Введение
Настоящие рекомендации по разработке программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся, в том числе в отношении студентов, демонстрирующих признаки антиобщественного и (или) деструктивного поведения, а также совершивших административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность (далее - Методические рекомендации) в целях их внедрения в практику работы образовательных организаций высшего образования подготовлены на основе законодательства Российской Федерации и призваны способствовать повышению эффективности профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Методические рекомендации направлены на обеспечение единых подходов при разработке программ и методик по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних и адресованы образовательным организациям высшего образования.
Методические рекомендации могут служить основой для разработки и совершенствования программ и методик, определяющих порядок формирования законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся в образовательных организациях высшего образования с целью развития гармоничной и законопослушной личности.
Данные Методические рекомендации включают общие положения системы формирования законопослушного поведения несовершеннолетних, примерную структуру и содержание программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях высшего образования, а также содержат примерную программу (Приложение).
I. Общие положения
Сегодня одной из приоритетных государственных задач является формирование законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся.
Законопослушное поведение - это устойчивое поведение человека, при котором он следует наиболее важным социальным нормам, стремится поддержать общественный порядок и равновесие, сохраняя при этом индивидуальность.
Система образования является главным институтом социализации несовершеннолетних, где происходит развитие личности и формирование ценностей, жизненных установок, правил поведения, правовой компетентности, которые соответствуют общепринятым нормам морали и нравственности, условиям социального развития. В связи с этим образовательные организации высшего образования обеспечивают формирование законопослушного поведения несовершеннолетних от стадии подражания нормативному поведению до стадии формирования законопослушной личности.
Для решения данной задачи необходима разработка и реализация программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях высшего образования. Данного рода программы и методики должны иметь комплексный и системный характер, обеспечивать реализацию психолого-педагогических технологий, направленных на развитие личности несовершеннолетних, правового самосознания.
Разработка и реализация программ и методик по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях высшего образования обеспечит развитие ценностных ориентиров, личностных смыслов, духовно-нравственных ценностей, основанных на нормах морали и нравственности.
Проблема воспитания правосознания, формирования законопослушного поведения несовершеннолетних в настоящее время достаточно актуальна, поскольку неблагоприятные условия жизни, снижение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, тяжелое материальное положение - все это препятствует развитию здоровой личности, а отсутствие контроля со стороны взрослых может привести к деструктивному поведению несовершеннолетних.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь правовую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе обучения несовершеннолетние должны приобрести специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.
II. Глоссарий
В Методических рекомендациях используются следующие ключевые понятия:
Правовое воспитание - систематическая деятельность социальных институтов, лиц по передаче нравственно-правовых идеалов, ценностей, опыта правомерного поведения и активной правовой деятельности.
Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.
Законопослушное поведение - это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания.
Социализация - процесс и результат усвоения несовершеннолетним социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы человеческих отношений.
III. Нормативно-правовые основы внедрения в практику работы образовательных организаций Методических рекомендаций по разработке программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации высшего образования.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) органы, осуществляющие управление в сфере образования, разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 120-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Вместе с тем основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими внедрение в практику работы образовательных организаций высшего образования Методических рекомендаций, являются:
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.)//Сборник международных договоров СССР. Выпуск XL VI. 1993 г.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.)//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021 г.) "Об образовании в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020 г.) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"//Собрание законодательства РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"//Собрание законодательства РФ. 2011. N 1. Ст. 48.
7. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 2016. N 26 (Часть 1). Ст. 3851.
IV. Цель и задачи Методических рекомендаций
Цель Методических рекомендаций - выработать системный подход в образовательных организациях высшего образования по разработке программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся.
Цель и задачи позволяют выделить наиболее целесообразные направления работы для решения актуальных проблем по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся на период действия программы и подразумевают только потенциально достижимые результаты, что в совокупности позволяет распределить сферы ответственности исполнителей и механизм их взаимодействия.
В рамках реализации данной цели предусмотрено решение следующих задач:
1. Определение основных направлений деятельности образовательных организаций высшего образования по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся;
2. Обеспечение эффективного взаимодействия субъектов, участвующих в процессе формирования законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся;
3. Создание условий для несовершеннолетних, обеспечивающих возможность прямого, самостоятельного обращения к специалистам в трудных жизненных ситуациях, кризисных состояниях;
4. Создание условий для повышения квалификации представителей образовательных организаций высшего образования по вопросам формирования законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся и оказания помощи несовершеннолетним "группы риска";
5. Организация вовлечения несовершеннолетних во внеучебную деятельность, направленную на их всестороннее развитие и раскрытие потенциала, а также в социально-позитивную активность;
6. Разработка плана мероприятий, направленного на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
V. Основные направления реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях высшего образования
1. Правовое воспитание несовершеннолетних обучающихся направлено на:
формирование системы правовых знаний, уважения к законам Российской Федерации, правовой культуры несовершеннолетних обучающихся;
формирование правосознания личности несовершеннолетнего обучающегося, знания и необходимости соблюдения прав и обязанностей;
формирование личностного нравственно-правового самоконтроля.
Правовое воспитание должно быть ориентировано на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям правовых норм. Важно, чтобы несовершеннолетние обучающиеся хорошо ориентировались в вопросах законности, правопорядка и правомерного поведения. Особое внимание уделяется вопросам морали, морального облика, кодекса чести, формированию духовно-нравственных ценностей.
2. Работа с несовершеннолетними обучающимися, пропускающими занятия без уважительной причины, направлена на своевременное реагирование на пропуски учебных занятий с целью обеспечения успешной профилактики правонарушений. Профессорско-преподавательский состав совместно с сотрудниками образовательной организации высшего образования должны вести ежедневный контроль посещаемости занятий.
3. Организация досуга несовершеннолетних обучающихся. Вовлечение несовершеннолетних обучающихся в спортивные секции и кружки, творческие и научные коллективы в социально значимую, общественную деятельность - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы несовершеннолетнего, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Кураторами учебных групп, руководителями кружков, секций, студенческих общественных объединений, деканатами должна проводиться работа по вовлечению несовершеннолетних обучающихся в указанную деятельность. Организация учебных, культурно-творческих и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним несовершеннолетних не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность несовершеннолетних обучающихся в общении, организует их активность, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
4. Профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ, алкогольной и табачной продукции. Эффективным способом борьбы с зависимостями является профилактика, целью которой является повышение качества жизни, включая медицинские аспекты здоровья, изменение социально-психологического статуса личности и обеспечение условий для закрепления позитивных изменений.
Профилактика способствует:
изменению ценностного отношения несовершеннолетних, формированию у них личной ответственности за свое поведение;
формированию антинаркотических, антиалкогольных установок в рамках профилактической работы в образовательных организациях высшего образования;
внедрению в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от приема наркотиков, алкоголя, табачной продукции;
оказанию квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
Профилактическая деятельность по предупреждению зависимостей предполагает системность. Результатом разработки системы учебных и воспитательных мероприятий у несовершеннолетних должны сформировать внутренние установки на сознательный отказ от употребления наркотических и психоактивных веществ, алкогольной и табачной продукции социально-позитивным путем.
5. Профилактика экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних обучающихся. Необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения несовершеннолетних обучающихся в экстремистские и террористические организации и группировки, акцентировать внимание на формировании у несовершеннолетних толерантного сознания, веротерпимости и обучении культурному диалогу; активизировать работу среди несовершеннолетних по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект, запрещенных законодательством Российской Федерации.
6. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической работы является индивидуальная работа с обучающимися, которые имеют трудности в адаптации к обучению, в учебе, конфликтные ситуации со сверстниками, родителями или преподавателями, проблемы в личной жизни.
В индивидуальной профилактической работе уделяется внимание следующим формам, методам и приемам:
изучению физического и психического здоровья несовершеннолетнего обучающегося;
изучению перегрузок несовершеннолетнего обучающегося в учебной и иной деятельности и их влияния на здоровье;
тренингам по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности;
работе в микрогруппах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
VI. Меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях
Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях высшего образования, происходит через:
1. Организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.), по соблюдению норм административного и уголовного права у несовершеннолетних обучающихся, а также по выявлению несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению или являющихся приверженцами криминальных субкультур;
2. Использование в образовательных организациях высшего образования современных технологий правового обучения и воспитания - тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т.д.;
3. Организацию участия несовершеннолетних обучающихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;
4. Привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, здравоохранения для проведения совместных проектов по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних;
5. Использование информационных материалов, публикаций, организация выставок, мероприятий по правовой культуре по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних обучающихся;
6. Проведение опросов, анкетирования несовершеннолетних обучающихся по основам правовых знаний и законопослушного поведения, уровню правовой культуры, социально-психологического тестирования, направленного на установление тревожности и суицидального поведения, выявление наркозависимых лиц, обнаружения фактов буллинга среди несовершеннолетних обучающихся, в том числе проживающих в общежитиях.
Составление плана мероприятий по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся включает в себя целенаправленную социально-педагогическую деятельность образовательных организаций высшего образования, государственных и общественных учреждений, направленную на предупредительное устранение риска возникновения асоциального поведения несовершеннолетних обучающихся посредством получения правовых знаний, а также формирования у них социально полезных навыков и интересов.
Концепция формирования законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся обладает четырьмя признаками:
проведение профилактических мероприятий должно осуществляться заблаговременно до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно опасного поведения;
объектами являются все несовершеннолетние обучающиеся, а не только те из них, которые находятся в социально опасном положении;
элементы профилактики (ограничение, устранение, нейтрализация криминогенных факторов) дополняются элементом замещения их негативного действия путем целенаправленного воспитания у несовершеннолетних обучающихся правосознания, социально полезных навыков и интересов, созданием условий для формирования устойчивого законопослушного поведения;
активными субъектами профилактических мероприятий являются образовательные организации высшего образования; в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 120-ФЗ в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
VII. Структура примерной Программы по формированию законопослушного поведения
Программа должна включать следующие компоненты:
Компоненты |
Содержание компонентов |
1. Пояснительная записка |
Пояснительная записка должна включать: целесообразность введения данной программы; место данной программы в системе других, действующих в образовательном учреждении; преемственность и согласованность; основные идеи (научные, общепедагогические, социальные и другие); характеристика целевой, возрастной группы, для которой предназначена программа; психолого-педагогическая целесообразность (обоснование форм, методов и средств воспитывающей деятельности). |
2. Цели и задачи |
Цель Программы должна отражать результат, который предполагается получить в случае ее успешной реализации |
3. Сроки и этапы реализации программы |
Сроки и этапы реализации программы устанавливаются в соответствии с учебным планом образовательной организации высшего образования |
4. Основные принципы |
При формулировании принципов необходимо учитывать комплексность (согласованное взаимодействие), дифференцированность, многоаспектность (социальный, психологический, образовательный), последовательность (этапность), аксиологичность (формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях: здоровом образе жизни, законопослушности) |
5. Основные направления программы |
Определяются в зависимости от специфики проблем, модели, сфер деятельности, целевой группы, ресурсов образовательной организации высшего образования |
6. Обеспечение реализации программы, имеющиеся ресурсы |
Нормативно-правовая база, взаимодействие со специалистами образовательного учреждения, методическое и информационное обеспечение, взаимодействие с ведомствами и общественными организациями, материально-техническое обеспечение и т.д. |
7. Ожидаемые результаты |
Отражают конечный результат реализации Программы и согласуются с целью и задачами программы |
8. Содержание программы |
Перечень и описание программных мероприятий, функциональные модули, дидактические разделы, тематические планы, описание используемых методик и технологий, педагогического и психолого-педагогического инструментария с указанием источников и т.д. в зависимости от программы |
9. Приложения |
Материалы различного характера |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации по разработке программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся, в том числе в отношении студентов, демонстрирующих признаки антиобщественного и (или) деструктивного поведения, а также совершивших административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность (утв. Министерством просвещения РФ) (по состоянию на 5 апреля 2023 г.)
Опубликование:
-