г. Краснодар |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А53-7378/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Рыжкова Ю.В. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области от истца - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378) - Ломакиной Н.В. (доверенность от 08.05.2014), от ответчика - сельскохозяйственного производственного кооператива "Федосеевский" (ИНН 6110001689, ОГРН 1026100945408) - Чухутова А.А. (доверенность от 23.07.2014), при ведении протокола помощником судьи Шереметьевым Э.Р., рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Федосеевский" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.07.2014 (судья Тер-Акопян О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А53-7378/2014, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к СПК "Федосеевский" (далее - кооператив) о взыскании 1 686 053 рублей 35 копеек выплаченного возмещения ущерба, связанного с гибелью посевов сельскохозяйственных культур в результате засухи (уточненные требования).
Решением от 08.07.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.10.2014, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что кооператив необоснованно включил в сумму ущерба, возмещенного ему министерством, налог на добавленную стоимость (НДС).
В кассационной жалобе кооператив просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, суды неправомерно применили приказ министерства от 18.07.2012 N 91 "О порядке прохождения документов, являющихся основанием для расходования средств, предоставляемых из резервного фонда Правительства Ростовской области на возмещение ущерба" (далее - приказ N 91). Постановление Правительства Ростовской области от 28.08.2014 N 804 "О порядке возмещения ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате засухи" (далее - постановление N 804) имеет большую юридическую силу по сравнению с приказом N 91, поэтому возникшие правоотношения регулируются названным постановлением, согласно которому размер подлежащего возмещению ущерба определяется из расчета 70% от фактических затрат на выращивание сельскохозяйственных культур в результате засухи. Таким образом, НДС подлежит включению в состав фактически понесенных затрат, кроме случаев, когда потерпевший сельхозпроизводитель - плательщик НДС и в силу налогового законодательства самостоятельно возмещает свои затраты по уплаченному НДС. Кооператив является плательщиком единого сельскохозяйственного налога, НДС ему из бюджета не возмещается, поэтому не может быть исключен из состава фактически понесенных затрат. Приказ N 91 не подлежит применению, так как он не регулирует отношения между сельскохозяйственными товаропроизводителями, а является локальным нормативным актом, регулирующим отдельные вопросы деятельности органа государственной власти, а также противоречит постановлению N 804. Кроме того, приказ N 91 не опубликован в установленном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что выводы судов основаны на фактических обстоятельствах дела и имеющихся доказательствах. Приказ N 91 соответствует постановлению Правительства Ростовской области от 20.01.2012 N 34 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Ростовской области на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций" (далее - постановление N 34) и является нормативным правовым актом, подлежащим применению при возмещении затрат, понесенных сельхозпроизводителем в результате засухи.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, платежным поручением от 27.09.2012 N 103172 министерство перечислило кооперативу 19 878 041 рубль 25 копеек в возмещение ущерба, причиненного в результате аномальных гидрометеорологических условий в 2012 году.
18 октября 2013 года контрольно-счетная палата Ростовской области провела в министерстве проверку целевого и эффективного использования средств резервного фонда Правительства Ростовской области по отдельным объектам и направлениям в 2012 году. Согласно акту проверки в пакете документов, предоставленных кооперативом на возмещение ущерба, связанного с гибелью посевов сельскохозяйственных культур в результате засухи, выявлено завышение показателей по нескольким видам затрат. Так, в расчет фактически понесенных затрат по ГСМ необоснованно включен НДС, по приобретению и списанию запасных частей включены расходы, не подтвержденные первичными документами. В ходе дополнительной проверки документов, представленных кооперативом, установлено необоснованное включение ответчиком НДС в возмещаемые из бюджета затраты, учтенные при списании запасных частей и на приобретение ГСМ, а также неправомерная выплата министерством средств резервного фонда Правительства Ростовской области в размере 1 686 053 рублей 35 копеек.
В письме от 22.11.2013 N 11.1.3.3-27/277 министерство сообщило кооперативу о необходимости возвратить в течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления необоснованно полученные денежные средства.
Поскольку кооператив не возвратил денежные средства в срок, предложенный министерством, последнее обратилось с иском в арбитражный суд.
Механизм выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Ростовской области регулируется постановлением N 34. Согласно пункту 6 утвержденного постановлением N 34 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Ростовской области на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются для частичного покрытия расходов на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в возмещение ущерба, нанесенного сельскохозяйственным товаропроизводителям вследствие аномальных гидрометеорологических условий. Порядок использования средств резервного фонда на цели, указанные в пункте 6 Порядка, устанавливается отдельными нормативными правовыми актами.
Постановлением N 804 утвержден Порядок возмещения ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате засухи. Согласно пункту 2 названного порядка размер подлежащего возмещению ущерба определяется из расчета 70% от фактически понесенных затрат на выращивание сельскохозяйственных культур, погибших в результате засухи.
Порядок прохождения документов, являющихся основанием для расходования средств, предоставляемых из резервного фонда Правительства Ростовской области на возмещение ущерба, нанесенного сельскохозяйственным товаропроизводителям вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2012 году, определялся приказом N 91. Названным приказом утвержден перечень документов, являющихся основанием для расходования средств, предоставляемых из резервного фонда Правительства Ростовской области на возмещение ущерба, и формы документов, направляемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в министерство. Форма расчета средней стоимости 1 кг полученных ГСМ предусмотрена в приложениях N 8 и 13. В графе 6 приложения N 8 должна отражаться стоимость ГСМ без учета НДС.
Суды установили, что кооператив представил в министерство расчеты средней стоимости 1 литра дизтоплива за 2010 - 2012 годы и 1 литра масла за 2011 и 2012 годы, в которые в нарушение приказа N 91 включил НДС.
Согласно расчету министерства необоснованное возмещение из резервного фонда Правительства Ростовской области затрат кооперативу составило 1 686 053 рубля 35 копеек. Суды проверили расчет и признали его верным, кооператив расчет не оспорил.
При таких обстоятельствах суды правильно удовлетворили иск.
Суды оценили и правильно отклонили довод кооператива о том, что постановление N 804 предусматривает возмещение всех фактических затрат, и, поскольку кооператив является плательщиком единого сельскохозяйственного налога, НДС подлежит включению в состав фактически понесенных им затрат. Получение налогоплательщиком бюджетных средств на ликвидацию последствий стихийного бедствия не предусмотрено налоговым законодательством в качестве основания для восстановления сумм налога на добавленную стоимость. Порядок определения размера ущерба, установленный приказом N 91, в соответствии с которым кооператив представлял документы в министерство, не предусматривал включение сумм НДС при расчете стоимости ГСМ. Суд апелляционной инстанции правильно указал, что право на компенсацию ущерба от засухи возникло у кооператива не на основании налогового законодательства или законодательства федерального уровня, а в силу законодательства Ростовской области, которая приняла собственное решение о компенсации сельхозтоваропроизводителям ущерба от засух. Это было добровольным волеизъявлением субъекта Российской Федерации и он имел право предоставлять эту компенсацию в любом размере и с учетом любых составляющих ущерба, в том числе без учета сумм НДС. Кооперативу выплатили за счет средств резервного фонда Ростовской области 19 878 041 рубль 25 копеек, в то время как кооператив имел право на получение 18 191 987 рублей 90 копеек.
Довод кооператива о том, что приказ N 91 не применим, поскольку не опубликован в установленном порядке, оценен судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен. Суд указал, что министерство приняло приказ во исполнение поручения Правительства Ростовской области. Приказ N 91 опубликован на сайте министерства в сети Интернет и был доступен неопределенному кругу лиц. Кооператив, обращаясь к министерству за компенсацией ему из резервного фонда Правительства Ростовской области ущерба от засухи, предоставил суммы расчетов и документы, заполненные по формам, утвержденным приказом N 91.
Основания для изменения или отмены решения и постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.07.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 по делу N А53-7378/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.