Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России информирует, что Координационным центром развития кадрового потенциала в области демографии ИДИ ФНИСЦ РАН разработана программа образовательного модуля "Основы демографии".
Направляем указанную программу для учета при разработке и реализации образовательных программ высшего образования, а также соответствующих программ дополнительного профессионального образования.
Приложение: на 13 л. в 1 экз.
Директор Департамента |
Т.В. Рябко |
Координационный центр развития кадрового потенциала в области демографии ИДИ ФНИСЦ РАН
"УТВЕРЖДЕНО"
Руководитель Координационного центра,
д. социол. н., профессор
Ростовская Т.К.
30 марта 2023 г.
Программа образовательного модуля "Основы демографии"
Введение
Методические рекомендации по разработке образовательного модуля "Основы демографии" (далее - Модуль) предназначены для организации и проведения учебных занятий с обучающимися организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательные организации), и могут применяться при реализации основных образовательных программ высшего образования уровней бакалавриата и специалитета, а также при разработке и реализации соответствующих дополнительных профессиональных программ.
Включение изучения вопросов демографии в основные образовательные программы высшего образования обусловлено реализацией Указов Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
I. Цель и задачи Модуля
Значимость демографических компетенций для преодоления самых острых угроз в современной России неоспорима. В условиях сокращения населения демографическое развитие и демографическая безопасность Российской Федерации являются приоритетными направлениями социальной и семейно-демографической политики. Важнейшими вопросами образования на всех уровнях является воспитание традиционных семейных ценностей как основы формирования благополучной семьи, рождения детей, повышения продолжительности жизни, снижения смертности в целях обеспечения демографического роста населения.
Модуль реализуется исходя из базовых принципов и направлений семейно-демографической политики и состоит из основных разделов демографии, тем по формированию семейных ценностей, самосохранительного и репродуктивного поведения, анализу семейно-демографической политики.
Модуль направлен на обеспечение формирования универсальных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования "Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни" и "Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности" категории "Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)".
Целью Модуля является формирование у обучающихся знаний в области демографических процессов, необходимых для того, чтобы выстраивать и реализовывать их траекторию саморазвития в рамках брачного, репродуктивного и самосохранительного поведения, а также представлений о тенденциях и факторах демографических процессов и развитии социальной и семейно-демографической политики.
Задачами Модуля являются:
1) развитие у студентов знаний о тенденциях и взаимосвязях демографических процессов;
2) овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на формирование и развитие брачно-семейных отношений, воспроизводство традиционных семейных ценностей, сохранение здоровья, благополучное родительство;
3) раскрытие аналитических навыков прочтения показателей, характеризующих брачность, рождаемость, самосохранительное поведение и миграцию населения в разных регионах;
4) формирование мотивации и способностей для самостоятельного выявления факторов, влияющих на социально-демографические процессы;
5) выработка способностей к оценке вклада социальной и семейно-демографической политики в решение демографических проблем.
II. Планируемые результаты освоения Модуля
Перечень планируемых результатов обучения модуля |
Индикаторы (показатели) достижения компетенций |
Интерпретирует демографические показатели, называет основные индикаторы благополучия семьи. Перечисляет негативные последствия несформированности самосохранительного поведения, отложенного родительства, внебрачного партнерства. Называет основные нормативные документы и меры поддержки семьи в соответствии с актуальными нормативными документами, определяющими направления и меры поддержки в рамках семейно-демографической политики |
Знать: основные демографические показатели, особенности процессов воспроизводства населения, основы построения благополучной семьи, организацию демографической политики в Российской Федерации. Уметь: определять основные тенденции демографического развития в Российской Федерации и ее регионах в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективах, анализировать проблемы семейных отношений. Владеть: практическими навыками поиска и интерпретации основных демографических показателей, а также навыками необходимыми для того, чтобы выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития в рамках брачного, репродуктивного и самосохранительного поведения. |
III. Содержание Модуля
3.1 Объем Модуля в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
Общий объем модуля составляет 36 часов, из них 20 часов аудиторных занятий, 12 часов самостоятельной работы, 4 часа - промежуточная аттестация (в форме зачета). Обучение осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах.
Наименование раздела, темы, формы промежуточной аттестации |
Количество часов |
в т.ч. аудиторная работа |
в т.ч. самостоятельная работа |
||
Всего |
из них: |
||||
Лекции |
Семинары |
||||
Раздел 1. Введение в демографию |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
Раздел 2. Современные тенденции воспроизводства населения России |
10 |
6 |
2 |
4 |
4 |
Раздел 3. Семья - важная составляющая ценностного ядра молодых россиян |
10 |
6 |
2 |
4 |
4 |
Раздел 4. Государственная политика в сфере регулирования демографических процессов |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
Зачёт |
4 |
2 |
|
|
2 |
Всего: |
36 |
22 |
8 |
12 |
14 |
3.2. Содержание разделов (тем) образовательного модуля
Раздел 1. Введение в демографию
Демография: определения, объект, предмет, взаимосвязь с другими науками. Численность и основные демографические структуры населения: половозрастная, брачная, семейная. Поколение как социально-демографическая категория. Молодежь в возрастной структуре населения. Источники данных и система демографических показателей. Методы анализа демографической ситуации. Понятия "депопуляция", демографический кризис. Современные демографические проблемы как вызовы и риски для социально-экономического развития страны. Динамика численности населения регионов России.
Раздел 2. Современные тенденции воспроизводства населения России
Понятие режима воспроизводства населения. Современные тенденции и факторы, влияющие на процессы естественного движения населения. Демографическое понятие брачности. Типы и формы брака. Брачное поведение. Брачный возраст. Молодежь и брачный статус. Ценность зарегистрированного брака. Брак и семья в контексте воспроизводства населения. Показатели рождаемости. Факторы рождаемости. Репродуктивное поведение и его результаты, детность (многодетность). Тенденции брачности и разводимости в России и других странах. Продолжительность жизни. Ценности здоровья и самосохранительное поведение. Актуальные проблемы здоровья населения в современной России. Особенности современной миграции населения в России. Влияние иммиграции на воспроизводство населения.
Демографические прогнозы: виды и практическое значение для социально-демографического развития.
Раздел 3. Семья - важная составляющая ценностного ядра молодых россиян
Традиционные семейные ценности как основа национальной безопасности России. Значение семьи для общества и человека. Сущность института семьи. Семейная структура населения. Семья и домохозяйство. Типология семей и домохозяйств. Функции и состав семьи, виды семей. Жизненный цикл развития семьи. Семья в современном обществе: кризис или развитие. Семья в системе ценностей студенческой молодежи. Благополучная молодая семья как концептуальная модель российской традиционной семьи. Социальный портрет молодой семьи. Проблемы молодой семьи. Семья как институт социализации. Ребенок как субъект семьи и семейного воспитания. Счастливое родительство как фактор благополучия детей. Многодетная семья как основа демографического развития России. Понятие, категории и особенности многодетной семьи. Единство отношений супружества, родительства, родства как основа и сущность семьи. Роль межпоколенческих отношений в укреплении брачно-семейных отношений. Старшее поколение в современной семье. Многопоколенная семья в формировании ценностей материнства, отцовства и детства. Неполная семья, особенности, причины, проблемы. Разводимость как демографическая проблема. Профилактика разводов и семейного неблагополучия.
Раздел 4. Государственная политика в сфере регулирования демографических процессов
Демографическая ситуация в России: особенности и тенденции развития демографических процессов. Возможности и способы регулирования демографических процессов в современной России. Демографическая политика: понятие, определение, концепции. Актуальные направления современной демографической политики. Корпоративная демографическая политика российских организаций. Демографическая политика в области семьи и рождаемости. Государственная поддержка российской детной (многодетной) семьи. Государственная помощь гражданам имеющим детей: беременность, роды, первые годы жизни ребенка. Виды государственных пособий. Особенности проведения семейно-демографической политики в России и ее регионах. Государственная политика по охране здоровья и формированию самосохранительного поведения. Роль миграционных процессов в современном обществе. Государственная миграционная политика в сфере регулирования демографических процессов. Основные направления современной российской миграционной политики. Подходы к оценке результативности и эффективности государственной политики в сфере регулирования демографических процессов.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Требования к кадровому и материально-техническому обеспечению Модуля
Реализация Модуля должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование и практический опыт работы в данной области, в частности иметь опыт чтения дисциплин (модулей) социального гуманитарного цикла.
Реализация Модуля обеспечивается:
учебно-методической литературой (учебно-методическими материалами, источниками учебной информации) по всем учебным разделам Модуля в количестве, позволяющем осуществлять их одновременное изучение всеми обучающимися;
доступом каждого обучающегося к базам данных образовательной организации и библиотечным фондам, формируемым с учетом разделов Модуля;
наличием методических пособий и рекомендаций, в т.ч. в электронном виде, по всем видам занятий всех разделов Модуля, а также доступом к аудио-, видео-, мультимедийным учебным материалам и иным наглядным пособиям.
V. Учебная литература
Основная литература:
1. Антонов А.И. (ред.) Социология семьи: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2010 - 636 с.
2. Антонов А.И., Борисов В.А. Лекции по демографии: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2011. - 592 с.
3. Архангельский В.Н., Рыбаковский Л.Л., Иванова А.Е. Демографическая политика. Оценка результативности. Учебное пособие/Москва, 2020. Сер. 76 Высшее образование (2-е изд., пер. и доп.)
4. Вишневский А.Г. Демографическая история и демографическая теория: курс лекций. Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 368 с.
5. Воробьева О.Д. Миграционная политика России: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры/ О.Д. Воробьева, Л.Л. Рыбаковский, О.Д. Рыбаковский - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 182 с.
6. Демография: учебник и практикум для вузов/М.В. Карманов [и др.]; под общей редакцией М.В. Карманова. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 287 с.
7. Демография и статистика населения: учебник для вузов/И.И. Елисеева [и др.]; под редакцией И.И. Елисеевой, М.А. Клупта. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 405 с.
8. Демография: учебник/В.М. Медков. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 332 с.
9. Денисенко М.Б., Калмыкова Н.М. Демография: учеб. пособие для вузов. М., ИНФРА-М, 2007, 424 с.
10. Долбик-Воробей Т.А. Статистика населения и демография. Приложение: тесты:учебник/Т.А. Долбик-Воробей, О.Д. Воробьева. - М.: КНОРУС, 2021. - 314 с.
11. Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества. М.: Наука, 2010. 238 с.
12. Лебедева-Несевря Н.А. Социология здоровья: учеб. пособие для студ. вузов. Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2011. 238 с.
13. Миграционная политика России: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры/О.Д. Воробьева, Л.Л. Рыбаковский, О.Л. Рыбаковский - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 182 с.
14. Ростовская Т.К. Семья в системе социальных институтов общества: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры/Т.К. Ростовская, О.В. Кучмаева. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 299 с.
15. Рыбаковский Л.Л. История и теория миграции населения. Кн. 2: Миграция населения: явление, понятие, детерминанты. - М.: Изд-во "Экон-Информ", 2017.- 234 с.
Дополнительная литература
1. Архангельский В.Н. Демографическое поведение и его детерминация/В.Н. Архангельский, В.В. Елизаров, Н.В. Зверева, Л.Ю. Иванова. М. : Теис, 2005. 352 с.
2. Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1989. - 286 c.
3. Введение в демографию. Под ред. В.А. Ионцева, А.А. Саградова. М., ТЕИС, 2003. - 629 с.
4. Демография. Современное состояние и перспективы развития. Под ред. Д.И. Валентея. - М.: Высш. шк., 1997. - 272 с.
5. Демографическая энциклопедия./Редкол.: Ткаченко А.А., Аношкин А.В., М.Б. Денисенко и др. - М.: ООО "Издательство "Энциклопедия", 2017. - 944 с.
6. Денисенко М.Б., Калмыкова Н.М. Демография: учеб. пособие для вузов. М., ИНФРА-М, 2007, 424 с.
7. Миграционный атлас Российской Федерации/С.В. Рязанцев, В.С. Белозеров, Н.А. Щитова [и др.]; ФНИСЦ РАН. - М.: ИТД "ПЕРСПЕКТИВА", 2022. - 232 с.: ил.
8. Практическая демография: под редакцией Л.Л. Рыбаковского. М.: Центр социального прогнозирования, 2005. - 204 с.
9. Семья и демографические процессы в современной России: Монография/Т.К. Ростовская, В.Н. Архангельский, А.Е. Иванова, О.В. Кучмаева, В.Г. Семенова; под ред. Т.К. Ростовской; ФНИСЦ РАН - М.: Изд-во "Экон-Информ", 2021. - 257 с.
Интернет-ресурсы
- https://docs.cntd.ru/document/902060617 - Концепция государственной политики в отношении молодой семьи, утвержденная Министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко 8 мая 2007 года N АФ-163/06;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названной Концепции следует читать как "18 мая 2007 года"
- http://government.ru/docs/all/92699/ Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р;
- http://government.ru/docs/all/145532/ Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023-2030 годы, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 г. N 4356-р;
- https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie Паспорт Национального проекта "Здравоохранение" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16);
- https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography Паспорт Национального проекта "Демография" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16);
- http://government.ru/docs/all/136605/ План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2021 N 2580-р;
- http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- http://www.kremlin.ru/acts/bank/26299 Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";
- http://kremlin.ru/events/president/news/63728 Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. "О национальных целях развития России до 2030 года";
- http://www.kremlin.ru/acts/bank/43709 Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы";
- http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- http://government.ru/docs/all/131881/ Федеральный закон от 30.12.2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации";
- http://elibrary.ru - крупнейшая российская электронная библиотека.
Возможно использование учебно-методических материалов и интернет-ресурсов, определяемых образовательной организацией.
VI. Методические указания обучающимся по освоению Модуля
При изучении Модуля обучающиеся должны быть способны интерпретировать демографические показатели и рационализировать самосохранительное, брачное, репродуктивное и миграционное поведение, быть мотивированными к сохранению традиционных семейных ценностей.
Основными видами учебных занятий при изучении Модуля являются практические и групповые занятия, лекции, а также самостоятельная работа.
Лекционные и семинарские занятия составляют основу для изучения материала Модуля. Семинарские занятия направлены на выработку навыков и умений по анализу семейно-демографической политики. Обучающиеся должны овладеть интерпретацией демографических показателей и понимать взаимосвязь самосохранительного, брачного и репродуктивного поведения с реализацией стратегии на формирование благополучной семьи.
Обучающийся должен знать: основные демографические показатели, особенности процессов воспроизводства населения, основы построения благополучной семьи, организацию демографической политики в России; уметь: определять основные тенденции демографического развития в России и ее регионах в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективах, анализировать проблемы семейных отношений; владеть: практическими навыками поиска и интерпретации основных демографических показателей, а также навыками необходимыми для того, чтобы выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития в рамках брачного, репродуктивного и самосохранительного поведения.
Самостоятельная работа обучающихся направлена на закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации.
Текущий контроль успеваемости по Модулю проводится в виде контрольных проверок в письменной и устной форме по пройденным темам.
Промежуточная аттестация по модулю проводится в виде зачета. Подготовка к аттестации проводится в часы самостоятельной работы обучающихся, а также во время консультаций с преподавателем.
VII. Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости и аттестации обучающихся по Модулю
Модуль играет важную роль в подготовке обучающихся к воспроизводству самосохранительного, брачного, репродуктивного поведения, реализации традиционных семейных ценностей.
При подготовке к учебным занятиям преподаватель углубленно изучает (повторяет) материалы занятий, методические разработки, подбирает требуемые примеры, разрабатывает планы проведения занятий, осуществляет подготовку необходимой учебно-материальной базы, используемых на учебных занятиях.
Достижение воспитательных целей на учебных занятиях осуществляется путем приведения одного, двух примеров, показывающих необходимость добросовестного отношения к вопросам освоения изучаемого материала.
Семинарские занятия по Модулю направлены на формирование умений и навыков при практической отработке изученного материала методами повторения и упражнения.
При проведении групповых занятий излагаются систематизированные основы знаний по изучаемому модулю и обеспечивается раскрытие учебных вопросов с учетом современного состояния и перспектив развития семейно-демографической политики. Устное изложение учебного материала сопровождается использованием элементов учебно-материальной базы и демонстрацией презентаций.
Самостоятельная работа обучающихся организуется в целях закрепления и углубления полученных знаний и навыков, а также выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим занятиям, текущему контролю и аттестации. Организация самостоятельной работы обучающихся, ее методическое обеспечение и контроль осуществляется преподавателем, проводившим занятие в этот день. В целях методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся, в заключительной части каждого учебного занятия, преподаватель ставит задачу на самостоятельную работу, с указанием источников информации.
Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы. Перед проведением промежуточной аттестации проводятся групповые консультации. В ходе групповой консультации рассматриваются наиболее сложные вопросы образовательного модуля, преподаватель отвечает на вопросы обучающихся и доводит организационные моменты по проведению промежуточной аттестации.
Текущий контроль успеваемости по Модулю проводится по пройденным темам в виде контрольных опросов в письменной и устной форме.
Промежуточную аттестацию по Модулю рекомендуется проводить в виде зачета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 4 апреля 2023 г. N МН-5/168663 "О направлении информации"
Опубликование:
бюллетень "Официальные документы в образовании", май 2023 г. N 15