г. Краснодар |
|
23 января 2015 г. |
Дело N А53-12918/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Чесняк Н.В.,
судей Рогальского С.В. и Савенко Л.И.,
при участии в судебном заседании от истцов: общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон" (г. Шахты, ИНН 6155034451, ОГРН 1026102772530), общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-2" (г. Шахты, ИНН 6155922792, ОГРН 1046155008250), общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-3" (г. Шахты, ИНН 6155054024, ОГРН 1046155008283), общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-4" (г. Шахты, ИНН 6155054056, ОГРН 1046155008261), индивидуального предпринимателя Довженко Александра Павловича (г. Шахты, ИНН 615500549168, ОГРНИП 304615535800260), общества с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие 1" (г. Шахты, ИНН 6155061670, ОГРН 1116182001814) - Щепетковой Е.С. (доверенности от 02.10.2014),
в отсутствие ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636),
третьих лиц: Управления Федерального казначейства по Ростовской области (г. Ростов-на-Дону, ИНН 6163030517, ОГРН 1026103280060), Министерства финансов Ростовской области, Министерства труда и социального развития Ростовской области, Департамента труда и социального развития администрации г. Шахты Ростовской области, администрации г. Шахты, общества с ограниченной ответственностью "Доставка пенсий и пособий", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.07.2014 (судья Маштакова Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 (судьи Величко М.Г., Баранова Ю.И., Еремина О.А.) по делу N А53-12918/2014,
установил следующее.
ООО "АвтоДон", ООО "АвтоДон-2", ООО "АвтоДон-3", ООО "АвтоДон-4", индивидуальный предприниматель Довженко А.П., ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие 1" (далее - заявители, организации) обратились в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Минфину РФ в лице Управления федерального казначейства по Ростовской области (далее - казначейство) о взыскании 5 436 622 рублей 11 копеек убытков, связанных с перевозкой городским пассажирским транспортом (автобусами) льготных пассажиров федерального регистра. А именно, взыскании 357 131 рубля 99 копеек в пользу ООО "АвтоДон" за период с 01.07.2010 по 30.09.2011; 683 584 рублей 67 копеек в пользу ООО "АвтоДон-2" за период с 01.07.2010 по 30.04.2014; 752 005 рублей 10 копеек - в пользу ООО "АвтоДон-3" за период с 01.07.2010 по 30.04.2014; 994 894 рублей 81 копейки - в пользу ООО "АвтоДон-4" за период с 01.07.2010 по 30.04.2014, 1 266 619 рублей 39 копеек - в пользу Довженко А.П. за период с 01.07.2010 по 30.04.2014; 1 382 386 рублей 15 копеек - в пользу ООО "ПАТП 1" за период с 01.10.2011 по 30.04.2014 (измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 8, л. д. 173 - 175).
Определением от 04.06.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, Министерство финансов Ростовской области, Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент труда и социального развития администрации г. Шахты Ростовской области, администрация г. Шахты, ООО "Доставка пенсий и пособий".
Решением от 30.07.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.11.2014, исковые требования удовлетворены. Суды исходили из того, что стоимость единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ), по которым отдельным категориям граждан предоставлялось право льготного проезда в общественном транспорте, не компенсирует затраты заявителей. Субвенции из федерального бюджета на возмещение выпадающих доходов с 01.01.2010 не выделялись. Материалами дела подтверждены убытки организаций вследствие предоставления льгот категориям граждан, включенных в федеральный регистр.
Расчет суммы, подлежащей возмещению, произведен исходя из количества реализованных ЕСПБ, с учетом долей организаций, количества поездок одного льготника в месяц и утвержденного тарифа.
В кассационной жалобе казначейство просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, к расходным обязательствам Российской Федерации относится обеспечение гражданам, которые включены в федеральный регистр, льготного проезда только в пригородном железнодорожном и междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. Предоставление льгот по проезду указанным категориям граждан в иных видах транспорта общего пользования является обязанностями субъектов Российской Федерации, так как именно их нормативными актами устанавливаются и определяются право на льготный проезд, стоимость проезда и, соответственно, размер социальной помощи.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Министерство финансов Ростовской области направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, сообщило, что его позиция, изложенная ранее в отзывах, приобщенных к материалам дела, не изменилась.
В судебном заседании представитель заявителей просил оставить судебные акты без изменения, сославшись на их законность, обоснованность и соответствие фактическим обстоятельствам.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Как видно из материалов дела, заявители являются коммерческими транспортными предприятиями, цель и предмет деятельности которых - организация перевозки населения в г. Шахты городским пассажирским автотранспортом (автобусами) на платной основе.
01 июля 2008 года администрация г. Шахты в лице МУ Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области, ООО "Доставка пенсий и пособий" и ООО "АвтоДон" заключили договор N 98 о реализации ЕСПБ (далее - договор), по условиям которого администрация г. Шахты в лице МУ Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области поручает, а ООО "Доставка пенсий и пособий" принимает на себя обязательства по реализации ЕСПБ гражданам, включенным в регистр получателей ежемесячных денежных выплат, и перечислению полученных от реализации билетов денежных средств на счет ООО "АвтоДон".
Перевозчик наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией г. Шахты в общественном городском транспорте, должен оказывать услуги по перевозке и отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с нормами действующего законодательства. Согласно пункту 2.3.2 договора при условии обслуживания федеральных льготников несколькими транспортными предприятиями ООО "АвтоДон" должно обеспечить распределение между этими предприятиями средства, перечисленные ООО "Доставка пенсий и пособий".
Реализация ЕСПБ на территории г. Шахты помимо ООО "Доставка пенсий и пособий" осуществлялась также Октябрьским ОСБ N 5410 (ОАО "Сбербанк России"). При перечислении денежных средств на расчетный счет ООО "АвтоДон" ООО "Доставка пенсий и пособий" удерживало 1,472% от перечисляемой суммы, а Октябрьское ОСБ N 5410 - 2% от перечисляемой суммы. Указанные проценты удерживались как плата за услуги по перечислению. Таким образом, ООО "АвтоДон" получало денежные средства на расчетный счет за вычетом этих процентов.
На основании пункта 2.3.2 договора ООО "АвтоДон" заключило договоры с ООО "АвтоДон-2", ООО "АвтоДон-3", ООО "АвтоДон-4" и Довженко А.П. о перераспределении денежных средств, полученных от реализации ЕСПБ. Полученная ООО "АвтоДон" денежная сумма распределялась между организациями за минусом 1,5%, которые ООО "АвтоДон" также удерживало, как плату за оказание услуг (пункт 2.2 договоров). Перераспределение денежных средств, перечисленных на расчетный счет ООО "АвтоДон" от ООО "Доставка пенсий и пособий", а также при покупке билетов гражданами, имеющими право на льготный проезд от Октябрьского ОСБ N 5410, между указанными организациями происходило на основании данных, полученных от МУ "Департамент благоустройства" г. Шахты.
30 сентября 2011 года договор с ООО "АвтоДон" расторгнут. ООО "АвтоДон" ввиду отсутствия поступления денежных средств от реализации ЕСПБ перестало перечислять денежные средства за перевозку федеральных льготников по договорам с ООО "АвтоДон-2", ООО "АвтоДон-3", ООО "АвтоДон-4" и Довженко А.П.
Все обязательства ООО "АвтоДон" перешли к Довженко А.П. на основании соглашения от 25.11.2011 о замене стороны по договору, которое распространяет действие на отношения с 01.10.2011 (т. 1, л. д. 45 - 47; далее - соглашение).
В соглашении предусмотрено, что администрация г. Шахты в лице МУ Департамента труда и социального развития города Шахты Ростовской области поручает, а ООО "Доставка пенсий и пособий" принимает на себя обязательства по реализации ЕСПБ гражданам, включенным в регистр получателей ежемесячных денежных выплат и перечислению полученных от реализации билетов денежных средств на счет Довженко А.П.
Согласно пункту 2.3.2 договора при условии обслуживания федеральных льготников несколькими транспортными предприятиями Довженко А.П. обеспечивает распределение между ними средств, перечисленных ООО "Доставка пенсий и пособий" и Октябрьское ОСБ N 5410, которые удерживали 1,475% и 2% соответственно.
На основании пункта 2.3.2 договора Довженко А.П. заключил договоры возмездного оказания услуг с ООО "АвтоДон-2", ООО "АвтоДон-3", ООО "АвтоДон-4" и ООО "ПАТП 1" о перечислении денежных средств на расчетные счета указанных предприятий, полученных от реализации ЕСПБ, по мере их поступления на расчетный счет Довженко А.П. от ООО "Доставка пенсий и пособий" и Октябрьское ОСБ N 5410. Полученная Довженко А.П. денежная сумма распределялась между организациями, за минусом 2%, которые Довженко А.П. удерживал как за оказание услуг (пункты 2.2 договоров возмездного оказания услуг). Перераспределение денежных средств, перечисленных на расчетный счет Довженко А.П. от ООО "Доставка пенсий и пособий" и Октябрьское ОСБ N 5410, между указанными предприятиями происходило, как и в случае с ООО "АвтоДон", на основании данных, полученных от МУ "Департамент благоустройства" г. Шахты.
Как следует из материалов дела, при заключении договоров все заявители имели разрешительную документацию на осуществление пассажирских перевозок, действующие договоры с администрацией г. Шахты на право осуществления в данном городе регулярных городских маршрутных перевозок пассажиров и ручной клади автобусами.
В соответствии с федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство возложило на транспортные организации обязательства по предоставлению льгот при оказании услуг по перевозке отдельных категорий граждан.
Таким образом, истцы осуществляли перевозку граждан, включенных в федеральный регистр льготников, по ЕСПБ. В связи с оказанием услуг по перевозке на льготных условиях истцы понесли расходы, определенные расчетным методом.
Неполное возмещение данным организациям расходов на предоставление льгот привело к судебному спору.
Спорные вопросы, возникающие при рассмотрении данной категории дел, отражены в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 9621/10 и от 26.04.2011 N 17828/10 (далее - постановления N 9621/10 и 17828/10). Выводы, изложенные в названных постановлениях, и толкование правовых норм являются общеобязательными и подлежат применению арбитражными судами.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Приводя данную норму, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях N 9621/10 и 17828/10 указал, что компенсация затрат транспортным коммерческим организациям, осуществляющим льготные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
На необходимость компенсации из федерального бюджета непокрытых расходов предприятий, оказывающих льготные услуги в соответствии с федеральными законами, указано в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации". Условием такой компенсации является недостаточность денежных средств, выделенных на эти цели субъекту Российской Федерации в виде субвенций.
В постановлениях N 9621/10 и 17828/10 также указано, что одновременно с отменой льгот по проезду отдельным категориям граждан в Федеральном Законе от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" предусмотрена обязанность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации, вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. При этом льготы по проезду, установленные федеральными законами, не были отменены, и государством на субъекты Российской Федерации возлагалась лишь обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, но не по финансированию данных услуг.
В постановлениях N 9621/10 и 17828/10 отмечено, что при отсутствии методики расчета затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан возможно использование расчетного метода определения данных расходов с учетом конкретных обстоятельств дела. В частности, расходы транспортной организации могут определяться исходя из числа выданных ЕСПБ, тарифа на перевозку и количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода) и доли конкретной транспортной организации, осуществляющей перевозки одним из видов общественного транспорта, если в соответствующем населенном пункте имеется несколько видов транспорта.
Нормативными актами Ростовской области в данной сфере не установлен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности указанных услуг и стоимостью ЕСПБ. До начала спорного периода в данном субъекте Российской Федерации был предусмотрен только размер компенсации в твердой сумме, отменив впоследствии эти нормативные акты.
Истцы являются коммерческими транспортными организациями, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автобусами по определенным маршрутам в городском сообщении. С 01.07.2010 по 30.07.2014 заявители оказывали услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников. Таким образом, непокрытые расходы организаций подлежат компенсации из федерального бюджета, поскольку денежные средства на эти цели субъекту Российской Федерации в виде субвенций не выделялись.
Проверив правильность произведенного истцом расчета заявленных требований, судебные инстанции, руководствуясь правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 9621/10, установили, что расчет арифметически верен. Учитывая, что методика расчета компенсации затрат транспортных организаций при перевозке льготных категорий граждан не разработана, заявители произвели расчеты исходя из количества реализованных ЕСПБ с учетом доли организаций, количества поездок одного льготника в месяц и утвержденного тарифа. При этом в расчете использованы данные обследования пассажиропотока за соответствующий период.
Доводы казначейства, изложенные в кассационной жалобе, полностью повторяют аргументы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку в оспариваемом постановлении. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену или изменение принятых по делу судебных актов, не допущены, основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.07.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по делу N А53-12918/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
С.В. Рогальский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.