В соответствии со статьями 103, 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Приморского края от 18 мая 2015 года N 142-па "Об утверждении порядка предоставления (использования и возврата) из краевого бюджета бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований Приморского края", решением Думы Лазовского муниципального округа от 24 февраля 2021 года N 98-МПА "Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Лазовском муниципальном округе", руководствуясь Уставом Лазовского муниципального округа, администрация Лазовского муниципального округа
постановляет:
1. Утвердить основные направления долговой политики Лазовского муниципального округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов согласно приложению.
2. Начальнику управления делами Лазовского муниципального округа обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации Лазовского муниципального округа.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Лазовского муниципального округа - начальника финансово-экономического управления И.Р. Шлапунову.
Глава Лазовского муниципального округа |
Ю.А. Мосальский |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
Лазовского муниципального округа
от "29" декабря 2022 года N 918
Основные направления
долговой политики Лазовского муниципального округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления долговой политики Лазовского муниципального округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - долговая политика, муниципальный округ) определяют приоритетные направления деятельности по управлению муниципальным долгом муниципального округа (далее - муниципальный долг) направленные на сокращение дефицита бюджета муниципального округа, мобилизации дополнительных доходных источников, оптимизации расходных обязательств и снижению муниципального долга с учетом преемственности целей и задач, заложенных в основных направлениях государственной долговой политики Российской Федерации.
Долговая политика Лазовского муниципального округа является частью бюджетной политики муниципального округа и непосредственно связана с бюджетным процессом муниципального округа.
1. Итоги реализации долговой политики за 2020-2022 годы
За трехлетний период (2020 - 2022 годы) в Лазовском муниципальном округе:
- муниципальные заимствования не осуществлялись в связи с отсутствием потребности;
- муниципальные гарантии не предоставлялись.
2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
В 2023-2025 годах долговая политика муниципального округа будет реализовываться с учетом экономической ситуации, складывающейся на территории Лазовского муниципального округа.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики муниципального округа, являются:
а) изменения федерального и регионального законодательства, уменьшающие объем доходов и (или) увеличивающие объем расходов бюджета муниципального округа, ввод и содержание новых объектов строительства;
б) проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика, принимаемые решения по уровню ключевой ставки;
в) уровень муниципального долга. При реализации долговой политики муниципального округа необходимо придерживаться ранее выработанных мероприятий, направленных на снижение уровня накопления долга, а именно планирование и привлечение объема внутренних заимствований в размерах, не превышающих объемы дефицита бюджета и подлежащих погашению в текущем финансовом периоде долговых обязательств;
г) состояние финансового (долгового) рынка. В среднесрочной перспективе кредиты, привлеченные от кредитных организаций, станут для Лазовского муниципального округа одним из источников финансирования дефицита бюджета, а также погашения долговых обязательств. Важнейшим мероприятием при реализации долговой политики муниципального округа является мониторинг рынка финансовых услуг.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета муниципального округа планируется реализовывать мероприятия, направленные на увеличение поступления доходов, оптимизацию расходов бюджета муниципального округа.
В 2023 - 2025 годах планируется привлекать заемные средства в бюджет муниципального округа целях финансирования дефицита бюджета муниципального округа.
При необходимости получения бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счете бюджета муниципального округа будет осуществляться взаимодействие с Управлением Федерального казначейства по Приморскому краю. Данный инструмент, несмотря на его краткосрочность, является хорошей альтернативой поддержания ликвидности бюджета муниципального округа в случае возникновения временных кассовых разрывов в течение финансового года.
Муниципальные гарантии муниципального округа могут предоставляться в целях реализации основных задач социально-экономического развития муниципального округа, а также поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории муниципального округа. Для минимизации бюджетных рисков и в целях недопущения роста общего объема муниципального долга будет продолжено проведение сдержанной политики в отношении предоставления муниципальных гарантий муниципального округа.
Вне зависимости от экономической ситуации в стране и состояния рынка финансовых услуг долговая политика муниципального округа продолжит характеризоваться направленностью на обеспечение способности осуществлять муниципальные заимствования на приемлемых условиях и в объемах, необходимых для финансирования дефицита бюджета, а также погашения долговых обязательств. Фактический объем муниципальных заимствований должен определяться результатами исполнения бюджета муниципального округа, анализа рынка финансовых услуг, учитывать соблюдение условий ежегодно заключаемых соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, прозрачной и эффективной аукционной политикой при участии на рынке финансовых услуг, целенаправленным информационным взаимодействием с финансовыми организациями.
3. Цели и задачи долговой политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
Основной целью долговой политики муниципального округа в предстоящем периоде будет являться эффективное управление муниципальным долгом муниципального округа для обеспечения сбалансированности бюджета при сохранении высокого уровня долговой устойчивости. Деятельность по достижению данной цели состоит в организации привлечения, погашения и обслуживания муниципального долга.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение следующих задач:
- обеспечение финансирования дефицита бюджета муниципального округа путем привлечения заемных средств на выгодных для муниципального округа условиях;
- сокращение объема муниципального долга и расходов на его обслуживание;
- минимизация стоимости муниципальных внутренних заимствований;
- обеспечение своевременных расчетов по долговым обязательствам муниципального округа в полном объеме в установленные сроки;
- обеспечение контроля показателей долговой устойчивости, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- соблюдение ограничений, установленных администрацией Приморского края при предоставлении из краевого бюджета бюджетных кредитов;
- оценка потенциальных рисков, а также минимизация рисков наступления гарантийных случаев по предоставленным муниципальным гарантиям;
- повышение прозрачности управления муниципальным долгом путем обеспечения доступности информации о муниципальном долге.
- соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации по предельному объему муниципального долга;
- поддержание долговой нагрузки на бюджет муниципального округа на экономически безопасном уровне;
- своевременное и полное погашение муниципальных долговых обязательств;
- оптимизация расходов на обслуживание муниципальных долговых обязательств;
- выполнение показателей долговой устойчивости, установленных Бюджетным кодексом РФ и Порядком проведения оценки показателей долговой устойчивости муниципальных образований Приморского края, на уровне, необходимом для отнесения муниципального округа к группе заемщиков с высоким или средним уровнем долговой устойчивости.
4. Инструменты реализации долговой политики
В 2023 - 2025 годах долговая политика будет реализовываться посредством:
а) рыночных инструментов (кредиты, привлекаемые от кредитных организаций);
б) нерыночных инструментов (бюджетные кредиты).
Привлечение кредитов от кредитных организаций как инструмент долговой политики, является наиболее гибким и мобильным, позволяет использовать заемные средства только в периоды необходимости - привлекать финансовые ресурсы при возникновении потребности в пределах достаточно продолжительного периода их доступности и досрочно возвращать при наличии возможности без излишних финансовых потерь. При применении этого инструмента используется конкурентный способ определения исполнителей финансовых услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что позволяет экономить бюджетные средства в связи со снижением начальной максимальной цены контрактов на привлечение финансовых ресурсов. Бюджетный кредит, в том числе на пополнение остатков средств на счете бюджета.
В ходе исполнения бюджета в программе муниципальных заимствований муниципального округа может быть предусмотрена возможность привлечения бюджетного кредита, в том числе на пополнение остатков средств на счете бюджета муниципального округа из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Преимуществом использования данного инструмента являются низкие процентные ставки, позволяющие сократить расходы бюджета на обслуживание муниципального долга. Вместе с тем привлечение бюджетных кредитов обусловлено необходимостью принятия жестких условий их предоставления, установлением ограничений по исполнению местного бюджета.
Получение бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 - 2025 годах рассматривается во взаимосвязи с политикой Правительства Российской Федерации, Правительства Приморского края по оказанию поддержки муниципальным образованиям на возвратной основе.
Объемы и параметры муниципальных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность местного бюджета, а структура платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга была равномерной и не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.
Так при реализации долговой политики Лазовского муниципального округа в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов необходимо:
- обеспечение оптимальной долговой нагрузки на бюджет Лазовского муниципального округа;
- недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов;
- направление доходов, дополнительно полученных сверх утвержденных решением о бюджете Лазовского муниципального округа, на досрочное погашение долговых обязательств муниципального округа;
- проведение открытых торгов (аукционов) на право заключения муниципальных контрактов по оказанию финансовых услуг в целях минимизации расходов по процентным платежам за пользование кредитными средствами;
- осуществление мониторинга состояния муниципального долга Лазовского муниципального округа;
- ведение учета информации о муниципальном долге муниципального округа, формирование отчетности о долговых обязательствах муниципального округа;
- осуществление работы по замещению кредитов, привлекаемых от кредитных организаций, бюджетными кредитами из краевого бюджета;
- взаимодействие с Министерством финансов Приморского края по вопросам реструктуризации обязательств муниципального округа по бюджетным кредитам, полученным из краевого бюджета.
5. Анализ рисков для бюджета муниципального округа, возникающих в процессе управления муниципальным долгом
Своевременное выявление, контроль, оценка и анализ рисков для бюджета муниципального округа, возникающих в процессе управления муниципальным долгом, снижают вероятность их наступления и обеспечивают долговую устойчивость муниципального округа.
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
- процентный риск - вероятность увеличения объема расходов бюджета муниципального округа на обслуживание муниципального долга вследствие увеличения Банком России размера ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;
- риск рефинансирования долговых обязательств - отсутствие возможности осуществлять на приемлемых условиях новые заимствования для погашения имеющихся долговых обязательств;
- риск снижения ликвидности - отсутствие в бюджете муниципального округа средств для полного исполнения обязательств в срок, в том числе недостаток денежных средств для своевременных долговых платежей;
- риск не достижения планируемых объемов поступления доходов в бюджет, в том числе, в связи с ухудшением общеэкономической ситуации, поскольку неисполнение доходной части бюджета потребует изыскания иных источников для выполнения расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности. В целях оценки данного риска планируется продолжить мониторинг исполнения бюджета муниципального округа и принимать управленческие решения, которые будут направлены на преодоление возникающих негативных последствий, в том числе связанных с ухудшением общеэкономической ситуации;
- риск изменения норм федерального и краевого законодательства, влекущие за собой снижение доходов муниципального округа и (или) увеличение расходов бюджета муниципального округа;
- риск наступления гарантийного случая - неплатежи принципалов по обязательствам, которые были гарантированы муниципального округом;
- риск возникновения новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, в том числе направляемых на ликвидацию негативного влияния коронавирусной инфекции (COVID-19), внешних санкционных ограничений.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики муниципального округа, является осуществление достоверного прогнозирования доходов бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений в части согласования новых расходных и долговых обязательств.
С целью снижения вышеуказанных рисков в рамках реализации долговой политики муниципального округа необходимо осуществлять:
- мониторинг исполнения бюджета муниципального округа, снижение рисков неисполнения доходной части бюджета путем уточнения прогноза поступлений доходов с учетом реальной ситуации по поступлению доходов в текущем финансовом году;
- мониторинг состояния муниципального долга и на его основе планирование муниципальных внутренних заимствований и расходов на обслуживание муниципального долга;
- мониторинг конъюнктуры финансового рынка, оптимизацию структуры муниципального долга, проведение рефинансирования, досрочного погашения долговых обязательств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Лазовского муниципального округа Приморского края от 29 декабря 2022 г. N 918 "Об утверждении основных направлений долговой политики Лазовского муниципального округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов"
Вступает в силу с 29 декабря 2022 г.
Опубликование:
-