г. Краснодар |
|
21 января 2015 г. |
Дело N А63-6876/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Айбатулина К.К. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края, от истца - муниципального унитарного предприятия города Буденновска "Электросетевая компания" (ИНН 2624033120, ОГРН 1102646000577) - Валешневой В.В. (доверенность от 08.08.2014 ), от ответчика - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) - Губаревой Е.И. (доверенность от 01.09.2014), при ведении протокола помощником судьи Шереметьевым Э.Р., рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Буденновска "Электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.04.2014 (судья Чурилов А.П.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 (судьи Сомов Е.Г., Джамбулатов С.И., Жуков Е.В.) по делу N А63-6876/2013, установил следующее.
МУП города Буденновска "Электросетевая компания" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - компания), в котором просило обязать ответчика произвести перерасчет стоимости электрической энергии по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.05.2007 N 1712 (далее - договор N 1712) за январь 2012 года на основании одноставочного тарифа в сторону уменьшения на 1 549 390 рублей 69 копеек.
Решением от 30.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.08.2014, в иске отказано. Судебные акты мотивированы следующим: стороны являются, с одной стороны, смежными сетевыми организациями, оказывающими друг другу услуги по передаче электроэнергии в рамках договора N 1712, а с другой - потребителями. Данное обстоятельство препятствует реализации истцу права на выбор в одностороннем порядке тарифа на очередной календарный год, поскольку это приводит к нарушению интересов другого потребителя, принуждая последнего также изменить тариф.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, суды не учли, что по условиям договора N 1712 предприятие является заказчиком, а компания - исполнителем. Договор не содержит условий о встречном предоставлении предприятием услуг по передаче электроэнергии по своим сетям ответчику. Истец в договоре выступает потребителем услуг, не являющимся обязанной стороной в смысле статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и не может быть лишен права выбора тарифа. Вывод суда о том, что реализация истцом права выбора варианта тарифа нарушает законные права и интересы ответчика, является необоснованным и сделан без учета пунктов 34 и 41 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования).
В отзыве на кассационную жалобу компания просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и подтверждаются арбитражной практикой.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 10.05.2007 предприятие (заказчик) и ОАО "Ставропольэнерго" (исполнитель, правопредшественник компании) с учетом протокола разногласий заключили договор N 1712, по условиям которого исполнитель оказывает услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ему на праве собственности, в согласованных объемах и с учетом технических возможностей сетей, а заказчик обязался оплачивать оказанные услуги в порядке и сроки, установленные договором. Согласно пункту 6.2 договора (в редакции дополнительного соглашения от 24.12.2007 N 1/107) расчет стоимости услуг исполнителя по передаче электрической энергии в спорном периоде производится по индивидуальному тарифу, утвержденному органом государственной власти в области государственного регулирования тарифов в виде двух ставок: ставки на содержание электрических сетей в расчете на мегаватт суммарной заявленной мощности без разбивки по напряжениям; ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на мегаватт-часы без разбивки по напряжениям. Стоимость услуг исполнителя определяется как сумма произведений величины присоединенной (заявленной) мощности в точках учета на ставку на содержание электрических сетей и величины фактического объема сальдированного перетока на ставку на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии.
До 2012 года стороны договора применяли в расчетах за оказанные услуги двухставочный тариф, утвержденный постановлениями Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 24.12.2010 N 56/4 и от 21.06.2011 N 38/5.
Дополнительным соглашением от 15.12.2011 N 7 действие договора N 1712 продлено до 31.12.2012, стороны установили объем передачи электрической энергии (мощности) из сетей исполнителя в сети заказчика, а также объем передачи электрической энергии (мощности) из сетей заказчика в сети исполнителя (приложение N 1).
Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 22.12.2011 N 76/3 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для расчетов между сетевыми организациями Ставропольского края на 2012 год в двух вариантах: одноставочный и двухставочный.
В письме от 29.12.2011 N 708 истец уведомил ответчика о выборе одноставочного тарифа для расчетов за оказанные ему договорные услуги. Возражая против одноставочного тарифа, ответчик сослался на то, что к сетевым организациям неприменим пункт 108.1 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530.
Предприятие оплатило выставленный за январь 2012 года счет на 4 791 605 рублей 41 копейку, в котором стоимость услуг по передаче электрической энергии определена на основании двухставочного тарифа. По расчету истца с учетом его заявления о применении одноставочного тарифа стоимость услуг по передаче электроэнергии за январь 2012 года составляет 3 242 214 рублей 72 копейки.
Ссылаясь на переплату, предприятие обратилось с иском в арбитражный суд.
Суды установили, что компания и предприятие являются смежными сетевыми организациями. В силу пункта 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), тарифы на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования с учетом пункта 42 Правил N 861.
Согласно пункту 42 Правил N 861 при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с разделом III Правил N 861 договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
В силу абзаца 1 пункта 64 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, в том числе с привлечением других организаций, определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются по уровням напряжения.
Ссылка предприятия на абзац 6 пункта 64 названных Основ в подтверждение довода о праве выбора варианта тарифа несостоятельна. Согласно данной норме тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении иных категорий потребителей, а также гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций) устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный тариф в виде ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, и ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей; одноставочный тариф в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей), гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) самостоятельно выбирают вариант тарифа на очередной календарный год путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Между тем истец, как и ответчик, является сетевой организаций, поэтому одностороннее изменение тарифа в сторону уменьшения для одной сетевой организации приведет к нарушению интересов другой, принуждая ответчика также изменить вариант тарифа. Аналогичная правовая позиция изложена в делах N А63-10030/2012, А63-6877/2013, А63-6878/2013 с участием тех же сторон.
Предприятие, ссылаясь на то, что является обычным потребителем, документально не опровергло вывод судов о ее статусе сетевой компании, оказывающей услуги по передаче электрической энергии ответчику.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.04.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 по делу N А63-6876/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.