(руководитель Федерального агентства водных ресурсов Д.М. Кириллов)
1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по Федеральному агентству водных ресурсов о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (далее - заключение Счетной палаты по Росводресурсам) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по Росводресурсам подготовлено на основании результатов контрольного мероприятия, проведенного на указанном объекте проверки. По результатам контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой, составлен один акт, который подписан без замечаний.
1.2. Бюджетная отчетность главного администратора средств федерального бюджета за 2021 год (далее - бюджетная отчетность) представлена в Счетную палату 15 марта 2022 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год. Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Росводресурсов по состоянию на 1 января 2022 года в соответствии с Инструкцией N 191н, Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 1 марта 2016 г. N 15н (далее - Инструкция N 15н), и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Росводресурсы находятся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Росводресурсы осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282 (с изменениями), в соответствии с которым Росводресурсы являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
В ведении Росводресурсов в проверяемом периоде находились 14 территориальных органов. На 1 января 2022 года в ведении Росводресурсов находилось пять государственных бюджетных учреждений.
2. Результаты проверки и анализа исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности в главном администраторе средств федерального бюджета
2.1. В части доходов федерального бюджета
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ приложением 7 утвержден перечень главных администраторов доходов федерального бюджета. Росводресурсы в 2021 году являлись главным администратором неналоговых доходов федерального бюджета по 95 кодам бюджетной классификации (далее - КБК).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение 8 указанного Федерального закона
Прогноз по поступлениям доходов в федеральный бюджет Росводресурсам на 2021 год, доведенный Минфином России в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ (с изменениями), составлял 20 426,0 млн. рублей.
Росводресурсы выполняют бюджетные полномочия главного администратора средств федерального бюджета, предусмотренные статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В 2021 году администраторами доходов в соответствии с приказом Росводресурсов от 13 сентября 2019 г. N 227 являлись 14 территориальных органов Росводресурсов, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета и бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), 85 органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации администраторов доходов федерального бюджета и главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Наибольшую долю доходов федерального бюджета, администрируемых Росводресурсами в 2021 году, составляют доходы по КБК 1 12 05010 01 6000 120 "Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" (99 %).
Методика прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрирование которых осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов, утверждена приказом Росводресурсов от 10 марта 2017 г. N 50 (в редакции приказов от 15 декабря 2017 г. N 283, от 17 апреля 2019 г. N 85, от 2 октября 2019 г. N 249, от 23 марта 2020 г. N 73, от 19 ноября 2020 г. N 279 и от 11 февраля 2021 г. N 26).
Согласно отчету по форме 0503127 доходы поступили в объеме 22 994,9 млн. рублей. Плановое назначение выполнено Росводресурсами на 112,6 % к прогнозу поступления доходов в федеральный бюджет.
Отклонение от планового показателя обусловлено общей динамикой фактических объемов водопользования, осуществляемого хозяйствующими субъектами, включая объем выработки электроэнергии предприятиями гидроэнергетики, внесением водопользователями авансовых платежей в отчетном периоде в счет погашения платежей будущих периодов, а также погашением дебиторской задолженности прошлых лет.
Росводресурсами как главным администратором доходов федерального бюджета не в полной мере обеспечен контроль за исполнением администраторами доходов федерального бюджета возложенных на них функций по администрированию доходов, поступающих от платы за пользование водными объектами, предусмотренный пунктом 2.3 приказа Росводресурсов от 30 сентября 2010 г. N 263 "О порядке организации работы по администрированию доходов федерального бюджета, поступающих от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности".
В проверяемом периоде по зоне деятельности бассейновых водных управлений Росводресурсов (Двинско-Печорское БВУ, Западно-Каспийское БВУ, Верхне-Обское БВУ и Нижне-Обское БВУ) не выполнены плановые значения по поступлению доходов от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в объеме 408,7 млн. рублей.
Бюджетная отчетность по доходам федерального бюджета Росводресурсов достоверна.
2.2. В части расходов федерального бюджета Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ (с изменениями) объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021 год утвержден Росводресурсам в сумме 16 681,5 млн. рублей.
С учетом изменений расходы федерального бюджета Росводресурсам установлены на 2021 год сводной бюджетной росписью в размере 14 995,4 млн. рублей, что на 1 686,1 млн. рублей (10,1 %) меньше объема бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ (с изменениями).
Показатели сводной бюджетной росписи соответствуют лимитам бюджетных обязательств, бюджетной смете Росводресурсов.
Кассовые расходы Росводресурсов составили 14 751,2 млн. рублей, или 98,4 % доведенных лимитов бюджетных обязательств, неисполненные бюджетные назначения - 244,2 млн. рублей, или 1,6 %. Основная доля неисполненных назначений (87,2 %) образовалась при использовании межбюджетных трансфертов и обусловлена ненадлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным контрактам, а также экономией по результатам проведенных торгов.
Фактов недостоверности бюджетной отчетности по расходам федерального бюджета не установлено.
В 2021 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации Росводресурсам выделены бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации на сумму 424,5 млн. рублей в том числе от:
19 июля 2021 г. N 1986-р в объеме 124,5 млн. рублей на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Кемеровской области - Кузбасса на строительство объекта "Реконструкция левобережной дамбы на р. Томь в районе Чебал-Су Междуреченского городского округа Кемеровской области";
19 июля 2021 г. N 1987-р в объеме 220,0 млн. рублей на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики на строительство объекта "Берегоукрепительные работы на р. Уруп в юго-восточной части ст. Преградная, Урупского муниципального района, Карачаево-Черкесской Республики";
19 июля 2021 г. N 1988-р в объеме 60,0 млн. рублей на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Саратовской области на строительство объекта "Берегоукрепление участка Волгоградского водохранилища от ул. Малыковская до ул. Комсомольская г. Вольска" (реконструкция);
19 июля 2021 г. N 1989-р в объеме 20,0 млн. рублей на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Вологодской области на строительство объекта "Комплекс мероприятий по защите г. Великий Устюг, включающий строительство противопаводковой дамбы на р. Северная Двина (III этап)".
Также предоставлен иной межбюджетный трансферт бюджету Забайкальского края в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации отдельных мер по ликвидации последствий наводнения, произошедшего на территории Забайкальского края в 2021 году на сумму 401,0 млн. рублей.
Кассовое исполнение расходов, осуществляемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, составило 812,9 млн. рублей, или 98,5 % утвержденных значений.
В ходе проверки реализации мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, выявлены следующие недостатки.
В отсутствие надлежащего контроля со стороны Росводресурсов за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренного пунктом 4.1.2 Соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов в 2021 году (далее - Соглашения), субъектами Российской Федерации отчеты о достижении значений результатов предоставления субсидии представлены в ГИИС "Электронный бюджет": с нарушением установленных Соглашениями сроков на 32 дня, ежемесячные отчеты по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по форме согласно приложению N 6 Соглашения не представлены.
Нарушений и недостатков при исполнении федерального бюджета по расходам в учете и отчетности главного распорядителя средств федерального бюджета не выявлено.
2.3. Функции администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета центральный аппарат Росводресурсов исполняет только в части конвертации и размещения средств в иностранной валюте. Доходы от переоценки остатков средств на счетах в иностранной валюте в 2021 году составили 0,004 млн. рублей.
2.4. По состоянию на 1 января 2022 года дебиторская задолженность Росводресурсов составила 10 008,5 млн. рублей и сократилась по сравнению с 2020 годом на 3 517,8 млн. рублей, или на 26,0 %.
Дебиторская задолженность по доходам составила на 1 января 2022 года 9 530,6 млн. рублей, или 95,2 % от общей суммы дебиторской задолженности, которая сложилась, в основном, по счету 1 205 23 "Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами" - 9 162,4 млн. рублей. Сокращение дебиторской задолженности по плате за пользование водными объектами в 2021 году на 3 704,1 млн. рублей обусловлено внесением изменений в Правила расчета и взимания платы за пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 764 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2021 г. N 904), в частности расчет размера платы, подлежащей оплате, производится водопользователями по его окончанию в соответствии с условиями договора водопользования на основании данных о платежной базе соответствующего платежного периода (пункт 7 указанных Правил).
По остальным счетам дебиторская задолженность составляет:
1 206 00 "Расчеты по авансам, выданным" - 474,8 млн. рублей, или 4,7 % от общей суммы дебиторской задолженности;
208 00 "Расчеты с подотчетными лицами" - 0,3 млн. рублей, или 0,03 %;
209 00 "Расчеты по недостачам" - 2,0 млн. рублей или 0,02 %;
303 00 "Расчеты по платежам в бюджет" - 0,9 млн. рублей, или 0,009 %.
Из общей суммы дебиторской задолженности просроченная задолженность по состоянию на 1 января 2021 года составляла 874,1 млн. рублей, на 1 января 2022 года - 886,8 млн. рублей, и увеличилась на 12,7 млн. рублей, или 1,5 %. Задолженность образовалась по договорам водопользования, заключаемым субъектами Российской Федерации в рамках переданных полномочий.
По состоянию на 1 января 2022 года просроченная задолженность по плате за пользование водными объектами сложилась в размере 883,1 млн. рублей:
229,7 млн. рублей находится в досудебной претензионной работе;
215,8 млн. рублей направлена на взыскание через суд;
391,7 млн. рублей находится на принудительном взыскании по решению судов.
В течение 2021 года отнесено к просроченной дебиторской задолженности в части платы за пользование водными объектами 475,9 млн. рублей, исполнено с начала года 344,8 млн. рублей.
В рамках сокращения дебиторской задолженности по плате за пользование водными объектами территориальными органами Росводресурсов и уполномоченными органами субъектов Российской Федерации ведется работа с водопользователями. Всем водопользователям, имеющим задолженность по плате, своевременно направлены информационные письма с расчетом пеней за несвоевременное внесение платы.
2.5. По состоянию на 1 января 2022 года сумма кредиторской задолженности составила 306,9 млн. рублей и увеличилась по сравнению с 2020 годом на 100,0 млн. рублей, или на 48,4 %, в основном за счет увеличения задолженности по счету 1 205 00 "Расчеты по доходам" - на 101,4 млн. рублей, или на 50,5 %.
Наибольший удельный вес в кредиторской задолженности по бюджетным средствам составляет счет 1 205 00 "Расчеты с дебиторами по доходам" - 302,3 млн. рублей, или 99,3 % общей кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность по плате за водные объекты сложилась в связи с уплатой водопользователями авансовых платежей.
Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2022 года отсутствует.
Кредиторская задолженность по остальным счетам бюджетного учета является текущей. Ее увеличение обусловлено представлением поставщиками (подрядчиками) документов за декабрь 2021 года, а также начислением налогов и страховых взносов за IV квартал 2021 года.
3. Результаты проверки и анализа исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов и объектов незавершенного строительства
3.1. Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию Росводресурсами федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП) в 2021 году предусмотрены в сумме 3 412,7 млн. рублей, или на 37,1 % меньше, чем в 2020 году, в том числе:
государственной программой "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322, в объеме 3 125,0 млн. рублей;
непрограммной частью ФАИП (в рамках укрупненного инвестиционного проекта "Объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), включаемые в соглашения между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и в отношении которых не требуется принятие акта Правительства Российской Федерации" и включенных в федеральный проект "Оздоровление Волги" национального проекта "Экология" объектов, расположенных на территории Астраханской и Волгоградской областей) в объеме 287,7 млн. рублей.
Кассовые расходы Росводресурсов в 2021 году по капитальным вложениям в рамках ФАИП составили 97,2 % предусмотренного объема ассигнований на капитальные вложения.
Перечнем мероприятий ФАИП, финансируемых в 2021 году (с учетом внесенных изменений), Росводресурсам предусмотрено 11 объектов капитального строительства.
К вводу в эксплуатацию в 2021 году ФАИП на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов предусмотрено:
два объекта государственной собственности Российской Федерации:
"Реконструкция плотины Горельского гидроузла на р. Цна, с. Горелое, Тамбовский район, Тамбовская область" (мощность - 6,56 млн. куб. м. (объект не введен в эксплуатацию в 2021 году. Работы выполнены в полном объеме, но в связи с длительной процедурой получения разрешительной документации, объект будет введен в эксплуатацию в 2022 году);
"Реконструкция и улучшение технического состояния объектов Краснодарского водохранилища, Краснодарский край и Республика Адыгея. Сооружения инженерных защит" (мощность комплекса сооружений, в том числе протяженность оградительных сооружений, 57 046 км; количество насосных станций - 4 шт.) (объект не введен в эксплуатацию в 2021 году по причине срыва срока поставки шпунта, а также длительным сроком получения разрешительной документации. Росводресурсами подготовлены и направлены в Минэкономразвития России (письмо от 30 ноября 2021 г. N НС-03-22/10929) предложения по внесению изменений в приказ Росводресурсов от 10 февраля 2021 г. N 23 в части переноса срока ввода объекта в эксплуатацию на 2022 год);
шесть объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации:
"Защита от затопления паводковыми водами р. Кума пос. Заря в с. Солдато-Александровском Советского района" (мощность - 2 622 м) (работы выполнены и оплачены в полном объеме. Получен акт приемки законченного строительством объекта от 10 декабря 2021 года. Ведется процедура получения разрешительной документации на ввод объекта в эксплуатацию, ввод будет осуществлен в 2022 году);
"Берегоукрепительные работы на р. Кума с. Левокумка Минераловодского района Ставропольского края" (мощность - 2 573 м) (работы выполнены и оплачены в полном объеме. Получен акт приемки законченного строительством объекта от 10 декабря 2021 года. Ведется процедура получения разрешительной документации на ввод объекта в эксплуатацию, ввод будет осуществлен в 2022 году);
"Берегоукрепительные работы на р. Мокрый Карамык в районе автомобильного моста по ул. Тифлисской протяженностью 0,8 км в г. Зеленокумске Советского района Ставропольского края" (мощность - 1 065,74 м) (объект не введен в эксплуатацию в 2021 году. В процессе исполнения контракта подрядчиком выявлены залегания несвязных водонасыщенных грунтов под строящимся сооружением, в связи с чем необходимо проведение дополнительного комплекса инженерных изысканий. Ввод объекта в эксплуатацию предусмотрен в 2022 году);
"Берегоукрепительные работы на р. Кума от ул. Заречной до ул. Карамыкской протяженностью 1,0 км в г. Зеленокумске Советского района Ставропольского края" (мощность - 1 002 м) (объект не введен в эксплуатацию в 2021 году. В процессе исполнения контракта подрядчиком выявлены залегания несвязных водонасыщенных грунтов под строящимся сооружением, в связи с чем необходимо проведение дополнительного комплекса инженерных изысканий. Ввод объекта в эксплуатацию предусмотрен в 2022 году);
"Участок берегоукрепления по левому берегу р. Кубань от автодорожного моста до ул. Линейная вдоль ул. Лазурная до плотины Головного сооружения Невинномысского канала Ставропольского края" (мощность - 2 766,93 м) (работы выполнены в полном объеме. Ведется процедура получения разрешительной документации на ввод объекта в эксплуатацию, ввод будет осуществлен в 2022 году);
"Сооружение Кугуковское водохранилище на р. Кугуковка в Уссурийском городском округе Приморского края" (мощность - 413 м) (объект введен в эксплуатацию в 2021 году, получено разрешение на ввод в эксплуатацию).
За 2021 год в эксплуатацию введен один из восьми объектов, предусмотренных к вводу в 2021 году, или 12,5 %.
Кроме того, получены разрешения на ввод в 2021 году по следующим объектам:
"Строительство защитной дамбы п. Тукалевский в черте г. Биробиджана Еврейской автономной области от затопления водами р. Большая Бира" (мощность - 3 680 м) - получено разрешение на ввод от 31 марта 2021 г. N 79-503-101-01-2021;
"Сооружение Кугуковского водохранилища на р. Кугуковка в Уссурийском городском округе Приморского края" (мощность - 418 м) - получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27 декабря 2021 г. N 25-311000-56-2021;
"Благоустройство набережной VI Армии от моста имени 800-летия города Вологды до улицы Гоголя в городе Вологде. 1 пусковой комплекс (Берегоукрепление)" (мощность - 2 749 м) - получено разрешение на ввод от 7 октября 2021 г. N 35-35327000-42-2021;
"Водоограждающая дамба на реке Ола в районе поселка Гадля-Заречный - Ола. Участок N 4: реконструкция водоограждающей дамбы N 3 на р. Ола пос. Заречный" (мощность - 2 400 м) - получено разрешение на ввод от 18 мая 2021 г. N 49-RU49308000-025-2021;
"Берегоукрепительные сооружение Волгоградского водохранилища в районе г. Саратова от ул. Б. Взвод до ул. Б. Садовая, III этап участок от ул. Шелковичная до ул. 2-ая Садовая" получено разрешение на ввод от 2 июля 2021 г. N 64-RU 64304000-29-2021;
"Берегоукрепление правого берега р. Волга Ярославского область, г. Рыбинск, участок от ул. Средняя Казанская до устья р. Черемуха" (мощность - 796 м) - получено разрешение на ввод от 14 мая 2021 г. N 76-303000-051-2021.
Объекты, подлежащие к вводу в 2021 году, имеющие на 1 января 2022 года техническую готовность менее 70 %, отсутствуют.
Согласно Отчету о ходе строительства объектов капитального строительства, включенных в ФАИП на 2021 год, направленному Росводресурсами в Минэкономразвития России, за счет всех источников профинансированы объекты ФАИП в сумме 3 681,3 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 3 318,6 млн. рублей, или 97,2 % от утвержденных бюджетных ассигнований, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 362,7 млн. рублей, или 96,1 %. Фактически освоено за счет всех источников финансирования 3 296,8 млн. рублей, или 87 % бюджетных ассигнований.
3.2. По состоянию на 1 января 2022 года, по данным сведений об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества подведомственных БВУ и бюджетных учреждениях Росводресурсов (ф. 0503190, ф. 0503790) капитальные вложения составили в объеме 2 071,1 млн. рублей, или увеличились на 15,0 млн. рублей (на 0,7 %).
При оценке отчетности Росводресурсов установлено, что количество приостановленных строек и объектов составило шесть единиц на общую сумму 3 506,7 млн. рублей, в том числе:
1 объект "Строительство защитной дамбы с придамбовым дренажом для защиты г. Дубна" на сумму 221,6 млн. рублей (ф. 0503190);
5 объектов на сумму 3 285,1 млн. рублей (ф. 0503790): Элистинское водохранилище на балке Гашун Сала для обеспечения водными ресурсами г. Элиста, Республики Калмыкия; берегоукрепление Куйбышевского водохранилища у населенного пункта Ундоры, Ульяновской области; берегоукрепление р. Вятка в г. Мамадыш, Республики Татарстан; регулирующий гидроузел на р. Пахра в Московской области; Крапивинский гидроузел, Кемеровская область, Крапивинский район, пгт. Зеленогорский.
Причинами приостановления строек является необходимость корректировки проектной документации, форсмажорные обстоятельства (размыв берегов), отсутствие финансирования строительства объекта с 1990 годов и по результатам инвентаризации достроить не представляется возможным объект, объект незавершенного строительства, является объектом исполнительного производства и др.
При анализе отчета о выполнении Плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства по Федеральному агентству водных ресурсов (утвержден 31 марта 2017 г. в редакции от 17 июля 2019 г.) установлено, что запланированные мероприятия на 2021 год выполнены в полном объеме.
Оценка мер, принимаемых Росводресурсами по своевременному завершению капитального строительства, показала, что в 2021 году проводились совещания в режиме видеоконференцсвязи под председательством заместителя руководителя Федерального агентства водных ресурсов с представителями уполномоченных органов исполнительной власти. Неоднократно направлялись в субъекты Российской Федерации телеграммы о принятии исчерпывающих мер по выполнению запланированных на 2021 год объемов работ.
В 2021 году консервация объектов незавершенного строительства (возобновлении строительства (реконструкции) и расходы за счет средств федерального бюджета Росводресурсами не осуществлялись.
4. Результаты проверки и анализа формирования и утверждения государственных заданий, использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели
Сводной бюджетной росписью Росводресурсам предусмотрена субсидия бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 3 887,7 млн. рублей. Кассовое исполнение субсидии бюджетным учреждениям на выполнение государственного задания составило 100 %.
Росводресурсами распределение субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на 2021 год произведено всем федеральным государственным бюджетным учреждениям.
Государственные задания формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федеральных государственных учреждений.
В соответствии с Порядком расчета и утверждения коэффициента выравнивания, применяемого при определении объема финансового обеспечения государственного задания подведомственных учреждений Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Росводресурсов от 2 ноября 2020 г. N 261 "Об утверждении порядка расчета и утверждения коэффициента выравнивания, применяемого при определении объема финансового обеспечения государственного задания подведомственных учреждений Федерального агентства водных ресурсов (далее - Порядок N 261), Росводресурсами применяется коэффициент выравнивания.
Согласно абзацу 2 пункта 5 Порядка N 261 в случае изменения объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, новый коэффициент выравнивания утверждается в течение пяти рабочих дней со дня издания приказа Агентства об изменении объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждению.
Проверкой правильности соблюдения сроков утверждения нового коэффициента выравнивания установлено, что при издании приказа от 16 июля 2021 г. N 185 "О внесении изменений в приказ Федерального агентства водных ресурсов от 28 декабря 2020 г. N 340 "Об утверждении распределения субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, подведомственным Федеральному агентству водных ресурсов, на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов" предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований ФГБВУ "Центррегионводхоз" по КБК 052 04 06 28 2 G8 28200 611 утверждение нового коэффициента выравнивания для ФГБВУ "Центррегионводхоз" утверждено 1 июля 2021 года, т.е. на 11 рабочих дней раньше издания приказа об изменении объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено нарушение пункта 15.1 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н (далее - Порядок N 86н), согласно которому федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления), осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении учреждений, обеспечивают размещение на официальном сайте информации о своих подведомственных учреждениях, которым доводятся государственные (муниципальные) задания и предоставляются субсидии на иные цели, Росводресурсами не обеспечено размещение на сайте www.bus.gov.ru отчетов о выполнении государственного задания.
Государственные работы согласно отчетам о выполнении государственного задания в 2021 году выполнены подведомственными учреждениями Росводресурсов в полном объеме.
Согласно лимитам бюджетных обязательств на 2021 год Росводресурсам предусмотрена субсидия бюджетным учреждениям на иные цели в сумме 1 606,3 млн. рублей.
На основании заключенных соглашений субсидии на иные цели предоставлены федеральным государственным бюджетным учреждениям, подведомственным Росводресурсам, в соответствии с целями, предусмотренными порядком определения объема и условия предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного приказом Росводресурсов от 6 октября 2020 г. N 230, 100 % доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Распределение целевой субсидии на иные цели на 2021 год произведено трем федеральным государственным бюджетным учреждениям.
Неисполнение принятых бюджетных обязательств в рамках субсидии на иные цели (ВР 612) составило 124,8 млн. рублей. Основными причинами неиспользования в 2021 году целевой субсидии на иные цели послужили позднее заключение контрактов, экономия по результатам размещения заказа, расторжение заключенного контракта, неиспользованные средства по непредвиденным расходам в рамках осуществления мероприятий, уменьшение объема работ в процессе выполнения мероприятий. Подлежат возврату средства целевой субсидии на иные цели в сумме 25,3 млн. рублей.
5. Результаты проверки и анализа использования субсидий, предоставленных юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), государственным корпорациям (компаниям) и публично-правовым компаниям, в том числе в виде имущественного взноса, а также взносов в уставные капиталы юридических лиц
Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ (с изменениями) Росводресурсам не предусмотрены бюджетные ассигнования в форме субсидий юридическим лицам.
6. Анализ исполнения в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограммы)
В 2021 году Росводресурсы являлись участником государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (далее - ГП 28) в части подпрограммы 2 "Использование водных ресурсов".
В связи с окончанием реализации ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350, последним годом реализации которой был 2020 год, в 2020 году показатель "Количество вновь созданных водохранилищ и реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения, а также магистральных каналов и трактов водоподачи для повышения их водоотдачи" перенесен на уровень подпрограммы 2 "Использование водных ресурсов".
В 2021 году Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ (с изменениями) расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы по Росводресурсам были предусмотрены в сумме 16 681,5 млн. рублей, сводной бюджетной росписью - 14 982,0 млн. рублей, или 89,8 % от показателя, установленного Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ (с изменениями).
Кассовые расходы составили 14 737,8 млн. рублей, или 98,3 % сводной бюджетной росписи, в том числе по подпрограмме 2 "Использование водных ресурсов" ГП 28 - 14 497,7 млн. рублей, или 98,4 %.
По подпрограмме 2 "Использование водных ресурсов" ГП 28 неисполненные назначения составили 231,6 млн. рублей, или 1,6 % лимитов бюджетных обязательств, и образовались в связи с невыполнением обязательств подрядчиками при выполнении мероприятий в субъектах Российской Федерации, корректировкой проектно-сметной документации, экономией ввиду наличия исключаемых работ.
Росводресурсы участвовали в достижении 6 показателей ГП 28, 10 показателей в рамках подпрограммы 2 "Использование водных ресурсов" ГП 28.
По состоянию на 1 января 2021 года из шести общих показателей ГП 28 выполнены пять, или 83,3 %, по одному показателю фактическое значение отсутствует в связи с установленным сроком формирования отчетности 30 мая 2022 года (пункт 23.1 "Информация об использовании вод Российской Федерации" Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р).
Не достигнуты плановые значения трех показателей подпрограммы 2 "Использование водных ресурсов" ГП 28, или 30 %:
"Доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, в общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности" (план - 11 %, факт - 5,59 %);
"Протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления" (план - 64,5 км, факт - 13,23 км);
"Количество вновь созданных водохранилищ и реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения, а также магистральных каналов и трактов водоподачи для повышения их водоотдачи" (план - 1 ед., факт - 0 ед.).
Детальный план-график реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов утвержден приказом Минприроды России от 20 апреля 2021 года N 271.
Росводресурсы являются ответственным исполнителем 101 контрольного события, в том числе со сроком окончания в 2021 году 36 контрольных событий.
Согласно приложению 17 к годовому отчету 2021 года, по состоянию на 31 декабря 2021 года из 36 контрольных событий не наступили 5 контрольных события, или 13,9 %:
контрольное событие 2.2.2.2. "Принято участие в проведении Восточного экономического форума в г. Владивостоке в 2021 году" (плановый срок окончания - 30 сентября 2021 года). Росводресурсы не принимало участие в работе Восточного экономического форума в 2021 году в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой;
контрольное событие 2.8.2.2. "Завершена реконструкция плотины Горельского гидроузла на р. Цна, с. Горелое, Тамбовский район, Тамбовская область" (плановый срок окончания - 31 декабря 2021 года). Согласно пояснению в отчете (приложение N 17) работы завершены, получен акт приемки законченного строительства объекта. Ведется работа по получению разрешительной документации на ввод объекта в эксплуатацию. В ходе проверки представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 9 февраля 2022 г. N 68-520000-1-2022;
контрольное событие 2.8.2.3. "Завершены работы по реконструкции и улучшению технического состояния объектов Краснодарского водохранилища, Краснодарский край и республика Адыгея. Сооружения Инженерных защит" (плановый срок окончания - 31 декабря 2021 года) неисполнение связано по причине срыва срока поставки шпунта, а также длительным сроком получения разрешительной документации. Росводресурсами подготовлены и направлены в Минэкономразвития России (письмо от 30 ноября 2021 г. N НС-03-22/10929) предложения по внесению изменений в приказ Росводресурсов от 10 февраля 2021 г. N 23 в части переноса срока ввода объекта в эксплуатацию на 2022 год;
контрольное событие 2.9.1.2. "Завершены противопаводковые мероприятия на р. Бугунта в г. Ессентуки, Ставропольский край" (плановый срок реализации - 31 декабря 2021 года). Росводресурсами в 2021 году обеспечено в полном объеме софинансирование из федерального бюджета бюджету Ставропольского края строительства объекта "Противопаводковые мероприятия на р. Бугунта в г. Ессентуки", который состоит из 5 пусковых комплексов. Однако до настоящего времени правительством Ставропольского края завершены работы только на 1, 2 и 5 пусковых комплексах. Техническая готовность составляет 84,64 %;
контрольное событие 2.G6.3.1. "Получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектно-сметную документацию по строительству комплекса гидротехнических сооружений для дополнительного обводнения Волго-Ахтубинской поймы" (плановый срок реализации - 1 июля 2021 года. Росводресурсами внесены изменения в паспорт федерального проекта "Оздоровление Волги" в части переноса даты достижения контрольной точки на 2022 год.
Согласно письма администрации Волгоградской области от 18 июня 2021 г. N 07-9н/8050, учитывая неопределенность с датой получения положительного заключения государственной экологической экспертиз предложено рассмотреть возможность корректировки паспорта федерального проекта в части изменения срока реализации контрольной точки "Получено положительное заключение государственной и государственной экологической экспертизы на проектно-сметную документацию по строительству комплекса гидротехнических сооружений для дополнительного обводнения Волго-Ахтубинской поймы" на 2022 год. Письмом Росводресурсов от 18 июня 2021 г. N ДК-04-21/5330 заместителю Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации направлена просьба о согласовании вышеуказанных изменений, подготовленных в подсистеме управления национальными проектами ГИИС "Электронный бюджет" (G6-00100051-70.1/002).
Кроме того, с нарушением сроков реализовано контрольное событие 2.8.2.1 "Заключено соглашение о финансировании в 2021 году за счет бюджетных ассигнований объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу". При запланированном сроке реализации 15 марта 2021 года фактический срок окончания реализации 5 апреля 2021 года. Данная ситуация сложилась в связи с длительной процедурой внесения изменений в ФАИП и разблокировкой лимитов бюджетных обязательств по расходам федерального бюджета.
7. Анализ хода реализации в отчетном финансовом году национальных и федеральных проектов
Росводресурсы осуществляют функции участника и соисполнителя федеральных проектов "Оздоровление Волги" и "Сохранение уникальных водных объектов" входящих в состав национального проекта "Экология", управление которыми осуществляет проектный офис - Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Федеральный проект "Оздоровление Волги"
В рамках федерального проекта "Оздоровление Волги" Росводресурсы осуществляет реализацию мероприятий по направлению "Обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги".
В 2021 году сводной бюджетной росписью на мероприятия проекта предусмотрено 935,9 млн. рублей, исполнено 926,5 млн. рублей, или 98,99 %. Неисполнение в объеме 9,4 млн. рублей сложилось:
в сумме 8,9 млн. рублей - из-за нарушения подрядчиком условий контракта на выполнение работ и произведенной оплаты за фактически выполненные работы;
в сумме 0,5 млн. рублей - в связи с невозможностью проведения строительного контроля при осуществлении мероприятий по расчистке водных объектов, которые не являются объектами капитального строительства (исходя из определения пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), и соответственно их оплаты за счет средств федерального бюджета).
В 2021 году выполнены значения трех показателей, в достижении которых участвуют Росводресурсы. Выполнение показателей зависит от достижения 2021 году Росводресурсами следующих результатов федерального проекта.
Результат 1.5 "Обеспечена расчистка участков водных объектов Нижней Волги". Значение результата на 2021 год (нарастающим итогом) не установлено.
Согласно пояснению объекта контроля, паспортом федерального проекта значение показателя "Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги" по результату "Обеспечена расчистка участков водных объектов Нижней Волги" на 2021 год 27,78 км установлено на уровне 2020 года. Завершение мероприятий в 2021 году не запланировано.
Фактическое значение показателя 2021 года составило 27,79 км и соответствует фактически достигнутому значению результата в 2020 году.
Отклонение фактического значения показателя в 2021 году 27,79 км от планового 27,78 км обусловлено применением принципа "нарастающего итога" при расчете показателей федеральных проектов.
В течение 2021 года субъектами Российской Федерации реализовывались переходящие мероприятия по расчистке водных объектов и мероприятия по разработке проектной документации. В соответствие с методологией расчета показателей федеральных проектов значение показателя по мероприятию учитывается в расчете общего показателя в год его завершения.
По итогам проверки исполнения бюджета за 2020 год отмечалось, что значение в 2020 году (нарастающим итогом): план - 27,78 км, факт - 27,79 км (за счет перевыполнения показателя Волгоградской областью в 2019 году); значение за 2020 год - план - 19,59 км, факт - 17,34 км. Не достигнуто значение показателя по Волгоградской области (факт - 6,75 км, план - 8,96 км) и перевыполнено по Астраханской области (факт - 13,69 км, план - 13,68 км).
Результат 1.13 "Обеспечена экологическая реабилитация водных объектов Нижней Волги" Значение результата в 2021 году (нарастающим итогом) план - 0,61 тыс. га, факт - 0,7343 тыс. га. Значение перевыполнено за счет перевыполнения результата за 2021 год Волгоградской областью (план - 0,04 тыс. га, факт - 0,155 тыс. га).
Результат 4.1 "Построены и реконструированы водопропускные сооружения для улучшения водообмена в низовьях Волги, нарастающим итогом". Значение в 2021 году (нарастающим итогом): план - 18 ед., факт - 24 ед.
Перевыполнение плана отмечено по обоим субъектам Российской Федерации, показатель Волгоградской области при плане в 17 объектов фактически введено в эксплуатацию 22, по Астраханской области при плане 1 объект фактическое значение составило 2.
Таким образом, общие плановые значения показателей проекта достигнуты, отклонения фактических значений показателей от плановых не выявлено.
Федеральный проект "Сохранение уникальных водных объектов"
В рамках федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет реализацию мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, восстановлению водных объектов.
В 2021 году сводной бюджетной росписью на мероприятия проекта предусмотрено 2 291,3 млн. рублей, исполнено 2 279,8 млн. рублей, или 99,5 %. Неисполнение в объеме 11,5 млн. рублей обусловлено не оплатой субъектами Российской Федерации, в связи с:
приостановлением в 2021 году выполнения работ из-за неблагоприятных погодных условий по мероприятиям "Расчистка реки Имзы и ее притока реки Княгинка в г. Княгинино Княгининского района Нижегородской области", "Расчистка участков р. Шиворонь в Узловском и Киреевском районах Тульской области";
невыполнением части работ в 2021 году по вывозу образованных отходов на полигон ТБО из-за повышения стоимости строительных ресурсов и невозможности привлечения дополнительных единиц техники по мероприятию "Расчистка русла р. Ува в Вавожском районе Удмуртской Республики";
поздним предоставлением исполнительной документации подрядной организацией по мероприятию "Расчистка реки Воймеги в городском округе Рошаль Московской области".
В 2021 году выполнены значения трех показателей, в достижении которых участвуют Росводресурсы. Выполнение показателей зависит от достижения в 2021 году Росводресурсами следующих результатов федерального проекта.
Результат 2.1 "Осуществлена экологическая реабилитация водных объектов". Значение на 2020 год: 1248,4 га. Выполнение - 1258,9 га. Мероприятия по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов завершены в 2020 году. Площадь восстановленных водных объектов составила 1 258,9 га (в 2019 году - 215,7 га, в 2020 году - 1043,2 га). Реализация мероприятий в 2021 году не предусмотрена. Предоставлена информация: 1258,9 из 1248,4 предусмотренных к реализации в рамках проекта.
Результат 2.2 "Проведены мероприятия по восстановлению и улучшению экологического состояния озер и водохранилищ". Значение на 2021 год: 9,35 тыс. га, выполнение - 11,57 тыс. га. В течение 2021 году предусмотрено выполнение 4200 га, выполнено - 4316,2 га.
Результат 2.4 "Улучшено экологическое состояние гидрографической сети" Значение на 2021 год: 193,05 км выполнено - 193,05 км в течение 2021 года предусмотрено выполнение 120,73 км выполнение - 120,43 км. Значение показателя не выполнено, однако за счет перевыполнения в 2019 году (план - 20,47 км, факт - 22,13 км) на 1,66 км итоговое значение показателя выполнено на 100 % (в 2020 году при плане 51,85 км фактическое значение показателя составило 50,49 км).
Таким образом, общие плановые значения показателей проекта достигнуты.
8. Результаты проверки и анализа осуществления бюджетных полномочий в части предоставления межбюджетных трансфертов
Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ (с изменениями) по главе 052 (Росводресурсы) утверждены межбюджетные трансферты на общую сумму 8 513,4 млн. рублей.
С учетом изменений сводной бюджетной росписью на 2021 год Росводресурсам установлены бюджетные ассигнования на межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 7 713,2 млн. рублей, или 90,6 % от показателей Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ (с изменениями), в том числе 3 989,9 млн. рублей - консолидированные субсидии (вид расходов 523), 3 322,2 млн. рублей - субвенции на выполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (вид расходов 530), 401,0 млн. рублей - иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета бюджету Забайкальского края софинансирования расходных обязательств Забайкальского края, возникающих при реализации отдельных мер по ликвидации последствий наводнения, произошедшего на территории Забайкальского края в 2021 году (вид расходов - 540).
Межбюджетные трансферты предоставлялись в рамках государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", а также в рамках национального проекта "Экология".
Доля межбюджетных трансфертов в 2021 году составила 51,4 % от утвержденных Росводресурсам расходов федерального бюджета.
Кассовые расходы на предоставление межбюджетных трансфертов в 2021 году составили 7 491,0 млн. рублей, или 97,2 % от утвержденных ассигнований в том числе:
3 859,1 млн. рублей, или 96,7 % - консолидированные субсидии;
388,4 млн. рублей, или 96,8 % - иной межбюджетный трансферт;
3 243,5 млн. рублей, или 97,6 %, - субвенции на выполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.
По состоянию на 1 января 2022 года по результатам использования межбюджетных трансфертов образовались неисполненные назначения (остатки) на общую сумму 222,2 млн. рублей, или 2,9 % доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, в том числе: субсидии - 130,8 млн. рублей (3,3 %), субвенции - 78,7 млн. рублей (2,4 %), 12,6 млн. рублей (3,2 %) - иной межбюджетный трансферт.
В ходе проверки установлены следующие недостатки.
1. Росводресурсами не обеспечен контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по охране поверхностных водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в рамках контроля за использованием средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, предусмотренный пунктом 10 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 г. N 1391 и государственной программой "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322.
В результате в 2021 году не достигнуты плановые значения целевых прогнозных показателей по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
"доля очистных сооружений, оборудованных средствами учета и контроля качества сбрасываемых сточных вод (%)" - 47 субъектами Российской Федерации;
"доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие)" - четыре субъектами Российской Федерации;
"доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) границ водных объектов в протяженности береговых линий (границ водных объектов) требующих установления (%)" - три субъектами Российской Федерации;
"протяженность расчищенных участков русел рек и (или) площадь восстановленных водных объектов (км/га) - 5 субъектами; доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по увеличению их пропускной способности, дноуглублению, спрямлению, расчистке от завалов, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в проведении противопаводковых мероприятий (%)" - 14 субъектами Российской Федерации;
"доля населения, проживающая на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий и мероприятий по предотвращению разрушения берегов территории, к общей численности населения, проживающего на территориях субъекта Российской Федерации, подверженных негативному воздействию вод (%)" - девять субъектами Российской Федерации.
2. Росводресурсами не обеспечена оценка использования субсидий, предусмотренная пунктом 4.1.3 Соглашений о предоставлении субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на софинансирование государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов в 2021 году (далее - Соглашения).
Так, субъектами Российской Федерации не выполнены обязательства по обеспечению достижения значений показателей результативности использования субсидий, предусмотренные пунктом 4.3.3 Соглашений, по следующим направлениям:
на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений - Воронежской областью не в полном объеме выполнены показатели "Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние" (план - 51,1 %, факт - 48,9 %), "Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние" (план - 6 шт., факт - 5 шт.), "Степень выполнения работ по мероприятиям" (план - 100 %; факт - 97,95 %);
Республикой Башкортостан не выполнены показатели "Степень выполнения работ по мероприятиям" (план - 99,7 %; факт - 96,6 %).
9. Оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
Счетной палатой проведена оценка качества управления государственными финансами Росводресурсов, которая составила 40,5 балла. Основным фактором, повлиявшим на недостижение максимальной оценки качества управления государственными финансами Росводресурсов, является наличие факторов переноса сроков ввода объектов ФАИП в эксплуатацию на периоды после отчетного финансового года.
10. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний финансовый аудит осуществлялся Росводресурсами в соответствии с Порядком осуществления Росводресурсами внутреннего финансового аудита, утвержденным приказом Росводресурсов от 3 марта 2020 г. N 53 (далее - Положение).
В структуре Росводресурсов в соответствии с приказом Агентства от 20 сентября 2019 г. N 235 создан отдел внутреннего контроля и аудита, осуществляющий функции внутреннего финансового аудита (финансового контроля). С августа 2021 года в соответствии с приказом от 9 августа 2021 года N 214 "О возложении полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита в системе Федерального агентства водных ресурсов" полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита возложены на государственного гражданского служащего, являющегося субъектом внутреннего финансового аудита - советника отдела правового обеспечения водохозяйственной деятельности и внутреннего контроля Управления трансграничных вод, ресурсов обеспечения деятельности и развития человеческого потенциала.
Плановые проверки осуществлялись в соответствии с планом внутреннего финансового аудита на 2021 год, утвержденным руководителем Росводресурсов 31 декабря 2019 года.
В течение 2021 года в план вносились изменения.
Приказом от 28 июня 2021 г. N 169 в части изменения сроков проведения аудиторской проверки.
Приказом от 28 декабря 2021 г. N 361 в части сокращения количества проверок до 2: "Аудит надежности внутреннего финансового контроля и отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса" в Нижне-Волжском БВУ и "Аудит достоверности бюджетной отчетности" в Росводресурсах.
План внутреннего финансового аудита выполнен на 50 %, из двух предусмотренных проведена проверка "Аудит надежности внутреннего финансового контроля и отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса" в Нижне-Волжском БВУ.
Из 14 территориальных органов проверен 1, или 7,1 %.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлены следующие нарушения в сфере внутреннего аудита.
1. В нарушение пункта 2 Порядка осуществления Федеральным агентством водных ресурсов внутреннего финансового аудита, утвержденным приказом Росводресурсов от 3 марта 2020 г. N 53 (далее - Порядок N 53), согласно которому внутренний финансовый аудит осуществляется структурным подразделением, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, в соответствии с приказом Росводресурсов от 9 августа 2021 г. N 214 "О возложении полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита в системе Федерального агентства водных ресурсов" полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита возложены на государственного гражданского служащего.
2. В нарушение пункта 29 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 22 мая 2020 г. N 91н (далее - Стандарт N 91н), согласно которому годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита Росводресурсов отсутствует информация о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
3. В нарушение пункта 22 Стандарта N 91н, согласно которому должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита регулярно (не реже одного раза в год) проводят мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формируют информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков должностным лицом (работником) субъекта внутреннего финансового аудита Росводресурсов не проводился.
Эффективность системы внутреннего финансового аудита оценивается, как низкая.
11. Результаты проверки и анализа эффективности формирования, управления и распоряжения федеральной собственностью главным администратором средств федерального бюджета
В пользовании Росводресурсов, его территориальных органов и подведомственных учреждений находятся 2 944 объекта недвижимого имущества и 1 155 земельных участков, из них государственная регистрации права оперативного управления оформлена на 2 829 объектов недвижимости, или на 96,1 %, государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования - на 1 151 земельных участка, или на 99,7 % земельных участков.
Нарушений Росводресурсами в сфере управления и распоряжения государственным имуществом не выявлено.
12. Выводы
12.1. Показатели годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности Росводресурсов об исполнении федерального бюджета за 2021 год достоверны и соответствуют данным, полученным в ходе внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности за 2021 год.
12.2. Исполнение федерального бюджета за 2021 год Росводресурсами по доходам составило 22 994,9 млн. рублей или 112,6 % от утвержденных плановых назначений. Отклонение от планового показателя обусловлено общей динамикой фактических объемов водопользования, осуществляемого хозяйствующими субъектами, включая объем выработки электроэнергии предприятиями гидроэнергетики, внесением водопользователями авансовых платежей в отчетном периоде в счет погашения платежей будущих периодов, а также погашением дебиторской задолженности прошлых лет.
Росводресурсами как главным администратором доходов федерального бюджета не в полной мере обеспечен контроль за исполнением администраторами доходов федерального бюджета возложенных на них функций по администрированию доходов, поступающих от платы за пользование водными объектами, при общем выполнении четырьмя бассейновыми управлениями плановые показатели доходов выполнены не были.
12.3. Расходы федерального бюджета исполнены Росводресурсами в сумме 14 751,2 млн. рублей, или 98,4 % доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Неисполненные бюджетные назначения составили 244,2 млн. рублей, или 1,6 %. Основная доля неисполненных назначений (87,2 %) образовалась при использовании межбюджетных трансфертов и обусловлена ненадлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным контрактам, а также экономией по результатам проведенных торгов.
12.4. В связи с окончанием реализации ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350, последним годом реализации которой был 2020 год, в 2020 году показатель "Количество вновь созданных водохранилищ и реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения, а также магистральных каналов и трактов водоподачи для повышения их водоотдачи" перенесен на уровень подпрограммы 2 "Использование водных ресурсов" ГП 28. Однако в 2021 году указанный показатель не исполнен.
12.5. В 2021 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации Росводресурсам выделены бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации на сумму 424,5 млн. рублей.
Также предоставлен иной межбюджетный трансферт бюджету Забайкальского края в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации отдельных мер по ликвидации последствий наводнения, произошедшего на территории Забайкальского края в 2021 году на сумму 401,0 млн. рублей.
Кассовое исполнение расходов, осуществляемых за счет средств резервного фонда Российской Федерации, составило 812,9 млн. рублей, или 98,5 % от утвержденных значений.
12.6. По состоянию на 1 января 2022 года дебиторская задолженность Росводресурсов составила 10 008,5 млн. рублей. Она сократилась по сравнению с 2020 годом на 3 517,8 млн. рублей, или на 26,0 %. Дебиторская задолженность по доходам составила на 1 января 2022 года 9 530,6 млн. рублей, или 95,2 % от общей суммы дебиторской задолженности.
12.7. По состоянию на 1 января 2022 года сумма кредиторской задолженности составила 306,9 млн. рублей и увеличилась по сравнению с 2020 годом на 100,0 млн. рублей, или на 48,4 %, в основном за счет увеличения задолженности по счету 1 205 00 "Расчеты по доходам" - на 101,4 млн. рублей, или на 50,5 %.
12.8. Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию Росводресурсами ФАИП в 2021 году предусмотрены в сумме 3 412,7 млн. рублей, или на 37,1 % меньше, чем в 2020 году.
Перечнем мероприятий ФАИП, финансируемых в 2021 году, (с учетом внесенных изменений) Росводресурсам предусмотрена реализация 11 объектов капитального строительства.
Кассовые расходы Росводресурсов в 2021 году по капитальным вложениям в рамках ФАИП составили 97,2 % от предусмотренного объема ассигнований на капитальные вложения.
По состоянию на 1 января 2022 года не введены в эксплуатацию 7 из 8 объектов капитального строительства, ввод которых определен до 2021 года.
По состоянию на 1 января 2022 года по данным сведений об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества подведомственных БВУ и бюджетных учреждениях Росводресурсов числятся капитальные вложения в объеме 2 071,1 млн. рублей, или увеличились на 15,0 млн. рублей (на 0,7 %). При оценке отчетности Росводресурсов установлено, что количество приостановленных строек и объектов составило пять объектов на общую сумму 3 506,7 млн. рублей.
При анализе отчета о выполнении Плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства по Федеральному агентству водных ресурсов установлено, что запланированные мероприятия на 2021 год выполнены в полном объеме.
12.9. Согласно лимитам бюджетных обязательств, на 2021 год Росводресурсам предусмотрена субсидия бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 3 887,7 млн. рублей, субсидия на иные цели в сумме 1 606,3 млн. рублей. Кассовое исполнение указанных субсидий составило 100 %.
12.10. В нарушение пункта 15.1 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н (далее - Порядок N 86н), согласно которому федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления), осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении учреждений, обеспечивают размещение на официальном сайте информации о своих подведомственных учреждениях, которым доводятся государственные (муниципальные) задания и предоставляются субсидии на иные цели, Росводресурсами не обеспечено размещение на сайте www.bus.gov.ru отчетов о выполнении государственного задания.
12.11. В 2021 году Росводресурсы являлись участником государственных программ Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов".
В 2021 году Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ (с изменениями) расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы по Росводресурсам были предусмотрены в сумме 16 681,5 млн. рублей, сводной бюджетной росписью - 14 982,0 млн. рублей, или 89,8 % от показателя, установленного Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ (с изменениями).
Кассовые расходы составили 14 737,8 млн. рублей, или 98,3 % сводной бюджетной росписи, в том числе по подпрограмме 2 "Использование водных ресурсов" - 14 497,7 млн. рублей, или 98,4 %.
По подпрограмме 2 "Использование водных ресурсов" неисполненные назначения составили 231,6 млн. рублей, или 1,6 % лимитов бюджетных обязательств, и образовались в связи с невыполнением обязательств подрядчиками при выполнении мероприятий в субъектах Российской Федерации, корректировкой проектно-сметной документации, экономией ввиду наличия исключаемых работ.
Росводресурсы участвовали в достижении шести показателей госпрограммы, десяти показателей в рамках подпрограммы 2 "Использование водных ресурсов" ГП 28.
По состоянию на 1 января 2021 года из шести общих показателей ГП 28 выполнены пять, по одному показателю фактическое значение отсутствует в связи с установленным сроком формирования отчетности 30 мая 2022 года (пункт 23.1. "Информация об использовании вод Российской Федерации" Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р).
Не достигнуты плановые значения трех показателей подпрограммы 2 "Использование водных ресурсов".
12.12. Росводресурсы осуществляют функции участника и соисполнителя федеральных проектов "Оздоровление Волги" и "Сохранение уникальных водных объектов" входящих в состав национального проекта "Экология", управление которыми осуществляет проектный офис - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В рамках федерального проекта "Оздоровление Волги" в 2021 году сводной бюджетной росписью на мероприятия проекта предусмотрено 935,9 млн. рублей, исполнено 926,5 млн. рублей, или 98,99 %. Неисполнение в объеме 9,4 млн. рублей сложилось из-за нарушения подрядчиком условий контракта на выполнение работ и произведенной оплаты за фактически выполненные работы, а также невозможности проведения строительного контроля при осуществлении мероприятий по расчистке водных объектов, которые не являются объектами капитального строительства.
В рамках федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" в 2021 году сводной бюджетной росписью на мероприятия проекта предусмотрено 2 291,3 млн. рублей, исполнено 2 279,8 млн. рублей, или 99,5 %.
Неисполнение в объеме 11,5 млн. рублей обусловлено приостановлением в 2021 году выполнения работ из-за неблагоприятных погодных условий, поздним предоставлением исполнительной документации подрядной организацией.
В 2021 году выполнены значения трех показателей по каждому проекту, в достижении которых участвуют Росводресурсы.
12.13. Сводной бюджетной росписью на 2021 год Росводресурсам установлены бюджетные ассигнования на межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 7 713,2 млн. рублей, или 90,6 % от показателей Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ (с изменениями), в том числе 3 989,9 млн. рублей - консолидированные субсидии (вид расходов 523), 3 322,2 млн. рублей - субвенции на выполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (вид расходов 530), 401,0 млн. рублей - иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета бюджету Забайкальского края софинансирования расходных обязательств Забайкальского края, возникающих при реализации отдельных мер по ликвидации последствий наводнения, произошедшего на территории Забайкальского края в 2021 году (вид расходов - 540).
По состоянию на 1 января 2022 года по результатам использования межбюджетных трансфертов образовались неисполненные назначения на общую сумму 222,2 млн. рублей, или 2,9 % доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, в том числе: субсидии - 130,8 млн. рублей (3,3 %), субвенции - 78,7 млн. рублей (2,4 %), 12,6 млн. рублей (3,2 %) - иной межбюджетный трансферт.
13. Предложения
13.1. Направить представление Счетной палаты руководителю Федерального агентства водных ресурсов.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
13.3. Направить Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год" в Федеральном агентстве водных ресурсов в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор |
С.В. Мамедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год" в Федеральном агентстве водных ресурсов (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 11 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-