Бланки строгой отчетности
Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг должны производиться с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Вместе с тем некоторым организациям предоставлено право использовать при расчетах с населением определенные формы бланков строгой отчетности. Кто разрабатывает и утверждает бланки? Является ли обязательным их изготовление типографским способом? Должна ли организация регистрировать бланки в ИМНС России?
Обязанность осуществлять денежные расчеты с населением с применением ККМ установлена Федеральным законом от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон N 5215-1). Это относится к организациям и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Данное положение Закона N 5215-1 применяется в любом случае, если установлен факт приема наличных денег от населения, независимо от вида деятельности организации, осуществляющей денежные расчета с населением. Порядок денежных расчетов с юридическими лицами Законом N 5215-1 не регламентирован.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 04.08.99 N 10 разъяснено следующее. Исходя из смысла Закона N 5215-1 сферой его регулирования являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане делают покупки.
В связи с этим необходимо иметь в виду, что указанный закон применяется и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальными предпринимателями (покупателем, клиентом). Следовательно, и при расчетах с физическим лицом - индивидуальным предпринимателем необходимо применять ККМ.
В соответствии с Положением по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 (далее - Положение по применению ККМ), на выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:
- наименование организации;
- идентификационный номер организации-налогоплательщика;
- заводской номер ККМ;
- порядковый номер чека;
- дата и время покупки (оказания услуги);
- стоимость покупки (услуги);
- признак фискального режима.
Изготовление бланков строгой отчетности
Положением по применению ККМ определенным категориям предприятий, организаций и учреждений предоставлено право использовать при расчетах с населением для учета наличных денежных средств установленные формы бланков строгой отчетности, утвержденные Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по ККМ.
Прочие бланки строгой отчетности (разработанные организацией самостоятельно, но не утвержденные) не дают права на прием наличных денежных средств*(1).
Бланк строгой отчетности - это форма документа, отпечатанного типографским способом, в котором предусмотрены необходимые реквизиты. Бланк с заполненными строками по всем предусмотренным реквизитам, подписанный должностным лицом, приобретает юридическую силу и является первичным бухгалтерским документом. Бланки строгой отчетности приравниваются к чеку ККМ.
В соответствии с п.2.16 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.83 N 105 по согласованию с ЦСУ СССР, бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы (нумератором, типографским способом).
Бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином России, являются официальными государственными документами. Применение их в соответствии с Законом N 5215-1 обязательно для всех организаций, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения осуществляют расчеты с населением без применения ККМ. Перечень организаций, которые вместо ККМ вправе применять бланки строгой отчетности, также утвержден постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745.
Бланки строгой отчетности, как и другие первичные учетные документы, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" должны содержать обязательные реквизиты, как-то:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Кроме того, помимо показателей, характеризующих специфику оформляемых операций, в форме бланков строгой отчетности должны быть указаны:
- гриф утверждения бланка;
- код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД);
- наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
- ИНН организации.
Неотъемлемым реквизитом является наличие на каждом экземпляре бланка его порядкового номера. При проставлении номера часть знаков может быть буквенной (серия), а часть - цифровой.
Бланки строгой отчетности для осуществления денежных расчетов с населением без применения ККМ изготавливаются в типографиях по заказам (имеющимся образцам, утвержденным Минфином России) министерств и ведомств, а также самих организаций. Компьютерное (самостоятельное изготовление с помощью имеющейся компьютерной техники) изготовление бланков строгой отчетности недопустимо*(2).
С 11 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ). До этого момента действовал Федеральный закон от 25.09.98 N 158-ФЗ.
В перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, утвержденный Федеральным законом от 25.09.98 N 158-ФЗ, была включена и деятельность по изготовлению полиграфической продукции. Это означало, что изготовление являющихся полиграфической продукцией бланков строгой отчетности типографским способом подлежало обязательному лицензированию. Законом N 128-ФЗ перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, значительно сокращен.
Лицензированию подлежит деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией (п.1 ст.17 Закона N 128-ФЗ). Это значит, что бланки строгой отчетности с элементами защиты могут быть изготовлены полиграфическими предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти (в данном случае Минфином России). Порядок получения лицензии изложен в Положении о порядке и условиях выдачи лицензий на производство и ввоз на территорию Российской Федерации бланков ценных бумаг, утвержденном письмом Минфина России от 17.09.92 N 05-01-04. Положение является действующим в части, противоречащей новому закону. Лицензирование видов деятельности, не указанных в п.1 ст.17 Закона N 128-ФЗ, прекращается со дня его вступления в силу.
Таким образом, с 11 февраля 2002 года полиграфическая деятельность, деятельность по изготовлению бланков строгой отчетности (не имеющих защиты от подделки) и деятельность по торговле указанными бланками лицензированию не подлежит*(3).
Применение существующих бланков строгой отчетности
Утвержденные в установленном порядке бланки документов строгой отчетности могут быть использованы для оформления расчетов с населением организациями аналогичной отраслевой принадлежности, не входящими в систему министерств и ведомств, по представлению которых эти формы были утверждены. Кроме того, если организации по роду деятельности подходят утвержденные в установленном порядке формы бланков строгой отчетности, она вправе применять существующие бланки строгой отчетности, которые утверждены и доведены соответствующими приказами Минфина России.
Если среди утвержденных бланков строгой отчетности (их более 200) нет бланка, который подходил бы организации по роду деятельности, тогда следует обратиться в Минфин России с вопросом рассмотреть и утвердить разработанный бланк и инструкцию по его изготовлению, применению, учету и хранению. Организация вправе обратиться в Минфин России только при условии, что она входит в перечень организаций, которые могут применять бланки строгой отчетности.
Бланки, разработанные АО "Росбытсоюз" и утвержденные в общеустановленном порядке в Минфине России письмами от 29.04.95 N 16-00-30-33 и от 11.04.97 N 16-00-27-15, являются бланками строгой отчетности и могут применяться организациями при оказании платных бытовых услуг населению. Эти бланки заменяют чеки ККМ.
Документы, используемые при выполнении бытовых услуг организациями всех форм собственности, а также при индивидуальной трудовой деятельности, могут заказываться (приобретаться) в типографии АО "Росбытсоюз".
АО "Росбытсоюз" по согласованию с Минфином России утвердило приказ от 15.08.97 N 9, в соответствии с которым с 1 января 1998 года введены в действие Методические указания "О порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями бытового обслуживания населения и их подразделениями, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью по бытовому обслуживанию населения".
Ответственность
Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа:
- на граждан - от 15 до 20 МРОТ;
- на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ;
- на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
Регистрация бланков строгой отчетности в налоговых органах действующим законодательством не предусмотрена. В большинстве случаев это необоснованное требование местных налоговых инспекций.
И.А. Садикова,
ведущий специалист Департамента методологии
бухучета и отчетности Минфина России
"Российский налоговый курьер", N 24, декабрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Разработанные организацией самостоятельно, но не утвержденные бланки строгой отчетности не дают права на прием наличных денежных средств.
*(2) Самостоятельное изготовление бланков строгой отчетности с помощью компьютерной техники недопустимо.
*(3) С 11 февраля 2002 года полиграфическая деятельность, деятельность по изготовлению бланков строгой отчетности (не имеющих защиты от подделки) и деятельность по торговле указанными бланками лицензированию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99