г. Краснодар |
|
04 февраля 2015 г. |
Дело N А32-38011/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Марченко А.О. (доверенность от 02.12.2014), в отсутствие ответчика - открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2014 (судья Дуб С.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 (судьи Баранова Ю.И., Ванин В.В., Пономарева И.В.) по делу N А32-38011/2012, установил следующее.
ОАО "РЖД" (общество, железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - порт) о взыскании 7355 рублей 77 копеек платы за время простаивания вагонов в период с 13 по 16 августа 2012 года на железнодорожных путях общего пользования в ожидании их подачи на пути порта.
Порт предъявил встречный иск о взыскании с общества 21 160 рублей штрафа за задержку подачи вагонов в том же периоде (с 13 по 16 августа 2012 года).
Решением от 11.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.10.2014, в иске обществу отказано, встречный иск удовлетворен. Суды указали, что общество не вправе требовать плату ни за пользование не принадлежащими ему вагонами, ни за пользование его инфраструктурой (путями общего пользования станции Туапсе), так как один из двух выставочных путей (N 5 и 6) не был загружен, и доставка вагонов на подъездные пути порта могла осуществляться по свободному выставочному пути. Кроме того, по мнению судебных инстанций, заключенный портом и обществом договор на подачу и уборку вагонов не предусматривает плату за пользование инфраструктурой железной дороги. В силу названных обстоятельств, свидетельствующих о простое вагонов на путях общего пользования по вине железной дороги, суды взыскали с нее штраф, начисленный в соответствии со статьей 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Общество в кассационной жалобе просит отменить судебные акты и удовлетворить его иск, отказав во встречном иске. Заявитель считает, что обязанность порта оплачивать время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Туапсе определена пунктом 17.6 договора от 24.01.2012 N 85/4, в котором имеется ссылка на Тарифное руководство N 2, определяющее ставки такой платы. Вину железной дороги в задержке подачи вагонов порт не доказал, так как акты общей формы, являющиеся в силу статьи 119 Устава основаниями для ответственности перевозчика, не составлял. В то же время в актах общей формы, составленных железной дорогой, указана причина простоя вагонов на общих путях - занятость выставочных путей N 5 и 6. Путь N 6, как утверждает заявитель, был занят в рассматриваемый период порожними вагонами, убиравшимися с территории порта. Суды неправомерно отказали обществу в уменьшении на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации заявленного портом штрафа, несмотря на то, что его размер явно превышает сумму возможных убытков от несвоевременной подачи вагонов.
Порт в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что пунктом 17.6 договора установлена обязанность порта оплачивать пользование только теми вагонами, которые принадлежат перевозчику. Если вагоны, как в данном случае, не принадлежат перевозчику, то возможно взимание платы за использование инфраструктуры железной дороги, но при условии, что это предусмотрено договором. Плата за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта определяется Тарифным руководством N 1, не названным в договоре, в связи с чем взимание данной платы сторонами не согласовано. Встречный иск, по мнению порта, удовлетворен правомерно. В актах общей формы перевозчик указал, что подача вагонов задерживалась по причинам, зависевшим от порта. Однако порт считает, что препятствия в подаче вагонов на подъездные пути по свободному выставочному пути N 6 отсутствовали. Возражения порта изложены в актах железной дороги, в связи с чем в составлении портом собственных актов для подтверждения вины железной дороги необходимости не имелось.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Договором от 24.01.2012 N 85/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования урегулированы правоотношения железной дороги (перевозчика) и порта по эксплуатации принадлежащего железной дороге и находящегося в пользовании порта железнодорожного пути, примыкающего к путям N 5 и 6 станции Туапсе-Сортировочная СКЖД. Согласно пункту 5.1 договора подача вагонов на путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается определенный порядок подач: каждая последующая - не ранее чем через 1 час 20 минут после предыдущей, но не позднее 2 часов при наличии на станции готовых к подаче вагонов, прибывших в адрес порта. Занятость выставочных путей N 5 и 6 фиксируется графиком. Для доставки на путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции на железнодорожные выставочные пути N 5 или 6 в количестве не более 13 вагонов (пункт 6 договора). Согласование порядка подачи вагонов производится маневровым диспетчером станции и диспетчером порта. Пунктом 17.6 договора предусмотрено, что при отсутствии у порта возможности принять прибывшие на станцию вагоны с экспортным грузом он дает письменный отказ, передаваемый диспетчером порта приемосдатчику станции Туапсе в порту. Письменное уведомление о снятии отказа передается портом не позднее чем за час до начала приема указанных в отказе вагонов. За задержку вагонов на станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования порт (при наличии его вины - пункт 17.7 договора) несет ответственность в соответствии со статьей 39 Устава, пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования по ставкам платы, установленным пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
В актах общей формы (т. 1, л. д. 27 - 55) железная дорога фиксировала время нахождения вагонов с грузами, прибывших в адрес порта с 13 по 16 августа 2012 года, на путях общего пользования, указав, что вагоны находились в ожидании подачи по зависящим от порта причинам - занятости выставочных путей. Акты подписаны представителями порта с возражениями, согласно которым акты вручались порту 20.08.2012, после описанных обстоятельств. Количество вагонов, находившееся на выставочном пути N 5, по мнению порта, свидетельствовало об отсутствии препятствий в приемке вагонов, вагоны стояли на станции по зависящим от перевозчика причинам, в связи с чем перевозчик несет ответственность за задержку подачи вагонов в соответствии со статьей 100 Устава.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).
В соответствии с пунктом 1 Тарифного руководства N 2 за время нахождения вагонов федерального железнодорожного транспорта у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, указанную в настоящем Тарифном руководстве. Порядок осуществления расчетов за пользование вагонами определяется в договорах, связанных с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договорах, связанных с подачей и уборкой вагонов.
Если железная дорога не уведомит грузополучателя, владельца железнодорожного подъездного пути о прибытии грузов, то они освобождаются от платы за пользование вагонами до получения от железной дороги уведомления о прибытии груза (пункт 10).
При задержке вагонов на железнодорожных путях общего пользования по вине грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей плата взимается по таблицам N 9 и 10 настоящего Тарифного руководства (пункт 11).
Пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в редакции приказа ФСТ РФ от 10.06.2009 N 119-т/4 установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и 10 Тарифного руководства.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10 и от 18.10.2012 N 6424/12 плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта.
В письме ФСТ России от 30.03.2011 N СН-2489/10 указано, что плата за занятие инфраструктуры (пути общего пользования) установлена в Тарифном руководстве N 2, но под иным наименованием, - как плата за пользование вагонами. В расчетную базу ставок платы за пользование вагонами, принадлежащими железной дороге, при их простое на путях общего пользования включены затраты на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны, принадлежащие железной дороге (в части, приходящейся на содержание и эксплуатацию инфраструктуры).
ФСТ России в названном письме сослалась на решение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331, которым отказано в признании недействующим пункта 12 Тарифного руководства N 2 и при этом отмечено, что в случаях, когда вагон не принадлежит перевозчику, фактически плата взимается не за пользование вагонами, а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Разъяснения по применению Тарифного руководства N 2 даны органом государственной власти, принявшим данный правовой акт и уполномоченным в сфере установления тарифов.
Довод железной дороги о том, что пункт 12 Тарифного руководства N 2 предусматривает взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, соответствует разъяснениям ФСТ России, а с учетом наличия в пункте 17.6 договора N 85/4 соглашения сторон о размере такой платы путем отсылки к пункту 12 Тарифного руководства N 2 не противоречит и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, при доказанности вины грузополучателя (порта) в простаивании вагонов на путях общего пользования железная дорога вправе требовать соответствующей платы.
Вместе с тем оценка обстоятельств дела и установление причин, по которым вагоны в заявленном периоде находились на путях общего пользования и сверх нормативного времени не подавались на территорию порта, относится к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 100 Устава за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2% размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 и 17.6 договора N 85/4 вагоны должны быть поданы через 2 часа после получения портом факсимильного сообщения о подаче вагонов, а при отсутствии у порта возможности принять прибывшие на станцию вагоны он дает письменный отказ, который передается диспетчером порта приемосдатчику станции. Письменное уведомление о снятии отказа передается портом не позднее чем за час до начала приема указанных в отказе вагонов.
Суды установили, что порт не заявлял об отказе от приема грузов и оценили акты общей формы, содержащие возражения порта, придя к выводу, что железная дорога не представила доказательств занятости выставочных путей и отсутствия возможности подачи вагонов на подъездные пути порта. Расчет начисленного портом штрафа проверен судами и признан правильным.
Основания и полномочия для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 по делу N А32-38011/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Рогальский |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.