1. Общие положения 1
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) о результатах внешней проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете за 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов и бюджетной отчетности за 2021 год в Совете Федерации (далее - заключение Счетной палаты по Совету Федерации) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по Совету Федерации подготовлено на основании одного контрольного мероприятия, по результатам которого составлен один акт, подписанный без замечаний.
1.2. Бюджетная отчетность Совета Федерации, как главного администратора средств федерального бюджета (далее - бюджетная отчетность), за 2021 год представлена 10 февраля 2022 года в Счетную палату, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ). Организация бюджетного учета осуществлялась в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Совета Федерации по состоянию на 1 января 2022 года в соответствии с Инструкцией N 191н и Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 1 марта 2016 г. N 15н.
1.3. Деятельность Совета Федерации регулируется Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ).
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность Совета Федерации как главного администратора средств федерального бюджета, в отчетном периоде не принимались.
Бюджетные полномочия Совета Федерации как главного администратора средств федерального бюджета в отчетном периоде выполнял Аппарат Совета Федерации, который одновременно осуществлял полномочия и получателя бюджетных средств.
В 2021 году в ведении Совета Федерации территориальных органов, учреждений и предприятий не имелось.
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Результаты проверки и анализа исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Совете Федерации
3.1. В части доходов федерального бюджета
Согласно Федеральному закону N 385-ФЗ Совет Федерации включен в перечень главных администраторов доходов федерального бюджета без определения видов поступлений (кодов доходов). В отчетном периоде полномочия главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета выполнял Аппарат Совета Федерации на основании распоряжения Председателя Совета Федерации от 29 ноября 2017 г. N 224рп-СФ (с изменениями). В приложении к данному распоряжению приведен перечень администрируемых Аппаратом Совета Федерации источников доходов федерального бюджета.
При исполнении бюджетных полномочий, установленных статьей 160 1 Бюджетного кодекса, недостатки и нарушения не выявлены.
Аппаратом Совета Федерации разработана и утверждена распоряжением Председателя Совета Федерации от 11 января 2022 г. N 2рп-СФ методика прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Данная методика согласована с Минфином России 28 декабря 2021 года (письмо Минфина России от 28 декабря 2021 г. N 01-02-04/23-107168).
При этом исполнение положений постановления Правительства Российской Федерации N 574 2, устанавливающих разработку методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, носит для Совета Федерации рекомендательный характер.
Ввиду отсутствия утвержденной методики прогнозирования поступлений доходов, а также в связи с тем, что доходы, администрируемые Аппаратом Совета Федерации, носят несистемный и непланомерный характер, прогнозирование доходов федерального бюджета на 2021 год не осуществлялось.
Сведения об исполнении в 2021 году доходов федерального бюджета, закрепленных за Советом Федерации, представлены в таблице N 1.
Таблица N 1
(тыс. руб.)
Коды администрируемых источников и их наименования |
Поступления в доход федерального бюджета |
В % к итогу гр. 2 |
1 |
2 |
3 |
Доходы бюджета, всего |
2 380,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
11102012016000120 "Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Фонда национального благосостояния" |
0,8 |
менее 0,1% |
11302991016000130 "Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета" |
1 258,0 |
52,9 |
11607010019000140 "Штрафы, неустойки, пени, уплаченные в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, заключенным федеральным государственным органом, федеральным казенным учреждением, государственной корпорацией (иные штрафы)" |
334,8 |
14,1 |
11610051019000140 Платежи в целях возмещения убытков, причиненных уклонением от заключения с федеральным государственным органом (федеральным казенным учреждением, государственной корпорацией) государственного контракта, а также иные денежные средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (за исключением государственного контракта, финансируемого за счет средств Федерального дорожного фонда) (иные штрафы) |
29,9 |
1,3 |
21801030010000150 "Доходы федерального бюджета от возврата иными организациями остатков субсидий прошлых лет" |
685,1 |
28,8 |
21845142011001150 "Доходы федерального бюджета от возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на обеспечение сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации (в части возврата остатков, образовавшихся на счетах бюджетов по состоянию на 1 января текущего финансового года)" |
71,4 |
3,0 |
Наибольшее отклонение приходится на поступления, администрируемые по коду 11302991016000130 "Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета", и составляют 1 258,0 тыс. рублей, или 52,9% от общей суммы отклонений.
Бюджетная отчетность Совета Федерации как главного администратора доходов федерального бюджета является достоверной.
Нарушения и недостатки при исполнении федерального бюджета в части администрирования доходов в учете и отчетности Совета Федерации не выявлены.
3.2. В части расходов федерального бюджета
Основной объем в структуре расходов Совета Федерации приходится на средства федерального бюджета, предназначенные на следующие цели:
- на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда сенаторов Российской Федерации, помощников сенаторов Российской Федерации по работе в Совете Федерации и работников Аппарата Совета Федерации (4 440 231,6 тыс. рублей, или 69,9% от доведенных Совету Федерации лимитов бюджетных обязательств на 2021 год);
- на закупку товаров, работ, услуг (1 047 160,3 тыс. рублей, или 16,5%);
- на предоставление иных межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации (448 753,0 тыс. рублей, или 7,1%).
При исполнении Советом Федерации бюджетных полномочий, установленных частью 1 статьи 158 и статьей 162 Бюджетного кодекса, недостатков и нарушений не выявлено.
Информация о фактических показателях исполнения Советом Федерации федерального бюджета на 2021 год по расходам приведена в таблице N 2.
Таблица N 2
(тыс. руб.)
Наименование показателя |
Федеральный закон N 385-ФЗ (с изменениями) |
Бюджетная роспись |
Кассовое исполнение |
Неиспользованные бюджетные ассигнования |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 = гр. 7 - гр. 8 |
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами |
01 |
03 |
95 2 00 90000 |
100 |
1 914 727,3 |
1 678 727,3 |
1 673 513,8 |
5 213,5 |
Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов |
01 |
03 |
95 2 00 90011 |
121 |
- |
1 370 955,2 |
1 367 790,3 |
3 164,9 |
Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов |
01 |
03 |
95 2 00 90011 |
129 |
- |
297 661,0 |
295 612,5 |
2 048,5 |
Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда |
01 |
03 |
95 2 00 90019 |
122 |
- |
10 111,1 |
10 111,0 |
0,1 |
Социальное обеспечение и иные выплаты населению |
01 |
03 |
95 9 00 90000 |
300 |
0,0 |
300,0 |
300,0 |
0,0 |
Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств |
01 |
03 |
95 9 00 90019 |
321 |
- |
300,0 |
300,0 |
0,0 |
Межбюджетные трансферты |
01 |
03 |
95 2 00 51420 |
500 |
568 015,3 |
448 753,0 |
447 364,7 |
1 388,3 |
Иные межбюджетные трансферты |
01 |
03 |
95 2 00 51420 |
540 |
- |
448 753,0 |
447 364,7 |
1 388,3 |
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами |
01 |
03 |
95 9 00 90000 |
100 |
2 824 196,2 |
2 761 496,2 |
2 758 556,2 |
2 940,0 |
Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов |
01 |
03 |
95 9 00 90011 |
121 |
- |
2 203 357,9 |
2 203 357,9 |
0,0 |
Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов |
01 |
03 |
95 9 00 90011 |
129 |
- |
511 130,9 |
509 485,2 |
1 645,7 |
Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда |
01 |
03 |
95 9 00 90019 |
122 |
- |
47 007,4 |
45 713,1 |
1 294,3 |
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд |
01 |
03 |
95 9 00 90000 |
200 |
936 479,0 |
1 046 640,3 |
1 044 654,4 |
1 985,9 |
Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий |
01 |
03 |
95 9 00 90019 |
242 |
- |
366 413,0 |
364 747,8 |
1 665,2 |
Прочая закупка товаров, работ и услуг |
01 |
03 |
95 9 00 90019 |
244 |
- |
680 227,3 |
679 906,6 |
320,7 |
Иные бюджетные ассигнования |
01 |
08 |
95 9 00 90000 |
800 |
15 582,0 |
15 582,0 |
15 582,0 |
0,0 |
Безвозмездные перечисления субъектам международного права |
01 |
08 |
95 9 00 92053 |
861 |
- |
15 582,0 |
15 582,0 |
0,0 |
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд |
07 |
05 |
95 9 00 90000 |
200 |
0,0 |
520,0 |
520,0 |
0,0 |
Прочая закупка товаров, работ и услуг |
07 |
05 |
95 9 00 92040 |
244 |
- |
520,0 |
520,0 |
0,0 |
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами |
10 |
04 |
95 2 00 90000 |
100 |
3,6 |
0,8 |
0,8 |
0,0 |
Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда |
10 |
04 |
95 2 00 93969 |
122 |
- |
0,8 |
0,8 |
0,0 |
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами |
10 |
04 |
95 9 00 90000 |
100 |
15,6 |
7,3 |
7,2 |
0,1 |
Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда |
10 |
04 |
95 9 00 93969 |
122 |
- |
7,3 |
7,2 |
0,1 |
Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям |
12 |
01 |
95 9 00 60820 |
600 |
300 209,9 |
300 209,9 |
300 209,9 |
0,0 |
Субсидии (гранты в форме субсидий), не подлежащие казначейскому сопровождению |
12 |
01 |
9590060820 |
633 |
- |
300 209,9 |
300 209,9 |
0,0 |
Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям |
12 |
02 |
95 9 00 62440 |
600 |
102 964,0 |
102 964,0 |
102 964,0 |
0,0 |
Субсидии (гранты в форме субсидий), не подлежащие казначейскому сопровождению |
12 |
02 |
95 9 00 62440 |
633 |
- |
102 964,0 |
102 964,0 |
0,0 |
Итого |
6 662 192,6 |
6 355 200,8 |
6 343 672,9 |
11527,8 |
Из неиспользованных в 2021 году лимитов бюджетных обязательств в размере 11 527,8 тыс. рублей основной объем, или свыше 94% неиспользованных бюджетных ассигнований, связан с экономией бюджетных средств, из них:
- по межбюджетным трансфертам образовалась в связи с перечислением межбюджетных трансфертов в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам, получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации - 1 388,3 тыс. рублей (12% от суммы неиспользованных бюджетных ассигнований);
- по расходам на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда сенаторов Российской Федерации и их помощников по работе в Совете Федерации в связи с ротацией сенаторов Российской Федерации - 5 213,4 тыс. рублей (45,2%);
- по расходам на начисления на выплаты по оплате труда в связи с применением регрессивной шкалы налогообложения - 1 645,7 тыс. рублей (14,3%);
- по командировочным расходам в связи с уточнением количества мероприятий по плану межпарламентского сотрудничества - 1 000,0 тыс. рублей (8,6%);
- в связи с заключением государственных контрактов без определенного объема работ (услуг) и оплачиваемых за фактическое их исполнение - 1 665,2 тыс. рублей (14,4%).
Бюджетная отчетность Совета Федерации как главного распорядителя бюджетных средств сформирована и представлена в установленном порядке и является достоверной.
Бюджетные средства в целях осуществления расходов по государственному оборонному заказу Совету Федерации в 2021 году не предусматривались.
Совету Федерации в 2021 году не выделялись бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ.
Совету Федерации в 2021 году не выделялись средства из резервного фонда Президента Российской Федерации и резервного фонда Правительства Российской Федерации.
В ходе выборочной проверки установлено, что Совет Федерации в 2021 году при осуществлении своих полномочий руководствовался действующими нормами Федерального закона N 44-ФЗ 3.
Выборочный анализ не выявил нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок.
В 2021 году в целях реализации рекомендаций Счетной палаты Российской Федерации Советом Федерации в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации в сфере закупок актуализировано:
- Положение (регламент) о контрактной службе Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (приказ Руководителя Аппарата Совета Федерации от 30 марта 2021 г. N 27-од);
- распоряжение Руководителя Аппарата Совета Федерации от 8 ноября 2021 г. N 5 путем изменения распределения обязанностей между работниками контрактной службы Аппарата Совета Федерации.
Нарушения и недостатки при исполнении федерального бюджета по расходам в учете и отчетности Совета Федерации не выявлены.
В 2021 году Советом Федерации на основании соглашений о предоставлении субсидий предоставлены субсидии автономной некоммерческой организации "Парламентская газета" (далее АНО "Парламентская газета") в сумме 102 964,0 тыс. рублей и автономной некоммерческой организации "Редакция Телеканала Совета Федерации" (далее - АНО "Редакция Телеканала Совета Федерации") - 300 209,9 тыс. рублей.
Информация об использовании указанных субсидий и о достижении показателей результативности по состоянию на 1 января 2022 года представлена в таблице N 3.
Таблица N 3
Наименование показателя |
Плановое значение показателя |
Фактическое значение показателя |
Процент выполнения плана |
Объем субсидии, тыс. руб. |
Израсходовано, тыс. руб. |
Неиспользованный остаток субсидии, тыс. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 = гр. 5 - гр. 6 |
|
АНО "Парламентская газета"
| |||||||
Производство, выпуск и распространение "Парламентская газета", тыс. экз. |
1428 |
1435,36 |
100,52 |
102 964,0 |
102 964,0 |
0,0 |
|
Производство, выпуск и распространение журнала "Российская Федерация сегодня", тыс. экз. |
60 |
68,75 |
114,58 |
||||
АНО "Редакция Телеканала Совета Федерации"
| |||||||
Производство, выпуск и распространение продукции средства массовой информации, час. |
8760 |
8760 |
100 |
300 209,9 |
300 209,9 |
0,0 |
|
Трансляции заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, единиц |
20 |
20 |
100 |
||||
Трансляции заседаний комитетов, парламентских слушаний, единиц |
70 |
77 |
110 |
||||
Размещение в сетевом издании "SENATINFORM" материалов о деятельности Совета Федерации |
1000 |
2650 |
265 |
||||
Производство и выпуск программы "Знакомьтесь - сенатор", единиц |
15 |
18 |
120 |
Нарушений порядка предоставления и использования субсидии в 2021 году не установлено.
3.3. В части источников финансирования дефицита федерального бюджета
В проверенном периоде показатели источников финансирования дефицита федерального бюджета Совета Федерации формировались за счет курсовой разницы, обусловленной изменением валютных курсов в отчетном году, и изменений остатков по расчетам с органами, организующими исполнение бюджета. Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета отсутствовали.
При исполнении Советом Федерации бюджетных полномочий, установленных частью 1 статьи 160 2 Бюджетного кодекса, недостатки и нарушения не выявлены.
Методика прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации N 469 4, Советом Федерации не формировалась ввиду того, что положения данного постановления по утверждению методики носят для Совета Федерации рекомендательный характер.
В 2021 году планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета Советом Федерации не осуществлялось.
Данные по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на 2021 год Совету Федерации не доводились.
Счета главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита федерального бюджета в Федеральном казначействе и кредитных организациях, уполномоченных осуществлять операции со средствами федерального бюджета, Совету Федерации в 2021 году не открывались.
Согласно бюджетной отчетности Совета Федерации фактический объем источников финансирования дефицита бюджета по состоянию на 1 января 2022 года составил 6 341 292,9 тыс. рублей, в том числе:
- источники внутреннего финансирования бюджета (курсовая разница по прочим средствам) - (-)300,2 тыс. рублей (обусловлена изменением в течение 2021 года валютных курсов);
- изменение остатков по расчетам - 6 341 593,1 тыс. рублей.
Бюджетная отчетность Совета Федерации по источникам финансирования дефицита федерального бюджета является достоверной.
Нарушения и недостатки при исполнении федерального бюджета в части источников финансирования дефицита федерального бюджета в учете и отчетности Совета Федерации не выявлены.
3.4. В части дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность Совета Федерации на 1 января 2021 года составляла 89 256,1 тыс. рублей, в том числе: по доходам - 117,3 тыс. рублей, по расходам - 89 138,8 тыс. рублей.
На 1 января 2022 года дебиторская задолженность Совета Федерации увеличилась на 18 007,8 тыс. рублей, или на 20,2%, и составила 107 263,9 тыс. рублей, в том числе: по доходам на 59,9 тыс. рублей (51,1%) - 177,2 тыс. рублей; по расходам на 17 947,9 тыс. рублей (20,1%) - 107 086,7 тыс. рублей.
Основные причины образования дебиторской задолженности Совета Федерации следующие.
По доходам:
- 139,1 тыс. рублей - неполное использование уполномоченными органами субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов. В соответствии с пунктом Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов возврат данных средств осуществлялся уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в первые 15 рабочих дней 2021 года;
- 2,6 тыс. рублей - пени и штрафы, начисленные Советом Федерации в 2021 году за нарушения законодательства о закупках.
По расходам:
- 2 890,1 тыс. рублей - аванс на услуги связи;
- 68 675,9 тыс. рублей - аванс на транспортные услуги;
- 35 260,5 тыс. рублей - аванс на прочие работы (услуги);
- 260,0 тыс. рублей - аванс по работам (услугам) по содержанию имущества.
Дебиторская задолженность Совета Федерации носит текущий характер.
Просроченная и нереальная к взысканию дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2022 года отсутствовала.
В 2021 году решения о признании безнадежной к взысканию задолженности Советом Федерации не принимались.
Меры, принимаемые Советом Федерации по сокращению дебиторской задолженности, являлись достаточными.
3.5. В части кредиторской задолженности
По состоянию на 1 января 2022 года кредиторская задолженность у Совета Федерации отсутствует.
4. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества) Совету Федерации в 2021 году не выделялись.
5. Средства федерального бюджета в виде субсидий на финансовое обеспечение государственных заданий и субсидий на иные цели Совету Федерации в 2021 году не выделялись.
6. Средства федерального бюджета на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий автономным учреждениям), государственным корпорациям (компаниям) и публично-правовым компаниям Совету Федерации в 2021 году не выделялись.
7. Совет Федерации в 2021 году не являлся ответственным исполнителем, соисполнителем и участником государственных программ Российской Федерации.
8. Совет Федерации в 2021 году не принимал участие в реализации национальных и федеральных проектов.
9. Результаты проверки и анализа осуществления бюджетных полномочий в части предоставления межбюджетных трансфертов
9.1. Неисполнение бюджетных полномочий Минфином России в части предоставления межбюджетных трансфертов в отношении Совета Федерации в ходе контрольного мероприятия не выявлено.
Перечисление Советом Федерации указанных средств осуществляется в виде иных межбюджетных трансфертов в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации, утвержденными распоряжением Председателя Совета Федерации от 1 февраля 2011 г. N 18рп-СФ (далее - Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов).
Советом Федерации в 2021 году соблюдены порядок и условия предоставления субъектам Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов.
При этом необходимо отметить следующее.
Четвертым абзацем пункта 6 статьи 130 Бюджетного кодекса предусмотрено, что перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в целях возмещения произведенных расходов бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Положение приведенного абзаца, касающееся необходимости наличия порядка, определенного Правительством Российской Федерации, включено в Бюджетный кодекс Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Однако порядок, регулирующий предоставление субъектам Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов, распространяющий свое действие на Совет Федерации, Правительством Российской Федерации не принят.
После 31 июля 2020 года (дата начала действия вышеуказанных изменений в Бюджетный кодекс) Совет Федерации продолжил предоставлять субъектам Российской Федерации иные межбюджетные трансферты в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, утвержденных Председателем Совета Федерации.
Федеральным законом от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" внесены изменения в Бюджетный кодекс, согласно которым предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемых на материальное обеспечение деятельности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы и их помощников, правила предоставления и распределения устанавливаются соответственно актами Совета Федерации и Государственной Думы. Данное положение вступило в силу 1 января 2022 года.
Федеральным законом N 385-ФЗ Совету Федерации предусмотрены бюджетные ассигнования на 2021 год в целях предоставления субъектам Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов в объеме 568 015,3 тыс. рублей. В течение 2021 года изменения в Федеральный закон N 385-ФЗ в части данного показателя не вносились.
Бюджетной росписью на 2021 год Совету Федерации на данные цели предусмотрено 448 753,0 тыс. рублей.
Отклонения показателей Федерального закона N 385-ФЗ и показателей бюджетной росписи связано с внесением в 2021 году изменений в сводную бюджетную роспись без внесения соответствующих изменений в Федеральный закон N 385-ФЗ.
Сведения о расходах Совета Федерации в 2021 году в части межбюджетных трансфертов приведены в таблице N 4.
Таблица N 4
(тыс. руб.)
ЛБО, предусмотренные на предоставление иных межбюджетных трансфертов на 2021 год |
Объем иных межбюджетных трансфертов, перечисленных в 2021 году субъектам Российской Федерации |
Остаток иных межбюджетных трансфертов, не перечисленных субъектам Российской Федерации, гр. 2 / гр. 1 |
1 |
2 |
3 |
448 753,0 |
447 364,7 |
99,7 |
Субъекты Российской Федерации из доведенных до них межбюджетных трансфертов в объеме 447 364,7 тыс. рублей не использовали 99,7%, или 1 388,3 тыс. рублей.
Данные средства в полном объеме перечислены в доход федерального бюджета.
Из общего объема бюджетных средств, перечисленных в 2021 году Советом Федерации субъектам Российской Федерации в виде иных межбюджетных трансфертов (447 364,7 тыс. рублей), по состоянию на 1 января 2022 года на счетах субъектов Российской Федерации образовался неиспользованный остаток иных межбюджетных трансфертов в объеме 139,2 тыс. рублей.
Основные причины образования связаны с оплатой больничных листов помощников сенаторов Российской Федерации в декабре 2021 года и оплаты их отпускных, а также применением регрессивной шкалы страховых взносов на оплату труда и увольнением помощников сенаторов Российской Федерации.
Советом Федерации в 2021 году осуществлялся достаточный контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий и целей предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
12. Оценка качества управления Советом Федерации государственными финансами составила 47 баллов, в том числе: среднесрочное финансовое планирование - 6 баллов; исполнение федерального бюджета по доходам - 5 баллов; исполнение федерального бюджета по расходам - 13 баллов; состояние дебиторской и кредиторской задолженности - 9 баллов; учет и отчетность - 11 баллов; внутренний финансовый аудит - 1 балл; уровень объема финансовых нарушений, выявленных по результатам внешнего государственного финансового контроля, - 2 балла.
Оценка показателей "ФАИП, незавершенное строительство" и "Выполнение государственных заданий" не осуществлялась в связи с тем, что Совету Федерации не выделялись соответствующие бюджетные ассигнования.
13. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
В целях реализации рекомендаций Счетной палаты Советом Федерации внутренние нормативные акты в сфере внутреннего финансового аудита приведены в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации (издано распоряжение Председателя Совета Федерации от 12 апреля 2021 г. N 37рп-СФ, которым утверждено новое Положение о внутреннем финансовом аудите в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, соответствующее требованиям федеральных стандартов внутреннего финансового аудита).
В рамках Плана проведения аудиторских мероприятий на 2021 год проведено одно аудиторское мероприятие в соответствии с требованиями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
Нарушения и недостатки в рамках данного аудиторского мероприятия не выявлены. При этом сформированы предложения по повышению экономии бюджетных средств за счет уточнения требований к закупаемым товарам.
На момент завершения контрольного мероприятия годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита находилась в стадии формирования.
14. Результаты проверки и анализа эффективности формирования, управления и распоряжения федеральной собственностью Советом Федерации
14.1. Нарушения в сфере управления и распоряжения Советом Федерации государственным имуществом, в том числе в части выполнения требований об учете федерального имущества в реестре федерального имущества, не выявлены.
Федеральное недвижимое имущество на праве оперативного управления за Советом Федерации не закреплялось и на балансе в отчетном периоде в составе основных средств не числилось.
15. Выводы
15.1. Исполнение Советом Федерации Федерального закона N 385-ФЗ соответствует положениям Бюджетного кодекса.
15.2. Бюджетная отчетность Совета Федерации об исполнении федерального бюджета за 2021 год является достоверной. Показатели бюджетной отчетности по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета соответствуют результатам проверки Счетной палаты.
15.3. Доходы администрируемые Советом Федерации не прогнозировались. Поступление по доходам за 2021 год составило 2 380,0 тыс. рублей.
15.4. Федеральным законом N 385-ФЗ Совету Федерации утверждены бюджетные ассигнования на 2021 год в объеме 6 662 192,6 тыс. рублей. Общая сумма лимитов бюджетных обязательств, доведенных Совету Федерации на 2021 год, составила 6 355 200,8 тыс. рублей.
15.5. Кассовый расход Совета Федерации в 2021 году составил 6 343 672,9 тыс. рублей, или 95,2% от бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом N 385-ФЗ, и 99,8% от лимитов бюджетных обязательств, доведенных на 2021 год.
15.6. Объем неиспользованных лимитов бюджетных обязательств составил 11 527,8 тыс. рублей, или 0,2% от доведенных на 2021 год лимитов бюджетных обязательств, что связано с объективными причинами.
15.7. Управление дебиторской и кредиторской задолженностями осуществлялось Советом Федерации на достаточном уровне. На 1 января 2022 года дебиторская и кредиторская задолженности носили текущий характер.
15.8. Внутренний финансовый аудит в Совете Федерации осуществлялся в соответствии с требованиями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, установленных Минфином России.
16. Предложения
16.1. Направить Заключение Счетной палаты по Совету Федерации в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
16.2. Учесть результаты проверки в Заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2021 год.
Аудитор |
С.Ю. Орлова |
Председатель |
В.И. Матвиенко |
------------------------------
1 Нумерация пунктов настоящего заключения соответствует Примерному заключению, утвержденному Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 апреля 2017 г. N 3ПК (с учетом изменений).
2Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 574).
3Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
4Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 469 4 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 469).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 15 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-