1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (далее - НИЦ "Курчатовский институт", Центр) о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности за 2021 год (далее - заключение Счетной палаты) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по НИЦ "Курчатовский институт" подготовлено на основании одного контрольного мероприятия, проведенного в указанном учреждении, по результатам которого составлен один акт, подписанный без замечаний проверяемой стороны.
1.2. Бюджетная отчетность НИЦ "Курчатовский институт" как главного администратора средств федерального бюджета за 2021 год (далее - бюджетная отчетность) представлена 14 марта 2022 года в Счетную палату, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ).
Организация бюджетного учета осуществлялась НИЦ "Курчатовский институт" в полном соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение НИЦ "Курчатовский институт" по состоянию на 1 января 2022 года в соответствии с Инструкцией N 191н и Инструкцией "О порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений", утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н).
1.3. Деятельность Центра регулируется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 220-ФЗ "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также уставом Центра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2010 г. N 912 "О федеральном государственном бюджетном учреждении "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (далее - Устав).
Учредителем и собственником имущества НИЦ "Курчатовский институт" является Российская Федерация. Полномочия учредителя от имени Российской Федерации в отношении НИЦ "Курчатовский институт" осуществляет Правительство Российской Федерации, полномочия собственника имущества - Росимущество, по отдельным полномочиям - Минобрнауки России в соответствии с Уставом.
Перечень организаций, в отношении которых НИЦ "Курчатовский институт" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 1135-р. В 2021 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. N 1032-р в указанный перечень было включено федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов". Таким образом, количество учреждений, находящихся в ведении НИЦ "Курчатовский институт", по состоянию на 1 января 2022 года составляет 5 бюджетных учреждений и 6 унитарных предприятий.
2. Результаты проверки и анализа исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности в главном администраторе средств федерального бюджета
2.1. В части доходов федерального бюджета
НИЦ "Курчатовский институт" не наделен бюджетными полномочиями главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета.
2.2. В части расходов федерального бюджета
2.2.1. Исполнение по расходам федерального бюджета за 2021 год НИЦ "Курчатовский институт" составило 21 716 727,6 тыс. рублей, или 99,99% утвержденных бюджетных назначений. Объем бюджетных ассигнований, утвержденных уточненной сводной бюджетной росписью на 2021 год, составил 21 716 773,3 тыс. рублей.
В структуре бюджетных назначений НИЦ "Курчатовский институт" на 2021 год наибольшую долю составили назначения по подразделам классификации расходов бюджетов 0112 "Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов" - 13 885 091,2 тыс. рублей (63,9%), 0108 "Международные отношения и международное сотрудничество" - 3 565 317,5 (16,4%) и 0110 "Фундаментальные исследования" - 1 870 751,9 тыс. рублей (8,6%).
Анализ структуры расходов по видам расходов показал, что наибольшую долю составили расходы на субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (ВР 611) 10 681 769,1 тыс. рублей (49,2%), на иные цели (ВР 612) - 2 505 355,8 тыс. рублей (11,5%), субсидии на осуществление капитальных вложений (ВР 464) - 4 962 142,1 тыс. рублей (22,9%), расходы на взносы в международные организации (ВР 862) - 3 565 317,5 тыс. рублей (16,4%).
Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на исполнение государственного оборонного заказа НИЦ "Курчатовский институт" в 2021 году не доводились.
По результатам проверки достоверности бюджетной отчетности по расходам федерального бюджета нарушений не установлено.
2.2.2. НИЦ "Курчатовский институт" не является ответственным исполнителем федеральных целевых программ (далее - ФЦП).
Центр является участником ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N 426 (в редакции от 30 декабря 2021 года) в следующих мероприятиях:
- Модернизация инженерно-технических систем обеспечения эксплуатации реактора "ПИК" и работы его научных станций (далее - Объект 1).
Сводной бюджетной росписью на 2021 год не предусмотрены бюджетные назначения в соответствии с данными о программных объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимого имущества, включенных в ФАИП в 2021 году.
В 2021 году действовали 4 переходящих договора, по которым предусмотрено выполнение работ за счет авансов прошлых лет. Объемы фактически выполненных работ за 2021 год в соответствии с утвержденными актами приемки работ составили за счет авансов прошлых лет - 86 668,16 тыс. рублей.
- Реконструкция лабораторного комплекса научно-исследовательского реакторного комплекса "ПИК" (2 этап), г. Гатчина, Ленинградская область (далее - Объект 2).
Сводной бюджетной росписью на 2021 год не предусмотрены бюджетные назначения в соответствии с данными о программных объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимого имущества, включенных в ФАИП в 2021 году.
В 2021 году действовали 6 переходящих договоров, по которым было предусмотрено выполнение работ за счет остатка субсидии 2020 года на осуществление капитальных вложений. Объемы фактически выполненных работ за 2021 год в соответствии с утвержденными актами приемки работ составили 36 925,67 тыс. рублей.
2.2.3. Бюджетные ассигнования из резервного фонда Президента Российской Федерации НИЦ "Курчатовский институт" в 2021 году не выделялись.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2021 г. N 3544-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2021 году выделены НИЦ "Курчатовский институт" бюджетные ассигнования в размере 121 743,3 тыс. рублей для предоставления субсидий на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ) для сохранения в текущем году установленных этим Указом целевых значений соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников (далее - распоряжение Правительства Российской Федерации).
Средства федерального бюджета, предусмотренные распоряжением Правительства Российской Федерации, предоставлены НИЦ "Курчатовский институт" в размере 57 493,3 тыс. рублей, а также подведомственному ФГБУ "Институт физики высоких энергий имени А.А. Логунова" (далее - ИФВЭ) в размере 64 250,0 тыс. рублей на оплату труда научных сотрудников в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
В части достижения НИЦ "Курчатовский институт" ожидаемых (планируемых) результатов, в целях достижения которых предоставлены субсидии, установлено следующее.
Показатель достижения средней заработной платы научных сотрудников к средней заработной плате в соответствующем регионе НИЦ "Курчатовский институт" в 2020 году составил 150,1%.
В 2021 году с учетом предоставленных субсидий за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации указанный показатель составил 198,2% (по Московской области - 200,2%, по Ленинградской области - 208,6%, по г. Москве - 185,3%), что на 48,1% превысило уровень 2020 года, но не обеспечило достижение значения в 200%.
2.2.4. В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в НИЦ "Курчатовский институт" приказом от 20 декабря 2013 г. N 1763 создана Контрактная служба как самостоятельное структурное подразделение.
Деятельность, компетенция и ответственность подразделений Центра в рамках процесса закупок установлены Регламентом работы по организации осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд НИЦ "Курчатовский институт", утвержденным приказом Центра от 18 июля 2019 г. N 1619.
Осуществление закупок за счет средств от приносящей доход деятельности регламентировано Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", утвержденным 21 декабря 2018 года (с изменениями от 17 июня 2021 года) временно исполняющим обязанности Министра науки и высшего образования Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 7 статьи 16 Федерального закона N 44-ФЗ НИЦ "Курчатовский институт" План-график Центра на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - план-график Центра) утвержден в установленный законодательством срок - 25 января 2021 года.
План-график Центра имеет восемьдесят шесть версий. Объем финансового обеспечения закупок составил 9 190 715,4 тыс. рублей, в том числе: на 2021 год - 2 247 664,1 тыс. рублей, на 2022 год - 3 134 329,2 тыс. рублей, на 2023 год - 3 808 722,1 тыс. рублей.
В 2021 году Центр заключил 1 327 контрактов (договоров) на общую сумму 11 741 838,2 тыс. рублей, в том числе:
- в рамках Федерального закона N 44-ФЗ заключено 875 контрактов на сумму 8 968 043,7 тыс. рублей;
- в рамках Федерального закона N 223-ФЗ заключено 452 договора на сумму 2 773 794,5 тыс. рублей.
В ходе выборочной проверки соблюдения НИЦ "Курчатовский институт" требований к определению начальной максимальной цены контракта при заключении контрактов в 2021 году нарушений не выявлено.
В 2021 году НИЦ "Курчатовский институт" результатам претензионной работы в 2021 году было выставлено 269 неустоек на общую сумму 56 602, 6 тыс. рублей, из которых оплачено по 179 претензиям на общую сумму 44 172,0 тыс. рублей. По состоянию на 1 января 2022 года общая задолженность контрагентов перед Центром за 2021 год составляет 12 430,7 тыс. рублей.
К числу основных причин направления претензий относятся: просрочки поставки товаров с соответствующими требованиями об оплате неустойки, неисполнение обязательств по оплате выполненных работ и соответствующие требования об оплате задолженности и неустойки, просрочки оказания услуг с соответствующими требованиями об оплате неустойки.
2.3. В части источников финансирования дефицита федерального бюджета
Бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета НИЦ "Курчатовский институт" не осуществлялись. Центр не включен в перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (приложение 9 к Федеральному закону N 385-ФЗ).
2.4. В части дебиторской задолженности
Согласно бюджетной отчетности (ф. 0503130 и ф. 0503169) дебиторская задолженность по средствам федерального бюджета на 1 января 2021 года составила 2 600 107,1 тыс. рублей, на 1 января 2022 года - 5 721 385,5 тыс. рублей. Рост дебиторской задолженности в 2021 году на 3 121 278,4 тыс. рублей, или в 1,2 раза, обусловлен увеличением дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и иные цели.
Дебиторская задолженность на 1 января 2022 года по расчетам по доходам (счет 0 205 00) составляет 1 773 493,4 тыс. рублей в объеме неиспользованных подведомственными бюджетными учреждениями остатков целевых субсидий 2021 года.
Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность на начало и конец отчетного периода отсутствует.
2.5. В части кредиторской задолженности
Кредиторская задолженность по средствам федерального бюджета на 1 января 2022 года НИЦ "Курчатовский институт" составила 174 767,5 тыс. рублей (2 078 845,02 евро). Задолженность сложилась по взносу НИЦ "Курчатовский институт" в качестве акционера за 2021 год в компанию "Европейский РЛСЭ". В связи с тем, что лимиты бюджетных обязательств на 2021 год в сумме 3 565 317,5 тыс. рублей для обеспечения реализации международных обязательств Российской Федерации полностью исполнены, бюджетные и денежные обязательства по оплате кредиторской задолженности приняты на очередной финансовый год.
3. Результаты проверки и анализа исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов и объектов незавершенного строительства
3.1. Федеральной адресной инвестиционной программой на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - ФАИП) на 2021 год НИЦ "Курчатовский институт" на предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности бюджетным учреждениям на реконструкцию (техническое перевооружение) 13 объектов предусмотрены бюджетные ассигнования по виду расходов (ВР) 464 в объеме 9 775 876,2 тыс. рублей.
Согласно ФАИП, на 31 декабря 2021 года в программе внесены изменения, в результате которых объем бюджетных ассигнований Центру в результате перераспределения был уменьшен на 4 813 734,1 тыс. рублей (49,2%) и составил 4 962 142,1 тыс. рублей.
Кассовое исполнение расходов инвестиционного характера НИЦ "Курчатовский институт" как главного распорядителя бюджетных средств по мероприятиям ФАИП (субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства) за 2021 год составило 4 962 142,1 тыс. рублей, или 100% утвержденных ассигнований ФАИП, при этом кассовое исполнение расходов получателями субсидий на осуществление капитальных вложений составило 3 975 170,9 тыс. рублей, или 80%.
Остатки не использованной в 2021 году субсидии на осуществление капитальных вложений имеются по следующим объектам капитального строительства государственной собственности Российской Федерации:
"Строительство 1-й очереди нанотехнологической лаборатории на базе комплекса зданий научно-технологического центра нанотехнологий, центра синхротронного излучения, специализированного нейтронного центра с их реконструкцией, реконструкция здания 166, техническое перевооружение здания 190 научно-технологического центра информационных технологий, нанобиотехнологий, когнитивных и социогуманитарных наук", г. Москва (далее - Объект 1) в объеме 793 202,1 тыс. рублей;
"Строительство 1-й очереди нанотехнологической лаборатории на базе комплекса зданий научно-технологического центра нанотехнологий, центра синхротронного излучения, специализированного нейтронного центра с их реконструкцией, техническое перевооружение здания 348, реконструкция и техническое перевооружение зданий 21А, 21Б, 21В-1, галерей 21А и 21Б, 380, 37/2, 37/2 и 37/4-1 специализированного синхротронно-нейтронного центра на базе ускорительно-накопительного комплекса "Сибирь" с научными станциями, исследовательского комплекса, материаловедческих защитных камер, горизонтальных каналов реактора "ИР-8", г. Москва (далее - Объект 2) в объеме 195 159,6 тыс. рублей;
"Техническое перевооружение комплекса дополнительного нагрева плазмы и инженерных систем установки токамак Т-15 (Т-15МД) федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", г. Москва (1 этап)" (далее - Объект 3) в объеме 214 326,0 тыс. рублей.
Основной причиной низкого освоения средств федерального бюджета по вышеназванным объектам на указанные цели является неисполнение контрагентами обязательств по исполнению контрактов, при этом во многих случаях в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы, из-за ограничения в деятельности по причине обострения эпидемиологической ситуации, а также непрогнозируемого резкого подорожания строительных материалов в 2021 году работы выполнены не в полном объеме.
Согласно ФАИП, объекты, которые подлежали вводу в эксплуатацию в 2021 году, отсутствуют.
Проектной документации, разработанной за счет средств федерального бюджета и невостребованной для реализации строек и объектов, не имеется.
3.2. Оценка объемов и объектов незавершенного строительства
По данным ф. 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицитов бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета", по состоянию на 1 января 2021 года и 1 января 2022 года вложения в нефинансовые активы по счету 1 106 00 000 не числятся.
Согласно данным ф. 0503790 "Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения" (далее - ф. 0503790), на 1 января 2021 года по счету 0 106 11 000 числилось 12 объектов недвижимого имущества учреждения на сумму 20 503 371,4 тыс. рублей, на 1 января 2022 года - 22 268 165,4 тыс. рублей. Объем незавершенного строительства увеличился в 2021 году на 1 764 794,5 тыс. рублей, или на 8,61%.
Согласно показателям ф. 0503790 за 2021 год, в НИЦ "Курчатовский институт" числятся 3 объекта, строительство которых приостановлено:
Наименование объекта |
Начало реализации |
Год приостановления (прекращения) строительства |
Объем незавершенного строительства на 01.01.2022, тыс. руб. |
Кассовые расходы с начала реализации инвестиционного проекта |
|
всего, тыс. руб. |
из них средств федерального бюджета, тыс. руб. |
||||
1. Строение 327, Москва, площадь академика Курчатова, дом 1 |
1991 |
2006 |
74 975,8 |
74 975,8 |
74 975,8 |
2. Закрытый шед кролиководческий N 2 на 170 крол. мест, Ленинградская обл., Всеволожский район, д. Рапполово |
1990 |
1992 |
76,2 |
76,2 |
- |
3. Ускорительно-накопительный комплекс протонов на энергию 600 ГЭВ, Московская область, г. Протвино, Площадь науки, д. 1 |
1983 |
2013 |
4 705 885,6 |
4 705 885,6 |
83 186,6 |
Всего |
- |
- |
4 78 937,6 |
4 78 937,6 |
158 162,4 |
1) Объект незавершенного строительства по адресу: г. Москва, площадь академика Курчатова, дом 1 "Производственно-складской корпус N 327" с 1991 года является объектом незавершенного строительства.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2020 г. N 3036-р НИЦ "Курчатовский институт" в 2020 году проведена консервация указанного объекта капитального строительства (строительные работы не ведутся с 2006 года) с целью обеспечения приведения объекта и территории, используемой для его возведения, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды. Объем финансового обеспечения в 2020 году за счет средств субсидий для проведения консервации составил 5 832,3 тыс. рублей. С целью создания испытательного комплекса лазерных, плазмохимических и фторидных технологий планируется реконструкция корпуса N 327 с включением объекта в ФАИП на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
2) Объект незавершенного строительства "Закрытый шед кролиководческий N 2 на 170 крол. мест". Адрес местонахождения: 188667, Ленинградская область, Всеволожский район, д. Рапполово. Кадастровый номер 47:07:000000:69944. Строительство объекта началось в 1990 году, фактически прекращено по причине прекращения финансового обеспечения - в 1992 году. Объект на отчетную дату числится на балансе НИЦ "Курчатовский институт" в сумме 76,2 тыс. рублей.
В 2022-2023 годах планируется провести техническую экспертизу состояния здания с целью выявления эксплуатационной пригодности для дальнейшего использования или сноса и снятия с кадастрового учета. В связи с этим срок окончания реализации инвестиционного проекта запланирован на 2025 год.
3) Объект незавершенного строительства "Ускорительно-накопительный комплекс протонов (УНК) на энергию 600 ГэВ". В соответствии с разделом II Плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства в НИЦ "Курчатовский институт" срок проведения консервации данного объекта установлен в период 2018-2020 годов.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко от 9 августа 2021 г. N ДЧ-П8-10791, поручением Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 27 сентября 2021 г. N ММ-П8-13442, во исполнение Поэтапного плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, в том числе путем их вовлечения в инвестиционный процесс, утвержденного Первым Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым от 31 января 2017 г. N 727п-П13, и с целью вовлечения в инвестиционный процесс НИЦ "Курчатовский институт" подготовил проект распоряжения Правительства Российской Федерации о проведении консервации и поддержании в режиме консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации "Объект незавершенного строительства "Ускорительно-накопительный комплекс протонов (УНК) на энергию 600 ГЭВ", дата начала строительства 1983 год" (далее - проект распоряжения).
Проект распоряжения предусматривает осуществление консервации и поддержание в режиме консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации "Объект незавершенного строительства "Ускорительно-накопительный комплекс протонов (УНК) на энергию 600 ГЭВ", дата начала строительства 1983 год" (в соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от 18 декабря 2019 г. N 728/2), расположенного в г. Протвино, Московская область.
Проект распоряжения согласован Минобрнауки России (письмо от 11 января 2022 г. N МН-4/26), Минэкономразвития России (письмо от 4 февраля 2022 г. N 3524-СН/Д17и) и направлен на согласование в Минфин России письмом НИЦ "Курчатовский институт" от 28 января 2022 г. N ОР-1024/17.
Отчет о выполнении ведомственного плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства НИЦ "Курчатовский институт" был подготовлен и представлен в Минэкономразвития России письмом от 31 марта 2021 г. N ВМ-3788/42.
4. Результаты проверки и анализа формирования и утверждения государственных заданий, использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели
4.1. В 2021 году получателями субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) являлись НИЦ "Курчатовский институт" и 5 подведомственных ему учреждений. В отчетный период общий объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составил 10 681 769,1 тыс. рублей, из них:
НИЦ "Курчатовский институт" - 6 505 999,7 тыс. рублей;
НИЦ "Курчатовский институт" - ПИЯФ - 2 390 335,2 тыс. рублей;
НИЦ "Курчатовский институт" - ИТЭФ - 491 933,8 тыс. рублей;
НИЦ "Курчатовский институт" - ИФВЭ - 1 060 262,8 тыс. рублей;
НИЦ "Курчатовский институт" - ГосНИИгенетика - 3 778,0 тыс. рублей;
НИЦ "Курчатовский институт" - ИМГ - 229 459,6 тыс. рублей.
Нормативные затраты на выполнение работ НИЦ "Курчатовский институт" определены в соответствии с порядком определения нормативных затрат на выполнение работ федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", утвержденным приказом НИЦ "Курчатовский институт" от 2 декабря 2016 г. N 1656 и согласованным с Минфином России (письмо от 16 декабря 2016 г. N 12-04-05/75641) 1.
Нормативные затраты на выполнение работ подведомственными бюджетными учреждениями определены в соответствии с порядком определения нормативных затрат на выполнение работ федеральными государственными бюджетными учреждениями, в отношении которых "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества, утвержденным приказом НИЦ "Курчатовский институт" от 29 декабря 2016 г. N 1667 (с изменениями от 16 марта 2018 г. N 471, от 12 сентября 2018 г. N 2255, от 25 сентября 2019 г. N 2174, от 23 июня 2020 г. N 993).
Сравнительная таблица по данным значений норматива затрат на выполнение работ НИЦ "Курчатовский институт" и подведомственными ему бюджетными учреждениями в 2020 и 2021 годах
(тыс. руб.)
N |
Наименование показателя |
Значение нормативных затрат на 1 января 2020 г. |
Значение нормативных затрат на 1 января 2021 г. |
% изменения |
1. |
НИЦ "Курчатовский институт" |
|||
|
выполнение фундаментальных работ |
82 140,09 |
81 818,86 |
- 0,39 |
|
выполнение прикладных работ |
338 417,84 |
333 535,74 |
- 1,46 |
|
выполнение прикладных работ в рамках ГП РФ "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" |
0 |
366 666,65 |
100,0 |
2. |
НИЦ "Курчатовский институт" - ПИЯФ |
|||
|
выполнение фундаментальных работ |
40 632,84 |
40 635,21 |
0,01 |
|
выполнение прикладных работ |
712 978,93 |
698 537,2 |
- 2,07 |
3. |
НИЦ "Курчатовский институт" - ИТЭФ |
|||
|
выполнение фундаментальных работ |
21 806,64 |
21 863,66 |
0,26 |
|
выполнение прикладных работ |
48 315,53 |
46 874,6 |
- 3,07 |
4. |
НИЦ "Курчатовский институт" - ИФВЭ |
|||
|
выполнение фундаментальных работ |
57 813,34 |
57 536,9 |
- 0,48 |
|
выполнение прикладных работ |
57 677,01 |
55 873,72 |
- 3,23 |
5. |
НИЦ "Курчатовский институт" - ИМГ |
|||
|
выполнение фундаментальных работ |
0,0 |
220 873,2 |
100,0 |
Остаток средств субсидии на выполнение государственного задания, предусмотренных НИЦ "Курчатовский институт" в рамках ГП-47, по состоянию на 1 января 2022 года составил 489 684,2 тыс. рублей (по состоянию на 1 января 2021 года - 433 566,0 тыс. рублей), по государственной программе Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" (далее - ГП-22) по состоянию на 1 января 2022 г. составил 547 620,9 тыс. рублей (по состоянию на 1 января 2021 года остатков не было). Общий остаток средств на выполнение государственного задания по состоянию на 1 января 2022 составил 1 037 305,1 тыс. рублей (по состоянию на 1 января 2021 года - 433 566,0 тыс. рублей). Данный остаток средств федерального бюджета сформировался за счет обязательств по фонду оплаты труда за декабрь 2021 года и резерву отпусков за 2021 год в сумме 343 681,4 тыс. рублей.
Государственное задание N 805-00001-21 ПР на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Государственное задание N 805-00001-21 ПР) утверждено Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко 28 декабря 2020 г. N 12723п-П8, что соответствует срокам, установленным пунктом 5 Положения N 640 2, согласно которому государственное задание формируется и утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня отражения на лицевом счете, открытом соответствующему главному распорядителю средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в отношении федеральных бюджетных учреждений, осуществляющему функции и полномочия учредителя. Лимиты были доведены до НИЦ "Курчатовский институт" казначейскими уведомлениями от 17 декабря 2020 г. N 595/004 и 18 декабря 2020 г. N 595/006, как получателю средств федерального бюджета - расходным расписанием от 24 декабря 2020 г. N 157.
По итогам выполнения государственного задания N 805-00001-21 ПР в 2021 году согласно годовому отчету показатели объема выполнены на 100%. По некоторым показателям качества государственное задание было перевыполнено:
В части проведения фундаментальных научных исследований
| ||
Наименование показателя |
Утверждено ГЗ |
Исполнено |
Количество публикаций в журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" |
115 |
117 |
Количество публикаций в журналах, индексируемых на базе данных Scopus |
116 |
118 |
Количество публикаций в журналах, индексируемых в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования (Российский индекс научного цитирования, GoogleScholarEuropeanReferenceIndexforHumanities и др.) |
154 |
157 |
В части проведения прикладных научных исследований
| ||
Количество публикаций в журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" |
61 |
62 |
Количество публикаций в журналах, индексируемых на базе данных Scopus |
62 |
63 |
Количество публикаций в журналах, индексируемых в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования (Российский индекс научного цитирования, GoogleScholarEuropeanReferenceIndexforHumanities и др.) |
78 |
81 |
Государственные задания подведомственным учреждениям НИЦ "Курчатовский институт" на 2021 год сформированы в соответствии с общероссийским базовым перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными бюджетными учреждениями, в отношении которых НИЦ "Курчатовский институт" осуществляет полномочия учредителя и собственника имущества, и утверждены 28 декабря 2020 года.
4.2. В 2021 году объем бюджетных ассигнований на субсидии на иные цели НИЦ "Курчатовский институт" составил 2 505 355,8 тыс. рублей, в том числе в целях:
- выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам), а также осуществления выплат воспитанникам воинских частей;
- выплаты студентам и аспирантам стипендии Президента Российской Федерации и стипендий Правительства Российской Федерации;
- осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации;
- выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации для ремонта объектов недвижимого имущества, а также проведения государственной экспертизы указанной проектной документации и результатов указанных инженерных изысканий;
- реализации мероприятий по ядерной, радиационной, промышленной и пожарной безопасности, физической защиты объектов использования атомной энергии;
- осуществления мероприятий по списанию и ликвидации (демонтажу) имущества, находящегося в федеральной собственности;
- приобретения объектов особо ценного движимого имущества в части оборудования;
- реализации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- организации конференций, семинаров, выставок, переговоров, встреч, совещаний, съездов, конгрессов.
Кассовое исполнение составило 2 314 994,1 тыс. рублей, или 90% утвержденных бюджетных назначений.
Остаток неиспользованных субсидий на иные цели по состоянию на 1 января 2022 года составлял 257 856,7 тыс. рублей и образовался по следующим причинам.
1. Остаток в сумме 1 599,8 тыс. рублей по субсидии в целях выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам), а также осуществления выплат воспитанникам воинских частей и субсидии в целях выплаты студентам и аспирантам стипендии Президента Российской Федерации и стипендий Правительства Российской Федерации сложился в связи с фактическим уменьшением количества человек, получавших стипендию в 2021 году, из-за досрочного отчисления, академического отпуска и неудовлетворительной успеваемости по итогам осенней сессии ряда аспирантов, а также переносом сроков зачисления аспирантов с сентября на октябрь 2021 года.
Остаток, подлежащий к использованию в 2022 году на аналогичные цели, согласован НИЦ "Курчатовский институт" с Минфином России 21 февраля 2022 года.
2. Остаток в сумме 89 934,9 тыс. рублей по субсидии в целях осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации образовался в связи с неисполнением контрагентами обязательств по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг.
Остаток средств федерального бюджета в размере 89 934,86 тыс. рублей, подлежащий к использованию в 2022 году на аналогичные цели, согласован НИЦ "Курчатовский институт" 15 февраля 2022 года с Минфином России. Остаток средств в объеме 0,08 тыс. рублей будет возвращен в доход федерального бюджета.
3. Остаток средств в сумме 80,8 тыс. рублей по субсидии в целях выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации для ремонта объектов недвижимого имущества, а также проведения государственной экспертизы указанной проектной документации и результатов указанных инженерных изысканий образовался в связи с неисполнением контрагентами обязательств по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг.
Остаток средств федерального бюджета в размере 80,7 тыс. рублей, подлежащий к использованию в 2022 году на аналогичные цели, согласован НИЦ "Курчатовский институт" 22 февраля 2022 года с Минфином России. Остаток средств в объеме 0,1 тыс. рублей будет возвращен в доход федерального бюджета.
4. Остаток средств в сумме 141 547,6 тыс. рублей по субсидии в целях реализации мероприятий по ядерной, радиационной, промышленной и пожарной безопасности, физической защиты объектов использования атомной энергии образовался в связи с неисполнением контрагентами обязательств по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг.
Остаток средств федерального бюджета в размере 141 524,9 тыс. рублей направлен НИЦ "Курчатовский институт" 27 января 2022 года в Минфин России на согласование к использованию в 2022 году на те же цели. Остаток средств в объеме 22,7 тыс. рублей будет возвращен в доход федерального бюджета.
5. Остаток средств в сумме 0,03 тыс. рублей по субсидии в целях осуществления мероприятий по списанию и ликвидации (демонтажу) имущества, находящегося в федеральной собственности, образовался в связи с неисполнением контрагентами обязательств по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг.
Остаток средств по коду целевой субсидии 02-18 в объеме 0,03 тыс. рублей будет возвращен в доход федерального бюджета.
6. Остаток в сумме 23 391,1 тыс. рублей по субсидии в целях приобретения объектов особо ценного движимого имущества в части оборудования образовался в связи с неисполнением контрагентами обязательств по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг.
Остаток средств федерального бюджета в размере 23 391,0 тыс. рублей, подлежащий к использованию в 2022 году на аналогичные цели, согласован НИЦ "Курчатовский институт" 22 февраля 2022 года с Минфином России. Остаток средств в объеме 0,1 тыс. рублей будет возвращен в доход федерального бюджета.
7. Остаток в сумме 0,033 тыс. рублей по субсидии в целях приобретения объектов особо ценного движимого имущества в части транспортных средств" образовался по НИЦ "Курчатовский институт" - ПИЯФ за счет экономии по результатам проведения торгов.
Остаток средств по коду целевой субсидии 03-03 в объеме 0,033 тыс. рублей будет возвращен в доход федерального бюджета.
8. Остаток средств в сумме 362,3 тыс. рублей по субсидии в целях реализации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации образовался вследствие экономии средств по начислениям страховых взносов в ФСС и ПФР.
Остаток средств по коду целевой субсидии 08-08-S6 в объеме 362,3 тыс. рублей будет возвращен в доход федерального бюджета.
9. Остаток средств в сумме 940,1 тыс. рублей по субсидии в целях организации конференций, семинаров, выставок, переговоров, встреч, совещаний, съездов, конгрессов образовался в связи с неисполнением контрагентами обязательств по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг.
Остаток средств федерального бюджета в размере 940,04 тыс. рублей, подлежащий к использованию в 2022 году на аналогичные цели, согласован НИЦ "Курчатовский институт" 22 февраля 2022 года с Минфином России. Остаток средств в объеме 0,06 тыс. рублей будет возвращен в доход федерального бюджета.
5. Результаты проверки и анализа использования субсидий, предоставленных юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), государственным корпорациям (компаниям) и публично-правовым компаниям, в том числе в виде имущественного взноса, а также взносов в уставные капиталы юридических лиц
Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), в том числе государственным корпорациям (государственной компании), взносов в уставные капиталы юридическим лицам НИЦ "Курчатовский институт" в 2021 году не доводились.
6. Анализ исполнения в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации
6.1. В 2021 году Центр являлся участником следующих государственных программ Российской Федерации:
- "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 (далее - ГП-47);
- "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N 506-12 (далее - ГП-22).
На 2021 год Федеральным законом N 385-ФЗ НИЦ "Курчатовский институт" предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий госпрограмм в объеме 26 405 937,3 тыс. рублей.
По состоянию на 31 декабря 2021 года объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий госпрограмм, утвержденный уточненной сводной бюджетной росписью, составил 21 716 773,3 тыс. рублей. Кассовое исполнение за 2021 год составило 21 716 727,6 тыс. рублей.
6.2. Центр является участником следующих подпрограмм ГП-47:
Подпрограмма 1 "Развитие национального интеллектуального капитала"
Согласно паспорту подпрограммы, ее целью является формирование эффективной системы сбалансированного воспроизводства научных, инженерных и предпринимательских кадров и повышение их конкурентоспособности на мировом уровне.
Основное мероприятие 1.2 "Выявление талантов и их развитие в области науки и техники".
Ожидаемый результат реализации мероприятия: увеличение численности молодых исследователей.
В рамках данного мероприятия осуществлена выплата стипендий Президента Российской Федерации аспирантам и молодым ученым НИЦ "Курчатовский институт", осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики.
Сводной бюджетной росписью на 31 декабря 2020 года НИЦ "Курчатовский институт" предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 2 188,8 тыс. рублей КБК 595 0112 47 1 02 30460 330. Кассовое исполнение на отчетную дату составило 99,99% процентов. Неисполненные назначения в сумме 45,7 тыс. рублей сложились в связи с увольнением 22 октября 2021 года 1 молодого ученого НИЦ "Курчатовский институт".
Паспортом Подпрограммы 1 не предусмотрены целевые показатели (индикаторы), позволяющие оценить степень выполнения данного мероприятия Центром.
Подпрограмма 2 "Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования"
Цель подпрограммы 2 - эффективное воспроизводство кадров для научной, социальной сферы, базовых и высокотехнологичных отраслей экономики.
По данным сводной бюджетной росписи (далее - СБР) на 31 декабря 2021 года, НИЦ "Курчатовский институт" на 2021 год выделены бюджетные ассигнования в сумме 95 588,8 тыс. рублей. Кассовое исполнение на отчетную дату составило 100%.
Основное мероприятие 2.2 "Обеспечение реализации образовательных программ и научной деятельности в системе высшего образования".
СБР предусмотрены расходы по данному мероприятию в виде субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в сумме 73 143,0 тыс. рублей.
Ожидаемый результат реализации мероприятия:
- формирование и устойчивое функционирование сети университетов-лидеров, входящих в глобальные рейтинги, реализующих прорывные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и востребованные на глобальном рынке образовательные программы;
- формирование и устойчивое функционирование сети университетов, решающих задачи кадрового обеспечения базовых и высокотехнологичных отраслей экономики, технологического и социального развития регионов.
В рамках мероприятия оказана государственная услуга "Реализация профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре". Плановый суммарный среднегодовой контингент аспирантов, указанный в государственном задании НИЦ "Курчатовский институт" и в государственных заданиях федеральных государственных бюджетных учреждений, для которых Центр осуществляет полномочия учредителя и собственника имущества (далее - СГК), на 2021 год равен 235.
Фактическое значение СГК (согласно итоговым отчетам о выполнении государственных заданий) составляет 232.
Отклонение фактического значения показателя объема услуги от планового на единицу находится в пределах 10% (величина допустимого отклонения от выполнения государственного задания, в пределах которого оно считается выполненным в соответствии с пунктом 5 части III утвержденного государственного задания).
Основное мероприятие 2.3 "Стимулирование и социальная поддержка обучающихся и работников образовательных организаций высшего образования".
СБР по состоянию на 31 декабря 2021 года предусмотрены расходы по данному мероприятию в виде субсидий бюджетным учреждениям на иные цели в сумме 22 445,8 тыс. рублей.
Ожидаемый результат реализации мероприятия: обеспечение ежегодного выполнения социальных государственных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В рамках мероприятия осуществлены выплаты:
- стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в объеме 584,0 тыс. рублей по КБК 595 0706 47203 38930 612.
- государственной стипендии аспирантам за 2021 год в объеме 21 861,8 тыс. рублей по КБК 595 0706 47203 93490 612.
Кассовое исполнение на отчетную дату составило 100%.
Подпрограмма 3 "Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства"
Цель подпрограммы - формирование научного задела для устойчивого и долгосрочного развития Российской Федерации за счет эффективной реализации фундаментальных научных исследований.
По данным СБР на 31 декабря 2021 года на расходы в рамках данной подпрограммы по основному мероприятию "Обеспечение реализации программы фундаментальных научных исследований" НИЦ "Курчатовский институт" на 2021 год выделены бюджетные ассигнования в виде субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в сумме 1 727 751,9 тыс. рублей. Кассовое исполнение на отчетную дату составило 100%.
Подпрограмма 4 "Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений"
Цель подпрограммы 4 - формирование сбалансированной системы поддержки всех стадий инновационного цикла: от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг, и выхода их на рынок.
Бюджетные ассигнования по данным СБР на 31 декабря 2021 года НИЦ "Курчатовский институт" на 2021 год в рамках подпрограммы 4 на основное мероприятие "Обеспечение реализации комплексных программ поддержки прикладных научных исследований и технологического трансфера" были выделены в общем объеме 9 063 784,3 тыс. рублей, в том числе:
- субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в сумме 6 680 874,3 тыс. рублей;
- субсидии бюджетным учреждениям на иные цели в сумме 2 382 910,0 тыс. рублей.
Кассовое исполнение на отчетную дату составило 100%.
Подпрограмма 5 "Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности"
Цель подпрограммы 5 - обеспечение доступности инфраструктуры и информации, необходимых для осуществления научной, научно-технической и высокотехнологичной деятельности.
По данным СБР на 31 декабря 2021 года НИЦ "Курчатовский институт" на 2021 год выделены бюджетные ассигнования в сумме 8 289 729,6 тыс. рублей. Кассовое исполнение на отчетную дату составило 100%.
Основное мероприятие 5.1 "Развитие инфраструктуры научной, научно-технической деятельности (центров коллективного пользования, уникальных научных установок)".
Ожидаемым результатом реализации мероприятия является повышение уровня доступности современной инфраструктуры исследовательской деятельности и рост эффективности ее использования, а также увеличение уровня загрузки дорогостоящего оборудования центров коллективного пользования научным оборудованием.
По данным СБР на 31 декабря 2021 года на реализацию выделены бюджетные ассигнования в виде субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности бюджетным учреждениям в сумме 2 971 388,1 тыс. рублей.
В рамках данного мероприятия были выполнены работы в виде строительства 1-й очереди нанотехнологической лаборатории на базе комплекса зданий научно-технологического центра нанотехнологий, центра синхротронного излучения, специализированного нейтронного центра с их реконструкцией, в том числе:
- реконструкция здания 166, техническое перевооружение здания 190 научно-технологического центра информационных технологий, нанобиотехнологий, когнитивных и социогуманитарных наук, г. Москва (КБК 0112 47 5 01 94009 464 на сумму 1 286 093,3 тыс. рублей);
- техническое перевооружение здания 348, реконструкция и техническое перевооружение зданий 21А, 21Б, 21В-1, галерей 21А и 21Б, 380, 37/2 (ю.п.), 37/2 и 37/4-1 специализированного синхротронно-нейтронного центра на базе ускорительно-накопительного комплекса "Сибирь" с научными станциями, исследовательского комплекса, материаловедческих защитных камер, горизонтальных каналов реактора "ИР-8", г. Москва (КБК 0112 47 5 01 94009 464 на сумму 1 685 294,8 тыс. рублей).
Основное мероприятие 5.4 "Реализация международных обязательств Российской Федерации в сфере научно-технической и инновационной деятельности".
Ожидаемый результат реализации мероприятия: обеспечение взносов Российской Федерации в международные научные организации на уровне 100%.
В рамках Мероприятия в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 2396-р и от 8 октября 2018 г. N 2150-р (в редакции от 2 марта 2020 г. N 478-р) в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации в связи с участием в Конвенции от 16 декабря 1988 года о строительстве и эксплуатации установки "Европейский источник синхротронного излучения" и Конвенции от 30 ноября 2009 года о строительстве и эксплуатации Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах НИЦ "Курчатовский институт" были перечислены взносы от имени Российской Федерации в международные организации для уплаты целевых взносов на эксплуатацию указанных установок.
Федеральным законом N 385-ФЗ на указанные расходы Учреждению предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 3 565 317,5 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования для оплаты в 2021 году международных взносов от имени Российской Федерации в компании "Европейский источник синхротронного излучения" и "Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах ГмбХ" в сумме 3 565 317,5 тыс. рублей доведены казначейским уведомлением от 9 декабря 2020 г. N 595/001.
Оплата годового взноса была произведена 30 марта 2021 года в сумме 532 545,1 тыс. рублей (5 960 280,00 евро) и 31 марта 2021 года в сумме 3 032 772,4 тыс. рублей (34 121 295,98 евро). Кассовое исполнение на отчетную дату составило 100%.
6.3. Центр является участником подпрограмм ГП-22:
В соответствии с Паспортом ГП-22 Центр является участником подпрограммы 6 "Развитие науки, техники и технологий в области использования атомной энергии".
Целью подпрограммы является создание ядерных, термоядерных, плазменных и иных инновационных технологий для применения в энергетике и других высокотехнологичных отраслях промышленности.
По данным СБР на 31 декабря 2021 года, на расходы в рамках данной подпрограммы в части федерального проекта "Разработка технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий" на 2021 год выделены бюджетные ассигнования в виде субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в сумме 2 199 999,9 тыс. рублей, а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности бюджетным учреждениям в сумме 337 730,0 тыс. рублей. Кассовое исполнение на отчетную дату составило 100%.
В рамках мероприятия осуществлялись работы на следующих объектах капитального строительства:
- техническое перевооружение комплекса дополнительного нагрева плазмы и инженерных систем установки токамак Т-15 (Т-15МД) федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", г. Москва (1 этап);
- техническое перевооружение экспериментально-стендовой базы плазменных технологий НИЦ "Курчатовский институт" в части создания комплекса испытаний макетов для отработки элементов и оптимизации параметров лабораторных образцов безэлектродных плазменных ракетных двигателей.
7. Анализ хода реализации в отчетном финансовом году национальных и федеральных проектов
В 2021 году НИЦ "Курчатовский институт" реализовывал мероприятия федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров".
СБР по состоянию на 31 декабря 2021 года на достижение результатов федерального проекта по главе 595 НИЦ "Курчатовский институт" предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 1 753 024,0 тыс. рублей. Кассовое исполнение на отчетную дату составило 100%.
8. Результаты проверки и анализа осуществления бюджетных полномочий в части предоставления межбюджетных трансфертов
В 2021 году НИЦ "Курчатовский институт" не доводились бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов.
9. Оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
Оценка качества управления государственными финансами, осуществляемого НИЦ "Курчатовский институт", за 2021 год проведена по 8 показателям, в результате итоговая оценка составила 46,5 баллов, что на 6 баллов выше уровня 2020 года (40,5 баллов).
Так, среднесрочное финансовое планирование составило 6 баллов из 6 возможных; исполнение федерального бюджета по расходам - 15 баллов из 15; состояние дебиторской и кредиторской задолженности - 4,5 балла из 9; ФАИП - 4 балла из 6; учет и отчетность - 11 баллов из 11; внутренний финансовый аудит - 1 балл из 1; уровень объема финансовых нарушений, выявленных по результатам внешнего государственного аудита, - 2 балла из 2, выполнение государственных заданий - 3 балла из 3 возможных.
10. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
В 2021 году внутренний финансовый аудит осуществлялся в соответствии с приказом НИЦ "Курчатовский институт" от 30 декабря 2019 г. N 3349 "Об осуществлении внутреннего финансового аудита в НИЦ "Курчатовский институт" (с изменениями от 14 февраля 2020 года, далее - Приказ N 3349), которым утверждено положение о Контрольно-ревизионном управлении федерального государственного бюджетного учреждения НИЦ "Курчатовский институт".
Приказом N 3349 полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита возложены на Контрольно-ревизионное управление (далее - КРУ). КРУ является самостоятельным структурным подразделением НИЦ "Курчатовский институт" и подчиняется непосредственно директору Центра. Штатная численность КРУ в 2021 году составляла 10 человек.
План внутреннего финансового аудита на 2021 год был утвержден директором НИЦ "Курчатовский институт" 30 декабря 2020 года и предусматривал 9 контрольных мероприятий.
Все запланированные контрольные мероприятия в 2021 году осуществлены. Нарушения в использовании бюджетных средств и государственной собственности, в подготовке бюджетной отчетности и ведении бюджетного учета не выявлены.
11. Результаты проверки и анализа эффективности формирования, управления и распоряжения федеральной собственностью главным администратором средств федерального бюджета
11.1. Согласно Уставу НИЦ "Курчатовский институт" осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, с особенностями, определенными Федеральным законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества. Учредителем и собственником имущества Центра является Российская Федерация, функции и полномочия от лица которого осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Балансовая стоимость основных средств (ф. 0503730) НИЦ "Курчатовский институт" по состоянию на 1 января 2021 года составила в общей сумме 73 130 062,6 тыс. рублей, в том числе по государственному заданию - 67 824 844,6 тыс. рублей, по приносящей доход деятельности - 5 305 218,1 тыс. рублей, на 1 января 2022 года - 76 129 748,8 тыс. рублей, в том числе по КФО 4 - 69 710 382,4 тыс. рублей, по КФО 2 - 6 419 366,4 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2021 года на балансе Центра (ф. 0503730) числятся непроизводственные активы по счету 0 103 00 000 (земля) общей стоимостью 39 000 519,1 тыс. рублей.
В 2021 году произошло выбытие и уменьшение стоимости на сумму 17 381,6 тыс. рублей, и по состоянию на 1 января 2022 года общая стоимость непроизводственных активов составила 38 983 137,5 тыс. рублей.
Всего за Центром закреплено 46 земельных участков общей площадью 3 316 630,90 кв. м (331,6 га).
По счету 0 101.11 000 "Жилые помещения - недвижимое имущество учреждения" за НИЦ "Курчатовский институт" на праве оперативного управления закреплено 7 объектов недвижимого имущества общей стоимостью 70 382,4 тыс. рублей, из них здание жилого дома по адресу: ул. Расплетина, 4/3, и 6 квартир по адресу: ул. Рогова, д. 7, корп. 2 (кв. N N 136, 139, 204, 205, 206, 207). Операции по поступлению и выбытию (списанию) по указанному счету в 2021 году не осуществлялись.
На учете НИЦ "Курчатовский институт" числятся 2 катера балансовой стоимостью 3 282,7 тыс. рублей (гос. N РМС 08-17, N РМС 15-06) и катер стоимостью 2 978,5 тыс. рублей (гос. N РЛА 20-64).
На 3 катера оформлены судовые билеты маломерного судна, являющиеся документом, удостоверяющим права собственности на суда. Суда учтены в реестре федерального имущества под реестровыми номерами П14770000916, П14770000917, П14770000944.
Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 538 (далее - Постановление N 538).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 538 перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
В соответствии с Уставом НИЦ "Курчатовский институт" в отношении особо ценного движимого имущества функции и полномочия учредителя осуществляют:
- Росимущество в части утверждения порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за Центром учредителем либо приобретенным Центром за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (пункт 16 Устава НИЦ "Курчатовский институт");
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в части определения видов особо ценного движимого имущества (пункт 15 Устава НИЦ "Курчатовский институт").
Порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за НИЦ "Курчатовский институт" учредителем либо приобретенным Центром за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (далее - Порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом) утвержден Росимуществом приказом от 25 декабря 2019 г. N 388.
В 2021 году Центром проведена операция по выбытию (списанию) объекта особо ценного движимого имущества - "Система калибровки позиционно-чувствительного детектора на МКП" 3 в сумме 797,4 тыс. рублей.
Письмом от 8 апреля 2021 г. НИЦ "Курчатовский институт" направил в Росимущество документы, необходимые для согласования списания объекта особо ценного движимого имущества. Объект был списан с учета 22 декабря 2021 года на основании акта списания от 26 апреля 2021 г. N 475, заключения о техническом состоянии и технико-экономическом обосновании необходимости списания имущества.
В 2021 году Центром было приобретено особо ценное движимое имущество в количестве 182 единиц на общую сумму 1 573 630,1 тыс. рублей.
НИЦ "Курчатовский институт" оформлены договоры аренды федерального недвижимого имущества на общую сумму 222 300,5 тыс. рублей. В течение 2021 года поступило платежей по договорам аренды в сумме 174 749,2 тыс. рублей.
Согласно представленным данным, по всем объектам аренды заключены договоры на возмещение расходов на эксплуатационные, административно-хозяйственные и на коммунальные услуги.
11.2. НИЦ "Курчатовский институт" не является администратором доходов федерального бюджета, администрирующим доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации.
12. Выводы
12.1. Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение НИЦ "Курчатовский институт" по состоянию на 1 января 2022 года.
12.2. Кассовые расходы НИЦ "Курчатовский институт" в 2021 году составили 21 716 727,64 тыс. рублей, или 99,99% утвержденных бюджетных назначений, предусмотренных сводной бюджетной росписью на 2021 год (21 716 773,30 тыс. рублей).
Неисполненные назначения составили 45,66 тыс. рублей и связаны с невыплатой стипендии 1 молодого ученого по причине его увольнения.
12.3. Отношение средней заработной платы научных сотрудников НИЦ "Курчатовский институт" и подведомственных ему бюджетных учреждений к средней заработной плате в соответствующем регионе составило 198,2%, что на 48,1% превысило уровень 2020 года, но не обеспечило достижение значения в 200%, установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597.
12.4. В 2021 году НИЦ "Курчатовский институт" в рамках ФАИП определен исполнителем по 13 объектам капитального строительства.
12.5. Общий объем субсидий на цели осуществления капитальных вложений в рамках ФАИП на 2021 год составил 4 962 142,1 тыс. рублей. Исполнение составило 3 975 170,9 тыс. рублей, или 80%.
Основной причиной низкого освоения средств федерального бюджета на указанные цели является неисполнение контрагентами обязательств по исполнению контрактов, при этом во многих случаях работы выполнены не в полном объеме в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы, в том числе по причине обострения эпидемиологической ситуации, а также непрогнозируемого резкого подорожания строительных материалов в 2021 году.
12.6. В 2021 году Центр являлся участником государственных программ Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", "Развитие атомного энергопромышленного комплекса".
По состоянию на 31 декабря 2021 года объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий госпрограмм, утвержденный уточненной сводной бюджетной росписью, составил 21 716 773,3 тыс. рублей. Кассовое исполнение за 2021 год составило 21 716 727,6 тыс. рублей.
12.7. По результатам интегральной оценки организации и результатов внутреннего финансового аудита эффективность внутреннего финансового аудита в НИЦ "Курчатовский институт" оценена как "высокая".
12.8. Оценка качества управления государственными финансами, осуществляемого НИЦ "Курчатовский институт", за 2021 год проведена по 8 показателям, в результате итоговая оценка составила 46,5 баллов, что на 6 баллов выше уровня 2020 года (40,5 баллов).
12.9. Балансовая стоимость основных средств НИЦ "Курчатовский институт" по состоянию на 1 января 2021 года составила в общей сумме 73 130 062,6 тыс. рублей, в том числе по КФО 4 (деятельность по государственному заданию) - 67 824 844,6 тыс. рублей, по КФО 2 (приносящая доход деятельность) - 5 305 218,1 тыс. рублей, на 1 января 2022 года - 76 129 748,8 тыс. рублей, в том числе по КФО 4 - 69 710 382,4 тыс. рублей, по КФО 2 - 6 419 366,4 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2021 года на балансе Центра (ф. 0503730) числятся непроизводственные активы по счету 0 103 00 000 (земля) общей стоимостью 39 000 519,1 тыс. рублей.
Всего за Центром закреплено 46 земельных участков общей площадью 3 316 630,90 кв. м (331,6 га), из них 40 земельных участков закреплены за Центром на праве постоянного (бессрочного) пользования общей площадью 3 293 597,90 кв. м, 4 земельных участка предоставлены Центру на праве безвозмездного пользования площадью 16 714,00 кв. м, 1 земельный участок площадью 418,00 кв. м предоставлен Центру в аренду и 1 земельный участок площадью 5 901,00 кв. м на праве ограниченного пользования (сервитут).
13. Предложения
13.1. Учесть результаты проверки в заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2021 год.
13.2. Направить заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности за 2021 год в федеральном государственном бюджетном учреждении "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор |
Д.А. Зайцев |
------------------------------
1 С изменениями от 2 марта 2018 г. N 381 (письмо Минфина России от 22 февраля 2018 г. N 12-04-05/11700), от 12 сентября 2018 г. N 2248 (письмо Минфина России от 6 сентября 2018 г. N 12-04-05/64011), от 25 сентября 2019 г. N 2173 (письмо Минфина России от 20 сентября 2019 г. N 12-04-05/73198) и от 23 июня 2020 г. N 992 (письмо Минфина России от 23 июня 2020 г. N 12-04-05/51077).
2Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640.
3 Микроканальная пластина.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в федеральном государственном бюджетном учреждении "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (595) (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 26 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-