Заключение Счетной палаты РФ о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в федеральном государственном бюджетном учреждении "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (226)
(генеральный директор С.Г. Поляков)
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ 22 апреля 2022 г.)
1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по федеральному государственному бюджетному учреждению "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (далее - Фонд, Фонд содействия инновациям) о результатах внешней проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год и бюджетной отчетности за отчетный финансовый год (далее - заключение Счетной палаты по Фонду) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по Фонду содействия инновациям подготовлено на основании результатов контрольного мероприятия, проведенного в Фонде. По результатам контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой Российской Федерации, составлен 1 акт, который подписан без замечаний проверяемой стороны.
1.2. Бюджетная отчетность главного администратора средств федерального бюджета за отчетный финансовый год (далее - бюджетная отчетность) представлена в Счетную палату 25 февраля 2022 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период. Организация бюджетного учета осуществляется главным администратором средств федерального бюджета в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Фонда по состоянию на 1 января 2022 года в соответствии с Инструкцией N 191н, Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 1 марта 2016 г. N 15н (далее - Инструкция N 15н), и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н).
1.3. Фонд создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 65 "О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" в целях государственной поддержки развития инновационной деятельности в научно-технической сфере. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2012 г. N 680 (с изменениями).
Учредителем и собственником имущества Фонда является Российская Федерация.
Отдельные функции и полномочия собственника имущества, переданного Фонду, и учредителя Фонда осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации или иной федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством Российской Федерации, в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Являясь бюджетным учреждением, реорганизованным в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, Фонд одновременно включен в ведомственную структуру расходов федерального бюджета как главный распорядитель средств федерального бюджета.
Представительства и филиалы Фондом не создавались. Для обеспечения взаимодействия Фонда с инновационными структурами и малыми предприятиями в субъектах Российской Федерации Фонд имеет региональных представителей, которые действуют на основании соглашений между администрациями регионов и Фондом.
2. Результаты проверки и анализа исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности в главном администраторе средств федерального бюджета (администраторе средств федерального бюджета, получателе средств федерального бюджета)
2.1. В части доходов федерального бюджета
Фонд не является главным администратором (администратором) доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
2.2. В части расходов федерального бюджета
В 2021 году Фонд осуществлял полномочия ГРБС только в части предоставления себе как бюджетному учреждению субсидий из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78 1 Бюджетного кодекса. Подведомственные распорядители и получатели у Фонда отсутствуют.
Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ) Фонду утверждены бюджетные ассигнования в размере 14 311 009,7 тыс. рублей в 2021 году, 14 362 645,0 тыс. рублей в 2022 году и 17 399 352,8 тыс. рублей в 2023 году. Сводной бюджетной росписью по состоянию на 1 января 2021 года Фонду установлены бюджетные ассигнования, соответствующие показателям Федерального закона N 385-ФЗ.
Бюджетная роспись Фонда утверждена в размере доведенных показателей сводной бюджетной росписи в размере: на 2021 год - 14 311 009,7 тыс. рублей, 2022 год - 14 362 645,0 тыс. рублей, 2023 год - 17 399 352,8 тыс. рублей.
Изменения бюджетной росписи Фонда на 2021 год составили +184 606,1 тыс. рублей (на основании изменений сводной бюджетной росписи). Информация о бюджетных ассигнованиях, предусмотренных Фонду в 2021-2023 годах, представлена в таблице.
(тыс. руб.)
КБК |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||||||
ОБАС |
Закон N 385-ФЗ |
ОБАС |
Закон N 385-ФЗ |
ОБАС |
Закон N 385-ФЗ |
||||
0411 |
15502 |
90000 |
600 |
2 746 989,2 |
2 746 989,2 |
2 812 858,6 |
2 812 858,6 |
2 819 391,9 |
2 819 391,9 |
0411 |
15502 |
90059 |
611 |
315 565,2 |
|
318 488,6 |
|
325 747,8 |
|
0411 |
15502 |
90059 |
612 |
2 431 424,0 |
|
2 494 370,0 |
|
2 493 644,1 |
|
0411 |
155D7 |
D0000 |
600 |
848 091,7 |
848 091,7 |
1 065 210,2 |
1 065 210,2 |
862 807,3 |
862 807,3 |
0411 |
155D7 |
24100 |
611 |
48 091,7 |
|
65 210,2 |
|
62 807,3 |
|
0411 |
155D7 |
24100 |
612 |
800 000,0 |
|
1 000 000,0 |
|
800 000,0 |
|
0411 |
19703 |
90000 |
600 |
2 000 000,0 |
2 000 000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0411 |
19703 |
90059 |
611 |
100 000,0 |
|
0,0 |
|
0,0 |
|
0411 |
19703 |
90059 |
612 |
1 900 000,0 |
|
0,0 |
|
0,0 |
|
0411 |
234D5 |
66806 |
600 |
560 000,0 |
560 000,0 |
1 560 000,0 |
1 560 000,0 |
1 560 000,0 |
1 560 000,0 |
0411 |
234D5 |
66806 |
611 |
59 422,2 |
|
58 760,5 |
|
60 000,0 |
|
0411 |
234D5 |
66806 |
612 |
500 577,8 |
|
1 501 239,5 |
|
1 500 000,0 |
|
0411 |
47702 |
67703 |
600 |
2 507 149,6 |
2 507 149,6 |
2 222 749,6 |
2 222 749,6 |
2 222 749,6 |
2 222 749,6 |
0411 |
47702 |
67703 |
612 |
2 507 149,6 |
|
2 222 749,6 |
|
2 222 749,6 |
|
0411 |
47702 |
90000 |
600 |
83 504,0 |
83 504,0 |
74 504,0 |
74 504,0 |
74 504,0 |
74 504,0 |
0411 |
47702 |
90059 |
611 |
83 504,0 |
|
74 504,0 |
|
74 504,0 |
|
0412 |
152I5 |
60324 |
600 |
3 723 375,2 |
3 723 375,2 |
4 541 422,6 |
4 541 422,6 |
7 650 000,0 |
7 650 000,0 |
0412 |
152I5 |
60324 |
612 |
3 723 375,2 |
|
4 541 422,6 |
|
7 650 000,0 |
|
0412 |
15502 |
90000 |
600 |
801 900,0 |
801 900,0 |
801 900,0 |
801 900,0 |
801 900,0 |
801 900,0 |
0412 |
15502 |
90059 |
612 |
801 900,0 |
|
801 900,0 |
|
801 900,0 |
|
0412 |
155D7 |
D0000 |
600 |
600 000,0 |
600 000,0 |
844 000,0 |
844 000,0 |
968 000,0 |
968 000,0 |
0412 |
155D7 |
24100 |
612 |
600 000,0 |
|
844 000,0 |
|
968 000,0 |
|
0412 |
234D5 |
66806 |
600 |
440 000,0 |
440 000,0 |
440 000,0 |
440 000,0 |
440 000,0 |
440 000,0 |
0412 |
234D5 |
66806 |
612 |
440 000,0 |
|
440 000,0 |
|
440 000,0 |
|
Всего |
14 311 009,7 |
14 311 009,7 |
14 362 645,0 |
14 362 645,0 |
17 399 352,8 |
17 399 352,8 |
Исполнение Фондом федерального бюджета по расходам в 2021 году составило 14 495 615,8 тыс. рублей (100% показателя сводной бюджетной росписи). Подробная информация представлена в таблице.
(тыс. руб.)
КБК |
Закон N 385-ФЗ |
СБР на 01.01.2021 |
СБР на 31.12.2021 |
ЛБО на 31.12.2021 |
Кассовое исполнение на 31.12.2021 |
|||||
Рз |
Пр |
ЦСР |
ВР |
тыс. рублей |
% исполнения от ФЗ (гр. 9/гр. 5) |
% исполнения от СБР (гр. 9/гр. 7) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
04 |
11 |
1550290000 |
600 |
2 746 989,2 |
2 746 989,2 |
2 746 989,2 |
2 746 989,2 |
2 746 989,2 |
100,0 |
100,0 |
04 |
11 |
1550290059 |
612 |
|
2 431 424,0 |
2 431 424,0 |
2 431 424,0 |
2 431 424,0 |
|
100,0 |
04 |
11 |
1550290059 |
611 |
|
315 565,2 |
315 565,2 |
315 565,2 |
315 565,2 |
|
100,0 |
04 |
11 |
155D7D0000 |
600 |
848 091,7 |
848 091,7 |
848 091,7 |
848 091,7 |
848 091,7 |
100,0 |
100,0 |
04 |
11 |
155D724100 |
612 |
|
800 000,0 |
800 000,0 |
800 000,0 |
800 000,0 |
|
100,0 |
04 |
11 |
155D724100 |
611 |
|
48 091,7 |
48 091,7 |
48 091,7 |
48 091,7 |
|
100,0 |
04 |
11 |
1970390000 |
600 |
2 000 000,0 |
2 000 000,0 |
2 000 000,0 |
2 000 000,0 |
2 000 000,0 |
100,0 |
100,0 |
04 |
11 |
1970390059 |
612 |
|
1 900 000,0 |
1 900 000,0 |
1 900 000,0 |
1 900 000,0 |
|
100,0 |
04 |
11 |
1970390059 |
611 |
|
100 000,0 |
100 000,0 |
100 000,0 |
100 000,0 |
|
100,0 |
04 |
11 |
234D566806 |
600 |
560 000,0 |
560 000,0 |
840 482,6 |
840 482,6 |
840 482,6 |
150,1 |
100,0 |
04 |
11 |
234D566806 |
612 |
|
500 577,8 |
781 060,4 |
781 060,4 |
781 060,4 |
|
100,0 |
04 |
11 |
234D566806 |
611 |
|
59 422,2 |
59 422,2 |
59 422,2 |
59 422,2 |
|
100,0 |
04 |
11 |
4770267703 |
600 |
2 507 149,6 |
2 507 149,6 |
2 507 149,6 |
2 507 149,6 |
2 507 149,6 |
100,0 |
100,0 |
04 |
11 |
4770267703 |
612 |
|
2 507 149,6 |
2 507 149,6 |
2 507 149,6 |
2 507 149,6 |
|
100,0 |
04 |
11 |
4770290000 |
600 |
83 504,0 |
83 504,0 |
83 504,0 |
83 504,0 |
83 504,0 |
100,0 |
100,0 |
04 |
11 |
4770290059 |
611 |
|
83 504,0 |
83 504,0 |
83 504,0 |
83 504,0 |
|
100,0 |
04 |
12 |
152I560324 |
600 |
3 723 375,2 |
3 723 375,2 |
3 723 375,2 |
3 723 375,2 |
3 723 375,2 |
100,0 |
100,0 |
04 |
12 |
152I560324 |
612 |
|
3 723 375,2 |
3 723 375,2 |
3 723 375,2 |
3 723 375,2 |
|
100,0 |
04 |
12 |
1550290000 |
600 |
801 900,0 |
801 900,0 |
801 900,0 |
801 900,0 |
801 900,0 |
100,0 |
100,0 |
04 |
12 |
1550290059 |
612 |
|
801 900,0 |
801 900,0 |
801 900,0 |
801 900,0 |
|
100,0 |
04 |
12 |
155D7D0000 |
600 |
600 000,0 |
600 000,0 |
600 000,0 |
600 000,0 |
600 000,0 |
100,0 |
100,0 |
04 |
12 |
155D724100 |
612 |
|
600 000,0 |
600 000,0 |
600 000,0 |
600 000,0 |
|
100,0 |
04 |
12 |
234D566806 |
600 |
440 000,0 |
440 000,0 |
344 123,5 |
344 123,5 |
344 123,5 |
78,2 |
100,0 |
04 |
12 |
234D566806 |
612 |
|
440 000,0 |
344 123,5 |
344 123,5 |
344 123,5 |
|
100,0 |
Всего |
14 311 009,7 |
14 311 009,7 |
14 495 615,8 |
14 495 615,8 |
14 495 615,8 |
101,3 |
100,0 |
Неисполненные бюджетные назначения за 2021 год отсутствуют.
Кассовое исполнение Фондом как ГРБС по расходам федерального бюджета за 2021 год составило 14 495 615,8 тыс. рублей, в том числе:
- по подразделу 0411 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики" - в сумме 9 026 217,1 тыс. рублей (100%);
- по подразделу 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики" - в сумме 5 469 398,7 тыс. рублей (100%).
По видам расходов кассовое исполнение Фондом расходов федерального бюджета за 2021 год характеризуется следующими показателями: 611 (субсидия на госзадание) - 606 583,1 тыс. рублей (100%), 612 (субсидии на иные цели) - 13 889 032,7 тыс. рублей (100%).
У Фонда отсутствуют бюджетные ассигнования, предусмотренные на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), а также объекты незавершенного строительства.
Фондом в отчетном периоде не осуществлялись расходы на проведение капитального ремонта зданий и сооружений, а также не осуществлялись взносы на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по помещениям, находящимся в федеральной собственности.
В отчетный период Фондом не принимались бюджетные обязательства (денежные обязательства) сверх утвержденного на финансовый год объема бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
Фонд не совершал операций со средствами федерального бюджета, проведенных минуя счета Федерального казначейства.
Бюджетная смета Фондом не составляется.
Нарушений при исполнении федерального бюджета по расходам в бюджетной отчетности Фонда за 2021 год не выявлено.
2.3. Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд выявил следующие нарушения и недостатки.
2.3.1. В нарушение пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) годовой объем закупок Фонда в 2021 году у единственного поставщика (на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей) составил 64 601,48 тыс. рублей, что в 1,38 раза превышает максимально разрешенный объем - десять процентов совокупного годового объема закупок (467 397,38 тыс. рублей).
2.3.2. В нарушение части 1 статьи 16 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой закупки, не предусмотренные планами-графиками закупок, не могут быть осуществлены, Фондом в 2021 году осуществлены закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ на общую сумму 64 601,48 тыс. рублей, что превышает показатель, отраженный в плане-графике закупок Фонда (итоговая версия от 22 декабря 2021 года) на 18 581,48 тыс. рублей.
2.3.3. В нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой в течение пяти рабочих дней с даты заключения, изменения и исполнения государственного контракта заказчик направляет в Федеральное казначейство для размещения в единую информационную систему по закупкам (далее - ЕИС) информацию о заключении, изменении и исполнении государственного контракта, Фонд с нарушением установленного срока от 4 до 58 рабочих дней направил в Федеральное казначейство для включения в ЕИС:
- информацию об оплате контракта с реестровым номером N 1773600435020000009 (этап N 5, платежное поручение от 30 августа 2021 г. N 194969) - размещена 17 сентября 2021 года;
- информацию о контракте (реестровый номер 1773600435021000005, заключен 11 декабря 2020 г.) - размещена в реестре контрактов 24 февраля 2021 года;
- информацию об оплате контракта с реестровым номером N 1773600435021000006 (этап N 1, платежное поручение от 8 сентября 2021 г. N 237513) - размещена 21 сентября 2021 года;
- информацию об оплате контракта с реестровым номером N 1773600435020000014 (этап N 2, платежное поручение от 25 декабря 2020 г. N 31611) - размещена 2 апреля 2021 года.
2.3.4. В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ Фондом не было предъявлено требование к акционерному обществу "Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса" об уплате пени за просрочку исполнения обязательств по первому этапу исполнения государственного контракта от 6 октября 2020 г. N 1169И (реестровый номер контракта 1773600435020000018) на 19 календарных дней, размер которой в соответствии с пунктом 6.3.2 контракта расчетно составляет 8 075 рублей.
2.3.5. В нарушение пункта 11(1) постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2050, государственный контракт от 23 ноября 2021 г. N 264С2/2021 (реестровый номер контракта 1773600435021000035), заключенный Фондом с акционерным обществом "НПО Опыт", предусматривает условие об оплате по 1 и 2 этапам исполнения контракта 1 в течение 15 рабочих дней с даты подписания Фондом акта сдачи-приемки выполненных работ (отдельных этапов выполненных работ) вместо условий, предусматривающих оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты подписания получателем средств федерального бюджета документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги по этапу исполнения контракта.
2.3.6. Согласно подпункту "б" пункта 8 и пункту 10 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. N 1279, проекты планов-графиков закупок формируются федеральными бюджетными учреждениями в процессе формирования проектов планов финансово-хозяйственной деятельности таких заказчиков и лиц на основании обоснований (расчетов) плановых показателей выплат, формируемых при составлении проектов планов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Вместе с тем первоначальная редакция плана-графика закупок Фонда на 2021 год (от 2 февраля 2021 года) включала только 2 позиции с объемом финансового обеспечения 46 000,0 тыс. рублей, что не соответствовало показателям Плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного 27 января 2021 года, согласно которому в 2021 году предусмотрены выплаты на закупку товаров, работ, услуг в сумме 286 657,03 тыс. рублей.
2.4. Анализ и оценка реализации и развития информационно- коммуникационных технологий в Фонде (в части АИС "Фонд-М")
АИС "Фонд-М" включает ряд программно-информационных блоков для конкурсного отбора, заключения договоров, поддержки инновационных проектов, каждый из которых доступен отдельным структурным подразделениям в объеме, необходимом для выполнения ими функциональных обязанностей. По состоянию на 1 января 2021 года стоимость нематериального актива АИС "Фонд-М" составила 148 470,0 тыс. рублей.
Документы, непосредственно регламентирующие ввод АИС "Фонд-М" в эксплуатацию, Фондом не оформлялись (не принимались).
Расходы на эксплуатацию АИС "Фонд-М" в 2021 году составили 37 810,0 тыс. рублей, на развитие - 96 106,6 тыс. рублей.
Статистика пользования АИС "Фонд-М" в 2021 году показывает, что количество зарегистрированных пользователей системы по состоянию на 1 января 2022 года составило 154 тыс. пользователей.
Сведения о показателях качества работы и значениях показателя качества работы, предусмотренных государственным заданием Фонду на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, отражают также оценку в части использования (функционирования) АИС "Фонд-М":
- "Доля информационных карт результатов интеллектуальной деятельности по проектам, поддержанным Фондом, зарегистрированных в системе ФГАНУ ЦИТиС, по которым обеспечено ведение базы данных";
- "Процент конкурсов на гранты, реализованных через автоматизированную электронную систему Фонда";
- "Время работы службы технической поддержки информационной системы Фонда в будние дни (в сутки), не менее";
- "Время простоя информационных систем Фонда по приему заявок и сопровождению проектов в рабочее время (в год), не менее".
Проверка показала, что указанные показатели качества работы Фонда выполняются в пределах допустимого (возможного) отклонения или перевыполняются ежегодно, в частности в 2019-2021 годах.
Предусмотренные показатели госзадания отражают лишь ограниченный (базовый) перечень работ ИС "Фонд-М" и не покрывают полный цикл грантовой поддержки Фонда, с учетом всех этапов рассмотрения заявок и выполнения работ грантополучателями (в том числе в постдоговорной период). В частности, показатели не характеризуют полноту автоматизации организации и реализации грантовой поддержки Фонда, в том числе прохождение экспертной оценки в электронном виде на всех этапах.
Сведения представляются предприятиями посредством самостоятельного ежегодного (ежеквартального) ввода данных в АИС "Фонд-М". На момент проведения проверки Фонд располагал предварительными данными о показателях реализации инновационных проектов на основе сведений от 53,0% компаний, получавших поддержку Фонда по различным программам в 2016-2021 годах. Существующие условия требуют дополнительных трудозатрат малых инновационных предприятий, и могут нести риски искажения отчетности предприятий.
2.5. Оценка своевременности и полноты размещения информации об учреждении на сайте в сети Интернет
В нарушение пунктов 6, 7, 15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н, согласно которым учреждение не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем принятия документов или внесения изменений в документы, предоставляет через официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) уточненную структурированную информацию об учреждении с приложением соответствующих электронных копий документов, Фондом не размещены:
- информация о внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 г. N 1630 "О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере";
- отчет о выполнении государственного задания за 2021 год;
- сведения (документы) о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах за 2021 год.
2.6. Дебиторская и кредиторская задолженность
В части дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность Фонда как главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, отраженная на начало отчетного периода, составляла 5 344,8 млн рублей. Образовалась по причине неполного использования Фондом, как бюджетным учреждением, полученных целевых субсидий.
В 2021 году Фонду согласован к использованию остаток целевой субсидии 2020 года в размере 4 863,1 млн рублей, который полностью израсходован в 2021 году.
Остаток целевой субсидии 2020 года в сумме 481,7 млн рублей, не разрешенный к использованию в 2021 году, возвращен в бюджет 3 июня 2021 года.
Дебиторская задолженность, отраженная на конец отчетного периода, составила 61,7 млн рублей. Образовалась по причине неполного использования Фондом полученных целевых субсидий.
Фонд в бюджетном учете не имеет долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности.
В части кредиторской задолженности
Кредиторская задолженность в бюджетном учете Фонда в проверяемом периоде отсутствовала.
3. Результаты проверки и анализа формирования и утверждения государственного задания, использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели
В 2021 году Фондом как ГРБС субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в объеме 606 583,1 тыс. рублей и субсидии на иные цели в объеме 13 889 032,7 тыс. рублей перечислены Фонду как бюджетному учреждению в полном объеме.
В соответствии с абзацем вторым пункта 44 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640), предоставление субсидии федеральным бюджетным учреждениям, выполняющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, осуществляется в соответствии с правовым актом этого учреждения, содержащим положения об объеме и периодичности предоставления субсидии в течение финансового года и порядок взаимодействия структурных подразделений учреждения по предоставлению субсидии.
В 2021 году Фондом издан приказ от 11 января 2021 г. N 22-4 "О формировании и финансовом обеспечении государственного задания Фонда на 2021 год".
Государственное задание Фонду на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждено заместителем Минэкономразвития России О.В. Тарасенко 15 января 2021 года (N 226-00004-21-00). Фонд в 2021 году выполнял 3 вида работ, государственных услуг не оказывал. Изменений в 2021 году в государственное задание не вносилось.
Согласно утвержденному госзаданию допустимое (возможное) отклонение от выполнения госзадания составляет 10%.
Отчет о выполнении госзадания представляется в ФОИВ, осуществляющие контроль за выполнением государственного задания, один раз в год в течение первого квартала года, следующего за отчетным, что не в полной мере соответствует пункту 47 Положения N 640, согласно которому отчет о выполнении госзадания представляется в сроки, установленные государственным заданием, но не позднее 1 марта финансового года, следующего за отчетным.
Согласно отчету о выполнении государственного задания N 226-00004-21-00 от 25 февраля 2022 года, предусмотренные показатели объема работы Фонда перевыполнены (выполнены, превысив допустимое (возможное) отклонение).
Информация о выполнении государственного задания
Наименование работы |
Показатель объема работы |
План |
Факт |
Допустимое отклонение, ед. |
Отклонение (факт), ед. |
Отклонение (факт),% |
Отклонение, превыш. допустимое, ед. |
Отклонение, превыш. допустимое, % |
Организационное и информационное обеспечение проведения конкурсного отбора научных и научно- исследовательских программ и проектов и других научных мероприятий |
Кол-во мероприятий |
190 |
212 |
19 |
+22 |
+11,6 |
+3 |
+1,6 |
Проведение экспертизы научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов по фундаментальным, прикладным научным исследованиям, экспериментальным разработкам |
Кол-во экспертных заключений |
13 000 |
14 578 |
1 300 |
+1 578 |
+12,1 |
+278 |
+2,1 |
Организационное, финансовое и информационное обеспечение научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, а также обеспечение контроля результативности реализации таких программ и проектов |
Кол-во договоров |
7 000 |
7 833 |
700 |
+833 |
+11,9 |
+133 |
+1,9 |
Превышение фактических значений показателей от плановых обусловлено запуском новых конкурсов, проведением мероприятий, направленных на популяризацию деятельности Фонда, а также увеличением числа победителей конкурсных отборов и т. д.
Предусмотренные показатели качества работ выполнены в 2021 году в пределах допустимого (возможного) отклонения или перевыполнены: из 31 показателя качества по 16 показателям (51,6%) плановые значения перевыполнены (в том числе по 8 из них - значительно (более 10%), по 15 показателям выполнение составило 100% (при этом по 10 из них перевыполнение фактически невозможно: показатель рассчитывается как доля от целого).
Общий объем финансового обеспечения выполнения государственного задания в 2021 году составил 606 583,1 тыс. рублей. Коэффициент выравнивания при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2021 год не применялся.
Необходимо отметить, что при фактическом уменьшении объема выполненных работ (по двум из трех) отмечается увеличение их финансового обеспечения (информация представлена в таблице).
Наименование работы |
Показатель объема работы |
2020 год |
2021 год |
Изменение,% |
Справочно: изменение финансового обеспечения выполнения работ,% |
|||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
|||
Организационное и информационное обеспечение проведения конкурсного отбора научных и научно-исследовательских программ и проектов и других научных мероприятий |
Количество мероприятий |
300 |
302 |
190 |
212 |
-36,7 |
-29,8 |
+28,9 |
Проведение экспертизы научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов по фундаментальным, прикладным научным исследованиям, экспериментальным разработкам |
Количество экспертных заключений |
13200 |
15551 |
13000 |
14578 |
-1,5 |
-6,3 |
+9,3 |
Организационное, финансовое и информационное обеспечение научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, а также обеспечение контроля результативности реализации таких программ и проектов |
Количество договоров |
6500 |
6570 |
7000 |
7833 |
+7,7% |
+19,2 |
+32,6 |
Субсидия перечислялась Фонду ежеквартально в начале очередного квартала в объеме и в сроки, предусмотренные приказом генерального директора Фонда от 11 января 2021 г. N 22-4. Остаток средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по состоянию на 1 января 2022 года отсутствовал.
Предоставление Фонду субсидий на иные цели осуществлялось в соответствии с правилами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации 2.
В соответствии с абзацем вторым пункта 26 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496, в случае, если федеральное бюджетное учреждение осуществляет функции и полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, договор (соглашение) о предоставлении субсидий на иные цели не заключается. Объем и периодичность перечисления субсидий на иные цели, а также порядок взаимодействия структурных подразделений указанного учреждения при предоставлении субсидий на иные цели устанавливаются в правовом акте этого учреждения.
Перечень целевых субсидий Фонда на 2021 год утвержден приказом генерального директора Фонда от 11 января 2021 г. N 22-11 "О перечне целевых субсидий на 2021 год" (с учетом изменений от 14.04.2021 N 22-77, от 30.08.2021 N 22-147, от 10.11.2021 N 22-204).
В 2021 году Фонду предоставлены субсидии на иные цели в размере 13 889 032,7 тыс. рублей. Кроме того, санкционирован к использованию в 2021 году остаток целевой субсидии 2020 года в сумме 4 863 083,36 тыс. рублей и возврат дебиторской задолженности прошлых лет в сумме 79 499,6 тыс. рублей.
Перечисление субсидий осуществлялось ежеквартально в размере 23,8% - 26,5% годового объема. Кассовые расходы Фонда как бюджетного учреждения в рамках целевых субсидий в 2021 году составили 18 769 977,3 тыс. рублей. Остаток средств целевых субсидий на конец 2021 года составил 61 665,05 тыс. рублей.
Информация об использовании целевых субсидий в 2021 году представлена в следующей таблице.
(тыс. руб.)
Код субсидии на иные цели (в соответствии с приказами Фонда) |
Сумма субсидии |
||||||
Остаток 2020 года |
Возврат прошлых лет |
Получена субсидия в 2021 году |
Всего получено на 31.12.2021 |
Всего расходов за 2021 год |
Возврат в ФБ неиспользованного остатка |
Остаток на 01.01.2022 |
|
ВСЕГО, в том числе |
5 344 818,4 |
82 926,2 |
13 889 032,7 |
19 316 777,3 |
18 769 977,3 |
485 135,0 |
61 665,0 |
в рамках ГП-15 всего, в том числе |
2 804 516,8 |
64 926,2 |
8 356 699,2 |
11 226 142,2 |
11 189 952,8 |
3 400,0 |
32 789,4 |
ФП I5 |
1 710 505,1 |
40 626,4 |
3 723 375,2 |
5 474 506,7 |
5 457 355,3 |
0,0 |
17 151,4 |
ФП D3 |
11 700,0 |
6 600,0 |
0,0 |
18 300,0 |
13 400,0 |
3 400,0 |
1 500,0 |
ФП D7 |
0,0 |
0,0 |
1 400 000,0 |
1 400 000,0 |
1 399 436,0 |
0,0 |
564,0 |
в рамках ГП-23 всего, в том числе |
1 209 694,2 |
0,0 |
1 125 183,9 |
2 334 878,1 |
1 824 780,9 |
481 735,0 |
28 362,2 |
ФП D2 |
106 924,4 |
0,0 |
0,0 |
106 924,4 |
106 924,4 |
0,0 |
0,0 |
ФП D5 |
1 102 769,8 |
0,0 |
1 125 183,9 |
2 227 953,7 |
1 717 856,5 |
481 735,0 |
28 362,2 |
в рамках ГП-19 |
0,0 |
0,0 |
1 900 000,0 |
1 900 000,0 |
1 900 000,0 |
0,0 |
0,0 |
в рамках ГП-47 |
1 330 607,4 |
18 000,0 |
2 507 149,6 |
3 855 757,0 |
3 855 243,6 |
0,0 |
513,4 |
4. Анализ выполнения в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограммы)
4.1, 4.2. Проверка своевременности представления информации и анализ реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации в рамках компетенции Фонда
Отчетные данные за 2021 год о ходе реализации и оценке эффективности основных мероприятий ГП-15, ГП-19 и ГП-47 направлены Фондом в сроки, установленные пунктом 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (далее - Порядок N 588).
Состав материалов соответствовал требованиям пункта 32 Порядка N 588 и Методическим указаниям по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582 (далее - Методические указания N 582).
В 2021 году в рамках реализации мероприятий ГП-15, ГП-19 и ГП-47 Фондом проведены конкурсы по программам "Умник", "Старт", "Развитие", "Коммерциализация", "Кооперация", "Интернационализация" и другие.
Фондом заключено 2 253 договора по конкурсам, проведенным в 2021 году, на общую сумму 13 693 567,1 тыс. рублей в рамках реализации 18 тематических программ Фонда. Основной объем средств направлен по ГП-15 (8 984 189,7 тыс. рублей).
В рамках "Молодежных конкурсов" в 2021 году профинансировано 196 366,0 тыс. рублей по 48 договорам.
Объем внебюджетных средств, запланированных к привлечению по заключенным в 2021 году договорам грантов Фонда, представлен в таблице.
Программа/федеральный проект и госпрограмма |
Количество заключенных договоров |
Планируемые внебюджетные средства, тыс. рублей |
Молодежные конкурсы |
0 |
0 |
Умник, в т. ч.: |
0 |
0 |
Федеральный проект D3 "Кадры для цифровой экономики" |
0 |
0 |
Старт, в т. ч.: |
82 |
194 597,8 |
Государственная программа "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" |
7 |
13 150,0 |
Федеральный проект D7 "Искусственный интеллект" |
14 |
39 718,4 |
Развитие, в т. ч.: |
246 |
1 518 015,1 |
Государственная программа "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" |
41 |
217 210,0 |
Федеральный проект D7 "Искусственный интеллект" |
42 |
258 464,6 |
Основное мероприятие 05 "Реализация мероприятий Национальной технологической инициативы" ГП-47 |
133 |
909 035,5 |
Федеральный проект I5 "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" |
30 |
133 305,0 |
Интернационализация |
17 |
93 764,0 |
Коммерциализация, в т. ч.: |
289 |
5 015 051,8 |
Федеральный проект I5 "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" |
201 |
3 931 558,7 |
Федеральный проект D7 "Искусственный интеллект" |
32 |
202 025,1 |
ИТОГО |
634 |
6 821 428,8 |
В соответствии с условиями конкурсов привлечение внебюджетных средств в качестве софинансирования реализуемых проектов составляет от 15 до 100% в зависимости от конкурса.
В 2021 году по 634 договорам объем внебюджетного финансирования планируется на сумму 6 821 428,8 тыс. рублей, что на порядок ниже, чем в предыдущие годы: в 2019-2020 годах общий плановый объем внебюджетного финансирования по заключенным договорам грантов составлял 7 685 000,0 тыс. рублей и 7 366 149,6 тыс. рублей соответственно.
В 2021 году фактические затраты грантополучателей на реализацию инновационных проектов из внебюджетных средств по действующим договорам грантов (переходящие за несколько лет) составили 5 981 465,1 тыс. рублей, что значительно ниже планового внебюджетного финансирования, предусмотренного договорами грантов в 2019-2020 годах (оценочно).
Результаты выборочной проверки направленности фактических затрат грантополучателей на реализацию инновационных проектов из внебюджетных средств, затраченных в 2021 году (по 15 грантовым договорам), показали, что по программе "Коммерциализация" около 25% расходов направлены на выплату заработной платы с начислениями, около 50% расходов направлено на закупку сырья. По программам "Развитие" и "Бизнес-Старт" на заработную плату с начислениями направляется от 50 до 90% расходов в рамках грантовых проектов.
В части ГП-15 при плановом значении показателя "количество инновационных проектов молодых исследователей в рамках вовлечения молодежи (в возрасте до 35 лет) в инновационное предпринимательство" на 2021 год в 1 000 единиц фактически достигнутое значение показателя составило 1 055 единиц, или 105,5%. По показателю "количество малых инновационных предприятий, получивших поддержку на посевной стадии" фактическое значение за 2021 год составило 458 единицы при плановом значении в 400 единиц (114,5%). По показателю "количество компаний - разработчиков решений на основе искусственного интеллекта, получивших государственную поддержку в рамках федерального проекта "Искусственный интеллект" (накопленным итогом)" фактическое значение за 2021 год составило 244 единицы.
Указанные показатели отражают результаты деятельности Фонда по поддержке инновационных проектов только на предпосевной и посевной стадиях, финансирование которых составляет только 30% от общего объема финансирования Фонда по ГП-15. Отсутствие взаимоувязки более чем 70% расходов Фонда, направляемых на финансирование инновационных проектов ГП-15, с целевыми показателями ГП-15 свидетельствует об ограниченной программной реализации мероприятий Фонда.
В части ГП-19 за Фондом не закреплены целевые показатели деятельности. В соответствии с детальным планом-графиком реализации ГП-19 Фонд в 2021 году выполнил 2 контрольных события: по разработке программы и предоставлению грантовой поддержки проектов по проведению исследований и разработок, подготовке и расширению производства инновационной продукции в области электроники.
В части ГП-23 по показателю "количество поддержанных проектов малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации российских цифровых решений (накопительным итогом)" фактическое значение за 2021 год составило 470 единиц с исполнением плана на 100%.
Реализация мероприятия в 2021 году осуществляется с учетом достигнутого в 2019-2020 годах результата в соответствии с паспортом федерального проекта "Цифровые технологии". В феврале и марте 2021 года было заключено 58 новых договоров по программе "Старт-ЦТ".
В части ГП-47 в отношении компетенции Фонда предусмотрен целевой показатель, характеризующий реализацию программных мероприятий: "Поддержаны проекты малых предприятий в интересах Национальной технологической инициативы, не менее 110 шт. ежегодно". Фактическое достижение указанного показателя составило в 2020 году 172 штуки, в 2021 году - 144 штуки.
В соответствии с детальными планами-графиками реализации ГП-15, ГП-19, ГП-23 и ГП-47 Фонд в 2021 году был ответственным за выполнение в целом 18 контрольных событий, которые были выполнены в установленный срок. В целом по контрольным событиям отмечается, что они характеризуют в первую очередь факт совершения определенных действий Фондом (таких, например, как предоставление грантов), а не достижение получателями грантов результатов, предусмотренных при оказании им финансовой помощи.
В соответствии с требованиями пункта 33 Методических указаний N 582 участник государственной программы в целях оперативного мониторинга ежемесячно (за исключением IV квартала), по состоянию на 15-е число, размещает на портале государственных программ отчет о ходе исполнения плана реализации.
Фондом размещены на портале государственных программ отчеты о ходе исполнения плана реализации ГП-15, ГП-23 и ГП-47. При этом на портале госпрограмм не отражены отдельные контрольные события в части компетенции Фонда по ГП-15, что не в полной мере соответствует требованиям пункта 33 Методических указаний N 582, в частности:
- контрольное событие 5.2.4.1. ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" доведена субсидия для выполнения государственного задания - плановый срок 01.03.2021.
- контрольное событие 5.D7.1.7. ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" согласован (актуализирован и согласован при необходимости) с Минэкономразвития России порядок формирования экспертных жюри - плановый срок 30.09.2021.
Анализ и оценка поступивших заявок на предоставление грантов Фонда и этапов прохождения их экспертизы в 2021 году
В 2021 году подано 7 185 заявок на участие в конкурсах, одобрено 1 278 заявок, по которым предоставлены гранты из федерального бюджета на сумму 14 041,5 млн рублей.
В частности, по программе "Старт" заявлено 5 203 участников, из которых 1 343 получили гранты (25,8%) на сумму 2 051,5 млн рублей (14,6% от общего объема финансирования), по программе "Развитие" - 868 участников, из которых 653 получили гранты (75,2%) на сумму 5 528,2 млн рублей (39,4%), по программе "Коммерциализация" - 837 участников, из которых 292 получили гранты (34,9%) на сумму 5 248,0 млн рублей (37,4%), по программе "Интернационализация" - 106 участников, из которых 22 получили гранты (20,8%) на сумму 249,5 млн рублей (1,8%).
В целом 17,8% заявок получают поддержку, причины отклонения заявок Фондом и экспертами следующие: несоответствие формальным требованиям положений о конкурсах; низкие баллы по результатам заочной экспертизы; рекомендации по отклонению заявок по результатам рассмотрения экспертным жюри.
Заявки, прошедшие конкурс документов в Фонде и рассмотрение экспертами (на этапе заочной экспертизы и жюри), получают одобрение в полном объеме (без отклонений) на всех последующих этапах прохождения заявки: экспертный совет Фонда, конкурсная комиссия Фонда, дирекция Фонда.
5. Анализ хода реализации в отчетном финансовом году национальных и федеральных проектов
В рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" в 2021 году Фонду предоставлены субсидии из федерального бюджета в сумме 3 723 375,2 тыс. рублей. Согласно отчету о ходе реализации федерального проекта за 2021 год Фондом достигнут результат по предоставлению грантов за счет субсидий из федерального бюджета субъектам МСП на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также на производство инновационной продукции (отклонения отсутствуют): поддержано не менее 718 проектов накопительным итогом. Фондом за период 2019-2021 годов поддержано 776 субъектов малого предпринимательства.
В 2021 году Фондом заключен 231 договор с грантополучателями на сумму 4,23 млрд рублей. Предусмотренные паспортом федерального проекта в 2021 году контрольные события Фондом выполнены в срок.
В рамках федерального проекта "Цифровые технологии" в 2021 году Фонду предоставлены субсидии из федерального бюджета в сумме 1 184 606,1 тыс. рублей в целях грантовой поддержки разработчиков продуктов, сервисов и платформенных решений на базе "сквозных" цифровых технологий.
Предусмотренное паспортом федерального проекта в 2021 году контрольное событие Фондом выполнено в срок: Фондом поддержано не менее 322 проектов малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации российских цифровых решений, накопительным итогом. За период реализации мероприятия в 2019-2021 годах поддержано 435 проектов малых предприятий.
В рамках федерального проекта "Искусственный интеллект" в 2021 году Фонду предоставлены субсидии из федерального бюджета в сумме 1 448 091,7 тыс. рублей. Контрольное событие "Поддержано не менее 248 малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации продуктов, сервисов и/или решений с использованием технологий искусственного интеллекта, разработчиков открытых библиотек в сфере искусственного интеллекта, акселерации проектов с применением искусственного интеллекта (накопленным итогом)" в 2021 году достигнуто.
По результатам проведенных конкурсных отборов Фондом поддержано 162 проекта по разработке, применению и коммерциализации продуктов, сервисов и/или решений с использованием технологий искусственного интеллекта, а также 136 проектов в целях их акселерации и 15 проектов разработчиков открытых библиотек.
Сводная информация об осуществлении Фондом финансовой поддержки инновационных проектов в разрезе программных направлений Фонда в 2021 году представлена в таблице.
Программа/федеральный проект и госпрограмма |
Количество заключенных договоров |
Сумма заключенных договоров, тыс. рублей |
УМНИК, в т. ч.: |
1 118 |
602 500,0 |
ГП-15 "Экономическое развитие и инновационная экономика" |
1038 |
519 000,0 |
ГП-19 "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности |
69 |
78 000,0 |
Федеральный проект D3 "Кадры для цифровой экономики" |
11 |
5 500,0 |
Старт, в т. ч.: |
524 |
2 143 711,0 |
ГП-15 "Экономическое развитие и инновационная экономика" |
406 |
1 175 555,2 |
Федеральный проект D7 "Искусственный интеллект" |
79 |
367 516,0 |
ГП-19 "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности |
39 |
600 639,8 |
БИЗНЕС-СТАРТ, в т. ч.: |
15 |
130 922,0 |
ГП-15 "Экономическое развитие и инновационная экономика" |
15 |
130 922,0 |
АКСЕЛЕРАЦИЯ, в т. ч.: |
46 |
36 560,0 |
Федеральный проект D7 "Искусственный интеллект" |
46 |
36 560,0 |
КОД, в т. ч.: |
15 |
120 196,0 |
Федеральный проект D7 "Искусственный интеллект" |
15 |
120 196,0 |
Развитие, в т. ч.: |
244 |
5 190 426,1 |
Федеральный проект D7 "Искусственный интеллект" |
42 |
746 255,6 |
Основное мероприятие 05 "Реализация мероприятий Национальной технологической инициативы" ГП-47 |
133 |
2 780 377,4 |
Федеральный проект I5 "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" |
30 |
413 432,9 |
ГП-19 "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности |
39 |
1 250 360,2 |
Интернационализация, в т. ч.: |
16 |
234 484,9 |
ГП-15 "Экономическое развитие и инновационная экономика" |
16 |
234 484,9 |
КООПЕРАЦИЯ, в т. ч.: |
2 |
50 000,0 |
ГП-15 "Экономическое развитие и инновационная экономика" |
2 |
50 000,0 |
Коммерциализация, в т. ч.: |
273 |
5 184 767,0 |
ГП-15 "Экономическое развитие и инновационная экономика" |
41 |
813 153,6 |
Федеральный проект I5 "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" |
200 |
3 819 618,8 |
Федеральный проект D7 "Искусственный интеллект" |
32 |
551 994,6 |
ИТОГО |
2 253 |
13 693 567,1 |
Бюджетное финансирование малых инновационных предприятий по национальным (федеральным) проектам покрывают только часть всех программных мероприятий Фонда. Так, вне рамок нацпроектов реализуются тематические программы Фонда "Кооперация", "Интернационализация", а также "Молодежные конкурсы".
6. Оценка эффективности реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации и федеральных проектов в части создания и внедрения результатов интеллектуальной деятельности
В рамках своей деятельности Фонд контролирует введение в хозяйственный оборот малыми инновационными предприятиями результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и обеспечение их правовой охраны.
Все этапы выполнения НИОКР с привлечением средств федерального бюджета подлежат обязательной регистрации в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее - ЕГИСУ НИОКР). Регистрацию осуществляет федеральное государственное автономное научное учреждение "Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти" (далее - ФГАНУ ЦИТиС).
Информация о регистрации РИД в динамике за период 2019-2021 годов по договорам, заключенным с Фондом, представлена в таблице.
Вид РИД |
2019 |
2020 |
2021 |
||||||
ИКР |
ИКСПО |
ИКСИ |
ИКР |
ИКСПО |
ИКСИ |
ИКР |
ИКСПО |
ИКСИ |
|
Изобретения |
291 |
133 |
25 |
332 |
173 |
14 |
318 |
142 |
31 |
Программы для ЭВМ |
516 |
218 |
80 |
504 |
302 |
65 |
743 |
451 |
121 |
Полезные модели |
152 |
67 |
13 |
153 |
87 |
17 |
160 |
76 |
9 |
Секреты производства (ноу-хау) |
159 |
91 |
23 |
75 |
55 |
16 |
118 |
68 |
20 |
Промышленные образцы |
21 |
5 |
- |
17 |
8 |
1 |
16 |
15 |
5 |
Товарные знаки |
4 |
3 |
- |
5 |
4 |
- |
16 |
4 |
- |
Базы данных |
13 |
5 |
1 |
19 |
15 |
9 |
45 |
27 |
4 |
Топологии интегральных микросхем |
4 |
1 |
- |
2 |
1 |
- |
7 |
5 |
- |
Селекционное достижение |
1 |
- |
- |
2 |
0 |
- |
- |
1 |
1 |
Итого |
1161 |
523 |
142 |
1109 |
645 |
122 |
1423 |
789 |
191 |
Количество РИД, получивших правовую охрану (ИКСПО), составило в 2018 году - 438 (или 41,9% от ИКР), в 2019 году - 523 (или 45,1% от ИКР), в 2020 году - 645 (или 58,2% от ИКР), в 2021 году - 789 (или 55,4% от ИКР). Можно отметить сохранение уровня полученных патентов (ИКСПО) в 2021 году относительно предыдущих годов.
Большинство РИД, получивших правовую охрану в 2021 году, относится к программным продуктам для ЭВМ и изобретениям, - 593 из 789 патентов, или 75,2%. Вместе с тем количество зарегистрированных информационных карт по сведениям об использовании РИД и его практическом применении (ИКСИ) продолжает оставаться незначительным: в 2018 году - 51, в 2019 году - 142, в 2020 году - 122, в 2021 году - 191.
За 2021 год по договорам, заключенным с Фондом, в ЕГИСУ НИОКР зарегистрированы 789 ИКСПО и 191 ИКСИ, которые по программам распределились следующим образом:
Форма |
Программа |
|
||||
Старт |
Развитие |
Интернационализация |
Кооперация |
Дизайн-центры |
Итого |
|
ИКСПО |
460 |
305 |
14 |
8 |
2 |
789 |
ИКСИ |
119 |
60 |
11 |
1 |
- |
191 |
Сведения об использовании РИД и его практическом применении (зарегистрированные ИКСИ) представляются не всеми исполнителями, получившими РИД за счет грантов, предоставленных Фондом. В 2021 году такие сведения представлены по 191 из 789 РИД (или по 24,2% охраняемых РИД).
В таблице представлен экономический эффект в соответствии с суммарной фактической выручкой за 2016-2021 годы от реализации инновационной продукции (услуг), созданной за счет полученных от Фонда бюджетных средств.
Год |
Количество зарегистрированных ИКСИ, ед.* |
Суммарный экономический эффект, рублей* |
2016 |
97 |
932 563 012,00 |
2017 |
167 |
2 254 348 654,00 |
2018 |
218 |
4 553 008 638,00 |
2019 |
360 |
7 864 119 268,00 |
2020 |
482 |
11 605 883 236,24 |
2021 |
673 |
14 372 185 320,24 |
------------------------------
* Данные представлены по договорам, предоставившим показатели реализации инновационных проектов за 2021 год
Всего за 2016-2021 годы было получено 673 ИКСИ. Суммарный экономический эффект за эти годы составил 14,4 млрд рублей. В 2021 зарегистрирована 191 карта ИКСИ предприятиями, получавшими поддержку по различным программам Фонда, у которых суммарная выручка инновационной продукции за 2016-2021 годы составила 2,8 млрд рублей. Данные сведения приведены в результате анализа представленных предприятиями показателей реализации инновационных проектов.
Сведения о результатах коммерциализации инновационных проектов (по программам "Старт", "Интернационализация", "Развитие", "Коммерциализация"), по которым получен экономический эффект (без привязки к зарегистрированным РИД), представлены в таблице.
Год* |
Количество договоров в выборке, ед. |
Сумма грантов, руб. |
Количество договоров, получивших экономический эффект, ед. |
Суммарный экономический эффект с года заключения договора по 2021 год, руб. |
2017 |
552 |
1 790 900 277 |
214 |
3 187 032 104 |
2018 |
952 |
2 698 973 393 |
375 |
6 631 778 893 |
2019 |
1 646 |
4 410 832 928 |
709 |
15 002 898 887 |
2020 |
2 575 |
8 304 848 607 |
960 |
25 207 411 205 |
2021 |
3 472 |
12 608 799 165 |
1 339 |
42 360 551 959 |
Всего |
3 472 |
29 814 354 370 |
1 339 |
92 389 673 048 |
------------------------------
* Данные представлены по договорам, предоставившим показатели реализации инновационных проектов за 2021 год.
Сведения приведены по 3 472 инновационным проектам, суммарный эффект коммерциализации которых за 2017-2021 годы составил на данный момент 92,4 млрд рублей. Бюджетное финансирование этих проектов составило порядка 29,8 млрд рублей. Таким образом, на каждый вложенный бюджетный рубль произведено инновационной продукции на 3,1 рубля (расчетно).
Сведения по договорам на выполнение НИОКР по программам "Старт", "Интернационализация", "Развитие", результаты интеллектуальной
деятельности которых регистрируются в ЕГИСУ НИОКР (без привязки к зарегистрированным РИД), приведены в таблице:
Год |
Количество договоров в выборке, ед. |
Сумма грантов, руб. |
Количество договоров, получивших экономический эффект, ед. |
Суммарный экономический эффект с года заключения договора по 2021 год, руб. |
2017 |
488 |
1 426 000 112 |
155 |
854 640 466 |
2018 |
851 |
2 205 089 777 |
285 |
2 397 285 132 |
2019 |
1 356 |
2 497 398 853 |
530 |
6 978 874 716 |
2020 |
2 063 |
4 295 035 170 |
619 |
8 434 675 959 |
2021 |
2 766 |
7 658 533 082 |
784 |
12 524 460 411 |
ВСЕГО |
2 766 |
18 082 056 993 |
784 |
31 189 936 684 |
Данные представлены по договорам, предоставившим показатели реализации инновационных проектов за 2021 год.
В соответствии с информацией из ЕГИСУ НИОКР общий экономический эффект от РИД по программам "Старт", "Интернационализация", "Развитие" за 5 последних лет составляет 19,7 млрд рублей, полученный по 911 проектам. При финансировании 2 766 проектов на сумму порядка 18,1 млрд рублей за 5 лет результат получен по 784 проектам (по 28,3%) на сумму 31,2 млрд рублей (172,5%).
В связи с тем что межведомственное электронное взаимодействие Фонда с ФНС России не организовано, подтвердить или опровергнуть информацию об экономической эффективности инновационных проектов, представляемую в Фонд грантополучателями, не представляется возможным.
В соответствии с условиями договоров исполнители ежегодно предоставляют фактические годовые показатели реализации инновационных проектов, в том числе в течение 5 лет после окончания финансирования договора.
На настоящий момент данные за 2021 год являются предварительными, полученные на основе сведений от 53,0% компаний, получавших поддержку Фонда по различным программам в 2016-2021 годах и представивших отчеты по показателям своего развития за 2021 год. Согласно условиям договоров отчеты за 2021 год должны быть представлены 15 апреля 2022 года.
7. Оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
В рамках проведения предварительного годового мониторинга качества финансового менеджмента за 2021 год Фонд письмом от 21 февраля 2022 г. N 185/1 направил в Минфин России сведения, указанные в пункте 10.2 (подпункты а, б) Порядка проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента, утвержденного приказом Минфина России от 18 июня 2020 г. N 112н.
Результаты оценки качества управления государственными финансами показали следующее.
Итоговая оценка качества управления финансами составила 44, в том числе в разрезе групп показателей: "Среднесрочное финансовое планирование" - 6; "Исполнение федерального бюджета по доходам" - не оценивалось; "Исполнение федерального бюджета по расходам" - 15; "Состояние дебиторской и кредиторской задолженности" - 7,5; "ФАИП, незавершенное строительство" - не оценивалось; "Учет и отчетность" - 11; "Внутренний финансовый аудит" - 0,5; "Уровень объема финансовый нарушений, выявленных по результатам внешнего государственного финансового контроля" - 2; "Выполнение государственных заданий" - 2.
8. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
В соответствии со статьей 160 2-1 Бюджетного кодекса Фонд обязан осуществлять на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит, направленный на оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности; на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, на подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Правила осуществления Фондом ВФА утверждены приказом генерального директора от 12 января 2021 г. N 22-15 "О внутреннем финансовом аудите" (в ред. распоряжения от 4 октября 2021 г. N 22-177) (далее - Правила ВФА).
Анализ утвержденных Фондом Правил ВФА показал, что в целом они не противоречат стандартам внутреннего финансового аудита, утвержденным Минфином России, и содержат все основные положения для осуществления Фондом внутреннего финансового контроля и аудита в соответствии с деятельностью, определенной Уставом Фонда.
План внутреннего финансового аудита Фонда на 2021 год подписан субъектом аудита консультантом аппарата дирекции Фонда Н.В. Капрановым и утвержден генеральным директором Фонда С.Г. Поляковым 28 декабря 2020 года. Указанным планом предусматривается проведение в 2021 году трех аудиторских проверок.
В нарушение абзаца десятого пункта 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 5 августа 2020 г. N 160н (далее - Стандарт ВФА N 160н), оценка рисков, содержащихся в реестре бюджетных рисков, в том числе значимых бюджетных рисков, при формировании плана проведения аудиторских мероприятий субъектом внутреннего финансового аудита не проводилась.
Требования к программе проверки ВФА определены в пункте 14 Стандарта ВФА N 160н. Программы всех трех проверок ВФА подготовлены в соответствии с требованиями пункта 14 Стандарта ВФА N 160н и Правилами ВФА. Программы проверок ВФА в 2021 году содержат цели, задачи, методы, контрольные процедуры, а также другие необходимые сведения в рамках проведения ВФА.
По результатам аудиторских мероприятий в 2021 году сформированы три заключения, которые по структуре и содержанию соответствуют требованиям пункта 4 федерального стандарта ВФА "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 22 мая 2020 г. N 91н (далее - Стандарт ВФА N 91н). По результатам проверок ВФА в 2021 году нарушения субъектом аудита не выявлены.
С учетом выявленных недостатков в ходе проведения аудиторских мероприятий руководителем Фонда 27 декабря 2021 года утвержден План мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки. План включает следующие мероприятия по устранению недостатков и нарушений: направление писем исполнителям, не выполнившим свои обязательства (I квартал 2022 года).
Годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за 2021 год (далее - годовой отчет ВФА) подписан 14 января 2022 года субъектом аудита.
В нарушениe пункта 27 Стандарта ВФА N 91 н субъект внутреннего финансового аудита не представил руководителю главного администратора бюджетных средств (генеральному директору Фонда) годовую отчетность о результатах своей деятельности за отчетный 2021 год.
Анализ и оценка структуры и содержания годового отчета ВФА показали в целом соответствие по перечню информации требованиям пункта 29 Стандарта ВФА N 91н. В годовом отчете ВФА отмечено, что качество исполнения бюджетных полномочий Фонда как главного администратора бюджетных средств является удовлетворительным, степень надежности внутреннего финансового контроля можно оценить достаточной, ведение бюджетного учета соответствует методологии и стандартам бюджетного учета, установленными Минфином России, сводная бюджетная отчетность является достоверной.
В нарушение абзаца десятого пункта 8 федерального стандарта ВФА "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 195н, мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, субъектом внутреннего финансового аудита не проводился.
8. Результаты проверки и анализа эффективности формирования федеральной собственности, управления и распоряжения ею главным администратором средств федерального бюджета
Отчет об использовании закрепленного за Фондом федерального имущества за 2021 год утвержден Фондом 10 марта 2022 года и направлен на согласование в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 10 марта 2022 года.
Распоряжением Росимущества от 23 ноября 2017 г. N 907-р утвержден перечень недвижимого имущества Фонда.
За Фондом закреплена часть здания нежилого назначения на 3 и 4 этажах: этаж 3, помещение I - комната 1; этаж 4, помещение 1 - комнаты с 1 по 17 по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 17Б (инвентарный номер 001020001, РНФИ П13770014150, общая площадь 430,7 кв. м). Балансовая стоимость - 14 564,7 тыс. рублей. В 2021 году на объект зарегистрировано право собственности Российской Федерации от 04.03.2021 N 77:07:0013003:14215- 77/051/2021-2, а также право оперативного управления Фонда от 28.12.2021 N 77:07:0013003:14215-77/051/2021-3). Сведения об объекте недвижимого имущества внесены в реестр федерального имущества.
Кроме того, на правах аренды (субаренды) в пользовании у Фонда в 2021 году находилось нежилое помещение по адресу: г. Москва, 3-й Обыденский переулок, д. 1 строение 1 и д. 1 строение 5 общей площадью 1 403,42 кв. м.
Фондом не предоставлялось имущество в пользование третьим лицам.
9. Выводы
9.1. Бюджетная отчетность Фонда является достоверной. Согласно данным бюджетной отчетности Фонда, исполнение федерального бюджета по расходам за 2021 год составило 14 495,6 млн рублей, или 101,3% законодательно утвержденных бюджетных ассигнований, и 100,0% показателя, установленного сводной бюджетной росписью.
Кассовое исполнение расходов Фонда как бюджетного учреждения по субсидиям из федерального бюджета составило 19 393,2 млн рублей (или 99,7% планового значения, предусмотренного планом финансово-хозяйственной деятельности в сумме 19 454,7 млн рублей), в том числе: по субсидии на госзадание - в сумме 606,6 млн рублей (100% планового значения) и по субсидии на иные цели - в сумме 18 770,0 млн рублей (99,7% планового значения).
Фонд не является главным администратором (администратором) доходов, источников финансирования дефицита федерального бюджета.
9.2. Весь объем расходов федерального бюджета, предусмотренный Фонду как главному распорядителю (получателю) бюджетных средств, направлялся в 2021 году на предоставление субсидий себе как бюджетному учреждению на финансовое обеспечение государственного задания и на иные цели.
9.3. Выявлены нарушения при осуществлении закупок товаров, работ услуг, в том числе в части выбора способа определения поставщика (превышение максимально разрешенного объема закупок, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ), осуществления закупок, не включенных в план-график закупок (в части закупок "малого" объема), непредъявление требований по уплате пени за просрочку исполнения обязательств, ведения реестра контрактов, размещения информации об исполнении (оплате) контрактов в ЕИС, а также отдельные недостатки в планировании закупок (несоответствие плана-графика закупок показателям плана ФХД).
9.4. Выбор экспертов (координаторов) для проведения экспертизы поступающих заявок на участие в конкурсах Фонда проводится неконкурентным способом (в понимании Федерального закона N 44-ФЗ), в том числе с систематическим превышением разрешенного годового объема закупок у единственного поставщика в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
9.5. Установлены случаи нарушения Фондом Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н (при размещении изменений в устав Фонда, отчета о выполнении государственного задания и другие).
9.6. В нарушение пункта 33 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации Фондом (как участником государственных программ) в 2021 году не в полном объеме размещались отчеты о ходе исполнения плана реализации государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" на портале государственных программ Российской Федерации.
9.7. По итогам анализа сформированной в Фонде системы внутреннего финансового аудита выявлены нарушения требований федеральных стандартов внутреннего финансового аудита в части проведения оценки рисков, мониторинга реализации мер по минимизации бюджетных рисков и представления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА.
10. Предложения
10.1. Направить представление Счетной палаты Российской Федерации федеральному государственному бюджетному учреждению "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере".
10.2. Направить информационное письмо в Федеральную антимонопольную службу.
10.3. Направить Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в федеральном государственном бюджетном учреждении "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор Счетной палаты |
Д.Е. Шилков |
------------------------------
1 1 этап - с 1 декабря 2021г. до 31 мая 2022 г., 2 этап - с 1 июня 2022г. до 30 ноября 2022 г.
2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 N 456, от 03.05.2019 N 554, от 20.12.2016 N 1406, от 21.03.2012 N 215, от 25.09.2014 N 981, от 26.04.2019 N 506.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в федеральном государственном бюджетном учреждении "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (226) (генеральный директор С.Г. Поляков)" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 22 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-