г. Краснодар |
|
13 февраля 2015 г. |
Дело N А32-36594/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Илюшникова С.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Славянском районе Краснодарского края (ИНН 2349022169, ОГРН 1022304648684) - Будко С.Н. (доверенность от 09.02.2015), Пострыгай Ю.А. (доверенность от 12.01.2015), Черной А.Н. (доверенность от 21.01.2015), от заинтересованного лица - Финансового управления администрации муниципального образования Славянский район - Носань В.Е. (доверенность от 09.02.2015), в отсутствие заинтересованных лиц: муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств им. Г.Ф. Пономаренко" и муниципального образования Славянский район г. Славянск-на-Кубани, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Финансового управления администрации муниципального образования Славянский район на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2014 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-36594/2012, установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Славянском районе Краснодарского края (далее - Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлениями о наложении судебного штрафа за неисполнение решения суда от 24.01.2013 по делу N А32-36594/2012 на муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств им. Г.Ф.Пономаренко" муниципального образования Славянский район г. Славянск-на-Кубани (далее - учреждение) в размере 100 тыс. рублей, на директора учреждения Тимченко М.А. - 5 тыс. рублей, на Финансовое управление администрации муниципального образования Славянский район (далее - Финансовое управление) - 100 тыс. рублей и на начальника Финансового управления Пахарь В.П. - 5 тыс. рублей.
Определением суда от 08.09.2014, оставленным без изменения в обжалуемой части постановлением апелляционной инстанции от 04.12.2014, заявление Пенсионного фонда удовлетворено в части: за неисполнение решения суда от 24.01.2013 по делу N А32-36594/2012 судебный штраф наложен на Финансовое управление в размере 50 тыс. рублей и на начальника Финансового управления Пахарь В.П. - 5 тыс. рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что Финансовое управление нарушило порядок исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности бюджетных учреждений, установленный Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ).
В кассационной жалобе Финансовое управление просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано на то, что Финансовое управление не является субъектом, на который может быть наложен штраф за неисполнение судебного акта, поскольку должником по исполнительному листу является учреждение. Судебный акт не был исполнен в связи с дефицитом бюджета.
В отзыве на кассационную жалобу Пенсионный фонд просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Финансового управления поддержал доводы жалобы, представители Пенсионного фонда поддержали доводы отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением суда от 24.01.2013 по делу N А32-36594/2012 удовлетворены требования Пенсионного фонда о взыскании с учреждения задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой страховых взносов и пени на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за 2 квартал 2012 года. На основании указанного решения, арбитражный суд выдал Пенсионному фонду исполнительный лист от 03.04.2013 серия АС N 005833119 на общую сумму 1 433 961 рублей 73 копейки. Пенсионный фонд направил копию решения суда и исполнительный лист для исполнения в Финансовое управление, осуществляющее открытие и ведение лицевых счетов данного учреждения-должника. Указанные документы приняты Финансовым управлением к исполнению 24.04.2013, что подтверждается отметкой в принятии, проставленной на заявлении взыскателя.
Вместе с тем, решение суда осталось неисполненным, что послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о наложении на учреждение и Финансовое управление и их должностных лиц судебного штрафа за неисполнение решения суда.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. В соответствии с частью 2 указанной статьи неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно частям 1, 2 статьи 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном данным Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии со статьей 120 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения вопроса о наложении судебного штрафа арбитражный суд выносит определение.
В соответствии с частью 1 статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 данного Кодекса в размере, установленном федеральным законом. За неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, может быть наложен судебный штраф в порядке и в размере, установленных в главе 11 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Частью 4 указанной статьи установлено, что вопрос о наложении судебного штрафа рассматривается арбитражным судом по заявлению взыскателя или судебного пристава исполнителя в порядке, установленном данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных названным Кодексом. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать две тысячи пятьсот рублей, на должностных лиц - пять тысяч рублей, на организации - сто тысяч рублей, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения поступивших исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств за счет средств казны муниципального образования.
При рассмотрении спора суды исходили из того, что обращение взыскания на средства бюджетного учреждения осуществляется в порядке, установленном частью 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ. Согласно абзацу 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ при нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов, установленных абзацем 1 пункта 7 части 20 настоящей статьи, орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Суды установили, что копия решения суда от 24.01.2013 по делу N А32-36594/2012 и исполнительный лист от 03.04.2013 серия АС N 005833119 в отношении учреждения, направлены для исполнения в Финансовое управление, осуществляющее открытие и ведение лицевых счетов данного учреждения - должника, и приняты им к исполнению 24.04.2013. Вместе с тем на момент рассмотрения заявления о наложении судебного штрафа решение суда не исполнено, после направления исполнительного листа в Финансовое управление платежи в счет погашения задолженности за 2 квартал 2012 года не поступали. При этом суды указали, что при нахождении на исполнении в Финансовом управлении неисполненного исполнительного листа после истечения 30-ти дневного срока, установленного для его исполнения бюджетным учреждением, Финансовое управление не приостановило операции по лицевым счетам должника. Данное обстоятельство подтверждается платежными поручениями учреждения, в соответствии с которыми после истечения указанного 30-ти дневного срока с его лицевого счета осуществлялась уплата текущих платежей по страховым взносам.
Вместе с тем Финансовое управление не представило доказательства исполнения решения суда и исполнительного листа на момент рассмотрения судом первой инстанции заявления о наложении судебного штрафа.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для наложения на Финансовое управление и его руководителя судебного штрафа.
Доводы подателя жалобы о размере штрафов подлежат отклонению, так как направлены на переоценку. Суды установили размер штрафов в рассматриваемом случае исходя из конкретных обстоятельств данного дела. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда и постановления апелляционного суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу N А32-36594/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.