Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Статистика обращений к уполномоченному по правам человека в Красноярском крае в 2022 году
Обращения жителей Красноярского края к Уполномоченному являются важнейшим материалом для выявления системных проблем и закономерностей в правочеловеческой и правозащитной сферах. Статистическая информация, представленная в данной главе, показывает динамику количества, характер и географию обращений жителей региона к Уполномоченному. Важно отметить, что около 17% всех обращений на момент написания доклада находились в работе, что может незначительно повлиять на годовую статистику.
Наибольшее количество обращений по-прежнему поступило посредством почтовых отправлений и заявлений. Остальные обращения поступили в адрес Уполномоченного устно, через электронную приемную на официальном сайте, по электронной почте или при помощи социальных сетей. Все обращения, вне зависимости от способа их доставки, регистрируются в электронной базе данных и на бумажном носителе, закрепляются за конкретным специалистом рабочего аппарата Уполномоченного.
В 2022 году в работу поступило 2125 жалоб и обращений, что на 105 меньше, чем в 2021 году. Однако отрицательная динамика заметна только по письменным жалобам, их стало меньше на 204 (-11,1%), количество устных обращений, напротив, увеличилось (+99 или +25,6%). Число коллективных обращений также заметно возросло (+20 или +45,5%), равно как и число подписавшихся под данными обращениями граждан увеличилось на 2089.
Динамика поступивших жалоб и обращений в сравнении с предыдущим годом представлена в таблице 1.
Анализируя данные, представленные в диаграмме 1, можно заметить, что в период с 2006 - 2010 гг. число жалоб стремительно увеличивалось, достигнув своего пика в 2010 году, а затем за время 2011 - 2015 гг. количество обращений, адресованных Уполномоченному, ежегодно уменьшалось. Данные последних семи лет не имели общей тенденции, резкий рост и не менее резкое снижение жалоб к Уполномоченному зависели от обстоятельств конкретного года, заметно, что в 2020 году, во время борьбы с коронавирусной инфекцией, количество жалоб существенно снизилось. А в 2021 году, когда потрясения от пандемии утихли, происходил рост числа обращений. Количество жалоб к Уполномоченному в 2022 году снизилось, однако цифра соответствует среднему значению последних 20 лет. Всего за 20 лет, начиная с 2002 года, в аппарат Уполномоченного поступила 42341 жалоба, или в среднем по 2117 обращений в год.
Таблица 1
Общее количество обращений к Уполномоченному в 2022 г. по сравнению с 2021 г.
Вид обращений |
Количество за период |
Динамика |
||
2021 |
2022 |
кол-ва |
в % |
|
Письменные |
1844 |
1640 |
-204 |
-11,1 |
Устные |
386 |
485 |
+99 |
+25,6 |
ВСЕГО |
2230 |
2125 |
-105 |
-4,7 |
В том числе коллективные |
44 (с 1428 подписями) |
64 (с 3517 подписями) |
+20 (+2089) |
+45,5 |
Диаграмма 1
Количество обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного по правам человека в период 2002 - 2022 гг.
Таблица 2
Количество обращений, поступивших в аппарат УПЧ в 2022 г. в сравнении с 2021 г., распределенных по месту поступления
Территории и ведомства |
Количество за период |
Динамика |
||
2021 |
2022 |
кол-ва |
в % |
|
Красноярск |
846 |
707 |
-139 |
-16,4 |
Сельские районы края |
493 |
508 |
+15 |
+3,0 |
Другие города края |
274 |
307 |
+33 |
+12,0 |
Иные регионы РФ |
118 |
114 |
-4 |
-3,4 |
ГУФСИН |
494 |
485 |
-9 |
-1,8 |
ЦВСИГ ГУ МВД |
5 |
4 |
-1 |
-20,0 |
ВСЕГО |
2230 |
2125 |
-105 |
-4,7 |
Анализ поступивших обращений в аппарат Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае за 2022 год показывает, что общее уменьшение числа обращений связано в первую очередь со снижением их количества из краевого центра. В прошедшем году уменьшение количества жалоб жителей Красноярска (-139) оказалось большим, чем общее снижение количества обращений, поступивших в адрес Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае (-105). Это обстоятельство отчасти маскирует увеличение количества жалоб из сельских районов края (+15) и других городов края (+33).
Следует отметить, что на уменьшение количества обращений из краевого центра повлияли объективные причины технического характера. Как известно проблемы с "атаками" на официальные сайты госорганов отмечались по всей стране в течение всего года, что и явилось следствием нестабильной и не всегда корректной работы электронной приемной официального сайта Уполномоченного во втором и третьем кварталах года. Начало специальной военной операции потребовало срочно менять провайдера и перенастраивать работу электронной приемной, что происходило не без сбоев. Поэтому некоторая часть обращений, поступающих в аппарат Уполномоченного через электронную приемную либо по электронной почте, блокировалась почтовым сервером.
Статистические данные прошлых лет свидетельствуют о том, что именно из краевого центра всегда поступало довольно много обращений именно этим наиболее современным способом, соответственно сделать вывод о том, что снижение жалоб из Красноярска связано исключительно со снижением градуса социальной напряженности нельзя.
Росту количества обращений из сельских районов края и городов краевого подчинения поспособствовали в том числе выездные приемы Уполномоченного, в ходе которых было принято в работу 140 обращений. Всего личные приемы граждан были проведены в 21 муниципальном образовании края. Кроме того, состоялось посещение 6 учреждений пенитенциарной системы и 12 изоляторов временного содержания. Более подробная информация о выездных личных приемах граждан Уполномоченным представлена в главе 6.
Анализ поступления жалоб по географическому признаку показывает, что из отдельных районов края количество обращений серьезно уменьшилось. Так, из Емельяновского района поступило на 24 обращения меньше, чем в прошлом году. Многие годы число обращений из Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов всегда показывало существенный рост, однако в прошедшем году тенденция изменилась. Из Таймырского ДНМР (-15) и Эвенкийского МР (-12) зарегистрировано обращений заметно меньше.
Самое значительное увеличение поступивших жалоб зафиксировано из Уярского района (+41); объясняется это тем, что Уярский район более остальных территорий Красноярского края пострадал от пожаров весной 2022 года. Увеличение количества обращений из г. Канска (+18), г. Боготола (+6) и г. Ачинска (+18), Большеулуйского района (+4), Бирилюсского района (+10), Ачинского района (+9), Енисейского района (+5) вполне объяснимо: Уполномоченный выезжал туда для проведения личного приема граждан, а вот увеличение жалоб из г. Норильска (+10) следует проанализировать.
Таблица 3
Рейтинг муниципальных образований края по индексу социальной напряженности в 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом 2021 г.
Наименование территории адресата |
2021 |
2022 |
Динамика |
Индекс соц. напряженности |
|||
Кол-во |
Удельн. вес (%) |
Кол-во |
Удельн. вес (%) |
кол-ва |
удельн. веса (%) |
||
Таймырский ДНМР |
120 |
5,39 |
105 |
4,94 |
-15 |
-0,45 |
3,31 |
Уярский район* |
11 |
0,49 |
52 |
2,45 |
+41 |
+1,95 |
2,51 |
Бирилюсский район* |
6 |
0,27 |
16 |
0,75 |
+10 |
+0,48 |
1,66 |
Большеулуйский район* |
4 |
0,18 |
8 |
0,38 |
+4 |
+0,20 |
1,06 |
Енисейский район* |
5 |
0,22 |
10 |
0,47 |
+5 |
+0,25 |
0,90 |
Ачинский район* |
3 |
0,13 |
12 |
0,56 |
+9 |
+0,43 |
0,79 |
Эвенкийский МР |
24 |
1,08 |
12 |
0,56 |
-12 |
-0,51 |
0,79 |
Козульский район* |
20 |
0,90 |
12 |
0,56 |
-8 |
-0,33 |
0,74 |
Боготольский район* |
6 |
0,27 |
7 |
0,33 |
+1 |
+0,06 |
0,72 |
Туруханский район |
16 |
0,72 |
11 |
0,52 |
-5 |
-0,20 |
0,69 |
Канский район* |
8 |
0,36 |
17 |
0,80 |
+9 |
+0,44 |
0,67 |
г. Канск* |
41 |
1,84 |
59 |
2,78 |
+18 |
+0,93 |
0,66 |
г. Красноярск |
846 |
38,01 |
707 |
33,27 |
-139 |
-4,73 |
0,65 |
г. Боготол* |
6 |
0,27 |
12 |
0,56 |
+6 |
+0,30 |
0,59 |
Емельяновский район |
54 |
2,43 |
30 |
1,41 |
-24 |
-1,01 |
0,59 |
Березовский район |
18 |
0,81 |
24 |
1,13 |
+6 |
+0,32 |
0,58 |
Пировский район* |
6 |
0,27 |
4 |
0,19 |
-2 |
-0,08 |
0,58 |
г. Лесосибирск* |
34 |
1,53 |
34 |
1,60 |
0 |
+0,07 |
0,53 |
Тасеевский район* |
1 |
0,04 |
6 |
0,28 |
+5 |
+0,24 |
0,52 |
г. Бородино |
9 |
0,40 |
8 |
0,38 |
-1 |
-0,03 |
0,50 |
г. Ачинск* |
34 |
1,53 |
52 |
2,45 |
+18 |
+0,92 |
0,49 |
Кежемский район |
10 |
0,45 |
10 |
0,47 |
0 |
+0,02 |
0,48 |
Новоселовский район |
7 |
0,31 |
6 |
0,28 |
-1 |
-0,03 |
0,46 |
Мотыгинский район |
5 |
0,22 |
6 |
0,28 |
+1 |
+0,06 |
0,43 |
Казачинский район* |
1 |
0,04 |
4 |
0,19 |
+3 |
+0,14 |
0,41 |
Нижнеингашский район* |
11 |
0,49 |
12 |
0,56 |
+1 |
+0,07 |
0,41 |
Назаровский район |
2 |
0,09 |
9 |
0,42 |
+7 |
+0,33 |
0,41 |
Каратузский район |
1 |
0,04 |
6 |
0,28 |
+5 |
+0,24 |
0,40 |
Сухобузимский район |
11 |
0,49 |
8 |
0,38 |
-3 |
-0,12 |
0,40 |
Шушенский район |
6 |
0,27 |
13 |
0,61 |
+7 |
+0,34 |
0,40 |
Большемуртинский район |
3 |
0,13 |
7 |
0,33 |
+4 |
+0,19 |
0,38 |
Дзержинский район* |
3 |
0,13 |
5 |
0,24 |
+2 |
+0,10 |
0,38 |
г. Шарыпово |
21 |
0,94 |
17 |
0,80 |
-4 |
-0,14 |
0,36 |
Идринский район |
1 |
0,04 |
4 |
0,19 |
+3 |
+0,14 |
0,36 |
С.-Енисейский район |
5 |
0,22 |
4 |
0,19 |
-1 |
-0,04 |
0,36 |
Абанский район* |
3 |
0,13 |
7 |
0,33 |
+4 |
+0,19 |
0,35 |
Минусинский район |
12 |
0,54 |
9 |
0,42 |
-3 |
-0,12 |
0,35 |
г. Зеленогорск |
18 |
0,81 |
20 |
0,94 |
+2 |
+0,13 |
0,32 |
г. Сосновоборск |
17 |
0,76 |
13 |
0,61 |
-4 |
-0,15 |
0,32 |
Балахтинский район |
8 |
0,36 |
6 |
0,28 |
-2 |
-0,08 |
0,32 |
Ирбейский район |
9 |
0,40 |
5 |
0,24 |
-4 |
-0,17 |
0,32 |
Партизанский район |
4 |
0,18 |
3 |
0,14 |
-1 |
-0,04 |
0,32 |
Ермаковский район |
6 |
0,27 |
6 |
0,28 |
0 |
+0,01 |
0,31 |
Курагинский район |
14 |
0,63 |
14 |
0,66 |
0 |
+0,03 |
0,31 |
г. Енисейск* |
2 |
0,09 |
5 |
0,24 |
+3 |
+0,15 |
0,28 |
Богучанский район |
13 |
0,58 |
12 |
0,56 |
-1 |
-0,02 |
0,26 |
Иланский район* |
5 |
0,22 |
6 |
0,28 |
+1 |
+0,06 |
0,25 |
г. Назарово |
16 |
0,72 |
12 |
0,56 |
-4 |
-0,15 |
0,24 |
г. Железногорск |
19 |
0,85 |
20 |
0,94 |
+1 |
+0,09 |
0,22 |
г. Дивногорск |
13 |
0,58 |
6 |
0,28 |
-7 |
-0,30 |
0,21 |
г. Норильск |
27 |
1,21 |
37 |
1,74 |
+10 |
+0,53 |
0,21 |
Краснотуранский район |
4 |
0,18 |
3 |
0,14 |
-1 |
-0,04 |
0,21 |
Шарыповский район |
4 |
0,18 |
3 |
0,14 |
-1 |
-0,04 |
0,21 |
Саянский район |
5 |
0,22 |
2 |
0,09 |
-3 |
-0,13 |
0,19 |
г. Минусинск |
16 |
0,72 |
12 |
0,56 |
-4 |
-0,15 |
0,17 |
Ужурский район |
5 |
0,22 |
5 |
0,24 |
0 |
+0,02 |
0,16 |
Тюхтетский район* |
3 |
0,13 |
1 |
0,05 |
-2 |
-0,09 |
0,12 |
Манский район |
10 |
0,45 |
1 |
0,05 |
-9 |
-0,40 |
0,06 |
Рыбинский район |
9 |
0,40 |
2 |
0,09 |
-7 |
-0,31 |
0,06 |
ЦВСИГ ГУ МВД |
5 |
0,22 |
4 |
0,19 |
-1 |
-0,04 |
0,00 |
п. Кедровый |
6 |
0,27 |
2 |
0,09 |
-4 |
-0,18 |
0,00 |
п. Солнечный |
2 |
0,09 |
1 |
0,05 |
-1 |
-0,04 |
0,00 |
ГУФСИН |
494 |
22,19 |
485 |
22,82 |
-9 |
+0,63 |
0,00 |
Иные |
118 |
5,30 |
114 |
5,36 |
-4 |
+0,06 |
0,00 |
Всего |
2230 |
|
2125 |
|
-105 |
|
|
_____________________________
* Проводился выездной прием граждан Уполномоченным.
|
- |
без изменений |
- |
ухудшение |
|
- |
разрядка |
Таблица 4
Распределение случаев нарушения прав (по мнению заявителей), поступивших в адрес Уполномоченного, по категориям нарушенных прав в зависимости от удельного веса в 2022 г. по сравнению с 2021 г.
Категория прав |
2021 |
2022 |
Динамика |
|||
кол-во |
удельн. вес (%) |
кол-во |
удельн. вес (%) |
кол-ва |
удельн. веса (%) |
|
Права детей (защита материнства и детства, проблемы семьи, право на образование) |
583 |
24,2 |
532 |
23,2 |
-51 |
-1,0 |
Права человека в сфере деятельности силовых структур, в том числе: |
473 |
19,3 |
523 |
22,8 |
+50 |
+3,5 |
ФСИН |
204 |
8,5 |
206 |
9,0 |
+2 |
+0,5 |
МВД |
158 |
6,6 |
109 |
4,7 |
-49 |
-1,9 |
СК ГСУ |
35 |
1,5 |
40 |
1,7 |
+5 |
+0,2 |
Прокуратура, ФСБ и другие правоохранительные органы |
68 |
2,8 |
43 |
1,9 |
-25 |
-0,9 |
Военное ведомство |
8 |
0,3 |
125 |
5,4 |
+117 |
+5,1 |
Право на судебную защиту, справедливое судебное разбирательство |
245 |
10,2 |
247 |
10,8 |
+2 |
+0,6 |
Право на жилище (предоставление жилья, приватизация, выселение, постановка на учет) |
220 |
9,1 |
218 |
9,5 |
-2 |
+0,4 |
Право на социальное обеспечение |
181 |
7,5 |
200 |
8,7 |
+19 |
+1,2 |
Право на получение юридической помощи, просьбы о юридической консультации |
123 |
5,1 |
107 |
4,7 |
-16 |
-0,4 |
Право на получение информации (жалобы на некачественное администрирование) |
128 |
5,3 |
101 |
4,4 |
-27 |
-0,9 |
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь |
86 |
3,6 |
77 |
3,4 |
-9 |
-0,2 |
Права потребителей в сфере ЖКХ |
78 |
3,2 |
52 |
2,3 |
-26 |
-0,9 |
Право на труд |
68 |
2,8 |
45 |
2,0 |
-23 |
-0,8 |
Права коренных малочисленных народов |
26 |
1,1 |
38 |
1,7 |
+12 |
+0,6 |
Право на свободу экономической деятельности, частную собственность |
27 |
1,1 |
34 |
1,5 |
+7 |
+0,4 |
Право на гражданство (паспортизация, регистрация, вопросы миграции) |
26 |
1,1 |
29 |
1,3 |
+3 |
+0,2 |
Право на благоприятную окружающую среду (экология, природопользование, градостроительство и др.) |
23 |
1,0 |
14 |
0,6 |
-9 |
-0,4 |
По иным вопросам |
123 |
5,4 |
81 |
3,6 |
-42 |
-1,8 |
Всего случаев нарушений прав |
2411 |
|
2298 |
|
-113 |
|
|
- |
без изменений |
- |
ухудшение |
|
- |
разрядка |
Каждое обращение в адрес Уполномоченного содержит сообщение гражданина о ситуации, в которой, по его мнению, были нарушены его права. Иногда в одном письме может быть указано сразу на несколько случаев нарушения прав. Именно поэтому в статистике доклада общее число обращений и количество случаев нарушенных прав не совпадает. Случаев нарушения прав всегда больше общего количества обращений. За прошедший год их обозначено заявителями 2298, что заметно меньше, чем в 2021 году (-113 случаев или -4,6%). Это наглядно продемонстрировано в таблице 4.
Данные таблицы 4 показывают, что жалобы на нарушение прав и свобод в сфере деятельности силовых структур поступают в аппарат Уполномоченного не менее активно, чем в 2021 году (+50), однако количество жалоб на систему ГУФСИН осталось на прежнем уровне (+2). Значительно меньше жаловались на систему МВД (-49). В течение 2022 года по понятным причинам сильно возросло количество обращений по линии военного ведомства (+117). Основную массу составили обращения с просьбой оказать содействие в решении вопросов, связанных с призывом на военную службу по мобилизации, с прохождением военной службы в период специальной военной операции и получением мер социальной поддержки членам семей военнослужащих. Более подробно эта информация будет представлена в главе 5.
Снизилось число жителей региона, недовольных качеством администрирования (-27), положением дела в жилищно-коммунальном хозяйстве (-26) и в сфере трудовых правоотношений (-23).
Несколько меньше поступило жалоб на защиту прав детей (-51). Однако надо учитывать, что в большинстве строк данной таблицы права детей в той или иной степени затрагиваются. Особенно это касается нарушений в области жилищных правоотношений. Немало таких и среди жалоб на нарушение права на судебную защиту, справедливое судебное разбирательство. То же самое можно сказать и в отношении обращений с жалобами на нарушения в области образования, охраны здоровья и медицинской помощи, социальных вопросов и т.д. Порой трудно провести ту грань, которая отделяет права ребенка и его взрослых родителей. Именно поэтому уполномоченные по правам человека и правам ребенка работают в рамках единого государственного органа. Подробный анализ ситуации в отношении прав детей нашего региона будет изложен в Докладе Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае.
О нарушениях в сфере прав коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории края, число случаев которых заметно выросло (+12), будет подробно рассказано в ежегодном Докладе Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Красноярского края.
Таблица 5
Распределение случаев нарушения прав, заявленных гражданами, по социально-экономической, гражданско-правовой и уголовно-правовой (вместе с административно-правовой) сферам
Год |
Нарушения социально-экономических прав граждан (%) |
Нарушения прав граждан в уголовно-правовой и административно-правовой сферах (%) |
Нарушения в сфере гражданско-правовых отношений (%) |
* Иные нарушения прав граждан, включая ситуации, связанные с СВО (%) |
2014 |
49,7 |
25,5 |
16,4 |
8,4 |
2015 |
49,0 |
29,4 |
16,7 |
4,7 |
2016 |
50,2 |
23,7 |
21,5 |
4,4 |
2017 |
49,2 |
19,3 |
26,5 |
4,8 |
2018 |
47,7 |
20,5 |
26,8 |
4,9 |
2019 |
48,4 |
26,3 |
19,4 |
5,7 |
2020 |
51,3 |
18,9 |
23,8 |
5,8 |
2021 |
51,5 |
19,2 |
23,7 |
5,6 |
2022 |
50,2 |
20,4 |
22,8 |
7,3 |
Динамика по сравнению с предыдущим годом |
-1,3 |
+1,2 |
-0,9 |
+1,7 |
_____________________________
* - жалобы по ситуациям, связанным со СВО, добавлены к иным нарушениям прав граждан по результатам 2022 года.
В таблице 5 и на диаграмме 2 все случаи нарушения прав разделены на четыре части: нарушения социально-экономических прав, нарушения в гражданско-правовой и уголовно-правовой (вместе с административно-правовой) сферах, а также случаи нарушения иных прав, включая ситуации, связанные с СВО.
Из данной таблицы видно, что тенденция последних лет в распределении случаев нарушения прав по сферам значительных изменений не претерпела. Доля нарушений социально-экономических прав граждан от общего числа нарушений значительно не изменилась (-1,3%) и составляет более 50%.
Динамика нарушений прав в сфере гражданско-правовых отношений уменьшилась незначительно (-0,9%), а вот в уголовно-правовой и административно-правовой сферах несколько увеличилась (+1,2%).
Диаграмма 2
Распределение случаев нарушения прав, заявленных гражданами, по сферам прав
В таблице 6 представлена информация о том, как распределились жалобы и обращения, поступившие в адрес Уполномоченного, в зависимости от того, на какой уровень власти адресовано недовольство заявителей в сравнении с предыдущими годами.
Значительная часть обращений (43,3%) содержит жалобы на нарушения прав, вызванных действиями (бездействием) федеральных органов власти и их территориальных (краевых) органов. По сравнению с предыдущим годом эта доля обращений существенно выросла.
Таблица 6
Информация о распределении жалоб населения по уровням власти *
Органы власти |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
Федеральные |
1065 |
39,6 |
903 |
37,5 |
717 |
34,5 |
879 |
35,8 |
996 |
43,3 |
Муниципальные |
699 |
26,0 |
686 |
28,5 |
618 |
29,7 |
554 |
22,6 |
511 |
22,2 |
Краевые |
236 |
8,8 |
182 |
7,5 |
214 |
10,3 |
298 |
12,1 |
328 |
14,3 |
Иные |
515 |
19,2 |
476 |
19,7 |
353 |
17,0 |
463 |
18,9 |
326 |
14,2 |
Не определено |
172 |
6,4 |
162 |
6,7 |
175 |
8,4 |
260 |
10,6 |
137 |
6,0 |
ВСЕГО |
2687 |
|
2409 |
|
2077 |
|
2454 |
|
2298 |
|
_____________________________
* - в одном обращении могут содержаться жалобы на несколько органов власти.
А вот доля обращений, в которых заявители жалуются на работу органов местного самоуправления, уменьшилась и составляет 22,2%.
Количество претензий в адрес краевых органов власти в прошлом году увеличилось (14,3% от всего массива жалоб).
Доля тех, кто не смог определиться, кем нарушены их права, как и тех, кто в своих обращениях указал иных контрагентов, значительно уменьшилась.
Более наглядно эти данные представлены на Диаграмме 3.
За 11 лет начиная с 2011 года выявились следующие тенденции. Если брать абсолютные цифры, а не долю от общего количества обращений, как показано в таблице 6 и на диаграмме 3, то число жалоб и обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного в прошлом году, увеличилось только на органы федеральной и краевой власти.
Диаграмма 3
Динамика изменения отношения населения к различным уровням власти показана на диаграмме 4.
Число жалоб на муниципалитеты в прошедшем году уменьшилось, но не значительно.
Количество обращений, в которых содержатся жалобы на действия (бездействие) руководителей хозяйствующих субъектов различных форм собственности, которые на диаграмме 3 и 4 обозначены термином "Иные", уменьшилось, как, впрочем, и число жалоб, по которым затруднительно определить источник проблем или виновника.
Диаграмма 4
Динамика распределения жалоб населения по контрагенту за период 2011 - 2022 гг.
Таковы общие оценки показателей, количества, географии, тематики и источников недовольства, характеризующих общий массив жалоб и обращений, направленных жителями края в адрес Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае в 2022 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.