город Ростов-на-Дону |
|
07 октября 2014 г. |
дело N А32-25862/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,
судей Ломидзе О.Г., Авдониной О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Штерхун Е.Э.,
при участии: от истца: представитель по доверенности от 15.01.2014 Бабак О.В.,
от ответчика: от общества с ограниченной ответственностью: "Домоуправление N 1": представитель по доверенности от 14.08.2014 Маркарян Н.К.,
от государственного казенного учреждения "Главное управление строительства Краснодарского края": не явился, извещен,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2014 по делу N А32-25862/2013
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани
к обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1", государственному казенному учреждению "Главное управление строительства Краснодарского края"
третьи лица: открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт", открытое акционерное общество "Оборонэнерго", открытое акционерное общество "Славянка", федеральное государственное казенное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании стоимости бездоговорного потребления электроэнергии,
принятое в составе судьи Нигоева Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1" (далее - ответчик), государственному казенному учреждению "Главное управление строительства Краснодарского края" о взыскании стоимости бездоговорного потребления электрической энергии в сумме 721059148 руб. (с учетом определения о привлечении соответчика от 08.04.2014 г.).
Исковые требования заявлены о взыскании стоимости бездоговорного потребления электрической энергии в ходе строительства военного городка.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт", открытое акционерное общество "Оборонэнерго", открытое акционерное общество "Славянка", федеральное государственное казенное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением суда 26.05.2014 в иске отказано. Решение мотивировано тем, что ОАО "Славянка" является управляющей спорным жилищным фондом организацией, письменный договор между ресурсоснабжающей организацией и ОАО "Славянка" как управляющей компанией не заключен, однако это не освобождает указанное общество как исполнителя коммунальной услуги от оплаты потребленной электрической энергии сетевой компании как бездоговорного объема, рассчитанного по приборам учета. Доказательства потребления электроэнергии ответчиками или осуществления ими управления снабжаемых электроэнергией объектов в материалы дела не представлены. Суд первой инстанции пришел выводу о том, что иск заявлен к ненадлежащим ответчикам.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. В соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон N 104 от 25.03.2011 составленным между ОАО "Кубаньэнерго" и ООО "Домоуправление N1", последний несет ответственность за эксплуатацию электросетевого оборудования, на котором 09.11.2012 был обнаружен факт бездоговорного потребления. В спорный период ОАО "Славянка" функции управляющей организации не осуществлялись. ОАО "Славянка" по состоянию на 09.11.2012 не имело отношения к эксплуатируемому оборудованию, а также к жилищному фонду военного городка N 109.
В суд апелляционной инстанции поступило дополнение к апелляционной жалобе, в котором заявитель указывает на то, что судом в нарушении ст. 210 АПК РФ не был привлечен собственник спорных объектов - Министерство обороны Российской Федерации. Заявитель полагает, что судом первой инстанции допущено нарушение, предусмотренное ст. 270 АПК РФ, согласно которой принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в любом случае является основанием для отмены решения арбитражного суда.
Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие государственного казенного учреждения "Главное управление строительства Краснодарского края" и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 423-р, единственными специализированными организациями (исполнителями, подрядчиками) по временной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, построенных по заказу Минобороны России, с момента подписания акта технической приемки до их передачи в эксплуатацию (аренду) специализированным организациям на срок, не превышающий 1 года, определены ОАО "Оборонэнерго" и открытые акционерные общества, созданные путем преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в соответствии с подп. "е" пункта 1 Указа Президента РФ от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Приказом Министра обороны РФ от 05.11.2011 N 2109 "О закреплении движимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, недвижимое имущество, в том числе и внутриплощадочные электрические сети (г. Краснодар, ул. им. Дзержинского, д. 98), протяженностью 0,882 км, закреплены за федеральным государственным учреждением "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 2 указанного приказа, руководитель ФГУ "Спец ТУИО" Минобороны РФ, в трехмесячный срок должен обеспечить занесения сведений о недвижимом имуществе в реестр федерального имущества, а также государственную регистрацию права оперативного управления ФГУ "Спец ТУИО" Минобороны РФ недвижимым имуществом.
Приказом Министра обороны РФ от 21.12.2012 N 3789 "О предоставлении недвижимого и движимого имущества в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу "Оборонэнерго", недвижимое имущество, в том числе и инженерное оборудование, предназначенное для бесперебойного обеспечения электрической энергии военного городка, предоставлено в безвозмездное пользование ОАО "Оборонэнерго" на срок действия государственного контракта. В соответствии с положениями данного приказа (п. 2), все организации, подведомственные Минобороны РФ, которым на соответствующем праве предоставлено имущество, должны были заключить договоры безвозмездного пользования с ОАО "Оборонэнерго", и передать по акту приема-передачи имущество. Согласно представленному в материалы дела письму ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" от 01.08.2011 исх. N 141/3/61794 единственными поставщиками коммунальных услуг и услуг по обслуживанию электросетевого хозяйства организаций Минобороны РФ определены ОАО "Славянка", ОАО "РЭУ", ОАО "28 Электрическая Сеть".
В период строительства и сдачи в эксплуатацию объекта (военный городок N 109), расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Дзержинского, 98, и включающего в себя многоквартирные жилые дома, детский сад и среднюю образовательную школу, между застройщиком военного городка N 109 по адресу: г. Краснодар, ул. Дзержинского, 98 - ООО "Энергомонтажавтоматика" и ОАО "Краснодарское военно-энергетическое предприятие" был заключен договор купли-продажи от 03.03.2010 N 7 электрической энергии по временной схеме, расторгнутый по окончании строительства.
ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" в 2010 году получены технические условия на электроснабжение военного городка N 109, в процессе реализации которых осуществлена прокладка кабельной линии 10 кВ от подстанции "Военгородок" до РП 1926п, протяженностью 5357 м, кабельной линии 10 кВ от РП 1926п до ТП 1925н, протяженностью 376 м и строительство ТП 1925п, установленной на территории общеобразовательной школы.
На основании заключенного ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" и ООО "Домоуправление N 1" соглашения от 31.03.2011 N 1 и акта разграничения эксплуатационной ответственности, эксплуатирующей организацией на период проведения пуско-наладочных работ являлось ООО "Домоуправление N 1".
После получения разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок между ОАО "Кубаньэнергосбыт" и ООО "Домоуправление N 1" заключен договор энергоснабжения от 27.05.2011.
01.08.2011 договор энергоснабжения расторгнут, ООО "Домоуправление N 1" из перечня точек поставки в качестве абонента исключен.
Как следует из материалов дела, ОАО "Славянка" является управляющей компанией жилого фонда, относящегося к военному городку N 109 по ул. Дзержинского, 98 в городе Краснодаре.
10.02.2011 между ООО "Домоуправление N 1" (подрядчик) и ОАО "Славянка" (заказчик) заключен договор подряда N 3/11, в соответствии с которым заказчик передает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ и предоставлению услуг в целях управления многоквартирными домами 109-го военного городка в г. Краснодаре по ул. Дзержинского, 98.
09.03.2011 стороны заключили дополнительное соглашение к договору подряда, которым прекратили обязательства сторон в отношении управления многоквартирными домами 109-го военного городка в г. Краснодаре по ул. Дзержинского, 98.
01.09.2011 между ООО "Домоуправление N 1" (обслуживающая организация) и ОАО "Славянка" (управляющая организация) заключен договор N 15 на обслуживание многоквартирных жилых домов в г. Краснодаре, пгт. Афипсип, в г. Кореновске (приложение N 1), сроком действия до 01.09.2016.
Доказательств включения в указанный договор обязательств ООО "Домоуправление N 1" на обслуживание многоквартирных жилых домов 109-го военного городка в г. Краснодаре по ул. Дзержинского, 98 в материалы дела не представлено.
09.11.2012 в отношении ООО "Домоуправление N 1" составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии у потребителя (юридического лица) N 2030030 на подстанции 110/35/10 кВ, военный городок, фидер ВГР-109, подписанный как представителями проверяющей организации, так и представителем ООО "Домоуправление N 1" - начальником участка N 3 Купиным А.Ю.
На основании составленного акта о неучтенном потреблении электроэнергии произведен расчет стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии. Согласно расчетам по акту о неучтенном потреблении электроэнергии от 09.11.2012 N 2030030 сумма ущерба за период с 09.11.2011 по 09.11.2012 составила 360529574,40 руб.
09.11.2012 в отношении ООО "Домоуправление N 1" составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии у потребителя (юридического лица) N 2030031 на подстанции 110/35/10 кВ, военный городок, фидер ВГР-210, подписанный как представителями проверяющей организации, так и представителем ООО "Домоуправление N 1" - начальником участка N 3 Купиным А.Ю.
На основании составленного акта о неучтенном потреблении электроэнергии произведен расчет стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии. Согласно расчетам по акту о неучтенном потреблении электроэнергии от 09.11.2012 N 2030031 сумма ущерба за период с 09.11.2011 по 09.11.2012 составила 360529574,40 руб.
Общая стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электроэнергии по расчетам истца составила 712059148 руб.
Истец направил в адрес ответчика претензионное письмо от 12.12.2012 исх. N КЭ/113/06/111 с требованием об оплате стоимости бездоговорного потребления электроэнергии, которая оставлена без исполнения.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения компании в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
При принятии решения суд руководствуется следующим.
В соответствии с нормами Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статей 539 и 540 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка электрической энергии осуществляется на основании договора энергоснабжения.
В пункте 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила соответствующего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статья 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Основными положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения), действующими на момент выявления факта бездоговорного потребления электроэнергии.
Согласно пункту 2 Основных положений под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Для взыскания стоимости бездоговорного потребления необходимо установить, что ответчики в спорный период являлись лицами, в чьи обязанности входила оплата потребленной энергии. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства:
- принадлежности ответчикам энергопринимающих устройств, которыми была потреблена электрическая энергия в спорный период, на праве собственности либо ином праве;
- наличия договорного обязательства по оплате электроэнергии, израсходованной на нужды строительства (пуско-наладки);
- наличия установленной законом обязанности по оплате электроэнергии, израсходованной на нужды строительства (пуско-наладки).
Так, суд обоснованно учел, что ответчики не являлись исполнителями коммунальной услуги в спорный период времени, не являлись титульными владельцами объектов недвижимости на территории городка в спорный период.
Истец не привел нормативного обоснования предъявления иска о взыскании стоимости бездоговорного потребления к избранным им ответчикам.
Предъявление иска к ненадлежещему ответчику является самостоятельным и достаточным основанием к отказу в иске.
Оснований для привлечения к участию в деле Минобороны Российской Федерации по инициативе суда не имелось.
Истец не лишен возможности обращения с иском к надлежащим ответчикам.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2014 по делу N А32-25862/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
О.Г. Ломидзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25862/2013
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2014 г. N Ф08-9777/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО энергетики и электрификации Кубани
Ответчик: государственное казенное учреждение "Главное управление строительства Краснодарского края", ООО "Домоуправление N1"
Третье лицо: 6 ЦУ ФПС (ВС РФ )для ФГКУ СПЕЦ.тупо мо, ОАО "Оборонэнерго", ОАО "Оборонэнергосбыт", ОАО "Славянка", ОАО "Оборонэнерго", ОАО "Оборонэнергосбыт",, ОАО "Славянка", ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ,, федеральное государственное казенное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации