Решение Самарского областного суда от 23 декабря 2022 г. N 3а-2255/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2255/2022 по административному исковому заявлению Щ.Д.А. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
Щ.Д.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, в части включения в него под пунктом 18562 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 18563 - нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения под пунктом 25372 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 25373 - нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом 28387 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 28388 - нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 13931 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 13932 - нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что включение в Перечни вышеуказанных нежилых помещений не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку помещения расположены в здании многоквартирного жилого дома, здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома. Данные ЕГРН и технической документации не содержат сведений о коммерческом предназначении объектов, помещения фактически не используются как торговый или офисный объект, объект общественного питания или бытового обслуживания. Включение нежилых помещений в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности С.В.П. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что по сведениям, полученным из ЕГРН в указанные Перечни включены нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, расположенные в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N. В указанном жилом доме по сведениям независимой международной картографической компании "2ГИС", размещенным на официальном сайте в телекоммуникационной сети "Интернет", расположена 21 организация.
Привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Администрация г.о. Тольятти, Т.И.А. в судебное заседание не явились.
Т.И.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие и удовлетворить административный иск в полном объеме.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 3033 от 30 ноября 2015 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год.
Приказом от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год.
Приказом от 18 октября 2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом N 2233 от 22 октября 2021 года.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт 18562 Перечня на 2016 год, в пункт 25372 Перечня на 2017 год, в пункт 28387 Перечня на 2018 год, в пункт 13931 Перечня на 2022 год
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт 18563 Перечня на 2016 год, в пункт 25373 Перечня на 2017 год, в пункт 28388 Перечня на 2018 год, в пункт 13932 Перечня на 2022 год.
Приказ N 3033 от 30 ноября 2015 года опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области 30 ноября 2015 года.
Приказ N 1907 от 14 ноября 2016 году опубликован в издании "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", N 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), "Волжская коммуна", N 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение).
Приказ министерства от 18 октября 2017 года N 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)),"Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)), "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378)).
Приказ министерства N 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Т.И.А. с 6 июня 2022 года является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 282,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>
Щ.Д.А. являлся собственником указанного нежилого помещения в период с 5 июня 2013 года по 6 июня 2022 года.
На праве собственности Щ.Д.А. принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 265,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения имеют назначение и наименование - нежилые помещения.
В техническом паспорте, выполненном МУП городского округа Тольятти "И." по состоянию на 7 декабря 2012 года, указано, что в помещении с кадастровым номером N на площади 265,9 кв. м расположены нежилые помещения.
В техническом плане нежилого помещения с кадастровым номером N, выполненном кадастровым инженером ООО "Т." по состоянию на 25 декабря 2017 года, не содержится сведений о наименовании помещений, в нем расположенных.
На запрос суда получен технический паспорт на нежилое помещение с кадастровым номером N, выполненный МУП городского округа Тольятти "И." по состоянию на 26.11.2012 года, в котором отражено, что в помещении на площади 265,4 кв. м располагаются нежилые помещения.
Нежилые помещения расположены в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома.
Мероприятия по определению фактического использования нежилых помещений министерством имущественных отношений Самарской области на даты утверждения Перечней не проводились.
Из акта осмотра, выполненного представителем административного истца 11 октября 2022 года, следует, что в помещении с кадастровым номером N осуществляет стоматологическую деятельность стоматологическая клиника "19 к."; помещение с кадастровым номером N не используется, находится в состоянии, требующем ремонта.
По договору аренды, заключенному 1 января 2016 года между Щ.Д.А., Ш.А.М. и ООО "С.", помещения площадью 265,4 кв. м переданы в аренду для использования стоматологической клиники.
Включение нежилых помещений в Перечни на 2016, 2017, 2018, 2022 годы не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не подтверждено назначение или фактическое использование нежилых помещений в качестве офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что обращение административного истца с требованиями о признании недействующими Перечней на 2016-2018 годы необоснованно, поскольку заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Таким образом, при разрешении требований о признании недействующими нормативных правовых актов подлежит установлению факт нарушения оспариваемыми актами прав и законных интересов административного истца, который установлен при рассмотрении данного административного дела. Возврат излишне уплаченного налога предметом данного спора не является.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2016, 2017, 2018, 2022 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Щ.Д.А. удовлетворить
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в части включения в него под пунктом 18562 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 18563 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом 25372 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 25373 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом 28387 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 28388 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 13931 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 13932 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 23 декабря 2022 г. N 3а-2255/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании