1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации по Федеральному агентству по недропользованию (далее - Роснедра, Агентство) о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год" (далее - заключение Счетной палаты по Роснедрам, Счетная палата) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по Роснедрам подготовлено на основании результатов контрольного мероприятия, проведенного в главном администраторе средств федерального бюджета. По результатам контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой, составлен один акт, подписанный без замечаний проверяемой стороны.
1.2. Бюджетная отчетность Агентства за 2021 год в Счетную палату представлена 3 марта 2022 года в автоматизированной информационной системе "Единая проектная среда", что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период. Организация бюджетного учета осуществляется главным администратором средств федерального бюджета в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Роснедр по состоянию на 1 января 2022 года в соответствии с Инструкцией N 191н с учетом уровня существенности.
1.3. Агентство образовано на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 утверждено Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, согласно которому Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, находится в ведении Минприроды России и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В 2021 году в ведении Роснедр находились 10 территориальных органов Агентства, 17 федеральных государственных бюджетных учреждений, 1 автономное бюджетное учреждение, 1 федеральное казенное учреждение и 3 федеральных государственных унитарных предприятия. В отношении унитарных предприятий введены процедуры конкурсного производства.
2. Результаты проверки и анализа исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности в главном администраторе средств федерального бюджета (администраторе средств федерального бюджета, получателе средств федерального бюджета)
2.1. В части доходов федерального бюджета
В соответствии с приложением 8 к Федеральному закону от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ) за Роснедрами как за главным администратором доходов закреплены пять кодов доходов.
Код бюджетной классификации Российской Федерации доходов федерального бюджета |
Наименование главного администратора доходов федерального бюджета |
049 1 12 02011 01 0000 120 |
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, и участков недр местного значения) |
049 1 12 02051 01 0000 120 |
Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, за исключением участков недр местного значения, а также за исключением запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки |
049 1 12 02060 01 0000 120 |
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации |
049 1 12 02101 01 0000 120 |
Сборы за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр (кроме участков недр местного значения) |
049 1 15 02012 01 0000 140 |
Плата, взимаемая при исполнении государственной функции по проведению экспертизы проектов геологического изучения недр |
Перечень источников доходов федерального бюджета, закрепленных за Роснедрами как за главным администратором доходов в соответствии с приказом Агентства от 23 декабря 2019 г. N 576 (с изменениями), содержит 18 наименований источников доходов федерального бюджета, правовым основанием для которых являются соответствующие федеральные законы, нормативные правовые акты и другие.
Прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет в 2021 году в размере 47 055,3 млн рублей утвержден по 15 кодам доходов по БК РФ. Агентство обеспечило поступление в бюджет доходов в размере 69 588,0 млн рублей, или 147,9%.
Информация о структуре доходов федерального бюджета, администрируемых Роснедрами, представлена в таблице 1.
Таблица 1
(млн руб.)
Наименование показателя |
Прогноз поступлений в бюджет на 2021 год (Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ) |
Кассовое исполнение |
Удельный вес в общем объеме поступлений, % |
Отклонение |
Удельный вес в общем объеме отклонений, % |
Доходы бюджете - всего, в том числе: |
47 055,3 |
69 588,0 |
100 |
22 532,7 |
100 |
государственная пошлина |
16,4 |
24,4 |
0 |
8,0 |
0,04 |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
1,9 |
0,1 |
0 |
-1,8 |
- 0,01 |
платежи при пользовании природными ресурсами |
46 698,1 |
69 050,3 |
99,2 |
22 352,2 |
99,2 |
доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
41,1 |
8,6 |
0 |
-32,5 |
-0,14 |
доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
0 |
0,015 |
0 |
0,015 |
0 |
административные платежи и сборы |
284,9 |
402,1 |
0,6 |
117,2 |
0,52 |
штрафы, санкции, возмещение ущерба |
6,9 |
99,1 |
0,2 |
92,2 |
0,4 |
безвозмездные поступления |
6,0 |
3,4 |
0 |
-2,6 |
-0,01 |
Анализ представленных данных показал, что наиболее существенными в общем объеме поступлений доходов являются поступления в части платежей при пользовании природными ресурсами (за пользование недрами (код доходов по БК 112 02000000000120) - 99,2%. Перевыполнение Агентством прогнозных показателей поступлений по указанному коду доходов в сумме 22 352,2 млн рублей сложилось преимущественно за счет перевыполнения:
- по разовым платежам за пользование недрами 1 на общую сумму 21 684,5 млн рублей (или на 47,3%) в связи с поступлением в 2021 году: остатков разовых платежей 2 за пользование участками недр углеводородного сырья по аукционам (конкурсам), проведенным в декабре 2020 года, разовым платежам за пользование недрами в сумме 16 330,5 млн рублей по итогам аукционов, проведенных на основании распоряжений Правительства Российской Федерации по шести участкам недр федерального значения, разовым платежам на общую сумму 2 756,4 млн рублей по факту открытия месторождений и по, так называемым, "прирезкам" участков недр при увеличении их границ;
- по разовым платежам за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) по коду доходов по БК 049 1 12 02060 01 6000 120 на сумму 667,7 млн рублей.
Вышеуказанные поступления при расчете прогноза доходов федерального бюджета, утвержденного Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ, не учитывались.
Агентством приказом от 23 апреля 2020 г. N 164 утверждена Методика прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации при осуществлении Роснедрами бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета 3.
Методика прогнозирования включает в себя 21 вид прогнозных поступлений с описанием методов расчета 4 и в основном соответствует Общим требованиям к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574. В 2021 году прогноз поступления доходов Роснедрами не устанавливался по шести видам доходов, по пяти из которых получены доходы в сумме 717,2 млн рублей.
На момент проведения проверки Роснедрами осуществляется согласование в Минфине России проекта приказа "Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации при осуществлении Федеральным агентством по недропользованию бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета" с учетом замечаний, изложенных в письме Минфина России от 14 января 2022 г. N 23-06-06/2410.
Бюджетная отчетность Роснедр за 2021 год по доходам федерального бюджета является достоверной.
2.2. В части расходов федерального бюджета
Роснедрам в соответствии с Ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, являющейся приложением к Федеральному закону от 8 декабря 2020 г. N 385- ФЗ, доведены средства федерального бюджета в сумме 27 208,9 млн рублей, в том числе по КБК 049 040412 - 67,5 млн рублей 5, КБК 049 040428 - 27 139,8 млн рублей 6, по КБК 049 070528 - 1,6 млн рублей 7, по КБК 049 100428 - 0,0175 млн рублей 8.
В течение 2021 года в первоначальную сводную бюджетную роспись внесены 77 изменений на общую сумму 2 557,8 млн рублей (таблица 2).
Таблица 2
(млн руб.)
Наименование |
Вид изменений |
Количество изменений |
||||
всего |
Положительные |
Отрицательные |
||||
кол-во |
сумма |
кол-во |
сумма |
|||
Изменения, вносимые в случае увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации |
121 |
26 |
|
|
26 |
- 974,8 |
Изменения, вносимые в случае использования (перераспределения) средств резервного фонда Правительства Российской Федерации |
122 |
3 |
3 |
865,0 |
|
|
Изменения, вносимые в случае использования (перераспределения) средств иным образом зарезервированных в составе утвержденных Законом бюджетных ассигнований |
125 |
5 |
5 |
282,5 |
|
|
Изменения, вносимые в случае увеличения подлежащих уплате казенным учреждением социальных выплат (за исключением выплат, отнесенных к публичным нормативным обязательствам), установленных законодательством Российской Федерации |
203 |
4 |
2 |
0,04 |
2 |
-0,04 |
Изменения, вносимые в случае увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации |
213 |
6 |
3 |
0,5 |
3 |
-0,5 |
Изменения, вносимые в случае увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных контрактов |
221 |
5 |
5 |
2 385,1 |
|
|
Изменения, вносимые в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) предусматривающих перечисление этих средств в счет оплаты судебных издержек |
271 |
28 |
14 |
0,9 |
14 |
-0,9 |
Итого |
|
77 |
32 |
3 534,0 |
45 |
976,2 |
Анализ представленных данных показал, что из общего объема внесенных изменений 2 385,1 млн рублей, или 93,2%, связаны с изменениями, вносимыми по пункту 6 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета 9 в целях завершения расчетов по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году. В то же время Роснедрами в установленный срок (не позднее 1 октября 2021 года) не завершены расчеты на сумму 728,4 млн рублей (30,5%).
Кроме того, в нарушение пункта 6 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, согласно которому получатели средств федерального бюджета завершают расчеты по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году за счет доведенных до них в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на указанные цели в объеме бюджетных ассигнований, увеличенных в соответствии с абзацем вторым пункта 4 указанного Положения, не позднее 1 октября текущего финансового года или последнего рабочего дня до указанной даты, Агентством в 2021 году не осуществлено завершение расчетов по государственному контракту от 11 июня 2019 г. N 1/19 "Комплекс работ по ликвидации параметрической скважины 130-Гыданской (Тазовский район)" (ИКЗ 191667115380066710100100200017112244) по КБК 049 0404 2810599999 244, подлежавшему в соответствии с условиями государственного контракта оплате в 2019-2020 годах за счет лимитов бюджетных обязательств на 2021 год в срок не позднее 1 октября 2021 года. В результате объем неисполненных обязательств, превысивших бюджетные назначения на 1 января 2022 года, составил 1,2 млн рублей.
В соответствии с показателями сводной бюджетной росписи Роснедрам предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 29 766,6 млн рублей, что превышает показатели Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ на 2 557,8 млн рублей (на 8,6%).
Кассовое исполнение бюджетных назначений за 2021 год составило 29 066,8 млн рублей, или 97,6%.
Остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2022 года сложились в сумме 699,8 млн рублей, из которых 681,2 млн рублей (или 97,3%) приходится на основные мероприятия по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородного сырья, твердых полезных ископаемых, подземных и минеральных вод Подпрограммы 1 ГП ВИПР 10, в том числе:
- по КБК 049 0404 2810500000 000 - предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 3 098,6 млн рублей, исполнены - 2 930,7 млн рублей, не исполнены - 167,9 млн рублей (или 94,6% утвержденных ассигнований) по 3 государственным контрактам в связи с нарушением подрядными организациями обязательств по государственным контрактам на воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья, в том числе по причине позднего представления актов выполненных работ и нахождения объекта (скважины) в консервации в связи с аварийной ситуацией;
- по КБК 049 0404 2810600000 000 - предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 4 471,2 млн рублей, исполнены - 3 974,2 млн рублей, не исполнены - 497,0 млн рублей (или 88,9% от утвержденных ассигнований) по 21 государственному контракту в связи с нарушением подрядными организациями сроков исполнения обязательств по государственным контрактам на воспроизводство минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых, в том числе по причине позднего утверждения проектной документации, отставания в проведении горных, буровых и технологически с ними связанных работ после введения на территории субъектов ограничительных мер ввиду распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- по КБК 049 0404 2810700000 000 - предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 228,1 млн рублей, исполнены - 211,8 млн рублей, не исполнены - 16,3 млн рублей (или 92,9% от утвержденных ассигнований) по 3 государственным контрактам в связи с нарушением подрядными организациями сроков исполнения и иных условий государственных контрактов на воспроизводство минерально-сырьевой базы подземных и минеральных вод, в том числе по причине позднего утверждения проектной документации.
Следует отметить, что остатки средств федерального бюджета в 2021 году по сравнению с 2020 годом сократились на 1 926,4 млн рублей, или на 73,4%.
Роснедра и его территориальные органы в течение 2021 года осуществляли размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и Гражданским кодексом Российской Федерации.
В результате выборочной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены отдельные нарушения, связанные с несоблюдением требований части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ в части несвоевременного направления соответствующих документов в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов 11 от 2 до 123 дней.
В 2022 году Роснедрами сформированы предложения в целях реализации комплекса процессных мероприятий "Государственное геологическое изучение недр и обеспечение эффективной реализации государственных функций в сфере недропользования" ГП ВИПР о выделении в 2022 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований в размере 517,6 млн рублей на исполнение 19 государственных контрактов по геологическому изучению недр, которые финансировались по основным мероприятиям "Воспроизводство минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых" и "Воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья".
Бюджетная отчетность по расходам федерального бюджета за 2021 год является достоверной.
2.3. В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ
Агентство включено в перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета. В то же время в 2021 году Роснедра не осуществляли полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, так как код группы, подгруппы, статьи и вида источников финансирования дефицита федерального бюджета за Роснедрами закреплены не были.
2.4. Дебиторская задолженность Агентства по состоянию на 1 января 2022 года составила 9 466,8 млн рублей, увеличившись по сравнению с периодом на начало года на 3 772,8 млн рублей, или на 66%. Просроченная задолженность увеличилась в 5,7 раз и составила 81,3 млн рублей.
Анализ дебиторской задолженности за 2021 год в сравнении с предыдущими периодами показал, что дебиторская задолженность изменяется разнонаправленно (таблица 3).
Таблица 3
(млн руб.)
Показатель |
31 декабря 2018 года |
31 декабря 2019 года |
31 декабря 2020 года |
31 декабря 2021 года |
Дебиторская задолженность |
5 544,8 |
38 613,4 |
5 694,0 |
9 466,8 |
На конец отчетного периода дебиторская задолженность по доходам составила 8 955,4 млн рублей (94,6% общей суммы задолженности), из них по счету 205.00 "Расчеты по доходам" - 7 629,2 млн рублей и по счету 209.00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" - 1 326,1 млн рублей, что составляет 80,6 и 14% дебиторской задолженности по доходам соответственно.
Наибольший прирост дебиторской задолженности в сумме 4 062,8 млн рублей (53,2% общей суммы дебиторской задолженности) получен по счету 205.23 "Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами".
Указанная дебиторская задолженность сложилась в семи территориальных органах Роснедр по причине наличия неоплаченных остатков разовых платежей за пользование недрами со сроком погашения в I квартале 2022 года по результатам проведенных аукционов (конкурсов). Кроме того, в составе указанной дебиторской задолженности числится задолженность по рассрочке разового платежа за пользование недрами в сумме 875,9 млн рублей по 60 лицензиям на право пользования недрами, содержащих условия согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 802 "Об условиях и порядке рассрочки разового платежа за пользования недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии".
По счету 209.41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" числится дебиторская задолженность в сумме 1 292,7 млн рублей (или 97,5% суммы задолженности по счету 209.00 "Расчеты по ущербу и иным доходам") по начисленным АО "Росгеология" неустойкам за нарушение исполнения обязательств по государственным контрактам на выполнение работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы.
Дебиторская задолженность по расходам на конец отчетного периода составила 511,5 млн рублей, в том числе по счету 206.00 "Расчеты по выданным авансам" - 509,3 млн рублей (99,6% дебиторской задолженности по расходам). Из указанной задолженности 495,0 млн рублей - задолженность по субсидии, предоставленной АО "Росгеология".
В ходе проведенной центральным аппаратом Агентства в рамках подготовки годового отчета по инвентаризации в числящейся на балансе дебиторской задолженности расхождений не установлено.
2.5. По состоянию на конец отчетного года кредиторская задолженность составила 378,4 млн рублей и снизилась по сравнению с периодом на начало года на 24,1 млн рублей.
Наибольшую долю (93,5%) в составе кредиторской задолженности занимают расчеты по счету 205.00 "Расчеты по доходам" - 353,9 млн рублей. Кредиторская задолженность по счету 302.00 "Расчеты по принятым обязательствам" составила 19,9 млн рублей (5,2% общей суммы кредиторской задолженности), из них по расчетам по арендной плате за пользование имуществом - 16,4 млн рублей.
По состоянию на 1 января 2022 года числится долгосрочная задолженность в размере 5,6 млн рублей, в том числе по счету 302.24 "Расчеты по арендной плате за пользование имуществом" - 4,2 млн рублей.
Сведения об изменении размера кредиторской задолженности за 2021 год в сравнении с предыдущими периодами представлены в таблице 4.
Таблица 4
(млн руб.)
Показатель |
На 31.12.2018 |
На 31.12.2019 |
На 31.12.2020 |
На 31.12.2021 |
Кредиторская задолженность |
87,5 |
123,0 |
402,5 |
378,4 |
3. Результаты проверки и анализа исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов незавершенного строительства
3.1. Агентству на 2021 год бюджетные ассигнования на реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление (софинансирование) капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность не предусматривались.
В 2021 году на учете в Агентстве числился объект незавершенного строительства федерального государственного бюджетного учреждения "Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких металлов" - здание служебно-бытовое, общей площадью 2 439,2 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, Раменский район, пос. ст. Бронницы, ул. Красноармейская, д. 26, стр. 20, кадастровый номер 50:23:0020260:603, РНФИ П12770006596.
На основании письма министерства имущественных отношений Московской области от 23 июня 2020 г. N 15исх-17497 и технического заключения экспертной организации ООО "Моспроекткомплекс" от 6 июля 2020 г. N 202007066-ТЗК Агентством вышеуказанный объект незавершенного строительства согласно приказу от 17 августа 2020 г. N 339 "О внесении изменений в приказ Федерального агентства по недропользованию от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении ведомственного Плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства подведомственных Федеральному агентству по недропользованию организаций" включен в раздел VI Плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, подведомственных Федеральному агентству по недропользованию организаций как объектов незавершенного строительства, в отношении которых предлагается списание и снос.
Списание и снос объекта указанного незавершенного строительства планируется до 31 декабря 2023 года за счет внебюджетных источников в сумме 10,0 млн рублей.
3.2. В связи с техническим заключением ООО "Моспроекткомплекс" от 6 июля 2020 г. N 202007066-ТЗК "О состоянии несущих строительных конструкций здания, о соответствии градостроительным и строительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности и о том, что объект не создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, пос. ст. Бронницы, ул. Красноармейская д. 26, стр. 20, кадастровый номер 50:23:0020260:603, РНФИ П12770006596" включение указанного объекта незавершенного строительства в указанный выше План является обоснованным.
Иные объекты незавершенного строительства в Агентстве отсутствуют.
4. Результаты проверки и анализа формирования и утверждения государственного задания, использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели
В 2021 году Роснедрам на субсидии бюджетным учреждениям были предусмотрены 18 872,6 млн рублей, в том числе на финансовое обеспечение выполнения государственного задания - 18 622,0 млн рублей; на субсидии на иные цели - 250,6 млн рублей.
Мероприятия по государственному геологическому изучению недр (включая региональное геологическое изучение недр, создание государственной сети опорных геолого-геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин, научно-техническое обеспечение геологоразведочных работ, тематические и опытно-методические работы, связанные с геологическим изучением недр, сбор, обработку, хранение, использование и предоставление в пользование геологической информации о недрах) осуществляются государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр на основании государственного задания.
В целях реализации положений абзаца 3 статьи 36 1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" (далее - Закон о недрах) Роснедрами начиная с 2020 года предусмотрены работы по государственному геологическому изучению недр за счет финансирования работ в рамках государственных заданий, выполняемых подведомственными бюджетными учреждениями.
Информация о распределении субсидий в разрезе основных мероприятий Подпрограммы 1 ГП ВИПР представлена в таблице 5.
Таблица 5
Глава по БК |
Раздел/ |
ГП |
ПП |
Основное мероприятие |
Направление расходов |
Вид расходов |
Сумма по обоснованиям бюджетных ассигнований на 2021 год |
049 |
0404 |
28 |
1 |
01 "Региональные геолого-геофизические и геолого-съемочные работы" |
90059 |
611 |
11 893,8 |
049 |
0404 |
28 |
1 |
02 "Работы специального геологического назначения" |
611 |
112,4 |
|
049 |
0404 |
28 |
1 |
03 "Государственный мониторинг состояния недр, гидрогеологическая и инженерно-геологическая съемка" |
611 |
945,3 |
|
049 |
0404 |
28 |
1 |
04 "Государственное геологическое информационное обеспечение" |
611 |
3 116,6 |
|
612 |
207,9 |
||||||
12 "Тематические и опытно-методические работы, связанные с геологическим изучением недр и воспроизводством минерально-сырьевой базы, мониторингом недропользования" |
611 |
2 221,9 |
|||||
612 |
42,7 |
||||||
621 |
331,9 |
||||||
Итого |
611 |
18 290,1 |
|||||
612 |
250,6 |
||||||
621 |
331,9 |
Анализ представленных данных показал, что наибольший объем субсидий на выполнение госзадания (63,9%) расходуется на выполнение основного мероприятия 01 Подпрограммы 1 ГП ВИПР.
Агентством на 2021 год утверждены государственные задания 18 федеральным государственным учреждениям.
В ходе выборочной проверки установлено, что государственные задания подведомственным федеральным бюджетным учреждениям сформированы Роснедрами в соответствии с основными видами деятельности, указанными в уставах учреждений.
Государственные задания сформированы в процессе формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждены не позднее 15 рабочих дней со дня отражения на лицевом счете главного распорядителя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, что соответствует пункту 5 Положения N 640 12.
Государственные задания подведомственным Роснедрам учреждениям на 2021 год сформированы в форме электронных документов в ГИИС "Электронный бюджет".
Расчет территориального коэффициента по государственной услуге "Предоставление в пользование геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр" на 2021-2023 годы утвержден 27 июля 2020 года руководителем Роснедр Е.А. Киселевым.
Ведомственный перечень услуг (работ) на 2021 год включает 6 услуг и 34 работы.
В связи с приведением с 2020 года расходов федерального бюджета на выполнение работ по государственному геологическому изучению недр в соответствие с требованиями третьего абзаца статьи 36 1 Закона о недрах Роснедрами увеличены объемы финансирования государственных заданий на выполнение основного мероприятия 1 Подпрограммы 1 ГП ВИПР "Региональные геолого-геофизические и геолого-съемочные работы" за счет перераспределения соответствующих объемов с основного мероприятия 5 Подпрограммы 1 ГП ВИПР "Воспроизводство углеводородного сырья".
Информация о расходовании субсидий на выполнение государственного задания представлена в таблице 6.
Таблица 6
(млн руб.)
Наименование |
Остатки на 01.01.2021 |
Получено |
Использовано |
Остатки на 01.01.2022 |
Субсидии на госзадание |
655,5 |
18 622,0 |
18 731,6 |
545,9 |
Информация о выборочной проверке результатов выполнения госзадания за 2021 год по данным "Реестра отчетов о выполнении государственных заданий" ГИИС "Электронный бюджет" представлена в таблице 7.
Таблица 7
N госзадания |
Наименование ФГБУ(ФАУ) |
Наименование показателей |
Ед. измерен. |
План |
Факт |
Отклонение, % |
049-00002-21-00 |
"ЦНИГРИ" |
количество отчетов |
штук |
4 |
4 |
0 |
049-00009-21-00 |
"ИМГРЭ" |
прирост среднемасштабной геохимической изученности территории РФ и ее континентального шельфа |
кв.км |
12 598,1 |
12 067,9 |
-4,21 |
049-00012-21-00 |
"ЗапСибНИИГГ" |
количество отчетов |
штук |
4 |
4 |
0 |
049-00007-21-00 |
"Музей Самоцветы" |
количество предметов |
единиц |
14419 |
14420 |
0,01 |
049-00010-21-00 |
"Росгеолфонд" |
количество представленной геологической информации |
единиц |
30 000 |
32 300 |
7,7 |
количество отчетов |
штук |
4 |
4 |
0 |
||
количество типовых компонентов |
единиц |
25 |
25 |
0 |
||
количество записей |
единиц |
166 500 |
175 741 |
5,6 |
||
количество ИС "Обеспечение информационной деятельности" |
единиц |
7 |
7 |
0 |
||
объем хранимых дел |
единиц |
4 057 000 |
4 061 036 |
0,1 |
||
количество ИС "Обеспечение специальной деятельности" |
единиц |
6 |
6 |
0 |
||
049-00018-21-00 |
"Территориальный фонд геологической информации по ЦФО" |
количество представленной геологической информации |
единиц |
10 000 |
10 704 |
7,04 |
количество отчетов |
штук |
4 |
4 |
0 |
||
количество записей |
единиц |
16 999 |
43 590 |
156,43 |
||
объем хранимых дел |
единиц |
1 365 374 |
1 367 208 |
0,13 |
||
049-00006-21-00 |
"Территориальный фонд геологической информации по ЮФО" |
количество представленной геологической информации |
единиц |
16 550 |
18 556 |
12,12 |
количество отчетов |
штук |
4 |
4 |
0 |
||
количество записей |
единиц |
25 081 |
25 162 |
0,32 |
||
объем хранимых дел |
единиц |
672 000 |
703 848 |
4,74 |
||
049-00008-21-00 |
"Территориальный фонд геологической информации по СЗФО" |
количество представленной геологической информации |
единиц |
14 452 |
20 231 |
39,99 |
количество отчетов |
штук |
4 |
4 |
0 |
||
количество записей |
единиц |
9 000 |
18 681 |
107,57 |
||
объем хранимых дел |
единиц |
1 518 564 |
1 542 369 |
1,57 |
||
049-00013-21-00 |
"Территориальный фонд геологической информации по ПривоФО" |
количество представленной геологической информации |
единиц |
14 500 |
15 117 |
4,26 |
количество отчетов |
штук |
4 |
4 |
0 |
||
количество записей |
единиц |
22 735 |
46 951 |
106,51 |
||
объем хранимых дел |
единиц |
1 723 316 |
1 766 815 |
2,52 |
||
049-00020-21-00 |
"Территориальный фонд геологической информации по СибФО" |
количество представленной геологической информации |
единиц |
39 800 |
39 523 |
0,7 |
количество отчетов |
штук |
4 |
4 |
0 |
||
количество записей |
единиц |
24 385 |
45 755 |
87,64 |
||
объем хранимых дел |
единиц |
3 236 550 |
3 225 938 |
-0,33 |
Как показала проверка, выполнение плановых показателей осуществляется в отдельных случаях с учетом значительного отклонения от допустимого (возможного) значения.
Роснедрам на субсидии на иные цели в 2021 году предусмотрены бюджетные ассигнования на сумму 250,6 млн рублей, из них по КБК 049 0404 28104 90059 612 - 207,9 млн рублей;
по КБК 0490404 28112 90059 612 - 42,7 млн рублей.
Расчет объема субсидий на иные цели на 2021 год осуществлялся на основании приказа Роснедр от 23 июля 2015 г. N 490 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета целевых субсидий федеральным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Федерального агентства по недропользованию" (с изменениями).
В ходе выборочной проверки достижения результатов указанной субсидии установлено, что отклонения допущены:
ФГБУ "Росгеолфонд" - по причине невозможности заключения государственного контракта на приобретение автомобилей по итогам конкурса в связи с отсутствием претендентов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей);
ФГБУ "ВСЕГЕИ" - по причине отсутствия возможности проведения конференции.
Информация о расходовании субсидий на иные цели 13 представлена в таблице 8.
Таблица 8
Наименование |
Остатки на 01.01.2021 |
Получено |
Использовано |
Остатки на 01.01.2022 |
Субсидии на иные цели (млн рублей) |
131,9 |
250,6 |
359,8 |
22,7 |
В соответствии с данными ГИИС "Бюджетное планирование" из остатков средств субсидии на иные цели на 1 января 2021 года было подтверждено к использованию 129,3 млн рублей по 2 бюджетным учреждениям, 3,3 млн рублей перечислены в бюджет по коду БК по доходам 21801010010000150, что отражено в форме по ОКУД 0503127 по состоянию на 1 января 2022 года.
В 2022 году в доход федерального бюджета возвращены неиспользованные и неподтвержденные к использованию в 2022 году средства по субсидии на иные цели в сумме 14,4 млн рублей.
5. Результаты проверки и анализа использования субсидий, предоставленных юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), государственным корпорациям (компаниям) и публично-правовым компаниям, в том числе в виде имущественного взноса, а также взносов в уставные капиталы юридических лиц
Роснедрами в 2021 году в соответствии с Соглашением о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическому лицу от 28 декабря 2021 г. N 049-11-2021-003 в целях финансового обеспечения подготовки дополнительных материалов для обоснования заявки Российской Федерации по установлению внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане 14 АО "Росгеология" предоставлены средства в размере 495,0 млн рублей по КБК 049 0404 28 1 01 63657 812. На конец отчетного года указанные средства не израсходованы.
Следует отметить, что показатели результативности, предусмотренные пунктом 4.1.5.1 вышеуказанного Соглашения, Роснедрами не были установлены.
6. Анализ выполнения в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограммы)
В 2021 году Роснедра являлись участником:
- Подпрограммы 1 ГП ВИПР;
- подпрограммы 9 "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды";
- государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - ГП "Обеспечение жильем").
Сведения об исполнении бюджетных назначений по основным мероприятиям по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородного сырья, твердых полезных ископаемых и подземных вод Подпрограммы 1 ГП ВИПР представлены в таблице 9.
Таблица 9
(млн руб.)
Наименование основных мероприятий Подпрограммы 1 ГП ВИПР |
СБР на 01.01.2022 |
Кассовое исполнение на 01.01.2022 |
Исполнение, % |
"Воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья" (КБК 049 0404 28 1 05 90019 200) |
3 098,6 |
2 930,7 |
94,6 |
"Воспроизводство минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых" (КБК 049 0404 28 1 06 90019 200) |
4 471,2 |
3 974,2 |
88,9 |
"Воспроизводство минерально-сырьевой базы подземных и минеральных вод" (049 0404 28 1 07 90019 200) |
228,1 |
211,8 |
92,9 |
Причины неисполнения бюджетных назначений в полном объеме рассмотрены в пункте 2.2 настоящего заключения Счетной палаты.
В 2021 году Роснедрами не обеспечено достижение 3 из 23 установленных показателей (индикаторов), информация о которых представлена в таблице 10.
Таблица 10
Наименование показателей |
Единица измерения |
2021 год |
% |
|
план |
факт |
|||
Нефть и конденсат AB1C1 + B2C2 по результатам ГРР в Арктической зоне Российской Федерации нарастающим итогом |
млн тонн |
300 |
145 |
48,3 |
Количество видов полезных ископаемых второй группы (нефть, свинец, сурьма, золото, серебро, алмазы, цинк, особо чистое кварцевое сырье), обеспеченных уровнем воспроизводства запасов |
- |
8 |
4 |
50 |
Железомарганцевые конкреции, ресурсы и запасы категории Р1 + С1 + С2 нарастающим итогом |
млн тонн |
231 |
222,5 |
96,3 |
Как показала проверка, недостижение значений указанных показателей связано с неисполнением бюджетных назначений по основным мероприятиям.
Следует отметить, что в течение трех последних лет прослеживается тенденция повышения уровня достижения Роснедрами плановых значений основных показателей.
Так, в 2019 году из 60 установленных показателей (индикаторов) не были достигнуты плановые значения по 23 (или 36,7%), в 2020 году - по 20 из 58 (34,5%), в 2021 году - по 3 из 23 (13%).
Согласно статье 36 1 Закона о недрах за счет средств федерального бюджета осуществляется государственное геологическое изучение недр, в результате чего выполняется подготовка фонда перспективных участков недр с локализованными прогнозными ресурсами твердых полезных ископаемых категорий P1 и P2, в единичных случаях - с запасами низшей категории C2.
Следовательно, достижение значений показателей Подпрограммы 1 ГП ВИПР по запасам полезных ископаемых: количество видов твердых полезных ископаемых "первой группы" (никель, медь, молибден, ниобий, вольфрам, кобальт, германий, платиноиды, апатитовые руды, железные руды, калийные соли, уголь, цементное сырье) 15, "второй группы" (свинец, сурьма, золото, серебро, алмазы, цинк, особо чистое кварцевое сырье) 16 и "третьей группы" (уран, марганец, хром, титан, бокситы, цирконий, бериллий, литий, рений, редкие земли иттриевой группы, плавиковый шпат) 17 может обеспечиваться преимущественно по результатам геологоразведочной деятельности недропользователей за счет собственных или привлеченных инвестиций, что не учтено в Подпрограмме 1 ГП ВИПР.
Также следует отметить, что факторы, влияющие на реализацию Подпрограммы 1 ГП ВИПР, обусловлены проблемами системного характера, вызванными длительностью организационных процедур при формировании проектов технических (геологических) заданий, получением разрешений на лесопользование, землепользование и водопользование в пределах предоставленных участков недр, ненадлежащим качеством в ряде случаев выполняемых геологоразведочных работ и другими.
На момент завершения контрольного мероприятия по всем 23 показателям Подпрограммы 1 ГП ВИПР окончательные фактические значения отсутствуют, поскольку в соответствии с требованиями Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации 18 они должны представляться в Минприроды России как ответственному исполнителю программы до 1 апреля года, следующего за отчетным.
В 2021 году состав и значения показателей Подпрограммы 1 ГП ВИПР претерпели изменения в связи с необходимостью реализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р.
Так, в части воспроизводства твердых полезных ископаемых установлены следующие значения новых показателей:
- количество видов твердых полезных ископаемых первой группы, обеспеченных минимально необходимым уровнем воспроизводства. Целевое значение показателя воспроизводства устанавливается на уровне не ниже 50%;
- количество видов твердых полезных ископаемых второй группы, обеспеченных минимально необходимым уровнем воспроизводства. Целевое значение показателя воспроизводства устанавливается на уровне 100%;
- количество видов твердых полезных ископаемых третьей группы, обеспеченных минимально необходимым уровнем воспроизводства. Целевое значение показателя воспроизводства устанавливается на уровне не ниже 75%.
Также в части углеводородного сырья и подземных вод значения показателей (индикаторов) Подпрограммы 1 ГП ВИПР на 2021-2023 годы были скорректированы в связи с сокращением бюджетных ассигнований.
Нарушения и недостатки в части использования средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий ГП "Обеспечение жильем", в 2021 году не установлены.
7. Анализ хода реализации в отчетном финансовом году национальных и федеральных проектов, а именно:
Агентство в 2021 году в рамках национального проекта "Экология" являлось участником федерального проекта "Сохранение озера Байкал" посредством выполнения четырех мероприятий:
- геологическое доизучение и мониторинг опасных экзогенных геологических процессов на Байкальской природной территории;
- геологическое доизучение и мониторинг опасных эндогенных геологических процессов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории;
- геологическое доизучение и мониторинг экологического состояния подземных вод на Байкальской природной территории;
- геологическое изучение опасных процессов, связанных с миграцией углеводородов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Бюджетные назначения в объеме 67,5 млн рублей исполнены в полном объеме.
Плановые значения показателей, предусмотренные на 2021 год, Роснедрами выполнены в установленный срок.
8. Результаты проверки и анализа осуществления бюджетных полномочий в части предоставления межбюджетных трансфертов
В 2021 году Роснедрам доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на финансирование субвенции бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на осуществление части полномочий Российской Федерации в сфере недропользования в рамках Подпрограммы 1 ГП ВИПР в сумме 46,5 млн рублей, из них: 23,5 млн рублей по КБК 049 0404 28116 53950 530 и 23,0 млн рублей по КБК 049 0404 28109 53950 530.
Роснедрами с Департаментом природных ресурсов и экологии города Севастополя и Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым заключены соглашения о предоставлении в 2021 году субвенции на осуществление части переданных полномочий Российской Федерации в сфере недропользования от 29 декабря 2020 г. N 049-16-2021-005 19 и от 29 декабря 2020 г. N 049-16-2021-003 20.
Информация о расходовании субвенций представлена в таблице 11.
Таблица 11
(млн руб.)
Номер и наименование основных мероприятий Подпрограммы 1 ГП ВИПР |
КБК |
Утверждены ЛБО |
Исполнено |
% |
Остатки |
1.9 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы и геологическое изучение недр в Республике Крым и г. Севастополе" |
049 0404 28109 53950 530 |
23,0 |
23,0 |
100 |
0,0 |
1.16 "Обеспечение эффективной реализации государственных функций в сфере недропользования" |
049 0404 28116 53950 530 |
23,5 |
23,5 |
99,9 |
0,001,2 |
Итого |
46,5 |
46,5 |
100 |
0,0012 |
Отчеты о результатах осуществления в 2021 году переданных полномочий в адрес Роснедр направлены письмами Минприроды Республики Крым (от 14 января 2022 г. N 415/10.1-18) и Севприроднадзора (от 14 января 2022 г. N 125/01-22-01-22/02/22).
Анализ представленной отчетности свидетельствует о выполнении работ в установленных объемах. Реализация переданных полномочий в сфере недропользования Минприроды Крыма и Севприроднадзора способствует реализации целевых показателей, установленных Подпрограммой 1 ГП ВИПР в части основных мероприятий 1.9 и 1.16.
9. Оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
В ходе последующего контроля за исполнением федерального бюджета в соответствии с Методикой, утвержденной Коллегией Счетной палаты (протокол от 16 мая 2018 г. N 24К (1245), проведена оценки качества управления государственными финансами, осуществляемого Роснедрами.
Качество управления государственными финансами в 2021 году в Роснедрах оценено в 41,5 балла (таблица 12).
Таблица 12
Показатели (в баллах) |
2020 год |
2021 год |
Среднесрочное финансовое планирование |
5 |
5 |
Исполнение федерального бюджета по доходам |
5 |
5 |
Исполнение федерального бюджета по расходам |
10 |
12 |
Состояние дебиторской и кредиторской задолженности |
6,5 |
6 |
ФАИП, незавершенное строительство |
- |
- |
Учет и отчетность |
8 |
10 |
Внутренний финансовый аудит |
0,5 |
0,5 |
Уровень объема финансовых нарушений, выявленных по результатам внешнего государственного финансового контроля |
1 |
1 |
Выполнение государственных заданий |
3 |
2 |
Итого |
39 |
41,5 |
Оценка по группе показателей "ФАИП, незавершенное строительство" не проводилась, так как Роснедрам на 2021 год средства федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной адресной инвестиционной программы, а также на предоставление субсидий на осуществление (софинансирование) капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества) не выделялись.
Сравнительный анализ качества управления государственными финансами в Роснедрах в 2021 году по сравнению с 2020 годом показал, что общая оценка увеличилась на 2,5 балла вследствие увеличения уровня исполнения бюджетных назначений (97,65 и 91,8% в 2021 и 2020 годах соответственно).
10. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
Как показала проверка надежность внутреннего финансового аудита оценивается как недостаточная.
Приказом Роснедр от 17 января 2019 г. N 15 полномочиями по проведению внутреннего финансового аудита был наделен заместитель начальника Управления - начальник отдела обеспечения деятельности в рамках "Открытого правительства" Управления делами Агентства.
В 2021 году в связи с организационно-штатными мероприятиями, повлекшими сокращение вышеуказанной должности, сотрудник, ее занимавший, приказом Роснедр от 31 марта 2021 г. N 61-лс был назначен на должность заместителя начальника юридического отдела Управления делами Агентства. Вместе с тем приказ о назначении уполномоченного должностного лица по проведению внутреннего финансового аудита Роснедрами не издавался.
Учитывая изложенное, в Роснедрах в период с 31 марта 2021 года по состоянию на 25 марта 2022 года отсутствовало уполномоченное должностное лицо по проведению внутреннего финансового аудита, что является нарушением требований пункта 5 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита".
Также в нарушение пункта 8 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" в 2021 году субъектом внутреннего финансового аудита Роснедр не обеспечено ведение реестра бюджетных рисков. Кроме того, Роснедрами в 2021 году не проводился мониторинг реализации бюджетных мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, что является нарушением пункта 22 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита".
Следует отметить, что в нарушение пункта 9 и абзаца второго пункта 30 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" План проведения аудиторских мероприятий на 2022 год Роснедрами в 2021 году не утвержден.
11. Результаты проверки и анализа эффективности формирования федеральной собственности, управления и распоряжения ею главным администратором средств федерального бюджета
11.1. В 2021 году нарушений в сфере управления и распоряжения государственным имуществом, в том числе в части выполнения требований о государственной регистрации прав на федеральное недвижимое имущество и сделок с ним, об учете федерального имущества в реестре федерального имущества, в Роснедрах не выявлено.
Как показала проверка, в четырех территориальных органах и подведомственных бюджетных учреждениях Роснедр имеется недвижимое имущество, в отношении которого не оформлено право собственности Российской Федерации. При этом Роснедрами принимаются соответствующие меры, включая обращения в территориальные органы Росимущества и судебные инстанции.
11.2. Агентство в 2021 году не осуществляло администрирование доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации.
Также у Агентства в 2021 году отсутствовали доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, в связи с чем решения о распределении чистой прибыли акционерных обществ не принимались и задолженность акционерных обществ по уплате дивидендов в федеральный бюджет не числилась.
11.3. Проверкой обоснованности принятых решений о распределении чистой прибыли ФГУП, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, и их соответствия постановлениям Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий", от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" и иным актам Правительства Российской Федерации нарушений не установлено.
Подведомственные Роснедрам федеральные государственные унитарные предприятия признаны несостоятельными (банкротами), по решению суда руководство предприятиями перешло к конкурсному управляющему 21. С учетом изложенного в указанных ФГУП программа деятельности в 2021 году по итогам 2020 года Роснедрами не рассматривалась, часть прибыли, подлежащая перечислению в бюджет, не утверждалась. Доходы Роснедр по КБК 049 1 11 07011 01 6000 120 "Доходы от перечисления части прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий" в 2021 году отсутствовали.
12. Выводы
12.1. Бюджетная отчетность Агентства об исполнении федерального бюджета за 2021 год с учетом установленного уровня существенности является достоверной.
12.2. Поступления доходов, администрируемых Роснедрами в 2021 году, составили 69 588,0 млн рублей, или 147,9% к уточненному прогнозу доходов в сумме 47 055,3 млн рублей. По сравнению с 2020 годом объем поступивших доходов увеличился на 19 992,9 млн рублей, или на 46,1%.
12.3. Кассовое исполнение расходов составило 29 066,8 млн рублей, или 97,6% показателей сводной бюджетной росписи в размере 29 766,7 млн рублей. Остатки средств федерального бюджета по состоянию на 31 декабря 2021 года в размере 699,8 млн рублей сложились в основном в связи с несвоевременным исполнением АО "Росгеология" обязательств по государственным контрактам.
12.4. Дебиторская задолженность Агентства по состоянию на 1 января 2022 года составила 9 466,8 млн рублей, увеличившись по сравнению с периодом на начало года на 3 772,8 млн рублей, или на 66%. Рост обусловлен преимущественно наличием кредиторского остатка, образовавшегося по итогам аукционов в части задатков победителей.
Кредиторская задолженность составила 378,3 млн рублей и снизилась по сравнению с периодом на начало года на 24,1 млн рублей.
12.5. В 2021 году объем субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, представленных бюджетным учреждениям Агентства, составил 18 622,0 млн рублей, объем субсидий на иные цели - 250,6 млн рублей.
Показатели государственных заданий достигнуты в полном объеме. Кассовое исполнение по субсидиям составило 100%.
12.6. Агентство, являясь участником подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" ГП ВИПР не обеспечило достижение плановых значений по 3 из 23 показателей, или 13%.
На момент завершения контрольного мероприятия по всем 23 показателям указанной подпрограммы отсутствовали окончательные фактические значения, которые представляются в Минприроды России как ответственному исполнителю программы до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Факторы, влияющие на реализацию подпрограммы, обусловлены также проблемами системного характера, связанными с длительностью организационных процедур при формировании проектов технических (геологических) заданий, получением разрешительной документации на лесопользование, землепользование, водопользование в пределах предоставленных участков недр и другими.
12.7. В 2021 году Роснедрами доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на финансирование субвенции бюджетам
Республики Крым и г. Севастополя на осуществление части полномочий Российской Федерации в сфере недропользования в рамках подпрограммы 1 ГП ВИПР в сумме 46,5 млн рублей.
Кассовое исполнение за отчетный период составило 100%.
12.8. Надежность внутреннего финансового аудита оценивается как недостаточная.
Роснедрами в период с 31 марта 2021 года по 25 марта 2022 года 22 решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита не принималось: должностное лицо, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, отсутствовало, структурное подразделение не образовано.
12.9. В ходе проверки выявлены нарушения в части превышения лимитов бюджетных обязательств на 2021 год в связи с неосуществлением завершения расчетов по государственным контрактам, подлежавшим оплате в предшествующие периоды, несоблюдением требований нормативных актов по вопросу организации внутреннего финансового аудита и в сфере закупок.
13. Предложения
13.1. Направить представление Счетной палаты Федеральному агентству по недропользованию.
13.2. Направить Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Роснедрах в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор |
С.В. Мамедов |
------------------------------
1 При наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, и участков недр местного значения) по коду доходов по БК 049 1 12 02011 01 6000 120.
2 В сумме 2 688 100,0 тыс. рублей.
3 Методика прогнозирования согласована Минфином России 27 марта 2020 г. N 23-02-06/24132.
4 Предусмотрено применение следующих методов расчета: 8 видов по методу прямого счета, 11 видов - по методу усреднения, 2 вида - по иному методу.
5 Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
6 Государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (далее - ГП ВИПР).
7 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации в рамках подпрограммы 1 ГП ВИПР.
8 Социальная политика. Охрана семьи и детства в рамках подпрограммы 1 ГП ВИПР.
9 Утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета".
10 Подпрограмма 1 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" ГП ВИПР. (далее - Подпрограмма 1 ГП ВИПР).
11 По государственному контракту от 15 июня 2021 г. N 12/2021 "Выполнение работ по сопровождению портала "Официальный сайт Федерального агентства по недропользованию" с нарушением установленного срока от 6 до 123 рабочих дней; по государственному контракту от 9 ноября 2020 г. N 1.1-106756/2021 на оказание услуг телеграфной связи - с нарушением установленного срока от 15 до 23 рабочих дней.
12 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (ред. от 28 декабря 2020 г.) "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания") (далее - Положение N 640).
13 С учетом данных формы по ОКУД 0503779 на 1 января 2022 года.
14 Правила предоставления в 2021 году субсидии из федерального бюджета акционерному обществу "Росгеология" на финансовое обеспечение подготовки дополнительных материалов для обоснования заявки Российской Федерации по установлению внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2482.
15 Далее - первой группы.
16 Далее - второй группы.
17 Далее - третьей группы.
18 Утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588.
19 Заключено дополнительное соглашение к указанному Соглашению от 17 декабря 2021 г. N 049 16 2021- 005/1.
20 Заключены дополнительные соглашения к указанному Соглашению от 1 июля 2021 г. N 049-16-2021-003/1 и от 17 декабря 2021 г. N 049-16-2021-003/2.
21 По состоянию на 1 января 2021 года в ведении Роснедр находились три ФГУП, а именно:
ФГУГП "Гидрогеологическая экспедиция 16 района" - определением Арбитражного суда Московской области 27 ноября 2017 года было принято к производству заявление ИФНС России по г. Домодедово Московской области о признании ФГУГП "Гидрогеологическая экспедиция 16 района" несостоятельным (банкротом) и возбуждено производство по делу о банкротстве должника N А41-94724/17.
На судебном заседании 7 мая 2019 года было вынесено решение о введении процедуры конкурсного производства сроком на 6 месяцев. Конкурсным управляющим является Бондарев Александр Анатольевич. Арбитражный суд Московской области принял решение о продлении срока конкурсного производства до 15 марта 2022 года;
ФГУНПП "Аэрогеология" - решением Арбитражного суда Калужской области от 14 мая 2020 года по делу N А23-5518/2018 признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство на шесть месяцев (до 14 ноября 2020 года).
Конкурсным управляющим утвержден Асташкин Алексей Федорович, по ходатайству которого Арбитражный суд Калужской области принял решение о продлении конкурсного производства до 11 мая 2022 года;
ФГУП "Геолэкспертиза" - определением Арбитражного суда Москвы от 7 августа 2018 г. N А40 236205/15 174-354 о признании предприятия несостоятельным (банкротом) было вынесено решение о прекращении внешнего управления, признании должника банкротом и об открытии в его отношении процедуры конкурсного производства.
Конкурсным управляющим является Астапов А.А. Арбитражный суд города Москвы принял решение о продлении срока конкурсного производства до 7 августа 2022 года (определение Арбитражного суда г. Москвы от 8 февраля 2022 года по делу N А40-236205/15-174-35).
22 Дата подписания объектом аудита акта по результатам контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год" в отношении Федерального агентства по недропользованию от 30 марта 2022 N 112/10-05.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год" в Федеральном агентстве по недропользованию (049) (руководитель Федерального агентства по недропользованию Е.И. Петров) (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 15 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-