Решение Челябинского областного суда от 27 января 2023 г. по делу N 3а-7/2023
УИД 74OS0000-01-2022-000303-80
Челябинский областной суд в составе:
председательствующего Дашкевич Т.А.,
при секретаре Агатаевой А.С.,
с участием прокурора Гизатуллина Д.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества "Златоустовский машиностроительный завод" к Собранию депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области о признании недействующим нормативно-правового акта, установил:
акционерное общество "Златоустовский машиностроительный завод" (далее АО "Златоустовский машиностроительный завод", АО "Златмаш", общество) обратилось в Челябинский областной суд с административным иском, с учетом уточненных требований, к Собранию депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области о признании недействующими Генерального плана Златоустовского городского округа и Правил землепользования и застройки Златоустовского городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 1 июня 2022 года N 33-ЗГО "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 28 декабря 2009 года N 103-ЗГО "Об утверждении Генерального плана Златоустовского городского округа и Правил землепользования и застройки Златоустовского городского округа" в части отнесения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами: N к территориальной зоне Р-2 "Городские леса" со дня их принятия, как не соответствующие нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
В обоснование заявленных требований указало, что АО "Златмаш" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: N, площадью 20083 кв. м, с видом разрешенного использования - под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам, N, площадью 19305 кв. м, с видом разрешенного использования - под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам, N, площадью 32302 кв. м, с видом разрешенного использования - под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам с объектами обслуживания, N, площадью 40621 кв. м, с видом разрешенного использования - под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам, N, площадью 10878 кв. м, с видом разрешенного использования - под реконструкцию существующей застройки, N, площадью 4494 кв. м, с видом разрешенного использования - под строительство многоуровневой стоянки, N, площадью 33325 кв. м, с видом разрешенного использования - под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам с объектами обслуживания, N, площадью 14525 кв. м, с видом разрешенного использования - под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам с объектами обслуживания, N, площадью 15615 кв. м, с видом разрешенного использования - под строительство нежилого здания торгового центра (гипермаркета). Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 1 июня 2022 года N 33-ЗГО внесены изменения в Генеральный план Златоустовского городского округа и Правила землепользования и застройки Златоустовского городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 28 декабря 2009 года N 103-ЗГО. Указанными Правилами определяется состав карт градостроительного зонирования, в том числе, карта градостроительного зонирования г. Златоуста, согласно которой земельные участки, принадлежащие АО "Златоустовский машиностроительный завод", включены в зону рекреационного назначения - "зона городских лесов (Р-2)". Административный истец считает, что в указанной части Правила землепользования и застройки не соответствуют земельному и градостроительному законодательству, нарушают права и законные интересы общества, поскольку земельные участки, принадлежащие АО "Златоустовский машиностроительный завод" отнесены к зоне территорий "городские леса", на которой не предусматривается какое-либо строительство объектов недвижимости, что создает препятствие для дальнейшего использования земельных участков в соответствии с ранее установленными видами разрешенного использования.
Представитель административного истца АО "Златоустовский машиностроительный завод" Куркина Т.А., в судебном заседании на удовлетворении административного искового заявления настаивала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом уточнений.
Также АО "Златмаш" представило письменные пояснения, в которых подробно описало процесс возникновения права собственности на указанные выше земельные участки, а также свою позицию по делу (л.д. 112 - 116 т. 2).
Представитель административного ответчика Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области и представитель заинтересованного лица Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области Батищев И.В. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, в письменном отзыве указал, что к вопросам местного значения городского округа относиться утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки. Утверждение в Генеральном плане функциональных зон, не соответствующих фактическому использованию территорий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права административного истца, поскольку не препятствует в использовании земельных участков в соответствии с их назначением (л.д. 149 - 153 т. 1).
Заинтересованное лицо глава Златоустовского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В заключении старший прокурор отдела управления прокуратуры Челябинской области Гиззатуллин Д.З. полагал административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Заслушав пояснения участников процесса, заключение участвующего в деле прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании государственного акта на право пользования землей N N от ДД.ММ.ГГГГ АО "Златмаш" (ранее машиностроительный завод г. Златоуст, ФГУП "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод") в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок площадью 35,0 га, кадастровый N, вид разрешенного использования: для строительства районного больничного комплекса (л.д. 117 - 121 т. 2).
В соответствии с передаточным актом подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" по состоянию на 31 июля 2007 года, утвержденный руководителем территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области 19 марта 2009 года, административному истцу в собственность был передан земельный участок площадью 35000 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый N (л.д. 132 - 136, 197 т. 2).
Распоряжением администрации Златоустовского городского округа N-р от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден проект планировки и межевания территорий микрорайона "Сосновый бор", расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (03), территориальная зона 14, ограничения: с северо-восточной стороны - речка Есаулка, с северо-западной стороны - <адрес> (л.д. 103 - 111 т. 1).
Согласно решению ОАО "Златоустовский машиностроительный завод" N 251Н/227 от 28 февраля 2012 года "О разделе земельного участка" земельный участок общей площадью 350000 кв. м с кадастровым номером N, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилую многоэтажную застройку, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, <адрес> <адрес>, был разделен на земельные участки, в том числе, под жилую застройку: общей площадью 33325 кв. м под жилую группу домов по индивидуальным проектам с объектами обслуживания, общей площадью 19305 кв. м под жилую группу домов по индивидуальным проектам, общей площадью 20083 кв. м под жилую группу домов по индивидуальным проектам, общей площадью 14525 кв. м под жилую группу домов по индивидуальным проектам с объектами обслуживания, общей площадью 32302 кв. м под жилую группу домов по индивидуальным проектам с объектами обслуживания, общей площадью 40621 кв. м под жилую группу домов по индивидуальным проектам, общей площадью 10878 кв. м участок реконструируемой застройки; под объекты соцкультбыта микрорайонного значения: общей площадью 5378 кв. м под размещение детского сада на 150 мест, общей площадью 8479 кв. м под размещение детского сада на 250 мест, общей площадью 20337 кв. м под размещение школы на 1100 мест, общей площадью 1989 кв. м под размещение магазина, общей площадью 1286 кв. м под размещение дома ветеранов, общей площадью 3200 кв. м под размещение многоуровневой автостоянки, общей площадью 4494 кв. м под размещение многоуровневой автостоянки; под объекты соцкультбыта внемикрорайонного значения: общей площадью 28792 кв. м под размещение торгово-досугового комплекса, общей площадью 2213 кв. м участок сквера, общей площадью 5836 кв. м участок сквера, общей площадью 61538 кв. м парковая зона, общей площадью 35419 кв. м внутриквартальные проезды и пешеходные тротуары общего пользования. Распоряжением Администрации Златоустовского городского округа от 24 мая 2012 года N 857-р в отношении вышеуказанных земельных участков были установлены указанные виды разрешенного использования земельных участков (л.д. 137 - 138 т. 2, л.д. 112 т. 1).
Право собственности ОАО "Златоустовский машиностроительный завод" на указанные земельные участки было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 июля 2012 год, земельным участкам присвоены следующие кадастровые номера: земельному участку площадью 33325 кв. м N, земельному участку площадью 19305 кв. м N, земельному участку площадью 20083 кв. м N, земельному участку площадью 14525 кв. м N, земельному участку площадью 32302 кв. м N, земельному участку площадью 40621 кв. м N, земельному участку площадью 10878 кв. м N, земельному участку площадью 5378 кв. м N, земельному участку площадью 8479 кв. м N, земельному участку площадью 20337 кв. м N, земельному участку площадью 1989 кв. м N, земельному участку площадью 32000 кв. м N, земельному участку площадью 4494 кв. м N, земельному участку площадью 28792 кв. м N, земельному участку площадью 2213 кв. м N, земельному участку площадью 5836 кв. м N, земельному участку площадью 61538 кв. м N, земельному участку площадью 35419 кв. м N, земельному участку 74:25:0307403:145 (л.д. 139 - 157 т. 2).
В соответствии с решением N 251Н/1380 от 25 сентября 2012 года о разделе земельного участка, земельный участок общей площадью 28792 кв. м с кадастровым номером 74:25:0307403:148 был разделен на два земельных участка ориентировочной площадью 15615 кв. м и 13177 кв. м. Право собственности ОАО "Златоустовский машиностроительный завод" на указанные земельные участки было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 9 ноября 2012 год, земельному участку общей площадью 15615 кв. м присвоен кадастровый N, земельному общей площадью 13177 кв. м присвоен кадастровый N (л.д. 158 - 160 т. 2).
Из имеющихся в материалах дела уведомлений Управления Росреестра по Челябинской области следует, что право собственности ОАО "Златмаш" на земельный участок площадью 5378 кв. м, кадастровый N, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство детского сада на 150 мест, на земельный участок площадью 8479 кв. м, кадастровый N, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство детского сада на 250 мест, на земельный участок площадью 35419 кв. м, кадастровый N, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под внутриквартальные проезды и пешеходные тротуары общего пользования, на земельный участок площадью 20337 кв. м, кадастровый N, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство школы на 1100 мест, на земельный участок площадью 2213 кв. м, кадастровый N, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под устройство сквера, на земельный участок площадью 5836 кв. м, кадастровый N, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под устройство сквера, на земельный участок площадью 61538 кв. м, кадастровый N, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под устройство парковой зоны, было прекращено. 17 мая 2013 года право собственности на указанные земельные участки было зарегистрировано за Муниципальным образованием - Златоустовский городской округ (л.д. 161 - 163 т. 2).
17 марта 2014 года между ОАО "Златоустовский машиностроительный завод" и Администрацией Златоустовского городского округа был заключен предварительный договор об обмене земельными участками N 251/260, в соответствии с которым стороны приняли на себя обязательства на основании п.п. 15 - 17 ст. 30 Земельного кодекса РФ, с целью передачи в собственность муниципального образования земельных участков, являющихся собственностью ОАО "Златмаш", расположенных по адресу: <адрес> (микрорайон) "Сосновый бор" и предоставления взамен передаваемых, равноценных по стоимости и ликвидности земельных участков, находящихся в распоряжении муниципального образования Златоустовский городской округ, заключить в будущем договор об обмене земельными участками на условиях, указанных в настоящем предварительном договоре (л.д. 164 - 169 т. 2).
31 октября 2016 года комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа вынес распоряжение N 1050-р "О заключении договора мены земельных участков", в соответствии с которым административный истец передал в собственность муниципального образования Златоустовский городской округ следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1989 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, под строительство магазина, земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1286 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес> <адрес>, под размещение Дома ветеранов, земельный участок с кадастровым номером N, площадью 3200 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, под строительство многоуровневой парковки, а муниципальное образование Златоустовский городской округ передал в собственность административного истца земельный участок с кадастровым номером N, площадью 4431 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов по адресному ориентиру: <адрес>, южнее жилого <адрес> для строительства многоквартирных жилых домов (л.д. 170 - 176 т. 2).
9 ноября 2017 года был заключен договор мены земельными участками N N, в соответствии с которыми муниципальное образование Златоустовский городской округ передает АО "Златмаш" земельный участок с кадастровым номером N, площадью 5983 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов по адресному ориентиру: <адрес>, напротив центральной проходной машиностроительного завода для строительства спортивного комплекса, а АО "Златмаш", в свою очередь передает в собственность муниципального образования Златоустовский городской округ земельный участок с кадастровым номером N, площадью 13177 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов по адресному ориентиру: <адрес>, <адрес>, <адрес>, под строительство торгово-досугового комплекса (л.д. 188 - 193 т. 2).
Согласно решению Собрания депутатов Златоустовского городского округа N 10-ЗГО от 2 марта 2007 года были утверждены "Проект Генерального плата г. Златоуста. Корректировка" и "Градостроительное зонирование территории города", из которого следует, что земельный участок общей площадью 350000 кв. м с кадастровым номером N, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилую многоэтажную застройку, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, принадлежащий административному истцу на праве собственности, находится в функциональных зонах - общественно-деловая зона (лечебно-оздоровительная, учреждения социального обеспечения; административно-деловая, торгово-бытовая, культурно-просвятительская), природная зона (парки, скверы, бульвары; лесопарки), жилая зона (усадебная застройка, пятиэтажная и выше застройка), в территориальных зонах - зона парков, скверов, бульваров, набережных (03 14 05 А.4.1), общественно-деловая зона (лечебная зона) (03 14 14 Б.3), зона усадебной и коттеджной застройки (03 14 12 В.1.1), зона многоэтажной застройки (03 14 07 В.2, 03 14 11 В.2, 03 14 10 В.2), зона коммунально-складских объектов (03 14 15 Г.2) (л.д. 11 - 13, 108, 185 - 186 т. 3).
В соответствии с решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа N 117-ЗГО от 26 декабря 2007 года были утверждены изменения в "Градостроительное зонирование территории города Златоуста", в том числе в квартале ул. М.С. Урицкого, была организована новая территориальная зона - зона многоэтажной застройки (03 14 14 В.2) за счет ликвидации общественно-деловой зоны (лечебной зоны) (03 14 14 Б.3) (л.д. 58 - 64, 196 - 201 т. 3).
Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа N 36-ЗГО от 5 июля 2013 года были утверждены изменения в Генеральный план города Златоуста и Правила землепользования и застройки, утвержденных решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 2 марта 2007 года N 10-ЗГО, согласно которому первым этапом были утверждены изменения в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства в границах проектирования микрорайона "Сосновый бор" в части изменения территориальной зоны земельных участков с кадастровыми номерами N с зон усадебной и коттеджной застройки (03 14 12 В.1.1), многоэтажной застройки (03 14 07 В.2), парков, скверов, бульваров, набережных (03 14 05 А.4.1) на зону административно-деловую, торгово-бытовую (03 14 06 Б.1), земельного участка N с зон коммунально-складские (03 14 13 Г.2), леса (03 14 16 А.1), усадебной и коттеджной застройки (03 14 12 В.1.1), парки, скверы, бульвары, набережные (03 14 05 А.4.1) на зону многоэтажной застройки (03 14 07 В.2) (л.д. 202 - 205 т. 3).
Решением Совета депутатов Златоустовского городского округа от 1 июня 2022 года N 33-ЗГО "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 28 декабря 2009 года N 103-ЗГО "Об утверждении Генерального плана Златоустовского городского округа и Правил землепользования и застройки Златоустовского городского округа" внесены изменения в Генеральный план Златоустовского городского округа и Правила землепользования и застройки Златоустовского городского округа, согласно которым установлено территориальное зонирование в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, принадлежащих на праве собственности АО "ЗлатМаш", зона городских лесов (Р2) (л.д. 24 - 69 т. 3).
Для территориальной зоны Р2 виды разрешенного использования определяются в соответствии с лесохозяйственным регламентом, разработка и утверждение которого на территории населенных пунктов выполняется в соответствии с ч. 1.1. ст. 84 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с Лесохозяйственным регламентом для лесов города Златоуста Челябинской области видами разрешенного использования лесов являются: заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений, строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, трубопроводов и других линейных объектов, осуществление религиозной деятельности. В городских лесах запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, ЛЭП, подземных трубопроводов; переработка древесины и иных лесных ресурсов (л.д. 75 т. 5).
В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 7 названного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании п. 26 ст. 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки.
Аналогичная норма содержится и в подп. 1 п. 2.1 ст. 18 Устава Златоустовского городского округа, в котором установлено, что к вопросам местного значения относится утверждение документов территориального планирования городского округа.
Пунктами 1, 3 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, правил землепользования и застройки поселений также отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
В соответствии с требованиями статей 24, 30 и 31 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана, правил землепользования и застройки и внесения изменений осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Протокол публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой администрации городского округа в представительный орган местного самоуправления городского округа.
На основании муниципального контракта N 1 от 7 апреля 2020 года ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект" были разработаны изменения в генеральный план и в правила землепользования и застройки Златоустовского городского округа. Данный проект был согласован постановлением Администрации Златоустовского городского округа (л.д. 41 - 64 т. 5).
Постановлением администрации Златоустовского городского округа от 10 января 2022 года N 1-п/АДМ назначено проведение публичных слушаний по вопросу обсуждения проекта "Внесение изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки Златоустовского городского округа" в период с 11 февраля 2022 года по 18 февраля 2022 года, с указанием конкретных дат, времени и места проведения слушаний в каждом населенном пункте; ознакомление с проектом Генерального плана и Правил землепользования и застройки Златоустовского городского округа решено осуществлять в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации Златоустовского городского округа и на сайте Златоустовского городского округа в сети "Интернет". Указанное постановление было опубликовано в печатном издании "Златоустовский рабочий" (л.д. 1 - 8 т. 3).
Из заключения о результатах публичных слушаний по проекту "Внесение изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки Златоустовского городского округа" от 18 февраля 2022 года следует, что публичные слушания признаны состоявшимися, рекомендовано направить предложения и замечания в адрес разработчика проекта "Внесение изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки Златоустовского городского округа" - ПК "ГПИ Челябинскгражданпроект", Главе Златоустовского городского округа рекомендовано согласиться с проектом и направить данный проект на утверждение в Собрание депутатов Златоустовского городского округа. (л.д. 207 - 210 т. 1, 5 - 10 т. 2).
Из списка участников публичных слушаний следует, что 18 февраля 2022 года на публичных слушаниях присутствовало 327 человек (л.д. 211 т. 1 - л.д. 4 т. 2).
В период с 20 января 2022 года по 18 февраля 2022 года от участников публичных слушаний поступали предложения и замечания (л.д. 207 - 210 т. 1).
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту "Внесение изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки Златоустовского городского округа" был опубликован в печатном издании "Златоустовский рабочий" спецвыпуск N 8 от 25 февраля 2022 года (л.д. 10 т. 3).
Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 1 июня 2022 года N 33-ЗГО утверждены изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки Златоустовского городского округа (л.д. 24 - 69 т. 2).
Указанное выше обстоятельство подтверждается выпиской из протокола N 22 очередного заседания Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 26 мая 2022 года (л.д. 20-23 т. 2), а также спецвыпуском N 22/1 печатного издания "Златоустовский рабочий" от 3 июня 2022 года (т. 4)
Согласно ч. 1 ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
С учетом указанных правовых норм суд признает, что Собрание депутатов Златоустовского городского округа приняло оспариваемое решение от 1 июня 2022 года N 33-ЗГО "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 28 декабря 2009 года N 103-ЗГО "Об утверждении Генерального плана Златоустовского городского округа и Правил землепользования и застройки Златоустовского городского округа" в соответствии с представленными ему законом полномочиями в предусмотренной законом форме.
Согласно ст. 34 Устава Златоустовского городского округа решения Собрания депутатов вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не определен в самих актах либо действующим законодательством. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает городской округ, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в городском округе. Для официального опубликования муниципальных правовых актов также используется портал Минюста России "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания: Эл. N ФС-72471 от 5 марта 2018 года). В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться. Нормативный правовой акт, принятый Собранием депутатов округа, направляется Главе округа для подписания и обнародования в течение 10 дней.
В соответствии с постановлением главы Златоустовского городского округа N 19-п от 30 января 2006 года официальным печатным изданием для публикации правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления и иных материалов публичного характера является газета "Златоустовский рабочий" и "Златоустовская панорама" (л.д. 65 т. 5).
Исходя из представленных документов, касающихся принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также текста оспариваемого нормативного правового акта, подписанного главой Златоустовского городского округа, суд признает соблюденной Собранием депутатов Златоустовского городского округа процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и правил введения его в действие, в частности порядка опубликования.
Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (п. 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ).
Согласно п. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно п. 5 ст. 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Последнее, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (ч. 1 ст. 9 ГрК РФ).
В силу п. 2 ст. 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (ст. 1 ГрК РФ). На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 36 ГрК РФ).
Согласно п. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в том числе функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа и сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Из системного толкования положений п.п. 2, 5 - 8 ст. 1, п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны, то есть действует принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений ст. 2 ГрК РФ, направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
В соответствии с ч. 11 ст. 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения включаются зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно Генеральному плану Златоустовского городского округа и карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Златоустовского городского округа земельные участки с кадастровыми номерами N отнесены к функциональной зоне "городские леса" и к территориальной зоне Р2 (зона городских лесов).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Златоустовского городского округа зона рекреационного назначения предназначена для обеспечения экологической безопасности среды жизнедеятельности, сохранения природной среды, естественных природных ландшафтов, для отдыха населения, обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности, создание и уход за парками, городскими лесами, садами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, беговыми полосами водных объектов общего пользования, а также обустройство мест отдыха в них. На территории Златоустовского городского округа выделены следующие зоны: Р1 - зона рекреационного назначения и Р2 - зона городских лесов.
Зона Р2 предусматривает сохранение природных ландшафтов, одновременно стимулируя создание условий для отдыха населения города, при том условии, что планируемые мероприятия будут осуществлены таким образом, который обеспечит минимальное воздействие на уязвимые элементы окружающей среды. В городских лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои функции, обеспечивающие сохранение целевого назначения лесов, то есть только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений; создание лесоперерабатывающей инфраструктуры; создание лесных плантаций; использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Таким образом, на территории городских лесов прямо запрещено строительство многоквартирных домов.
При рассмотрении дела административным ответчиком суду не представлено доказательств, подтверждающих обоснование необходимости установления функциональной и территориальной зон городских лесов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, находящихся в собственности административного истца, при наличии сведений в ЕГРН о сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков с видами разрешенного использования "под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам", "под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам с объектами обслуживания", "реконструкция существующей застройки", "под строительство многоуровневой стоянки".
Как усматривается из материалов дела, изначально (в 1985 году) единый земельный участок был выделен административному истцу под строительство больничного комплекса, после приватизации АО "Златмаш" земельного участка и его раздела на несколько земельных участков меньшей площади, в 2008 году был разработан проект планирования территории микрорайона "Сосновый бор". При этом территориальное зонирование спорных земельных участков с 2007 года соответствовало виду их разрешенного использования - для строительства жилых домов.
Доводы ответчика о том, что изменение функциональной и территориальной зоны не препятствует строительству на спорных земельных участках жилых домов административным ответчиком, что Златоустовскому городскому округу необходимо восполнять территорию городских лесов, что жители Златоустовского городского округа выступали за сохранение растительности на спорных земельных участках, а также о том, что до принятия оспариваемого решения земельные участки административного истца находились в разных территориальных зонах, что противоречит действующему законодательству, не могут служить достаточным обоснованием для установления оспариваемого территориального планирования и градостроительного зонирования.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права, установленные в ходе судебного разбирательства фактические обстоятельства дела, отсутствие предоставления ответчиком обоснования отнесения спорных участков к зоне городских лесов, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты в части зонирования территории земельных участков с кадастровыми номерами N не соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно: п. 1 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ. Установление в отношении спорных земельных участков функциональной и территориальной зоны городских лесов не соответствует их изначальному целевому назначению, сформированному в 2008 году, фактически изменяют существенные условия использования земельных участков, чем нарушают права административного истца.
Из смысла ч. 2 ст. 215 КАС РФ следует, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта - решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 1 июня 2022 года N 33-ЗГО "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 28 декабря 2009 года N 103-ЗГО "Об утверждении Генерального плана Златоустовского городского округа и Правил землепользования и застройки Златоустовского городского округа" противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N к зоне городских лесов.
Определяя момент, с которого оспариваемое решение должно быть признано недействующим, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Согласно ч. 11 ст. 11 КАС РФ решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
В силу требований п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ решение суда должно содержать указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должен быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ с учетом разъяснений, данных в абз. 2 п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", понесенные административным истцом судебные расходы в сумме 4 500 руб. в виде уплаченной при подаче в суд административного искового заявления государственной пошлины подлежат взысканию с Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области.
Частью 1 ст. 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 названного Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в частности, расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд, почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами, и другие признанные судом необходимыми расходы (ст. 106 КАС РФ).
В соответствии с указанными нормами, а также положениями п. 3 ч. 4 ст. 215 КАС, с административного ответчика подлежат взысканию расходы административного истца по оплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174 - 180, 215 КАС РФ, суд решил:
административное исковое заявление Акционерного общества "Златоустовский машиностроительный завод" удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу решение от 1 июня 2022 года N 33-ЗГО "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 28 декабря 2009 года N 103-ЗГО "Об утверждении Генерального плана Златоустовского городского округа и Правил землепользования и застройки Златоустовского городского округа" в части отнесения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами N площадью 20083 кв. м с видом разрешенного использования - под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам, N площадью 19305 кв. м с видом разрешенного использования - под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам, N площадью 32302 кв. м с видом разрешенного использования - под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам с объектами обслуживания, N площадью 40621 кв. м с видом разрешенного использования - под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам, N площадью 10878 кв. м с видом разрешенного использования - под реконструкцию существующей застройки, N площадью 4494 кв. м с видом разрешенного использования - под строительство многоуровневой стоянки, N площадью 33325 кв. м с видом разрешенного использования - под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам с объектами обслуживания, N площадью 14525 кв. м с видом разрешенного использования - под строительство жилой группы домов по индивидуальным проектам с объектами обслуживания, N площадью 15615 кв. м с видом разрешенного использования - под строительство нежилого здания торгового центра (гипермаркета) к зоне Р2 (зона городских лесов).
Опубликовать сообщение о решении суда в официальном печатном издании органа местного самоуправления и на официальном сайте в сети "Интернет" в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Собрания депутатов Златоустовского городского округа в пользу Акционерного общества "Златоустовский машиностроительный завод" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 3 февраля 2023 года.
Председательствующий |
Т.А. Дашкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Челябинского областного суда от 27 января 2023 г. по делу N 3а-7/2023 Ключевые темы: изменения в правила землепользования - вид разрешенного использования земельных участков
Опубликование:
-