I. Общие положения
1.1. Порядок организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями высшего образования и органами, учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - проект Порядка) разработан в соответствии с пунктом 7 раздела I Межведомственного комплекса дополнительных мер по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2020-2021 годы, утвержденного протоколом заочного заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 30 июня 2020 г. N 25.
Порядок адресован органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, органам местного самоуправления, осуществляющим государственное управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), образовательным организациям высшего образования, органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики).
1.2. Порядок направлен на совершенствование межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями высшего образования, органами и учреждениями системы профилактики (далее - субъекты системы профилактики).
Порядок может быть использован для разработки локальных нормативных актов образовательными организациями высшего образования по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе организации обмена информацией между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики.
II. Организация межведомственного взаимодействия между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики
2.1. Организация межведомственного взаимодействия между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" (далее - Положение о КДНиЗП), Примерным порядком межведомственного взаимодействия по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних (письмо Минобрнауки России от 27 августа 2018 г. N 07-5310) и иными рекомендациями федеральных органов исполнительной власти.
2.2. К субъектам системы профилактики относятся:
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП, комиссии);
органы управления социальной защитой населения;
органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов;
органы опеки и попечительства;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере молодежной политики и их учреждения;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере здравоохранения и медицинские организации;
органы службы занятости;
органы внутренних дел;
учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
2.3. Среди субъектов системы профилактики особая роль принадлежит КДНиЗП, которые координируют деятельность всех субъектов системы профилактики (п. 1 ст. 11 Федерального закона N 120-ФЗ).
КДНиЗП:
принимают постановления по отнесенным к их компетенции вопросам, обязательные для исполнения субъектами системы профилактики. Субъекты системы профилактики обязаны сообщить КДНиЗП о принятых мерах по исполнению постановления в срок, указанный в постановлении (п. 3 ст. 11 Федерального закона N 120-ФЗ);
утверждают межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
утверждают межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы или принимают постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа требует использования ресурсов нескольких субъектов системы профилактики, и контролируют их исполнение (пп. "в" п. 7 Положения о КДНиЗП);
могут утверждать составы межведомственных рабочих групп по изучению деятельности субъектов системы профилактики и порядок их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также деятельности по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних (пп. "а" п. 7 Положения о КДНиЗП).
2.4. Образовательные организации высшего образования в отношении несовершеннолетних обучающихся являются субъектами системы профилактики.
Как субъекты системы профилактики образовательные организации высшего образования:
оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении, отклонениями в поведении либо несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья;
выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия;
обеспечивают организацию в образовательных организациях высшего образования общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Руководители и педагогические работники (в соответствии с должностными регламентами) образовательных организаций высшего образования вправе:
в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;
запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и иных лиц.
2.5. Межведомственное взаимодействие между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики строится на принципах:
законности;
системности и стратегической целостности;
индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
ответственности должностных лиц за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Деятельность субъектов системы профилактики не дублируется, а дополняет друг друга, обеспечивая комплексное системное воздействие на несовершеннолетних обучающихся.
2.6. Основными формами межведомственного взаимодействия между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики являются:
совместное планирование деятельности, утверждение межведомственных планов (программ, порядков взаимодействия), в том числе межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей;
участие представителей образовательных организаций высшего образования в заседании КДНиЗП, членство в комиссиях;
формирование межведомственных рабочих групп;
проведение межведомственных мероприятий (конференций, совещаний, семинаров и др.) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
проведение межведомственных мероприятий по предупреждению склонения несовершеннолетних к деструктивной, экстремистской или протестной деятельности.
2.7. Участие в межведомственном взаимодействии могут принимать уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, другие органы, учреждения и организации в пределах их компетенции в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
2.8. Типовые схемы взаимодействия образовательных организаций высшего образования с субъектами системы профилактики по отдельным направлениям деятельности системы профилактики представлены в приложении к проекту Порядка.
III. Организация обмена информацией между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики
3.1. Образовательные организации высшего образования незамедлительно информируют:
органы прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
КДНиЗП - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
органы опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
органы управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
органы внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, другие противоправные и (или) антиобщественные действия либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушение или антиобщественные действия;
уголовно-исполнительные инспекции - о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
органы, осуществляющие управление в сфере образования - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере молодежной политики - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в связи с этим в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;
органы службы занятости - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в связи с этим в оказании помощи в трудоустройстве.
Образовательные организации высшего образования вправе информировать Уполномоченного по правам ребенка субъекта Российской Федерации о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних.
3.2. Обмен информацией осуществляется в письменной форме, в форме электронного документооборота через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в том числе с использованием локальных межведомственных сетей, баз данных, государственных (региональных) информационных систем (при наличии).
3.3. Перечисленная в п. 3.1. проекта Порядка информация подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
Образовательные организации высшего образования обеспечивают защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями высшего образования и органами, учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утв. Министерством науки и высшего образования) (по состоянию на 5 апреля 2023 г.)
Опубликование:
-