г. Краснодар |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А53-5622/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Айбатулина К.К. и Бабаевой О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дуплякиной Р.А., участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от истца - министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (г. Ростов-на-Дону, ИНН 616304944, ОГРН 1026103159378) - Ковалевой С.В. (доверенность от 08.05.2014), в отсутствие ответчика - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лабазанова Абулхасана Даниловича (хутор Кудинов, ИНН 610800914736, ОГРН 304610830400110), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.07.2014 (судья Бирюкова В.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 (судьи Тимченко О.Х., Ильина М.В., Мисник Н.Н.) по делу N А53-5622/2014, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Лабазанову А.Д. (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании 61 717 рублей 60 копеек из выплаченной предпринимателю субсидии.
Решением от 25.07.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.10.2014, в иске отказано. Суды пришли к выводу о том что предприниматель доказал понесенные расходы на выращивание сельскохозяйственных культур, их гибели, проведения агротехнических мероприятий, в том числе по приобретению ГСМ. Министерство не доказало нецелевого использования полученной предпринимателем субсидии.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение и апелляционное постановление и удовлетворить иск. Заявитель указывает, что сумма, предъявленная предпринимателем к возмещению в расчетах на топливо завышена на 88 168 рублей, в связи с чем ответчиком излишне получено из бюджета 61 717 рублей 60 копеек, которые подлежат возврату. Представленные предпринимателем в обоснование затрат на приобретение ГСМ товарно-транспортные накладные и товарные накладные не могут быть приняты, поскольку топливо поставлено позже проведенных полевых работ, что недопустимо, к возмещению принимаются только фактически понесенные и оплаченные на момент производства работ затраты. Судами неправомерно приняты доказательства понесенных затрат, представленные ответчиком в процессе судебного разбирательства (договор займа от 28.02.2012, расписки от 28.02.2012 и от 31.07.2012). Суды неправомерно руководствовались пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку данный пункт исключен. Министерство не заявляло о нецелевом использовании предоставления бюджетных средств, основанием для возврата является факт незаконного получения средств, поскольку документы, обосновывающие понесенные затраты, оформлены ненадлежащим образом.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (пункты 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, министерство в рамках реализации постановления Правительства Ростовской области от 28.08.2012 N 804 "О порядке возмещения ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате засухи" (далее Постановление N 804), руководствуясь постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 N 222 "Об утверждении Положения о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области" и приказом министерства от 18.07.2012 N 91 "О порядке прохождения документов; являющихся основанием для расходования средств, предоставляемых из резервного фонда Правительства Ростовской области на возмещение ущерба, нанесенного сельскохозяйственным товаропроизводителям вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2012 году" предоставило предпринимателю средства резервного фонда Правительства Ростовской области в сумме 378 171 рубль 15 копеек на возмещение фактически понесенных затрат на выращивание сельскохозяйственных культур, погибших от засухи в 2012 году. Получение ответчиком денежных средств в указанной сумме подтверждается платежным поручением от 27.09.2012 N 92542 (т. 1, л. д. 14).
В соответствии со статьями 78, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Областного закона Ростовской области от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области Контрольно-счетная палата Ростовской области провела тематическую проверку целевого и эффективного использования средств резервного фонда Правительства Ростовской области по отдельным объектам и направлениям в 2012 году, выделенных министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области. По результатам составлен акт от 18.10.2013, в котором установлено, что имеется несоответствие сроков и дат в первичных документах, подтверждающих понесенные расходы.
Согласно учетному листу тракториста-машиниста N 01 за март 2012 года (утвержден руководителем хозяйства 30.04.2012), а также путевым листам трактора от 09.03.2012, от 04.04.2012 и от 05.04.2012 работы по вспашке, культивации и боронованию под яровой ячмень осуществлялись 09.03.2012, 04.04.2012 и 05.04.2012 с общим расходом горючего в количестве 5150 кг. В соответствии с расчетом средняя стоимость 1 кг приобретенных ГСМ в 2012 году составила 17 рублей 12 копеек, общая стоимость ГСМ составила 88 168 рублей.
В соответствии с пунктом 2 Порядка возмещения ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате засухи, утвержденным Постановлением N 804, размер подлежащего возмещению ущерба определяется из расчета 70% от фактических затрат на выращивание сельскохозяйственных культур, погибших в результате засухи.
Учитывая, что сумма, предъявленная ответчиком к возмещению в расчетах по топливу завышена на 88 168 рублей, следовательно, им излишне получено из бюджета 61 717 рублей 60 копеек (88 168,0 х 70 %), которые подлежат возврату в бюджет.
После проведения проверки и установления факта нарушения постановления N 804, а также с целью устранения нарушения действующего законодательства, министерство 30.12.2013 направило в адрес предпринимателя письмо N 11.1.3.3-23/292 о необходимости устранения нарушения и возврате в течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления необоснованно полученных средств.
Поскольку предприниматель денежные средства не перечислил, министерство обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 6 постановления N 804 для получения средств на возмещение ущерба сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в министерство заявку, включающую следующие документы:
- письменное обращение на имя заместителя Губернатора Ростовской области - министра сельского хозяйства и продовольствия с указанием банковских реквизитов получателя для перечисления средств;
- копию протокола заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района, заверенную получателем средств;
- копии муниципальных правовых актов по вопросам введения чрезвычайной ситуации в районе, заверенные получателем средств;
- копию справки федерального государственного бюджетного учреждения "Ростовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями" об аномальных гидрометеорологических условиях в муниципальном районе, заверенную получателем средств;
- акт обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате засухи, утвержденный главой муниципального района и согласованный председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности муниципального района;
- расчеты фактически понесенных затрат на выращивание сельскохозяйственных культур (по каждой погибшей культуре) на 1 га при наличии заверенных сельскохозяйственным товаропроизводителем копий первичных документов, подтверждающих понесенные и (или) оплаченные затраты (договоров на поставку товарно-материальных ценностей, накладных на оприходование товарно-материальных ценностей, актов списания товарно-материальных ценностей, заверенных банком платежных документов и прочих бухгалтерских документов). При приобретении продукции на условиях договоров мены (товарообменные операции) прикладываются заверенные сельскохозяйственным товаропроизводителем копии договоров мены вместо платежных документов и копии накладных на оприходование приобретенной продукции. Расчеты фактически понесенных затрат на выращивание сельскохозяйственных культур на 1 га представляются за вычетом сумм субсидий, полученных на приобретение элитных семян, минеральных удобрений и средств защиты растений, внесенных под сев культур, пострадавших в результате засухи;
- карту полей по хозяйству с указанием полей, пострадавших от засухи;
- фото и (или) видеодокументы с четкими изображениями повреждений пострадавших объектов;
- копии сведений об итогах сева под урожай текущего года по форме федерального статистического наблюдения N 4-СХ (N 1-фермер) с отметкой статистики, заверенные сельскохозяйственным товаропроизводителем;
- справку страховой компании о страховании посевов сельскохозяйственных культур с указанием застрахованных площадей, сумм страховой стоимости и страхового возмещения (при условии страхования посевов);
- заверенные сельскохозяйственным товаропроизводителем (кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"), в случае отсутствия сельскохозяйственного товаропроизводителя в Реестре сельскохозяйственных предприятий Ростовской области, имеющих статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, включенных в бухгалтерский отчет министерства за год, предшествующий текущему, размещенном на официальном сайте министерства, копии форм отчетности за календарный год, предшествующий текущему: формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках", формы N 6-АПК (годовая) "Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса" - или выписку из книги учета доходов и расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся на специальных режимах налогообложения) и копию налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу по форме КНД 1151059 для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога;
- справку-расчет о причитающейся сумме средств на возмещение ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате засухи, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), выданную не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявки;
- копию свидетельства о государственной регистрации или свидетельства о постановке на учет в налоговом органе на территории Ростовской области, заверенную сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Документы, указанные в абзаце 14 пункта 6 настоящего Порядка, представляются в министерство уполномоченными органами в результате межведомственного взаимодействия, осуществляемого при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе лично представить истцу указанные документы по собственной инициативе.
Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, должны определять - порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
В соответствии с пунктами 10, 11 постановления N 804 в случае установления фактов необоснованного получения средств министерством в течение 10 рабочих дней со дня установления указанных фактов письменно уведомляет сельскохозяйственного товаропроизводителя о необходимости возврата необоснованно полученных средств в областной бюджет в полном объеме.
Сельскохозяйственный товаропроизводитель в течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления перечисляет необоснованно полученные средства в областной бюджет. Возврат осуществляется на основании оформленных платежных документов (пункт 11).
Как федеральным, так и региональным законодательством установлены императивные нормы предоставления сельхозтоваропроизводителям субсидий в целях финансовой помощи. Данные правила направлены на недопущение злоупотребления указанными субъектами своими правами на получение помощи от государства.
Из материалов дела видно, что основанием для истребуемой части предоставленной денежной компенсации является факт несоответствия дат производившихся ответчиком сельхозработ и дат товарных накладных. При этом министерство ссылается на содержащиеся в акте проверки Контрольно-счетной палаты РО выводы о необоснованности выплаты субсидии при таких обстоятельствах. Доводов о том, насколько в действительности с учетом совершенных действий по предоставлению компенсации самим министерством принятый им расчет и сопровождающие его документы не удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям, истцом не представлено.
Действующие нормативно-правовые акты, в том числе и приложение N 1 к приказу министерства N 91, не содержат утвержденной методики, регламентирующей порядок и виды представляемых документов и конкретные виды представляемых доказательств факта компенсируемых затрат, критерии их относимости и допустимости, оценки и порядка расчета для целей выплаты.
Проводимые агротехнические мероприятия, в том числе связанные с потребностью в ГСМ, являются непрерывными и длящимися в период как предшествующий или сопровождающий действия по возделыванию сельхозкультур, так и в последующие периоды.
С учетом особенностей субъекта получателя субсидии, как лица, не ведущего календарного бухгалтерского учета и отчетности при упрощенной системе налогообложения, первоначальным и преимущественно значимым фактом несения расходов по выращиванию сельхозкультур является доказанный факт посевов и их последующей гибели. Указанное обстоятельство, как первоначально значимое подтверждается самим истцом, в том числе в объеме возделывавшихся культур и общей площади погибших посевов по всем их видам.
Указанные обстоятельства являются основаниями для констатации, что такие действия были произведены сельхозпроизводителем. Совершение таких действий предполагает безусловное несение затрат, в том числе на приобретение и использование ГСМ (дизельного топлива).
Представленные предпринимателем документы, обосновывающие размер понесенных им фактических расходов, своевременно и в полном объеме оформлены и подтвержены: договором займа ГСМ от 28.02.2012, распиской в получении ГСМ от 28.02.2012, распиской об обратном получении (возврате займа) от 31.07.2012; актом обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия) от 15.06.2012 N 1; товарно-транспортной накладной от 10.04.2012 ЗАХ-000040 на перевозку ГСМ; путевыми листами трактора за март -апрель 2012 года; актом расхода семян и посадочного материала от 20.04.2012 N 01; расчетом фактически понесенных прямых затрат (копии имеются в деле). Таким образом. Предприниматель использовал заемное дизельное топливо для производства работ, в целях возврата которого впоследствии приобрел ГСМ по оспариваемой министерством товарной накладной.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований по возврату выплаченных сумм.
Довод заявителя о неправильном применении судом недействующих норм бюджетного законодательства подлежит отклонению, поскольку ссылка суда первой инстанции на данные нормы права не привела к принятию неправильного по существу судебного акта.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены или изменения решения и постановления апелляционного суда по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.07.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 по делу N А53-5622/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.