрочная |
просроченная |
долгосрочная |
просроченная |
||||
По доходам |
1 803 888,8 |
154,1 |
521 419,5 |
1 239 879,5 |
91,5 |
230 097,7 |
-564 009,3 |
1 205 00 "Расчеты по доходам" |
1 108 146,5 |
154,1 |
312 941,2 |
919 887,2 |
91,5 |
217 663,5 |
-188 259,3 |
1 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" |
695 742,3 |
- |
208 478,3 |
319 992,3 |
- |
12 434,2 |
-375 750,0 |
По расходам |
26 008,6 |
- |
- |
23 365,7 |
- |
48,2 |
-2 642,9 |
1 206 00 "Расчеты по выданным авансам" |
5 061,3 |
- |
- |
7 893,5 |
- |
- |
2 832,2 |
1 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами" |
9 329,4 |
- |
- |
10 636,5 |
- |
- |
1 307,1 |
1 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты" |
11 617,9 |
- |
- |
4 835,7 |
- |
48,2 |
-6 782,2 |
Итого |
1 829 897,4 |
- |
- |
1 263 245,2 |
- |
230 145,9 |
-566 652,2 |
В основном дебиторская задолженность сформирована по ЦА Росреестра: 861 532,7 тыс. рублей из 1 263 245,2 тыс. рублей, или 68,2%, значительную долю которой составляет задолженность, образованная перед ЦА Росреестра за счет неиспользованного остатка целевых субсидий федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Росреестру, - 614 775,9 тыс. рублей.
Просроченная дебиторская задолженность за 2021 год снизилась в 2,3 раза и составила 230 145,9 тыс. рублей, или 18,2% общей задолженности, в основном сформирована по счету 1 205 45 "Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия" - 200 739,3 тыс. рублей, или 87,2%. Основной причиной являются неоплаченные в установленный законодательством срок административные штрафы за совершение правонарушений 17, а также неисполненные требования об уплате штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров).
ЦА Росреестра разработана и направлена в территориальные органы 18 лучшая практика "Снижение задолженности по уплате административных штрафов за нарушение земельного законодательства", которая предусматривает мероприятия, позволяющие повысить качество администрирования доходов от уплаты административных штрафов и снизить остаток непогашенной задолженности, направленной на снижение дебиторской задолженности по уплате административных штрафов за нарушение земельного законодательства.
В целях сокращения дебиторской задолженности по доходам территориальными органами Росреестра и органами государственной власти субъектов Российской Федерации направляются документы в Федеральную службу судебных приставов (далее - ФССП) для принудительного изъятия. В ФССП на 1 января 2021 года находились в работе документы по принудительному взысканию на общую сумму 485 284,0 тыс. рублей, в том числе в 2021 году направлено документов в ФССП для принудительного изъятия на общую сумму 117 421,6 тыс. рублей, по состоянию на 1 января 2022 года в ФССП находятся в работе направленные территориальными органами Росреестра документы по принудительному взысканию на общую сумму 253 361,6 тыс. рублей. Поступило в бюджет доходов от взыскания ФССП штрафов в 2021 году на 93 616,5 тыс. рублей, из них по документам, направленным в 2021 году, - 44 059,4 тыс. рублей.
Объем списанной в течение 2021 года безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по доходам с балансовых счетов составил 225 797,7 тыс. рублей, а с забалансового счета 04 "Сомнительная задолженность" - 237 626,6 тыс. рублей. Основной причиной списания явилось прекращение исполнения постановлений о назначении административных наказаний, срок исполнения которых установлен статьей 31.9 КоАП 19.
3.5. Кредиторская задолженность Росреестра по состоянию на 1 января 2022 года составляет 789 068,4 тыс. рублей и увеличилась относительно начала года (785 057,5 тыс. рублей) на 4 010,9 тыс. рублей, или 0,5% (таблица 4).
Таблица 4
(тыс. руб.)
Кредиторская задолженность |
На 01.01.2021 |
На 31.12.2021 |
Изменение |
||||
Всего |
из них |
Всего |
из них |
||||
долгосрочная |
просроченная |
долгосрочная |
просроченная |
||||
По доходам |
260 965,5 |
- |
- |
351 518,5 |
- |
- |
90 553,1 |
1 205 00 "Расчеты по доходам" |
260 958,4 |
- |
- |
351 346,7 |
- |
- |
90 388,3 |
1 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" |
7,1 |
- |
- |
171,9 |
- |
- |
164,8 |
По расходам |
524 092,1 |
204 881,0 |
21,2 |
437 549,9 |
- |
- |
-86 542,2 |
1 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами" |
8,1 |
- |
- |
1,9 |
- |
- |
-6,2 |
1 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" |
435 118,7 |
204 881,0 |
21,2 |
349 435,4 |
23 555,8 |
- |
-85 683,3 |
1 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты" |
88 922,0 |
- |
- |
88 072,2 |
- |
- |
-849,8 |
1 304 00 "Прочие расчеты с кредиторами" |
43,3 |
- |
- |
40,4 |
- |
- |
-2,8 |
Итого |
785 057,5 |
204 881,0 |
21,2 |
789 068,4 |
23 555,8 |
- |
4 010,9 |
Кредиторская задолженность по доходам (счета 205.00 и 209.00) увеличилась на 90 553,1 тыс. рублей, или на 34,6%. Увеличение задолженности связано с поступлением платежей, которые носят заявительный характер (государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, плата за предоставление сведений из ЕРГН), по которым заявители на отчетную дату не обращались за оказанием услуги, в том числе ошибочные платежи, подлежащие возврату плательщикам.
Кредиторская задолженность по расходам (счета 208.00, 302.00, 303.00, 304.00) уменьшилась на 86 542,2 тыс. рублей, по результатам проведенных мероприятий по сокращению задолженности - сверок с контрагентами; выявления кредиторской задолженности, начисленной в связи со вступлением в законную силу судебных решений, подлежащей списанию с балансовых счетов ввиду истечения срока предъявления исполнительных документов 20. В частности, по результатам инвентаризации в ЦА Росреестра 21 выявлена задолженность с истекшим сроком давности, не востребованная кредиторами более трех лет, в размере 15 026,7 тыс. рублей, списанная впоследствии с баланса.
По состоянию на 1 января 2022 года долгосрочная кредиторская задолженность Росреестра снизилась в 8,7 раза и составляет 23 555,8 тыс. рублей и образована по территориальным органам по счету 1 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" в связи с начислением задолженности по договорам аренды, срок завершения которых наступает после 1 января 2023 года (в соответствии с СГС "Аренда").
Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2022 года отсутствует.
4. Результаты проверки и анализа исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов и объектов незавершенного строительства
4.1. Федеральной адресной инвестиционной программой (далее - ФАИП) Росреестру в 2021 году не предусматривались бюджетные ассигнования. При этом не осуществлен ввод объекта реконструкции исходного пункта государственной гравиметрической сети Российской Федерации (г. Москва) (далее - исходный пункт), осуществляемый с 2019 года подведомственным Росреестру ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" за счет средств целевой субсидии в рамках ГП N 21, не включенного в ФАИП на 2020-2021 годы.
4.2. Всего у Росреестра, его территориальных органов, подведомственных бюджетных учреждений по состоянию на 1 января 2022 года учтены пять объектов незавершенного строительства (далее - ОНС), что отражено в таблице 5.
Таблица 5
(тыс. руб.)
Наименование |
На начало 2021 г. |
На конец 2021 г. |
Изменение |
|||
кол-во |
фактические расходы |
кол-во |
фактические расходы |
абсолютное |
% |
|
ОНС на балансе Росреестра и ТО Росреестра |
3 |
173 144,1 |
1 |
5 736,6 |
-167 407,5 |
-96,7 |
ОНС на балансе подведомственных учреждений |
4 |
15 337,0 |
4 |
23 272,9 |
7 935,8 |
51,7 |
Итого |
7 |
188 481,1 |
5 |
29 009,5 |
-159 471,7 |
-84,61 |
В течение 2021 года количество ОНС в бюджетном учете Росреестра сокращено с трех до одного объекта.
Отраженный на балансе ЦА Росреестра на начало 2021 года ОНС - "Строительство централизованного архивохранилища Центрального федерального округа, г. Калуга" на сумму 164 167,5 тыс. рублей передан в государственную собственность субъекта Российской Федерации - Калужской области 22.
Капитальные вложения в отраженный на балансе Управления Росреестра по Калужской области на начало 2021 года ОНС - "Строительство межрегионального учетно-регистрационного центра в Калужской области, г. Калуга" на сумму 3 240,0 тыс. рублей в соответствии с приказом Управления Росреестра по Калужской области от 7 июня 2021 г. N П/075 и решением образованной данным приказом комиссии от 9 июня 2021 года признаны расходами текущего финансового года и списаны на чрезвычайные расходы по операциям с активами.
На балансе Управления Росреестра по Астраханской области числится ОНС "Строительство административного здания Управления Росреестра по Астраханской области по ул. М. Горького/ул. Л. Шмидта в Кировском районе г. Астрахани" на сумму 5 736,6 тыс. рублей 23, по которому ранее осуществлялись вложения в разработку проектной документации, но не проводились строительные работы. В ходе формирования проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" выделение финансирования на строительство указанного объекта не поддержано 24. В связи с отказом включения в ФАИП на 2022 год запланировано списание объекта.
В составе объектов, отраженных в бухгалтерском учете подведомственных учреждений, в отношении одного ОНС судебным решением признано право собственности Российской Федерации как на завершенный строительством объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Ленина, д. 67, который планируется передать в муниципальную собственность.
В составе ОНС находились два по факту законченных строительством сооружения 25. Строительство одного из них начато в отчетном году. Указанные ОНС не введены в эксплуатацию по причине неоформленных прав на них.
В отношении одного ОНС, ранее включенного в ФАИП, проводятся строительные работы, также в отношении одного объекта проводятся мероприятия по вводу объекта в эксплуатацию 26.
Росреестром не обеспечено выполнение ведомственного Плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства на 2021 год в части ввода объекта одного объекта, расположенного в Московской области, а также передаче в муниципальную собственность объекта в Оренбургской области.
В отношении объекта на балансе территориального органа Росреестра планируется списание, а в отношении двух объектов на балансе учреждений планируется достройка, а также ввод в эксплуатацию. На ОНС (строения) оформлены правоустанавливающие документы.
5. Результаты проверки и анализа формирования и утверждения государственных заданий, использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели
Объем средств федерального бюджета на предоставление субсидий ФГБУ "ФКП Росреестра" и ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" составил 14 226 674,6 тыс. рублей, включая субсидии на финансовое обеспечение государственного задания в размере 11 842 071,0 тыс. рублей и субсидии на иные цели в размере 2 384 603,6 тыс. рублей.
Объем бюджетных ассигнований в 2021 году по сравнению с уровнем 2020 года увеличился на 13% (с 12 586 725,2 тыс. рублей). При этом объем субсидий, предоставленный учреждениям на иные цели, вырос в 3,1 раза (с 763 034,2 тыс. рублей).
В 2020 году изменился порядок администрирования платы за предоставления сведений из ЕГРН, в связи с чем ФГБУ "ФКП Росреестра" перестало получать доходы от предоставления соответствующих платных услуг, но оказывает соответствующую услугу в рамках государственного задания. Из средств федерального бюджета в целях финансового обеспечения выполнения государственной услуги учреждению предоставлено 2,5 млрд рублей. При этом обеспечено поступление в доход федерального бюджета средств в размере 3,4 млрд рублей.
Государственные задания на 2021 год, соглашения о предоставлении субсидии сформированы в форме электронного документа в ГИИС "Электронный бюджет" и подписаны с соблюдением установленного срока. Финансирование доведено в соответствии с утвержденным графиком, предварительные и годовой отчеты об исполнении государственного задания представлены в установленные сроки.
При организации работы с государственными заданиями в целом обеспечено соблюдение норм порядка формирования государственного задания на оказание государственных работ (услуг) в отношении федеральных государственных учреждений 27.
В 2021 году выполнены первые этапы (из трех) каждой из работ, при общем сроке выполнения научно-исследовательских работ (далее - НИР) - 3 и 9 лет соответственно, вместе с тем в ГИИС "Электронный бюджет" не предусмотрено установление для государственных заданий в качестве плановых значений показателя объема - количество выполненных этапов НИР (фактически в государственном задании и соглашении установлено количество выполненных в 2021 году НИР - 2).
В федеральных перечнях (классификаторах) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг и работ, в 2021 году содержалось три неактуальных реестровых записи, которые в ходе проведения контрольного мероприятия были направлены в архив 28.
Отмечены случаи неразмещения отдельных документов на официальных сайтах учреждений, Росреестра и официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях в сети Интернет 29.
Для ФГБУ "ФКП Росреестра" по 5 государственным услугам и 6 государственным работам установлено по 7 показателей объема, для ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" - 3 показателя по 2 государственным услугам и 25 показателей по 8 государственным работам.
Установленные для финансового обеспечения выполнения подведомственными Росреестру учреждениями государственного задания размеры коэффициента выравнивания по КБК 15 3 01 90059 (для ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" - 1,9651435, для ФГБУ "ФКП Росреестра" - 1,3196056) свидетельствуют как о недостатках планирования и расчета нормативных затрат, так и о возможном дефиците финансирования на обеспечение государственного задания подведомственных организаций. Кроме того, фактически низкие плановые объемы по наиболее трудозатратным работам с наибольшими показателями объема по ведению ЕГРН и услуге по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН 30, привели к увеличению значения коэффициента выравнивания.
Государственные задания выполнены учреждениями с учетом установленного допустимого отклонения.
При формировании ОБАС для ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД", а также планов финансово-хозяйственной деятельности для ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" и ФГБУ "ФКП Росреестра" расчет коэффициента платной деятельности на 2021 год произведен неверно и содержит ошибки 31.
Росреестром не обеспечена проверка полноты и достоверности сведений 32, содержащихся в предоставленных ФГБУ "ФКП Росреестра" документах для получения субсидии. Так, в представленном учреждением финансово-экономическом обосновании для определения потребности в целевой субсидии на мероприятия по организации и осуществлению автотранспортного обслуживания должностных лиц ЦА Росреестра на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, указана цена на оказание услуг по медицинским предрейсовым, послерейсовым 3 432,12 рубля за один выезд (1 252,7 тыс. рублей в год), которая представляется необоснованной. В целях расчета затрат на оказание указанных услуг ФГБУ "ФКП Росреестра" затратным методом представлены три коммерческих предложения третьих лиц по проведению медицинских предрейсовых осмотров по цене 450, 500 и 550 рублей в час (обоснование иных затрат отсутствует).
Применяемый в 2021 году Регламент взаимодействия при подготовке, утверждении государственных заданий для федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, и контроле их выполнения, утвержденный распоряжением Росреестра от 9 июля 2014 г. N Р/82 (в редакции распоряжения Росреестра от 22 июня 2016 г. N Р/118), не в полной мере соответствовал нормативным правовым актам Российской Федерации 33.
В 2021 году подведомственными Росреестру учреждениями не исполнено 1 336 694,0 тыс. рублей по субсидиям, включая субсидии, предоставленные в целях финансового обеспечения выполнения государственного задания, и субсидии на иные цели, что свидетельствует о недостаточной эффективности расходов указанных субсидий. Так:
- ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" не исполнено 47 148,2 тыс. рублей, или 4,9% средств субсидий на иные цели, и 198 483,3 тыс. рублей, или 20,6% средств субсидии на государственное задание;
- ФГБУ "ФКП Росреестра" не исполнено 550 584,9 тыс. рублей, или 26,9% средств субсидии на иные цели, и 540 477,6 тыс. рублей, или 4,7% средств субсидии на государственное задание.
Недостаточное исполнение средств субсидии привели к возникновению неисполненных остатков на 1 января 2022 года на балансе подведомственных учреждений: ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" в размере 471 148,24 тыс. рублей, ФГБУ "ФКП Росреестра" - 550 584,9 тыс. рублей. Основными причинами недостаточного исполнения средств субсидии стали длительность заключения договоров (контрактов) согласно нормам законодательства о контрактной системе, несвоевременное исполнение поставщиками условий контрактов (договоров), экономия на торгах, наличие задолженности учреждения по поставке горюче-смазочных материалов по договору. Росреестром планируется в 2022 году подтверждение к использованию большей части не исполненных в 2021 году остатков средств субсидии.
6. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям), государственным корпорациям (компаниям), а также взносы в уставные капиталы юридических лиц в 2021 году Росреестром не предоставлялись.
7. Анализ исполнения в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации
В 2021 году Росреестру по ГП N 15 предусматривалось 6 мероприятий, включая бюджетные назначения по неисполненным мероприятиям 2020 года. В целом бюджетные ассигнования исполнены на высоком уровне - 99,8% (таблица 7).
Таблица 7
(тыс. руб.)
Наименование направления расходов |
ВР/КБК |
Федеральный закон N 385-ФЗ |
СБР на 31.12.21 |
Кассовый расход на 31.12.2021 |
Исполнено, % |
Доля, % |
ОМ "Обеспечение государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и картографии" |
15 3 01 |
34 383 949,2 |
43 654 522,0 |
43 566 668,6 |
99,8 |
90,7 |
ОМ "Землеустройство и мониторинг состояния и использования земельных ресурсов" |
15 3 02 |
62 187,9 |
22 357,0 |
22 357,0 |
100 |
0,05 |
ОМ "Развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации" |
15 3 03 |
308 044,0 |
293 044,0 |
293 044,0 |
100 |
0,6 |
ФП "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" |
15 3 D2 |
- |
8 088,1 |
8 088,1 |
100 |
0,02 |
ФП "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" |
15 3 D6 |
3 910 041,4 |
4 047 089,4 |
4 031 472,7 |
99,6 |
8,4 |
ФЦП "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)" |
15 Г 00 |
- |
126 526,7 |
126 526,6 |
100 |
0,3 |
Итого по ГП N 15 |
- |
38 664 222,5 |
48 151 627,2 |
48 048 157,1 |
99,8 |
100 |
В 2021 году предусматривалось достижение 7 целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы N 3, из которых достигнуты 6. Отсутствует прогресс достижения показателя, отражающего позицию Российской Федерации в исследовании "Ведение бизнеса" Всемирного банка по показателю "регистрация собственности", так как года в 2021 году# принято решение о прекращении публикации ежегодного рейтинга Doing Business.
При этом плановые значения 4 из 6 целевых индикаторов (показателей) достигнуты Росреестром по результатам 2020 года. В частности, с 2021 года исполнялся показатель (индикатор), учитывающий количество объектов недвижимости в кадастровых кварталах, в отношении которых проведены комплексные кадастровые работы, который ранее характеризовал ход исполнения ФЦП "Развитие". По результатам работы за 2021 год плановое значение превышено в 4,4 раза.
Паспортом (планом реализации) ГП N 15 в отношении Подпрограммы 3 предусмотрены 4 контрольных события, которые исполнены в отчетном году. При этом контрольное событие, отражающее проведение мониторинга состояния и использования земель в субъектах Российской Федерации на площади 10 500 тыс. га, не достигнуто по количественному результату, и соответствующий мониторинг проведен на площади 6 739,9 тыс. га.
Росреестром в рамках реализации Подпрограммы 3 не обеспечено полное исполнение контрольных событий, предусмотренных детальным планом-графиком ГП N 15. Из 40 контрольных событий Росреестром реализовано 37 контрольных событий, из которых 4 с нарушением срока.
Средства, предусмотренные СБР Росреестру в рамках Подпрограммы "ГЛОНАСС", - 1 764 880,0 тыс. рублей исполнены в размере 1 758 424,8 тыс. рублей, или 99,6%. Целевые показатели (индикаторы) по итогам года достигнуты в полном объеме (по 7 показателям). Также обеспечено достижение всех трех контрольных событий.
Исполнение бюджетных ассигнований, предусмотренных Росреестру ГП N 23 в размере 1 859 758,6 тыс. рублей, составило 1 845 733,3 тыс. рублей, или 99,2%. При этом достижения целевых показателей (индикатором) для Росреестра указанной государственной программой не предусматривалось.
В годовом отчете об исполнении ГП N 23 Росреестром в отдельных случаях указана неполная либо неточная информация, в отдельных случаях не соответствующая достижению результатов госпрограммы 34.
Росреестром в полном объеме освоены средства на обеспечение жильем федеральных государственных гражданских служащих в рамках ГП N 05 в размере 78 557,3 тыс. рублей.
8. Анализ хода реализации в отчетном финансовом году национальных и федеральных проектов
В 2021 году Росреестр являлся ответственным исполнителем по нескольким мероприятиям и задачам ФП "Цифровое государственное управление". Указанный проект входил в состав двух государственных программ, предусматривающих финансирование Росреестру (Подпрограмма 3 ГП N 15 и ГП N 23).
Отмечаются отдельные недостатки планирования результатов федерального проекта, а также его выполнения. Так, по задаче D6.10.02 "Создана и функционирует цифровая платформа Росреестра, и на ее основе обеспечивается оказание электронных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а также доступность государственных данных органам власти и бизнесу в режиме онлайн" Росреестром не выполнен ряд ключевых событий - не обеспечен в 2021 году ввод информационных систем в промышленную эксплуатацию, в том числе не обеспечено создание витрины данных ФГИС ЕГРН, не достигнуты 10 контрольных точек, допускались нарушения сроков 35 . В рамках задачи D6.10.33 "обеспечено создание, развитие, наполнение и сопровождение государственных информационных систем "Единая электронная картографическая основа" и "Федеральный портал пространственных данных" не обеспечен результат в части создания информационной системы ведения федерального фонда пространственных данных (далее - ИС ФФПД) 36. Также по задаче паспорт проекта не предусматривал контрольную точку достижение результата в части создания в 2021 году сегментов федеральной сети геодезических станций (далее - ФСГС). Отмечены и другие недостатки 37.
Как следует из представленной Росреестром информации, в рамках заключенных ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" контрактов 12 апреля 2022 года завершены работы по созданию ИС ФФПД и АПК ФСГС.
Кроме того, Росреестр участвовал в реализации федерального проекта "Ипотека" национального проекта "Жилье и городская среда" и являлся ответственным за достижение результата по мероприятию "Рынок ипотеки переведен в электронный формат". Финансирования для Росреестра по указанному федеральному проекту на 2021 год не предусмотрено.
9. Результаты проверки и анализа осуществления бюджетных полномочий в части предоставления межбюджетных трансфертов
Федеральным законом N 385-ФЗ и СБР на 1 января 2022 года Росреестру предусмотрены бюджетные ассигнования в целях предоставления субвенции бюджетам Республики Крым и города федерального значения Севастополя 38 в размере 392 678,6 тыс. рублей, из которых исполнено 392 124,4 тыс. рублей, или 99,8%, не исполнено - 554,2 тыс. рублей.
Объем межбюджетного трансферта в 2021 году Республике Крым составил 330 362,2 тыс. рублей, городу федерального значения Севастополю - 62 316,4 тыс. рублей.
В общих объемах субвенции на 2021 год 85% составляют заработная плата и начисления на выплаты по оплате труда.
По итогам 2021 года достигнуты целевые значения по 18 из 36 показателей оценки эффективности исполнения органами государственной власти Республики Крым и города Севастополя 39 переданных полномочий Росреестра.
Федеральным законом N 385-ФЗ Росреестру на 2021 год предусмотрены средства в размере 180 000,0 тыс. рублей на предоставление субсидий на проведение комплексных кадастровых работ (Межбюджетные трансферты) в рамках реализации ГП N 15 на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Росреестром на 2021 год заключены соглашения с 20 субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидий на общую сумму 180 000,0 тыс. рублей. В число отобранных вошли пять субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа и город федерального значения Севастополь.
Общий объем средств, установленный СБР на 2021 год, составил 199 198,4 тыс. рублей, в том числе 24 671,40 тыс. рублей - на оплату государственных (муниципальных) контрактов, подлежавших оплате в 2020 году. Неисполненные назначения составили 8 475,38 тыс. рублей и объясняются образовавшейся в ходе конкурентных процедур экономией средств, расторжением муниципальных контрактов, незавершением выполнения обязательств по контрактам в 2021 году (с перенесением средств на 2022 год в сумме 8 424,6 тыс. рублей).
Установленные показатели результативности достигнуты 18 из 20 субъектов Российской Федерации. Не достигнуты целевые значения показателей результативности Республикой Ингушетией (проведены комплексные кадастровые работы в отношении 1 075 объектов недвижимости из 1 362 объектов, 79% исполнения) и Магаданской областью (255 из 1 395 объектов, 18% исполнения).
За 2021 год по результатам комплексных кадастровых работ обеспечено внесение в ЕГРН сведений о 203 524 объектах недвижимости, включая 124 159 земельных участков и 79 365 объектов капитального строительства, на основании 1 917 карт-планов территорий, что больше в 4,4 раза планового значения целевого показателя (индикатора) ГП N 15 - 45 783 объекта.
10. Оценка качества управления государственными финансами, осуществляемого Росреестром
По результатам оценки, проведенной согласно методике 40, общее количество баллов Росреестра в 2021 году составило 33,5 балла из максимально возможных 43. При этом в 2021 году исключены из общего расчета оценки по показателям "ФАИП, незавершенное строительство" и "Учет и отчетность" в связи с отсутствием исполнения в указанный период соответствующих полномочий.
В 2021 году 41, согласно отчету Минфина России, оценка Росреестра в рейтинге министерств и ведомств составляет 60,80 балла (хорошее качество финансового менеджмента). На величину рейтинга, в частности, повлияло наличие нарушений, выявленных Счетной палатой в рамках контрольного мероприятия по исполнению федерального бюджета за 2020 год, отклонения фактически произведенных кассовых расходов, установленных в прогнозе кассовых выплат по государственным контрактам в сфере информационно-коммуникационных технологий, геодезии и картографии по причине нарушения исполнителями обязательств по государственным контрактам, а также наличие нарушений в сфере осуществления и организации внутреннего аудита в Росреестре в 2020 году по итогам проверки Федерального казначейства.
Росреестр по показателям финансового менеджмента стабильно хорошо оценивался Минфином России. За 2019 год состояние финансового менеджмента характеризуется как отличное (86,12 балла), за 2020 год - высокое (82,36 балла).
В Росреестре ежеквартально проводится мониторинг показателей качества финансового менеджмента территориальных органов Росреестра в соответствии с Положением об осуществлении мониторинга качества финансового менеджмента в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Росреестра от 10 июня 2021 г. N П/0252.
11. Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита в главном администраторе средств федерального бюджета
В соответствии с планом внутреннего финансового аудита Росреестра на 2021 год, утвержденным приказом Росреестра от 30 декабря 2020 г. N П/0527, осуществлены аудиторские мероприятия в трех структурных подразделениях ЦА Росреестра по четырем бюджетным процедурам.
В деятельности Росреестра присутствовали недостатки при организации и проведении внутреннего финансового аудита. Так, в Положение об осуществлении в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органах внутреннего финансового аудита, утвержденное приказом Росреестра от 8 апреля 2021 г. N П/0155 (далее - Положение Росреестра о ВФА), в 2021 году не внесены изменения в связи с вступлением в силу федерального стандарта внутреннего финансового аудита, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2021 г. N 120н.
Положение Росреестра о ВФА не в полной мере соответствовало федеральным стандартам внутреннего финансового аудита, утвержденным приказами Минфина России от 18 декабря 2019 г. N 237н, от 5 августа 2020 г. N 160н и от 22 мая 2020 г. N 91н.
Выявлены нарушения и недостатки при утверждении программ аудиторских мероприятий, направлении их субъектам бюджетных процедур, формировании рабочей документации, оформлении результатов аудиторских мероприятий, принятии решения по результатам аудиторских мероприятий и ведении реестра бюджетных рисков.
Так, в нарушение пункта 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита, утвержденного приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 196н, и пункта 59 Положения Росреестра о ВФА, согласно которым ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков осуществляется путем внесения изменений (дополнений) по мере необходимости, но не реже одного раза в год, реестр рисков Росреестра в 2021 году не актуализирован при наличии такой необходимости. Субъектом внутреннего финансового аудита не выполнялись обязанности по обеспечению сбора и анализа информации о бюджетных рисках в целях ведения реестра бюджетных рисков.
12. Результаты проверки и анализа эффективности формирования, управления и распоряжения федеральной собственностью главным администратором средств федерального бюджета
По состоянию на 1 января 2022 года за ЦА Росреестра и его территориальными органами на праве оперативного управления закреплено 2 679 объектов недвижимого имущества общей площадью 716 952,21 кв. м. На все указанные объекты зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления. В реестре федерального имущества (далее - РФИ) учтены все объекты.
По состоянию на 1 января 2022 года в пользовании Росреестра находилось 719 земельных участков общей площадью 679 469,2 кв. м, из них в отношении 717 участков, закрепленных за ЦА Росреестра и его территориальными органами, осуществлена регистрация прав постоянного бессрочного пользования и договоров аренды. На праве постоянного (бессрочного) пользования за Росреестром закреплены 708 земельных участков, 11 участков используются на иных основаниях. На все земельные участки, закрепленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, земельные участки учтены в РФИ.
У Росреестра, его территориальных органов и подведомственных учреждений на праве оперативного управления по состоянию на 1 января 2021 года находилось 52 жилых помещения и за 2021 год их количество увеличилось до 56.
За ЦА Росреестра закреплено 5 квартир, предоставленных в пользование работникам 42.
Управлениями Росреестра по Мурманской области и Санкт-Петербургу 27 квартир 43, закрепленных за ними на праве оперативного управления, предоставлены по договорам найма служебного жилого помещения без отнесения указанных жилых помещений к специализированному жилищному фонду 44.
Кроме того, Управлением Росреестра по Ленинградской области в качестве специализированного жилого помещения используются 5 квартир, расположенных в городе Санкт-Петербурге в доме, признанном непригодным для проживания 45.
Отмечены отдельные недостатки при подготовке договоров найма служебного жилого помещения 46.
В 2021 году центральным аппаратом и территориальными органами Росреестра произведены кассовые расходы по уплате взносов на капитальный ремонт в размере 4 885,2 тыс. рублей, включая 107,4 тыс. рублей ранее образовавшейся задолженности. Сумма задолженности по указанным платежам на 1 января 2021 года составила 107,4 тыс. рублей, на 1 января 2022 года отсутствовала 47. Вместе с тем в отношении отдельных квартир оплата производилась нерегулярно.
Отмечены случаи возложения на нанимателя обязанностей по оплате взносов на капитальный ремонт 48.
13. Выводы
13.1. Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Росреестра по состоянию на 1 января 2022 года в соответствии с Инструкцией N 191н и Инструкцией N 15н.
13.2. Исполнение федерального бюджета за 2021 год составило по доходам федерального бюджета - 31 802 368,2 тыс. рублей, или 125,1% прогноза; по расходам - 51 730 872,5 тыс. рублей, или 99,8% показателей СБР.
13.3. Основная часть расходов Росреестра в 2021 году осуществлена в рамках реализации ГП N 15 - 48 048 157,1 тыс. рублей (92,9%). Расходы по ГП N 21 составили 1 758 424,8 тыс. рублей (3,4%), по ГП N 23 - 1 845 733,3 тыс. рублей (3,6%).
13.4. Росреестром в 2021 году в рамках реализации Подпрограммы 3 не обеспечено полное исполнение контрольных событий, предусмотренных детальным планом-графиком ГП N 15. Из 40 контрольных событий Росреестром реализовано 37 контрольных событий, из которых 4 с нарушением срока.
13.5. Росреестром в 2021 году допущены отдельные недостатки выполнения ФП "Цифровое государственное управление". Так не обеспечен в 2021 году ввод информационных систем в промышленную эксплуатацию, в том числе не обеспечено создание витрины данных ФГИС ЕГРН, не обеспечен результат в части создания ИС ФФПД. Не достигнуты 10 контрольных точек, допускалось нарушение сроков.
13.6. По результатам контрольного мероприятия выявлены нарушения и недостатки при осуществлении Росреестром бюджетных полномочий получателя бюджетных средств при осуществлении государственных закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий, в том числе при неисполнении обязательств поставщиками услуг, осуществлении Росреестром внутреннего финансового аудита, а также нарушения и недостатки территориальных органов Росреестра при управлении закрепленным за ними жилищным фондом.
14. Предложения
14.1. Направить представление Счетной палаты руководителю Росреестра.
14.2. Направить информационное письмо в Федеральную антимонопольную службу.
14.3. Направить Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
14.4. Учесть результаты проверки в Заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2021 год.
Аудитор |
А.Н. Батуркин |
------------------------------
1Приказ Федерального казначейства от 7 сентября 2021 г. N 28н "О сроках представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета консолидированной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, квартальной и годовой бюджетной отчетности в 2022 году".
2 Согласно Положению о Росреестре служба, в частности, осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, оценщиков и арбитражных управляющих.
3 В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".
4 С 2020 года плата за предоставление сведений из ЕГРН подлежала зачислению в федеральный бюджет, а ранее поступала в распоряжение ФГБУ "ФКП Росреестра".
5 При этом госпошлина при обращении в Росреестр составила 12 427 875,2 тыс. рублей при прогнозе 7 174 840,7 тыс. рублей, а в случае обращения через многофункциональные центры - 15 199 804,6 тыс. рублей при плановом значении 14 917 169,3 тыс. рублей, что объясняется активным развитием электронных сервисов предоставления государственных услуг.
6 Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574.
7 Методика прогнозирования поступления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденная приказом Росреестра от 18 декабря 2019 г. N П/0516 (с изменениями, внесенными приказами Росреестра от 17 марта 2020 г. N П/0076, от 2 сентября 2020 г. N П/0326, от 24 февраля 2021 г. N П/0071 и от 31 мая 2021 г. N П/0234).
8 Приказ Росреестра от 26 декабря 2019 г. N П/0547 "Об организации исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета" (признан утратившим силу приказом от 11 февраля 2022 г. N П/0045).
9 Льготы для отдельных категорий лиц и организаций по ее уплате, а также случаи, в которых государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество не уплачивается, установлены статьей 333 35 Налогового кодекса Российской Федерации.
10 Государственные контракты от 26 ноября 2019 г. N 321/0100-10-19 и от 16 ноября 2020 г. N 100109903120000120.
11 Утверждены приказом Росреестра от 29 декабря 2014 г. N П/650 (с изменениями, внесенными приказом Росреестра от 28 декабря 2021 г. N П/0624).
12Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
13 Государственные контракты от 16 ноября 2020 г. N 0060-10-20, от 1 марта 2021 г. N 0003-10-21, от 12 марта 2021 г. N 0005-10-21, от 1 апреля 2021 г. N 0008-10-21, от 8 апреля 2021 г. N 0009-05-21, от 29 апреля 2021 г. N 0011-06-21 и от 30 июня 2021 г. N 0025-10-21.
14 Государственные контракты от 22 ноября 2021 г. N 0043-06-21, от 30 марта 2021 г. N 0001-10-21 и от 28 сентября 2021 г. N 0038-03-21.
15 Государственные контракты от 1 марта 2021 г. N 0002-16-21, от 28 сентября 2021 г. N 0038-03-21, от 9 ноября 2021 г. N 0051-10-21, от 22 ноября 2021 г. N 0043-06-21 и от 29 ноября 2021 г. N 0059-10-21.
16 Государственные контракты от 9 ноября 2021 г. N 0059-10-21 и от 30 июня 2021 г. N 0025-10-21.
17 Установленные Кодексом об административных правонарушениях (далее - КоАП) штрафы за правонарушения против порядка управления по земельному законодательству, а также за совершение неправомерных действий при банкротстве, за фиктивное или преднамеренное банкротство.
18 Письмо заместителя руководителя Росреестра М.С. Смирнова от 13 апреля 2021 г. N 16-2825-МС/21.
19 Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу (пункт 1 статьи 31.9 КоАП).
20 В соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
21 Проведена на основании приказа Росреестра от 29 октября 2021 г. N П/0494 в период с 30 декабря 2021 года по 11 февраля 2022 года, инвентаризация задолженности - по состоянию на 1 января 2022 года.
22 На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 мая 2021 г. N 1321-р.
23 Финансирование объекта осуществлялось в 2015-2016 годах в рамках ФАИП. Разработана проектная документация и получено положительное заключение Ростовского филиала ФАУ "Главгосэкспертиза России". В период с 2017 по 2021 год федеральным бюджетом финансирование строительства объекта не предусматривалось.
24 По итогам заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (протокол от 7 сентября 2021 г. N 2).
25 Сеть водоснабжения и сеть водоотведения к зданию ФГБУ "ФКП Росреестра", расположенному по адресу: г. Пермь, ул. Дзержинского, д. 35.
26 Объекты ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД": реконструкция исходного пункта государственной гравиметрической сети по адресу: г. Москва, Протопоповский пер., д. 25, стр. 5, лит. А; полевая геодезическая лаборатория по адресу: Московская обл., Мытищинский р-н, с. Троице-Сельцы.
27Правила осуществления контроля за выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральным государственным бюджетным учреждением, в отношении которого Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии выполняет функции и полномочия учредителя, утвержденные приказом Росреестра от 15 октября 2021 г. N П/0466, не в полной мере соответствуют пункту 48 Положения о формировании государственного задания - в правилах прямо не указаны документы, применяемые в целях подтверждения информации о потребителях оказываемых государственных услуг (выполняемых работ).
28 В ГИИС "Электронный бюджет" реестровым записям с уникальными номерами 11235Ф.99.1.АШ59АА00000 "Осуществление кадастрового деления территории Российской Федерации на кадастровые районы и кадастровые кварталы", 711235Ф.99.1.БД68АА02001 "Ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН)", 711235Ф.99.0.АШ63АА00000 "Информирование заинтересованных лиц по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" установлен срок действия до 31 декабря 2021 года.
29 По состоянию на 21 марта 2022 года не размещены: на www.bus.gov.ru приказ Росреестра от 10 февраля 2022 г. N П/0039 о внесении изменений в Устав ФГБУ "ФКП Росреестра", отдельные предварительные и окончательные отчеты ФГБУ "ФКП Росреестра" и ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД", на официальном сайте Росреестра не размещены отчеты об исполнении государственных заданий учреждений, на официальном сайте ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" в разделе "Государственное задание" не размещена актуальная редакция государственного задания, а также отчеты о его исполнении, на официальном сайте ФГБУ "ФКП Росреестра" не размещены государственное задание и отчеты о его исполнении.
30 При общих трудозатратах 29 285 973 чел. ч и общем объеме государственных услуг (работ) 136 891 990 ед. наибольшие трудозатраты и объем услуг рассчитан по указанным услуге и работе (в сумме 87,6 и 86,4% соответственно):
1) предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН (за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, ведение и хранение которых не осуществляется в ФГБУ "ФКП Росреестра") (количество подготовленных документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРН): трудозатраты - 9 138 283,23 чел. ч (31,2%), планируемый объем услуги - 63 948 798 ед. (46,7%);
2) ведение ЕГРН (количество выполненных процедур по 7 категориям: внесение сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, ООПТ, ОЭЗ, и иные): трудозатраты - 16 518 347,47 чел. ч (56,4%), планируемый объем работы - 54 300 945 ед. (39,7%).
По итогам 2021 года фактические значения по указанной услуге составили 774 121 ед. (на 12,6% превысив план), а по указанной работе - 147 964 006, превысив план в 2,3 раза.
31 В соответствии с размещенным в ГИИС "Электронный бюджет" ОБАС от 18 ноября 2020 г. по ЦСР 1530190059 для коэффициента платной деятельности вместо расчетных значений "0,047809269" и "0,17774" указаны "0,95219" и "0,82226". Согласно отчетам о выполнении плана финансово-хозяйственной деятельности в отношении ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" и ФГБУ "ФКП Росреестра" расчетный размер коэффициента платной деятельности на 2021 год произведен с технической ошибкой: 0,10133356 - для ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" и 0,05268890 - для ФГБУ "ФКП Росреестра".
\2 Предусмотрена пунктом 20 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденных приказом Росреестра от 22 октября 2020 г. N П/0392.
33 Признан утратившим силу распоряжением Росреестра от 24 января 2022 г. N Р/0008.
34 Согласно данным годового отчета, направленного письмом Росреестра от 31 января 2022 г. N 10-00705/22, Росреестру предусматривались бюджетные ассигнования в размере 5 906 848,0 тыс. рублей, а кассовый расход за отчетный год составил 5 877 206,1 тыс. рублей, что не соответствует фактическим значениям исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренным Росреестру по ГП N 23. Как следует из сообщенной в отчете информации по мероприятию 4.D6.54 "Создание, внедрение, обеспечение развития и функционирования цифровых технологий и платформенных решений в сфере оказания государственных услуг Росреестра" все запланированные мероприятия в рамках основного мероприятия выполнены, что с учетом невыполнения части этапов по государственным контрактам не соответствует действительности.
35 Так, с просрочкой на 61 день 1 декабря 2021 года созданы и протестированы сервисы: "Земля Просто", "Земля для стройки", "Анализ состояния и использования земель", Геоинформационный портал (контрольная точка 24).
36 Срок достижения результата по задаче D6.10.33 в части создания ИС ФФПД был установлен паспортом ФП "Цифровое государственное управление" - 31 декабря 2021 года. Протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 29 декабря 2021 г. N 50 утверждены запросы на изменение паспорта ФП, в том числе предусматривающие, что результат, финансовое обеспечение и контрольные точки ФП "Цифровое государственное управление" в отношении создания ИС ФФПД и АПК ФСГС установлены со сроком достижения 31 июля и 31 декабря 2022 года соответственно.
37 Согласно протоколу совещания, в рамках подготовки отчета о ходе реализации федерального проекта за июль 2021 года от 9 августа 2021 г. N П18-886пр Росреестру поручено в срок до 30 августа 2021 года представить в Минцифры России, Проектный офис и АНО "Цифровая экономика" план-график работ, выполняемых в рамках контракта с АО "НПК "ВТиСС" на создание ИС ФППД, а также прогнозные сроки исполнения контрольных точек. Следует отметить, что протокольное поручение исполнено с нарушением срока и запрошенная информация направлена письмом Управления геодезии и картографии Росреестра от 6 октября 2021 г. N 19-01015/21. При этом протокол направлен в Росреестр письмом Минцифры России от 30 августа 2021 г. N П8-1-06-070-37191.
38 На осуществление части переданных полномочий Российской Федерации в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функций государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
39 Установлены дополнительными соглашениями к соглашениям, заключенным Росреестром с Советом министров Республики Крым и Правительством Севастополя о передаче полномочий Росреестра, утвержденными распоряжениями Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. N 2432-р и 2433-р.
40 Методика проведения Счетной палатой Российской Федерации в ходе последующего контроля за исполнением федерального бюджета оценки качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденная Коллегией Счетной палаты (протокол от 16 мая 2018 г. N 24К (1245).
41 По состоянию на 1 октября 2021 года.
42 По данным Росреестра, задолженность по оплате за коммунальные услуги по состоянию на март 2022 года по вышеуказанным адресам отсутствует. Служба не располагает договорами по возмещению расходов, связанных с содержанием указанных жилых помещений, вместе с тем по договорам найма служебного жилого помещения наниматель обязан письменно уведомить наймодателя (Росреестр) о заключении договора на предоставление коммунальных услуг с управляющей компанией.
43 5 квартир закреплены за Управлением Росреестра по Мурманской области, 22 квартиры - за Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу.
44 Допущено нарушение части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду.
45 Квартиры по адресу: г. Санкт-Петербург, Обуховской обороны пр., д. 269, корп. 2, кв. 81, 169, 240, 241, 244 расположены в доме, признанном межведомственной комиссией Невского района 24 мая 2006 года (заключение N 423) непригодным для проживания и расселенном в соответствии с распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 7 мая 2003 г. N 990-ра в связи с его расположением в полосе строительства и санитарно-защитной зоне автодороги в границах Санкт-Петербурга. Указанные квартиры переданы по договорам найма служебного жилого помещения от 27 декабря 2016 г. б/н, от 22 октября 2018 г. N 6, от 1 ноября 2018 г. N 5, от 10 января 2022 г. N 11, от 18 января 2022 г. N 12.
46 В договоре найма служебного жилого помещения от 1 июня 2020 г. N 9 в отношении помещения, состоящего из квартиры общей площадью 41,9 кв. м, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Коллонтай, д. 23, к. 3, литер А, не указан номер квартиры (кв. 3), а также в качестве основания закрепления квартиры за Управлением Росреестра по Ленинградской области на праве оперативного управления указано неверное распоряжение Территориального управления Росимущества в городе Санкт-Петербурге от 12 июля 2012 г. N 445-р вместо распоряжения от 25 декабря 2017 г. N 620-р.
47 Так, например, в отношении квартир, закрепленных на праве оперативного управления за Управлением Росреестра по Москве (г. Москва, ул. Грина, д. 1, корп. 6, кв. 102 и ул. Грина, д. 1, корп. 8, кв. 203) взносы за капитальный ремонт за январь-декабрь 2020 года произведены платежными поручениями от 4 марта 2020 г. N 259 956 (9 482,76 рубля) и от 4 марта 2020 г. N 259 954 (8 645,4 рубля) соответственно, за январь-август 2021 года - платежными поручениями от 19 августа 2021 г. N 807 123 (6 543,12 рубля) и от 19 августа 2021 г. N 804 130 (5 965,28 рубля) соответственно.
48 В соответствии с договором найма служебного жилого помещения от 31 декабря 2020 г. N 1 взносы на капитальный ремонт в 2021 году оплачивал наниматель (квартира закреплена за Управлением Росреестра в Тверской области).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - О.А. Скуфинский) (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 22 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-