г. Краснодар |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А32-25862/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Рогальского С.В.,
судей Айбатулина К.К. и Рыжкова Ю.В.,
при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани "Кубаньэнерго" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Бабак О.В. (доверенность от 15.01.2014), в отсутствие ответчиков: общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1" (ИНН 2311096274), государственного казенного учреждения "Главное управление строительства Краснодарского края" (ИНН 2310068690, ОГРН 10223001609307), третьих лиц: открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт", открытого акционерного общества "Оборонэнерго", открытого акционерного общества "Славянка", федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кубаньэнерго" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2014 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 (судьи Малыхина М.Н., Ломидзе О.Г., Авдонина О.Г.) по делу N А32-25862/2013,
установил следующее.
ОАО "Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Домоуправление N 1" и ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" о взыскании 721 059 148 рублей стоимости бездоговорного потребления электрической энергии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Оборонэнергосбыт", ОАО "Оборонэнерго", ОАО "Славянка", ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением от 26.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.10.2014, в иске отказано в связи с предъявлением требований к ненадлежащим ответчикам, не являвшимся потребителями электроэнергии либо организациями, управляющими энергопотребляющими объектами (в том числе жилым фондом) военного городка N 109, в отношении которых произведен расчет бездоговорного потребления. Довод истца о непривлечении к участию в деле Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) признан апелляционным судом несостоятельным.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель считает, что потребителем коммунального ресурса является Минобороны РФ как собственник спорных энергопотребляющих объектов. Судебные акты вынесены о правах и обязанностях Минобороны РФ, не привлеченного к участию в деле. Стоимость бездоговорного потребления подлежит взысканию с ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений", которому приказом Минобороны РФ объекты, в том числе специализированный жилищный фонд военных городков, переданы в оперативное управление. При недостаточности средств у названного учреждения взыскание следует произвести с субсидиарного должника - Российской Федерации в лице Минобороны РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основанием для предъявления иска явились акты от 09.11.2012 N 2030030 и N 2030031 о неучтенном потреблении электроэнергии, составленные обществом в отношении ООО "Домоуправление N 1". Объектом бездоговорного потребления за период с 09.11.2011 по 09.11.2012 указана в актах подстанция военного городка, расположенного в г. Краснодаре, ул. Дзержинского, 98.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии" (далее - Основные положения N 442), под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
В силу пунктов 192 и 193 Основных положений N 442 по факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии. При составлении акта должно присутствовать лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Согласно пункту 196 Основных положений объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к данному документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года. Стоимость потребленной электрической энергии взыскивается на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Судами установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 423-р единственными специализированными организациями (исполнителями, подрядчиками) по временной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, построенных по заказу Минобороны России, с момента подписания акта технической приемки до их передачи в эксплуатацию специализированным организациям определены ОАО "Оборонэнерго" и открытые акционерные общества, созданные путем преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис"".
Приказом Министра обороны РФ от 05.11.2011 N 2109 "О закреплении движимого имущества на праве оперативного управления за ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений"" Минобороны РФ, недвижимое имущество, в том числе внутриплощадочные электрические сети по адресу: г. Краснодар, ул. Дзержинского, 98, закреплены за названным учреждением на праве оперативного управления.
Изложение указанных обстоятельств не означает принятие решения о правах и обязанностях Минобороны РФ. В обжалуемых судебных актах отсутствуют выводы о том, что по заявленным требованиям должно отвечать Минобороны РФ или ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ. К такому выводу пришел сам заявитель кассационной жалобы, подтверждая тем самым, что ООО "Домоуправление N 1" и ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" надлежащими ответчиками не являются.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что общество вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предъявить иск к лицу, которого оно считает обязанным.
При названных обстоятельствах безусловные основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов, отсутствуют. Иных оснований заявитель не привел.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу N А32-25862/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Рогальский |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.