Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается расширить перечень оснований несения казной публично-правовых образований ответственности за вред, в том числе моральный, причиненный гражданам и юридическим лицам незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, для тех случаев, когда названная ответственность наступает независимо от вины должностных лиц указанных органов.
Между тем законопроект не отвечает принципу определенности вводимого законодательного регулирования, предполагающему недопущение произвольного применения вводимого законодательного регулирования и исключение несоразмерного обременения привлекаемого к ответственности лица, - в данном случае за счет публично-правовых образований (статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку предусматривается неисчерпывающий перечень оснований для возмещения соответствующей казной причиненного вреда.
Кроме того, предлагаемые изменения не соответствуют актуальным правовым реалиям и корреспондирующему правовому регулированию, в связи с чем нуждаются в приведении в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом Российской Федерации.
Следует отметить, что Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации определяет реабилитацию как порядок восстановления прав и свобод лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию (пункт 34 статьи 5). В случае необоснованного уголовного преследования основанием возмещения вреда является не нарушение должностными лицами каких-либо процессуальных норм закона, а само по себе оправдание обвиняемого или прекращение дела по реабилитирующим основаниям (часть первая статьи 133). Указанная позиция подтверждается судебной практикой (определения Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2015 г. N 88-КГПР15-1, от 14 августа 2018 г. N 78-КГ18-38, от 5 марта 2019 г. N 78-КГ18-82).
Использование в законопроекте исключительно термина "незаконный" создает риск предъявления регрессного требования к должностному лицу, которое добросовестно исполняло служебные обязанности, не нарушая закон, что перекладывает на него бремя доказывания отсутствия своей вины.
Кроме того, административное задержание и административный арест не относятся к компетенции органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (часть 1 статьи 27.3 и часть 1 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в представленной редакции.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 18 мая 2021 г. N 4636п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 1091122-7 "О внесении изменений в статьи 1070 и 1100 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Н.В. Костенко"
Опубликование:
-