Заключение Счетной палаты РФ о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка
(руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка И.О. Алёшин)
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ 22 апреля 2022 г.)
1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Закон о бюджете N 385-ФЗ) и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год" по Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование, Служба, Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Настоящее Заключение подготовлено на основании результатов контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год", проведенного в Службе. По его результатам составлен акт, подписанный проверяемой стороной с замечаниями, на которые дано соответствующее заключение Счетной палаты.
1.2. Служба образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1 883 "Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка". Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. N 12 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" Росалкогольрегулирование передано в ведение Минфина России, на который возложены функции по координации и контролю за деятельностью ведомства.
Согласно Положению о Росалкогольрегулировании, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" (далее - Положение N 154), Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
В 2021 году в ведении Службы находилось восемь территориальных органов - межрегиональных управлений, осуществляющих полномочия в соответствующих федеральных округах, а также территориальные предприятия: ФКП "Союзплодоимпорт" (г. Москва), ФГУП "Росспиртпром" (г. Москва) 1 и ФГУП "Внешнеэкономическое объединение "Союзплодоимпорт" (г. Москва).
Консолидированная бюджетная отчетность за 2021 год главного администратора средств федерального бюджета (далее - бюджетная отчетность) представлена Росалкогольрегулированием в Счетную палату посредством АИС "Единая проектная среда" 15 марта 2022 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем после указанного срока в отчетность вносились изменения, итоговая версия представлена в Счетную палату 7 апреля 2022 года.
Бюджетная отчетность в основном соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Закона о бюджете N 385-ФЗ и составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н.
Профессиональное суждение о достоверности бюджетной отчетности Росалкогольрегулирования как главного администратора средств федерального бюджета за 2021 год, об обеспечении достоверного и объективного представления финансового положения:
- вследствие существенности обстоятельств, изложенных в пункте 3.2 настоящего Заключения и содержащих основания для выражения отрицательного мнения, бюджетная отчетность не отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Росалкогольрегулирования по состоянию на 1 января 2022 года в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н, и Инструкцией об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и о порядке их составления и представления, утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 1 марта 2016 года N 15н;
- в нарушение статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктов 32 и 33 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах", утвержденного приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. N 124н, пояснительная записка (форма 0503160) к годовой бухгалтерской отчетности Росалкогольрегулирования за 2021 год не содержит информацию по условному резерву по истребованию сложившейся кредиторской задолженности в сумме 104,7 млн рублей.
Бюджетная отчетность Росалкогольрегулирования является недостоверной в связи с искажением показателей форм бюджетной отчетности 0503130, 0503128, 0503160, 0503169, 0503175, 0503121, 0503296, 5031602 на общую сумму 475,4 млн рублей, в том числе в резерв предстоящих расходов ошибочно включены резервы, по которым состоялись решения судов. Росалкогольрегулированием нарушения устранены в ходе проведения контрольного мероприятия, внесены соответствующие изменения в формы бюджетной отчетности.
2. Результаты проверки и анализа исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности в Росалкогольрегулировании
2.1. В части доходов
Методика прогнозирования поступлений доходов Росалкогольрегулирования, действующая в 2021 году (далее - Методика), согласована с Минфином России и соответствует Общим требованиям к Методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574.
В приказе Службы от 25 июня 2020 г. N 197 (с изменениями приказ от 10 сентября 2020 г. N 220) закреплено 45 источников доходов, администратором которых является Росалкогольрегулирование (глава 160). По 29-ти из них применяется метод прямого счета, по 16-ти - иной. Метод усреднения, обозначенный в Методике Службы, не используется.
Прогноз поступления доходов федерального бюджета, администрируемых Службой, сформированный на основании Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, составил 2 850,2 млн рублей, фактическое исполнение доходов в 2021 году - 2 455,0 тыс. рублей, или 86,1%.
Прогнозные показатели и показатели фактического исполнения соответствующих доходов федерального бюджета за 2021 год представлены в таблице 1.
Таблица 1
(млн рублей)
Показатели |
Утверждено Законом о бюджете N 385-ФЗ |
Исполнено в 2021 году |
% |
Всего, в том числе: |
2 850,2 |
2 455,0 |
86,1 |
ДОХОДЫ ОТ НЕОБМЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
| |||
Государственная пошлина
| |||
Доля в общем объеме исполненных доходов по 3-м источникам |
2 850,8 |
2 796,8 |
98,1 |
Исполнено по основным источникам доходов бюджета Росалкогольрегулированием в 2021 году |
2 796,8 |
2 430,5 |
87,0 |
1 08 07081 01 0000 110 "Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации, в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет" |
2 046,1 |
1 492,7 |
73,0 |
1 08 07490 01 0000 110 "Государственная пошлина за выдачу федеральных специальных марок с двухмерным штриховым кодом, содержащим идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для маркировки алкогольной продукции" |
597,7 |
656,8 |
109,9 |
160 1 16 01331 01 0000 140 "Административные штрафы, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также за административные правонарушения порядка ценообразования в части регулирования цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений, Центрального банка Российской Федерации" |
153,0 |
281,0 |
183,6 |
Структура полученных Службой доходов в 2021 году представлена на диаграмме 1.
2.1.1. Лицензирование имеет цикличный характер и согласно статье 19 Федерального закона N 171-ФЗ 3 лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет и, несмотря на то что 2021 год был пиковым (на графике 1 представлены поступления с 2015 года), невыполнение доходов по КБК 1 08 07081 01 0000 110 составило 554,0 млн рублей, или 27% установленного прогноза доходов в федеральный бюджет на 2021 год.
Отклонение обусловлено заявительным характером осуществления указанного вида деятельности действующими и потенциальными участниками рынка.
В таблице 2 представлена информация о количестве принятых решений по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2021 год.
Таблица 2
Решения по лицензированию деятельности в области алкогольного рынка, за исключением розничной продажи* |
Количество положительных решений |
Сумма, млн рублей |
||
производство |
оборот |
производство |
оборот |
|
Выдача |
85 |
59 |
154, |
47,2 |
Продление |
257 |
330 |
954,2 |
264,0 |
Переоформление |
508 |
449 |
21,6 |
1,6 |
Итого |
850 |
838 |
1 129,8 |
312,8 |
* Общее количество отрицательных решений составило 562, или 31,5% всех решений Службы за 2021 год. |
2.1.2. В общем объеме администрируемых Службой доходов в 2021 году 27% занимает госпошлина за выдачу федеральных специальных марок (далее - ФСМ) для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, которая уплачивается после подачи заявления и документов на совершение такого действия.
Анализ, проведенный в ходе контрольного мероприятия, показал значительное увеличение количества оказанных Росалкогольрегулированием услуг по выдаче ФСМ для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации (единиц).
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2 348 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" (далее - Постановление N 2 348) сокращен объем заказываемых организациями марок в рамках одного заявления.
С 1 января 2021 года Росалкогольрегулирование осуществляет выдачу ФСМ установленного образца как производителям, так и импортерам алкогольной продукции, что отражено в таблице 3.
Таблица 3
Государственная услуга "Выдача федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации" |
2020 г. |
2021 г. |
Отклонение (+,- ) |
Оказано всего государственных услуг (со статусом выдано) (единиц) |
8 187 |
27 930 |
19 743 |
Выдано федеральных специальных марок (шт.) |
3 441 416 915 |
4 050 869 778 |
609 452 863 |
Получена государственная пошлина за количество (шт.) |
3 429 936 738 |
4 104 844 125 |
674 907 388 |
Среднее количество выданных марок при оказании одной государственной услуги по выдаче ФСМ |
420 351 |
145 037 |
(275 314) |
2.1.3. Исполнение утвержденного прогноза доходов по КБК
1 11 07011 01 6000 120 "Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)" составило 4,3 млн рублей, или 34%, установленного прогнозом (отклонение 8,3 млн рублей).
Ежегодно Росалкогольрегулирование принимает решение о перечислении части чистой прибыли в доход федерального бюджета ФКП "Союзплодимпорт" в размере 5%. Таким образом, при ежегодном увеличении прибыли в среднем на 15% прогноз доходов по данному источнику Службой ежегодно выполняется только на 30%.
Чистая прибыль ФГУП "ВО Союзплодоимпорт" поступает с бюджет в объеме 100% (0,05 млн рублей).
Динамика полученной и перечислений чистой прибыли федеральных государственных предприятий, представлена на графике 2.
(млн рублей)
2.1.4 . Превышено фактическое исполнение прогнозных показателей по отношению к уточненным показателям (свыше 15%) по доходу "Административные штрафы, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также за административные правонарушения порядка ценообразования в части регулирования цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений, Центрального банка Российской Федерации". Отклонение обусловлено изменениями в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внесенными Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", согласно которым доходы по административным штрафам, постановления о наложении которых вынесены судьями федеральных судов на основании материалов дел, направленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет. Кроме того, увеличение поступлений связано с организацией эффективного взаимодействия с судебными органами, Федеральной службой судебных приставов по вопросам взыскания административных штрафов. По отдельным статьям Кодекса Российской Федерации по административным правонарушениям (далее - КоАП РФ) также отмечено увеличение количества правонарушений, допущенных участниками алкогольного рынка.
Предоставление отсрочек, рассрочек по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин Службой не осуществлялось.
Установлен объем выпавших доходов при изменении действующего законодательства. Так, в Постановлении N 2 348 отсутствует требование о необходимости внесения денежных средств в обеспечение исполнения обязательств об использовании ФСМ в соответствии с их назначением, и в доход федерального бюджета денежные средства за нарушение обязательств по использованию ФСМ не поступают.
Объем выпадающих доходов, учитывая анализ данных 2020 года, ориентировочно составил 22,0 млн рублей.
Предоставления освобождений и иных преференций по налогам, сборам и иным платежам, предусмотренных действующим законодательством, в ходе проведения контрольного мероприятия не установлено.
Прогнозные показатели и показатели фактического исполнения доходов, администрируемые Росалкогольрегулированием и зачисляемые в бюджеты
субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), за 2021 год составили 0,9 млн рублей (или 10% плановых поступлений).
Поступление доходов в федеральный бюджет в течение 2019-2021 годов имеет тренд на неисполнение прогнозных значений (таблица 4).
Таблица 4
Показатель |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
||||||
План, млн руб. |
Факт, млн. руб. |
% |
План, млн руб. |
Факт, млн руб. |
% |
План, млн руб. |
Факт, млн руб. |
% |
|
Поступление доходов в федеральный бюджет |
1 092,5 |
1 045,3 |
95,7 |
1 233,7 |
1 022,0 |
82,8 |
2 850,2 |
2 455,0 |
86,1 |
Оценка приведенных в таблице 4 данных показывает, что фактическое исполнение доходов за 2021 год выше аналогичного показателя 2020 года на 1 433,0 млн рублей, или в 2,4 раза. Это связано с цикличностью сроков лицензирования, который по законодательству составляет 5 лет.
В отношении актуализации источников доходов необходимо отметить, что согласно перечню источников доходов Службы (данные подсистемы "Бюджетное планирование" ГИИС "Электронный бюджет") и приказу
Росалкогольрегулирования от 26 марта 2020 г. N 122 "Об осуществлении полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета центральным аппаратом и территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка" Служба, руководствуясь письмом Минфина России от 16 ноября 2015 г. N 02-08-10/66133, в 2021 году осуществляла учет поступлений от продажи отходов, образовавшихся в результате уничтожения изъятого или конфискованного основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции по КБК 1 17 05010 01 00000 180.
Вместе с тем Минфин России письмом от 28 июля 2020 г. N 23-06-06/65905 в целях отражения в Перечне достоверной информации поручил главным администраторам доходов бюджетов в срок до 1 сентября 2020 года проверить и актуализировать информацию по источникам доходов, которая была утверждена главным администратором доходов ранее с учетом всех изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации.
Учитывая изменения, внесенные приказом Минфина России от 8 июня 2021 г. N 75н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов)", указанные источники доходов надлежит относить по КБК 1 14 14011 01 0000 440 "Денежные средства, полученные от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, подлежащие зачислению в федеральный бюджет (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)".
3.2. В части расходов федерального бюджета
Структура расходов Росалкогольрегулирования, утвержденная Законом о бюджете N 385-ФЗ, и показатели фактического исполнения за 2021 год представлены в таблице 5.
Таблица 5
Направления расходов |
2021 год |
2021 год |
||
Утверждено Законом о бюджете N 385-ФЗ, млн руб. |
% общего объема БА |
Фактическое исполнение СБР, млн руб. |
% общего объема БА |
|
Всего: |
2 425,9 |
100 |
3 185,4 |
131,3 |
Содержание центрального аппарата и территориальных органов Службы |
703,2 |
29,0 |
1 202,7 |
- |
Закупки для государственных нужд |
878,9 |
36,2 |
867,5 |
- |
Оплата по госконтракту АО "Росспиртпром" на реализацию мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
824,4 |
- |
1 072,9 |
- |
Налоги и сборы |
14,1 |
- |
15,0 |
- |
НИОКР |
5,4 |
|
5,4 |
- |
Образование (повышение квалификации госслужащих) |
0 |
- |
0,13 |
- |
Субсидии сотрудникам на приобретение жилья |
0 |
- |
21,8 |
- |
Объем бюджетных ассигнований, предусмотренный Росалкогольрегулированию на 2021 год Ведомственной структурой расходов (приложение N 11 к Закону о бюджете N 385-ФЗ), составил 2 425,9 млн рублей, что на 146,2 млн рублей меньше объема бюджетных ассигнований 2020 года и соответствует ресурсному обеспечению подпрограммы 3 "Развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров" (далее - Подпрограмма 3) госпрограммы 4 на 2021 год, в рамках которой осуществляется 99% финансирования Росалкогольрегулирования.
Согласно пункту 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем объем бюджетных ассигнований на 2021 год, доведенный Росалкогольрегулированию сводной бюджетной росписью, составил 3 224,7 млн рублей, что превышает ресурсное обеспечение Подпрограммы 3 на 2021 год, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (далее - Постановление N 320), на 798,7 млн рублей, или на 33,0%.
Увеличение бюджетных ассигнований в 2021 году произведено: на доведение дополнительных ассигнований фонда оплаты труда в сумме 499,5 млн рублей; на налоги и иные обязательные платежи в сумме 1 млн рублей; на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление N 1027) - 248,5 млн рублей.
Предоставленный Росалкогольрегулированию объем прав в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и их исполнение (лимиты бюджетных обязательств) в 2021 году составил 3 224,7 млн рублей, что соответствует объему бюджетных ассигнований, доведенных
Росалкогольрегулированию сводной бюджетной росписью.
По итогам 2021 года фактическое кассовое исполнение расходов составило 3 185,4 млн рублей, или 98,8% величины установленных бюджетных назначений. Сумма неиспользованных назначений федерального бюджета в 2021 году в целом по Службе составила 39,3 млн рублей, или 1,2% показателей сводной бюджетной росписи на 2021 год. В проверяемом периоде Службой публичные нормативные обязательства не исполнялись.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета в 2021 году поквартально осуществлялось неравномерно. Так, объем кассовых расходов в IV квартале 2021 года составил 45% всех кассовых назначений (диаграмма 2).
Проверкой порядка и сроков начисления и выплаты заработной платы сотрудникам Службы установлено, что Росалкогольрегулирование приказом от 11 января 2021 г. N 1 "Об утверждении структуры и штатного расписания центрального аппарата Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка" утвердило штатное расписание, в котором по четырем должностям установлены размеры должностных окладов, превышающие предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (в редакции, действовавшей на дату издания приказа (с учетом индексации) (далее - Указ N 763), что не отвечает требованиям норм Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, и Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Так, по двум должностям заместителей начальников управления (управление разрешительной деятельности в сфере алкогольного рынка и управление цифровой трансформации и цифровизации) вместо должностного оклада 8,079 тыс. рублей, предусмотренного разделом 9 приложения N 1 к Указу N 763 (с учетом индексации), установлен оклад 8,455 тыс. рублей, по двум должностям начальников отдела (отдел соблюдения лицензионных условий в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и отдел осуществления государственных закупок) вместо должностного оклада 6,953 тыс. рублей, предусмотренного разделом 9 приложения N 1 к Указу N 763 (с учетом индексации), установлен оклад 8,079 тыс. рублей.
В 2021 году общая сумма заключенных Росалкогольрегулированием контрактов составила 1 101,2 млн рублей, при этом часть государственных контрактов, заключенных в отчетном периоде, предусматривает выполнение работ, оказание услуг в 2022 и 2023 годах и, как следствие, оплату по факту исполнения условий государственного контракта, в том числе 276,4 млн рублей (25,1%) - закупки по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг"; 537,5 млн рублей (48,8%) - закупки по виду расходов 246 "Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем"; 273,7 млн рублей (24,8%) по виду 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" и 9,6 млн рублей (0,9%) - закупки по виду расходов 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы", 4,0 млн рублей (0,4%) - закупка по виду расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".
Необходимо отметить, что 811,2 млн рублей (или 25% Сводной бюджетной росписи Службы 2021 года) - расходы, направленные на развитие информационно-коммуникационных технологий Росалкогольрегулирования.
Так, ежегодно единственным исполнителем по государственным контрактам на выполнение работ/услуг по доработке информационных систем (в том числе федеральной государственной информационной системы "Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - ФГИС "ЕГАИС"), по организации и функционированию технической поддержки систем является АО "ЦентрИнформ" (МскФ АО "ЦентрИнформ"). Общая сумма заключенных 12 государственных контрактов в 2020 и 2021 годах составила 888,7 млн рублей (362,2 и 526,5 млн рублей соответственно). Значительная часть работ по указанным контрактам выполняется субподрядными организациями (в 2021 году заключено 15 договоров с семью соисполнителями, в среднем от двух до четырех соисполнителей в одном государственном контракте, доля которых составляет от 9 до 33% стоимости основного контракта). Бенефициаром у нескольких соисполнителей выступает одно физическое лицо. На указанного бенефициара в 2021 году приходится 48% стоимости всех субподрядных договоров.
Совокупный годовой объем закупок, рассчитанный исключая закупки, предусмотренные частью 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе 5, составил 768,5 млн рублей.
Росалкогольрегулированием и ООО "ПСК "ПРОГРЕССТРОЙ" заключен государственный контракт от 24 августа 2021 г. N 0173100005121000012 на выполнение строительно-монтажных работ по усилению несущей способности конструкций перекрытия помещения машинного зала с ценой 3,99 млн рублей, срок выполнения работ, определенный техническим заданием, составил 90 календарных дней с момента подписания контракта (до 22 ноября 2021 года).
Согласно рабочей документации "Усиление несущей способности конструкции перекрытия машинного зала" к государственному контракту предусмотрены виды работ, которые согласно приказу Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (с изменениями и дополнениями) оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Кроме того, актами скрытых работ от 9 сентября 2021 г. N 5 и от 26 сентября 2021 г. N 8 установлено использование материалов, не предусмотренных проектом. При бетонировании набетонки в осях 1-2/А-В использовался легкий бетона класса В25, тогда как проектом утверждено применение тяжелого бетона класса В15, аналогично применение арматуры А400 вместо А500.
Государственный контракт расторгнут сторонами 29 декабря 2021 года (по истечении более 30 дней с плановой даты окончания выполнения работ по контракту) с выполнением работ менее чем на 50%.
Таким образом, государственный контракт, заключен с нарушением, не исполнен в полном объеме и несет риски повторного проведения работ на объекте. Средства федерального бюджета в объеме 1,9 млн рублей использованы без достижения соответствующего результата.
В 2021 году по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" для выполнения своих основных функций Росалкогольрегулирование заключило государственный контракт от 24 декабря 2020 г. N К-164/08-02 на осуществление услуг по вывозу, хранению, уничтожению и утилизации изъятых из незаконного оборота или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов, основного технологического оборудования, а также услуг по вывозу и хранению изъятого из незаконного оборота автомобильного транспорта на сумму 905,7 млн рублей. С 2021 года государственный контракт по данному виду расходов заключен не на конкурсной основе, а путем проведения закупки у единственного поставщика АО "Росспиртпром 6.
В период реализации контракта Росалкогольрегулированию было согласовано доведение дополнительных средств федерального бюджета на исполнение Постановления N 1 027 (18 августа 2021 года, в размере 434,0 млн рублей.
В конце октября 2021 года до Службы доведены бюджетные средства в размере 234,4 млн рублей.
Поскольку бюджетные средства были доведены Службе не в первой половине сентября (после исчерпания имеющихся доведенных лимитов в размере 823,4 млн рублей), а только в конце октября 2021 года, изъятое на алкогольном рынке имущество практически не вывозилось, при этом объем имеющегося имущества продолжал оставаться на ответственном хранении в АО "Росспиртпром".
В сентябре - октябре 2021 года у Службы перед АО "Росспиртпром" сформировалась задолженность в размере 112,3 млн рублей.
Дополнительным соглашением от 27 октября 2021 г. N ДС-2/К-164/08-02/164 увеличен объем выполняемых работ и оказываемых услуг по контракту с пропорциональным увеличением цены контракта на сумму 82,3 млн рублей (на 10% начальной максимальной цены контракта (НМЦК), что соответствует требованиям части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе), 28 октября 2021 года сторонами подписано соглашение о расторжении государственного контракта от 24 декабря 2020 г. N К-164/08-02.
На сумму оставшихся доведенных в октябре 2021 года денежных средств Службой 29 октября 2021 года заключен государственный контракт N К- 127/05-0 4 на осуществление услуг по вывозу, хранению, уничтожению и утилизации изъятых из незаконного оборота или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов, основного технологического оборудования, а также услуг по вывозу и хранению изъятого из незаконного оборота автомобильного транспорта, цена контракта составляет 167,0 млн рублей (итоговая цена с учетом увеличения на 10%).
Несмотря на исчерпание лимитов, несвоевременное или неполное их доведение до Службы, АО "Росспиртпром" продолжало оказывать услуги (перечень, объемы и стоимость приведены в таблице 6) в течение всего 2021 года.
Таблица 6
Наименование работ, услуг |
Объем, т |
Стоимость работ, услуг согласно актам, млн руб. |
Объем, т |
Стоимость работ, услуг согласно актам, млн руб. |
Объем, т |
Стоимость работ, услуг согласно актам, млн руб. |
Объем, т |
Стоимость работ, услуг согласно актам, млн руб. |
Государственный контракт от 24 декабря 2020 г. N К-164/08-02 |
Государственный контракт от 29 октября 2021 г. N К-127/05-04 |
|||||||
январь-сентябрь 2021 года |
сентябрь-октябрь 2021 года, после исчерпания лимита |
октябрь-декабрь 2021 года |
декабрь 2021 года, после исчерпания лимита |
|||||
Вывоз продукции и (или) предметов с места их приемки от уполномоченных органов |
11 |
134,963 |
0 |
4,752 |
2 |
29,546 |
0 |
0,270 |
Хранение продукции и (или) предметов вне мест их изъятия |
- |
531,131 |
- |
99,877 |
- |
74,087 |
- |
57,446 |
Уничтожение продукции и (или) предметов на основании судебного акта |
14 |
158,373 |
0 |
0,000 |
4 |
47,481 |
0 |
0,000 |
Демонтаж основного технологического оборудования в месте его изъятия |
0 |
6,074 |
0 |
0,404 |
0 |
2,552 |
0 |
0,000 |
Вывоз основного технологического оборудования с места его приемки от уполномоченных органов к месту хранения |
121 |
1,579 |
8 |
0,393 |
51 |
1,746 |
121 |
0,000 |
Хранение основного технологического оборудования вне мест его изъятия |
- |
32,619 |
- |
3,262 |
- |
5,295 |
- |
2,162 |
Утилизацию основного технологического оборудования на основании судебного акта |
0 |
1,636 |
0 |
0,000 |
0 |
0,539 |
0 |
0,000 |
Вывоз изъятых транспортных средств с места их приемки от уполномоченных органов к месту хранения, ед. |
36 |
0,749 |
0 |
0,000 |
1 |
0,044 |
36 |
0,000 |
Хранение изъятых транспортных средств вне места их изъятия |
- |
38,633 |
- |
3,683 |
- |
5,780 |
- |
2,392 |
Всего |
- |
905,757 |
- |
112,371 |
- |
167,070 |
- |
62,270 |
Таким образом, общая стоимость выполненных работ (оказанных услуг) на 1 января 2022 года составила 1 247,4 млн рублей, из них 1 072,8 млн рублей оплачено в рамках реализации двух государственных контрактов, задолженность, образовавшаяся после исчерпания лимитов, составила 174,6 млн рублей.
После исчерпания лимитов бюджетных ассигнований Служба не подписывала акты приема сдачи услуг, направляемые АО "Росспиртпром", и отказывалась оплачивать выполненные работы (оказанные услуги).
В 2021 году стоимость выполненных работ в рамках реализации Постановления N 1 027 по заключенным государственным контрактам превысила первоначальную цену на 424,0 млн рублей (или на 51%).
В отчетном периоде Служба в рамках реализации полномочий, предусмотренных Постановлением N 1 027, являлась ответчиком в следующих судебных разбирательствах (таблица 7).
Таблица 7
Судебные разбирательства по государственному контракту от 9 декабря 2019г. N 01731000051190000027
| |||||
Дата искового заявления |
Дата судебного решения |
N Дела |
Сумма исковых требований, млн руб. |
Результаты рассмотрения |
Решение вступило в законную силу |
10.12.2020 |
17.03.2021 |
А40-248766/20 |
104,7 |
Исковые требования АО "Росспиртпром" удовлетворены |
08.06.2021 |
24.03.2021 |
13.07.2021 |
А40-67746/21 |
135,4 |
В удовлетворении исковых требований АО "Росспиртпром" отказано |
20.10.2021 |
17.03.2021 |
29.07.2021 |
А40-55367/21 |
122,8 |
В удовлетворении исковых требований АО "Росспиртпром" отказано |
27.10.2021 |
17.03.2021 |
29.07.2021 |
А40-55374/21 |
112,3 |
В удовлетворении исковых требований АО "Росспиртпром" отказано (апелляция) |
15.10.2021 |
|
|
|
475,3 |
|
|
14.03.2022 |
- |
А40-49615/22 |
104,7 |
Судебное разбирательство не завершено |
Очередное судебное заседание в Арбитражном суде города Москвы 17.05.2022 |
08.11.2021 |
14.02.2022 |
А40-247036/21* |
227,3 |
Исковые требования АО "Росспиртпром" удовлетворены |
Очередное судебное заседание в 9 арбитражном апелляционном суде 11.05.2022 |
08.11.2021 (претензионное письмо) |
Исковое заявление в суд не подано |
220,8 |
- |
Судебное разбирательство не завершено |
------------------------------
* Судебное разбирательство по государственному контракту от 6 февраля 2019 г. N 017100005119000001.
По состоянию на 1 января 2022 года общая сумма предъявленных претензионных требований АО "Росспиртпром" к Росалкогольрегулированию составила 448,1 млн рублей (227,3 млн рублей + 220,8 млн рублей).
Кроме того, решением Арбитражного суда города Москвы от 17 марта 2021 г. N А40-248766/2020 удовлетворены исковые требования АО "Росспиртпром" о признании выполнения работ (оказания услуг) по заявкам Росалкогольрегулирования сверх установленной цены по государственному контракту от 19 декабря 2019 г. N 0173100005119000027. Суд обязал принять и подписать соответствующие акты выполненных работ, услуг.
В 2021 году указанная кредиторская задолженность не погашена, при этом казначейскими уведомлениями (от 22 октября 2021 г. N 160/031 и от 24 декабря 2021 г. N 160/044) Службе было доведено увеличение лимитов по КБК 160 01 06 39 30492077 244 на 243,8 млн рублей и на 14,0 млн рублей соответственно.
Таким образом, Росалкогольрегулирование заключает заведомо неподтвержденные лимитами бюджетных обязательств и необеспеченные финансированием государственные контракты, оплату реализации своих полномочий производит через погашение задолженности на основании предъявляемых исковых требований, обращенных к взысканию к казне Российской Федерации.
Счетная палата потенциально рассматривает возможность истребования в 2022 году за счет средств казны Российской Федерации на погашение обязательств Росалкогольрегулирования на общую сумму 727,4 млн рублей по государственным контрактам, заключенными с АО "Росспиртпром", на реализацию мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В нарушение части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, подпункта "б" 15 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60, Службой в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов, заключенных заказчиками, не направлены:
- документ о приемке выполненных работ по государственному контракту от 13 апреля 2021 г. N 0173100005121000001 (справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3, предусмотренная порядком приемки и сдачи работ);
- локальный сметный расчет от 3 сентября 2021 года (неотъемлемая часть государственного контракта от 24 августа 2021 г. N 0173100005121000012).
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе (извещение N 0173100005121000012) не содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В ходе проверки установлены следующие нарушения и недостатки при исполнении федерального бюджета по расходам в учете и, как следствие, в бюджетной отчетности Росалкогольрегулирования как главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета.
1. Росалкогольрегулированием отражены претензионные требования, подлежащие исключению из сформированного резерва предстоящих расходов. Так, решениями Арбитражного суда г. Москвы (дела N А40-2 4 8 7 6 6 / 2 0 , А40-6 7 7 4 6 / 2 1 , А 4 0-5 5 3 6 7 / 2 1 , А 4 0 -5 5 3 7 4 / 2 1 , вступившие в законную силу в 2021 году (8 июня, 20 октября, 27 октября и 15 октября соответственно) в удовлетворении исковых требований АО "Росспиртпром" в сумме 370,6 млн рублей было отказано, апелляционные жалобы истца оставлены без удовлетворения. Руководствуясь решениями судов, Росалкогольрегулированию надлежало исключить указанную сумму из предстоящих расходов в полном объеме на дату вступления решений в законную силу.
2. В условных обязательствах Службы, подлежащих раскрытию в пояснительной записке (форма ОКУД 0503160), отсутствует поступившее в 2021 году претензионное письмо АО "Росспиртпром" на сумму 104,7 млн рублей об истребовании кредиторской задолженности, сформированной во исполнение решения суда от 17 марта 2021 г. N А40-248755/2020.
3. В нарушение части 3 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которым данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, пункта 106.1 Графика документооборота при централизации учета федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), в отношении которых территориальные органы Федерального казначейства, федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" осуществляют полномочия, указанные в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений", утвержденного приказом Казначейства России от 11 января 2021 г. N 2н, Росалкогольрегулированием (субъектом централизованного учета) в Межрегиональное бухгалтерское управление Федерального казначейства (централизованную бухгалтерию) не переданы подписанные 21 июня 2021 года 148 актов выполненных работ, оказанных услуг по государственному контракту от 19 декабря 2019 г. N 0173100005119000027.
4. В нарушение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2006 г. N 413 "Об утверждении форм документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета для представления в Счетную палату Российской Федерации", пункта 11 Порядка составления и представления финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета в Счетную палату Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 19 марта 2009 г. N 26н, в соответствии с которым Сведения о доходах от реализации конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (форма 0508033), составляются федеральным государственным органом, уполномоченным на осуществление операций по реализации конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, ежеквартально по состоянию на 1 апреля, на 1 июля, на 1 октября текущего года и на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом, и представляются не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом, Службой отчетность за 2021 год по форме 0508033 в Счетную палату не представлялась.
Вместе с тем Служба являлась главным администратором источника доходов бюджета от утилизации по решению суда изъятого или конфискованного основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, образовавшихся в результате уничтожения конфискованного основного технологического оборудования (КБК 1 17 05010 01 00000 180).
В 2021 году Служба осуществляла учет поступлений от продажи отходов, образовавшихся в результате уничтожения изъятого или конфискованного основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции по КБК 1 17 05010 01 00000 180 в сумме 4,6 млн рублей.
Нарушения бюджетного учета и бюджетной отчетности устранены Росалкогольрегулированием в ходе проведения контрольного мероприятия.
3.3. В части дебиторской задолженности
По состоянию на 1 января 2022 года общая дебиторская задолженность (по доходам и расходам) составила 618,7 млн рублей, что на 135,7 млн рублей, или 28,1%, больше по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года (на 1 января 2021 года общая дебиторская задолженность составляла 483,0 млн рублей).
Основное увеличение дебиторской задолженности обусловлено ростом дебиторской задолженности по административным штрафам, а также значительным приростом задолженности по возмещению судебных издержек по делам об административных правонарушениях в рамках реализации Постановления N 1 027, при этом просроченная увеличилась на 162,5 тыс. рублей, или в 1,6 раза.
В общем объеме дебиторской задолженности дебиторская задолженность по доходам составила 616,7 млн рублей (в том числе просроченная 433,1 млн рублей, или 70,2%, основная доля просроченной дебиторской задолженности по административным штрафам приходится на лиц, ранее осуществлявших лицензионную деятельность и (или) деятельность по производству и (или) обороту пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, - 94,2 млн рублей (21,7%), а также на лиц, осуществлявших незаконную деятельность, - 241,1 млн рублей (55,7%).
Дебиторская задолженность лиц, имеющих лицензию на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, составила 11,0 млн рублей (2,5%), а должностных лиц организаций 5,2 млн рублей (1,2%).
На счете забалансового учета 04 "Сомнительная задолженность" по состоянию на 1 января 2022 года у территориальных органов Росалкогольрегулирования числится задолженность на сумму 19,4 млн рублей.
По итогам проведенной в 2021 году инвентаризации дебиторской задолженности в соответствии с порядком, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 30 июля 2021 г. N 274 "Об организации работы с дебиторской задолженностью по административным штрафам, назначенным за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, администрируемых Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка и ее территориальными органами", территориальными органами Росалкогольрегулирования списана дебиторская задолженность неплатежеспособных дебиторов на сумму 102,8 млн рублей.
По состоянию на 1 января 2022 года приняты решения о признании ее безнадежной к взысканию в отношении просроченной дебиторской задолженности: 25,1 млн рублей по постановлениям о назначении административного наказания территориальных органов Росалкогольрегулирования; 77,2 млн рублей по решениям о назначении административного наказания судебных органов.
В основном решения о признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию принимались по причине истечения установленного КоАП РФ срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления такого срока, ликвидации организации и вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства, принятия судом акта, в соответствии с которым Росалкогольрегулирование утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в связи с истечением установленного срока ее взыскания.
Списание сомнительной задолженности осуществлялось в 2021 году по следующим основаниям истечения срока наблюдения (пять лет, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации), возобновления процедуры взыскания сомнительной задолженности (в случае возобновления учета сомнительной задолженности в балансовом учете), поступления средств в погашение сомнительной задолженности.
Дебиторская задолженность по расходам на 1 января 2022 года составила 0,8 млн рублей, основной объем задолженности по выданным авансам, просроченная дебиторская задолженности по расходам, в том числе по расчетам в 2021 году у Росалкогольрегулирования отсутствовала.
Нарушений требований пункта 18 постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета" в части размера авансирования государственных контрактов о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг при проведении внешней аудиторской проверки исполнения федерального бюджета не установлено.
3.4. В части кредиторской задолженности
По состоянию на 1 января 2022 года общая кредиторская задолженность Службы составила 268,0 млн рублей, в том числе по доходам - 130,6 млн рублей, по расходам - 137,4 млн рублей. Задолженность по доходам носит текущий характер и основную часть составляет государственная пошлина 107,2 млн рублей и 23,4 млн рублей оплаченные штрафы лицами, не привлеченными к административной ответственности, либо повторная оплата штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, а также поступления средств от судебных приставов по штрафам, удержанным с лица, привлеченного к административной ответственности и самостоятельно заплатившего штраф.
Кредиторская задолженность по расходам на 1 января 2022 года составила 137,4 млн рублей, соотношение кредиторской задолженности и кассовых расходов 3 185,4 млн рублей по состоянию на конец проверяемого периода составило 0,043 (4,3%).
Рост кредиторской задолженности обусловлен решением суда по иску АО "Росспиртпром" о понуждении подписания актов выполненных работ по государственному контракту на сумму 104,7 млн рублей, а также 24,9 млн рублей по решению суда от 30 августа 2021 г. N А-40-106117/21. Общая сумма кредиторской задолженности федерального бюджета перед АО "Росспиртпром" составила 129,6 млн рублей, или 94,3%.
Кредиторская задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сократилась в 1,5 раза и составила 4,3 млн рублей.
4. Анализ реализации в 2021 году Росалкогольрегулированием полномочий участника государственной программы
4.1. Росалкогольрегулирование является участником Подпрограммы 3 госпрограммы и ответственным исполнителем показателя (индикатора) 3.4 "Снижение разницы между объемом потребления алкогольной продукции на душу населения и объемом легальных розничных продаж алкогольной продукции на душу населения" (далее - показатель 3.4), который рассчитывается в литрах безводного спирта.
Росалкогольрегулирование приказом от 13 октября 2021 г. N 367 "Об утверждении методики расчета целевого показателя (индикатора) Подпрограммы 3 государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (далее - Методика), внесены изменения в методику расчета показателя (в отношении использования данных).
Согласно Методике, величина данного показателя рассчитывается как разность между объемом потребления алкогольной продукции на душу населения и объемом розничных продаж алкогольной продукции на душу населения, исчисляется в литрах:
|
П - объем потребления алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции на душу населения, определяется в литрах абсолютного алкоголя.
|
Р=Р 1+Р 2+Р 3 |
Р абс - объем розничных продаж алкогольной и спиртосодержащей продукции в пересчете на литры абсолютного алкоголя. Ч в - численность населения, человек. |
Министерство здравоохранения Российской Федерации согласно приказу от 30 июля 2019 г. N 575 "Об утверждении методики оценки среднедушевого потребления алкоголя в Российской Федерации" обеспечивает расчет потребления алкоголя на душу населения, а не потребление алкогольной и спиртосодержащей продукции на душу населения, задекларированный Росалкогольрегулированием в Методике, утвержденной в 2021 году.
Кроме того, Служба обеспечивает предоставление данных об объеме розничных продаж алкогольной и спиртосодержащей продукции вместо данных о розничных продажах алкогольной продукции на душу населения (в литрах этанола).
Изменение Методики Росалкогольрегулированием позволило в расчет объема легальных розничных продаж алкогольной продукции включить: объем розничных продаж алкогольной продукции, зафиксированной во ФГИС "ЕГАИС", рассчитанный в литрах безводного спирта, а также объем алкогольной продукции, зафиксированный во ФГИС "ЕГАИС" заявкой о фиксации в системе информации об акте списания продукции с остатков в торговом зале, объем поставок спиртосодержащей продукции (код 484 "Другая спиртосодержащая непищевая продукция") в адрес организаций, осуществляющих розничную продажу данной продукции, отраженный в декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и объем закупок алкогольной и спиртосодержащей (фасованной) продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртсодержащей продукции, отраженный в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно расчету Росалкогольрегулирования общий объем розничных продаж за 2021 год, рассчитанный по Методике, составил 999 002 635,82 л абсолютного спирта.
Внесение изменений в Методику и включение в расчет дополнительных позиций продукции (в том числе) увеличило общий объем продаж более чем на 10% (с 907 618 400 до 999 002 635,82 л) по сравнению с 2020 годом.
Численность населения Российской Федерации по состоянию на 1 января 2022 года составила 146 171 015 человек, соответственно, продажа на душу населения за 2021 год - 6,83 л абсолютного спирта.
Согласно письмам Минздрава России от 22 сентября 2020 г. N 28-1/И/2-13778 и от 19 января 2022 г. N 585/02-02 прогноз потребления на 2021 год составил 8,78 л.
Учитывая исходные данные, численное значение показателя (индикатора) составило 1,95 л, что соответствует установленному, который составляет плановое значение показателя на душу населения, скорректированное на 2021 год - 2,3 литра.
Учитывая изменение Методики расчета показателя, информации, используемой для расчета в 2021 году, Росалкогольрегулирование достигло значение показателя, установленного в значении 2,0 л к окончанию реализации государственной программы в 2024 году.
Необходимо отметить, что Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (изменения от 28 января 2022 г.) за Минздравом России установлено формирование и предоставление показателя 2.12.P4.5 "Снижение потребления алкогольной продукции на душу населения (в литрах этанола) по отношению к значению 2019 г.", который будет предоставляться ежемесячно.
4.2. Росалкогольрегулирование в 2021 году участвовало в реализации мероприятий подпрограммы 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" госпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1 710, в части предоставления субсидий на приобретение жилья сотрудникам Службы. На указанные цели из федерального бюджета доведены бюджетные ассигнования в объеме 21,8 млн рублей, кассовое исполнение составило 100%. Субсидии получили двое сотрудников ведомства.
Нарушений сроков перечисления субсидий на приобретение жилья в ходе проверки не установлено.
При этом отмечается, что Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н, в целях систематизации информации по использованию предоставленных единовременных субсидий на приобретение жилых помещений федеральными государственными служащими в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" предусмотрен забалансовый счет 29 "Предоставленные субсидии на приобретение жилья".
Согласно данным забалансового счета 29 "Представленные субсидии на приобретение жилья" по состоянию на 1 января 2022 года числится задолженность физического лица Спицына Алексея Владимировича (приказ Службы от 4 декабря 2019 г. N 343) в сумме остатка субсидии - 11,7 млн рублей.
Спицын А.В. получил субсидию на приобретение жилья в декабре 2019 года и частично ее израсходовал, при этом остаток средств числится за ним и отражается в отчетности центрального аппарата Службы как дебиторская задолженность физического лица. Вместе с тем приказом
Росалкогольрегулирования от 9 апреля 2021 г. N 140-л/с служебный контракт с указанным лицом расторгнут. Документы об использовании полученной субсидии в Службу не поступали.
5. Оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого Росалкогольрегулированием
В 2021 году Служба направила в Минфин России 42 предложения с обоснованиями по изменению сводной бюджетной росписи. Соотношение количества изменений сводной бюджетной росписи по Росалкогольрегулированию и общего количества предложенных изменений составило 100%. Общий объем положительных изменений сводной бюджетной росписи в отчетном 2021 году составил 798,7 млн рублей.
По итогам контрольного мероприятия оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого
Росалкогольрегулированием, составила 30,5 балла из 60 возможных, или 43 из 50 баллов, исключая раздел по ФАИП и государственным заданиям, в финансировании которых Служба не участвует.
Предварительный мониторинг качества финансового менеджмента Росалкогольрегулирования за 9 месяцев 2021 года определен в количестве 72,39 балла и характеризует Службу как имеющую высокое качество финансового менеджмента (группа АА).
Оценка финансового менеджмента Службы является выше показателя 2.5 "Средний показатель качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета" на 2021 год, установленного подпрограммой 2 "Повышение качества управления бюджетным процессом" госпрограммы, что составляет 60 баллов.
Необходимо отметить, что самая низкая оценка Минфина России по группам показателей качества финансового менеджмента относится к осуществлению Росалкогольрегулированием финансового менеджмента в части "Учет и отчетность", оценка - 20 баллов, что значительно ниже среднего значения в рейтинге главных администраторов средств федерального бюджета, которая составляет 81,9 балла.
6. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
Контроль качества внутреннего финансового аудита в 2021 году осуществлялся руководителем Росалкогольрегулирования на основании отчетов о результатах аудиторских проверок. Отчеты по результатам внутреннего финансового аудита представлялись непосредственно руководителю Службы. Планирование внутреннего финансового аудита на очередной финансовый год осуществлялось с учетом риск-ориентированного подхода путем формирования плана внутреннего финансового аудита на 2021 год, также в Службе утвержден и актуализируется Реестр бюджетных рисков.
В проверяемый период проведено четыре аудиторских проверки в территориальных органах, в том числе в межрегиональном управлении по Дальневосточному федеральному округу, Сибирскому федеральному округу, Приволжскому федеральному органу, Центральному федеральному округу, общий объем проверенных средств составил 441,0 млн рублей. Интегральная оценка организации внутреннего финансового аудита, рассчитанная в соответствии со стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311 "Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита" (I этап), составила 5,7 балла, результатов осуществления внутреннего финансового аудита (II этап) - 2,2 балла. Эффективность внутреннего финансового аудита Росалкогольрегулирования в 2021 году согласно матрице оценки эффективности оценивается как высокая.
7. Результаты проверки и анализа эффективности и результативности управления и распоряжения федеральной собственностью Росалкогольрегулированием
По данным баланса Росалкогольрегулирования (форма 0503130, далее - баланс), сведений о движении нефинансовых активов (форма 0503168), аналитического учета (оборотные ведомости), по состоянию на 1 января 2021 года на балансе Росалкогольрегулирования числились основные средства на общую сумму 2 360,2 млн рублей. Увеличение стоимости основных средств составило 213,2 млн рублей, общая сумма основных средств, отраженная на балансе Росалкогольрегулирования на 1 января 2022 года, составила 2 573,4 млн рублей.
Объекты недвижимого имущества Росалкогольрегулированию, предоставленные на праве оперативного управления, учитываются на забалансовых счетах.
Росалкогольрегулированием в отчетном периоде не осуществлялись мероприятия по распоряжению федеральным имуществом, находящемся в его введении.
На учете в реестре федерального имуществ состояли федеральные государственные информационные системы (оператором которых является Росалкогольрегулирование): Федеральный реестр алкогольной продукции, Автоматизированная система контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, База данных деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ФГИС "ФРАП", ФГИС "АСКП" и ФГИС "БДД" соответственно) и ФГИС "ЕГАИС".
Ведомственной программой цифровой трансформации Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, приказами Службы от 29 октября 2021 г. N 383, 387 и 388 принято решение о признании нецелесообразной дальнейшей эксплуатации ФГИС "ФРАП", ФГИС "БДД" и ФГИС "АСКП" и переносе функционала указанных информационных систем в ФГИС "ЕГАИС".
Инвентаризационной комиссией по проверке, приему-передаче, списанию активов, обязательств, иного имущества, отражаемых на соответствующих счетах бухгалтерского учета, принято решение перенести объекты нефинансовых активов (протокол заседания от 30 декабря 2021 г. N ПНП-89/05-02).
Росалкогольрегулированием в нарушение пункта 21 Положения об учете и о контроле за использованием федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, несвоевременно направлены 26 января 2022 года (в отношении ФГИС "ЕГАИС" 25 февраля 2022 года) в Автоматизированную систему учета федерального имущества соответствующие записи об изменениях сведений об объектах учета, записи об исключении карт из реестра федерального имущества в отношении: ФГИС "ФРАП" (П23770232277), ФГИС "БДД" (В23770357591) и ФГИС "АСКП" (П23770232279), ФГИС "ЕГАИС" (П23770254684).
На дату подписания акта по результатам контрольного мероприятия от 31 марта 2022 года статус направленных записей: "на рассмотрении".
Таким образом, в настоящее время существуют расхождения данных в учете Службы (объекты исключены и интегрированы во ФГИС "ЕГАИС"), исключены из объектов учета в Федеральной государственной информационной системе координации и информатизации Минцифры России, вместе с тем записи об указанных объектах в Реестре федерального имущества отражены.
8. Выводы
8.1. По результатам проверки Счетной палаты годовая бюджетная отчетность Росалкогольрегулирования за 2021 год (с учетом установленного уровня существенности в сумме 47,8 млн рублей) признана недостоверной, общий объем нарушений составил 475,4 млн рублей, выявленные ошибки существенны и искажали бюджетную отчетность, при этом допущенные нарушения исправлены Росалкогольрегулированием в ходе проведения контрольного мероприятия.
8.2. Росалкогольрегулированием отчетность за 2021 год представлена не в полном объеме. Так, отчетность по форме 0508033 "Сведения о доходах от реализации конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации" в Счетную палату не представлялась.
8.3. Кассовое исполнение администрируемых доходов федерального бюджета по итогам 2021 года составило 2 455,0 млн рублей, или 86,1% величины установленных Минфином России уточненных прогнозных показателей (2 850,2 млн рублей).
Установлен объем выпавших доходов, связанный с изменениями действующего законодательства. Так, из Постановления N 2 348 исключено требование о необходимости внесения денежных средств в обеспечение исполнения обязательств об использовании ФСМ в соответствии с их назначением, объем выпадающих доходов ориентировочно составил 22,0 млн рублей.
8.4. Кассовое исполнение расходов составило 3 185,4 млн рублей, или 98,8% объема установленных бюджетных назначений.
Показатели сводной бюджетной росписи в 2021 году составили 3 224,7 млн рублей, что на 798,8 млн рублей, или на 33%, больше объема финансирования, установленного Законом о бюджете N 385-ФЗ (2 425,9 млн рублей), и предусмотрено ресурсным обеспечением Подпрограммы 3 госпрограммы на 2021 год.
8.5. В 2021 году общая дебиторская задолженность (по доходам и расходам) составила 618,7 млн рублей, что на 135,7 млн рублей, или на 28,1%, больше общей дебиторской задолженности 2020 года. Основное увеличение дебиторской задолженности обусловлено ростом дебиторской задолженности по административным штрафам, а также за счет значительного прироста задолженности по возмещению судебных издержек по делам об административных правонарушениях в рамках реализации Постановления N 1 027.
8.5.1. Дебиторская задолженность по доходам в отчетном периоде возросла на 152,5 млн рублей и составила 616,7 млн рублей, или 99,6% общего объема дебиторской задолженности, при этом просроченная задолженность также увеличилась с 270,6 до 433,1 млн рублей (рост составил в 1,6 раза).
8.5.2. Дебиторская задолженность по расходам на 1 января 2022 года составила 0,8 млн рублей, или 0,1% всей суммы дебиторской задолженности, просроченная дебиторская задолженность по расходам в 2021 году у Службы отсутствовала.
8.6. В штатном расписании Росалкогольрегулирования, утвержденным приказом от 11 января 2021 г. N 2021 N 1 "Об утверждении структуры и штатного расписания центрального аппарата Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка", установлены должностные оклады, не соответствующие занимаемой должности.
8.7. Установлены отдельные нарушения соблюдения Росалкогольрегулированием законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг.
8.8. Государственный контракт, заключенный между Росалкогольрегулированием и ООО "ПСК "ПРОГРЕССТРОЙ" от 24 августа 2021 г. N 0173100005121000012, не исполнен в полном объеме и несет риски повторного проведения работ на объекте. Средства федерального бюджета в объеме 1,9 млн рублей использованы без достижения соответствующего результата.
8.9. В нарушение пункта 21 Положения об учете и о контроле за использованием федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, согласно которому при изменении сведений об объекте учета правообладатель для внесения в реестр федерального имущества новых сведений об объекте учета обязан в 14-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих изменения сведений, направить в Автоматизированную систему учета федерального имущества (далее - система учета): запись об изменениях сведений об объекте учета, документы, подтверждающие новые сведения об объекте учета, Службой записи об исключении карт из реестра федерального имущества в отношении ФГИС "ФРАП", ФГИС "БДД" и ФГИС "АСКП", списанных 30 декабря 2021 года (акты о списании объектов нефинансовых активов от 30 декабря 2021 г. N 00ИР-000001, 00ИР-000002, 00ИР-000003), направлены в систему учета 26 января 2022 года, то есть позже установленного срока на 13 дней.
8.10. При подготовке информации в сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Российской Федерации за 2021 год Службой изменена Методика и состав данных для расчета показателя 3.4.
Так, объем легальных розничных продаж алкогольной и спиртосодержащей продукции согласно расчету Росалкогольрегулирования за 2021 год составляет 999 002 635,82 л абсолютного спирта, продажа на душу населения 6,83 л абсолютного спирта.
Учитывая, изменение Методики расчета показателя, информации, используемой для расчета, в 2021 году Росалкогольрегулированием достигнуто значение показателя (индикатора) "Снижение разницы между объемом потребления алкогольной продукции на душу населения и объемом легальных розничных продаж алкогольной продукции на душу населения".
8.11. Объем доведенных Росалкогольрегулированию лимитов бюджетных обязательств на обеспечение полномочий, установленных пунктами 5.3.5(1), 5.3.5(3) Положения N 154, и порядком, предусмотренным Постановлением N 1 027, не достаточен для оплаты расходов на реализацию госконтрактов, заключенных на реализацию мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, заключенных с АО "Росспиртпром".
Счетная палата потенциально рассматривает риски истребования в 2022 году за счет средств казны Российской Федерации на погашение обязательств Росалкогольрегулирования АО "Росспиртпром" на общую сумму 727,4 млн рублей.
9. Предложения
9.1. Направить представление Счетной палаты руководителю Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка.
9.2. Направить Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
9.3. Направить информационное письмо в Федеральную антимонопольную службу.
9.4. Направить информационное письмо в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Аудитор |
А.Н. Батуркин |
------------------------------
1 В стадии ликвидации.
2 Формы 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета" (далее - ф. 0503130), 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности", 0503160 Пояснительная записка, 0503128 Отчет о бюджетных обязательствах, 0503121 Отчет о финансовых результатах деятельности, 0503175 "Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств", 0503296 "Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета".
3 Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (далее - госпрограмма).
5 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
6 Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1 675 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1 027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка И.О. Алёшин)" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 22 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-