Заключение Счетной палаты РФ
"О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Центральном банке Российской Федерации, главном администраторе доходов федерального бюджета (код 999) (Председатель Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллина)"
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ 22 апреля 2022 г.)
1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации по Центральному банку Российской Федерации - главному администратору доходов федерального бюджета (далее - Банк России) о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (далее - Счетная палата, Федеральный закон N 385-ФЗ, заключение Счетной палаты по Банку России, главному администратору доходов федерального бюджета) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по Банку России, главному администратору доходов федерального бюджета, подготовлено на основании результатов контрольного мероприятия, проведенного в Банке России и в подведомственных ему администраторах доходов бюджета - структурных подразделениях центрального аппарата Банка России, г. Москва (выборочно). По результатам контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой, составлен один акт (от 06.04.2022 N КМ-134/05-03ДСП), который подписан без замечаний проверяемой стороны. Письмом главного аудитора Банка России В.П. Горегляда от 08.04.2022 N 07-32/2815 (вх. от 08.04.2022 N А-2675) в Счетную палату направлены комментарии, подготовленные Юридическим департаментом Банка России по результатам рассмотрения акта Счетной палаты, на указанные комментарии заместителя директора Юридического департамента Банка России Медведева А.В. дано соответствующее заключение Счетной палаты.
1.2. Бюджетная отчетность Банка России, главного администратора доходов бюджета (далее - бюджетная отчетность) за 2021 год (по состоянию на 1 января 2022 года), направлена в Счетную палату через подсистему учета и отчетности ГИИС "Электронный бюджет" и посредством автоматизированной информационной системы "Единая проектная среда" 5 марта 2022 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, с изменениями (далее - Инструкция N 191н), и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период. Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, на Банк России не распространяются. Организация учета администрируемых Банком России доходов бюджетов осуществлялась в соответствии с Положением Банка России от 4 декабря 2019 г. N 704-П "О порядке администрирования Центральным банком Российской Федерации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов", с изменениями (далее - Положение Банка России N 704-П). Операции по администрируемым Банком России доходам бюджетов в бухгалтерском учете Банка России и в балансе Банка России не отражаются.
Профессиональное суждение о достоверности бюджетной отчетности главного администратора доходов федерального бюджета за отчетный финансовый год
Бюджетная отчетность Центрального банка Российской Федерации главного администратора доходов федерального бюджета по состоянию на 1 января 2022 года во всех существенных отношениях является достоверной.
1.3. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) и другими федеральными законами.
В 2021 году Банк России осуществлял бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, с изменениями (далее - КоАП), Федеральным законом N 385-ФЗ; Федеральным законом N 86-ФЗ, Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", с изменениями, Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 995), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. N 393 "Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 393), постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации", с изменениями (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 574) и другими нормативными правовыми актами и нормативно-распорядительными документами Правительства Российской Федерации, Минфина России и Федерального казначейства, а также письмами Минфина России, Федерального казначейства, нормативными и распорядительными документами Банка России.
Координация и контроль деятельности подведомственных Банку России администраторов доходов бюджетов осуществлялись в соответствии с Положением Банка России N 704-П и положением о Департаменте национальной платежной системы Банка России (далее - ДНПС): координацию деятельности администраторов доходов и администраторов учета доходов осуществляет ДНПС; координацию деятельности структурных подразделений территориальных учреждений Банка России (далее - ТУ Банка России) осуществляют подразделения платежных систем и расчетов ТУ Банка России.
В отчетном периоде количество подведомственных Банку России администраторов доходов федерального бюджета не изменялось и составляло на начало и конец отчетного года - 105 (24 структурных подразделения центрального аппарата Банка России и 81 ТУ Банка России). Перечень структурных подразделений и учреждений Центрального банка Российской Федерации, осуществляющих полномочия администраторов доходов федерального бюджета, утвержден Положением Банка России N 704-П.
2. Результаты проверки и анализа исполнения Федерального закона N 385-ФЗ и бюджетной отчетности в главном администраторе доходов федерального бюджета - Центральном банке Российской Федерации
2.1. В части доходов федерального бюджета
Анализ структуры администрируемых Банком России доходов федерального бюджета показал, что по состоянию на 01.01.2022:
доля налоговых доходов от уплаты государственной пошлины составила 35,4 % (281,85 млн рублей) и увеличилась по сравнению с уровнем исполнения бюджета за 2020 год на 48,7 %, или на 92,3 млн рублей (на 01.01.2021 налоговые доходы в структуре администрируемых доходов составляли 25,76 %, или 189,545 млн рублей);
неналоговых доходов (денежные взыскания (штрафы) - 64,3 % (511,88 млн рублей) и сократилась по сравнению с уровнем исполнения бюджета за 2020 год на 6,3 %, или на 34,3 млн рублей (на 01.01.2021 неналоговые доходы - 74,24 %, или 546,2 млн рублей);
прочие неналоговые доходы - 0,3 % (2,0 млн рублей), в предыдущем отчетном периоде поступлений в бюджет не было.
Проверкой исполнения Банком России - главным администратором (администратором) доходов федерального бюджета бюджетных полномочий, установленных пунктами 1 и 2 статьи 160 1 Бюджетного кодекса, нарушений и недостатков не выявлено.
За 2021 год исполнение бюджета по доходам, администрируемым Банком России, составило 795,73 млн рублей, или 100,73 % к утвержденному прогнозу доходов федерального бюджета на 2021 год, в том числе поступления в бюджет:
по государственной пошлине - 281,85 млн рублей, что на 2,81 млн рублей, или на 1,01 %, больше утвержденных прогнозных показателей и обусловлено увеличением количества случаев уплаты госпошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, а также за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;
по денежным взысканиям (штрафам) - 511,88 млн рублей, что на 0,92 млн рублей, или на 0,18 %, больше утвержденных прогнозных показателей в связи с увеличением количества случаев начислений и уплаты денежных взысканий (штрафов);
по прочим неналоговым доходам прогноз на 2021 год Минфином России не доводился, фактическое исполнение составило 2,0 млн рублей - в связи с перечислением остатков денежных средств в доход бюджета со счетов ликвидированных организаций, открытых в учреждениях Банка России и/или кредитных организациях, которые не были ими закрыты.
Анализ полноты выполнения Банком России утвержденных прогнозных показателей по доходам бюджета на 2021 год в разрезе КБК 1 доходов показал, что по отдельным источникам доходов, администрируемых Банком России, и учтенным в прогнозе поступлений доходов в федеральный бюджет на 2021 год, имеет место как неисполнение утвержденных прогнозных показателей, так и исполнение с превышением прогнозных показателей по поступлениям в федеральный бюджет, в том числе:
------------------------------
1Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
------------------------------
не выполнены более чем на 15 % по доходам от уплаты государственной пошлины и денежных взысканий (штрафов) - по 11 КБК доходов (из них по КБК 99910807050010000110, 99911601151019000140, 99911610121010001140 - ниже уровня существенности 2), что обусловлено сокращением количества случаев уплаты госпошлины и штрафов в 2021 году в сравнении с прогнозными показателями на 2021 год и с фактическим исполнением доходов бюджета за 2020 год;
------------------------------
2Уровень существенности для контрольного мероприятия составил 23,79 млн рублей (определен в соответствии с Методическими указаниями Счетной палаты Российской Федерации по оценке существенности и рисков в ходе контрольных мероприятий, осуществляемых в виде финансового аудита).
------------------------------
перевыполнены свыше 15 % - по 3 КБК доходов (99910807081010000110 - на 132,42 %, 99911601131010025140 - на 92,70 %, 99911607090010000140) в связи с:
увеличением количества случаев уплаты госпошлины за осуществление юридически значимых действий, по которым Налоговым кодексом предусмотрен более высокий размер государственной пошлины, а также уплатой госпошлины по новым источникам, закрепленным за Банком России в отчетном году;
увеличением количества случаев начислений и уплаты штрафов за нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах, и увеличением количества случаев начислений штрафов по максимальным размерам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в связи с уплатой одной из кредитной организации штрафа в крупном размере, соответственно.
Кроме того, в отчетном году в федеральный бюджет поступили денежные средства по двум КБК доходов (99910807060010000110 и 99911705010016000180), закрепленных за Банком России Федеральным законом N 385-ФЗ и Положением Банка России N 704-П, прогнозные показатели на 2021 год по которым не устанавливались: фактическое исполнение за 2021 год составило по КБК 99910807060010000110 - 0,07 млн рублей 3, по КБК 99911705010016000180 - 2,0 млн рублей 4.
------------------------------
3В связи с уплатой государственной пошлины за выдачу разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации.
4В связи с перечислением остатков денежных средств в доход федерального бюджета со счетов ликвидированных организаций, открытых в учреждениях Банка России и/или кредитных организациях, которые не были ими закрыты.
------------------------------
Проверкой установлено, что размещенный Минфином России в ГИИС "Электронный бюджет" прогноз доходов на 2021 год по Центральному банку Российской Федерации (код 999) по трем кодам доходов бюджета не соответствует прогнозу доходов на 2021 год, учтенному в Законе о бюджете на 2021 год и доведенному Минфином России до Банка России, - с расхождением на общую сумму 40,0 млн рублей (по КБК 99911601151019000140 - загружено 120,2 млн рублей вместо 110,2 млн рублей, по КБК 99911601191010005140 - загружено 49,4 млн рублей вместо 39,4 млн рублей, по КБК 99911610121010001140 - загружено 134,495 млн рублей вместо 154,495 млн рублей). По одному коду (99910807060010000110) в показателях исполнения доходов на 01.08.2021 Минфином России не загружена в ГИИС "Электронный бюджет" сумма поступлений в бюджет (0,035 млн рублей), что не соответствует данным Федерального казначейства на 01.08.2021 (справка о перечислении поступлений в бюджеты, форма по КФД 0531468).
Проверкой соответствия применяемых Банком России методов расчета источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установленным требованиям, нарушений не установлено. При расчете прогноза поступления доходов бюджета на 2021 - 2024 годы применялась Методика прогнозирования поступлений в бюджетную систему Российской Федерации доходов, администрируемых Центральным банком Российской Федерации, утвержденная приказом Банка России от 23 марта 2020 г. N ОД-488 с изменениями, внесенными приказами Банка России от 16 июля 2020 г. N ОД-1095, от 15 октября 2020 г. N ОД-1679, от 30 марта 2021 г. N ОД-503), соответствующая общим требованиям к такой методике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 574, и согласованная Минфином России 5. В соответствии с указанной методикой по всем администрируемым Банком России источникам доходов по государственной пошлине (6 КБК доходов) и по административным штрафам, установленным главами 5, 13, 14, 15, 19 КоАП (9 КБК доходов) применялся прямой метод расчета прогнозных показателей, по иным штрафам (КБК 99911607090019000140) и по прочим неналоговым доходам федерального бюджета (КБК 99911705010016000180) - метод усреднения, по доходам федерального бюджета от уплаты денежных взысканий (штрафов), поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 г. (КБК 99911610121010001140) - иной метод.
------------------------------
5Указанная методика рассмотрена Минфином России (письмо в Банк России от 14.12.2020 N 23-02-06/109289), актуальная редакция указанной методики с учетом изменений, внесенных приказом Банка России от 30.03.2021 N ОД-503, была направлена в Минфин России письмом Банка России от 02.04.2021 N 45-60/1686.
------------------------------
Формирование бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета в проверяемый период осуществлялось Банком России в соответствии с Инструкцией N 191н с учетом особенностей, отраженных в письме Минфина России от 22 июня 2011 г. N 02-06-10/2798 и совместном письме Минфина России и Федерального казначейства от 1 декабря 2021 г. N 02-06-07/97427 и N 07-04-05/02-29373, и направлялась в электронном виде через подсистему учета и отчетности ГИИС "Электронный бюджет" в Федеральное казначейство: квартальная - в сроки, установленные приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2020 г. N 36н 6, годовая - в срок, установленный приказом Федерального казначейства от 7 сентября 2021 г. N 28н 7.
------------------------------
6Приказ Федерального казначейства от 30.11.2020 N 36н "О сроках представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета консолидированной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, консолидированной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2021 году"
7Приказ Федерального казначейства от 07.09.2021 N 28н "О сроках представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета консолидированной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, консолидированной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2022 году"
------------------------------
Годовая бюджетная отчетность Банка России направлена в Федеральное казначейство - 1 марта 2022 года. Уведомление о принятии Федеральным казначейством годовой бюджетной отчетности Банка России по состоянию на 1 января 2022 года размещено в ГИИС "Электронный бюджет" - 9 марта 2022 года.
Фактов, влияющих на искажение и достоверность бюджетной отчетности Банка России, по результатам внешней проверки не установлено, достоверность бюджетной отчетности Банка России по состоянию на 1 января 2022 года подтверждается.
Анализ информации об объеме выпадающих доходов от применения льгот, освобождений и иных преференций по налогам, сборам и иным платежам, предусмотренных законодательством Российской Федерации, показал, что выпадающие доходы федерального бюджета за 2021 год по Банку России составили в общей сумме 46,52 млн рублей, в том числе:
по денежным взысканиям (штрафам) - в размере половины суммы наложенного административного штрафа до истечения 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа 8 - в сумме 46,32 млн рублей;
------------------------------
8Указанная норма действует с 04.07.2020, статья 32.2 КоАП дополнена частью 1.3-1 Федеральным законом от 23.06.2020 N 187-ФЗ.
------------------------------
по государственным пошлинам в связи с предоставлением льгот в соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса (подпункты 6, 7 пункта 1 9 и подпункт 32 пункта 3 10) - в сумме 0,2 млн рублей.
------------------------------
9п. 1 6) организации - при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;
п. 1 7) организации - при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации.
10п. 3 32) за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких юридически значимых действий, в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
------------------------------
Нарушений и недостатков при исполнении федерального бюджета по доходам в учете и отчетности Банка России, главного администратора (администратора) доходов бюджета, по результатам внешней проверки не установлено.
Результаты проверки и анализа иных вопросов, установленных программой:
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. N 1557 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам администрирования и прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", которым внесены изменения в постановления Правительства Российской Федерации N 995 и N 574, Банком России был разработан и направлен в Минфин России на согласование (письмо от 25 октября 2021 г. N 45-60/5197) проект приказа Банка России "О Методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых Центральным банком Российской Федерации, и об отмене отдельных приказов Банка России; письмом Минфина России от 24 ноября 2021 г. N 23-06-06/95151 в Банк России сообщено о рассмотрении вышеуказанного проекта методики и согласовании ее в прилагаемой доработанной версии; письмом Банка России от 2 декабря 2021 г. N 45-60/5879 в Минфин России направлена Методика прогнозирования поступлений доходов, утвержденная приказом Банка России от 30.11.2021 N ОД-2367 11.
------------------------------
11Приказ Банка России от 30.11.2021 N ОД-2367 "Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых Центральным банком Российской Федерации, и об отмене отдельных приказов Банка России"
------------------------------
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Банк России как главный администратор доходов бюджета ведет реестр источников доходов бюджета (далее - Реестр) по закрепленным за ним источникам доходов на основании перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень источников доходов бюджетов, администрируемых Банком России, установлен Положением Банка России N 704-П, в котором закреплены бюджетные полномочия в отношении источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за определенными структурными подразделениями Банка России.
Согласно выписке из реестра источников доходов, выгруженной из ГИИС "Электронный бюджет" по состоянию на 9 августа 2021 года, перечень источников доходов составлял 355 реестровые записи (код ГАДБ 999; код ГАДБ по Сводному реестру 00100999; код ФОИВ, ответственного за группу по Сводному реестру 00100092; ФОИВ, ответственный за группу Минфин России), из них по 120 источникам - госпошлина и 234 - штрафы.
Проверка показала, что перечень источников доходов бюджета, администрируемых Банком России, отраженный в ГИИС "Электронный бюджет", соответствует Перечню источников доходов федерального бюджета, предусмотренному Положением Банка России N 704-П.
Основания для признания задолженности безнадежной к взысканию и порядок принятия таких решений установлены в статье 47.2 Бюджетного кодекса. Общие требования к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 393.
В отчетном году работа по выявлению безнадежной к взысканию задолженности проводилась структурными подразделениями Банка России на основании Указания Банка России от 30 июля 2020 г. N 5517-У 12, изданного во исполнение статей 47.2 и 160.1 Бюджетного кодекса и постановления Правительства Российской Федерации N 393, в соответствии с которым в целях принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности в ДНПС и ТУ Банка России созданы постоянно действующие комиссии (далее - комиссии Банка России).
------------------------------
12Указание Банка России от 30.07.2020 N 5517-У "О порядке принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации", зарегистрированное Минюстом России 01.09.2020 N 59605 (издано с учетом Федерального закона от 07.04.2020 N 114-ФЗ "О внесении изменений в статью 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации").
------------------------------
В проверяемом периоде комиссии Банка России составили 606 актов о признании безнадежной к взысканию задолженности на общую сумму 1 885,71 млн рублей. Кроме этого, в проверяемом периоде в трех ТУ Банка России (Отделение Томск, Отделение Самара, Отделение НБ Чувашская Республика) произведено восстановление списанной безнадежной к взысканию задолженности на общую сумму 0,019 млн рублей.
Фактов неправомерного признания комиссиями Банка России безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по доходам проверкой не установлено.
В 2021 году структурными подразделениями Банка России и судами по заявлениям плательщиков были предоставлены отсрочки/рассрочки уплаты денежных взысканий (штрафов) в федеральный бюджет по 19 постановлениям на общую сумму 2,88 млн рублей; исполнено в 2021 году плательщиками на общую сумму 1,4 млн рублей.
Бюджетные полномочия Банка России определены статьей 155 Бюджетного кодекса, которой не установлены полномочия Банка России по ведению бюджетного учета.
Порядок ведения учета операций по администрируемым Банком России доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определен в Положении Банка России N 704-П.
Регламент организации взаимодействия подразделений Банка России при исполнении Банком России бюджетных полномочий администратора доходов бюджета утвержден приказом Банка России от 31 декабря 2020 г. N ОД-2267 (далее - Регламент взаимодействия).
В 2021 году по доходам федерального бюджета, администрируемым Банком России, открыто 10 587 карточек учета, в том числе 2 542 карточки учета штрафов на общую сумму 644,76 млн рублей и 8 045 карточек учета пошлин на общую сумму 286,90 млн рублей. Выборочной проверкой карточек учета нарушений не установлено.
В проверяемом периоде функции учета администрируемых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществлялись с использованием приложения "Госказна" на платформе поддержки основной деятельности (ППОД), предусматривающего разграничение функциональных ролей пользователей в целях исключения несанкционированного доступа к учетным данным и ситуаций возникновения конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур. Объектами учета являлись:
сведения о начислении денежных взысканий (штрафов);
поступления в бюджет государственных пошлин и сумм денежных взысканий (штрафов);
кредиторская задолженность по поступлениям в бюджет денежных взысканий (штрафов) и государственных пошлин (переплата), в том числе сведения о возврате (зачете) и списании переплаты;
дебиторская задолженность по поступлениям в бюджет денежных взысканий (штрафов), в том числе сведения о мерах, принятых по взысканию задолженности, и ее списании.
Учет начислений денежных взысканий (штрафов) и поступлений платежей в бюджет обеспечивался во взаимодействии с функциональной подсистемой "Производство по делам об административных правонарушениях" (ФПС АПБР) и прикладным программным обеспечением Система удаленного финансового документооборота Федерального казначейства (ППО СУФД).
В целях уточнения (выяснения) принадлежности поступлений к виду доходов, отнесенных органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, а также поступлений по коду главного администратора доходов "999", по которым требуется уточнение, Банком России открываются и ведутся журналы учета невыясненных поступлений в бюджет.
По данным журнала учета невыясненных поступлений в 2021 году зарегистрирован 2 291 документ на общую сумму 81,68 млн рублей. По состоянию на 01.01.2022 в журнале числилось 45 документов на общую сумму 3,14 млн рублей. Выборочной проверкой установлено, что уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа направлялись в орган Федерального казначейства своевременно.
При осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей в федеральный бюджет проверяется соответствие уплаченной плательщиком суммы денежного взыскания (штрафа) сумме, указанной в документах, являющихся основанием для его уплаты, а также суммы государственной пошлины размеру, установленному Налоговым кодексом. По результатам проведенных мероприятий ДНПС (в отношении источников доходов федерального бюджета) и ТУ Банка России (в отношении источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов) составляют отчет о выполнении мероприятий по контролю за своевременной уплатой администрируемых Банком России денежных взысканий (штрафов) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по состоянию на 1 июля и на 1 января года, следующего за отчетным. Согласно отчетным данным, в 2021 году проверено 2542 постановления (предписания), определения судов, из них в 63 выявлены недостатки.
По результатам проверки установлены отдельные нарушения, требующие принятия мер по их устранению: должностными лицами Банка России не в полной мере реализовывались полномочия в сфере законодательства об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП (шестьдесят дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу) должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом), в отношении лица, не уплатившего административный штраф. При этом в соответствии с частью 1 статьи 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Выборочной проверкой дел об административных правонарушениях установлено, что в отношении 6 юридических лиц по 13 фактам неуплаты административных штрафов на общую сумму 4,25 млн рублей (постановления о назначении административных наказаний: от 4 августа 2021 г. N 21-3032/3110-1 в отношении ОАО "ИТКОР", от 24 декабря 2020 г. N 20-10080/3110-1 в отношении КПК "ЦПС", от 14 декабря 2020 г. NN 20-9694/3110-1, 20-9681/3110-1, 20-9676/3110-1, 20-9675/3110-1, 20-9672/3110-1, от 17 декабря 2020 г. NN 20-9881/3110-1, 20-9779/3110-1 в отношении КПК "Международный кредитный альянс", от 25 января 2021 г. N 20-10288/3110-1 в отношении КПК "Сберегательные финансы", от 18 декабря 2020 г. NN 20-9858/3110-1, 20-9779/3110-1 в отношении КПК "Ситисъ", от 9 июля 2021 г. N 21-2681/3110-1 в отношении АО "Бизнес центр "Очаково") должностными лицами ГУ Банка России по Центральному федеральному округу протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП, не составлялись.
Санкция части 1 статьи 20.25 КоАП предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа. При этом в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса составляет три месяца.
Таким образом, в связи с тем, что должностными лицами ГУ Банка России по Центральному федеральному округу своевременно не составлялись протоколы об административных правонарушениях в отношении 6 юридических лиц по части 1 статьи 20.25 КоАП, и срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП, истек, не были начислены и не поступили в бюджет денежные взыскания (штрафы), предусмотренные статьей 20.25 КоАП, в сумме не менее 8,5 млн рублей (расчетно - 4,25 млн рублей х2).
Статьей 26 Федерального закона N 86-ФЗ определено, что после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров, Банк России перечисляет в федеральный бюджет 75 % фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом.
Начиная с 2017 года, у Банка России сформировался отрицательный финансовый результат.
Согласно данным Годовой финансовой отчетности Банка России за 2020 год, утвержденной Советом директоров Банка России, величина убытка Банка России составила 61,5 млрд рублей. Совокупный финансовый результат Банка России (убыток) за 2017 - 2020 годы составил 1 114,6 млрд рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 49-ФЗ "О перечислении части дохода, полученного Центральным банком Российской Федерации от продажи обыкновенных акций публичного акционерного общества "Сбербанк России", распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2020 г. N 1042-р и на основании приказа Банка России от 16 марта 2021 г. N ОД-384 доход, полученный Банком России от продажи обыкновенных акций ПАО "Сбербанк", в размере 200,0 млрд рублей был перечислен в федеральный бюджет 17 марта 2021 года.
Рекомендации Счетной палаты, содержащиеся в информационном письме от 12 мая 2021 г. N 05-87/05-03, направленном в Банк России по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности Банка России за 2020 год в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты от 27 апреля 2021 г. (протокол N 32К (1475)), выполнены.
Банком России в отчетном году проведен анализ прогнозируемых показателей по администрируемым налоговым и неналоговым доходам федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и их корректировка с учетом динамики фактических поступлений доходов бюджета и действующих льгот (выпадающие доходы); пересмотрена периодичность проведения плановой инвентаризации расчетов, задолженности и переплаты по доходам, администрируемым Банком России (2 раза в год); в соответствии с утвержденным годовым планом проведения аудиторских мероприятий по внутреннему финансовому аудиту Центрального банка Российской Федерации на 2022 год Службой главного аудитора Банка России в период с 24.01.2022 по 01.03.2022 проведена аудиторская проверка достоверности бюджетной отчетности Банка России за 2021 год и составлено заключение о ее результатах.
2.2. В части дебиторской задолженности по доходам
По состоянию на 1 января 2022 года дебиторская задолженность по доходам, администрируемым Банком России, составляла 1 330,26 млн рублей и снизилась по сравнению с показателями на начало отчетного года на 1 747,74 млн рублей, или на 56,78 %, в том числе:
в федеральный бюджет - 851,10 млн рублей и снизилась за отчетный год на 610,27 млн рублей, или на 41,76 %;
в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 479,16 млн рублей и снизилась за отчетный год на 1 137,47 млн рублей или на 70,36 %.
Вся дебиторская задолженность по доходам, администрируемым Банком России, на отчетные даты 2021 года являлась просроченной.
Рисками образования просроченной дебиторской задолженности по администрируемым Банком России доходам является недополучение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в основном в связи с неуплатой плательщиками денежных взысканий (штрафов) в установленный срок, процедурами банкротства, нахождением юридического лица в стадии ликвидации, исключением из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, и оцениваются как высокие.
Текущая дебиторская задолженность по денежным взысканиям (штрафам) (со сроком образования до 12 месяцев) за 2021 год составила на 1 января 2022 года в сумме 132,54 млн рублей или 9,96 % объема всей дебиторской задолженности на конец отчетного года (1 330,26 млн рублей) и сократилась по сравнению с суммой текущей дебиторской задолженности за 2020 год (715,23 млн рублей) в 5,4 раза, в том числе:
в федеральный бюджет - 130,54 млн рублей, или 15,34 % от объема дебиторской задолженности в федеральный бюджет (851,10 млн рублей) и сократилась по сравнению с текущей задолженностью по состоянию на начало отчетного года в 3,2 раза;
в бюджеты субъектов Российской Федерации - 2,00 млн рублей, или 1,05 % от объема дебиторской задолженности, и сократилась по сравнению с текущей задолженностью на начало отчетного года в 149 раз.
В отношении числящейся в учете дебиторской задолженности с истекшим сроком уплаты денежных взысканий (штрафов) свыше двух лет существуют значительные риски невозможности ее истребования в установленном законодательством Российской Федерации порядке. К ней относится просроченная дебиторская задолженность, образовавшаяся в период 2010 - 2019 годов, составляющая на конец отчетного года 749,67 млн рублей, или 56,3 % в общем объеме задолженности на 1 января 2022 года, в том числе задолженность по федеральному бюджету - 457,96 млн рублей; в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 291,71 млн рублей.
Информация о причинах образования дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета представлена ниже.
Причины образования дебиторской задолженности по платежам в федеральный бюджет денежных взысканий (штрафов), администрируемых Банком России |
на 01.01.2021 |
на 01.01.2022 |
||
Сумма, млн руб. |
уд. вес, % |
Сумма, млн руб. |
уд. вес, % |
|
Задолженность перед бюджетом, всего, в том числе: |
1 461,37 |
100,00 |
851,10 |
100,0 |
неуплата штрафа в установленный срок |
720,40 |
49,29 |
377,31 |
44,33 |
находится в стадии ликвидации |
272,94 |
18,67 |
149,47 |
17,56 |
процедура проведения банкротства |
240,99 |
16,49 |
265,62 |
31,21 |
исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица (далее - ЮЛ) |
90,28 |
6,18 |
48,145 |
5,66 |
принято решение о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ |
113,80 |
7,79 |
8,01 |
0,94 |
ликвидация ЮЛ |
22,96 |
1,57 |
2,54 |
0,30 |
За отчетный финансовый год в соответствии с Положением Банка России N 704-П списана с учета дебиторская задолженность по денежным взысканиям (штрафам), администрируемым Банком России, в общей сумме 1 966,94 млн рублей, из них задолженность в федеральный бюджет - 783,56 млн рублей и бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 1 183,38 млн рублей, в том числе:
1) списание по распорядительным актам Банка России безнадежной к взысканию задолженности на сумму 1 889,44 млн рублей (на основании постановлений о прекращении исполнения постановлений о назначении административного наказания, вынесенных Банком России, - 620,925 млн рублей и судебными актами - 1 162,29 млн рублей, внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности в связи с ликвидацией организации - 91,30 млн рублей, писем суда (мирового судьи) об уничтожении дела об административном правонарушении в связи с истечением сроков его хранения - 14,92 млн рублей).
Сводная информация Банка России о причинах списания в отчетном году безнадежной к взысканию дебиторской задолженности приведена ниже:
млн руб.
Причины признанной и списанной в отчетном году безнадежной к взысканию дебиторской задолженности |
Всего за 2021 г. |
В том числе |
|
по федеральному бюджету |
по бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам |
||
Всего, в том числе: |
1 889,44 |
723,86 |
1 165,58 |
в связи с ликвидацией организации - плательщика |
91,30 |
45,77 |
45,53 |
истечением сроков исковой давности |
1 783,21 |
664,16 |
1 119,05 |
по иным причинам (уничтожение дела) |
14,92 |
13,92 |
1,00 |
2) списание (уменьшение) задолженности без издания распорядительных актов Банка России произведено за счет:
поступления в бюджеты денежных средств в счет погашения дебиторской задолженности по доходам на общую сумму 57,79 млн рублей;
получения информации об обжаловании, рассрочке, отсрочке, отмене и других причин по постановлениям об административных правонарушениях, вынесенных Банком России на общую сумму 1 895,0 млн рублей, и судебными органами - на общую сумму 15,88 млн рублей,
получения информации от органов Федерального казначейства, подтверждающей оплату постановления в прошлом отчетном периоде на сумму 0,56 млн рублей;
прочих причин - 1,05 млн рублей (уплата штрафов в предыдущих отчетных периодах, изменение Банком России даты вступления в законную силу постановлений Банка России).
Факты неправомерного списания с учета (в карточках учета штрафов) дебиторской задолженности по денежным взысканиям (штрафам) проверкой не установлены.
В 2021 году структурными подразделениями Банка России был проведен ряд мероприятий по сокращению и урегулированию дебиторской задолженности по денежным взысканиям (штрафам), в том числе:
направлены вторые экземпляры неисполненных постановлений Банка России в подразделения ФССП России по 977 постановлениям на общую сумму 255,21 млн рублей;
направлены письма (запросы) о ходе исполнительного производства и мерах, принимаемых судебными приставами исполнителями, по 3 314 постановлениям на общую сумму 1 402,58 млн рублей;
направлены письма в судебные органы в целях вынесения постановлений (определений) о прекращении исполнения постановлений (решений) судов (мировых судей) в соответствии со статьей 31.7 КоАП по 1 637 постановлениям на общую сумму 1 050,02 млн рублей;
направлены заявления в управления ФНС России для включения задолженности в реестр требований кредиторов по 164 постановлениям на общую сумму 59,66 млн рублей;
направлены письма в адрес 961 плательщика с напоминанием о необходимости соблюдения сроков уплаты денежных взысканий (штрафов) и о последствиях их неуплаты в установленные сроки по 1 072 постановлениям Банка России.
Также в целях своевременного выявления безнадежной к взысканию задолженности по администрируемым Банком России доходам бюджетов на 2021 год разработан план мероприятий ("дорожная карта") по повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам от 2 июня 2021 г. N ПМ-04-45/84, информация об объеме и структуре дебиторской задолженности и о проведенных мероприятиях по ее сокращению ежеквартально направлялась Банком России в Минфин России.
В результате проведенной работы объем поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в погашение дебиторской задолженности по денежным взысканиям (штрафам), администрируемым Банком России, составил за отчетный год в общей сумме 57,79 млн рублей (перечислено плательщиками - 15,64 млн рублей и взыскано в принудительном порядке - 42,15 млн рублей), в том числе в счет погашения задолженности в федеральный бюджет - 40,90 млн рублей, или 5,14 % к утвержденному прогнозу доходов, администрируемых Банком России, на 2021 год; в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 16,89 млн рублей.
2.3. В части кредиторской задолженности по доходам
По состоянию на 1 января 2022 года кредиторская задолженность по доходам, администрируемым Банком России (суммы переплат в бюджеты), составила в общей сумме 3,86 млн рублей и уменьшилась по сравнению с показателями на начало отчетного финансового года на 4,31 млн рублей, или на 52,70 %, в том числе по платежам в федеральный бюджет - 2,79 млн рублей и уменьшилась по сравнению с 1 января 2021 года на 4,28 млн рублей, или на 60,52 %; по платежам в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 1,07 млн рублей и уменьшилась по сравнению с 1 января 2021 года на 0,03 млн рублей, или на 2,64 %.
За 2021 год увеличение кредиторской задолженности составило 5,55 млн рублей при одновременном уменьшении кредиторской задолженности на общую сумму 9,86 млн рублей за счет осуществления возвратов плательщикам излишне уплаченных госпошлин и излишне уплаченных (взысканных) денежных взысканий (штрафов), списания переплаты на основании распорядительных актов о списании суммы переплаты, по которой срок исковой давности истек, а также за счет уточнения платежей.
Образовавшаяся в 2021 году кредиторская задолженность по доходам, администрируемым Банком России, на конец отчетного года составляла 0,52 млн рублей, или 13,43 % от всей кредиторской задолженности, в том числе по федеральному бюджету - 0,50 млн рублей, по бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам - 0,02 млн рублей.
Причинами образования кредиторской задолженности по доходам, администрируемым Банком России, являются: уплата плательщиками госпошлины свыше размера, установленного Налоговым кодексом; отмена ранее оплаченных постановлений об административных правонарушениях; излишне взысканные с плательщиков судебными приставами-исполнителями суммы по денежным взысканиям (штрафам); повторная оплата плательщиками административных штрафов; уплата штрафов лицами, не привлеченными к административной ответственности.
В отчетном году в целях сокращения кредиторской задолженности:
после установления факта переплаты плательщикам направлялись письма Банка России о возможности осуществления возврата излишне уплаченных сумм;
на основании решений постоянно действующей комиссии ДНПС о признании сумм переплаты подлежащими списанию, по распорядительным актам администратора доходов списана кредиторская задолженность по денежным взысканиям (штрафам) и государственной пошлине в размере 1,82 млн рублей (по федеральному бюджету).
3. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации
В соответствии со статьей 95 Федерального закона N 86-ФЗ внутренний аудит в Банке России осуществляется службой главного аудитора Банка России, непосредственно подчиненной Председателю Банка России.
В соответствии с Указанием Банка России от 1 февраля 2021 г. 5716-У "О порядке осуществления внутреннего финансового аудита в Центральном банке Российской Федерации" (далее - Указание Банка России N 5716-У) субъектом внутреннего финансового аудита является главный аудитор Банка России и подразделения службы главного аудитора Банка России, включающие Департамент внутреннего аудита (ДВА) и Центры внутреннего аудита (ЦВА).
В проверяемом периоде службой главного аудитора сформирован Реестр бюджетных рисков, содержащий оценку рисков, определение значимости риска с применением критериев вероятности и степени влияния, владельцев риска и мер по минимизации бюджетного риска.
В соответствии с пунктом 4 Указания Банка России N 5617-У внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Проверкой установлено, что порядок планирования внутреннего финансового аудита в Банке России соответствовал требованиям федерального стандарта внутреннего финансового аудита, утвержденного приказом Минфина России от 5 августа 2020 г. N 160н.
Планом внутреннего финансового аудита Центрального банка Российской Федерации на 2021 год, утвержденным Председателем Банка России, предусмотрено семь аудиторских проверок выполнения функций администрирования поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, которые проведены в установленный планом срок в 16 ТУ Банка России и в ДНПС. Охват аудиторскими проверками составил 16,2 % всех подразделений Банка России субъектов бюджетных процедур.
В ходе аудиторских проверок выполнения функций администрирования поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов, рассматривались вопросы нормативного регулирования и методологии бизнес-процессов, исполнения полномочий по начислению денежных взысканий (штрафов), ведения учета администрируемых доходов и формирование отчетности администратора доходов бюджета, установление достоверности данных, содержащихся в регистрах учета и включаемых в отчетность администратора доходов бюджета 13 (форма 0409930), анализ задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, формирование прогноза администрируемых доходов, организация и осуществление внутреннего финансового контроля, управление рисками, возникающими в процессе осуществления бюджетных полномочий.
------------------------------
13Форма 0409930 "Отчет о поступлении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доходов, администрируемых Банком России".
------------------------------
В ходе проведения контрольного мероприятия службой главного аудитора Банка России представлены результаты аудиторской проверки, проведенной в ДНПС (заключение от 1 марта 2022 года) с целью оценки исполнения Банком России бюджетных полномочий по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и подтверждения достоверности бюджетной отчетности Банка России за 2021 год: достоверность годовой бюджетной отчетности Банка России по состоянию на 1 января 2022 года подтверждена, в том числе по формам 0503169, 0503110, 0503121, 0503130, 0503160 подтверждена с учетом изменений, внесенных в отчетность в ходе проведения внутреннего аудита.
Анализ внутреннего финансового аудита в рамках администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проведенный в соответствии со стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311, показал высокий уровень осуществления внутреннего финансового аудита в Банке России.
4. Выводы
4.1. Исполнение Банком России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета соответствует положениям Бюджетного кодекса.
4.2. Бюджетная отчетность Банка России, главного администратора доходов бюджета, за 2021 год является достоверной, соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", и представлена Банком России в Федеральное казначейство и в Счетную палату в установленные сроки.
4.3. В структуре администрируемых Банком России доходов федерального бюджета по состоянию на 1 января 2022 года налоговые доходы (государственная пошлина) составляют 35,4 % (281,85 млн рублей); неналоговые доходы (денежные взыскания (штрафы) - 64,3 % (511,88 млн рублей); прочие неналоговые доходы - 0,3 % (2,0 млн рублей)).
4.4. За 2021 год исполнение бюджета по доходам, администрируемым Банком России, составило 795,73 млн рублей, или 100,73 % к утвержденному прогнозу доходов федерального бюджета на 2021 год, в том числе по государственной пошлине - 281,85 млн рублей, или 101,01 %; по денежным взысканиям (штрафам) - 511,88 млн рублей, или 100,18 %; по прочим неналоговым доходам - 2,0 млн рублей (прогноз на 2021 год не доводился).
4.5. Дебиторская задолженность по доходам, администрируемым Банком России, на 1 января 2022 года составляла 1 330,26 млн рублей и снизилась по сравнению с показателями на начало отчетного года на 1 747,74 млн рублей, или на 56,78 %, в том числе:
в федеральный бюджет - 851,10 млн рублей и снизилась за отчетный год на 610,27 млн рублей, или на 41,76 %;
в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 479,16 млн рублей и снизилась за отчетный год на 1 137,47 млн рублей, или на 70,36 %.
Факты неправомерного признания комиссиями Банка России безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по доходам проверкой не установлены.
4.6. Должностными лицами Банка России не в полной мере реализовывались полномочия в сфере законодательства об административных правонарушениях. Установлено 13 фактов несоставления в отношении 6 юридических лиц протоколов об административных правонарушениях по части 1 статьи 20.25 КоАП. Учитывая, что срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП, истек, не были начислены и не поступили в бюджет денежные взыскания (штрафы), предусмотренные статьей 20.25 КоАП, в сумме не менее 8,5 млн рублей.
4.7. План внутреннего финансового аудита Банка России на 2021 год выполнен, службой главного аудитора проведено семь аудиторских проверок по вопросам выполнения функций администрирования поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
По итогам оценки внутреннего финансового аудита Банка России в части администрирования доходов бюджетов, проведенной в соответствии со стандартом СГА 311, уровень осуществления внутреннего финансового аудита оценивается как высокий.
4.8. По доходам от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации поступлений в федеральный бюджет в 2021 году не было в связи с убытком по итогам деятельности Банка России за 2020 год.
Часть дохода, полученного Банком России от продажи обыкновенных акций ПАО "Сбербанк", в сумме 200,0 млрд рублей перечислена Банком России 17 марта 2021 года в доход федерального бюджета.
5. Предложения
5.1. Утвердить Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Центральном банке Российской Федерации, главном администраторе доходов федерального бюджета, и направить в:
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
5.2. Направить информационное письмо в Центральный банк Российской Федерации.
5.3. Учесть результаты проверки в Заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2021 год.
Аудитор |
А.Л. Саватюгин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в Центральном банке Российской Федерации, главном администраторе доходов федерального бюджета (код 999) (Председатель Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллина)" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 22 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-